Провалы в пермском крае. Провалы грунта в березниках. Когда-то здесь было море

Человек активно и уверенно хозяйствует на нашей планете. Больше всего его интересуют месторождения полезных ископаемых, ведь они дают возможность развивать производство, строить новые города и образуют множество рабочих мест в процессе разработки месторождения и его дальнейшей эксплуатации. Однако здесь можно увидеть и не столь радужные перспективы, ведь из-за глубоких и разветвленных шахт на рудниках под землей образуются пустоты. Многие из них перемежаются с карстовыми провалами. В Березниках и Соликамске подобное положение вещей привело к появлению нескольких провалов, ставших отличительной чертой этих городов. О проблеме населенных пунктов правительство осведомлено уже давно, однако остановить процесс оседания грунта специалистам не под силу. Сегодня мы расскажем вам о провалах в Березниках и Соликамске, а также попробуем выяснить, какие последствия это несет для жителей двух

Обратимся к специфике вопроса

Провалы в Березниках - это не единичное явление на карте мира. С подобной проблемой сталкиваются многие города и страны, особенно часто грунт проседает в местах, где ведется активная хозяйственная деятельность человека либо созданы специфические природные условия.

В результате подвижки грунта возникают углубления в земной поверхности. Прогнозировать их появление крайне сложно, поэтому под землю могут уйти дома, хозяйственные постройки, железнодорожное полотно и другие объекты инфраструктуры. Подобные явления наносят серьезный материальный вред и становятся причиной гибели большого количества людей. В Березниках провалы находятся под тщательным наблюдением специалистов, которые ведут кропотливую работу по их изучению и прогнозированию новых подвижек грунта. Возможно, благодаря их деятельности массовых жертв среди населения города уже многие годы удается избежать.

Причины внезапных подвижек грунта

Провалы в Березниках и других местах обусловлены множеством причин. Но среди основных можно выделить следующие:

  • Размывание грунта водой. Это могут быть подземные источники, утечки из проложенной канализации и тому подобные ситуации.
  • Деформация естественных пустот. В некоторых районах под землей содержится большое количество неизученных пустот и пещер. Иногда они залегают настолько глубоко, что обнаружить их в процессе георазведки невозможно. С течением времени они деформируются, грунт приводится в движение и проседает.
  • Ведение строительных работ без экспертизы. Если в опасных районах начинать строительство, то можно спровоцировать появление очередного провала. Поэтому существует правило, согласно которому строительным работам должна предшествовать геологическая разведка.
  • Состав грунта. Любой грунт подвержен размыванию, однако если он состоит из известняка или, например, каменной соли, то риск проседания становится в несколько раз выше.

Иногда к образованию провалов приводит деформация различных подземных сооружений. Но давайте перейдем непосредственно к истории образования провалов в Березниках.

Из истории вопроса

Соликамск и Березники считаются самыми крупными городами в Пермском крае. Здесь же расположено обширное Верхнекамское месторождение, где добываются соли магния и калия. Работы по добыче солей здесь ведутся уже более восьмидесяти лет. За этот период на шахтах было три крупных аварии, которые отчасти спровоцировали образование провалов.

Ученые считают, что главная причина провалов в Березниках - рудники и шахты. Они расположены практически под городом, что уже создает серьезную опасность для его жителей. Примечательно, что под жилыми кварталами первые пустоты были обнаружены еще в семидесятые годы прошлого века, через сорок лет после разработки месторождений. Некоторые из них располагаются всего лишь в трехстах метрах от поверхности.

На данный момент ситуация сложилась таким образом, что в Березниках закрыт единственных христианский храм и расселено несколько жилых кварталов. Причем подвижки грунта происходят до сих пор. Новый провал в Березниках был обнаружен не так давно - в марте текущего года. Каждый из них находится под тщательным наблюдением.

Первый провал

В начале восемьдесят шестого года в одном из рудников шахтеры обнаружили протечку. Вода, смешанная с солями, которую на местном жаргоне называют «рассолом», быстро разъедала грунт, и к весне стало понятно, что аварию уже невозможно локализовать. Поток постепенно проникал в помещения, где шла выработка, и измерялся скоростью в несколько тысяч кубометров в час.

