Сложные темы в русском языке. Примеры творческих домашних заданий по русскому языку и литературе. Чему учит эта книга

Среднее общее образование

География

ЕГЭ-2018 по географии: разбираем самые трудные задания

Вашему вниманию мы предлагаем разбор наиболее трудных заданий из демоверсии ЕГЭ 2018 года по географии. Статья содержит подробный анализ заданий, алгоритм решений и рекомендации актуальных пособий для подготовки к ЕГЭ, а также подборку материалов по географии, опубликованных ранее.

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.

2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).

Задание 3

(«Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование»). max 2 балла

Для выполнения этого задания необходимо научиться отличать рациональное (грамотное, разумное, устойчивое) природопользование от нерационального. Некоторые примеры обоих видов приведены в таблице ниже. В конце оставлены несколько пустых строк, чтобы вы сами могли дополнить таблицу примерами рационального или нерационального природопользования, которые встретились вам в ходе подготовки.

Таблица «Основные виды природопользования»

Рациональное

Нерациональное

лесовосстановление

осушение болот в верховьях рек

оборотное водоснабжение

вырубка деревьев в верховьях рек

комплексное использование сырья

создание терриконов

полное извлечение сырья

распашка целины

рекультивация земель

молевой сплав леса

защитные лесополосы

(продольная) распашка склонов

расчистка леса от сухостоя, полей от валунов, русел рек от мусора и т.п.

уплотнение почв (например, вследствие использования тяжёлой сельхозтехники)

террасирование склонов

сжигание попутного нефтяного газа

капельный полив

строительство ГЭС на равнинных реках

перевод ТЭС с угля на природный газ

использование вторичного сырья (металлы, макулатура)

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 124.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки ЕГЭ, которое содержит 30 вариантов типовых экзаменационных работ по географии. 31-й вариант - контрольный. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 8

(«Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения»). 1 балл.

В этом задании необходимо выбрать страну с наибольшей долей пожилых людей. Могут быть варианты, где просят найти страну с наименьшей долей пожилых или с наибольшей/наименьшей долей детей в структуре населения. Все эти вопросы базируются на одной закономерности: чем более экономически развита страна, тем в структуре её населения меньше доля детей и больше доля пожилых людей . Соответственно, выполнение данного задания сводится к выбору наиболее экономически развитой страны.

Выбор этот осложняется тем, что уровень экономического развития страны зависит не только от размера душевого ВВП, но и от ряда других факторов: структуры и степени диверсификации экономики, развитости социальной сферы и т.п. Приведённая ниже таблица поможет сравнить большинство стран мира по уровню эк. развития: он снижается от стран G7 к НЭС 1-й волны и далее от стран БРИКС к беднейшим странам Африки и Азии.

Таблица «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»

Страны мира

экономически развитые

развивающиеся

страны Большой Семёрки (G7)

США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония

страны БРИКС (BRICS)

Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР

прочие развитые страны Европы

Примеры: Испания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Чехия

развивающиеся страны Европы

Примеры: Беларусь, Сербия, Болгария, (Турция, Казахстан)

НИС (новые индустриальные страны) 1-й волны

т.н. «Азиатские тигры»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (в наст. время провинция Китая)

НИС (новые индустриальные страны) 2-й волны

Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам

СПК (страны переселенческого капитализма)

Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Канада, ЮАР

страны Латинской Америки (большинство)

Примеры: Мексика, Аргентина, Чили

НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 1-ой волны

ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, Оман

НЭС (нефтеэкспортирующие страны) 2-й волны

Примеры: Венесуэла, Алжир, Египет, Азербайджан, Нигерия

бедные страны Африки и Азии (ВВП>1000 $/чел)

Примеры: Кения, Пакистан, Монголия

беднейшие страны Африки и Азии (ВВП<1000 $/чел)

Примеры: Либерия, Конго, Эфиопия, Сомали, Афганистан

Очевидно, приведённая схема сильно упрощена и имеет свои «несостыковки» (например, такие страны, как Канада, ЮАР, Венесуэла «попадают» сразу в несколько групп), но в целом она даёт представление о степени развития той или иной страны при относительно несложном запоминании.

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 4.

(«Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства.»). 1 балл.

В этом задании необходимо каждой стране подобрать диаграмму, отражающую структуру занятости населения в ней. Для этого нужно приведённые в списке страны расположить в порядке убывания степени экономического развития (см. таблицу к заданию 8).

