Смысл предложения вскипятили опять чай и забравшись. Сочинение

Быть мужчиной, а не казаться им куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь истинно мужские качества развивает в себе далеко не каждая зрелая личность. Поэтому не сложно порою встретить мужчину-мальчишку с сединой на висках. Так, для настоящего рыцаря современности развитие силы духа является куда более важным фактором, чем наличие накаченных протеиновыми добавками мускулов.

Стержень внутри каждого

Сила духа человека - это одно из главных качеств, который делает нас сильными. Потому многие и ищут способы, пути, благодаря которым им удастся укрепить в себе этот стержень. И немаловажно отметить, что способность преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия, превращая встречающиеся неудачи в полезные жизненные уроки, определяется именно силой человеческого духа. Благодаря последнему, мужчина способен быть успешным карьеристом, заботливым отцом и страстно любящим супругом.

Тот, кто не ленится укреплять внутреннюю энергию, знает, что такое уверенность в себе, непоколебимость, упорство, несгибаемость и стойкость. Сильный духом, в отличие от слабого, отчетливо знает, к чему стремится и чего хочет. Для жизненной позиции такого мужчины характера долгосрочность и стабильность. Он в большинстве случаев, а то и всегда, завершает начатое дело, не бросая его на полпути.

Так, слабость духа проявляется в неуверенности в собственных силах, беспринципностью, завистливостью, мнительностью, боязливостью.

Воспитание силы духа

Достаточно одного желания и и вы сумеет развить свою внутреннюю силу настолько, что ни одни обстоятельства, отрицательно влияющие на вашу жизнь, не смогут вас сломить. Для начала, приводим вашему вниманию небольшие рекомендации, помогающие развить ваши личностные качества, а, исходя из этого, и силу духа.

(или инструкция к написанию сочинения в 9 классе).

