Гореть всегда гореть везде до дней последних. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Маяковский. . … - Пушкино - дачная местность под Москвой (теперь город Пушкин), которую Маяковский описал в одном из своих самых популярных стихотворений "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром...

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
10 кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
20 И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
"Слазь!
довольно шляться в пекло!"
30 Я крикнул солнцу:
"Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!"
Я крикнул солнцу:
"Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
40 ко мне
на чай зашло бы!"
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
50 и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
60 "Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чай гони,
гони, поэт, варенье!"
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
"Ну что ж,
70 садись, светило!"
Черт дернул дерзости мои
орать ему, -
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, -
и степенность
забыв,
80 сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
"Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
90 светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!"
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На "ты"
100 мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
"Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
110 у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами".
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма -
сияй во что попало!
Устанет то,
120 и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится;
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
130 и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mayakovskogo


Цель урока 1. Начать знакомство учащихся с личностью В.В. Маяковского 1. Начать знакомство учащихся с личностью В.В. Маяковского 2. Помочь осмыслить своеобразие, 2. Помочь осмыслить своеобразие, значение личности поэта и его произведений значение личности поэта и его произведений 3. Развивать навыки анализа поэтического текста 3. Развивать навыки анализа поэтического текста


1. Слово о В. Маяковском () За свою недолгую, За свою недолгую, но яркую жизнь но яркую жизнь В. В. Маяковский В. В. Маяковский создал большое создал большое количество произведений для количество произведений для взрослых и детей. взрослых и детей. Среди них- «Необычайное приключение»… Среди них- «Необычайное приключение»…


2. История создания стихотворения. Работая в Телеграфном Агентстве в Москве, Работая в Телеграфном Агентстве в Москве, поэт жил в Подмосковье и часто любовался поэт жил в Подмосковье и часто любовался закатом. Однажды Маяковский сказал: закатом. Однажды Маяковский сказал: «Солнце всходит и заходит, а вот зашло бы «Солнце всходит и заходит, а вот зашло бы ко мне на чай».Так появилось в 1920 году стихотворение с длинным и интригующим названием … ко мне на чай».Так появилось в 1920 году стихотворение с длинным и интригующим названием …


3. Беседа по стихотворению. Как охарактеризовать событие, которое рисует поэт? Как охарактеризовать событие, которое рисует поэт? В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание? В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание? В чем сходство назначения Определите стихотворный размер этого произведения. В чем сходство назначения Определите стихотворный размер этого произведения. В чем особенность рифмы у В. Маяковского? В чем особенность рифмы у В. Маяковского? Найдите слова-неологизмы. Поэзии и Солнца? Найдите слова-неологизмы. Поэзии и Солнца? Встреча и разговор с солнцем фантастическое событие, а поэт рисует его как реальное. Встреча и разговор с солнцем фантастическое событие, а поэт рисует его как реальное. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца». «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца». Поэзия и Солнце несут людям радость и свет. Поэзия и Солнце несут людям радость и свет. Трех- и четырехстопный ямб. Трех- и четырехстопный ямб. Поэт рифмует не только концы строк, но и середины. Поэт рифмует не только концы строк, но и середины. «Занежен», «златолобо», «взором», «трезвонится». «Занежен», «златолобо», «взором», «трезвонится».




Свет поэзии В. В. Маяковского является для нас нравственным ориентиром Свет поэзии В. В. Маяковского является для нас нравственным ориентиром Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! В. В. Маяковский В. В. Маяковский


Что значит «светить всегда, светить везде» для В. Маяковского 1. Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось 1. Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и великолепная природа Кавказа повлияли на формирование характера великолепная природа Кавказа повлияли на формирование характера будущего поэта. Переехав в Москву, Владимир Владимирович так определил будущего поэта. Переехав в Москву, Владимир Владимирович так определил цель своей жизни: «Хочу делать социалистическое искусство». Он считал, что цель своей жизни: «Хочу делать социалистическое искусство». Он считал, что все силы поэт должен отдать своей Родине. все силы поэт должен отдать своей Родине.


2. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского и его предшественников 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». во дни торжеств и бед народных». 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». быть обязан». 4. В. В. Маяковский. 4. В. В. Маяковский.Поэтвсегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени…


3. В. В. Маяковский о роли поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Светить всегда, Светить всегда, светить везде, светить везде, до дней последних донца, до дней последних донца, светить- светить- и никаких гвоздей! и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – Вот лозунг мой – и солнца! и солнца!