В наиболее экономически развитых странах с постиндустриальной экономикой ведущая отрасль экономики, в которой занята большая часть экономически активного населения, – это сфера услуг .

В наименее экономически развитых странах экономика аграрная и большая часть населения занята в сельском хозяйстве .

Большинство стран со средним уровнем экономического развития имеют индустриальную структуру экономики, и значительная часть населения в них занята в промышленности .

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 213.

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по географии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Издание содержит теоретические сведения по географии по всем темам, проверяемым на ЕГЭ, а также задания для самоконтроля. В конце пособия приведены ответы и комментарии. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по географии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.

Задание 16

(«Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России»). 1 балл.

Какие из следующих выводов о тенденциях изменения объемов добычи полезных ископаемых, сделанные на основе анализа данных приведенной ниже таблицы, верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Динамика объемов добычи полезных ископаемых
(в процентах к предыдущему году)

1) Объемы добычи полезных ископаемых в Самарской области ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

2) Объемы добычи полезных ископаемых в Красноярском крае ежегодно уменьшались в период с 2008 по 2011 г.

3) Объемы добычи полезных ископаемых в Томской области ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

4) Объемы добычи полезных ископаемых в Камчатском крае ежегодно увеличивались в период с 2008 по 2011 г.

Для решения этого задания необходимо обратить внимание на одну особенность: все данные в таблице представлены в виде процентов. Это означает, что для того, чтобы оценить ту или иную тенденцию, нужно сравнивать цифры не между собой, а со 100 процентами. То есть, если число в ячейке больше 100 , то это означает рост показателя в этом году, если меньше 100 , то падение .

Посмотрим на пример. Так, изменение показателя объёма добычи полезных ископаемых в Томской области в 2008–2009 годах с 102,2% до 100,6% означает замедление темпов роста добычи, но не её падение. Поскольку в 2009 году полезных ископаемых было добыто на 0,6% больше, чем в 2008.

И напротив, изменение показателя Камчатского края с 96,2% до 98,3% в 2008-2009 годах не означает роста добычи, а говорит лишь о замедлении темпов её падения (с 3,8% в 2008 до 1,7% в 2009).

В этом задании вам могут встретиться самые разные показатели различных регионов России или стран мира, но математическая основа его выполнения всегда остаётся неизменной: в таблице приводятся не абсолютные (тонны, кубометры, рубли), а относительные (проценты) показатели.

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 13.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.

Задание 23

(«Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология»). 1 балл.

В этом задании необходимо расположить в нужном порядке геологические периоды. В принципе, даже учить их названия необязательно. Достаточно запомнить мнемоническое правило, которое известно каждому студенту первого курса геофака:

Таблица «Геологические периоды»

Геологические периоды

Мнемоническое правило

К ембрий

К аждый

О рдовик

О тличный

С илур

С тудент

Д евон

Д олжен

К арбон (Каменноугольный)

К ушать

П ермь

П ончики.

Т риас

Ю ра,

М ал.

П алеоген

П ринеси

Н еоген

Ч етвертичный

Ч ебурек.

Примечание: есть две пары периодов, начинающихся с одной буквы (Ке мбрий и Ка рбон; Пе рмь и Па леоген) Чтобы не запутаться в их порядке, достаточно запомнить, что в первых из них вторая буква «е», во вторых «а».

Таким образом, в приведённом задании правильный ответ: 123.

Пособие содержит тренировочные варианты, полностью соответствующие структуре экзаменационной работы и составленные с учетом всех требований ЕГЭ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности. Приводится инструкция по выполнению экзаменационной работы, бланки ответов. В процессе работы с книгой учащиеся могут ознакомиться со структурой теста, выполнить его с учетом реального времени, потренироваться в заполнении бланков, а также оценить свой уровень готовности к ЕГЭ. В конце пособия даны ответы на все задания и критерии оценивания. Издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по географии.

Задание 32

(«Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли»). max 2 балла!

Задание 32 – одно из самых сложных в ЕГЭ по географии. По статистике, его решают менее 30% сдававших экзамен. В то же время, оно не так трудно, как кажется на первый взгляд, если точно придерживаться алгоритма его решения.

В первом из типов задания 32 необходимо найти точку, в которой солнце раньше (или позже) всего поднимется над горизонтом. Это зависит от двух факторов:

1. Долготы точки. Солнце встаёт на востоке, следовательно, чем восточнее расположена точка, тем раньше солнце будет подниматься в ней над горизонтом.

