Вера новицкая биография. Вера новицкая - безмятежные годы

Дочь француженки-гувернантки после смерти матери остается в барском доме помещиков Трояновых, где ее воспитывают как родную дочь.
Отечественная война 1812 года заставляет подросшую девочку вспомнить о том, что она "басурманка". Трепетное горячее сердце и поддержка семьи помогут ей справиться со всеми невзгодами.

Вера Новицкая - Безмятежные годы

Наконец, наконец-то я снова увидела все эти веселые, дорогие мордашки, всякий милый памятный закоулочек! Шутка сказать: четыре года, целых четыре длинных-предлинных года прошло со дня моего отъезда отсюда, а, между тем, все время так и тянуло меня обратно, точно кусочек себя самой я здесь позабыла; едва дождалась. A папа еще: "Погодите, вместе поедем, квартиру сперва устроим".

Цикл повестей о Мусе Старобельской - "Веселые будни", "Безмятежные годы" и "Первые грезы" - принадлежит перу русской писательницы конца XIX - начала XX века Веры Новицкой (Махцевич).Жизнелюбивая девочка проходит путь от "приготовишки" до выпускницы гимназии, от легкомысленной маленькой проказницы до умной, талантливой девушки, всерьез задумывающейся о жизни. Рядом с Мусей взрослеют и ее друзья.

Вера Новицкая - Веселые будни

Ну, теперь-то я совсем настоящая гимназистка, даже и платье на мне форменное! То есть не то, чтобы уж очень форменное, потому на нем есть и складочки, и оборочки, передник тоже с крылышками и кружевом обшит, но все же платье на мне коричневое, a передник черный. Мне даже кажется, будто я немножко выросла, но это, быть может, только так кажется, потому что все-таки я самая маленькая в нашем классе. Как это приятно сказать - наш класс, наша гимназия!

Проказница Муся только-только поступила в петербургскую гимназию, она поглощена новыми впечатлениями и с удовольствием записывает их в свой дневник. Перед читателем во всей полноте разворачивается повседневная жизнь гимназисток младших классов - их радости и переживания, интересы и шалости. Автор этой светлой и доброй книги - русская писательница конца XIX - начала ХХ века Вера Новицкая (Махцевич).

Осиротевшая дочь школьного учителя вынуждена поступить экономкой в богатый дом. Несладкой оказалась бы ее доля, если бы не вмешательство шурина хозяйки - доброго и ласкового дяди Миши. Ради этого человека, всегда служившего ей надежной опорой, подросшая Галя готова на любые жертвы...
Сентиментальная повесть принадлежит перу русской писательницы конца XIX - начала ХХ века Веры Новицкой (Махцевич).

Вера Новицкая - Первые грезы

Вот уже почти две недели, что мы на даче. Как здесь хорошо, тихо, уютно, приветливо. Квартира y нас небольшая, но симпатичная. Впрочем, не все ли равно, какова она? Разве летом сидишь в комнатах? - да никогда. Живешь в саду, a сад-то y нас такой милый, большой, тенистый; им-то папа с мамой и пленились, в поисках свежего воздуха для своей, по их мнению, все еще "слабенькой Муси".

Девятилетнюю Марусю все родные и знакомые называют просто Мусей. Забавные истории из своей жизни маленькая озорница описывает сама: как она подшучивает над гувернанткой и ловит раков, как играет в крокет и участвует в спектакле, как катается на лодке и готовится к поступлению в гимназию.
Рассказы Муси - непосредственные и искренние, смешные и наивные - это записки счастливой девочки, которой хорошо жить на свете.

