Забвение истории. Последние дни Калипсо — судна командора Жака Ив Кусто

1960-е годы стали настоящим прорывом в исследовании морского дна, сотни тысяч людей по всему миру узнали о существовании удивительного природного и животного мира на дне морей и океанов, увидели редкие растения и животные, погрузились в мир кораллов и барьерных рифов. И все это произошло, благодаря одному легендарному человеку Жаку-Иву Кусто и его не менее легендарной яхте – Калипсо.

Исследователь Жак-Ив Кусто

Жак-Ив Кусто – бывший военный, исследователь, водолаз, человек, который в числе первых решился испытать на себе действие водолазного костюма, а также тот, кто впервые придумал фотографировать не просто проводимые водолазами работы, а рыб, растения и рельеф морского дна. настолько полюбил океанские глубины, что решил посвятить их исследованию всю оставшуюся жизнь. Вот только для реализации задуманного денег у исследователя и его единомышленников не было, потому он некоторое время работал простым рабочим и даже механиком.

Исследователь Жак-Ив Кусто

Отчаявшись, начинающий ученый обратился к своему знакомому - директору военной верфи Андре Оньяку за советом, и тот, немного поразмышляв, дал ему дельный совет – попасть на прием к миллионеру и владельцу известной в мире компании по производству пива – Томасу Лоэлу Гиннесу. Так, собственно, Кусто и поступил, с трудом добившись личной аудиенции у столь важного и значимого по тем временам человека.

Гиннес просьбу удовлетворил, но отказался предоставить судно в личное пользование ученого, согласившись только на долгосрочную аренду, стоимость которой измерялась всего одним франком в год. Корабль Кусто мог выбрать самостоятельно, он должен был быть не новым и вполне подходящим для экспедиции.

Покупка Калипсо

Получив корабль, Кусто обязался никогда более ни с какими просьбами к Гиннесу не обращаться, равно, как и не упоминать нигде до самой своей, или его смерти имя мецената. Такие меры предосторожности, предприняты были Гиннесом не случайно, ими он страховал себя от дальнейших просьб о финансировании экспедиций, в том числе и от других просителей. Имя Гиннеса стало известно только с разрешения его наследников после смерти Кусто в 1997 году. Но тогда в 1950-м, ученый бросился прочь, чтобы выбрать судно, пока меценат не передумал.


Калипсо — любимое судно Кусто

Подходящий корабль был найден на Мальте, был он минным тральщиком американской постройки. Первый гвоздь в борт его был забит 12 марта 1942 года в Сиэтле, то есть к моменту приобретения его Кусто, корабль был еще новеньким и ни разу не бывавшим в серьезных передрягах. Судно было оснащено мощнейшим современным двигателем и управлялось командой из 12 человек.

Название, корабль поступивший в полное распоряжение Кусто в тот же день, получил «Калипсо». Имевшаяся конструкция корабля, командора не устраивала, потому он начал его кардинальное переоборудование, добавив дополнительную каюту на 10 человек, кают-компанию и особое отделение в носовой части ниже ватерлинии с иллюминатором, чтобы оттуда с удобством можно было наблюдать за подводным миром.

Приключения Калипсо

По мере того, как слава и, соответственно, денежные средства Кусто росли, изменялась и конструкция «Калипсо». На корабле появилась вертолетная посадочная площадка, отсек для подводной лодки, специальный кран для спуска оборудования, лодок и водных мотоциклов на воду. На борту судна была создана собственная корабельная фото и кинолаборатория, все фильмы снимать и монтировать Кусто мог теперь, не отрываясь от своей непосредственной работы. Кроме того на носу «Калипсо» был установлен бокс для подводных наблюдений.

«Калипсо», описанная продавцом, как самое крепкое из имеющихся в мире судов такого класса выдержала немало опасностей, на ее счету многомильные плавания, без захода в порт, кругосветные путешествия, свирепые шторма и гигантские волны.


Жак-Ив Кусто в Антарктике

Однажды при пересечении Антарктики корабль столкнулся с айсбергом, но обшивка его, лично разработанная ученым, выдержала. благополучно добралась до ближайшего порта, где она встал на экстренный ремонт, имея минимум повреждений, и это притом, что длина судна составляла всего 47 метров, а ширина 7.7 метров, тогда как размеры айсберга были куда большими.

Длительность плавания «Калипсо» составляла более 5000 морских миль, мощность двух ее дизельных двигателей равнялась 1000 лошадиным силам, подпитывать которые можно было только при колоссальных топливных затратах. Стоимость первой заправки «Калипсо» 19 июля 1950 года составила более 1000 франков, для чего жене Кусто - Симоне пришлось продать все свои драгоценности и даже любимые ею меха.

В итоге капитан самого современного и оборудованного корабля в мире взошел на его борт практически нищим. «Калипсо» стала семейству Кусто, состоящему к тому времени из самого ученого, двух сыновей и жены настоящим домом. Симоне даже было разрешено погружаться, тогда, как мальчики были зачислены на борт юнгами.


Ржавеющая на причале Калипсо

Завершила свое странствие «Калипсо» всего за год до смерти легендарного мореплавателя. 11 января 1996 года она столкнулась с грузовой баржей, совершая разворот в Сингапурской гавани. Исправно прослужив своему капитану 46 лет, старушка «Калипсо» после его смерти оказалась никому не нужна, судно, поднятое с морского дна, осталось ржаветь на причале, несмотря на многочисленные предложения превратить его в музей.

100 лет назад, 11 июня 1910 года, в небольшом городке в Сант-Андре-де-Кюбзак, который находится к северу от Бордо, родился удивительный человек Жак-Ив Кусто – всемирно известный исследователь Мирового океана, фотограф, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Сам себя он называл "океанографическим техником". А члены его команды - JYC.
В 1920 году 10-летный Жан-Ив прошел конкурс во Французскую военную академию в Бресте, после чего отправился в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д"Арк". 1930 году он окончил морскую школу в Бресте. Кусто мечтал о карьере воено-морского лётчика, но этому не суждено было сбыться из-за серьезных травм, полученных им во время автомобильной аварии в 1935. Кусто тогда был частично парализован. После 8 месяцев интенсивной терапии постепенно стала возвращаться чувствительность рук. В это время Кусто много плавал.
Огромным стимулом для выздоровления стала первая настоящая и большая любовь - Симона Мелькиор, на которой Жак женился в 1937 году. В следующем году у счастливой пары родился сын Жан-Мишель

. В 1938 году Жак-Ив Кусто вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье , с которыми их связывала крепкая дружба, и которых окружающие называли не иначе как "три мушкетёра", начали первые погружения под воду в маске, ластах и с дыхательной трубкой. Но такое оборудование не давало возможности длительное время пребывать под водой. Уже позже, в 1943 году, в содружестве и инженером Эмилем Ганьяном Кусто будет работать над более сложном подводным оборудованием - "водными легкими", которые получили название "акваланг" . Это изобретение дало толчок развитию новых исследований и подарило человечеству незабываемые впечатления - моря и океаны стали доступными, люди стали чувствовать себя в море свободнее, оставаясь под водой дольше и погружаясь глубже. Уже в 1946 году началось промышленное производство аквалангов.

В 1940 году у Кусто родился второй сын Филипп. В то же время Жак основал киностудию "Объединенные акулы" . Дебютом стал 18-минутный фильм "8 метров под водой" , состоявший из эпизодов погружений Кусто, Диди и Тайе. Для защиты кинокамеры во время съемок Кусто использовал водонепроницаемый чехол собственной конструкции. В дальнейшем Кусто постоянно совершенствовал оборудование для подводных съемок и создал первую подводную телевизионную систему.
Во время II мировой войны Кусто активно участвовал в Сопротивлении, за что в 1946 году был награжден Орденом Почетного Легиона.