2. Широты точки. Здесь важно время года.

Летом северного полушария (с 21 марта по 23 сентября) продолжительность дня будет возрастать от Южного полюса к Северному, следовательно, чем дальше на север будет расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.

Зимой же всё меняется с точностью до наоборот. Продолжительность дня будет возрастать при движении на юг, следовательно, чем южнее расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.

В приведённом задании точки А и В расположены восточнее точки С, следовательно, в точке С солнце взойдёт позже. Так как точки А и В лежат на одном меридиане, то время восхода солнца будет зависеть от продолжительности светового дня в них. 20 декабря день будет длиннее в точке В, т.к. она лежит южнее точки А.

Следовательно, солнце раньше поднимется над горизонтом в точке В.

Эмпирическая подсказка: примерно в 85% случаев искомая точка располагается «в вершине» угла, образуемого тремя точками. Т.е. на одной параллели с одной из точек и на одном из меридианов с другой.

Тип 2. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 18 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 15 часов по солнечному времени гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.

1. Широты точки. Чем ближе к экватору расположена точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом .

2. Долготы точки. Чем ближе к полуденному меридиану находится точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом.

Таким образом, основная сложность при выполнении этого типа задания связана с нахождением полуденного меридиана – меридиана, на котором в данный момент времени полдень. Т.к. окружность Земли составляет 360°, а в сутках 24 часа, то за один час Земля поворачивается на 360: 24 = 15°. Следовательно, чтобы найти полуденный меридиан, нужно разницу во времени нулевого и полуденного меридиана умножить на 15°.

В приведённом задании на Гринвиче 15 часов, следовательно, разница со временем полуденного меридиана составляет 3 часа (15 – 12), а градусная мера последнего составит (15 – 12) · 15° = 45° з.д. Долгота западная потому, что полуденный меридиан лежит к западу от Гринвича (там уже три часа дня, а солнце движется с востока на запад) .

Точки А и Б лежат ближе к полуденному меридиану, чем точка В. При этом точка А расположена ближе к экватору, следовательно, именно там солнце и будет располагаться выше всего над горизонтом.

Эмпирическая подсказка: если вы лучше воспринимаете информацию в графическом виде, нежели чем в табличном, то нарисуйте схематически на черновике две параллели и два меридиана и расположите на их пересечениях указанные точки.

Обычно домашнее задание дается учителем одно и то же всему классу одновременно. Но намного интереснее демонстрировать свои знания, облекая их в самые неожиданные формы. Именно такой подход делает процесс обучения увлекательным, раскрывает возможности каждого учащегося и пробуждает его инициативу. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения очень высок, кроме того, он формирует у учеников положительную учебную мотивацию.

Ассоциативный кроссворд

Итак, начну с составления учащимися ассоциативных кроссвордов . Если учителю необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по пройденной теме (например, очерк жизни и творчества писателя), то, наряду с любым фронтальным заданием, составление ассоциативного кроссворда может быть дано индивидуально.

Ученику предлагается на ватмане или большом листе бумаги вписать в клеточки подготовленной «решетки» слова, имеющие отношение к данной теме: названия произведений писателя, фамилии и имена персонажей, круг общения писателя, ключевое слово из его цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слова вписываются без пробелов только по горизонтальным и вертикальным линиям. Оценка этому ученику выставляется за содержательную сторону и грамотность при составлении кроссворда в свободные клетки. На следующий урок учитель вывешивает его на доске, и другой учащийся получает такое задание: зачеркнуть карандашом получившиеся слова, дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации, за что и получает свой балл.

Жизнь и творчество А. М. Горького

Нажмите для увеличения

Следующий вид работы — это « Вопросы, оставшиеся без ответов» , который я использую после проведения в классе . Работа по этой таблице идет на протяжении всего урока и заканчивается уже вне класса.

Ученик будет действовать более целенаправленно, объединяя знакомое и новое в единую структуру знания и выделяя в этом самое важное и существенное. Этот вид работы хорошо развивает мышление ребят, формирует навыки осознанного обучения. Учитель рисует такую же таблицу на доске. Записывает знания учеников по данной теме и их вопросы, стараясь ответить на них. Если учителю не хватило времени, чтобы ответить на все вопросы по теме в течение урока, то он может оставить их в качестве домашнего задания для сильных учащихся или выбрать учеников по желанию, которые выполнят задание в виде реферата или просто подготовят небольшое устное сообщение по определенному вопросу.

