Повелитель мух сюжетная линия. Зверь в каждом из нас. О чем говорится в романе

В результате авиакатастрофы на необитаемый остров попадают дети. Выбрав главного, которым становится мальчик по имени Ральф, они начинают думать, как же им отсюда спастись. В результате соперничества появляется второй лидер – мальчик по имени Джек – за которым на другую часть острова уходит всё больше и больше детей, пока Ральф не остаётся один вместе с тремя друзьями: толстым Хрюшей и близнецами Эриком и Сэмом.

Пока группа под предводительством Джека ведёт «дикарский» образ жизни, группа Ральфа по-прежнему пытается найти способ, как спастись. В своих поступках «дикари» в конце концов доходят и до убийства – сперва мальчика по имени Саймон, потом убивают и Хрюшу. Ведя охоту за Ральфом, они поджигают лес, и этот пожар замечают спасатели – они высаживаются на остров и спасают детей.

Роман учит нас тому, что любой человек – взрослый он или ребёнок, – выбравшись из цивилизованного общества, начинает морально деградировать, возвращаясь к своим «дикарским» корням, становясь жестоким; он теряет разум и превращается в настоящего дикаря. Роман так же говорит нам и о том, что абсолютно в любом человеке всегда продолжает жить внутренний зверь, разбудить которого ничего не стоит.

Подробное краткое содержание Голдинг Повелитель мух

Во время войны проводится эвакуация детей. Во время эвакуации в результате авиакатастрофы группа детей оказывается на необитаемом острове. Мальчик Ральф знакомится с другим – толстым, носящим большие очки и страдающим астмой (чем он весьма гордится, потому что в школе он такой всего один) – мальчиком, которого все называют Хрюшей. Тем не менее, Хрюша весьма сообразителен и обладает хорошей смекалкой. Вместе с Ральфом они находят морскую раковину, с помощью которой созывают детей со всего острова на собрание. Отовсюду начинают стягиваться дети. Из всех выделяется отряд хористов под руководством Джека Меридью. Джек – гордый и высокомерный мальчик, требующий называть себя по фамилии, как взрослого.

Выяснив, что вокруг нет никого из взрослых, на совете принимается решение выбрать главного. На роль лидера выдвигаются две кандидатуры: Хрюша выдвигает Ральфа, созвавшего совет, Джек Меридью выдвигает себя сам. Большинством голосов главным становится Ральф, за которого голосовали все, кроме хористов. Джек, кажется, смиряется с этим и назначает хористов отрядом охотников, а себя – главным над ними.

Начинают появляться слухи о водящемся на острове страшном существе: то ли Звере, то ли Змее – никто не может сказать точно, как именно его зовут. Эти слухи сеют страх, особенно у маленьких детей-шестилеток. Ральф успокаивает их, говоря, что на таком маленьком острове никаких огромных зверей не водится.

Ральф предлагает разжигать сигнальные костры, чтобы их заметили. В этом им помогают Хрюшины очки, с помощью которых дети разводят огонь. Ответственность за поддержание костра берут на себя охотники. На острове разгорается пожар, и в пожаре теряется один из маленьких мальчиков.

По предложению Хрюши, который часто предлагает хорошие практические идеи, дети начинают строить шалаши, чтобы ночью было не так холодно спать. Они начинают обустраиваться на острове.

Однажды, охотясь за свиньёй, охотники бросили костёр. Огонь потух, из-за этого проплывавший мимо острова корабль никого не заметил. Новый костёр развести не получается.

Слухов о страшном чудовище становятся больше. Однажды его видят и Ральф с Джеком. На собрании, созванном из-за этого, между Ральфом и Джеком происходит серьёзный конфликт, из-за которого Джек покидает остальных детей, уходит на другую часть острова и предлагает всем желающим отправиться вместе с ним, обещая им «дикарский» образ жизни и частую охоту. Постепенно дети начинают уходить за ним, покидая группу Ральфа и Хрюши. На острове появляются два лагеря: остатки первого, руководителем которого является Ральф, и второй, новый лагерь, предводителем которого становится Джек Меридью, именующийся теперь Вождём. Постепенно Ральфа покидают все. С ним остаются только Хрюша и двое близнецов – Эрик и Сэм.

