Дефис между словами в наречиях. Через дефис пишутся такие наречия…

Не так часто, но все-таки иногда приходится ставить дефис между частями слова в наречиях. Именно этому и будет посвящен предлагаемый вашему вниманию материал.

Определение

В некоторых ситуациях приходится ставить дефис между частями слова в наречиях. Русский язык имеет определенные правила, которые подобные случаи регламентируют. Рассмотрим подробней примеры, когда появляется такая необходимость. Первое, на что обратим внимание, это дефис. Данным термином называют орфографический знак, который на письме обозначают небольшой горизонтальной черточкой, предназначенной для разделения частей в составе сложного слова. В предлагаемой статье рассмотрим случаи, когда ставим дефис между частями слова в наречиях.

Основные правила

Итак, дефис между частями слова в наречиях ставится тогда, когда они образованы от прилагательного и местоимения с приставкой по- и имеют в составе слова суффикс -ему, -ому, -ьи, -и, -ск. Приведем возможные примеры такого написания: по-твоему, по-вашему, по-летнему, по-боевому, по-змеиному . В приведенных случаях видно, что присутствует приставка по- и суффиксы, описанные выше по тексту.

Во вторую группу можно отнести наречия, которые образованы от порядковых числительных с приставкой в- (во-). Приведем несколько примеров: в-десятых, во-вторых, в-пятых, во-первых. Пример: Во-первых, будьте внимательней, во-вторых, смотрите по сторонам, в-третьих, пристёгивайте ремень безопасности.

В условно обозначенную нами третью группу относят наречия неопределенной формы, которые включают постфиксы -то, -нибудь, -либо или же приставку кой-/кое-. Основные примеры правописания с дефисом между частями слова в наречиях: где-то, когда-то, где-либо, когда-нибудь, где-нибудь, отчего-то, отчего-нибудь. Например: Откуда-то сверху капала вода .

В-четвертых, дефис ставится в наречиях с частицей -таки и в слове все-таки. Приведем такие примеры: наконец-таки, все-таки, совсем-таки, так-таки .

В-пятых, дефис ставится в наречиях, которые образованы путем повторения одного слова с однородной основой. Рассмотрим следующие примеры написания с дефисом между частями слова в наречиях: тихо-тихо (очень тихо - смысловое значение), давным-давно (очень давно), сильно-сильно (очень сильно). Например: жили давным-давно старик со старухой.

В эту же группу относят наречия с одной общей основой, но осложненные разнообразными приставками и суффиксами, а именно: чисто-начисто, крепко-накрепко, худо-бедно, подобру-поздорову. Например: Убирайся ты подобру-поздорову ; Запомни этот стих крепко-накрепко . На этом примере можно видеть дефис. Кстати, тире между частями слова в наречиях не применяется. в виде более длинной горизонтальной чёрточки, который отделяет слова или части предложения.

Исключения из правил

В данном случае следует обратить внимание на такой момент: описываемую часть речи с приставкой по- следует писать слитно, если они были образованы от кратких прилагательных. Приведем примеры: поровну, помаленьку. Буханку хлеба мы делили поровну .

Также слитно пишутся слова данной части речи, которые образованы от степени сравнительной имен прилагательных: побольше, поновее. Дайте мне порцию побольше. Хотелось бы получить книги поновее .

И по- с некоторыми местоимениями: поэтому (образованное от местоимения этот), потому (образованное от местоимения тот), посему (от местоимения сей).

Сходства и различия

Обратите особое внимание на следующий факт: необходимо уметь отличать наречия, которые в обязательном порядке пишутся через дефис, от наречных сочетаний, которые, в свою очередь, состоят из форм творительного и именительного падежей имени существительного. Такие сочетания следует писать раздельно. Приведем такие примеры: змея змеей, честь честью, туча тучей, волк волком, клин клином, чин чином .