Вера Сергеевна Новицкая
Известно о ней немного.
Урожденная Шильдер-Шульднер, по первому мужу Махцевич, по второму Новицкая.
Первые две книги были написаны Верой Сергеевной еще до второго замужества и были подписаны "Вера Махцевич".
С тех пор ее фамилия на книгах писалась как Вера Новицкая (Махцевич), что бы никто не забыл.
С 1905-го по 1907 года она жила в Петербурге, тогда же и были написаны ее первые книги.
В 1908 году она стала учительницей в женской прогимназии города Лиды (тогда это была Виленская губерния Российской империи, после первой мировой войны город принадлежал Польше, сейчас находится в Белоруссии.)
Там же вместе со своим будущим мужем Федором Людвиговичем Новицким Вера Сергеевна составила хрестоматию для приготовительных и первых классов средних учебных заведений."Уголки жизни"
В книге Н.Дмитриева "Национальная школа" 1913 имеется такая рецензия на этот сборник:
" Книга распадается на 5 частей: любовь, вера, труд, долг и «пестрые странички». Наиболее обширное место отведено первому отделу – любви; здесь рассказы и стихотворения о любви к Богу, к родине и человеку, из них много хороших, впрочем, стремясь привести возможно больше материала, развивающего в детях чувство любви, составители заметно увлекаются и помещают такие стихотворения и статьи, которые или мало понятны, или совершенно недоступны детям приготовительного и первого классов, например, первое стихотворение II части: «Верь в великую силу любви», или «Высший подвиг», А. С. Хомякова, «Нам жизнь дана, чтобы любить» – Горбунова-Посадова, и другие. Нет необходимых патриотических стихотворений, отечеству не уделяется должного внимания; но зато есть порядочные рассказы в отделах: труд и долг, хотя и не все, и особенно в отделе «вера»; против последнего отдела ничего не имеем возразить. Общее впечатление о книге было бы хорошее, если бы не было указанных главных недостатков книги."
Первой женой Федора Людвиговича была Мария Константиновна Новицкая, основательница и начальница Лидской прогимназии.Мечтой ее жизни было устроить в городе Лиде полноценную гимназию.
Но в ноябре 1908 года Мария Константиновна умирает, а менее чем через пол года ее мечта-таки осуществляется и прогимназия становится гимназией.
И с тех пор значится в справочниках как "Лидская частная женская гимназия Ф.Л и В.С. Новицких", а Вера Сергеевна становится там начальницей.
В 1915-м году в ходе первой мировой войны город Лиду захватывают немцы.
Написала она не так много книг.
В первую очередь ее перу принадлежит тетралогия о жизни Маруси Старобельской, непосредственной и живой девочке, подробно описывающей свою жизнь.Одна из прелестей книги именно в неожиданно подробном описании обыденных в то время вещей. Муся - девочка из богатой семьи, единственная дочь любящих ее родителей.
Все в ее жизни и дружба и учеба и шалости беззаботны и радостны. Она добрая девочка - но лишь от того что ей есть что отдать другим без ущерба себе... И лишь в последней части серии Муся понимает что так как она живут вовсе не все...
Серия книг выглядит так:
"Хорошо жить на свете" - Муся рассказывает о своей жизни до поступления в гимназию.
"Веселые будни" - (Подзаголовок "Дневник гимназистки" говорит сам за себя) Эта повесть о первом году обучения Муси в гимназии.
"Безмятежные годы" - предпоследний класс гимназии.Ничуть не изменившаяся Муся шалит как и в детстве.
"Первые грезы" - лето и выпускной класс гимназии.
Повести "Хорошо жить на свете", "Безмятежные годы", "Первые грезы" иллюстрировала известная художница Елена Петровна Самокищ-Судковская, причем в книге "Безмятежные годы" и "Первые грезы" (они вышли вместе в одной книге) иллюстрации цветные, что весьма интересно и очень красиво.
Так же она написала две повести для юношества, где основной темой является любовная линия.оба они названы по именам главных героинь:
"Галя" и "Наташа Славина", повесть для детей "Басурманка" (о жизни приемной сироты-француженки в русской семье) сборник рассказов "Заветные уголки", и отдельно изданный рассказ "Пестрый день".(Рассказ из жизни маленького кадетика)". И участвовала в составлении уже упомянутой хрестоматии "Уголки жизни".
Еще Вера Сергеевна сотрудничала с детским журналом "Родник", где печатались ее рассказы.

В.С. Новицкая

Безмятежные годы.

Старые друзья. - Новые впечатления.