Напоминаю, что наш экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей: изложение, тест и сочинение. На всё про всё нам дают 3 часа 59 минут, то есть на каждый вид работы чуть больше часа. Учтите, что на экзамене можно пользоваться орфографическими словарями, можете всё-всё проверить. Над изложением и тестом - мы уже работали. Сегодня на уроке будем говорить о сочинении. Перед вами лежат четыре распечатанных листочка. На первом - текст Валентина Григорьевича Распутина. Дальше – тест по этому тексту, состоящий из 13 вопросов. Тест – часть 2- и сочинение – часть 3 - вы пишете по одному тексту. Открываем третий лист, внизу находим запись: часть 3. Здесь вы видите некое математическое нагромождение: 15.1, 15.2 и 15.3. Не пугайтесь, 15 – это порядковый номер задания, а 1,2 и 3 – это варианты сочинений. Давайте сейчас познакомимся с ними. Первая тема под № 15.1 - лингвистическая, то есть на примерах из текста нам нужно подтвердить чьё-либо высказывание о красоте языка, нужности знаков препинания, о том, как чудесно грамотно писать и знать орфоэпические нормы. Например, здесь предложено написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного французского писателя Проспера Мериме: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Сегодня мы не будем останавливаться на этой теме, давайте сравним 15.2 и 15.3. Читаем второе задание: «Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня». Что вы должны объяснить в этом задании?
- Как мы понимаем смысл этого предложения.
- Хорошо. А теперь читаем задание 15.3: «Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое душевные силы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». А здесь что вы должны объяснить?
- Как мы понимаем смысл словосочетания.
- Значит, чем отличаются сами задания?
- Во втором работаем над предложением, а в третьем - над словосочетанием.
- Так. Обратите внимание: в каждом задании вам предлагают написать сочинение-рассуждение. Посмотрели на доску, напоминаю план такого сочинения:
1) Тезис.
2) Доказательство.
3) Вывод.
- Кто заметил, чем ещё отличается третье сочинение от второго? Читайте внимательнее.
- В задании под № 15.3 дана тема, из которой нужно вывести тезис, во втором сочинении нет такой подсказки.
- Молодцы. Сегодня мы будем работать над второй темой. Нам самим нужно обозначить тему. Это не страшно. Тема – это то о чём. Вот о чём это предложение: «Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня»?
- О чае.
- Разве о чае?
- О том, что они пили чай.
- Кто они?
- Герои рассказа.
- Значит, о чём предложение?
- О том, что герои рассказа пили чай.
- Всё. Так просто. Тему нам не нужно доказывать. Чтобы правильно сформулировать тезис, попробуем задать вопрос: как герои пили чай?
- С наслаждением.
- Пили долго и сладостно.
- Да, заметьте, не сладко, а сладостно. Есть разница?
- Да. Не говорится, что он был сладкий, а вот пить было сладостно.
- Что означает это слово, как вы думаете?
- Приятно.
- С удовольствием.
- С радостью.
- Посмотрите, на одной строчке автором даются два однокоренных слова: «сладостно» и «с наслаждением», наверное, не случайно. Зачем он так настойчиво повторяет нам это? Что он хочет подчеркнуть?
- После тяжёлой работы герои рассказа пьют чай с наслаждением.
- Или: после тяжёлой работы герои рассказа пьют чай долго и сладостно. Вот это и будет ваш тезис. Помните и о том, что тезис не может быть вопросительным предложением. Это утверждение, а не вопрос. Но от него можно задавать вопрос «почему?», это поможет вам найти аргументы. Почему герои рассказа пьют чай с наслаждением? - остаётся только найти ответ, т.е. доказательства. Поэтому сейчас открываем первую страницу ваших листочков, читаем текст Валентина Григорьевича Распутина и находим такие предложения. Вам нужно привести в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Можно указывать номера нужных предложений или применять цитирование, но не переписывайте предложения и сам текст, он уже имеет автора. На партах лежат небольшие карточки. В них напечатаны те обороты речи, так называемые клише, которые помогут вам перейти в сочинении от одной части к другой. Всё понятно?
- Мне непонятно. Где вы темы взяли?
- Здравствуйте! Пол-урока прошло! Повторяю для тех, кто плохо слышит: открыли третий по счёту лист, внизу нашли строку: часть 3. Это темы, обозначенные номерами 15.1, 15.2 и 15.3. Сами темы в привычном для нас понимании не даются, они обозначены цифрами. 1 – лингвистическая, 2- работа над предложением, 3 – над словом или словосочетанием. Только в третьем задании звучит тема. Мы пишем сочинение по второй теме - 15.2. Всё? Работаем.
- А Проспер Мериме французский писатель?
- Да, там указано. Но сегодня это не наша тема. Смотри внимательно задание № 15.2
Голос с последней парты:
- А я вот так и не поняла, а на экзамене мы будем писать 3 сочинения или одно?
- Показываю на пальцах: дано 3 темы, выбираем одну из трёх! Одну! и пишем. Сегодня работаем над второй. Не забудьте про абзацы, это тоже баллы.
***
Дети непредсказуемы, каждый раз придумывают нечто шедевральное. Читаю вечером:

«Почему герои пили чай долго и сладостно? Я думаю, что пить чай любят все.
Валентин Григорьевич Распутин любил пить чай с известным французским писателем Проспером Мериме. Автор так и пишет об этом в предложении 15.2: "Пили они долго и сладостно». Почему «долго и сладостно»? Наверное, потому что сахара ещё не было, а чай уже был, и после работы они вдвоём забирались в шалаш и вместе пили несладкий чай. Не знаю, что тут приятного: пить несладкий чай? Может, долго пили чай от усталости, а может, каждый хотел уловить свою тонкость оттенка, как говорится в предложении 15.1. Вот если бы чай был сладкий, тогда другое дело, чего его долго пить? А они пили чай, с наслаждением разговаривали о книжках, они же писатели, и так у них постепенно после усталой работы появлялись душевные силы, как говорится в предложении 15.3. Потому что есть такое выражение: «Чай не пил – какая сила?»
Таким образом, я доказал, почему герои пили чай долго и сладостно. Им это было необходимо, чтобы с новыми душевными силами писать книги.»

