Произведение мамина сибиряка вертел. III. Беседа о прочитанном дома произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»

Предваряя краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка "Вертел", поясним, что рассказ был опубликован в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.

Ниже мы изложим краткое содержание "Вертела" Мамина-Сибиряка по частям.

Часть I

Двенадцатилетний мальчик Прошка работает "вертелом" в гранильной мастерской городского предместья. У него самый темный угол, где он целыми днями вращает круг для обточки камней. Кроме него, в мастерской работают еще четверо: старый гранильщик Ермилыч, угрюмый молчаливый мастер Игнатий, бойкий молодой подмастерье Спирька, немой от рождения рабочий Левка. Мастера трудятся, обсуждая своего хозяина Алексея Ивановича Ухова, который известный плут с покупателями, а рабочих своих и голодом морит, и чрезмерно нагружает. Чахнут мастера на его работе, а он еще делает вид, что сочувствует. И обещает: вот-вот сделает так, чтобы рабочим жилось лучше. И мастерскую вместо этой старой бани, мол, построит, и обеды велит посытнее варить. Но, конечно, ничего не делает.

Переходим к изложению краткого содержания второй части "Вертела" Мамина-Сибиряка.

Часть II

Июль, одиннадцать утра, солнце светит. Прошка очень голоден. Он увидел на кухне кусок мяса и теперь мечтает о щах с говядиной. Закрыв глаза, он вертит свое колесо и мечтает. Его мечты прерывает визит нарядной богатой дамы с двумя детьми в сопровождении хозяина. Она пришла, чтобы показать детям, как делают драгоценные камни, но была поражена видом убогой и грязной мастерской. А Прошку пожалела, сказав: "Какой он худенький!". Барыня купила несколько камней и попросила, чтобы домой к ней их доставил Прошка.

Часть III

Перед походом к барыне Прошку заставили надеть новую рубаху и вымыться. Прошка заробел было, но, когда пришел домой к барыне, освоился. Познакомился с легкомысленным, ленивым и добрым мальчиком Володей, сыном Анны Ивановны, а она велела накормить Прошку и вдруг решила, что будет учить его грамоте по воскресеньям.

Перед Рождеством Прошка не пришел на очередное занятие. Он заболел, у него началась чахотка. Но, стыдясь есть дармовой хозяйский хлеб, он продолжал работать у колеса, хотя ему было очень тяжело. В те времена чахотка (туберкулез) считалась очень опасной болезнью, Прошка вскоре слег. А потом его не стало.

Анна Ивановна приехала на похороны Прошки. Она корила себя, что так и не смогла помочь Прошке, и плакала обо всех бедных детях, которым выпала такая тяжелая судьба.

Итак, мы привели краткое содержание "Вертела" Мамина-Сибиряка.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Вертел

«Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними – блестящая полоска реки, а в ней – вечно купающаяся городская детвора…»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними – блестящая полоска реки, а в ней – вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.

Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни. Ближе всех к свету сидел старик Ермилыч, работавший в очках. Он считался одним из лучших гранильщиков в Екатеринбурге, но начинал с каждым годом видеть все хуже. Ермилыч работал, откинув немного голову назад, и Прошке была видна только его борода какого-то мочального цвета. Во время работы Ермилыч любил рассуждать вслух, причем без конца бранил хозяина мастерской, Ухова.

– Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что! – повторял старик каким-то сухим голосом, точно у него присохло в горле. – Морит он нас, как тараканов. Да… И работой морит и едой морит. Чем он нас кормит? Пустые щи да каша – вот и вся еда. А какая работа, ежели у человека в середке пусто?.. Небойсь сам-то Алексей Иваныч раз пять в день чаю напьется. Дома два раза пьет, а потом еще в гости уйдет и там пьет… И какой плут: обедает вместе с нами да еще похваливает… Это он для отводу глаз, чтобы мы не роптали. А сам, наверно, еще пообедает наособицу.