Наконец, наконец-то я снова увидела все эти веселые, дорогие мордашки, всякий милый памятный закоулочек! Шутка сказать: четыре года, целых четыре длинных-предлинных года прошло со дня моего отъезда отсюда, а, между тем, все время так и тянуло меня обратно, точно кусочек себя самой я здесь позабыла; едва дождалась. A папа еще: «Погодите, вместе поедем, квартиру сперва устроим». Как бы не так! Небось, когда из Петербурга надо было уезжать, в пять дней нас встряхнули, a как обратно - «Подождите!» Нет, папусенька, уж это «ах оставьте!»

Еще в Луге нарядилась я в шляпу и жакетку, как ни убеждала меня мамочка, что рано. Знаю, что рано, в том-то вся и беда, потому-то и хочется обмануть себя, сократить время: когда одет, кажется, что вот-вот и подъезжаешь. A как стали мы приближаться к платформе, как вкатил поезд, громыхая, под темные станционные своды, сердце мое шибко-шибко забилось, и внутри точно радостно что-то запрыгало.

Сели на извозчика. Хотя в той части города улицы и малознакомые, но, все равно, одно сознание, что это опять наше, петербургское, что каждая конка, карета, лавка будто немножко и мои: захочу, сяду и поеду, захочу зайду, куплю что-нибудь, - что сама я тоже здешняя, не чужая, не случайно пришлая, одно это приводит меня в восторг. Глупо может быть, но на душе светло так, радостно, весело!..

В восемь часов мы приехали, a в одиннадцать я уже умолила мамочку отвести меня в тот же день в гимназию. Ждать еще сутки, целых двадцать четыре часа! Нет, это никакого человеческого терпения не может хватить!.. И добрая мамуся, невзирая на страшную головную боль, повела-таки меня.

Не знаю, как не выскочило или не лопнуло y меня сердце, так громко тукало оно, когда мы слезали с дрожек y подъезда гимназии. Вдруг там внутри что-нибудь изменилось? Вдруг все перекрасили, переделали?.. И так страшно, так жалко и даже больно подумать об этом.

Беремся за ручку двери, и сразу мне делается бесконечно весело: их распахивает Андрей, тот самый толстый Андрей, которого когда-то призывала Евгения Васильевна на борьбу с черными тараканами-чудовищами (См. «Веселые будни. Из воспоминанйи гимназистки» того же автора). Он, конечно, не узнает меня, но это все равно, я сама рада видеть снова его знакомую, круглую физиономию. Гляжу кругом. Все на старых местах: и стол, и ящик с уроками для отсутствующих, и вешалки.

Идем в канцелярию. Мамуся тщетно вопит: «Тише!» - я лечу стрелой. Почти y самой двери стоит начальница. Платье на ней такое же васильковое, лицо такое же восковое; впрочем, есть в ней и перемена: прежде она произносила только одну-единственную фразу: « Mesdames, не переплетайтесь». Но за это время она, очевидно, сделала громадные успехи: теперь, оказывается, она и другие слова говорит, очень живо и любезно протягивая мамочке руку.

Но приветливой, улыбающейся физиономии милого Сергея Владимировича не видать. (См. «Веселые будни. Из воспоминаний гимназистки» того же автора) Хоть и знаю я, что теперь другой инспектор, но без него кажется как-то неуютно и пусто. Теперь на его обычном месте стоит маленький, совсем круглый господин, в круглых же, толстых очках через которые смотрят круглые, выпуклые карие глаза пристально так смотрят; хорошие глаза, честные, перед которыми не солжешь. Голова y него точно арбузик посредине порядочная лысинка, a кругом густая бахромка из седоватых кудряшек. Лапки коротенькие, и держит он их, вывернув немного ладони назад - ни дать, ни взять, самоварчик с ручками. Разговаривает он с какой-то незнакомой мне классной дамой, скоро-скоро говорит, a сам так весь и двигается, - шустренький, видно.

Я и здесь живо оглядываюсь. Все, все на своём месте, даже малюсенькое, совсем гладенькое рыжее платьице болтается все на том же крючке: это модель того фасона, который полагается носить, но которого ни одна ученица не носит, потому уж больно оно облизанное и некрасивое.

Синяя девица собирается уходить, но еще роется в шкафу; начальница подзывает самоварчик, которого величает Андреем Карловичем, и объясняет ему, откуда я взялась.

