Русская культура 15 17 веков кратко. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Преобразования Петра I и их значение

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в. Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского.

Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).


В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение -

В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).

В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись - «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.

Русская культура в 15-17 в.

В 16 в. Продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 в. Московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 в. - так называемую Никоновскую летопись. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Они не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре 16 в. Было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. Велось широкое строительство каменных кремлей. Крупнейшим русским живописцем был Дионисий. В 17 в. Начинается складывание всероссийского рынка. Во второй половине 17 в. Было создано несколько гос. школ. в 1687 г. В Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. В 17 в. Были созданы последние официальные летописный сочинения. Был создан придворный театр с Москве. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского или московского барокко.

Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно - административная система, построенная на огосударствлении средств производства. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, отлаженным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология. Малейшее отступление от этих простых истин каралось. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - "тройки", Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: "Шахтинское дело" (1928), процесс над "Промышленной партией" (1930), "Дело академиков" (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). "Большой террор" унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности. Принцип разделения властей отсутствовал. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетие начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились и углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.

Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.

Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.

Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.

Русская литература XVII в.

Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. — хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. — Иван Грозный,

Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в этом проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди — купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые действовали в легко узнаваемых ситуациях.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения — провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из-за границы разными путями. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор. Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» — типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.

В XVII в. возник новый литературный жанр — демократическая сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство («Повесть о Шсмякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»).

Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве-в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, для которого характерны равное число слогов в строке, пауза в середине строки и концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» — своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, — истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора.

Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов, написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое «Житие» — эмоциональная и красноречивая исповедь, поражающая своей искренностью и смелостью. В его книге впервые объединены автор и герой произведения, что раньше сочли бы проявлением гордыни.

Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо». Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.

Зодчества также коснулся общий отход от церковно-схоластического мировоззрения. Усиление светских мотивов было в значительной мере связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и понимание красоты внедрялись в архитектурное творчество, уводя от освященных церковной традицией образцов.

Русская архитектура и строительство XVII в.

Гражданское, светское строительство активно развивалось, и если в начале века было в основном деревянным, то к его концу все чаше использовался камень. Замечательным образцом деревянного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, высокими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска. В каменном строительстве нужно отметить реставрацию стен и башен Московского Кремля, шатер, возведенный над Спасской башней, Теремный дворец Московского Кремля, Сухаревскую башню.

Число каменных гражданских построек возрастает во второй половине XVII в. Бояре, богатые купцы и дворяне все чаше строили в городах и в своих усадьбах каменные жилые палаты. Наиболее характерен тип, повторяющий планировку деревянных хором и состоящий из двух квадратных помещений с продолговатыми сенями между ними. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшались плоскими лопатками или колонками, окна обрамляли богатые наличники.

В храмовом строительстве тоже постепенно намечаются новые черты, связанные с обмирщением . Так, в деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб — клеть, покрытый двускатной кровлей, над которой возвышается маковка с крестом), распространенными по всей России, строятся запрещенные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эпоху борьбы, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно для запрета), ярусные церкви. В поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII в. используют принцип многоглавия, великолепным воплощением которого является церковь Преображения в Кижах, представляющая собой поразительный по красоте 22-главый храм.

Те же тенденции проявились и в каменном храмовом зодчестве. Новый стиль сложился к середине XVII в. и был противоположен архитектуре XVI в. Этому стилю были присущи затейливость и асимметрия конструкции. Обычно это был пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружался приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки — бочонкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон. Фасады церквей становятся полихромными, яркая раскраска деталей, цветные изразцы придают им праздничную нарядность. В этих храмах выразилось то светское начало, которое современники назвали «узорочье» (церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках).

Хотя шатровое строительство было запрещено, шатры оставались одной из наиболее излюбленных архитектурных форм и их широко применяли, но не в качестве завершения церкви, а для венчания колоколен и крылец. Высокая, стройная, столпообразная колокольня, завершенная шатром, — одна из самых распространенных тем архитектуры второй половины XVII в.

В конце XVII в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший название московского, или нарышкинского, барокко. Это название не объясняет сущности явления. Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна. Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто внешним. Цикличность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, в этом стиле сложились в самобытную систему, но во внешнем оформлении наиболее близкую стилю европейского барокко благодаря примененным ордерным деталям.