Ну что тут скажешь? Без таких перлов моя работа при современных требованиях по схематичному написанию сочинений была бы жутко скучной. Хорошо ещё шалаш стоял не в Разливе, а так бы пили чай втроём…

Рецензии

До какого ужаса дошло наше "болонистое" образование! Мы-то,сермяги,просто писали на темы:"Блок и Маяковский о революции","Простой" человек на войне","Татьяна Ларина и Анна Каренина".Куда уж нам до "чайных" глубин мысли!

Пошел дождь, но никто из них троих ничем не отозвался на него, не заторопился в шалаш, каждый еще больше заторопил руки. Митяй и Саня по-прежнему держались неподалеку друг от друга, к ним постепенно приближался из глубины болотины дядя Володя. Дождь, падая на кустарник, шумел густо и звучно; мокрую ягоду брать стало трудно, она давилась, мялась, к рукам налипали листья. Быстро темнело, и только тогда, спохватившись, Митяй прокричал отбой. Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трехлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину.

В темноте и под дождем они рубили и подтаскивали дрова, наготавливая их на сырую и неспокойную ночь. Митяй ругал и себя, и дядю Володю за то, что, как маленькие, заигрались на ягоде и припозднились, но чувствовалось, что ругается он так, для порядка, довольный сам, что брали до последнего и успели немало. Гоношиться под дождем с варевом не захотели, вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелегкого и удачного, несмотря ни на что, дня.

Это была первая Санина ночь в тайге - и какая ночь! - точно взявшаяся показать ему один из своих могучих пределов. Тьма упала - хоть ножом режь, в ней не видно было ни неба за кругом костра, ни сторон, сплошным шумом шумел там дождь. Он то примолкал ненадолго, то припускал сильней, и сильней тогда начинал шипеть костер, сопротивлявшийся воде, с досадой выстреливая вверх угольками и принимающийся время от времени для острастки поддувно и сердито завывать. Но огонь горел хорошо, Митяй перед тем, как окончательно укладываться, навалил на костер, положив их рядом, две сухие лесины, которых должно было хватить надолго. Саня сидел и смотрел, как мечутся по этим лесинам маленькие древесные муравьи, как отгорает и опадает щепа, обнажая источенное ими, похожее на опилки, зернистое крошево. Когда он поднимал глаза к небу, там все так же стояла исполинская тьма, начинавшаяся сразу от земли и поднимавшаяся до неизвестно какой бесконечности. Дождь, проходящий сквозь нее, казалось, мог быть только черным. И до чего жалок, беспомощен и игрушечен, должно быть, представлялся откуда-то оттуда этот костер! Но кому, кому мог он представляться, кто, кроме сидящего подле него Сани, мог его видеть? Но не для того ли и тьма, тьма-тьмущая, чтобы можно было его видеть из таких далей, которые трудно представить? А рядом Саню - настороженного и готового ко всему, ждущего чего-то с неба ли, со стороны ли с нетерпением и уверенностью: нет, что-то должно случиться… Такая ночь не напрасно. Вот спит уже Митяй, давно похрапывает укрывшийся с головой плащ-палаткой дядя Володя - почему только ему, Сане, не хочется спать? Но не потому ли и уснули они, не потому ли их усыпили, чтобы он мог остаться один и наедине?.. Кто внушил ему, и это внушение он ощущал в себе все отчетливей, будто сразу не расслышал и только после расшифровал по оставшимся звукам сказанное, - кто внушил ему, что именно теперь и должно что-то для него открыться? Нетерпение становилось все сильней - и ближе, значит, было исполнение, точно что-то, невидимое и всесильное, склонилось и рассматривает, он ли это. Нет, не рассматривает, Саня вдруг понял, что он ошибается и рассматривать его не могут, но это что-то улавливает все его чувства, всю исходящую из него молчаливую тайную жизнь и по ней определяет, есть ли в нем и достаточно ли того, что есть, для какого-то исполнения.