Отлично, очень «арашо», - говорит он. - Сейчас вас и в класс сведем… Будьте добры, попросите сюда классную даму второй Б, - говорит он «синявке», которая кончила шарить на полках. - Впрочем, я сам…

Едва успела я оглянуться, как он, кивнув мамочке, шариком покатился вверх по лестнице. Я за ним. A сверху навстречу грядет наш лилипутик - Шарлотта Карловна. (См. «Веселые будни. Из воспоминанйи гимназистки» того же автора) Увидала я ее, и отчего-то мне опять так весело-весело сделалось.

Здравствуйте, Шарлотта Карловна! - громко так, раскатисто, чуть не на всю гимназию, возгласила я.

Она сперва прищурилась, потом с удивлением заглянула мне близко-близко в лицо (еще бы не удивиться, ведь ее, бедную, не избаловали такими бурными приветствиями!), кивнула и пошла дальше, все по-прежнему размахивая своими бесконечными руками.

Входим в средний коридор. Дверь крайнего класса открывается, на её пороге я вижу высокую стройную фигуру.

Юлия Григорьевна! - громко, радостно восклицаю я и, забыв про своего спутника, про то, что я, до некоторой степени, нарушаю общественную тишину, бросаюсь к своей любимице с протянутыми руками.

Она пристально смотрит на меня.

Да ведь это же наш «тараканчик»! - узнает она наконец. - Какими судьбами? Ну, здравствуйте! - и сама протягивает мне руки. Я крепко, крепко обнимаю ее, a в горле y меня что-то сжимается.

A Андрей-то Карлович ждет вас, - через минуту говорит она, - идите скорей, еще увидимся.

Правда… Вот скандал! Я про него и забыла. Он ничего, смотрит серьезно, не улыбается, но глаза добрые, умные, хорошие глаза.

Что, рады старых знакомых видеть? - спрашивает,

Уж так рада, так рада!

Вижу, вижу! Ну, входите!

Сердце мое опять радостно стучит. Вот сейчас удастся тот сюрприз, который я готовила всем своим неожиданным появлением.

Мой путеводитель вкатывается в класс, я за ним.

Но что это? Вместо смеющихся вишневых глаз и коротенькой носюли милой «Женюрочки» (См. «Веселые будни. Из воспоминанйи гимназистки» того же автора) навстречу нам поднимается плоская добродушная физиономия на довольно высоком, чуть-чуть кривобоком туловище. Сердце y меня так и упало, впрочем, на одну лишь минуту, потому что кругом со всех сторон зажужжали:

Старобельская!

Стригунчик! - вдруг раскатисто так, на весь класс пронеслось хорошо знакомое мне восклицание, которое, нет сомнения, по силе и мощи только от Шурки Тишаловой и могло исходить.