КАЛИПСО


В июне 1950 года банкир Лоэль Гиннесс купил для Кусто и сдал ему в аренду за символическую плату 1 франк в год "Калипсо" - списанный британский минный тральщик JB26 серии BYMS постройки 1942 года, который успел послужить еще и паромом на Мальте. Кусто переоборудовал судно в научную океанографическую лабораторию и уже через год вышел на нем в первое плавание к коралловым рифам Красного моря.
На протяжении 36 лет «Калипсо» верой и правдой служил науке, обошел весь мир от полярных льдов до русла Нила и Амазонки, неоднократно подвергался опасностям, в 1956 году едва не затонул в Суэцком канале во время арабо-израильской войны, спасал в бушующем океане терпящих кораблекрушение, снимал экипажи с тонущих судов, в 70-х порлучил значительные повреждения из-за столкновения с айсбергом в Антарктике, многократно ремонтировался, модернизировался и погиб на боевом посту в 1996 году - во время подготовки очередной экспедиции в Сингапуре его случайно потопила баржа. Судно подняли из воды. Последний маршрут изувеченного корабля был в Марсель, а потом в доки музея флота в Ля Рошели, где он гниет и ржавеет по сей день.

В 1953 году Жак-Ив Кусто в соавторстве с Фредериком Дюма написал книгу «В мире безмолвия» , которая до сих пор остается мировым бестселлером. Фильм, снятый по этой книге, в 1956 году был удостоен Золотой пальмовой ветви и премии Оскар.

В 1957 году Кусто стал директором Океанографического музея Монако , основанного князем Альбертом I еще в 1899 году. Князь Альберт Шарль Опоре Гримальди был очень интересный человек. Унаследовав в 1889 году трон своего отца в Монако , он построил яхту «Ирондель» и, пригласив ученых-океанологов, отправился исследовать океаны. Затем он построил целую флотилию крупных паровых яхт для океанографических исследований: «Принцесса Алиса», «Принцесса Алиса II», «Ирондель II». Коллекции, собранные в экспедициях, послужили основой «Храма моря» Океанографического музея, которое расположено в очень красивом месте на высоком скальном обрыве. К середине ХХ столетия музей пришел в упадок, приглашение на должность директора музея Жака Кусто помогло спасти и не только возродить, но и расширить музей. Кусто получил возможность продолжить свою работу на новом уровне. В рамках научной программы "Коншельф " он стал работать над созданием первого в мире автономного аппарата для изучения глубоководного подводного мира, совершенствовал дыхательные аппараты, создал подводные станции, на которых длительное время смогли работать исследователи, находясь глубоко на морском дне (описание жизни океанавтов в подводном доме ""Диоген" в пучине морской " опубликован в Журнале "Вокруг света в №10 за 1963г.). На коралловом рифе в Красном море была построена так называемая "Морская звезда " - металлический дом для проживания пяти акванавтов, а чуть ниже - кабинет для двух человек. Такой "дом" позволял изучать подводный мир на глубине более ста метров. В 1965 году он же построил дом в виде шара, в котором исследователи провели почти месяц. Снят документальный фильм об этих станциях «Мир без солнца».

1965 г. Кусто получил второй "Оскар" за сценарий фильма "История красной рыбы" ("Golden Fish").

В 1967 году предметом пристального внимания стали акулы, а своими наблюдениями Кусто делился в книгах "Чтобы не было в море тайн" и "Калипсо" и кораллы" .
Всего Кусто написал десятки книг и снял 104 фильма из серии "Одиссея команды Кусто" . Среди других книг следует отметить "Живое море" (1963), "Дельфины" (1975), "Жак Кусто: мир океана" (1985).

В 1968 году Кусто начал работу над телесериалом "Подводный Мир Жака Кусто" . С 1968 пл 1976 год было создано 36 серий, который увидели миллионы людей. С помощью телевидения зрители путешествовали с командой Кусто и изучали кашалотов у Азорских островов, исследовали большую подводную воронку (Blue Hole) у берегов Белизе (государство в Центральной Америке; столица - Бельмопан), раскрывали тайну сна акул, которые от побережья Юкатана двигаются по инерции к Мексике, совершали антарктические путешествия.

В 1973 Кусто основал некоммерческое Общество Кусто по защите морской среды и ресурсов Земли.

В 1979 году младший сын Симоны и Жак-Ива Филипп , которого Кусто назначил главным помощником в своих исследованиях, разбился на гидроплане «Каталина» (морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед), а его тело так и не было найдено...

В 1979 году капитан Кусто продолжил свои исследования, совершив несколько экспедиций в самые большие речные системы мира, включая такие реки, как Амазонка и Миссиссипи .

Океанское судно ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА (MOULIN A VENT)
12 октября 1983 года совершила первое плавание "Ветряная мельница" - принципиально новый турбопарусник. Основой судна стал корпус катамарана, на палубах которого была установлена платформа с турбодвигателем парусного типа. Вся операция по изменению угла наклона, площади паруса выполнялась с капитанского мостика при помощи нажатия клавиш электроприводов. Название судна «MOULIN A VENT» означает сорт вина «Ветряная мельница», который любила вся команда Кусто. С обеих сторон полой аэродинамической колонны располагаются металлические сетки с переменным углом наклона выполненные в форме полукружий обеспечиваемые высокую сопротивляемость потоку ветра внутри трубы. За счет силы ветра при выключенной вентиляторной установке такая конструкция даже в пассивном состоянии в 2 раза эффективнее, чем простой парус. При подаче воздуха через нагнетательную установку эффективность становиться еще больше. Внутри колонны полностью исключается возникновение встречных воздушных потоков, уменьшающих эффективность парусов. При скорости ветра 30 узлов судно развивало скорость 11 узлов.
Авторами концептуальной идеи были Кусто и его друзья-конструкторы Малавар и Шарье. Руководил работами известный морской архитектор Морис, под руководством которого проходила первая реконструкция и переоснащение "Калипсо".
К сожалению, испытания закончились неудачно из-за сильного шторма, в результате которого судно лишилось и мачты, и парусов. Причиной разрушения колонны стали разболтанность крепежа и неустойчивость старого катамарана.

Гидрографическое судно ALCYONE
Однако первая неудача не остановила Кусто. Понадобилось всего два года для того чтобы проект был закончен полностью. Весенний успешный переход через Атлантику позволил доказать скептикам, что подобные модели не только могут существовать на бумаге, но вполне могут существовать и в реальности.
В мае 1985 года было создано еще одно судно под названием «ALCYONE». Океанское судно было названо в честь дочери греческого бога ветра. Второй проект корабля тоже оснащен аэродинамической установкой. С учетом прежних проб и ошибок на новое океанское судно были установлены две колонны. Испытания проходили по маршруту порт Ла-Рошель - Нью-Йорк.
Его уникальная управляемость и экономичность поразили всех. Однако была и другая сторона медали, которая заключалась в высокой стоимости эксплуатационных работ данного судна, что позволило утверждать, что «овчинка выделки не стоит». И данный проект был отложен «в долгий ящик».

В 1985 Кусто в сотрудничестве с Turner Broadcasting, начал кругосветную экспедицию и снял серию фильмов "Повторное открытие Мира" . Съемки проводились в таких местах как как Гаити, Французская Полинезия, Аляска, Остров Кокос, Таиланд и Новая Зеландия.

Интересный вопрос - когда он всё успевал? Рядом была надежная команда, сыновья Жан-Мишель и Филипп, а главное - жена Симона . Потомственная морячка, именно она, по мнению членов экипажа, которые её обожали и боготворили, была настоящим капитаном судна. Она первой вступила на борт Калипсо в 1950 году и находилась на нем больше, чем Кусто, потому что уезжать ему приходилось всё чаще и всё дольше отсутствовать. это сильно подорвало здоровье и дух Симоны, но она продолжала участие в экспедициях и лишь последние 3 месяца жизни провела на берегу в Монако. Где и скончалась от рака в возрасте 70 лет в 1990 году. Прах Симоны в знак признательности ее заслуг Кусто развеял над морем у бергов Монако.
Через полгода после смерти Симоны Жан-Ив Кусто женился на бывшей стюардессе авиакомпании Air France 36-летней Франсин Трипле . Их роман к тому времени длился уже 15 лет, и было двое детей - 10-летняя Диана и 8-летний Пьер-Ив.

