Еще весны душистой нега пейзажные детали. «Еще весны душистой нега…» А. Фет. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

А. А. Фет. Стихотворение «Еще весны душистой нега...». Анализ произведения

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году.

Главная мысль (идея)

Цель поэта в этом стихотворении - создание образно-эмоциональной карти­ны природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - пяти- и четырехстопный ямб, система рифмов­ки - АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжа­ют друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою ан­титезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно соз­дать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.

Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу воз­вышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инвер­сия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет...

Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.

1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?

Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?

Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа - пейзажная зарисовка, вторая - философское развитие темы, поэтическое обобщение;

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части (на что указывает и союз «но» в третьей строфе), но поэт не сопоставляет и, тем более, не противопоставляет человека и природу, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.

То есть, у Тютчева главное - человек, у Фета - природа.

3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом стихотворении? В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета? Какова роль детали в осмыслении природы у Тютчева и Фета?

В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.

У Тютчева одна - единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.

4.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?

Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное - это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.

5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?

На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета - простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов

6.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).

Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях. У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.

7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите общность и разницу поэтической идеи в стихотворении?

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна - возрождение природы, весна - пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов - философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа - живое существо, а человек - часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра - так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина - слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»

Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов . Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики , к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии . Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы , как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега» , «лишь в полдень солнце греет» . Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях» , «возрожденья весть» .

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом , стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная» , «замороженном пути» , «весны душистой» ), метафора («возрожденья весть живая» ), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет» ), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще» ). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

«Еще весны душистой нега…» Афанасий Фет

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия. Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи. Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.

По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.

Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.