Эссе «Где я могу использовать знания по теме»

Также очень продуктивной является работа в форме устного сообщения или письменного эссе «Где и когда я смогу использовать знания по теме (название темы)». В этом случае ученик продумывает, как и где он сможет практически применить свои знания, полученные на уроке.

На занятиях я всегда стараюсь мотивировать цели изучения русского языка, ставя перед учащимися проблемные задачи. Например, при изучении темы «Имя числительное», предлагаю подумать на протяжении всего урока над вопросом: «Для чего нам нужно изучать имена числительные?» И ребята в своих эссе или устных сообщениях рассказывают о значении работы с данными словами в банковском деле, статистике, строительстве, медицине и других областях деятельности человека, проецируя решение вопроса и на область своей будущей профессии.

Раздаточный материал «Мои открытия»

Для организации самостоятельной работы учащихся по литературе на уроке или дома я готовлю специальные раздаточные листы, которые учащиеся заполняют в процессе изучения художественного произведения. В течение учебного года эти листы могут составить портфолио учащихся, которые они могут поместить в файловые папки. Такая информация в сжатом виде может им в дальнейшем пригодиться при подготовке к государственным или вступительным экзаменам. Более того, это позволяет ребенку отразить свои самые сильные впечатления, зафиксировать свои мысли и чувства в процессе работы над произведением. Такая форма работы называется «Мои открытия» . Далее — пример оформления работы.

Пример оформления работы.

Дата начала чтения книги: ________

Название: «Прощание с Матерой»

Дата создания произведения: 1976 г .

Родился в деревне Аталанке на берегу реки Ангары в 1937 г. Родители — крестьяне, выходцы с русского Севера (Мурманска и Архангельска).Отец — герой войны, работал начальником почты. Здесь Валентин Распутин закончил 4 класса, в 1957 г. — Усть-Удинскую среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Начинает печататься в местной газете, а в 1961 г. выходит в альманахе «Ангара» его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки». Хотел стать учителем. Работал на телевидении редактором литературно-драматических программ, затем переехал в Красноярск и снова стал работать в газете. В 1967 г. выходит его первая книга рассказов и повесть «Деньги для Марии».

Краткое содержание:

Для строительства гидроэлектростанции чиновники решили затопить деревню Матеру, которой 300 лет. Она находится на острове и тянется на 5 с лишним верст. Людей решили переселить на правый берег Ангары. Но население деревни противится этому. Оставшиеся старухи и старик Богодул, понимая, что это земля их предков, не могут решиться оставить кладбище, дома, где прошла жизнь нескольких поколений. Клавка Стригунова и Петруха сожгли свои дома без сожаления, за что их осуждают другие жители. В свою очередь, против старух ополчились и «пришлые рабочие», которые хотят сжечь все дома, уничтожить погост. Это им удается. В финале старухи, помыв свои дома, побелив и украсив цветами, в последний раз объединившись друг с другом и с маленьким Колюней, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Понравилась ли эта книга:

Очень, потому что заставляет нас размышлять о духовных проблемах современности: кто мы на этой земле? Что для нас эта земля — мать или мачеха? Земля, взрастившая нас, или же только территория? Книга потрясает искренностью, неравнодушным отношением к людям, к жизни.

Чему учит эта книга:

Писатель предупреждает нас, что бездуховность начинается там, где существует философия беспутья, где человек перестает ценить то, что сделано другими, где один другому — волк. Он предупреждает нас, учит противостоять таким явлениям хотя бы в сознании, быть Человеком.

Герои:

  • Старухи: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима, Аксинья.
  • Богодул, Павел (сын Дарьи), Колюня, Андрей.
  • Никита Зотов (Петруха), Воронцов, Жук, Клавка Стригунова.
  • «Хозяин острова», «Царский листвень».

Характеристика героев:

Дарья Васильевна Пинигина — русская крестьянка, живущая в соответствии с народной моралью. За плечами у нее долгая трудовая, как и у других старух, жизнь, прожитая по совести, в дружбе и взаимопомощи с людьми. Размышления о продолжении рода у Дарьи перемешиваются с тревогой о необходимости сохранения памяти . Ощущая за собой строй поколений предков, она не может смириться с тем, что порвется цепь времен, и просит сына перенести могилы на новое место. Перед сжиганием Дарья моет свою избу, потом белит стены и украшает пихтой и цветами, совершая над домом акт «прощания с покойником». Для нее неприемлемо, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно рубил сук, на котором сидит.