Первый провал в Березниках образовался в ночь на двадцать седьмое июля. В лесной зоне произошел и мощный выброс солей на поверхность. Очевидцы рассказывали, что процесс сопровождался вспышками света, что выглядело довольно эффектно на фоне ночного неба.

Буквально в течение месяца огромный провал заполнился водой и стал напоминать озеро с краями высотой в двадцать метров. Примечательно, что провал образовался на пути небольшого ручейка. В итоге возник живописный водопад, который быстро стал местной достопримечательностью.

«Уралкалий» (завод) провал земли в Березниках тщательно отслеживает. Замеры воронки ведутся дважды в год. Стоит заметить, что глубина провала стремительно сокращается, однако ширина его имеет тенденцию к увеличению. Причем специалисты опасаются, что в ближайшее время рядом с первым провалом могут образоваться новые, которые увеличат общую площадь воронки.

По последним данным, диаметр искусственного озера составляет приблизительно двести метров.

Провал в Соликамске и его последствия

Провалы в Березниках более многочисленны, чем в Соликамске. Но в этом городе они имели более разрушительные последствия. В первых числах января девяносто пятого года прошлого века в пределах Соликамска произошло мощнейшее землетрясение. Несколько толчков магнитудой от трех до пяти баллов привели к потере целого озера. Провал площадью приблизительно тысячу метров на девятьсот метров поглотил озеро и родники, подпитывающие водоем.

В результате вода проникла в первый и второй рудники, а большая часть строений города попали в потенциальную зону обвала. Однако рабочим удалось полностью спасти второй рудник и остановить воду, которая могла хлынуть под город и уничтожить его.

Тенденция образования провалов

В связи с разработкой месторождения грунт и почва в районе рудников стали очень подвижными. Это отчасти спровоцировало частые землетрясения в Соликамске и Березниках. С конца девяностых до начала нулевых годов их произошло несколько сотен.

В зоне риска образовалось множество мелких провалов. Они были раскиданы на достаточном отдалении друг от друга и не несли значительных разрушений. Однако в глазах специалистов эти провалы были только предвестниками грядущих проблем. Они сделали прогноз, согласно которому к 2006 году нужно было ожидать усиления сейсмоактивности и образования новых провалов в районе Верхнекамского месторождения. Стоит отметить, что специалисты были правы.

Авария на первом руднике

Осенью шестого года после очередного землетрясения рабочие заметили проникновение в шахты воды. Изначально рассол напоминал небольшой ручеек, но он очень быстро разъедал породу. Уже спустя несколько дней поток достигал просто невероятной скорости - более одной тысячи кубических метров в час.

Рудник стремительно затапливался. Руководство завода пыталось ликвидировать последствия аварии, однако откачка воды не дала желаемых результатов. Еще через пару дней стало понятно, что возобновить работы не удастся. Поэтому людей было приказано вывести на поверхность и оставить шахты в затопленном состоянии. Это стало причиной появления нового провала.

Катастрофа 2007 года

Спустя год после аварии на руднике произошли серьезные подвижки грунта и обвал. Изначальный диаметр образовавшейся воронки не превышал семидесяти метров. Однако провал стремительно рос и уже через пару недель имел размер приблизительно в пятьсот метров.

На дне воронки скопилась вода и образовалось небольшое озеро. Примечательно, что уровень воды в провале регулярно растет. По последним данным, он достигает чуть более ста метров.

Последствия провала

Огромная воронка нанесла значительный ущерб государству. Образованная в срочном порядке комиссия заявила, что он составляет не менее одного миллиарда рублей. Однако самая большая проблема заключалась в том, что провал возник в опасной близости от железнодорожной ветки и жилых кварталов Березников.

Властям после долгих попыток решить ситуацию иным образом пришлось строить обходную ветку и в срочном режиме заниматься переселением местных жителей. На это ушло практически полтора миллиарда рублей.

Восемь лет назад государство еще раз подсчитало убытки от образовавшегося провала. По итогам, с компании, занимающейся разработкой месторождения, было затребовано почти восемь миллиардов рублей.

Закрытие станции Березники

Семь лет назад авария на первом руднике вновь дала о себе знать. В ноябре десятого года прямо в районе железнодорожной станции образовался новый провал. Его диаметр немного превышал сто метров, однако работа станции прекратилась.