Эти рассуждения заканчивались каждый раз так:

– Уйду я от него – вот и конец делу. Будет, – одиннадцать годиков поработал на Алексея Иваныча. Довольно… А работы сколько угодно… Сделай милость, кланяться не будем…

Работавший рядом с Ермилычем чахоточный мастер Игнатий обыкновенно молчал. Это был угрюмый человек, не любивший даром терять слова. Зато подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных кумачных рубахах, любил подзадорить дедушку, как называли рабочие старика Ермилыча.

– И плут же он, Алексей-то Иваныч! – говорил Спирька, подмигивая Игнатию. – Мы-то чахнем на его работе, а он плутует. Целый день только и делает, что ходит по городу да обманывает, кто попроще. Помнишь, дедушка, как он стекло продал барыне в проезжающих номерах? И еще говорит: «Сам все работаю, своими руками…»

– И еще какой плут! – соглашался Ермилыч. – В прошлом году вот как ловко подменил аметист проезжающему барину! Тот ему дал поправить камень, потому грань притупилась и царапины были. Я и поправлял еще… Камень был отличный!.. Вот он его себе и оставил, а проезжающему-то барину другой всучил… Известно, господа ничего не понимают, что и к чему.

Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения, не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал, когда Ермилыч знаками объяснял ему, какой плут их хозяин.

Сам Ухов заглядывал в свою мастерскую только рано утром, когда раздавал работу, да вечером, когда принимал готовые камни. Исключение представляли те случаи, когда попадала какая-нибудь срочная работа. Тогда Алексей Иваныч забегал по десяти раз, чтобы поторопить рабочих. Ермилыч не мог терпеть такой срочной работы и каждый раз ворчал.

Всего смешнее было, когда Алексей Иваныч приходил в мастерскую, одетый, как мастеровой, в стареньком пиджаке, в замазанном желтыми пятнами наждака переднике. Это значило, что кто-нибудь приедет в мастерскую, какой-нибудь выгодный заказчик или любопытный проезжающий. Алексей Иваныч походил на голодную лису: длинный, худой, лысый, с торчавшими щетиной рыжими усами и беспокойно бегавшими бесцветными глазами. У него были такие длинные руки, точно природа создала его специально для воровства. И как ловко он умел говорить с покупателями. А уж показать драгоценный камень никто лучше его не умел. Такой покупатель разглядывал какую-нибудь трещину или другой порок только дома. Иногда обманутые являлись в мастерскую и получали один и тот же ответ, – именно, что Алексей Иваныч куда-то уехал.

– Как же это так? – удивлялся покупатель. – Камень никуда не годится…

– Мы ничего не знаем, барин, – отвечал за всех Ермилыч. – Наше дело маленькое…

Все рабочие обыкновенно покатывались со смеху, когда одураченный покупатель уходил.

– А ты смотри хорошенько, – наставительно замечал Ермилыч, косвенно защищая хозяина, – на то у тебя глаза есть… Алексей-то Иваныч выучит.

Всех больше злорадствовал Спирька, хохотавший до слез. Все-таки развлечение, а то сиди день-деньской за верстаком, как пришитый. Да и господ жалеть нечего: дикие у них деньги, – вот и швыряют их.

Работа в мастерской распределялась таким образом. Сырые камни сортировал Ермилыч, а потом передавал их Левке «околтать», то есть обколоть железным молотком, так, чтобы можно было гранить. Это считалось черной работой, и только самые дорогие камни, как изумруд, окалтывал Ермилыч сам. Околтанные Левкой камни поступали к Спирьке, который обтачивал их начерно. Игнатий уже клал фасетки (грани), а Ермилыч поправлял еще раз и полировал. В результате получались играющие разными цветами драгоценные и полудрагоценные камни: изумруды, хризолиты, аквамарины, тяжеловесы (благородный топаз), аметисты, а больше всего – раух-топазы (дымчатого цвета горный хрусталь) и просто горный бесцветный хрусталь. Изредка попадали и другие камни, как рубины и сапфиры, которые Ермилыч называл «зубастыми», потому что они были тверже всех остальных. Аметисты Ермилыч называл архиерейским камнем. Старик относился к камням, как к чему-то живому, и даже сердился на некоторые из них, как хризолиты.