6. Каково значение творчества В. В. Маяковского? Поэзия В. Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы. Он оставил людям свой дар поэта, заставил спорить, размышлять … Грядущие люди! Грядущие люди! Кто вы? Кто вы? Вот- я, весь боль и ушиб. Вот- я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души! Моей великой души!




ContentURL" src="http://images.myshared.ru/20/1241183/slide_18.jpg" width="800" align="left" alt="Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяк" title="Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяк">


2. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского и его предшественников. 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». во дни торжеств и бед народных». 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». быть обязан». 4. В. В. Маяковский. 4. В. В. Маяковский.Поэтвсегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени…


3. В. В. Маяковский о роли поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Светить всегда, Светить всегда, светить везде, светить везде, до дней последних донца, до дней последних донца, светить- светить- и никаких гвоздей! и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – Вот лозунг мой – и солнца! и солнца!


4. Каково лексическое значение слова «светить»? 1. Светить – излучать свет, направлять свет так, чтобы 1. Светить – излучать свет, направлять свет так, чтобы было видно.(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый было видно.(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. словарь русского языка. Российская академия наук. М: Азбуковник, 2002 г.) М: Азбуковник, 2002 г.)


5. Какие синонимы можно подобрать к слову «светить»? Светить- излучать свет, сверкать, гореть, лучиться, сиять. Светить- излучать свет, сверкать, гореть, лучиться, сиять. (З. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. (З. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Издательство «Советская энциклопедия».М г. Издательство «Советская энциклопедия».М г.




6. Каково значение творчества В. В. Маяковского? Поэзия В. Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы. Он оставил людям свой дар поэта, заставил спорить, размышлять … Грядущие люди! Грядущие люди! Кто вы? Кто вы? Вот- я, весь боль и ушиб. Вот- я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души! Моей великой души! Использованная литература. 1. В. В.Маяковский. Лирика. Поэмы: Анализ текста. 1. В. В.Маяковский. Лирика. Поэмы: Анализ текста. Автор-сост. Л. Д. Страхова.- М.: Дрофа, 2000 г. Автор-сост. Л. Д. Страхова.- М.: Дрофа, 2000 г. 2. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни.- М.: 2. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни.- М.: Дрофа, 1984 г. Дрофа, 1984 г. 3. В. Маяковский. Стихотворения, поэмы, статьи. 3. В. Маяковский. Стихотворения, поэмы, статьи. Книга для ученика и учителя. М.: Дрофа, 1996 г. Книга для ученика и учителя. М.: Дрофа, 1996 г.

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче
(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения «Необычайное приключение…» Маяковского

Стихотворение «Необычайное приключение…» было написано Маяковским в 1920 г. В его основу легли впечатления от действительного пребывания поэта на даче Румянцева.

В произведении в фантастической форме Маяковский выражает свои идеалистические взгляды. Революция представлялась автору зарей нового мира. Члену коммунистического общества должна быть подвластна вся природа. Коммунизм провозглашал неограниченные силы и возможности человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автор может запросто обратиться к самому солнцу. В этом взгляде также заложено отрицание религии и всех суеверий. В патриархальном обществе солнце обожествлялось. Крестьянин в царской России относился к нему, как к высшему существу, от которого напрямую зависела его жизнь. Христианство ставило на это место единого Бога, но солнце, как одно из творений Высшей силы, все равно было недоступно.

Материализм давал научное объяснение существования всех космических тел. Это уже значительно принижало положение солнца. Оно представлялось просто одной из бесконечного множества звезд, причем далеко не самой яркой. Во время Маяковского люди уже мечтали о полетах в космос, поэтому расстояние до солнца «сокращалось».

Поэт – человек нового общества. Ему по плечу любая задача или проблема. Разозлившись на солнце (!), он смело приглашает его к себе в гости. Маяковский даже упрекает светило. Он занят работой, а солнце каждый день беззаботно гуляет по небу. Несмотря на самоуверенность, поэт все же испытывает невольный страх, когда видит, что солнце действительно направляется к нему в дом. Но этот страх постепенно проходит, потому что гость также признает в поэте равного себе. В этом заключается еще одно жизнеутверждающее положение коммунизма. В мире не существует невыполнимых задач. Человека останавливает лишь неуверенность в собственных силах. Нужно без сомнений браться за любое дело, и это неизменно приведет к успеху.

Поэт и солнце ведут спокойный неторопливый разговор. Они делятся своими проблемами. Лирический герой понимает, что солнце также выполняет нелегкий работу. Это еще больше их сближает. При коммунизме ценность человека напрямую зависит от его трудового вклада. Очень характерно, что в приливе дружеских чувств солнце обращается к поэту «товарищ». В финале Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.