Дождь опять стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донесся запах багульника и кедровой смолы. Перевернулся с боку на бок и что-то пробормотал спросонья Митяй. И еще тише стал дождь, он висел над костром на темном фоне парящим бусом. Саня замер, приготовившись, почему-то предчувствуя, что вот сейчас… И вдруг тьма единым широким вздохом вздохнула печально, чего-то добившись, затем вздохнула еще раз. Дважды на Саню дохнуло звучанием исполински-глубокой, затаенной тоски, и почудилось ему, что невольно он отшатнулся и подался вослед этому возвеченному, невесть как донесшемуся зову - отшатнулся и тут же подался вослед, словно что-то вошло в него и что-то из него вышло, но вошло и вышло, чтобы, поменявшись местами, сообщаться затем без помехи. На несколько мгновений Саня потерял себя, не понимая и боясь понять, что произошло, приятное тепло сплошной мягкой волной разлилось по его телу, напряжение и ожидание исчезли вовсе, и с ощущением какой-то особенной полноты и конечной исполненности он поднялся и перешел в шалаш.

Он уснул быстро, пристроившись на свободное место между Митяем и дядей Володей, но, засыпая, услышал, как снова припустил дождь и закапало сверху сквозь ветки и корье. И вдруг проснулся - дядя Володя, перегнувшись через него, расталкивал Митяя и испуганно шептал:

Митяй! Митяй! Поднимайся! Кто-то ходит.

Кто ходит… Медведь, наверно, ходит, - недовольно отвечал Митяй. - Кому тут еще ходить?!

Слышишь? Ты послушай!

Митяй, продолжая сердито ворчать, поднялся и стал подживлять костер. Затрещали посыпавшиеся в стороны искры, затем ровно загудел огонь. Когда Митяй вернулся на свое место, Саня уже спал: слова о медведе мало встревожили его - или он окончательно не проснулся, или подействовал спокойный голос Митяя.

И еще раз он услышал сквозь сон, как дядя Володя снова расталкивает Митяя, но слова его звучали где-то далеко-далеко и были плохо слышны. И там же, далеко, но с другого конца Митяй ворчливо объяснял:

Да ты не бойся, спи. Походит и уйдет. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. Больше мы ему ни про что не нужны. Если бы ты тут жил, а к тебе бы, главно, медведи без спросу приперлись, на твою территорию, - тебе что, неинтересно было бы? И ты бы так же бродил.

Больше Саню уже ничто не могло разбудить.

Его растормошил Митяй. Первое, что увидел Саня, открыв глаза, было солнце - не случайно выбравшееся из-за туч, чтобы показаться, что оно живо-здорово, а одно-единственное во все огромное чистое небо, склоненное от горы за речку и дальше, чтобы солнцу легче было выкатиться на простор. Возле горы лежала еще тень, слабая и начинающая подтаивать, от нее, казалось, и натекала небольшая сырость, но вся низина сияла под солнцем, и взрывчато, звездчато взблескивали там на кустах яркими вспышками погибающие капли воды. И куда все так скоро ушло - и беспросветная, бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги и страхи - нельзя было представить.

Митяй успел не только вскипятить чай, но и приготовить варево, которое дружным согласием решили оставить на обед - перед тем как уходить обратно. Костер догорал, слабый дымок редкой и тонкой прядью уходил прямо вверх, куда чувствовалась общая тяга. Саня и ступал как-то необыкновенно легко и высоко, словно приходилось затрачивать усилия не для того, чтобы ступать, а чтобы удержаться на земле и не взлететь. Деревья стояли с задранными ветками, и вытянуто, в рост, прямилась трава.

Они попили чаю и посидели еще, наслаждаясь солнцем и поджидая, пока оно подберет мокроту. Митяй был весел и громок и потрунивал над дядей Володей, над его ночным бденьем. Дядя Володя, по обыкновению, отмалчивался, но на этот раз с видимой затаенностью и злостью. Это в конце концов почувствовал и Митяй и отстал от него. Саню же все в это яркое утро приводило в восторг - и то, как обрывались с кедра и шлепались о шалаш и о землю последние крупные капли дождя; и то, как умиротворенно и грустно, вызывая какую-то непонятную сладость в груди, затихал костер; и то, как дурманяще и терпко пахла после дождя лесная земля; как все больше и больше выбеливалась низина, куда им предстояло идти; и даже то, как неожиданно и дурноголосо, напугав их, закричала над головами кедровка.

