Мцыри проблематика произведения. Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов). Жанр и направление

...Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива...» Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания. ...О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну». Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть вс? препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.

Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Его рассказ напомнил Михаилу Юрьевичу о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

«Мцыри» - лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов выбрал форму поэмы-исповеди, поскольку рассказ от имени героя давал возможность показать его внутренние противоречия и метания.

Начинается поэма с точного указания места действия. Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа. Затем автор дает вступление, в котором подготавливает читателя к пониманию душевного состояния героя. Ее очень интересно читать, потому что мысли Мцыри похожи на наши. Мне кажется, что любой юноша в его возрасте переживает то же самое.
Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чужой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая ее, Лермонтов показывает нам различные грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Во всей поэме громко звучат идея борьбы за свободу, протест против сковывающих человеческую личность общественных условий.

Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу, здесь прослеживается верность традиции романтизма. Единственный образ поэмы - Мцыри. В детстве попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» - вернуться в родной аул:

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся сказы,
Где люди вольны, как орлы.

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он проявляет упорство в достижении поставленной цели - вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:

Я цель одну -
Пройти в родную страну
-Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Он пал жертвой обстоятельств, которые оказались сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен. Для него понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны:

За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в младенчестве играл,
Я б рай и вечность променял...

Герой не может оставаться узником, но у него не хватает сил на свободу, на борьбу, на выход из неволи. Здесь Мцыри можно пожалеть, потому что умереть в тюрьме да еще и молодым - такого никому не пожелаешь.

...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
М. Лермонтов, «Когда волнуется
желтеющая нива...»

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...

Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну».

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть вс? препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.


Человек – частица природы. Поэтому во многом его настроение, самочувствие и даже достаток зависят от природных условий. Особенно тесная взаимосвязь природных явлений и важных событий в жизни человека прослеживается во многих литературных произведениях. Чтобы подчеркнуть значимость того или иного действия или душевного состояния литературных героев автор часто использует неординарные природные явления как необходимый эмоциональный фон.

Так в поэме «Мцыри» М.

Ю. Лермонтов использует описание неприступных кавказских гор как олицетворение непоколебимого свободолюбивого духа тех людей, которые родились и выросли здесь. В противоположность высоким горам и непоколебимым горцам поэт изображает глухие стены монастыря, за которыми прячутся богобоязненные монахи. Для них ежедневные молитвы затмили красоту окружающих гор, лесов и обнявшихся как две сестры рек Арагвы и Куры.

Рожденный среди свободного народа Мцыри, оказавшись за монастырскими стенами, задыхается в атмосфере душных беспрестанных молитв. Его отрывочные детские воспоминания бередят душу юноши.

Мцыри тяжело смириться с мыслью, что ему уготована жизнь среди монахов и монастырских стен, напоминающих тюремное ограждение. Юноша готов без сожаления отдать жизнь хотя бы за один день, проведенный среди высоких гор и неприступных скал, чтобы услышать пение птиц и журчание непокорных горных рек.

Не испугавшись ночной бури и грозового дождя Мцыри однажды убегает из монастыря. Всего три дня проведенные на свободе среди суровой природы гор, но он ни на минуту не сожалеет о тех опасностях, с которыми ему пришлось столкнуться. Невзирая на жестокую схватку со снежным барсом и полученные смертельные раны, Мцыри считает эти дни лучшими в своей жизни. Ведь влача безликое однообразное существование среди монахов, он не сумел бы проявить свои лучшие качества, которые раскрылись только благодаря пребыванию Мцыри среди лесов и горных вершин. Именно благодаря проявившимся в этой ситуации смелости, решительности и самоотверженности Мцыри сумел одержать победу над грозным хищником.

Понимая, что он умирает, юноша возвращается к монахам, но не за прощением и желанием жить в этой душной атмосфере дальше. Он возвращается в монастырь лишь только для того, чтобы монахи похоронили его на воле среди гор. Даже мертвым юноша не хотел оставаться в стенах монастыря. Его свободолюбивый дух рвался на волю и после смерти.

