К какому памятнику не зарастет народная тропа. Памятник, к которому не зарастет народная тропа. Сочинение по произведению на тему: "Памятник, к которому не зарастет народная тропа"

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: "Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство". И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях "Поэт", "Пророк" и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух "вкушает хладный сон". Но наступает момент, когда "душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел", откроются "вещие зеницы" и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать "....


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.

Место стихотворения в творчестве поэта

Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.

Тема творчества, поэта и поэзии.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.

Проблема стихотворения

Проблема закрепления своей славы поэта во времени.

Композиция стихотворения

Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:

Душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.

Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.

В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.

Лирический герой

Преобладающее настроение, его изменение

Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.

По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.

Пять строф, четверостишия.

Основные образы

Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.

Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.

Лексика стихотворения

Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».

Поэтический синтаксис

В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).

Сложные предложения, использована инверсия.

Изобразительные средства иносказания

эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».

Звукопись

Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):

Я памятник себе воздвиг не рукотворный ,

К не му не зарастет на родная тропа,

Возне сся выше он главою не покорной

Алексан дрийского столпа.

Нет , весь я не умру…

В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.

Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка перекрестная.

Эмоции вызванные при прочтении

На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.


Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил...» или «Я помню чудное мгновенье...» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе...» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит.

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил.» или «Я помню чудное мгновенье.» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом. Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе.» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: "Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство". И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях "Поэт", "Пророк" и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух "вкушает хладный сон". Но наступает момент, когда "душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел", откроются "вещие зеницы" и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать "неба содроганье", "гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье". Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. "Поэт - эхо мира", - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении "Деревня", оде "Вольность" отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях "Я вас любил..." или "Я помню чудное мгновенье..." заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был "поэтом действительности", в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал "нежный ум" поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: "Что же было предметом его поэзии?" И ответ был очевиден и поразителен: "Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов".

В своем стихотворении "Я памятник себе..." поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С...Пушкин воздвиг себе "нерукотворный памятник", к которому уже многие годы не зарастает "народная тропа" и не зарастет, наверное, никогда.