Солнце вошло в силу, воздух нагрелся - пора было приниматься за дело. Саня заглянул в свое ведро, стоящее по-прежнему в рюкзаке под кедром, - ягода в нем заметно осела и сморилась, и все-таки больше двух бидонов, прикинул он, в ведро уже не войдет. Можно не торопиться. Но только начал он брать, только потекла сквозь пальцы первая ягода, еще больше налившаяся, отличающаяся от вчерашней тем, что произошло в эту ночь, и вобравшая в себя какую-то непростую ее силу, только окунулся он опять в ее живую и радостную россыпь - руки заработали сами собой, и удержать их было уже невозможно. Под солнцем голубица скоро посветлела и стала под цвет неба, - стоило Сане на секунду поднять глаза вверх, ягода исчезала совершенно, растекалась в синеве воздуха, так что приходилось затем всматриваться, напрягать зрение, чтобы снова отыскать ее - по-прежнему рясную, крупную, отчетливо видимую.

Он и не заметил, как набрал один бидон, потом другой… Ведро было полнехонько, а он только разохотился. Обвязав сверху ведро чистой тряпицей, которую он для этой надобности и прихватил с собой, чтобы не высыпалась по дороге ягода, он неторопливо стал спускаться по тропке обратно. Митяй, не разгибая спины, рывками шевелился за строем реденьких березок справа, дядю Володю видно не было, он, похоже, предпочитал оставаться один. От избытка счастья Саня сладостно вздохнул - так хорошо было, так светло и покойно и в себе, и в мире этом, о бесконечной, яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал, что она где-то и для кого-то может быть. Но чтоб для него!.. И в себе, оказывается, многого не знал и не подозревал - этого, например, нечеловечески сильного и огромного чувства, пытающегося вместить в себя все сияние и все движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть, всю обманчиво сошедшуюся в одно зрение полноту. Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему… он готов был на что угодно.

Захотелось вдруг пить, и он, спустившись к речке, попил, прихлебывая из ладони.

Франк Ольга Егоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ № 38 имени С.В.Кайгородова»

Работа над сочинением-рассуждением на ОГЭ, связанным с анализом текста 15.2

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по подготовке выпускников 9-х классов к сочинению. Сочинение-рассуждение строится по одному плану: тезис, аргументы, вывод. В 2014 году было предложено на выбор три темы. Дифференцированный подход налицо. Именно для начинающих учителей, впервые готовящих учеников к экзаменам, эта работа.

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, анализ текста, тезис, аргументация, доказательства, вывод, клише.

Первое, что необходимо сделать – выбрать, какое сочинение будут писать ученики. Хорошо, если ученики выбирают один вариант. Но возможно, что выбирают различные варианты. 15.2 – тема, которую выбирает большинство учеников. Такой вывод я сделала, когда проверяла работы девятиклассников в составе экспертной комиссии.

Давайте разберёмся, как организовать работу над сочинением 15.2. Эта работа связана с работой по предложенному тексту. Обратимся к сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И. П. Цыбулько (новая демоверсия), где 36 вариантов тестов. Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е. истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста. Как правило, это финал или предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис. (На этом этапе ученику необходимо объяснить, как он понимает текст, что в тексте самое главное, о чем этот текст) Таким способом мы разворачиваем тезис.

2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента из предложенного текста.

3.Заключение. Вывод.

Разберём всё подробнее, используя текст по В.Распутину из варианта № 1. [ 2, с 18 ]

Тезис – это то, что ученик будет раскрывать в сочинении, это та фраза, которая предложена в тексте задания. В нашем варианте задание звучит так: «Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня». [ 2 , с 21 ]

Идея текста всегда связана с главным героем текста или основным событием текста.