По прошествии некоторого времени провал удалось засыпать, в процессе погиб один из бульдозеристов. На месте воронки грунт продолжает оседать до сих пор, поэтому станция находится в заброшенном состоянии.

Воронка в Соликамске

Три года назад на территории города был замечен небольшой провал. Его размер составляет восемьдесят на пятьдесят метров. Серьезных последствий он не принес, однако является тревожным звоночком для местных жителей.

Очередной провал в Березниках

Сад школы под номером двадцать шесть, расположенный практически в ее дворе, заброшен уже на протяжении нескольких лет. Само учебное заведение и все близлежащие здания расселены уже десять лет назад. И как показали события, вовсе не зря. Ведь два года назад именно здесь возник новый провал.

Ему предшествовали многочисленные трещины, стихийно возникающие на территории города. Они начали появляться приблизительно пять лет назад, проходя сквозь городские площади, асфальтированные улицы и даже дома.

В феврале пятнадцатого года прямо во дворе закрытой школы бы

ла обнаружена очередная воронка. Ее диаметр не превышал пяти метров, однако специалисты уверены, что размер будет увеличиваться.

Последние данные подтвердили, что они не ошиблись. Воронка уже достигла практически тридцати метров в диаметре.

Улица Котовского: место новой воронки

Два последних года специалисты пристально следят за движением грунта на улице Котовского в Березниках. Они отметили, что почва начала проседать, и с каждым месяцем этот процесс все убыстрялся.

В итоге в марте сего года на улице возник провал. Его размеры не превышали двух с половиной метров. Спустя месяц рядом появилась еще одна воронка глубиной восемь метров. В ближайшее время ученые прогнозируют образование новых пустот в том же районе.

Что ожидает Березники в будущем? Никто этого не знает. Но многие специалисты уже не единожды поднимали тему о переселении города в более безопасное место. Иначе однажды он может полностью исчезнуть с поверхности земли.

Признаюсь, что даже представления не имел о таком явлении, как техногенные провалы и проседания грунта такого масштаба, когда на огромной площади образуются дыры в земной коре глубиной до 100 метров.

Хотите посмотреть как это выглядит вживую?


Вот и мне стало любопытно, когда местные пермские блогеры собрали тур и пригласили меня составить им компанию в обследовании провалов. Попасть сюда практически невозможно, поэтому не воспользоваться ситуацией было попросту глупо.

Все это было законно и организовано совместно с администрацией края и само собой везде нам был зеленый свет, так как территории оцеплены, охраняются и тут ведется круглосуточный мониторинг за состоянием движения земной коры.

Чтобы вы понимали, Березники это не какое-то там российское захолустье, это мощнейший промышленный центр Пермского края. Уникально место своими запасами калийно-магниевых солей. То, что вы видите - остановленная из-за техногенной катастрофы часть предприятия-гиганта Уралкалий.

После осмотра основного провала мы отправились в центр мониторинга таких зон.

А зон таких немало, вот тут на мониторе в прямом эфире можно наблюдать за состоянием провалов. К сожалению, они затронули не только промышленную, но и жилую зону, поскольку часть жилой застройки расположена над шахтами.

Это не было сюрпризом, поскольку о проседаниях грунта и опасности обрушения домов ученые впервые заговорили ещё в середине 1970-х годов прошлого века, а в 1986 году в результате аварии была затоплена шахта третьего рудоуправления (БКПРУ-3).

В лесу тогда образовался первый провал, который постепенно заполнился водой. А когда затопили рудник БРУ-1, пошло движение уже на город и следующий провал образовался на промплощадке в 2007-м, в 2010 образовался третий, уже на ж/д путях неподалеку от станции Березники-Пассажирские, что нарушило ж/д сообщение с городом.

Сперва были попытки восстановить грунт, однако они не увенчались успехом и сейчас все зоны провалов превращаются в территорию отчуждения с повышенным контролем. Современные приборы мониторинга позволяют заранее узнавать опасные зоны и с большой долей вероятности прогнозировать новые провалы и воронки. Пока ошибок в прогнозах не было.