Немного обновила информацию о Вере Сергеевне Новицкой:
Вера Сергеевна Новицкая (187(3?)-19??)
Урожденная Шильдер-Шульднер
Окончила Литейную женскую гимназию в 1890 году. (Литейная женская гимназия -- ул. Бассейная (сейчас Некрасова), д.15A)
Фамилия по первому мужу Махцевич.
Возможно, что мужа звали Александр Владимирович Махцевич. Он окончил Виленское пехотное училищ, служил в 107-м Троицком пехотном полку(Вильна), с 1899-го года вышел в отставку. В 1901-1903 годах уездный исправник Режицкого уездного полицейского управления, в 1903- 1905 полицмейстер города Двинска.Больше нет никакой информации о нем.
Возможно имена детей от первого брака: Борис, Наташа и Кыся (от какого имени сокращение может быть? Кристина?) С 1905-го по 1907 года Вера Сергеевна жила в Петербурге, (ул. Бассейная, д.17 (сейчас Некрасова) Тогда же и были написаны ее первые книги.
По все видимости жила без мужа, так как его в адресной книге не значится. При этом Вера Сергеевна значится женой, а не вдовой, коллежского советника. (Разъехались?)
Первые две книги были написаны Верой Сергеевной еще до второго замужества и были подписаны "Вера Махцевич".
В августа 1908 года она стала помощницей начальницы в женской прогимназии города Лиды (тогда это была Виленская губерния Российской империи, после первой мировой войны город принадлежал Польше, сейчас находится в Белоруссии.)
Там же вместе с одним из преподавателей гимназии, Федором Людвиговичем Новицким, Вера Сергеевна составила хрестоматию для приготовительных и первых классов средних учебных заведений."Уголки жизни"
В книге Н.Дмитриева "Национальная школа" 1913 имеется такая рецензия на этот сборник:
Основательницей и начальницей Лидской прогимназии была в то время Мария Константиновна Новицкая, первая жена Федора Людвиговича. Мечтой ее жизни было устроить в городе Лиде полноценную гимназию. Но в ноябре 1908 года Мария Константиновна умерла.
В 1909-м году Вера Сергеевна выходит замуж за вдовца, Федора Людвиговича Новицкого и берет его фамилию. С тех пор ее фамилия на книгах пишется как Вера Новицкая (Махцевич), что бы никто не забыл.
С 1910-го года прогимназия становится-таки гимназией, и с тех пор значится в справочниках как «Лидская частная женская гимназия Ф.Л и В.С. Новицких», а Вера Сергеевна становится там начальницей.
В 1915-м году в ходе первой мировой войны город Лиду захватывают немцы.
Больше никакой информации ни о Вере Сергеевне, ни о ее муже, ни о ее детях нет.
Две фотографии Лидской женской гимназии
Написала она не так много книг.
В первую очередь ее перу принадлежит тетралогия о жизни Маруси Старобельской, непосредственной и живой девочке, подробно описывающей свою жизнь.Одна из прелестей книги именно в неожиданно подробном описании обыденных в то время вещей. Муся - девочка из богатой семьи, единственная дочь любящих ее родителей.
Все в ее жизни и дружба и учеба и шалости беззаботны и радостны. Она добрая девочка - но лишь от того что ей есть что отдать другим без ущерба себе... И лишь в последней части серии Муся понимает что так как она живут вовсе не все...
Серия книг выглядит так:
"Хорошо жить на свете" - Муся рассказывает о своей жизни до поступления в гимназию.
"Веселые будни" - (Подзаголовок "Дневник гимназистки" говорит сам за себя) Эта повесть о первом году обучения Муси в гимназии.
"Безмятежные годы" - предпоследний класс гимназии.Ничуть не изменившаяся Муся шалит как и в детстве
"Первые грезы" - лето и выпускной класс гимназии.
Повести "Хорошо жить на свете", "Безмятежные годы", "Первые грезы" иллюстрировала известная художница Елена Петровна Самокищ-Судковская, причем в книге "Безмятежные годы" и "Первые грезы" (они вышли вместе в одной книге) иллюстрации цветные, что весьма интересно и очень красиво.
Так же она написала две повести для юношества, где основной темой является любовная линия.оба они названы по именам главных героинь:
"Галя" и "Наташа Славина", повесть для детей "Басурманка" (о жизни приемной сироты-француженки в русской семье) сборник рассказов "Заветные уголки", и отдельно изданный рассказ "Пестрый день".(Рассказ из жизни маленького кадетика)". И участвовала в составлении уже упомянутой хрестоматии "Уголки жизни".
Еще Вера Сергеевна сотрудничала с детским журналом "Родник", где печатались ее рассказы.
Ее повесть "Хорошо жить на свете" попалась мне случайно в букинисте, и страшно подумать как много я потеряла бы, если бы не купила ее...

В. С. Новицкая

Веселые будни

Из воспоминаний гимназистки


Молебен. - Японка.

Ну, теперь-то я совсем настоящая гимназистка, даже и платье на мне форменное! То есть не то, чтобы уж очень форменное, потому на нем есть и складочки, и оборочки, передник тоже с крылышками и кружевом обшит, но все же платье на мне коричневое, a передник черный. Мне даже кажется, будто я немножко выросла, но это, быть может, только так кажется, потому что все-таки я самая маленькая в нашем классе. Как это приятно сказать - наш класс, наша гимназия!

Мундир свой я надела первый раз на молебен, a - представьте себе! - были же такие чудачки, которые в пестрых платьях явились. Вот охота!