Наиболее полно и ярко новое направление проявилось в строительстве небольших церквей в подмосковных усадьбах. Это ярусные постройки: нижний ярус обычно квадратный в плане, реже прямоугольный, на нем стоит восьмерик, а выше — второй восьмерик, более узкий; композиция завершается барабаном с главой. Очень часто это сооружение расположено на подклете и имеет вокруг открытые галереи. В верхнем узком восьмерике находится звонница, и получалась церковь под колокольней. Декоративное убранство этих храмов существенно отличается от храмов предшествующей поры, перегруженных тяжеловесным и пестрым декором. Новые церкви легки и изящны, на гладком фоне красных кирпичных стен четко и ясно рисуются белые колонки, оформляющие грани объемов. Декор сосредоточен на обрамлении окон и дверей: они, как правило, имеют по сторонам небольшие колонки на кронштейнах, поддерживающие вычурный разорванный фронтончик. Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов, которые часто называют «петушиные гребешки». Ярким памятником данного течения является церковь Покрова в Филях, тонко прорисованные детали которой в сочетании с безукоризненными пропорциями придают ей легкий, ажурный вид, а ярусная композиция создает эффект вертикального движения.

Русская живопись XVII в.

Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, а с другой — упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое неприкосновенным. Поэтому иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами.

В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годунов- ская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция. Одна из особенностей школы — правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые»; в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем.

Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма, реальные человеческие лица. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве. Среди работ Симона Ушакова — Спас Нерукотворный, излюбленный образ мастера, в котором он пытается добиться телесного цвета лица и сдержанной, но отчетливо выраженной объемности. Но в этой и других работах художника чувствуется отсутствие духовного накала, одухотворенности, горения, характерных для икон XIV-XV вв. Поэтому в иконописи XVII в. проявляются черты упадка. В культуре стали слишком сильны тенденции ее обмирщения. Следование иконописным канонам, которого требовали старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом, не могло исправить ситуацию.

Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа. В парсунах

XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия — внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий колорит.

Русская музыка XVII в.

Русская музыка в XVII в. также пережила решительные перемены. В это время старая русская культура столкнулась с западноевропейской, что существенно отразилось в музыке. Со старым в музыке связана древняя традиция канонического методического знаменного распева, с новым — партесное многоголосие (пенис по партиям) западного типа, усиливавшее светское начало.

Партесное многоголосие было завезено в Россию из Украины и Белоруссии и прижилось не сразу: до конца XVII в. в храмах продолжал звучать знаменный распев, перемежавшийся с троестрочным и демественным пением, а также с новыми партесными сочинениями. Одним из самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты — духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида. Со временем они вытеснили древние духовные стихи, так как были проще них, их ясный, закругленный напев был близок к народным украинским песням. Канты, начавшись как род духовной лирики, очень скоро вышли за рамки домашнего духовного музицирования и приобрели новые черты. Так, появились светские канты с самым разным содержанием — философским, любовным, морализаторским.

Сторонники старины осудили эти новинки. Протопоп Аввакум сетовал, что в церквях звучит новая музыка, а не божественное пение. Но хотя старое пение было любимо на Руси, объективные причины подталкивали к появлению многоголосия. Из-за большого числа песнопений их могли понять только самые опытные певчие, которых было не так уж много. В отсутствие опытного регента хор звучал фальшиво. Проблемой стало и то, что русский язык существенно изменился по сравнению с древним периодом, из него постепенно исчезали древние полугласные звуки. Поэтому образовалось несложение между текстами и напевами. Попытки реанимировать и реформировать знаменное пение, предпринятые теоретиками музыки Иваном Шайдуром и Александром Мезенцем, были недостаточны. Поэтому постепенно знаменный распев сдавал свои позиции и остался неприкосновенным лишь у старообрядцев, которые хранят его и сегодня. В новом партесном пении XVII в. проявляются тенденции барокко. Если старый знаменный распев был во всем подобен иконе — плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко.

Таким образом, XVII в. стал последним веком существования древнерусского искусства, когда стало особенно заметно западное влияние. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который будет завершен в XVIII в. после петровских реформ.

В XIV–XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Если на Западе в это время общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. Поэтому средневековая культура Руси носит религиозный характер.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал – неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина – это уникальный в мировой практике, нетипичный для России политический строй. Новая власть, была основана на праве силы, а не на кровном, моральном или духовном превосходстве.

Большое событие в культуре XVI века – появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг, поэтому рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первыми изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Особое развитие получает иконопись. Ее расцвет приходится на XIV–XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV–XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Искусство средневековой Руси носило религиозный характер, как и вся культура.


В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры. Зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс формирования светской культуры. В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65%, купцов – 96%, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в области механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более развитые психологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник русской истории.

4. Век Просвещения в России . Значение и сущность реформ Петра I в области культуры.