Кусто умер в Париже 25 июня 1997 в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда, который развился в результате осложнения респираторного заболевания. Перед смертью Кусто перевел все свои активы и права на его продукцию второй жене, а сыну от первого брака Жан-Мишелю было запрещено использовать знаменитую фамилию отца в коммерческих целях.
Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Жан-Мишель Кусто по образованию архитектор, но в 1979 году переквалифицировался в подводного исследователя и режиссера, чтобы поддержать отца после смерти брата. Их первая громкая ссора произошла в 1993 году из-за провала Океанического парка Кусто, который был спроектировал в Париже под руководством Жана-Мишеля. Получив за символическую ежегодную арендную плату в 100 франков многоярусное подземное помещение в центре Парижа, Общество Кусто вложило в создание парка 100 млн франков. За высокую входную плату в 75 франков (12 евро) семья Кусто рассчитывала принимать 1 млн посетителей в год. В итоге за четыре года существования парк так и не смог привлечь более 400 тысяч посетителей в год и разорился. Кусто-отец обвинил в неудаче Кусто-сына. Тогда Жан-Мишель покинул пост вице-президента Общества Кусто.

Фильмы "Одиссея Жака Кусто" :
Мир тишины. Выпуск 1
Галапагосские драконы. Науру: Каменная Планета. Выпуск 2
Андаманы: Невидимые острова. Таиланд: Узники моря. Выпуск 3
Мир без солнца. Выпуск 4
Скользящие тени. Золотая река. Выпуск 5
Гиппопотамы. Возвращение морских слонов. Выпуск 6
Коралловые джунгли. Палаван: последнее убежище. Выпуск 7
Лагуна затонувших кораблей. Загадка "Британика". Выпуск 8
Калипсо ищет Атлантиду. Атлантида: поиск продолжается. Выпуск 9
Нил - река богов. Выпуск 10
Джунгли Борнео. Призрак морской черепахи. Выпуск 11
Индонезия: Сады дьявола. Суматра: Сердце моря. Выпуск 12
Австралия: Люди огня и воды. Рассвет на острове Тасмания. Выпуск 13
Австралия: Киты пустыни. Киты и кашалоты. Выпуск 14
Полет пингвина. Огонь и лед. Выпуск 15
Мадагаскар. Выпуск 16
Миссисипи. Упрямый союзник. Союзник и противник. Выпуск 17
Голоса дельфинов. Поющий кит. Выпуск 18
Куба: Воды судьбы. Гаити: Воды скорби. Выпуск 19
Новая Зеландия: Роза и дракон. Одинокий полет цапли. Выпуск 20
Дунай: Занавес поднимается. Мечты Карла Великого. Наводнение. Выпуск 21
Южная Африка: Алмазы пустыни. Алтарь жизни. Выпуск 22
Большая белая акула. Спящие акулы Юкатана. Выпуск 23
Будущее Амазонки. Метель в джунглях. Выпуск 24
Меконг. Часть 1, 2. Выпуск 25
Таити: Огненная вода. Морские птицы острова Избеллы. Выпуск 26
Тайны затопленных пещер. Последние сирены. Выпуск 27
Беспокойные воды. Видения будущего. Выпуск 28
Машина времени. Река людей-крокодилов. Выпуск 29
Живое море. Кровь моря. Выпуск 30
Дочь ветра. Мыс горн. Выпуск 31
Австралия: Последний барьер. Навстречу прошлому. Выпуск 32
Экспедиции. Подарочное издание (4 DVD)
Подводный мир. Подарочное издание (3 DVD)
Путешествия. Подарочное издание (3 DVD)
Открытие мира. Подарочное издание (4 DVD)

November 17th, 2013

Знаменитый документальный сериал «Подводная одиссея команды Кусто» великий французский океанограф снимал в 1960–1970-х годах. Основным кораблем Кусто был тогда переделанный из британского минного тральщика «Калипсо». Но в одном из последующих фильмов – «Повторное открытие мира» – появилось другое судно, яхта «Алкиона».

Глядя на нее, многие телезрители задавали себе вопрос: что это за странные трубы установлены на яхте?.. Может быть это трубы котлов или двигательных установок? Каково же может быть ваше изумление, если вы узнаете, что это ПАРУСА … турбопаруса …

Яхту «Алкиона» фонд Кусто приобрел в  1985 году, и рассматривался этот корабль не столько как исследовательский, сколько в качестве базы для изучения эффективности турбопарусов  — оригинального судового движителя. А когда спустя 11  лет легендарная «Калипсо» затонула, «Алкиона» заняла ее место в качестве основного судна экспедиции (к слову, сегодня «Калипсо» поднята и в полуразграбленном состоянии стоит в  порту Конкарно).

Собственно, турбопарус изобрел Кусто. Так же как акваланг, подводное блюдце и множество других приспособлений для исследования морских глубин и поверхности Мирового океана. Идея родилась еще в начале 1980-х и заключалась в  том, чтобы создать максимально экологичный, но при этом удобный и  современный движитель для водоплавающего средства. Использование силы ветра представлялось наиболее перспективным направлением исследований. Но вот незадача: парус человечество придумало несколько тысяч лет назад, а что может быть проще и  логичнее?

Конечно, Кусто и компания понимали, что построить судно, приводимое в движение исключительно парусом, невозможно. Точнее, возможно, но его ходовые качества будут весьма посредственными и зависимыми от капризов погоды и направления ветра. Поэтому изначально планировалось, что новый «парус» будет лишь вспомогательной силой, применимой в помощь обычным дизельным двигателям. При этом турбопарус заметно снизил бы расход дизельного топлива, а при сильном ветре мог стать единственным движителем судна. И  взгляд команды исследователей обратился в прошлое  - к изобретению немецкого инженера Антона Флеттнера, знаменитого авиаконструктора, внесшего серьезный вклад и в кораблестроение.

Турбопарус представляет собой полый цилиндр, снабженный специальным насосом. Насос создает разряжение с одной стороны турбопаруса, закачивая воздух внутрь паруса, наружный воздух начинает течь вокруг турбопаруса с разной скоростью и корабль начинает двигаться в перпендикулярном давлению воздуха направлении. Это очень напоминает подъемную силу действующую на крыло самолета — снизу крыла давление больше и самолет выталкивает вверх. Турбопарус позволяет двигаться кораблю против любого ветра, лишь бы хватило мощности насоса. Применяется как вспомогательная система для обычного судового двигателя. Два турбопаруса установленные на корабле команды Кусто «Алкион» позволяли экономить до 50% горючего.

Ротор Флеттнера и эффект Магнуса

16 сентября 1922 года Антон Флеттнер получил немецкий патент на так называемое роторное судно. А в октябре 1924 года экспериментальное роторное судно Buckau сошло со стапелей кораблестроительной компании Friedrich Krupp в Киле. Правда, строилась шхуна не с нуля: до установки роторов Флеттнера она была обычным парусным судном.

Идея Флеттнера заключалась в использовании так называемого эффекта Магнуса, суть которого состоит в  следующем: когда воздушный (или жидкостный) поток обтекает вращающееся тело, образуется сила, перпендикулярная направлению потока и  воздействующая на тело. Дело в  том, что вращающийся объект создает вокруг себя вихревое движение. С той стороны объекта, где направление вихря совпадает с направлением потока жидкости или газа, скорость движения среды растет, а  с противоположной — падает. Разница давлений и создает поперечную силу, направленную от стороны, где направление вращения и направление потока противоположны, к стороне, где они совпадают.

«Ветряной корабль Флеттнера у всех на устах благодаря необычайно ревностной газетной пропаганде», – писал Луи Прандтль в своей статье о разработке немецкого инженера.

Открыл этот эффект в 1852 году берлинский физик Генрих Магнус.

Эффект Магнуса

Германский авиационный инженер и изобретатель Антон Флеттнер (1885–1961) вошел в историю мореплавания как человек, пытавшийся заменить паруса. Ему довелось долго странствовать на паруснике по Атлантическому и Индийскому океанам. На мачтах парусных судов той эпохи ставилось много парусов. Парусное оснащение было дорогостоящим, сложным, а в аэродинамическом отношении не слишком эффективным. Постоянные опасности подстерегали моряков, которым даже во время шторма надо было заниматься парусами на 40–50-метровой высоте.