Внимательно читаем текст (однократного чтения будет недостаточно). Вдумываемся в смысл вопроса, на который нам предстоит ответить, находим ключевые слова. Самостоятельно формулируем мнение о смысле заданного вопроса.

Основная часть. Аргументы.

В основной части приводятся доказательства тезиса. Необходимо привести два аргумента из прочитанного текста. Доказательства должны соответствовать тезису, иллюстрировать мнение о смысле цитаты. Для доказательства можно цитировать выбранные предложения или указывать их номера.

Заключение. Вывод.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не противоречить тезису и аргументам.

Для обучения сочинению на первых порах можно использовать речевые клише.

Структурные элементы сочинения

Примеры

Вступление. Тезис.

Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю следующим образом.

Основная часть. Аргументы.

Для обоснования (доказательства) обратимся к тексту, автором которого является… Во-первых, в предложении (ях) № … говорится о том, что … Во-вторых, предложение № … подтверждает мысль о …

Заключение. Вывод.

Таким образом, я доказал (а), обосновал (а) смысл финала, фрагмента текста.

Исходный текст [ 2, с 18 ]

(1)Дядя Митяй и Саня перешли речку и встали перед ягодником. (2)Столько ягоды Саня никогда не видывал. (3)И не представлял, что её может столько быть. (4)На этот раз они были первые, никто до них ягоду тут не трогал и не мял, а наросло её на диво, в редкий год, по словам дяди Митяя, удаётся такой урожай. (5)Теперь Саня знал, что это такое – кусты ломятся от ягоды: они действительно ломились, лежали от тяжести на земле или стояли согбенно, поддерживая друг друга в непосильной ноше.

(6)Саня раздвигал кусты и замирал от восторга: дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь ослепляла, вызывая и удивление, и вину, и что-то ещё, чему Саня не знал имени и что запало в душу. (7)Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. (8) «Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя, я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы». (9)И как приятно было, не заглядывая в бидон, ощущать её всё возрастающую и возрастающую тяжесть, а потом, опуская ягоду, словно бы ненароком натолкнуться рукой на его поднявшееся тёплое нутро: так быстро! (10)И идти с наполненным бидоном к шалашу, постоять подле ведра, прежде чем высыпать в него, засмотревшись на парную и живую, томно дышащую – каждая ягодка отдельно – светло-глянцевую синеву сбора. (11)Снизу, когда Саня высыпал голубицу в ведро, она была уже отпотевшей и тёмной и казалась задохнувшейся. (12)Отсюда, снизу, можно было кинуть наконец несколько ягодок в рот, обмереть на мгновение от растекавшейся под языком сладости и нежно тающей плоти и, причмокивая, медленно идти обратно к кустарнику, а там на десять, на пятнадцать минут и вовсе забыть про бидон, словно бы допивая начатое снадобье, всё дополняя и дополняя его неоговорённую меру.

(13)Нет на свете ягоды нежней и слаще голубицы, и стойким надо быть человеком, чтобы принести её из лесу в посудине.

(14)Пошёл дождь, но никто из них ничем не отозвался на него, не заторопился в шалаш, каждый ещё больше заторопил руки. (15)Дождь, падая на кустарник, шумел густо и звучно; мокрую ягоду брать стало трудно, она давилась, мялась, к рукам налипали листья. (16)Быстро темнело, и только тогда, спохватившись, дядя Митяй прокричал отбой. (17)Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину.

(18)В темноте и под дождём они рубили и подтаскивали дрова, наготавливая их на сырую и неспокойную ночь. (19)Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня.

(По В. Распутину)

Распутин Валентин Григорьевич – русский писатель и общественный деятель.

Смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня» я понимаю следующим образом. После сбора ягоды голубицы Саня и дядя Митяй устали. Усталость эта была приятной, потому что ягоды было собрано много. Как же хорошо после трудового дня отдохнуть и попить чай.