Другие старухи — ведут общую жизнь миром, их девиз: «Греть и греться», т.е. дарить душевное тепло друг другу. Жилье и вещи для них — это одушевленная предками часть их жизни. Род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.

Никита Зотов — 40-летний сын Екатерины, болтун и пьяница. Его принцип — «лишь бы прожить сегодняшний день». Народным мнением он лишен своего имени и превращен в Петруху, который, заблудившись в тумане вместе с Воронцовым и Павлом, будет, как маленький, звать свою мать глухо и безнадежно. Накричавшись, заснет и уже ничто не сможет разбудить его (эпизод, символизирующий его душевное равнодушие, глухоту, смерть).

Андрей — внук тетки Дарьи, работающий на строительстве ГЭС. Его манит суета большой стройки. Отрицает извечные ценности, споря до хрипоты с отцом и бабушкой. Он уже не чувствует себя ответственным за связь поколений, род, землю, предков: он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней.

Отрывки или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Когда пришлые работяги трижды хотели сжечь лиственницу — старое дерево, которым, по поверью, Матера крепилась к земле, являясь символом стойкости природного корня жизни, величия природы. Они и топором ее рубили, но ничего не сумели сделать.

Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги:

…наберет в сидор ниток, иголок…(Сидор — мешок).

…бренчало на шее… ботало (Ботало — деревянный звонок или вид глухого колокольчика, который привязывается к шее скота, чтобы его можно было найти в лесу).

Ты сказывал, там подполье … (Подполье — погреб).

Ухваты, сковородник, квашня, мутовки… (Квашня — кадка, в которой квасят тесто, ставят хлеб; мутовка — палочка с крестом, кружком, рожками для мешания и замешивания жидкости).

…достали литовки… (Литовка — большая русская коса)

Иллюстрация:

Дата окончания чтения книги: ________

«Что передать вороне?», «Век живи — век люби», «Нежданно-негаданно», «Видение».

Параллельные миры

Нередко я использую частично-поисковый метод при выполнении учащимися домашнего задания. Этот вид работы называется «Параллельные миры». Он рассчитан на то, чтобы ученик определил внутри- и межпредметные связи при изучении определенной темы.

Например, при анализе поэмы «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова учащийся сравнивает литературные образы поэмы с иллюстрациями И.Я. Билибина к этому произведению: в чем совпадает изображение поэтом и живописцем главных героев, а в чем проявляется различное отношение к ним. Ученик отмечает, что 8 работ художника к произведению М.Ю. Лермонтова выполнены в графической манере черной тушью: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Вышел я на страшный бой, на последний бой!», «Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…», «Прощание с братьями» и др. Иллюстрации И.Я. Билибина отличаются чутким отношением к лермонтовскому слову, стремлением запечатлеть на картинах самое характерное для каждого из героев.

Очень внимателен живописец в передаче обстановки и одежды действующих лиц. Обладая острым чувством линии, он внимателен к многочисленным деталям и подробностям костюмов и характерным особенностям быта XVI в. Поэтому иллюстрации являются даже некоторым дополнением к тексту: «парчовый кафтан», «соболиная шапка» опричника; «узорный платок», «фата бухарская» Алены Дмитриевны. На рисунках изображены и придорожная икона, и тесовые ворота, и церкви за Москвой-рекой. В фигуре Кирибеевича нельзя не заметить сильного порыва, отчаянной решимости, страсти, а в фигуре Алены Дмитриевны — испуга. В «статном молодце» Калашникове художник удачно подчеркивает его намерение постоять за свое достоинство, за «имя честное», за «святую правду-матушку».

Спокойствию, уверенности в своей правоте Калашникова противопоставлена нерешительность, смятение любимого царского опричника, «натуры сильной, могучей» по словам В.Г. Белинского), но все же уступившей мужественной решительности молодого купца в сцене боя. Буквальный перевод поэтических строк на язык графики невозможен, и Билибин талантливо использует возможности, присущие изобразительному искусству: он заставляет Кирибеевича сделать шаг назад, выдать взволнованность жестом левой руки. А в иллюстрации гибели опричника вместо него нарисован упавший ствол дерева, что говорит о разном отношении к герою живописца и поэта. У М.Ю. Лермонтова:

…Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах сердце замерло…

И нам по-человечески жалко опричника, хотя мы и осуждаем его за самоуверенность, недостойное поведение по отношению к жене другого человека, эгоистическое желание делать все, как хочется, попирая честь и достоинство других людей. У художника Кирибеевич — это человек, являющийся символом власти, жестокой и безрассудной, маленьким винтиком в механизме государства, которым правит тиран Иван Грозный, для которого убийство — зрелище.