Как только мы пришли, сама начальница забрала всех нас, новеньких, и повела в зал на молебен. Жарко было страшно. Две или три девочки из старших классов хлопнулись в обморок, но, говорят, это ничего, всегда так бывает.

Кончили мы молиться, подошла к нам синенькая девица и повела по лестнице на самый верх, потому что малыши - приготовишки, мы, шестой и пятый классы - все в верхнем коридоре. Оказалось, это-то и есть наша классная дама. Ну, конечно, сейчас же представилась нам. Ужасно миленькая: небольшого роста, но толстушка порядочная, личико круглое-круглое, - как дядя Коля говорит, - циркулем обведенное, глаза большие, карие, веселые и блестят точно мокрые вишни; носуля совсем коротенький, верхняя губа тоже; засмеется - точно ей все лицо веревочкой кверху подтянут, a зубы большие, белые, тоже как y инспектора на миндаль похожи; сама живая, веселая, так и крутится. Дуся!

Вот стала она нас по скамейкам: рассаживать.

Я еще за молебном заметила одну ужасно миленькую девочку, в темно-синем платье, с двумя длинными светлыми косами, мы с ней рядом стояли, a потом, пока шли наверх, и побеседовать немного успели; зовут ее Юля Бек. Мне очень хотелось сесть с ней на одну скамейку, да не тут-то было - она высокого роста, и ее на третью загнали, a меня посадили на первую, не совсем вперед, а во второй колонне от учительского стола. Место-то чудное, ворчать нечего, но если бы вы только знали, кого со мной посадили!

Её я тоже раньше заметила, и мудрено проглядеть: смотрю - японка, ну, право японка, и фасон лица такой, и глаза немного кверху. - Фу! Правда, она довольно беленькая и y неё чудная толстая каштановая коса ниже пояса, но все ж она японка. И вдруг - меня, именно меня, с ней сажают! Я чуть не заплакала со злости.

Ничего не поделаешь, сидим рядом, но я нарочно с ней ни слова, будто её и не существует. Вот еще, может её дядя, или братья наших; русских убивали, a я с ней разговаривать стану! И зачем ее только в нашу гимназию приняли?

Отвернулась. A все-таки интересно. Стала я сперва так вкось на нее поглядывать, a потом не выдержала, повернулась совсем: ведь вместе сидеть будем, поневоле придется в конце концов познакомиться.

Пока я обо всем этом раздумывала, классная дама ходила от одной скамейки к другой и y каждой девочки спрашивала, как зовут, фамилию и кто такая, православная или нет. Добралась и до нас. Я сказала. Потом японку спрашивает:

Как ваша фамилия?

Снежина.

Вы православная?

Вот тебе и фунт!.. то есть… pardon (извините (фр.)), я хотела сказать: вот так штука, вот тебе и «японка»!

Я ужасно обрадовалась, что ошиблась, теперь можно будет подружиться с ней. Сейчас, конечно, и разговорились. A ведь она совсем миленькая, особенно когда говорит или улыбается, так потешно рот бантиком складывает, и веселая, хохотушка, так и заливается.

В этот день нас недолго в гимназии продержали, велели только записать, какие книги и тетради купить надо, a потом распустили по домам.

Мы, сколько могли, поболтали с Любой, но в какие-нибудь полчаса, много ли успеешь? Ничего мы свое наверстаем, потому ведь я ой-ой как люблю поговорить, да и «японка» моя, видно, по этой части тоже не промах.

После обеда мы с мамочкой отправились за всем нужным. Купили книги, тетради, и ранец; - это было самое интересное! Мамочка хотела сумку; но тут я и руками и ногами замахала. Подумайте только: если купить сумку, то ее за мной горничная будет носить, - ужасно нужно! - тогда как ранец я сама на плечи нацеплю; всякий издали увидит, что гимназистка идет.

Купили мы тоже целую массу белой бумаги для обертки тетрадей, клякспапиру и ленточек. Конечно, клякспапир не обыкновенный розовый, как во всякой тетради даром дают, - фи! нет, y меня они двух цветов: чудные светло сиреневые и к ним пунцовые ленточки, a другие светло желтые с нежно голубыми лентами. Разве плохой вкус? Совсем bon genre (хороший тон (фр.)), даже мамуся одобрила.