XVIII век открывает новый этап в развитии русской культуры. Для этого периода характерно становление национальных школ в искусстве (живописи, музыке, архитектуре), что свидетельствует об активном формировании национальной культуры. Отличительной чертой новой культуры была светскость, особенно в художественной сфере, открытость для контактов с другими народами. В XVIII веке усложняется идейно-художественная жизнь общества, правительство впервые проводит целенаправленную политику в области образования и просвещения. Центром новой культуры становится город, где возникают такие социокультурные учреждения, как школы, музеи, театры, библиотеки.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни:

1. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат: Пётр создал коллегии, прообразы современных министерств, вместо Боярской думы создал высший совещательный орган при государе – Сенат, в состав которого входит 9 человек. При назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества. Выдвигается и новый класс общества, на 200 лет определивший культурный облик России: дворянство получало привилегии за государственную службу и обязанности перед Отечеством – деятельность на благо Родины в военной, дипломатической или чиновничьей сферах.

2. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. К концу XVII века церковь обрела материальное богатство и даже могущество (её принадлежали огромные земли с приписанными крестьянами), но перестала быть носительницей православных начал в государстве: среди священников царили грубость, стяжательство, невежество; монастыри утратили своё просветительское значение. Кроме того, церковь была против перемен в стане. Поэтому Петр I проводит секуляризацию (сокращение власти церкви над обществом). Церковь постепенно подчиняется государству, а духовенство превращается в сословие, имеющее государственные обязанности и задачи. Так, священники должны были во время проповедей защищать проводимые правительством реформы, помогать в поиске неблагонадёжных лиц, нарушать тайну исповеди (под страхом смертной казни!), если верующий замышлял государственную измену, покушение на царя и т.д. Отмена патриаршеского управления церковью и создание Святейшего Синода (орган, состоявший из наиболее уважаемых и именитых представителей духовенства) окончательно утвердило подчинённое положение церкви в России. Синод подчинялся непосредственно государю, который сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть.

3. Замена народных обрядов, традиций светскими, в том числе в области моды, форм общения, бытовых правил. Эти изменения затронули, прежде всего, высший слой общества. Так, после нескольких веков затворничества, русские женщины стали хозяйками балов и вечеров, познакомились с европейским искусством, надели заграничные платья.

4. Наиболее значимыми были реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигацкие, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались. Ученье приравнивалось к службе, учащиеся получали кормовые деньги (стипендию). Чем больше продвигался молодой человек в обучении, тем больше получал. За побег из школы грозила смертная казнь. Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Пётр сам знал 14 профессий: бомбардир (артиллерист), плотник, матрос, кузнец, зубной врач и т.д. К концу царствования Петра почти в каждом крупном городе было две школы: духовная (для детей духовенства) и светская (для приказных и солдат). В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер, высшее образование постепенно становится привилегией дворянства.

5. Следствием развития образования становится растущий интерес к научным знаниям, особенно техническим. Проникновение в Россию западных просветительских, рационалистических концепций создавали почву для развития качественно нового естествознания. Наука постепенно становится частью светской культуры. Появляется целый ряд изобретений и технических новшеств. Так, механик и изобретатель А.Н. Нартов создаёт ряд приборов и машин, в том числе, первый в мире токарно-винторезный станок. В.П. Татищев вносит усовершенствования в горное дело, Я.В. Брюс – в военное. Закономерным результатом развития науки и техники становится открытие Академии наук в Петербурге, что означало оформление науки как социального института, создание базы для теоретической, фундаментальной науки в России.

6. Реформа армии и флота. Введение рекрутских наборов, предполагавших службу в армии в течение 25 лет, тяжело отразилось на жизни крестьян, но позволило создать опытную, боеспособную армию, в которой простой солдат мог стать офицером и продолжить карьеру. За 25 лет правления Петра было построено 48 линейных кораблей и 800 галер, что сделало Россию морской державой.

7. Результаты реформ Петра I были противоречивы и неоднозначны. В итоге всех преобразований в политическом строе Российского государства завершилось оформление абсолютной монархии: была укреплена централизованная власть, создана регулярная армия, церковь включена в государственный аппарат, создана бюрократия. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Взамен старого летосчисления – «от Сотворения мира» – с 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи (балы, приёмы).

8. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной.

9. Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Идеология «просвещённого абсолютизма» формировалась как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит в стране по разумным, справедливым законам и стремится к благу своих подданных. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. В 25 губернских городах открываются главные народные училища. В течение долгого времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга «О должностях человека и гражданина», изданная по распоряжению Екатерины II, представлявшая собой кодекс нравственных и общественных правил поведения человека.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века – архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченному, восхищение силой разума. Зодчие отражают это в облике города, художники – в изображении человека. Новая столица была заложена в мае 1703 года. В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства (как в Москве) к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. К началу XIX века город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов – Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка , происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков формируется новое направление в литературе – сентиментализм , связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путешествий привели к развитию таких литературных жанров, как жанр письма, путевых заметок, воспоминаний, дневниковых записей.