– Это какой камень? Прямо сказать, враг наш, – ворчал он, пересыпая на руке блестящие изумрудно-зеленые зерна. – Всякий другой камень мокрым наждаком точится, а этому подавай сухой. Вот как наглотаешься пыли-то… Одна маета.

Большие камни точились прямо рукой, нажимая камнем на вертевшийся круг, а мелкие предварительно прилеплялись особой мастикой к деревянной ручке. Во время работы вертевшийся круг постоянно смачивался наждаком. Наждак – порода корунда, которую для гранения и шлифования превращают в мельчайший порошок. При работе высохший наждак носится мелкой пылью в воздухе, и рабочие поневоле дышат этой пылью, засоряя легкие и портя глаза. Благодаря именно этой наждачной пыли большинство рабочих-гранильщиков страдают грудными болезнями и рано теряют зрение. Прибавьте к этому еще то, что работать приходится в тесных помещениях, без всякой вентиляции, как у Алексея Иваныча.

– Тесновато… да… – говорил сам Ухов. – Ужо новую мастерскую выстрою, как только поправлюсь с делами.

Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними – блестящая полоска реки, а в ней – вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.

Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни. Ближе всех к свету сидел старик Ермилыч, работавший в очках. Он считался одним из лучших гранильщиков в Екатеринбурге, но начинал с каждым годом видеть все хуже. Ермилыч работал, откинув немного голову назад, и Прошке была видна только его борода какого-то мочального цвета. Во время работы Ермилыч любил рассуждать вслух, причем без конца бранил хозяина мастерской, Ухова.

– Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что! – повторял старик каким-то сухим голосом, точно у него присохло в горле. – Морит он нас, как тараканов. Да… И работой морит и едой морит. Чем он нас кормит? Пустые щи да каша – вот и вся еда. А какая работа, ежели у человека в середке пусто?.. Небойсь сам-то Алексей Иваныч раз пять в день чаю напьется. Дома два раза пьет, а потом еще в гости уйдет и там пьет… И какой плут: обедает вместе с нами да еще похваливает… Это он для отводу глаз, чтобы мы не роптали. А сам, наверно, еще пообедает наособицу.

Эти рассуждения заканчивались каждый раз так:

– Уйду я от него – вот и конец делу. Будет, – одиннадцать годиков поработал на Алексея Иваныча. Довольно… А работы сколько угодно… Сделай милость, кланяться не будем…

Работавший рядом с Ермилычем чахоточный мастер Игнатий обыкновенно молчал. Это был угрюмый человек, не любивший даром терять слова. Зато подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных кумачных рубахах, любил подзадорить дедушку, как называли рабочие старика Ермилыча.

– И плут же он, Алексей-то Иваныч! – говорил Спирька, подмигивая Игнатию. – Мы-то чахнем на его работе, а он плутует. Целый день только и делает, что ходит по городу да обманывает, кто попроще. Помнишь, дедушка, как он стекло продал барыне в проезжающих номерах? И еще говорит: «Сам все работаю, своими руками…»

– И еще какой плут! – соглашался Ермилыч. – В прошлом году вот как ловко подменил аметист проезжающему барину! Тот ему дал поправить камень, потому грань притупилась и царапины были. Я и поправлял еще… Камень был отличный!.. Вот он его себе и оставил, а проезжающему-то барину другой всучил… Известно, господа ничего не понимают, что и к чему.

Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения, не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал, когда Ермилыч знаками объяснял ему, какой плут их хозяин.

Сам Ухов заглядывал в свою мастерскую только рано утром, когда раздавал работу, да вечером, когда принимал готовые камни. Исключение представляли те случаи, когда попадала какая-нибудь срочная работа. Тогда Алексей Иваныч забегал по десяти раз, чтобы поторопить рабочих. Ермилыч не мог терпеть такой срочной работы и каждый раз ворчал.