Во время плавания у молодого инженера родилась мысль заменить паруса, требующие больших усилий более простым, но эффективным устройством, основным движителем которого также служил бы ветер. Раздумывая над этим, он вспомнил аэродинамические опыты, проводимые его соотечественником физиком Генрихом Густавом Магнусом (1802–1870). Ими было установлено, что при вращении цилиндра в потоке воздуха возникает поперечная сила с направлением, зависящим от направления вращения цилиндра (эффект Магнуса).

Один из его классических опытов выглядел следующим образом: «Латунный цилиндр мог вращаться между двумя остриями; быстрое вращение цилиндру сообщалось, как в волчке, шнуром. Вращающийся цилиндр помещался в раме, которая, в свою очередь, легко могла поворачиваться. На эту систему пускалась сильная струя воздуха при помощи маленького центробежного насоса. Цилиндр отклонялся в направлении, перпендикулярном к воздушной струе и  к  оси цилиндра, притом в ту сторону, с которой направления вращения и струи были одинаковы» (Л. Прандтль «Эффект Магнуса и ветряной корабль», 1925).

А.Флеттнер сразу подумал, что паруса можно заменить установленными на корабле вращающимися цилиндрами.

Оказывается, что там, где поверхность цилиндра движется против потока воздуха, скорость ветра уменьшается, а давление – увеличивается. С другой стороны цилиндра все наоборот – скорость воздушного потока возрастает, а давление – падает. Эта разница в давлениях с разных сторон цилиндра и является движущей силой, которая заставляет судно двигаться. Таков основной принцип действия роторного оборудования, которое использует силу ветра для движения судна. Все очень просто, однако только А.Флеттнер «не прошел мимо», хотя эффект Магнуса был известен уже более полувека.

К реализации замысла он приступил в 1923 году на одном озере недалеко от Берлина. Собственно, Флеттнер сделал довольно простую вещь. Он установил на метровую испытательную шлюпку бумажный цилиндр-ротор высотой около метра и диаметром 15  см, а  для его вращения приспособил часовой механизм. И шлюпка поплыла.

Капитаны парусных судов насмехались над цилиндрами А.Флеттнера, которыми он хотел заменить паруса. Изобретателю удалось заинтересовать своим изобретением состоятельных меценатов. В 1924 году на 54-метровой шхуне «Buckau» вместо трех мачт были смонтированы два роторных цилиндра. Эти цилиндры вращал дизельный генератор мощностью 45 л.с.

Роторы «Букау» вращались от электродвигателей. Собственно, никакого отличия от классических опытов Магнуса в конструкции не было. Со стороны, где ротор вращался навстречу ветру, создавалась область повышенного давления, с противоположной — пониженного. Результирующая сила и двигала судно. Более того, эта сила примерно в 50 раз превышала силу давления ветра на неподвижный ротор!

Это открывало перед Флеттнером огромные перспективы. Помимо всего прочего, площадь ротора и его масса были в несколько раз меньше, чем площадь парусного вооружения, которое бы давало равную движущую силу. Ротором было намного проще управлять, да и в производстве он был достаточно дешев. Сверху Флеттнер накрыл роторы плоскостями-тарелками — это увеличивало движущую силу примерно в два раза за счет правильной ориентации потоков воздуха относительно ротора. Оптимальную высоту и диаметр ротора для «Букау» рассчитали, продув модель будущего судна в аэродинамической трубе.

Турбопарусник Кусто - На 2011 год «Алкиона» является единственным в мире судном с турбопарусом системы Кусто. Смерть великого океанографа в 1997 году поставила крест на постройке второго подобного корабля, «Калипсо II», а другие кораблестроители опасаются непривычной конструкции…

Ротор Флеттнера показал себя прекрасно. В отличие от обычного парусного судна, роторный корабль практически не боялся непогоды и  сильных боковых ветров, легко мог идти переменными галсами под углом 25º к встречному ветру (для обычного паруса предел около 45º). Два цилиндрических ротора (высота 13,1 м, диаметр 1,5 м) позволили отлично сбалансировать судно — оно оказалось устойчивее парусника, которым «Букау» был до перестройки. Испытания проводили и в штиль, и в шторм, и  с  намеренной перегрузкой — и никаких серьезных недостатков выявлено не было. Наиболее выгодным для движения судна было направление ветра точно по перпендикуляру к оси судна, а направление движения (вперед или назад) определялось направлением вращения роторов.

В середине февраля 1925 г. шхуна «Buckau», вместо парусов снабженная роторами Флеттнера, вышла из Данцига (ныне – Гданьск) в Шотландию. Погода была плохой, а большинство парусников не осмеливались выходить из портов. В Северном море «Buckau» пришлось серьезно сразиться с сильными ветрами и большими волнами, однако шхуна накренялась на борт меньше, чем другие встреченные парусники.

Во время этого плавания не требовалось вызывать на палубу членов команды, чтобы они меняли паруса в зависимости от силы или направления ветра. Хватило одного вахтенного штурмана, который, не выходя из рубки, мог управлять деятельностью роторов. Раньше команда трехмачтовой шхуны состояла как минимум из 20 матросов, после ее переделки в роторный корабль хватило 10 человек.

В том же году на верфи был заложен второй роторный корабль — могучий грузовой лайнер «Барбара», приводимый в движение тремя 17-метровыми роторами. При этом для каждого ротора хватало одного маленького моторчика мощностью всего 35 л.с. (при максимальной скорости вращения каждого ротора 160 об/мин)! Тяга роторов была эквивалентна тяге винтового движителя вкупе с обычным корабельным дизелем мощностью около 1000 л.с. Впрочем, дизель на судне тоже наличествовал: в дополнение к роторам он приводил в движение винт (который оставался единственным движителем в случае безветренной погоды).

Многообещающие опыты побудили судоходную компанию «Rob.M.Sloman» из Гамбурга в 1926 году построить судно «Барбара». На нем заранее намечалось оборудовать турбопаруса – роторы Флеттнера. На судне длиной 90 м и шириной 13 м были смонтированы три ротора высотой около 17 м.

«Барбара», как и планировалось, в течение некоторого времени успешно перевозила фрукты из Италии в Гамбург. Примерно 30–40 % времени рейса судно шло благодаря силе ветра. При ветре в 4–6 баллов «Барбара» развивала скорость 13 узлов.

Планировалось испытать роторное судно в более длительных рейсах в Атлантическом океане.

Но в конце 1920-х грянула Великая депрессия. В 1929 году чартерная компания отказалась от дальнейшей аренды «Барбары», и ее продали. Новый владелец снял роторы и переоборудовал корабль по традиционной схеме. Все-таки ротор проигрывал винтовым движителям в сочетании с обычной дизельной силовой установкой из-за своей зависимости от ветра и определенных ограничений по мощности и быстроходности. Флеттнер обратился к более перспективным исследованиям, а «Баден-Баден» в итоге затонул во время шторма в Карибском море в  1931 году. И о роторных парусах надолго забыли…

Начало роторных судов, казалось бы, было достаточно успешным, но они не получили развития и надолго были забыты. Почему? Во-первых, «отец» роторных судов А.Флеттнер погрузился в создание вертолетов и перестал интересоваться морским транспортом. Во-вторых, несмотря на все свои преимущества, роторные суда так и остались парусниками с присущими им недостатками, основной из которых – зависимость от ветра.

Роторами Флеттнера снова заинтересовались в 80-х годах ХХ в., когда ученые начали предлагать различные меры по смягчению потепления климата, снижению загрязнения, более рациональному расходованию топлива. Одним из первых о них вспомнил исследователь глубин француз Жак-Ив Кусто (1910–1997). Для испытания работы системы турбопарусов и снижения расхода дорожающего топлива двухмачтовый катамаран «Alcyone» (Алкиона – дочь бога ветров Эола) был переделан в роторное судно. Выйдя в морское плавание в 1985 году, он побывал в Канаде и Америке, обогнул мыс Горн, обошел Австралию и Индонезию, Мадагаскар и Южную Африку. Был перенесен в Каспийское море, где проплавал три месяца, занимаясь различными исследованиями. «Alcyone» до сих пор использует два разных движителя – два дизельных двигателя и два турбопаруса.