Чтобы объяснить смысл последнего предложения, обратимся к тексту В. Распутина, русского писателя и общественного деятеля. Во-первых, в предложениях №№ 5-6 говорится о том, что ягоды было так много, что Саня и Дядя Митяй собирали её, замирая от восторга. Эта работа доставляла удовольствие. Во-вторых, даже дождь не смог помешать сбору ягоды, руки заработали ещё быстрее. (предложение № 14) Если бы не стемнело, ягоду так и собирали бы ещё. Только у костра наши герои осознали, каким же удачным был этот день.

Таким образом, я объяснила смысл последнего предложения текста.

(работа написана ученицей 9 класса после двух уроков подготовки)

Нет смысла останавливаться на достигнутом. Данная работа соответствует требованиям, но нужно избавляться в письменной речи от шаблонов и штампов.

Памятка «Как работать над сочинением-рассуждением 15.2»

1. Внимательно читаем текст.

2. Вдумываемся в смысл вопроса, на который предстоит ответить. Находим ключевые слова.

3. Формулируем собственное мнение о смысле заданного вопроса. Комментируем, отвечая на вопрос: « почему это так?»

4. Находим в тексте предложения, которые могут служить ответами на поставленный вопрос.

5. Приводим два примера-аргумента, которые подтверждают (объясняют) смысл фрагмента, по которому пишем сочинение. Цитируем примеры или в скобках указываем номера предложений.

6. Проверяем, чтобы написанное сочинение отвечало всем требованиям сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

7. Убеждаемся, что ваше высказывание соответствует идее произведения.

Использованные источники

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.

2. ОГЭ 2016 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2016. – 240с.

3. Презентации Г.Т. Егораевой.

Писатель В. Распутин родом из Сибири, поэтому он хорошо понимает силу и мощь тайги. Она одаривает соблюдающих ее законы людей, но может проявлять и жестокость к не желающим трудиться и почитать ее.

Смысл данного текста я вижу в том, что герои В. Распутина относятся к категории людей, уважающих таежные законы. Местный дядя Митяй и горожанин Саня наделены стойкостью и упорством: даже когда тяжело, не бросают начатое дело.

Это обстоятельство характеризует сибиряков как привыкших трудиться на совесть, не искать лишних поводов для отдыха. Они честно отработали и заслужили возможность неспешного отдыха. Выросший в городе Саня достойно прошел таежное испытание.

Распутин описывает, как старательно мужчина и подросток собирают голубицу, даже непогода им не помеха: “Пошел дождь, но никто из них не отозвался на него… каждый еще больше заторопил руки”. Мокрые ягоды собирать сложнее, но Саня не жаловался, он старательно трудился почти до темноты. Мальчик успел набрать три бидона голубицы, и лишь команда “отбой” от дяди Митяя стала сигналом к прекращению работы. Но после

этого им довелось рубить дрова, чтобы запастись ими на дождливую ночь (предложение 18).

Только после всех приготовлений Санька с дядей устроились в шалаше и вскипятили чай: “…пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелегкого и удачного дня”. Этот эпизод подчеркивает удовольствие, с которым отдыхают хорошо поработавшие люди. Чувство выполненного долга позволяет полностью расслабиться, чувствовать моральное удовлетворение, несмотря на усталость и сырость. Подросток и мужчина явно заслужили, чтобы неспешно наслаждаться горячим чаем и пламенем костра.

Все труженики знают, что после плодотворного дня возникает хороший аппетит и даже простая пища кажется необыкновенно вкусной.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. По тексту Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда. Фраза, взятая из произведения М. Горького, читателем...
  2. Мальчик дал себе твердое обещание, что он сделает все, чтобы его приняли в летную школу. Но почему персонаж произведения В. А. Каверина пребывает в состоянии...
  3. Финальная часть текста наполнена особым смыслом: мальчик, у которого такая сильная воля, в любом случае превратится в настоящего и стоящего человека. Он никогда не подведет...
  4. На мой взгляд, приведенные слова говорят о том, что человек через всю жизнь проносит память о своих поступках. Чем больше добра мы дарим другим людям,...