Всего смешнее было, когда Алексей Иваныч приходил в мастерскую, одетый, как мастеровой, в стареньком пиджаке, в замазанном желтыми пятнами наждака переднике. Это значило, что кто-нибудь приедет в мастерскую, какой-нибудь выгодный заказчик или любопытный проезжающий. Алексей Иваныч походил на голодную лису: длинный, худой, лысый, с торчавшими щетиной рыжими усами и беспокойно бегавшими бесцветными глазами. У него были такие длинные руки, точно природа создала его специально для воровства. И как ловко он умел говорить с покупателями. А уж показать драгоценный камень никто лучше его не умел. Такой покупатель разглядывал какую-нибудь трещину или другой порок только дома. Иногда обманутые являлись в мастерскую и получали один и тот же ответ, – именно, что Алексей Иваныч куда-то уехал.

– Как же это так? – удивлялся покупатель. – Камень никуда не годится…

– Мы ничего не знаем, барин, – отвечал за всех Ермилыч. – Наше дело маленькое…

Все рабочие обыкновенно покатывались со смеху, когда одураченный покупатель уходил.

– А ты смотри хорошенько, – наставительно замечал Ермилыч, косвенно защищая хозяина, – на то у тебя глаза есть… Алексей-то Иваныч выучит.

Всех больше злорадствовал Спирька, хохотавший до слез. Все-таки развлечение, а то сиди день-деньской за верстаком, как пришитый. Да и господ жалеть нечего: дикие у них деньги, – вот и швыряют их.

Работа в мастерской распределялась таким образом. Сырые камни сортировал Ермилыч, а потом передавал их Левке «околтать», то есть обколоть железным молотком, так, чтобы можно было гранить. Это считалось черной работой, и только самые дорогие камни, как изумруд, окалтывал Ермилыч сам. Околтанные Левкой камни поступали к Спирьке, который обтачивал их начерно. Игнатий уже клал фасетки (грани), а Ермилыч поправлял еще раз и полировал. В результате получались играющие разными цветами драгоценные и полудрагоценные камни: изумруды, хризолиты, аквамарины, тяжеловесы (благородный топаз), аметисты, а больше всего – раух-топазы (дымчатого цвета горный хрусталь) и просто горный бесцветный хрусталь. Изредка попадали и другие камни, как рубины и сапфиры, которые Ермилыч называл «зубастыми», потому что они были тверже всех остальных. Аметисты Ермилыч называл архиерейским камнем. Старик относился к камням, как к чему-то живому, и даже сердился на некоторые из них, как хризолиты.

– Это какой камень? Прямо сказать, враг наш, – ворчал он, пересыпая на руке блестящие изумрудно-зеленые зерна. – Всякий другой камень мокрым наждаком точится, а этому подавай сухой. Вот как наглотаешься пыли-то… Одна маета.

Большие камни точились прямо рукой, нажимая камнем на вертевшийся круг, а мелкие предварительно прилеплялись особой мастикой к деревянной ручке. Во время работы вертевшийся круг постоянно смачивался наждаком. Наждак – порода корунда, которую для гранения и шлифования превращают в мельчайший порошок. При работе высохший наждак носится мелкой пылью в воздухе, и рабочие поневоле дышат этой пылью, засоряя легкие и портя глаза. Благодаря именно этой наждачной пыли большинство рабочих-гранильщиков страдают грудными болезнями и рано теряют зрение. Прибавьте к этому еще то, что работать приходится в тесных помещениях, без всякой вентиляции, как у Алексея Иваныча.

– Тесновато… да… – говорил сам Ухов. – Ужо новую мастерскую выстрою, как только поправлюсь с делами.

Год шел за годом, а дела Алексея Иваныча все не поправлялись. Относительно пищи повторялось то же самое. Алексей Иваныч сам иногда возмущался обедам своих рабочих и говорил:

– Какой это обед? Разве такие обеды бывают?.. Вот только поправлюсь делами, тогда все повернем по-настоящему.