Обновлено: 2017-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Обе поэмы принадлежат к вершинным достижениям мировой романтической поэмы. Л. в поэмах поднимает такие проблемы как связь человека с народом родиной, природой, проблему цели и смысла жизни. Поэма Л. «Мцыри» закончена в 1839г Тема поэмы - изображение сильной свободолюбивой личности Основная идея - борьба за свободу, протест против общественных условии, не дающих развиваться личности. Первоначально поэма называлась «мцыри,» (по-грузински монах) Л. изменил название, т.к. «Мцыри» с грузинского означает не только послушник, но и чужеземец, одинокий человек. Проблема поэмы связана с темами свободы и неволи, темой бунта, который зреет в душе Мцыри. Во имя чего бунтует Мцыри? Цель его бунта - свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека. Мцыри бежит из монастыря в естественную среду, порывая с несвойственным для него образом жизни. Бегство его - чистый порыв к свободе. Мцыри убежден, что человек не может быть одиноким, в нём есть тепло родного очага. Важный мотив поэмы - мотив родины. Она для Мцыри -это не только родной аул, основное значение этого образа-символа богаче: родина -это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. Мцыри стремится к слиянию с миром природы. Однако в своем порыве герой столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа становится столь враждебной, как и окружающий его мир людей. Герой потерпел поражение. Его путь на родину оказался движением по кругу - он вновь попадает в монастырь. Смерть Мцыри показана как акт его свободной воли. Он просит похоронить его в монастырском саду, откуда «виден и Кавказ». В чём причина поражения Мцыри? Он оказался чуждым людям, живущим за стенами монастыря. Поэтому 3 дня на воле оказались не самой жизнью, а приближением к ней. Но как истинный герой он готов погибнуть, смысл поэмы в том, чтобы прославить могущество воли, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не приводили. Героизм М. проявляется во всех его поступках. Высшая форма героизма - героизм душевный, он то и толкает юношу на бунт против всего, что грозит ему несвободой. Героизм проявляется и в сложной символической форме - в схватке с барсом. Бой с барсом- центральный эпизод поэмы, это кульминация трёх вольных дней героя. Сила героя гиперболизирована, он в состоянии сразиться с разъяренным зверем на равных. Схватка с барсом - символический бои: это поединок силы физической с силой духа. Не только Мцыри потерпел поражение, разрушен и монастырь - символ замкнутого уклада жизни. Однако в сознании людей жива легенда о безымянном монастырском затворнике, сумевшем хоть на короткий миг переломить свою судьбу. Образ Мцыри воплощает один из двух основных типов героев Л. - тип героя-пленника, жаждущего свободы. Второй тип - тип героя-изгнанника, тяготящегося своей свободой- воплощен в образе Демона. Поэма «Демон». Романтическому конфликту героя с миром придается вселенский космический масштаб. В основе сюжета - библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, за что и превращен в духа зла. Но Л. разрабатывает новый сюжет - судьбу демона после его бунта. Образ Демона воплощает противоречивость существующего миропорядка. Демон не признаёт действительности, потому что она бесчеловечна. Ему присуще чувство добра, он стремится к любви, но это неосуществимо по злой воле бога. Этот мотив делает поэму богоборческой. Философская и общественная глубина поэмы в том, что поэт показывает, как в своей устремленности к свободе Демон несёт яд индивидуализма и эгоизма. Судьба демона трагична, т. к. он обречен на вечное скитание во вселенной, на вечное зло. Он несет зло, потому что мир, по его мнению, несовершенен, наполнен бессмыслицей. Взбунтовавшись против судьбы «дух отрицанья» обратился к земле, к человеческим ценностям. Его любовь к княжне Тамаре даёт ему надежду на возрождение. Обращение к Тамаре -исповедь Демона, который не только искушает прекрасную земную женщину, но и возвышает ее над собой. Он готов признать ее своим божеством, хочет любить, молиться, веровать добру, но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Смерть Тамары - первое поражение Демона, но окончательно он был повержен тем, что душа возлюбленной, унесённая ангелом-хранителем, оказалась для него недоступной. Единственная надежда Демона - возродиться в любви и через любовь -оказывается неосуществимой. Таким образом, романтический конфликт доведен до бесконечности. Для Демона невозможно ни чистое добро, ни чистое зло. Именно изображение вечной жизни природы становится ответом Л. на неразрешимые вопросы, которые задавал миру и самому себе его «загадочный Демон». Для поэмы характерно сочетание символики, аллегории, благодаря чему сюжет получает широкий обобщенный смысл: свободолюбивая личность вступает в трагическое противоборство с отрицательным миропорядком