Турбопарус Кусто

Парусники строились и на протяжении XX века. В современных кораблях такого типа парусное вооружение сворачивается с помощью электромоторов, новые материалы позволяют заметно облегчить конструкцию. Но парусник парусником, а идея использовать энергию ветра кардинально новым способом витала в воздухе еще со времен Флеттнера. И ее подхватил неутомимый искатель приключений и исследователь Жак-Ив Кусто.

23 декабря 1986 года, уже после того как упомянутая в начале статьи «Алкиона» была спущена на воду, Кусто и его коллеги Люсьен Малавар и  Бертран Шарье получили совместный патент № US4630997 на «устройство, создающее силу посредством использования движущейся жидкости или газа». Общее описание звучит следующим образом: «Устройство помещается в среду, движущуюся в  некотором направлении; при этом возникает сила, действующая в направлении, перпендикулярном первому. Устройство позволяет избежать использования массивных парусов, в которых движущая сила пропорциональна площади паруса». Чем же отличается турбопарус Кусто от роторного паруса Флеттнера?

В поперечном сечении турбопарус представляет собой нечто вроде вытянутой и скругленной с острого конца капли. По бокам «капли» расположены воздухозаборные решетки, через одну из которых (в зависимости от необходимости движения вперед или назад) производится отсос воздуха. Для максимально эффективного засасывания ветра в воздухозаборник на турбопарусе установлен небольшой вентилятор, приводимый в движение электромотором.

Он искусственно повышает скорость движения воздуха с подветренной стороны паруса, всасывая воздушную струю в момент ее отрыва от плоскости турбопаруса. Это создает разрежение с одной из сторон турбопаруса, одновременно предотвращая образование турбулентных вихрей. А дальше действует эффект Магнуса: разрежение с одной стороны, как результат — поперечная сила, способная приводить судно в движение. Собственно, турбопарус — это поставленное вертикально самолетное крыло, по крайней мере принцип создания движущей силы схож с принципом создания подъемной силы самолета. Для того чтобы турбопарус всегда был повернут к  ветру наиболее выгодной стороной, он оборудован специальными датчиками и установлен на поворотной платформе. Кстати, патент Кусто подразумевает, что воздух может отсасываться изнутри турбопаруса не только вентилятором, но и, к  примеру, воздушным насосом  - таким образом Кусто прикрыл калитку для последующих «изобретателей».

Собственно, впервые Кусто испытал прототип турбопаруса на катамаране «Ветряная мельница» (Moulin à Vent) в 1981 году. Самым крупным успешным плаванием катамарана было путешествие из Танжера (Марокко) в Нью-Йорк под присмотром более крупного корабля экспедиции.

А в апреле 1985 года в порту Ла-Рошель была спущена на воду «Алкиона» — первый полноценный корабль, оборудованный турбопарусами. Сейчас она по-прежнему на ходу и на сегодняшний день является флагманом (и, по сути, единственным крупным кораблем) флотилии команды Кусто. Турбопаруса на ней служат не единственным движителем, но помогают обычной сцепке из двух дизелей и
нескольких винтов (что, кстати, позволяет сократить расход горючего примерно на треть). Будь великий океанограф жив, он бы, наверное, построил еще несколько подобных кораблей, но энтузиазм его соратников после ухода Кусто заметно спал.

Незадолго до смерти в 1997 году Кусто активно прорабатывал проект судна «Калипсо II» с турбопарусом, но завершить его не успел. По последним данным, зимой 2011 года «Алкиона» стояла в порту Каен и ждала новой экспедиции.

И снова Флеттнер

Сегодня предпринимаются попытки возродить идею Флеттнера и сделать роторные паруса массовыми. Например, знаменитая гамбургская компания Blohm + Voss после нефтяного кризиса 1973 года начала активную разработку роторного танкера, но к  1986-му экономические факторы прикрыли этот проект. Потом был целый ряд любительских конструкций.

В 2007 году студенты Фленсбургского университета построили катамаран, приводимый в движение роторным парусом (Uni-cat Flensburg).

В  2010  году появился третий в истории корабль с роторными парусами  - тяжелый грузовик E-Ship 1, который был построен по заказу компании Enercon, одного из крупнейших производителей ветрогенераторов в мире. 6 июля 2010  года корабль был впервые спущен на воду и совершил короткое плавание из Эмдена в Бремерхафен. А уже в  августе он отправился в свой первый рабочий вояж в Ирландию с грузом из девяти ветрогенераторов. Судно оборудовано четырьмя роторами Флеттнера и,  конечно, традиционной силовой установкой на случай безветрия и для получения дополнительной мощности. Все-таки роторные паруса служат лишь вспомогательными движителями: для 130-метрового грузовика их мощности маловато, чтобы развивать должную скорость. Двигателями служат девять силовых установок Mitsubishi, а роторы вращаются с помощью паровой турбины производства Siemens, использующей энергию отработавших газов. Роторные паруса позволяют сэкономить от 30 до 40% топлива на скорости 16 узлов.

А вот турбопарус Кусто пока остается в некотором забвении: «Алкиона» на сегодняшний день — единственный полноразмерный корабль с таким типом движителя. Опыт немецких кораблестроителей покажет, имеет ли смысл и дальше развивать тему парусов, работающих на эффекте Магнуса. Главное — найти этому экономическое обоснование и доказать эффективность. А там, глядишь, и все мировое судоходство перейдет на принцип, который талантливый немецкий ученый описал более 150 лет назад.

В Северном море в 2010 году можно было увидеть странное судно «E-Ship 1». На его верхней палубе возвышаются четыре высоких округлых трубы, однако из них никогда не клубится дым. Это – так называемые роторы Флеттнера, пришедшие на смену традиционным парусам.

Крупнейший в мире производитель ветряных силовых установок «Enercon» 2 августа 2010 спустил на воду на судоверфи Линденау в Киле 130-метровое роторное судно шириной 22 м, которое позднее было названо «E-Ship 1». Потом оно успешно было испытано в Северном и Средиземном морях, и в настоящее время перевозит ветряные генераторы из Германии, где их производят, в другие страны Европы. Оно развивает скорость в 17 узлов (32 км/час), одновременно перевозит более 9 тыс. тонн груза, его экипаж – 15 человек.

Расположенная в Сингапуре судопромышленная компания «Wind Again», занимающаяся созданием технологий по снижению расхода топлива и выбросов, предлагает устанавливать на танкерах и грузовых судах роторы Флеттнера особой конструкции (складные). Они позволят сократить расход топлива на 30–40 % и окупятся за 3–5 лет.

Действующая в Финляндии компания морской инженерии «Wartsila» уже планирует приспособить турбопаруса и на круизных паромах. Это связано со стремлением финского паромного оператора «Viking Line» сокращать расход топлива и загрязнение окружающей среды.

Использование роторов Флеттнера на прогулочных судах изучает университет Фленсбурга (Германия). Похоже, растущие цены на нефть и вызывающее тревогу потепление климата создают благоприятные условия для возвращения ветряных движителей.

Яхта конструкции Джона Марплса «Клодия» (Cloudia) представляет собой перестроенный тримаран Searunner 34. Первые тесты яхта прошла в феврале 2008 года в городе Форт-Пирс, Флорида, США, а  ее создание финансировал телеканал Discovery. «Клодия» показала себя невероятно маневренной: она останавливалась и включала задний ход за считанные секунды, свободно двигалась под углом порядка 15° к ветру. Заметное улучшение характеристик по отношению к традиционному ротору Флеттнера обусловлено дополнительными поперечными дисками, установленными на передний и задний роторы тримарана.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Легендарное судно "Калипсо" французского исследователя морских глубин Жак-Ива Кусто будет восстановлено в своем первозданном виде. Об этом заявила его вдова и глава ассоциации "Команда Кусто" Франсин.