Активизировалась общественная и научная мысль страны. В 60-70 гг. XVIII века большое распространение получила сатирическая журналистика. На страницах журналов печатались произведения, «для исправления нравов служащие», т.е. имевшие целью воспитать достойных членов общества. В этот же период времени в России бурно развивается естествознание, проводятся академические экспедиции во главе с крупными учёными. Собранные во время этих экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии, археологии способствовали научному осмыслению природы и культуры нашей страны. Изданный в 1745 году «Атлас Российской империи » имел мировое значение: к середине XVIII века такой атлас имела только Франция. К концу века распространяются географические знания.

Своеобразным явлением культурной жизни России второй половины XVIII века являлся крепостной театр. Некоторые из крепостных театров (например, графа Н.П. Шереметьева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Каменского в Орле) были широко известны в среде любителей-театралов. На их сцене выступали многие талантливые актёры и музыканты, в театре славилась своей игрой П.И. Ковалёва-Жемчугова, знаменитый актёр Щепкин долгие годы был крепостным.

  • Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).
  • Вопрос 7. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине XIII века.
  • Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.
  • Вопрос 9. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (XIV – первая половина XVI века).
  • Вопрос 10. Реформы Ивана Грозного.
  • 11. Внешняя политика в 16 в. Ливонская война
  • 13. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
  • 12. «Смутное время»: причины, этапы, итоги.
  • 14. Соц-эконом. Развитие России в XVII в. Крестьянская война.
  • 15. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Развитие православной церкви в конце XVI-XVII.
  • 17. Русская культура 15-17в.
  • 18. Преобразования Петра I и их значение.
  • 19. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 20. Внешняя политика России первой половины xviiIв
  • 21. Политика «просвещенного абсолютизма»: идеи, содержание и итоги. Крестьянская война под предводительством Пугачева.
  • 22. Внешняя политика России второй половины XVIII века.
  • 23. Российская наука и культура в XVIII века.
  • Вопрос 24. Внешняя политика России первой четверти XIX века.
  • 32. Внешняя политика россии в период правления александра II. Второй половины 19 века.
  • 25. Государственная деятельность м. М. Сперанского
  • 31. Реформа 60-70гг 19 века и их значение для развития россии.
  • 26. Движение декабристов.
  • 27. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.
  • 28. Общественные движения 30-50-х гг. XIX века.
  • Вопрос 29. Российская наука и культура в первой половине XIX века.
  • 35. Культура второй половины 19в.
  • 30. Отмена крепостного права на руси.
  • 33.Социально-экономическое развитие россии в конце 19-начале 20 в. Контрреформы.
  • 34. Народническое движение.
  • Вопрос 36. Политические партии и общественные движения (конец XIX – начало XX века).
  • 37. Революция 1905-1907 гг.
  • 38. Создание российского парламента: деятельность I-IV гос дум
  • 39. Аграрная реформа Столыпина.
  • 40. Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.
  • 47. Образование ссср
  • 41. Февральская революция 1917 г.
  • Вопрос 48. Внешняя политика ссср в 20-е – начале 30-х годов: прорыв международной изоляции.
  • 42. Углубление общенационального кризиса. Октябрьская революция.
  • 43. II всероссийский съезд советов.
  • Вопрос 56. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства.
  • 44. Социально-экономическое развитие России в конце xiXв.
  • Вопрос 52. Достижения советской науки и культуры в 20 – 30-е годы.
  • 45. Гражданская война и интервенция.
  • 46. Социально-экономический кризис России начала 20-х годов.
  • 49. Индустриальное развитие ссср в 20-30-е годы.
  • Вопрос 50. Преобразование аграрного сектора экономики ссср в 20 –30-е годы.
  • Вопрос 53. Ссср накануне Великой Отечественной войны: внутренне развитие и внешняя политика.
  • Вопрос 54. Великая Отечественная война: крупнейшие военные сражения.
  • Вопрос 59. Ссср в середине 50-х – первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 55. Ссср в годы Великой Отечественной войны: государственное управление и экономическое развитие.
  • Вопрос 58. Внешняя политика в конце 40-х – первой половине 60-х годов.
  • Вопрос 57. Ссср в конце 40-х – начале 50-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 61. Ссср во второй половине 60-х – 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.
  • Вопрос 60. Внешняя политика ссср во второй половине 60-х – начале 80-х годов.
  • Вопрос 62. Перестройка ссср: от попыток модернизации системы к смене модели развития.
  • Вопрос 63. Внешняя политика ссср во второй половине 80-х – начале 90-х годов: окончание «холодной войны» и строительство новых международных отношений.
  • Вопрос 65. Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. – настоящее время).
  • Вопрос 64. Межнациональные конфликты в ссср конца 80-х – начала 90-х годов. Возникновение снг.
  • Вопрос 66. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. – по настоящее время).
  • 17. Русская культура 15-17в.

