Пенаты значение. Мифологическая энциклопедия: Римский пантеон богов: Пенаты Penates, от penus, penetralia. Скромность и демократичность нравов усадьбы

Di Penates, Penates ) - в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares ), а затем и всего римского народа (Penates Publici Populi Romani ). Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи .

Государственным культом Пенатов - как представителей общественного благополучия - ведал верховный жрец , приносивший им жертвы в храме Весты . Оба культа были взаимосвязаны; не только у латинов , но вообще у всех италиков каждый город имел свою Весту и своих Пенатов. В Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых Энеем из Трои ; его украшали статуи двух юношей с копьями .

Считается, что слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы. Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus - ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus ), и по этой причине поэты называют их также Penetrales (Проникающие)» . Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями» . Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия . Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой».

В метафоричном значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам».

Существует мнение об ошибочности употребления предлога «в» в выражении «вернуться в пенаты», поскольку в языке заимствования слово penates означает «бога, истукана, идола». Также существует мнение о допустимости употребления предлога «в» в выражении «вернуться в пенаты», поскольку его значение употребляется в форме метафоры, наследуя склонения. Кроме того, значение «вернуться в пенаты» более аутентично этимологическому значению penates от penus «кладовая».

Ов, мн. устар. Родной дом, домашний очаг. Вернуться к родным пенатам. □ Сипягин раза два с достоинством повертел головою, как бы осматривая свои пенаты. Тургенев, Новь. [От лат. Penates - боги домашнего очага] Малый академический словарь

  • Пенаты - (Penates) - y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • пенаты - орф. пенаты, -ов Орфографический словарь Лопатина
  • ПЕНАТЫ - (penates) - семейные культы (гении) в Др. Риме. См. Древнеримская мифология и религия. Советская историческая энциклопедия
  • пенаты - ПЕНАТЫ -ов; мн. [от лат. Penates - боги домашнего очага] Шутл. Родной дом, домашний очаг. Вернуться к родным пенатам. Толковый словарь Кузнецова
  • Пенаты - I Пена́ты у древних римлян боги - хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух П., их изображения помещались около очага. Государственным культом... Большая советская энциклопедия
  • пенаты - 1. пенаты мн. Домашний очаг, родной дом. 2. Пенаты мн. Боги - хранители домашнего очага, покоя (в древнеримской мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  • пенаты - сущ., кол-во синонимов: 13 бог 375 дом 111 домашний очаг 5 дух 136 кров 12 очаг 19 пепелище 10 покровитель 40 родное пепелище 4 родной кров 6 родной очаг 6 семейный очаг 4 хранитель 18 Словарь синонимов русского языка
  • пенаты - Пенаты, пенатов, пенатам, пенаты, пенатами, пенатах Грамматический словарь Зализняка
  • Пенаты - У римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем всего римского народа. Перен. – домашний очаг, родной дом. Словарь по культурологии
  • пенаты - [лат. Penates] – y древних римлян – боги, покровители домашнего очага; * родные пенаты – родной дом, домашний очаг Большой словарь иностранных слов
  • пенаты - ПЕНАТЫ, ов (устар. и шутл.). Родной дом, родной кров [от имени пенатов древнеримских богов, покровителей домашнего очага]. Вернуться к родным (своим) пенатам. Покинуть родные п. Отеческие п. Толковый словарь Ожегова
  • ПЕНАТЫ - (Penates, от penus, penetralia - внутренняя, потайная часть жилища, храма) в римской мифологии божества-хранители. П. - фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впоследствии... Мифологическая энциклопедия
  • пенаты - пена́ты мн. "домашние божества", поэт. (Жуковский). Через нем. Реnаtеn или франц. рénаtеs (мн.) из лат. реnātеs. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ПЕНАТЫ - ПЕНАТЫ - у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем всего римского народа. В переносном смысле - домашний очаг, родной дом ("вернуться к своим пенатам"). "ПЕНАТЫ" - музей-усадьба художника И. Е. Репина в пос. Репино (б. Большой энциклопедический словарь
  • (Penates Publici Populi Romani ). Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи .

    Государственным культом Пенатов - как представителей общественного благополучия - ведал верховный жрец , приносивший им жертвы в храме Весты . Оба культа были взаимосвязаны; не только у латинов , но вообще у всех италиков каждый город имел свою Весту и своих Пенатов. В Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых Энеем из Трои ; его украшали статуи двух юношей с копьями .

    Считается, что слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы. Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus - ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus ), и по этой причине поэты называют их также Penetrales (Проникающие)» . Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями» . Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия . Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой».

    В значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам». Ошибочно употреблять выражение «вернуться в пенаты».

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Пенаты"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Пенаты

    Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
    В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
    Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
    Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
    Наполеон опустил голову и долго молчал.
    – A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

    Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
    «Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.

    Значение слова Пенаты по Ефремовой:
    Пенаты - Домашний очаг, родной дом.

    Значение слова Пенаты по Ожегову:
    Пенаты - Родной дом, родной кров [от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей д омашнего очага]

    Пенаты в Энциклопедическом словаре:
    Пенаты - у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи,затем всего римского народа. В переносном смысле - домашний очаг, роднойдом (""вернуться к своим пенатам"").

    Музей-усадьба художника И. Е. Репина в пос. Репино (б.Куоккала), близ Санкт-Петербурга. В ""Пенатах"", где Репин жил в 1899-1930,дом, парк с могилой художника, парковые постройки. Музей открыт в 1940(сгорел в 1944), восстановлен и вновь открыт в 1962.

    Значение слова Пенаты по словарю Ушакова:
    ПЕНАТЫ
    пенатов, ед. нет (книжн. поэт. устар.). Родной дом, домашний очаг, символизируемый в образе древнеримских богов покровителей домашнего очага. Отечески пенаты, о пестуны мои! Батюшков. К диффаматору ворвались в квартиру, и он, в виду домашних пенатов, подвергнут был исправительному наказанию. Салтыков-Щедрин. Сипягин раза два с достоинством повертел головой, как бы осматривая свои пенаты. Тургенев. вернуться к пенатам или к своим пенатам (вернуться домой). Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. Пушкин. (От латин. мн. ч. Penates - домашние боги, отчий дом.)

    Значение слова Пенаты по словарю Брокгауза и Ефрона:
    Пенаты (Penates) - y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу, и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с ларами (см.): участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастьях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных П., были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латинян, но вообще у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так, П. латинского союза имели святилище в городе Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправлявшиеся в провинции. По преданию, П. Лавинии - те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Х. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П. были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств, подобных П. У греков были боги-покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей с копьями в руках. Ср. Jer. M ü ller, "De diis Romanorum Laribus et Penatibus" (1811); Jaekel, "De diis domesticis priscorum Italorum" (Берлин, 1830); Klausen, "Aeneas und die Penaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione et cultu" (Галле, 1840). Н. О.

    Определение слова «Пенаты» по БСЭ:
    Пенаты - у древних римлян боги - хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух П., их изображения помещались около очага. Государственным культом П. ведал верховный жрец, приносивший им жертвы в храме Весты. В переносном смысле П.- домашний очаг, родной дом (отсюда выражение «вернуться к своим пенатам»).

    «Пенаты»,
    музей-усадьба И. Е. Репина в поселке Репино (бывший Куоккала), вблизи Ленинграда. Филиал Ленинградского научно-исследовательского. музея АХ СССР. В «П.» художник жил в 1899-1930; здесь бывали М. Горький, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, В. В. Маяковский, В. В. Стасов, К. И. Чуковский и др. Музей
    «П.» (открыт в 1940; сгорел в 1944; после Великой Отечественной войны 1941-45 восстановлен и заново открыт в 1962) включает в себя дом художника, парковые сооружения (с 1900) и парк, где находится могила И. Е. Репина. В экспозиции «П.»
    материалы о жизни и творчестве Репина, более 100 его произведений, а также работы Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина и др.
    Лит.: «Пенаты». Музей-усадьба Репина. [Путеводитель. Текст Е. Г. Левенфиш, Л., 1973].