Жить в таких районах было бы небезопасно и власти приняли решение переселять жителей данных территорий в новые районы. Первая попытка переселения была предпринята в 2010 году.

Именно для этих целей построили новый микрорайон Усольский-2. Однако по халатности дома построили из очень дешевых материалов, которые не отвечали современным строительным нормам. И теперь 89 домов превратились в поселок-призрак, не пригодный для проживания.

В 2014 году решили начать заново, уже на новой площадке. А в январе 2015 г. ОАО «Корпорация развития Пермского края» разыграло самый крупный контракт по застройке правого берега города Березники для переселения жителей аварийных домов. Так приступили к возведению ЖК "Любимов".

На этот раз дело доведут до конца, поскольку всё это взял под личный контроль ВРИО Губернатора Пермского края Максим Решетников.

Новые современные дома будут отвечать всем требованиям для комфортного проживания.

Помимо этого, будет функционировать вся необходимая для жизни инфраструктура: школа, детский сад, поликлиника и торговый центр. Уже налажено транспортное сообщение с предприятиями региона и городом.

А новые квартиры будут сдаваться уже с отделкой.

Чтобы обеспечить новый микрорайон теплом на местной теплоцентрали были увеличены мощности.

Сюда мы тоже успели заглянуть.

А после отправились на самое крупное предприятие по производству титана - завод АВИСМА. Тут производят практически весь титан, используемый в мировой авиационной промышленности.

Первый раз удалось побывать в плавильном цеху. Конечно, меня не могли не поразить масштабы производства.

РБК вспомнил историю знаменитых провалов на рудниках компании «Уралкалий» в Пермском крае.

Город над шахтой

Второй по величине город Пермского края — Березники, с населением около 150 тыс. человек — приобрел всемирную известность: последние десять лет в Сети регулярно появляются фото все новых провалов грунта — в том числе огромной воронки​ рядом с многоэтажными домами.

В Березниках и соседнем Соликамске, третьем по величине городе Пермского края, расположено Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, занимающее второе место в мире по запасам руды. Месторождение разрабатывает российский монополист рынка калийных удобрений «Уралкалий». Большая часть жилой постройки города находится над шахтами компании. «Уралкалий» занимает 57-е место в рейтинге российского бизнеса РБК 500. Компания контролирует порядка 20% мирового рынка производства калийных удобрений

Исторические воронки

Первый известный провал грунта случился в Березниках еще в 1986 году. После аварии на третьем руднике пришлось затопить одну из шахт. Вскоре в лесу неподалеку от комбината образовалась воронка глубиной более 100 м.

Спустя более чем десять лет, 5 января 1995 года, в Соликамске за несколько секунд просел грунт на площади 950х750 м. Глубина провала составила 4 м. Под землю ушли озеро и питавшие его родники. Причиной события названо землетрясение мощностью 4 балла. Под угрозой затопления оказались первый и второй рудники, соединенные выработкой, и жилые дома в Соликамске

Десятилетняя хроника провалов

В новом тысячелетии провалы на территории калийного гиганта стали появляться один за другим.

В октябре 2006 года на одном из участков первого рудника в Березниках было обнаружено увеличение притока рассола. Спустя десять дней скорость притока достигла 1,2 тыс. куб. м в час. Руководство «Уралкалия» пыталось продолжать работы, но безуспешно, в результате было решено затопить рудник. После этого на территории города начали появляться гигантские полости. Размер самого большого провала в 2008 году составлял 385х270 м, отчитывались тогда городские власти

Фото: Пресс-служба МЧС по Пермскому краю/ТАСС

В 2010 году провал произошел около железнодорожной станции Березники, ушел под землю один из вагонов проходившего по путям товарного поезда. Полость засыпали, но станцию пришлось закрыть

В 2011 году появилась новая воронка рядом с заводоуправлением. В 2012 году во время засыпки этого провала, к тому моменту уже достигшего размера 101х97 м, погиб водитель погрузчика. В воронку затянуло два бульдозера и погрузчик с водителем

Фото: Пресс-служба ОАО «Уралкалий»/ТАСС

В ноябре 2014 года провал появился неподалеку от Соликамска. После аварии на руднике рудоуправления «Соликамск-2» «Уралкалия» на месте дачного поселка «Ключики» появилась воронка, поглотившая несколько домов. Осенью 2015 года ее размер составлял 120х125 м