Таким образом, Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…» излагает свою утопическую мечту – слияние в едином трудовом порыве человеческих и природных сил, что неизбежно приведет к счастливому будущему.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Владимир Маяковский

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче », которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом . Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно «медленно и верно» спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что «чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!». И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: «Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения «Необычное приключение» Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей . Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы «светить всегда, светить везде до дней последних донца». Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: «Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!». И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

Владимир Крючков . Итоги . 10 декабря 2012

Японские исследователи из Института технологий Тохоку и университета Киото обнаружили и экспериментально доказали уникальное свойство человеческого тела испускать свечение. Это излучение очень слабое: чтобы увидеть его, человеческий глаз должен быть в тысячу раз чувствительнее, чем он есть...

Увидеть свет

До сих пор науке был известен эффект биолюминесценции, которая является слабым, но видимым свечением, замеченным у некоторых живых организмов, например у светлячков или медуз. У них свет выделяется в результате ферментативных реакций. Более того, ученые предполагали, что фактически все живые организмы могут производить чрезвычайно слабое свечение. Это происходит в результате биохимических реакций, а само явление называется биофотонной эмиссией. По некоторым теориям, у любого живого организма эффект биолюминесценции порождается возбужденными молекулами, выделяющими фотоны в результате энергетических процессов.

Прежде проверить гипотезу относительно свечения человека не удавалось - просто не хватало технических возможностей. Не существовало приборов, которые могли бы за относительно короткое время в полной темноте засечь фотоны, испускаемые человеческим телом. Но японцы смогли решить эту проблему, разработав высокочувствительную камеру, способную улавливать свет на уровне отдельных фотонов. Кроме того, для камеры разработали специальную оптическую систему с высокой пропускной способностью.

Разобравшись с техникой, специалисты приступили непосредственно к эксперименту. Для него из множества желающих отобрали пятерых добровольцев - двадцатилетних мужчин без заболеваний кожи. «Одним из основных условий отбора было соблюдение людьми стандартного для нормально работающего человека ритма жизни», - рассказывает Хитоси Окамура, сотрудник отдела биологических систем университета Киото. Все отобранные ложились спать примерно в 23.30, а просыпались в 6.15. Во время самого эксперимента, который длился три дня, добровольцев поставили в довольно жесткие условия. Прием пищи происходил строго по графику - в 12.30 и 18.30. Хотя легкие закуски и холодные напитки они могли потреблять по собственному усмотрению. Днем добровольцы находились в комнате при освещении в 400 люкс (соответствует освещенности при восходе или закате в ясный день). Им не позволялось пользоваться косметикой.

Фотонная съемка проводилась с жестким соблюдением регламента. Каждые три часа с 10 утра до 10 вечера добровольцев раздевали по пояс, протирали тело теплой водой и приглашали в абсолютно темную комнату. В ней они усаживались в удобное кресло, и их оставляли в покое на 15 минут для адаптации к полному мраку. В это время с них, чтобы замерить температуру поверхности тела, при помощи инфракрасной камеры снимали термографию. После этого производился собственно замер биофотонной эмиссии, который длился в течение 20 минут. Все это время в комнате звучала спокойная музыка, но спать добровольцам не разрешалось. Затем им снова делали термографию. Также каждый раз во время захода в темную комнату добровольцы сдавали на анализ слюну для того, чтобы ученые могли измерить уровень гормона кортизола, который является биомаркером эндогенных циркадных ритмов - «внутренних часов» организма.

Однако это была лишь практическая часть эксперимента. После съемок всех пяти добровольцев специалистам предстояло обработать полученные данные.

Дневное мерцание

Обработка полученных данных удивила ученых. «Завершив анализ снимков, мы поняли, что смогли экспериментально доказать биофотонную эмиссию у человека», - рассказывает Дайсуке Кикучи, сотрудник отдела электроники и интеллектуальных систем Института технологий Тохоку. Более того, ученые выяснили, что эмиссия фотонов, исходящая от лица добровольцев, интенсивнее, чем от остальных частей тела. К тому же лицо сильнее «фотонит» в районе рта и щек. Японцы сопоставили также карты интенсивности эмиссии и выяснили, что утром она каждый раз была наиболее слабой, увеличивалась к полудню и достигала своего пика примерно к 16 часам. «На щеках максимальное излучение достигало 3000 фотонов в секунду на квадратный сантиметр в 16 часов, в два раза больше, чем в 10 утра. Эти данные указывают на существование дневных ритмов фотонной эмиссии», - объясняет Хитоси Окамура.