Поэтому Кирибеевич — один из многих, слуга государя, выразитель его воли. Он такой, каких много, как деревьев в лесу. И жалости в позиции художника мы не чувствуем. Но вообще можно сделать вывод, что иллюстрации И.Я. Билибина служат зримым историческим комментарием к поэме М.Ю. Лермонтова.

Графический органайзер

Очень интересен «Графический органайзер» , суть которого заключается в том, что ученик при повторении и закреплении темы имеет возможность сравнить черты новых и менее известных аспектов с теми, которые являются более знакомыми:

Части речи

Изменяются

склонение

именные части речи

простые

сложные

Род число падеж

1. имя существительное

2. имя прилагательное

3. имя числительное

некоторые - +

Статические данные

Можно дать в качестве домашнего задания и такую работу как «Статистические данные». Это исследование текста художественного произведения, в процессе которого путем количественного подсчета слов определенных частей речи делаются выводы об особенностях творчества того или иного поэта или писателя. Например, во время знакомства с творчеством А.А. Фета, учитель предлагает прочитать стихотворение «Шепот, робкое дыханье» и посчитать, сколько в нем слов различных частей речи:

  • существительных — 23
  • прилагательных — 7
  • союзов — 3
  • предлогов — 1
  • глаголов — 0 (?!)

Учащиеся делают вывод, что данное произведение, по сути дела, является безглагольным . Это и является характерной чертой многих стихотворений Фета. В данном случае отсутствие глаголов придает стихотворению легкость, воздушность, быструю смену образов, открывает простор для воображения и «додумывания»: каждое слово «обрастает» множеством разнонаправленных ассоциаций, помогающих интерпретировать текст, но при этом не теряется активная энергетика и ритмическая действенность стиха, в котором присутствует и развитие действия, и кульминация. Так как другие части речи «берут» на себя функции глагола и справляются с этим блестяще, то остается ощущение яркого динамизма и эмоциональной напряженности всего строя этой лирической миниатюры. Это говорит о бесспорном таланте замечательного русского поэта XIX в.

Перфокарта

Очень удобным видом работы при опросе или закреплении новой темы является перфокарта. По одному и тому же листу могут ответить несколько учащихся. На дом можно дать отдельным ученикам в качестве индивидуального задания сразу несколько перфокарт по любой теме.

Окончания глаголов I и II спряжения

Вставь нужную гласную:

1) Всюду люди труд..тся.

2) Одни паш..т землю.

3) Другие се..т рожь.

4) Чертежники черт..т.

5) Рабочие стро..т дома.

6) Маляры крас..т стены.

7) рыбаки тащ..т сети.

8) Они лов..т рыбу.

9) Повара вар..т обед.

10) Они всех корм..т.

11) Барабанщики барабан..т.

12) Кто показыва..т фокусы?

13) Зрители хохоч..т.

14) Врачи леч..т больных.

15) Корабли уход..т в море.

16) Писатели пиш..т книги.

17) Все вер..т в свою работу.

18) Дети держ..тся руки.

19) Они бор..тся за мир.

20) Все ненавид..т войну.

Ф.И. учащихся и балл:

Количество ошибок

Рисунки

Рисунки также могут быть использованы в качестве индивидуальной домашней работы для развития наблюдательности, воображения. Они помогают лучше усвоить тему, развивают зрительную память. Необходимо создавать такие рисунки, которые не надо объяснять. Они в серьезной или шутливой форме должны раскрывать основное содержание какого-нибудь правила, понятия или языкового явления. Этому служит выполнение таких заданий как:

1. «Эмблема темы». На этапе обобщения и систематизации знаний при изучении определенного параграфа, раздела или тематического блока ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую -либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Местоимение» является понимание того, что в речи местоимение способно заменять другие части речи. И оно отвечает на такие вопросы, изменяется так, как те части речи, которые местоимение заменяет. Другими словами, если проводить аналогию со спортом, местоимение является в языке запасным игроком. Из этого и вытекают основные признаки местоимения.