Последствия

Появление провалов заставило власти снести ряд оказавшихся под угрозой зданий, закрыть автодороги. Было расселено несколько микрорайонов Березников. Всего в городе потребовалось переселить 12 тыс. человек из 99 многоквартирных жилых домов, сообщало агентство ТАСС. РЖД пришлось проводить новую железнодорожную ветку в обход провала

На программу переселения было выделено 7,5 млрд руб. По 2,5 млрд руб. на переселение жителей из потенциально опасной зоны должны были выделить из регионального бюджета 2014-2016 годов и 2,5 млрд руб. из федерального бюджета и столько же — из средств «Уралкалия»

Аномальные виновники

Затопление калийной шахты — случай не уникальный. Всего в мире затоплено около 90 рудников. Как ранее объяснял в комментарии РБК гендиректор Горного института УрФО Александр Барях, входивший в рабочую группу по расследованию причин ЧП на шахтах «Уралкалия», слои породы над рудником неоднородны: над пластами, где добываются калийные соли, большой пласт каменных солей, над ним — 100-метровая толща породы, насыщенная пресными водами. Именно эта толща из растворенных в воде солей защищает рудник от проникновения пресной воды. Однако за годы работы в породе могли образоваться трещины, и вода в итоге смогла пробить себе дорогу.

Комиссия Ростехнадзора назвала причинами аварии в Соликамске в 2014 году вызванное землетрясением обрушение пород в ходе аварии 1995 года. Комиссия отметила, что предотвратить ЧП компания не могла. В аварии 2006 года вины компании тоже не нашли. Комиссия Ростехнадзора признала причиной провала неизвестную геологическую аномалию.

Ряд экспертов высказывают сомнения в связи березниковских событий с землетрясениями. «Этот район не относится к высокосейсмичным. Трудно предположить, что землетрясения являются причиной происходящего. Но, возможно, мы что-то не знаем», — говорит РБК главный научный сотрудник Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Петр Шебалин.

Входивший в состав правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Березниках бывший главный санитарный врач России, а сейчас депутат Госдумы Геннадий Онищенко отказался комментировать РБК причины появления провалов, но обратил внимание на «огромные системные нарушения» в работе по определению этих причин и при планировании переселения людей из опасных районов. Он напоминает, что переселяли в быстровозводимые дома: «Дома были построены такие, что жить в них было нельзя». Депутат уверен, что со строительством заранее непригодного жилья должны разбираться правоохранительные органы

По официальным данным, предоставленным пресс-службой администрации города, в Березниках шесть провалов. Всего на территории Верхнекамского месторождения калийный и магниевых солей восемь провалов — вместе с самым первым, 1986 года, случившимся на березниковском калийном рудоуправлении (БКРУ) №3 и провалом в Соликамске.

У провалов в Березниках есть «имена», которые дают им местные жители.

«Дальний родственник», 1986 год

Провал образовался в лесу, севернее солеотвала. В 1988 году глубина составляла 105 м, в 1992 — 74 м, в 2000 году — 52 м. В районе провала установлены измерительные приборы по наблюдениям за оседанием земной поверхности. После этогопровала в Березниках с 1993 по 2005 год было зафиксировано несколько сотен техногенных землетрясений силой от 2 до 5 баллов. Горным институтом был сделан прогноз: с 2003 года ожидается рост подземных подвижек с пиком в 2006 году.

«Большой брат», 2007 год

Провал образовался 28 июля 2007 года в результате аварии на руднике Первого Березниковского калийного рудоуправления. В октябре 2006 года на одном из участков БКРУ-1 было обнаружено увеличение притока рассола. После неудачной попытки возобновить работы руководством компании было принято решение затопить рудник. 28 октября 2006 года откачка рассолов была прекращена, люди были выведены на поверхность.

Размеры провала, по последним данным, 446 на 339 м. Размеры стабильны и не изменяются с июля 2009 года.


«Малыш», 2010 год

25 ноября 2010 года на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1, произошёл новый провал. В результате был прекращён транзит через станцию Березники. В 2011 году провал был засыпан, но восстановить работу станции не удалось, продолжались осыпания грунта. РЖД и государство потратили в совокупности порядка 12 млрд рублей на строительство обходных железнодорожных путей.