На борту "Калипсо" великий путешественник, ученый и изобретатель акваланга избороздил вдоль и поперек все мировые океаны. Его документальные ленты о подводном мире вошли в сокровищницу кинематографа, а за фильм "В мире безмолвия", снятый в 1956 году совместно с режиссером Луи Малем, он сначала получил "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале, а затем и американского "Оскара". Жак-Ив Кусто в неизменной красной шапочке, долгие годы считавшийся самым популярным во Франции и за ее пределами человеком, написал многочисленные книги, которые до сих пор пользуются успехом у читателей.

В судьбе "Калипсо" роковым днем стало 11 января 1996 года. Ровно 20 лет назад в гавани Сингапура корабль столкнулся с баржей и пошел ко дну, где пролежал две с лишним недели прежде, чем его подняли на поверхность и отбуксировали во Францию. Некоторое время корабль провел в порту Марселя, а спустя два года, в 1998-м, уже после смерти Кусто его переправили в Морской музей в Ла-Рошеле на западе Франции.

Тем временем "Калипсо" начал постепенно разрушаться. Поэтому было решено его перебазировать для ремонта на верфи "Периу" в городке Конкарно на Атлантическом побережье. Однако объем работ оказался намного более значительным, чем предполагалось, что привело к конфликту между владельцами верфи и ассоциацией "Команда Кусто". Дело дошло до суда, постановившего в марте прошлого года вывезти "Калипсо" с верфи и заплатить этому предприятию 273 тысячи евро за хранение и проделанные работы. В противном случае хозяева "Периу" грозились выставить "Калипсо" на аукцион или вообще отправить на слом.

Таким образом, сложилась более чем угрожающая ситуация. На протяжении ряда лет Франсин Кусто, ее ближайшие помощники по ассоциации активно разыскивали средства для спасения корабля. И у них получилось. Как следует из официального коммюнике, команде Кусто удалось "объединить ряд щедрых и весьма заинтересованных международных меценатов", которые согласились полностью финансировать проект.

Первым делом, еще в минувшем декабре, была покрыта задолженность перед компанией "Периу". Следующим этапом станет транспортировка "Калипсо" в Италию, а если конкретно в Геную, где намечено практически заново воссоздать корабль, на что уйдет минимум полтора года. Ну а после "Калипсо" выйдет на океанские просторы, чтобы продолжить дело великого гуманиста, посвятившего свою жизнь защите планеты, сохранению ее для грядущих поколений.

Исследователь Мирового океана , фотограф , режиссёр , изобретатель , автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии . Командор ордена Почётного легиона . Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ). Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг . В его честь назван уступ Кусто на Плутоне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Жан-Мишель Кусто: Океанские приключения. Зов косатки -

    Одиссея Русский Трейлер

    Погружение в Марианскую впадину. Морская бездна фильм HD

    Одиссея 2016 трейлер. Одиссея 2016 смотреть онлайн. Что посмотреть.

    Субтитры

Биография

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо , в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 октября - ) был вторым ребёнком из 4 детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже , став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив.

Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит , поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим . Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо » (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако . В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака , он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы. Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

По вероисповеданию - католик. Существуют неправдивые слухи, что Кусто принял ислам. Точно известно, что после смерти Ж. И. Кусто отпевали в христианском храме и он похоронен во Франции, на территории христианского монастыря. Кроме того, по данному вопросу есть официальное письмо Фонда Кусто в котором говорится: «Мы совершенно точно утверждаем, что Командир Кусто не принимал ислам и курсирующие слухи не имеют никакого основания».

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия » , Кусто начал погружаться в воду, используя маску , трубку и ласты , вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Тайе в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга , разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном . Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации , Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара , бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках . Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм », простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо » у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион » (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом , использующим для получения тяги эффект Магнуса .

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Критика

Кусто неоднократно обвинялся в непрофессионализме и паранаучности его работ. Также он подвергся критике за жестокие методы изучения подводного мира (например убийство рыб при помощи динамита) . «В мире безмолвия » был подвергнут критике за чрезмерную натуралистичность и жестокость . Другой фильм Кусто, «Мир без солнца » был встречен критикой в целом положительно. Однако присутствовали и такие отклики, в которых режиссёру вменяли в вину использование поддельных кадров. В частности, рецензент The New York Times Босли Кроутер подверг сомнению документальность некоторых эпизодов, например, выход людей из батискафа в атмосферный пузырь, образовавшийся в глубоководной пещере, хотя обычно в таких пещерах газовая среда непригодна для дыхания .

Вольфганг Ауэр, плававший в команде Кусто 6 лет, утверждает, что многие убийства и жестокости над рыбами были целенаправленными и делались Кусто для качественных кадров в своих фильмах .

Тем не менее, большая часть исследователей и коллег отзываются о нём как о любителе природы.

Награды

  • Командор ордена Почётного легиона
  • Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
  • Военный крест 1939-1945
  • Офицер ордена Морских заслуг
  • Командор ордена искусств и литературы
  • Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Избранная библиография

  • The Silent World (1953; совм. с Фредериком Дюма).
  • The Living Sea (1963; совм. с Джемсом Дагеном).
  • World Without Sun (1965).
  • The Shark: Splendid Savage of the Sea (1970; совм. с Филиппом Кусто).
  • La vie et la mort des Coraux (1971; совм. с Филиппом Диоле).
  • Mighty monarch of sea (1972; совм. с Филиппом Диоле).
  • Dolphins (1975).
  • La vie au bout du monde (1979; совм. с Ивом Паккале).
  • Jacques Cousteau’s Amazon Journey (1984; совм. с Моуз Ричардс).
  • Jacques Cousteau: The Ocean World (1985)

Переводы на русский язык

  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Сокр. пер. с англ. - М.: «Молодая гвардия», 1957. - 221 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф., Даген Дж. В мире безмолвия; Живое море. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1966. - 462 с.
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 96 с.
  • Кусто Ж.-И. «Калипсо» и кораллы. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1974. - 63 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1974. - 191 с.
  • Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 176 с.
  • Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Сокр. пер. с франц. - М.: «Прогресс», 1975. - 206 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1976. - 429 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1977. - 186 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Очерки об обитателях подводного мира. Осьминоги и кальмары. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1980. - 48 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Сюрпризы моря. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Лососи, бобры, каланы. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 285 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Жизнь на краю земли. Патагония, Огненная Земля, архипелаг южночилийских островов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. Пер. с франц.; В. Щербаков . Золотой чертог Посейдона. - М.: «Мысль», 1986. - 319 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1996. - 350 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 475 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 475 с.)
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 410 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 410 с.)
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца; Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Пер. с франц. - М.: «Армада», 1998. - 362 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «АСТ», «Астрель», 2003. - 527 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный варвар морей; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. Л. Жданова, 2003. - 381 с.