Сравните следующие виды данной части речи, составленные путем повторения одного и того же слова, которые необходимо писать через дефис. Данные слова не образованы от имен существительных: белым-бело, светлым-светло, черным-черно . В этом случае необходимо ставить дефис между частями слова в наречиях.

– закрепить знания о написании дефиса между частями слова в наречиях;

  • Развивающие
  • – развивать умение определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях, умение отличать наречие от других частей речи, умение вставлять наречия с дефисом в текст по смыслу, умение составлять предложениями с наречиями;
  • Воспитывающие
  • – воспитывать любовь к родному языку.

    Ученики должны

    • знать: условия употребления дефиса между частями слова в наречиях;
    • уметь:
    • находить в тексте наречия с дефисом, подбирать наречия по смыслу текста.

    Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», раздаточный материал для морфологической разминки; карточки с текстом для творческого диктанта; презентация; репродукция картины художника И.Шишкина «Зима» и его портрет; фотографии зимних пейзажей.

    ТСО: компьютер, экран.

    Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий.

    Ход урока

    I этап. Актуализация знаний.

    1. Морфологическая разминка.

    Задание: если я называю глагол, вы поднимаете елочку, прилагательное – снеговика, наречие – снежинку.

    Покрылся, белым-бело, куда-нибудь, холодный, по-видимому, холодно, белеет, белый-белый, красиво, тихо-тихо, тишина.

    – На какое слово не нужно было поднимать карточку? Почему

    Открытый урок по теме

    «Дефис между частями слова в наречиях» 7 класс

    Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

    Тип урока: урок - объяснение нового материала.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

    Базовый учебник:

    Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2008.

    Ход урока.

      Организационный момент.

    Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, дети! Добрый день!

    II. Слово учителя.

    Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока.

    Цели урока:

      Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.

      Знакомство с условиями написания наречия через дефис.

      Формирование:

      умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;

      умения отличать наречия от других частей речи.

    Задачи урока.

    Учебные:

    а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;

    б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;

    в) научить делать выбор в написании наречий.

    Развивающая - развитие логического мышле­ния, внимания, орфографической зоркости.

    Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу­ры, трудолюбия, аккуратности.

    Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?

    Ученик: Наречие.

    Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Наречие» и сегодня узнаем о дефисном написании этой части речи.

    А что мы знаем об этой части речи, кто расскажет нам …….(Ответ ученика: Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.) Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например, К уроку русского языка я подготовился основательно.

    Подготовился как? Основательно, основательно – это наречие, отвечает на вопрос как?

    обозначает признак действия, и в предложении является обстоятельством.) (Учитель оценивает ответ). Молодцы, хорошо знаете правило.

    Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

    Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?

    Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография.

    (Число, классная работа, тема «Дефис между частями слова в наречиях» на доске и слайде).

    Учитель: Поэтому, Словарная работа. (на местах, у доски)

    Выписать данные слова в 2 столбика, рассказать о них, объяснить правописание.

    Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто нежданный, русско-английский, кто-нибудь, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец. СЛАЙД

    Прилагательные Неопределенные местоимения

    Нежно-голубой кое-кто нежданный

    горько-соленый огурец кто-нибудь

    русско-английский что-либо недосягаемое

    желто-синий кто-либо

    Учитель : У вас есть возможность проверить правильность ваших работ. СЛАЙД

    Ученик: (объясняет у доски) Сложные прилагательные и неопределенные местоимения

    Учитель: Какие слова мы записали?

    Ученик: Прил. и местоимения, которые пишутся через дефис.

    Учитель: А тема нашего урока? Дефис между частями слова в наречиях.

    3. Подведение учащихся к восприятию нового материала.

    Учитель: Ребята, а что же такое дефис в русском языке?

    Ученик: Орфограмма.

    Учитель: Но на этом уроке перед нами стоит задача – познакомиться с написанием через дефис частей слов в наречиях. И сейчас давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.

    Какая значимая часть слова (морфема) участвует в образовании наречий, которые пишутся через дефис?

    Ответы учеников (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)

    Определили способы образования слов.

    Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников) Сравниваем ответы со слайдом.

    4. Закрепление материала .

    Учитель: Обратите внимание, на с.117 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

    Ученик: Словарные. СЛАЙД

    Учитель прикрепляет магнитом на доску словарные слова. (раздать каждому ученику).

    Словарные слова

    давным–давно

    волей–неволей

    видимо–невидимо

    мало–помалу

    точь-в-точь

    точка в точку

    бок о бок

    Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо?

    Ученик: Правописание большинства объяснимо.

    Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить?

    Ученик: Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу , а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь.

    Учитель дает задание классу: по учебнику из упр. 251на стр. 118 выбираете по два примера и выполняете в тетрадях.

    Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых детей.

    Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам слова-наречия, используя которые вы должны будете составить небольшое сочинение на тему «Любите и берегите природу!» ,буквально 4-5 предложений.

    Закончили. Слушаем вас, отвечаем, объясняем правописание наречий.

    Молодцы! Постарались.

    Заготовки таблиц уже есть у каждого. СЛАЙД ПРОВЕРИТЬ РАЗДАТЬ

    Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях » (1,2 группы)

      Укажите, какое слово надо писать через дефис:

    а) (в)трое; в) (в)троем;

    б) (в)третьих; г) (в)третьей.

      В каком предложении выделенное слово – наречие?

    а) Солнце светит по-весеннему.

    б) По весеннему небу плывут облака.

    3. Как пишутся данные наречия?

    (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)

    а) слитно; б) раздельно; в) через дефис.

    Работу выполнил(а) ___________________________________

    Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

      Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на -ых (-их) , пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

    а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль.

    б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых.

    2. Наречия, образованные приставкой по и заканчивающиеся на –ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

    а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше.

    б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему.

    3. Найдите правильный разбор наречий по составу:

    а) по-весеннему; б) по-весеннему;

    в) по-весеннему; г) по-весеннему.

    4. В каких предложениях выделенное слово – наречие?

    а) (По)весеннему шумит лес.

    б) (По)зимнему лесу двигались подводы.

    в) (По)летнему лесу приятно идти.

    г) Настроение было (по)осеннему грустное.

    Работу выполнил(а) ____________________

    На выполнение теста отводится 3 минуты.

    Ученики сами оценивают свои работы.

    Учитель: Проверяем себя сами, сверяемся со слайдом.

    Следующий этап работы . На доске написан текст (на партах учеников этот текст имеется) РАЗДАТЬ

    (Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

    Учитель: Назвать наречия, объяснить правописание. Ребята работают в тетрадях и выписывают наречия с вновь изученной орфограммой.

    Учитель, обращаясь к отвечающему: Почему ты решил, что по зимнему это прилагательное предлогом? (ответ ученика).

    Учитель магнитом прикрепляет распечатанные словосочетания по зимнему (насту) и по-зимнему (одет) Ученик объясняет, используя для примера словосочетания, прикрепленные учителем на доску, что наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному.

    Учитель: Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?

    Ученик: Для определения части речи. (Учитель оценивает ответ учащегося)

    Ученик: Действительно, важно определить часть речи, прежде чем делать вывод о написании слова.

    Учитель: 3, 4 группы начинают работать с упр. 251 с первой парой предложений, а 1,2 группы, внимание на экран.

    Учитель заслушивает варианты предложений и показывает на слайде свой вариант предложений.

      Подведение итогов.

    Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

      С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

      Когда наречия мы пишем через дефис? (ответы учеников и слайд «Дефис между частями слова в наречиях» см. выше и в презентации)

      Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

    Учитель: Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде дети отвечают утвердительно).

    Цели урока достигнуты?

      Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

      Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

      Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

      Умеем отличать наречия от других частей речи?

      Домашнее задание. Слайд.

    Упр. 253 (5 предложений) – объяснить

    Желающим – дополнительные задания-карточки

    Учитель объявляет оценки за урок.

      Рефлексия.