«Кроха», 2011 год

4 декабря 2011 года севернее здания административно-бытового корпуса березниковского шахтостроительного управления произошёл новый провал размером 10 на 15 метров. Сейчас его размеры составляют 135 на 144 метров.

«Гимназист» («Пятачок», «Блинчик»), 2015 год

17 февраля 2015 года в районе бывшей школы № 26 обнаружена воронка на земной поверхности диаметром 5 метров. Это шестой провал на шахтных полях Верхнекамского месторождения калийных и магиневых солей и пятый на территории Березников. Директор Горного института УрО РАН Александр Барях заявил, что, возможно, оседание пойдёт в сторону площади Решетова у проходной БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» и что прогнозируются ещё две опасных зоны, за городом: у деревни Зырянка и дальше. На 25 февраля 2015 года размеры воронки составляли 6 на 7,5 м. В 2018 году, по последним данным, размеры провала, прозванного «Блинчик» (так как образовался под Масленицу), «Гимназист» (так как рядом со школой), «Пятачок (так как пятый в Березниках), составляют 27 на 30 метров.

«Котя», 2017 год, 2018 год

Провал образовался в зоне панелей переходного периода (в районе улицы Котовского на окраине города). Процессы в этой зоне развиваются в соответствии с прогнозами ученых Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия» , сделанными в 2014 году. Локальный прогиб земной поверхности здесь образовался в 2015 году. В 2017 году была выявлена воронка около расселенного частного дома № 33 по улице Котовского. Ее размеры сейчас составляют 10 на 17 метров. 18 апреля 2018 года рядом с этой воронкой образовалась воронка размерами 4,5 на 7,5 метров и глубиной около 3,5 метра. По мнению ученых, данная воронка является продолжением процессов, характерных для образовавшейся мульды сдвижения, и совпадает с прогнозами ученых, сделанными в 2014 году. То есть эти воронки — часть одного провала. Данная зона была огорожена в 2015 году, дома расселены, доступ посторонних запрещен.

Кроме березниковских провалов, есть еще «Дачник» («Скрудж» , так как Соликамское рудоуправление), который образовался в 2014 году в Соликамске.

Нельзя не сказать

В долгой провальной истории есть несколько фактов, мимо которых нельзя пройти, нельзя сделать вид, что этого не было, хотя руководству страны, Пермского края, города Березники и предприятия это удается.

Но без этих моментов картина провалов была бы не полной.

«Это наша корова»

2001 год. Первый заместитель губернатора Пермской области Анатолий Темкин в 2001 году рассказывал «Независимой газете»: «По данным сейсмических исследований, с 2003 года ожидается рост подземных подвижек с их пиком в 2006 году. Так что для предотвращения возможной трагедии остается максимум пять лет ». «Уралкалий» и власти Прикамья обвиняли власти страны в невыполнении обязательств по закладке пустот под городом. Темкин пояснял «Независимой газете», что правительство страны готово выделить средства федерального бюджета, но в обмен на пакет акций ОАО «Уралкалий» . А пермские власти на такие условия не пойдут, категорично говорил Темкин:

Анатолий Темкин, бывший первый заместитель губернатора Пермской области, в интервью «Независимой газете»:

— Пустоты под Березниками нарабатывались десятилетиями — в то время когда «Уралкалий», как и все другие предприятия, был государственным. И количество пустот, наработанных уже после приватизации этого предприятия, на порядок ниже того, которое было наработано в годы СССР. Очень жаль, что федеральные чиновники заняли такую позицию в отношении нас. Получается так, что все бремя по финансированию работ ложится на нас и «Уралкалий». Будем решать, как финансировать закладку шахт из областного и местных бюджетов.

Все «попытки выбить деньги из федерального бюджета », по данным руководства края и «Уралкалия», «завершились неудачей ». Как сообщил местным журналистам тогда еще вице-мэр Березников Игорь Папков , министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу на просьбу березниковцев ответил так: «Когда случится, тогда поможем ». Это самое «случится» не заставило себя ждать.