Алексей Иваныч никогда не спорил, не горячился, а соглашался со всеми и делал по-своему. Даже Ермилыч, как ни бранил хозяина за глаза, говорил:

– Ну, и человек тоже уродился! Его, Алексея Иваныча, как живого налима, никак не ухватишь рукой. Глядишь, и вывернулся. А на словах-то, как гусь на воде… Он же еще и жалеет нас!.. И тесно-то нам, и еда-то плохая… Ах, какой человек уродился!.. Одним словом, кругом плут!..





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Расширять знания детей о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
  • Показать необходимость внимательного чтения.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, устную речь.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка, барабан с числами.

Ход урока

I. Организационный момент.

К какому уроку вы сегодня готовились и что вы для этого делали?

(Готовились к уроку «Поле чудес» и читали рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».)

Сейчас мы с вами послушаем рассказ о Д.Н. Мамине-Сибиряке. (рассказывает подготовленный ученик) Слайд 2 – портрет Мамина-Сибиряка.

Д.Н. Мамин-Сибиряк родился 6ноября 1852 года в Пермской губернии (сейчас это Свердловская область). Настоящая фамилия Мамин.

С детских лет полюбил уральскую природу и всегда вспоминал её с любовью.

Тогда же, в ранние детские годы зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. В семье была небольшая домашняя библиотека.

Закончил духовную семинарию. Первые свои рассказы он написал, учась в семинарии. Окончив семинарию, отправляется в Санкт-Петербург, но уже понимает, что священником он не будет и поступает в Медико-хирургическую академию.

В 1874 году Мамина принимают в Петербургский университет, где он учится на факультете естествознания. Спустя два года переводится на юридический факультет.

Но ухудшение здоровья и материальные трудности заставили его оставить учёбу. У него начинает развиваться туберкулёз.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьёзно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребёнка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.

Писатель писал для детей разного возраста. Для младших ребят, например, «Алёнушкины сказки», а для детей постарше «Емеля охотник», «Постойко» и другие.

Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. В своих рассказах он много рассказывает о жизни и труде рабочих и крестьян, о судьбе детей.

II. Рассматриваем книги Д.Н. Мамина-Сибиряка.

(выставка книг) принесённые детьми в класс и как итог книги на слайде 3. (на слайде обложки книг, которые читали ранее на уроках)

III. Беседа о прочитанном дома произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».

– Кто главный герой рассказа? (Прошка)

– Что мы о нём узнали? (Был круглый сирота и его тётка отдала в мастерскую, чтобы он мог сам себя прокормить, хотя ему было 12 лет)

– Прочитайте, в каких условиях работал Прошка.

– Что больше всего любил Прошка? (Лес, природу)

– Что случилось с Прошкой? (Заболел и умер)

– От чего это произошло? (От наждачной пыли, от плохого питания и непосильной работы.

– Какие чувства вызвала у вас жизнь Прошки? (Сожаления, жалости и т. д.)

IV. А теперь я проверю, как внимательно вы читали этот рассказ и для этого мы поиграем в «Поле чудес».

(Слайд 4 – с титрами «Поле чудес», когда прошли эти титры, по щелчку мыши появляется название рассказа «Вертел».

Напоминаются правила игры.

За наш барабан будут выходить те, кто точно и правильно ответит на вопрос.

Выбираем первую тройку игроков. (Слайд 5 – 1 тур)

Слайд 6. (По щелчку мыши открывается вопрос. Дети отвечают на него. Выслушиваются ответы нескольких учеников и за барабан выходит тот, кто ответил правильно и точнее других. На слайде три вопроса. После ответа, по щелчку мыши, открывается ответ.)

Посла выбора первой тройки слайд 7 с заданием. Читается задание и по букве отгадывается слово. Названная буква, которая есть в слове, открывается, путём наведения на это место курсора и щелчка мыши. Отгадывают по очереди. Отгадавший правильно букву, имеет право крутить барабан, набирать очки и отгадывать следующую букву.