Чтобы создать эмблему темы, учащимся необходимо выделить главную информацию по теме, уметь рассуждать и выразить свое понимание содержания учебного материала в яркой и запоминающейся форме. Вот какие эмблемы создали ученики по данной теме.

2. На заключительном, итоговом уроке по теме учащиеся могут создать «Рекламу темы». Этот вид работы преследует те же цели, но здесь необходимо поместить больший объем информации. Учащиеся могут использовать на уроке и компьютер, создавая слайды или анимационную рекламу, или просто создать рисунок на бумаге. Это может выглядеть так:

3. Кроме того, учащиеся могут, например, при изучении темы «Числительное», составить рисунки из чисел, что будет стимулировать изучение довольно сложной темы для шестиклассников, разнообразит учебный процесс:

Синквейны

Можно в качестве домашнего задания предложить учащимся и составление синквейнов двух видов — простого и сложного (даймонда) . — это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой , основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные чувства и представления в нескольких словах.

1. Синквейн

Местоимение

самостоятельная изменяемая (часть речи)

указывает не называет заменяет

Является всеми членами предложения.

«Запасной игрок»

2. Даймонд:

Сущ. Ленский

прил. прил. доверчивый мечтательный

глаг. глаг. глаг. сочиняет любит дружит

2 сущ. (синонимы 1-го сущ.) помещик поэт

Фраза «Существо, доступное всему прекрасному». глаг. глаг. глаг. страдает вызывает (на дуэль) погибает

прил. прил. разочарованный благородный

Сущ. (антоним) Онегин

Денотатный граф

И одним из трудных, но не менее интересных заданий является создание денотатного графа. Учащиеся выбирают основные этапы жизни и творчества поэта или писателя и оформляют данные в следующем виде:

Существует еще множество интересных и разнообразных форм самостоятельной работы учащихся, которая может выполняться индивидуально. Некоторые виды работ, их содержание и специфика реализации в качестве домашнего задания были рассмотрены мною в данной книге.

Какие бы формы организации самостоятельной работы не выбрал учитель, он должен выбирать посильные задания, соответствующие возрасту, подготовке учеников, их желаниям и возможностям и всегда поощрять их за стремление к творчеству и инициативе.

Любая информация является отправным, а не конечным пунктом мышления учеников. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В свою очередь, чтобы родилась мысль, надо переработать гору сырья: теорий, текстов, идей, фактов, концепций. Поэтому благодаря именно развитию критического мышления и творчества самих учащихся традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Больше всего трудностей возникает с написанием «не» и «ни»

Новости России и мира - 11.04.2016

Составил список популярных запросов и выяснил, какие правила русского языка вызывают у россиян больше всего затруднений. Результаты анализа были опубликованы 11 апреля.

Летом россияне реже интересуются правилами русского языка

По данным поисковой системы, летом интерес россиян к правилам языка падает почти вдвое. А когда в школах возобновляются занятия, ежемесячно Яндексу задают 8,1 миллионов запросов в месяц, касающихся норм и правил русского языка. Самый высокий процент вопросов касается орфографии. Про стилистику и пунктуацию спрашивают в несколько раз меньше.

Самые сложные темы русского языка по данным поисковика Яндекс

Согласно данным поисковика, самыми сложными темами для граждан в области орфографии стали: правописание «не» и «ни» (1 место), слово «не вовремя»; проверяемые безударные в корне слова. В пятерку самых популярных запросов вошли: «как пишеться затинули песню», «сделаешь или зделаешь», «за границу или заграницу».

Что чаще всего россияне спрашивают о пунктуации и стилистике русского языка

Про запятые во всевозможных случаях спрашивают примерно столько же, сколько про «не» и «ни». Так, треть запросов касается вводных конструкций, еще такое же количество — пунктуации в сложных предложениях.
Что касается вопросов о стилистике, то у Яндекса чаще всего интересуются: «надеть или одеть»; «в Украине или на Украине»; «ихний есть ли такое слово».

Самые «раздражающие» запросы по русскому языку в поисковике

Составил поисковик и топ самых «раздражающих» запросов по русскому языку. На первом месте по рейтингу — написание «-тся и -ться». Затем идут следующие запросы: «тоже и также»; «прийти или придти»; «в течении и в течение». Среди распространенных «раздражающих» запросов также есть «в общем, вообщем, вобщем и другие варианты»; «ударение в слове звонить»; «извините или извенити».