    В первой половине 15. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. Победе Донского над Мамаем было посвещено реальное произведение: «Задонщина», этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище». Во 2-й половине 15в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» - описания путешествий, напр. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Во второй половине 16в. в Москве открывается первый печатный двор, в котором издается православная литература . Большой литературный и исторический интерес представляют послания полит противников – И. Грозного и А. Курбского, в которых царь дает обоснование самодержавию, а Курбский в «История о великом князе Московском» обвиняет царя в тирании и жестокости. В 60е годы 16в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11в. жанр летописаний. Значительным явлением стал «Домострой» - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа . Этот период ознаменовался работами Ф. Грека и А. Рублева. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве: начинается перестройка Кремля, вокруг него возводятся кирпичные стены, строятся Благовещенский и Архангельские соборы, заканчивается строительство храма Василия Блаженного. В 1553г. начинается русское книгопечатание. В 1634г. издан первый печатный русский букварь. В 1687г. создается Славянско-греко-латинское училище. В 17в. появляются новые литературные жанры: сатирические бытовые повести. Во второй половине 17в. зарождается светская портретная живопись . Русские умельцы осваивают науку и технику, для них характерны обширные теоретические познания. Активно развивалась географическая наука .

    18. Преобразования Петра I и их значение.

    В исторической науке сущ различные мнения в оценке его деятельности.

    Хоз Реформа….Развитие Эк при П1 происходит по теории МЕРКНТИЛИЗМА (1 народ чтоб не обеднеть должен производить все по возможности сам.; 2 гос-во должно вывозить тов больше чем ввозить) С этой целью на Урале были построены заводы (Тульский Оружейный, Сестренский). Хоз политика осуществлялась в рамках ПРОТЕКЦИАНИЗМА (1 все мануфактуры строились за счет гос.=>отсутствие конкуренции => медленное развитие мануфактур; 2 помощь предприятиям за счет новой таможенной политики (1724) высокая пошлина на загр тов.; 3. Труд на мануфакт был крепостным; 4 мануфакт строились близ источников сырья) все это привело к, контрол произв и сбыт. К сер XVII в насчитывалось ок 100 мануфактур . Гос управления….В 1721 Петр провозгласил себя императором. В 1711 вместо Боярской Думы был учрежден Сенат в него вошли 9 ближайших П1 сановников (учитывали только деловые качества). И было создано 11 коллегий(И ностр Воен Адмиралт и др). Император – сенат- коллегии- губернии- провинции-уезды. Местного управления….Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы. Для страны сложилась единая централизованная администр-бюрократическая сист управления. Выросло число чиновников. Военная…Во времена Петра Русская Армия и Флот были самыми сильными в Европе. С 1705 введена рекрутская повинность: была создана регулярная армия с единым принципом комплектования; новый военный устав 1716, организованы военные училища; в 1699 были расформированы стрелецкие полки. Церковная….Была упразднена должность патриарха и установлена Обер-прокур. Шло подчинение церкви гос-ву. в 1721 была учреждена Духовная коллегия или Синод контролировал. Были учреждены штаты церковнослужителей, все же остальные облагались подушной податью (старообрядцы вдвойне.)Финансовая. ..Цель – наполнить казну для проведения дальнейших реформ. .Шла перестройка денежной системы, кот основывалась на серебр рубл. Мелкие монеты выпускались из меди. В ходе чеканки монет кол-во сер и меди в монетах менялось. Итог реф стало создание полноценной монетной системы основанной на десятичном принципе и полностью удовлетвор потребности эк. Так же шло увеличение числа косвен. налогов . Большой доход приносила гос монополия на внешн торг. Социальная… В 1714 был издан указ о единонаследии , т.е поместье приравнивалось к вотчине, возможность передавать поместье одному из сыновей остальная дворня должна была нести службу. В 1722 был издан «Табель о рангах» разделивший военную, гражд и придворную службу. Все население искл дворянство и духовенство платило налоги, Вольные и гулящие люди платили налог наравне с крепостными. Посадское насел обязано было записываться в цеха. В 1724 г издан указ запрещающий крестьянам уходить от помещика на заработки без и письменного разрешения положено начало паспортной системы. В 1722 г был издан указ о престолонаследии.