Фильмография

№* Год (фр./англ.**) Французский Английский*** Французский - Русский Английский - Русский Фильм Жак-Ив Кусто
1. Ранние короткометражные фильмы
1942 Par dix-huit mètres de fond Да
1943 Épaves Shipwrecks Да
1944 Paysages du silence Silent Lands… Да
1948 Phoques au Sahara N/A
1949 Autour d"un récif N/A
1949 Une plongée du Rubis A Dive on Board the Rubis Да
1949 Carnet de plongée (avec Marcel Ichac) N/A
1955 La Fontaine de Vaucluse (avec Louis Malle) N/A
1955 Station 307 N/A
10К 1955 Récifs de coraux N/A
11К 1957 La Galère engloutie (avec Jacques Ertaud) N/A
12К 1959 Histoire d"un poisson rouge The Golden Fish Да
13К 1960 Vitrines sous la mer (avec Georges Alépée) N/A
14К 1960 Prince Albert I N/A
2. Кинофильмы I
1956 Le monde du silence The Silent World Мир тишины В мире безмолвия Да
1964 Le monde sans soleil World Without Sun Мир без солнца Мир без солнца Да
3. Подводная одиссея команды Кусто I
1 1966 L’aventure Précontinent Conshelf Adventure Приключение на шельфе Мир Жака-Ива Кусто Да
2 1967/1968 Les Requins Sharks Акулы Акулы Да
3 1967/1968 La jungle de corail The Savage World of the Coral Jungle Коралловые джунгли Коралловые джунгли Да
4 1967/1968 Le Destin des tortues de me Search in the Deep Тайны глубин Да
5 1968 Baleines et cachalots Whales Киты и кашалоты Великаны глубин - киты Да
6 1968/1969 Le voyage surprise de Pepito et Cristobal The Unexpected Voyage of Pepito and Cristobal Морские найденыши Да
7 1968/1969 Trésor englouti Sunken Treasure Сокровища морей Да
8 1968/1969 La légende du lac Titicaca The Legend of Lake Titicaca Легенда озера Титикака Легенда озера Титикака Да
9 1969 Les baleines du désert The Desert Whales Киты пустыни Киты пустыни Да
10 1969/1970 La nuit des calmars The Night of the Squid Ночь кальмаров Ночь кальмара Да
11 1969/1970 La retour des Éléphants de mer The Return of the Sea Elephants Возвращение морских слонов Возвращение морского слона Да
12 1970 Ces incroyables machines plongeantes Those Incredible Diving Machines Эти невероятные батискафы Да
13 1970 La mer vivante The Water Planet Живое море Водный мир Да
14 1970 La tragédie des Saumons rouges The Tragedy of the Red Salmon Трагедия нерки Да
15 1970/1971 Le lagon des navires perdus Lagoon of Lost Ships Лагуна затонувших кораблей Лагуна затонувших кораблей Да
16 1971 Les Dragons des Galápagos Dragons of Galapagos Галапагосские драконы Да
17 1971 Cavernes englouties Secrets of the Sunken Caves Тайна затопленных пещер Тайны затопленных пещер Да
18 1971 Le sort des Loutres de mer The Unsinkable Sea Otter Непотопляемая морская выдра Да
19 1971/1972 Les dernières Sirènes The Forgotten Mermaids Последние сирены Забытые русалки Да
20 1972/1971 Pieuvre, petite pieuvre Octopus, Octopus Осминожек, осминожек Да
21 1972 Le chant des dauphins A Sound of Dolphins Голоса дельфинов Да
22 1973 500 millions d’années sous la mer 500 Million Years Beneath the Sea 500 миллионов лет на дне моря 500 миллионов лет в глубинах моря Да
23 1973/1972 Le sourire du Morse A Smile of the Walrus Улыбка моржа Да
24 1973 Hippo, Hippo Hippo! Гиппопотамы Битва гиппопотамов Да
25 1973 La baleine qui chante The Singing Whale Поющий кит Поющий кит Да
26 1974/1973 Mission Cousteau en Antarctique. Partie I. La glace et le feu Cousteau in the Antarctic. Part I. South to Fire and Ice Кусто в Антарктике. Часть I. Огонь и лед Кусто в Антарктике. Часть I. На юг к огню и льдам Да
27 1974 Mission Cousteau en Antarctique. Partie II. Le vol du Pingouin Cousteau in the Antarctic. Part II. The Flight of Penguins Кусто в Антарктике. Часть II. Полет пингвинов Да
28 1974 Mission Cousteau en Antarctique. Partie III. La vie sous un océan de glace Cousteau in the Antarctic. Part III. Beneath the Frozen World Кусто в Антарктике. Часть III. Под вечными льдами Да
29 1974 Mission Cousteau en Antarctique. Partie IV. Blizzard à Esperanza Cousteau in the Antarctic. Part IV. Blizzard at Hope Bay Кусто в Антарктике. Часть IV. Снежная буря в заливе Надежды Да
30 1975/1974 Patagonie: La vie au bout du monde Life at the End of the World Жизнь на краю света На краю земли Да
31 1975 L’hiver des Castors Beavers of the North Country Бобры северного края Да
32 1975 Les Fous du Corail The Coral Divers of Corsica Корсиканцы в погоне за кораллами Да
33 1975 Les requins dormeurs du Yucatan The Sleeping Sharks of Yucatan Спящие акулы Юкатана Спящие акулы Юкатан Да
34 1975/1976 Coup d’aile sous la mer: Isabella The Sea Birds of Isabella Морские птицы острова Изабелла Да
35 1976 Mysteries of the Hidden Reefs Тайны подводных рифов Да
36 1976 El Gran Pez que se tragó a Jonás The Fish That Swallowed Jonah Да
37 1976 Au cœur des récifs des Caraïbes The Incredible March of the Spiny Lobsters Великий поход лангустов Да
4. Кинофильмы II
1975/1976 Voyage au bout du monde Voyage to the Edge of the World Путешествие на край света Да
5. Оазис в Космосе
1977 What Price Progress? Цена прогресса Нет
1977 Troubled Waters Беспокойные воды Нет
1977 Grain of Conscience Нет
1977 Population Time Bomb Нет
1977 The Power Game Энергетический азарт Нет
1977 Visions of Tomorrow Видение будущего Нет
6. Подводная одиссея команды Кусто II
38 1977 L’énigme du Britannic Calypso’s Search for the Britannic Загадка «Британника» Калипсо ищет «Британик» Да
39 1978 Le butin de Pergame sauvé des eaux Diving for Roman Plunder Погоня за добычей римлян Погоня за добычей римлян Да
40 1978 À la recherche de l’Atlantide. Partie I Calypso’s Search for Atlantis. Part I В поисках Атлантиды. Часть I Да
41 1978 À la recherche de l’Atlantide. Partie II Calypso’s Search for Atlantis. Part II В поисках Атлантиды. Часть II Да
42 1978 Le testament de l"île de Pâques Blind Prophets of Easter Island Культурное наследие острова Пасхи Слепые пророки острова Пасхи Да
43 1978 Ultimatum sous la mer Time Bomb at Fifty Fathoms Да
44 1979 Le sang de la mer Mediterranean: Cradle or Coffin? Кровь моря Средиземное море: колыбель или могила? Да
45 1979 Le Nil. Partie I The Nile. Part I Нил - река богов. Часть I Нил - река богов. Часть I Да
46 1979 Le Nil. Partie II The Nile. Part II Нил - река богов. Часть II Нил - река богов. Часть II Да
47 1980 Fortunes de mer Lost Relics of the Sea Утраченные святыни моря Да
48 1980/1981 Clipperton: île de la solitude Clipperton: The Island Time Forgot Забытый остров Клипертон Забытый остров Клипертон Да
49 1981/1982 Sang chaud dans la mer Warm-Blooded Sea: Mammals of the Deep Теплокровное море Да
7. Приключения в Северной Америке
1981 Les piege de la mer Cries from the Deep Нет
1982 Du grand large aux grands lac Saint Lawrence: Stairway to the Sea Да
8. Амазонка
1982 Objectif Amazone: Branle-bas sur la Calypso Calypso Countdown: Rigging for the Amazon Путешествие на Амазонку: Готовность номер один Да
2 1983 Au pays des milles rivières Journey to a Thousand Rivers Среди тысяч рек Путешествие в долину тысячи рек Да
3 1983 La rivière enchantée The Enchanted River Зачарованная река Да
4 1983 Ombres fuyantes - Indiens de l’Amazonie Shadows in the Wilderness - Indians of the Amazon Скользящие тени. Индейцы Амазонии В дебрях Амазонки Да
5 1983/1984 La rivière de l’or River of Gold Золотая река Золотая река Да
6 1984 Message d’un monde perdu Legacy of a Lost World Наследие забытого мира Да