Таким образом, руководители предприятия, города, края, руководители профильных ведомств и министерств на уровне страны знали о том, что будет. Также они знали, о том, что происходит недозакладка пустот, о том, что в 2006 году возможна трагедия. Но никто ее не предотвратил.

Рост доходов Дмитрия Рыболовлева

Доходы «Уралкалия» из-за провалов не уменьшались, а росли. Собрания акционеров проводились не для того, чтобы обсудить, сколько средств потратит предприятие на ликвидацию негативных последствий аварий и провалов, а для выплаты дивидендов.

Так, 2 ноября 2006 года совет директоров ОАО «Уралкалий» принял решение о созыве внеочередного собрания акционеров, на котором было решено выплатить дивиденды по результатам 9 месяцев 2006 года. 130 млн долларов (90% от прибыли компании) были выплачены. На тот момент Дмитрий Рыболовлев контролировал не менее 80% акций, то есть получил около 100 млн долларов.
В то же время из краевого бюджета было выделено 250 миллионов рублей (9,8 млн. долларов), которые были выделены на расселение жителей 29 домов, попавших в аварийную зону. Плюс минфин РФ выдал краю кредит в размере 700 млн рублей (25 млн долларов).

По итогам 2007 года Рыболовлев поднялся с 17 на 14 место в рейтинге российских миллиардеров, по версии журнала «Финанс», а чистая прибыль «Уралкалия» выросла в 2,3 раза. Та же тенденция наблюдалась и в 2008 году. За полгода чистая прибыль увеличилась в 3,6 раза и составила 13,795 млрд рублей. 8,498 млрд из них было решено пустить на дивиденды (на внеочередном собрании акционеров). 65,6% акций компании принадлежали Madura Holding (контролировалось Рыболовлевым), значит, олигарх накануне кризиса получил около 5,5 млрд рублей (более 215 млн долларов).

В июне 2008 года Рыболовлев купил у Дональда Трампа -старшего виллу в Палм-Бич во Флориде за 100 млн. долларов. В 2010 году Рыболовлев приобрел шедевры мирового искусства, потратив 2 млрд долларов, роскошные объекты недвижимости в Европе, в Дубае и в США, потратив 1 млрд долларов, футбольный клуб Монако (200 млн долларов за покупку), яхты, самолеты AIRBUS 319 и Falcon. Его дочь оказалась владелицей самой дорогой квартиры Нью-Йорка (апартаменты на Манхэттене площадью примерно 626 кв. м за 88 млн. долларов). В 2013 году Рыболовлев купил у внучки Аристотеля Онассиса два острова в Ионическом море -Скорпиос и Спарти за 100 млн долларов.

Тот самый акт

2008 год. Комиссия Сечина . Правительство РФ решило провести дополнительное расследование причин аварии на руднике. Выяснить степень вины недропользователя было одной из задач. Почему через два года понадобилась еще одна проверка? Во-первых, предыдущие заключения о причинах аварии и провала делали специалисты «Галургии», тесно связанной с «Уралкалием». Особого доверия к ним не было. Во-вторых, правительственную комиссию «по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника ОАО «Уралкалий» в 2006 году возглавлял министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он вообще сыграл не последнюю роль в защите «Уралкалия» — так, комиссия, которую он возглавлял причинами аварии назвала «комплекс техногенных и геологических факторов ». Сам Трутнев заявил, что у «Уралкалия» есть «этическая ответственность ».

Нет, не только этическая. И это подтвердила новая комиссия, созданная по поручению вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина .


Результатом работы экспертов стал «Акт расследования причин аварии, произошедшей на первом Березниковском руднике ОАО «Уралкалий» в период с 17 по 28 октября 2006 года». Информацию из этого Акта опубликовали далеко не все пермские СМИ. Документ свидетельствует, что при желании государство легко могло бы не то что обанкротить, а попросту национализировать предприятие в виде компенсации за нанесенный ущерб. А сам «Уралкалий» мог избежать аварии, если бы «провел глубинные исследования », если бы «провел работы, направленные на предотвращение аварии ».