Чтобы проверить это заключение, ученые провели дополнительный эксперимент. Троих из пяти добровольцев после дневных съемок попросили не спать ночью. Они находились в том же помещении при свете силой в 400 люкс. Их фотонную эмиссию измеряли прежним способом в час ночи, в четыре и семь часов утра. В результате ученые выяснили, что после пика в 16 часов интенсивность свечения снижалась и ночью оставалась на низком уровне даже при умеренной освещенности. Это показало, что дневной ритм фотонной эмиссии может быть вызван биоритмами человека.

Версию решили проверить, сопоставив данные съемок фотонной эмиссии с содержанием кортизола в слюне. Ученых ждало открытие. Они обнаружили, что во время эксперимента утренний уровень гормона каждый раз был существенно выше вечернего. Это позволило предположить, что интенсивность света, испускаемого человеком, непосредственно зависит от его биологических ритмов и, возможно, регулируется гормонами, участвующими в процессах энергетического метаболизма.

Люди-светлячки

Как применить на практике полученные знания? Некоторые специалисты считают, что это открытие позволит совершить прорыв в медицине. Например, по некоторым данным, похожие исследования сегодня ведутся и рядом российских ученых, которые предполагают, что возможность «светиться» человек приобретает в момент своего первого вдоха, а на протяжении всей жизни излучает некие гамма-кванты. При этом якобы по мере взросления человека интенсивность его свечения снижается. Есть гипотеза, что в основе распространения света каждым из нас лежит низкоэнергетическая ядерная реакция, в которой участвуют природные радионуклиды. И вот в чем загвоздка: с возрастом их число снижается, и процесс старения приобретает ускорение. В том-то и состоит смысл исследований, направленных на изучение свечения человека, что он может раскрыть тайну старения.

Впрочем, есть и другое, не менее интригующее направление: разобраться, для чего биолюминесценцию используют другие живые организмы, чтобы понять, для чего она нам. Так, известно, что животным она служит для привлечения добычи или партнеров, коммуникации, предупреждения или угрозы, отпугивания или отвлечения, а также маскировки. Вероятно, японцы очень близко подобрались к пониманию так называемого шестого чувства и вскоре могут открыть доселе неизвестные механизмы межличностной коммуникации.

А сторонникам эзотерических историй, конечно, понравится другое объяснение: мол, японцы обнаружили не что иное, как ауру. Если так, то теперь сугубо научно можно объяснить, как экстрасенсы угадывают состояние человека, его мысли, прошлое и будущее. Возможно, им каким-либо образом дана способность видеть или чувствовать этот свет, который обычный человек попросту на замечает.

Мнения

Райнер Ульбрих, доктор физики, профессор отделения неврологии, биофизики и молекулярных бионаук Геттингенского университета:

Биофотоны - это побочные продукты обмена веществ, своего рода световой шум, не выполняющий никакой биологической функции. Испускание света - абсолютно естественное и само собой разумеющееся явление, сопровождающее многие химические реакции.

Роман Фад, экстрасенс:

Открытие японских ученых - прямое подтверждение существования ауры. Сегодня с понятием особой энергетики, ауры, согласны не все. Тем не менее все мы обладаем той или иной энергетикой. Простой пример - первичное восприятие человека. С одним сразу после знакомства нам общаться комфортно, создается ощущение, что мы его знаем сто лет. С другим возникают сложности, появляется антипатия, которая не пропадает долгое время. Это и есть реализация коммуникативной роли ауры. Любое желание человека, его мысли - это некий энергетический посыл, который выражается в зарегистрированном биофотонном излучении. Кто-то, сам того не осознавая, этот посыл принимает особыми органами чувств. Японцы раскрыли механизм этой коммуникации, зафиксировав передачу сигнала, а далее интересно было бы посмотреть, как он принимается. Это очень важно. Ведь если бы сто лет назад нам сказали, что мы будем общаться при помощи каких-то пластмассовых коробочек, вряд ли бы кто поверил.

Фриц-Альберт Попп, немецкий биофизик, основатель Международного института биофизики в Дюссельдорфе:

Биофотоны излучаются не только телом в целом, но и каждой его отдельной клеткой. Они являются носителями информации, сигналами, которые одна клетка посылает другим, чтобы таким способом сообщить об изменениях своей внутренней структуры, о неприятностях, болезнях и планах на будущее. Так клетки общаются друг с другом, координируют и согласовывают свои действия.