7 1984 Un avenir pour l’Amazonie Blueprints for Amazonia Сумерки над Амазонией Да
8 1984 Tempête de neige sur la jungle Snowstorm in the Jungle Метель в джунглях Да
9. Другие релизы I
1 1985 Le Mississippi. Partie I. Un Allié récalcitrant Cousteau at Mississippi. The Reluctant Ally Кусто на Миссисипи. Упрямый союзник Кусто на Миссиссиппи. Союзник поневоле Да
2 1985 Le Mississippi. Partie II. Allié et adversaire Cousteau at Mississippi. The Friendly Foe Кусто на Миссисипи. Союзник и противник Кусто на Миссиссиппи. Милый враг Да
3 1985 Jacques-Yves Cousteau: mes premier 75 ans (1) Jacques Cousteau: The First 75 Years (1) 75-летний капитан (1) Нет
4 1985 Jacques-Yves Cousteau: mes premier 75 ans (2) Jacques Cousteau: The First 75 Years (2) 75-летний капитан (2) Нет
5 1985 Alcyone, fille du vent Riders of the Wind Дочь ветра Да
1988 Island of Peace Остров мира Да
10. Повторное открытие мира I
1 1986 Haïti: L’eau de chagrin Haiti: Waters of Sorrow Гаити: Воды скорби Гаити: Воды скорби Да
2 1986 Cuba: les eaux du destin Cuba: Waters of Destiny Куба: Воды судьбы Да
3 1986 Cap Horn: les eaux du vent Cape Horn: Waters of the Wind Мыс Горн: Воды ветра Мыс Горн: Воды ветра Да
4 1986 L’héritage de Cortez Sea of Cortez: Legacy of Cortez Море Кортеса: Наследие Кортеса Да
5 1987 Les Îles Marquises: montagnes de la mer The Marquesas islands: Mountains from the Sea Маркизские острова: Горы, выходящие из моря Да
6 1987 Îles du Détroit: les eaux de la discorde Channel Islands: Waters of Contention Острова пролива: Беспокойные воды Ламанш: Воды раздора Да
7 1987 Îles du Détroit: à l’approche d’une marée humaine Channel Islands: Days of Future Past Острова пролива: Видение будущего Ламанш: Воспоминания о будущем Да
8 1988 Nouvelle-Zélande: la Rose et le dragon New Zealand: The Rose and the Dragon Новая Зеландия: Роза и дракон Да
9 1988 Nouvelle-Zélande: au pays du long nuage blanc New Zealand: The Heron of the Single Flight Новая Зеландия: Одинокий полет цапли Да
10 1988 Nouvelle-Zélande: le Péché et la Rédemption New Zealand: The Smoldering Sea Новая Зеландия: Тлеющее море Да
11 1988 Au pays des totems vivants Pacific Northwest: Land of the Living Totems Северо-восток Тихого океана: В краю живых тотемов Да
12 1988 Tahiti: l’eau de feu Tahiti: Fire Waters Таити: Огненные воды Таити: Огненные воды Да
13 1988 Les Requins de l"île au trésor Cocos Island: Sharks of Treasure Island Кокосовый остров: Акулы Острова Сокровищ Да
14 1988/1989 Mer de Béring: Le crépuscule du chasseur en Alaska Bering Sea: Twilight of the Alaskan Hunter Берингово море: Сумерки над Аляской Да
15 1988/1989 Australie: l’ultime barrière Australia: The Last Barrier Австралия: Последний барьер Да
16 1989 Bornéo: Le spectre de la tortue Borneo: The Ghost of the Sea Turtle Борнео: Призрак морской черепахи Да
17 1989 Papouasie Nouvelle-Guinée I: La machine à remonter le temps Papua New Guinea I: Into the Time Machine Папуа Новая Гвинея I: Машина времени Папуа Новая Гвинея I: Путешествие в машине времени Да
18 1989 Papouasie Nouvelle-Guinée II: La rivière des hommes crocodiles Papua New Guinea II: River of Crocodile Men Папуа Новая Гвинея II: Река людей-крокодилов Папуа Новая Гвинея II: В царстве крокодилов Да
19 1989 Papouasie Nouvelle-Guinée III: La coeur de feu Papua New Guinea III: Center of Fire Папуа Новая Гвинея III: В эпицентре огня Да
20 1989 Thaïlande: les forçats de la mer Thailand: Convicts of the Sea Таиланд: Узники моря Таиланд: Узники моря Да
21 1989/1990 Bornéo: la Forêt sans terre Borneo: Forests Without Land Борнео: Плавучие джунгли Борнео: Плавучие джунгли Да
11. Другие релизы II
7 1990 Scandale à Valdez Outrage at Valdez Мятежный танкер Нет
8 1990 Lilliput en Antarctique Lilliput in Antarctica Да
12. Повторное открытие мира II
22 1990 Andaman, les îles invisibles Andaman Islands: Invisible Islands Андаманские острова: Невидимые острова Да
23 1990/1991 Australie: à l’ouest du bout du monde Australia: Out West, Down Under Австралия: Навстречу прошлому Да
24 1991 Australie: le peuple de la mer desséchée Australia: People of the Dry Sea Австралия: Люди в пустынном море Да
25 1991 Australie: le peuple de l’eau et du feu Australia: People of Fire and Water Австралия: Люди огня и воды Австралия: Сквозь огонь и воду Да
26 1991 Australie: les trésors de la mer Australia: Fortunes in the Sea Австралия: Сокровищница моря Австралия: Сокровищница моря Да
27 1991 Tasmanie, une île s"éveille Tasmania: Australia’s Awakening Island Австралия: Рассвет на острове Тасмания Да
28 1991 Indonésie: les vergers de l’enfer Indonesia I: The Devil’s Orchard Индонезия I: Сады дьявола Индонезия I: Сады дьявола Да
29 1991 Sumatra: le cœur de la mer Indonesia II: Sumatra, the Heart of the Sea Индонезия II: Суматра Индонезия II: Сердце моря Да
30 1991/1992 Nauru, îlot ou planète Nauru: The Island Planet Науру: Каменная планета Науру: Каменная планета Да
31 1991/1992 La grand requin blanc, seigneur solitaire des mers The Great White Shark - Lonely Lord of the Sea Белая акула - одинокий властелин моря Австралия: Белые акулы Нет
32 1991 Palawan, le dernier refuge Palawan: The Last Refuge Палаван: Последнее убежище Палаван: Последний оплот Да
33 1992 Danube I: le lever de rideau Danube I: The Curtain Rises Дунай I: Занавес поднимается Дунай I: За голубой завесой Да
34 1992 Danube II: le rêve de Charlemagne Danube II: Charlemagne’s Dream Дунай II: Мечта Карла Великого Дунай II: Река королей Да
35 1992 Danube III: les Cris du Fleuve Danube III: The River Cries Out Дунай III: О чём плачет Дунай Да
36 1992 Danube IV: les Débordements du Fleuve Danube IV: Rivalries Overflow Дунай IV: Состязание наводнений Дунай IV: Кладбище кораблей Да
37 1993 La société secrète des Cétacés Bahamas: The Secret Societies of Dolphins and Whales Багамские острова: Киты и дельфины - тайный союз Нет
38 1993 Mékong: le don de l’eau Mekong: The Gift of Water Меконг: Тайны Меконга Меконг: Тайны Меконга Нет
39 1993 Vietnam et Cambodge: le riz et les fusils Vietnam and Cambodia: Children of Rice and Guns Вьетнам и Камбоджа: Дети риса и пороха Вьетнам и Кампучия: Дети риса и пороха Нет
13. Другие релизы III
9 1995 La Légende de Calypso Calypso’s Legend Легенда Калипсо Да
10 1995 Profond, loin, longtemps Deeper, Farther, Longer Все глубже и дальше, и дольше Освещая глубины Да
11 1996 Les promisses de la mer The Mirage of the Sea Обещания моря Да
14. Повторное открытие мира III
40 1995 Madagascar I: l"île des esprits Madagascar I: Island of Heart and Soul Мадагаскар I: Душа острова Мадагаскар I: Загадки Мадагаскара Да
41 1995 Madagascar II: l"île des esprits Madagascar II: Island of Heart and Soul Мадагаскар II: Душа острова Мадагаскар II: Смертельный обряд Да
42 1996 Afrique du Sud: les diamants du désert South Africa: Diamonds of the Desert Южная Африка: Алмазная пустыня Да
43 1996 Afrique du Sud: sanctuaires pour la vie South Africa: Sanctuaries for Life Южная Африка: Святилище жизни Южная Африка: Ковчег на краю света Да
44 1996/1997 À travers la Chine par le fleuve Jaune China: Across China with the Yellow River Китай: Вслед за жёлтой рекой Нет
45 1997/1999 Le lac Baïkal Lake Baikal: Beneath the Mirror Байкал: В зазеркалье Байкала Байкал: Зазеркалье Байкала Да