Ответ: Теребиловка. (Смена слайда после тура по щелчку на стрелке)

Победитель первой тройки выходит в финальную игру.

Выбираем вторую тройку. (Слайд 8 – 2 тур. Слайд 9, на нём тоже три вопроса с ответами, открываются после полученного ответа по щелчку мыши.)

Победитель выходит в финальную игру.

Слайд 10, для второй тройки.

Ответ: околтать.

(Спросить, как понимают это слово.) Победитель тура выходит в финальную игру.

Выбирается третья тройка.

Слайд 11 – 3 тур и слайд 12 с вопросами и ответами третьего тура.

Слайд 13, с заданием для третьей тройки.

Ответ: зубастыми.

Присутствующим уместно задать вопрос, почему он их так называл. (Были крепкими, и точить их было труднее.)

Проводится игра со зрителями. Слайд 14, со словами: игр со зрителями.

Слаид 14 с заданием для зрителей. Отгадывают целым словом.

Ответ: александрит

Проводится финальная игра. Слайд 16 со словами – финальная игра.

К барабану выходят победители троек. Слайд 17 с заданием для финалистов.

Ответ: околпачил.

Как понять это слово? (обманул)

Проводится суперигра с победителем. Слайд 18 со словом суперигра.

Слайд 19 с заданием.

Ответ: альмандины.

Подводятся итоги урока.

Чествуется победитель. Можно приготовить какой-нибудь сувенир.

Слайд 20 с титрами: Спасибо за игру.

Это очень грустный рассказ для детей. Он повествует о жизни «вертела» – мальчика, который вертит круг для шлифовки драгоценных и полудрагоценных камней.

Несчастный мальчик лишен детства. Прошка – сирота, отец его тоже работал в этой мастерской, надорвался на тяжелой работе, и мать умерла. Хозяин мастерской (хитрый коммерсант) вроде бы помогает мальчику – даёт работу. Но труд этот слишком тяжел для ребенка. Он должен целый день в грязном углу душной мастерской крутить камень. Ребёнок не играет, не видит света, вечно голодный. Только мечтает сбежать, ненавидит всех, кому понадобились эти бесполезные камни.

Однажды в мастерскую заехала барыня с детьми, чтоб показать им, как ограняют камни. Она была поражена бедностью и убожеством места, но ещё больше несчастьем ребенка. Стараясь помочь, она приглашает Прошку в гости, кормит его, начинает учить грамоте. Мальчик поражен богатством её дома. Сын барыни, даже смотря на Прошку, не становится лучше, только играет в огранку камней.

Прошка прекратил ходить в гостеприимный дом. Оказалось, что он заболел. И несмотря на заботу барыни, умер. Как и многие дети, замученные непосильным трудом и тяжелой жизнью.

Барыня, не умея помочь, лишь пообещала себе не носить больше камней.

Картинка или рисунок Вертел

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Саша и Шура Алексина

    В книге рассказывается о мальчике по имени Саша. Саша мечтал о путешествиях в дальние страны и города. Больше всего он хотел уехать куда-нибудь без матери и отца. Для Саши было в тягость, когда кто – то ему запрещал и указывал что делать

  • Краткое содержание Берестяная трубочка Пришвина

    Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается.

  • Краткое содержание Байрон Дон Жуан

    Роман в стихах, или как его называет сам автор, «эпическая поэма», переносит читателя в восемнадцатый век. Главный герой произведения, Жуан, путешествует по всей Европе – начиная от Испании и заканчивая Россией.

  • Краткое содержание Гостья из будущего Булычев

    В произведении рассказывается о мальчике - Коле Наумове ученике шестого "б" класса, который случайно натыкается в квартире своего соседа на машину времени. И рискуя своей жизнью, отправляется во временное путешествие.

  • Краткое содержание Беляев Голова профессора Доуэля

    Ученый, профессор Керн принимает на работу Мари Лоран. Она поражена мрачностью обстановки кабинета Керна, но еще больше поражается она, когда узнает, что должна будет ухаживать за оживленной головой профессора Доуэля, который недавно умер