Из заключения комиссии следует, причина аварии — аномалия геологического строения, сопряженная с технологическими факторами. Аномалия геологического строения выявлена в результате углубленных исследований. На них потребовалось в сложных послеаварийных условиях (ноябрь 2006) менее двух недель! Комиссия приходит к выводу, что недропользователь не проводил углубленные исследования для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогноза опасных ситуаций. Причем не проводил эти обязательные исследования даже на особо важных и создающих повышенный риск участках. Хотя финансовая возможность проводить данные исследования у «Уралкалия» была.

Из «Акта расследования причин аварии, произошедшей на Первом Березниковском руднике ОАО «Уралкалий» в период с 17 по 28 октября 2006 года»:

«Недропользователю было известно о факторах повышенного риска, которые могут привести к возникновению аварии и (или) увеличивают необходимость проведения углубленных исследований — о двухпластовой отработке, наличии незаложенных камер, существовании железной дороги, отсутствии под ней охранного целика, отсутствии зон смягчения ».
Должностные лица недропользователя и ОАО «Галургия» , опрошеные членами комиссии, говорили, что для предотвращения аварии необходимо было увеличить объем научных исследований.

Генеральный директор ОАО «Галургия» Аркадий Гринберг на вопрос о том, произведена ли институтом в период с 2000 года по дату аварии оценка реализованных мер охраны при превышении степени нагружения целиков, ответил, что после 2000 года оценка реализованных мер охраны не проводилась, так как заданий от заказчика не поступало.

Также комиссия выяснила, что недропользователем корректировки в нормативные документы не вносились, тем самым достаточные меры по предотвращению аварии, не принимались.

Все свободны! И снова заняты

2012 год. Роспуск правительственной комиссии Юрием Трутневым . Минприроды РФ опубликовало проект распоряжения о ликвидации правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии на руднике БРУ-1 в Березниках Пермского края. Правительственная комиссия начала работать в Березниках в 2007 году. В Березники систематически наносили визиты представители федерального и регионального правительств. Но незадолго до своей отставки министр природных ресурсов и председатель комиссии Юрий Трутнев высказал мнение о нецелесообразности ее дальнейшей работы.

2013 год. Вновь была создана правительственная комиссия, ее председателем стал заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович .


Комиссию хотели упразднить летом 2018 года, но в начале августа 2018 года министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин и губернатор Пермского края Максим Решетников договорились о возобновлении работы правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Березниках. Чиновники пришли в выводу, что для эффективного решения задач по ликвидации последствий аварии необходимо возобновить работу комиссии по аварии в Березниках. В состав комиссии входит 24 человека, а её председателем является Аркадий Дворкович . По итогам прошлого заседания комиссии в мае 2017 года, Пермский край получил госсубсидию в размере 1,25 млрд рублей на переселение березниковцев из зоны техногенной аварии.

Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах — казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе — вопрос это объёмный и очень сложный — а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой — она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных «участников процесса». Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) — прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума , на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города Первого калийного рудоуправления ОАО «Уралкалий» в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить — вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник — опыт подобной аварии уже был , и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка воду откачать только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.

Это ни что иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную — не саму развитую — его часть. Березники — уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они — с закладкой, потопом или без них — всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное — 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница — соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.

Место будущего провала-2, 2004.

Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда — здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент — единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта — не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.

Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников «Уралкалия», и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с «большой землёй». Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро — небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.

А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек — в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска — одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением — можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров — пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 — в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь — здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли — это трёхэтажная постройка.

Выброс газа из провала-2.


Процесс затопления, а значит и подземного промыва, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.

С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 — РА1, 2008 — ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 — ВЛ11 с ним же, 2010 — ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров — дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее — при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.

Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как «обход МК-24». Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.

К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным — для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый вгляд избычточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа — столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.

23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть «американские горки» — плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.

20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.

Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.

Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.

Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный «поезд» в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную — в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка — трасса разобраной обходной-1

А вода продолжает прибывать.

27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа — обходная-2.

Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.

Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер — 380х360 метров.

20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.

НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции — с опережением, накануне Нового Года — 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании , а затем и на электричке проехался . НУБАМовская электричка просуществовала недолго — до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное — на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак . Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно — поезд без лишнего шума пускают по старому пути — на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.

2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.

Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа — пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.

Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим — влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.

Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск — логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь «обрезают» — новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.

21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.