Второй лагерь постепенно превращается в настоящее «дикарское» общество. Помимо постоянной жестокой охоты на свиней, там появляются ритуальные танцы и культ «Зверя», которому покланяются все охотники. Вся эта дикость однажды приводит к смерти мальчика по имени Саймон, бывшего некогда помощником Ральфа. Перед смертью он, помешавшись, разговаривает со Зверем – свиной головой, воткнутой на палку, предвещающей его смерть. Дети убивают Саймона. Ральф видит это. Теперь только Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм – вчетвером – понимают всю настоящую бедственность своего положения, заключающуюся не только в шансах не выбраться с этого острова, но и в страшных переменах в других детях.

Лишившись огня, охотники предпринимают вылазку. Они нападают на лагерь Ральфа для того, чтобы забрать себе очки Хрюши для разведения костра. Это удаётся. Группе Ральфа приходится идти в лагерь охотников, чтобы забрать очки обратно. Они пытаются убедить Вождя Меридью объединиться, создать общий костёр и снова продолжать помогать друг другу. Но всё это безуспешно. В итоге «дикари»-охотники убивают Хрюшу, а близнецов Эрика и Сэма берут в плен и под пытками убеждают их вступить в их племя. Ральф остаётся совсем один.

Вождь и охотники объявляют облаву на Ральфа с целью уничтожить его. Дикари поджигают лес, желая вытеснить Ральфа, метают в него копья и стараются убить. Ральф убегает от них.

Дым от пожара поднимается высоко, и его замечают. На остров высаживаются военные моряки, приплыв к берегу на катерах с крейсера. Дети выбегают на берег, и обнаруживают там лодки со спасателями. Боевые крики охотников затихают.

Ральф всё рассказывает морскому офицеру, как сперва всё выглядело хорошо, а дети вели себя достойно, а потом вдруг все начали терять приличное обличье, появились дикари и двое детей даже были убиты. Ральф начинает плакать, вспоминая и осознавая всё произошедшее. Вслед за ним плачут и другие дети. Офицер даёт им время, чтобы овладеть собой.

Картинка или рисунок Голдинг - Повелитель мух

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

    Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

  • Краткое содержание Песнь о моем Сиде

    Данное произведение является «отправной точкой» для испанской культуры, литературы, словесности. Первую версию произведения относят иногда к началу четырнадцатого века. Сид – настоящий герой для испанского народа.

  • Краткое содержание О мышах и людях Стейнбек

    Главные герои приходят на ферму в поисках работы. Джордж - маленький, умный и циничный, а Лени - ребенок в теле взрослого, сильного мужчины, который грезит о разведении кроликов.

  • Краткое содержание сказки Горшочек каши братьев Гримм
  • Краткое содержание Вечно живые Розов

    Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом

Из-за ядерной катастрофы группу детей эвакуируют, но они попадают на необитаемый остров. Первыми находятся Ральф и толстый Хрюша. Они отыскивают большую раковину и трубят в нее, клича всех остальных. Появляются мальчишки разных возрастов. Последним является Джек Меридью. Ральф призывает избрать главаря. Помимо него, на это звание претендует Меридью. Но большинством голосов ребята выбирают Ральфа.

Небольшая группа, состоящая из Ральфа, Джека и Саймона, отправляется разведать, на самом ли деле они оказались на острове. Идя обратно на место стоянки, ребята видят застрявшего поросёнка. Джек уже было приготовился его зарезать, но неизвестно что его остановило. Пока он был в замешательстве, животному удаётся освободиться и убежать. Меридью стыдно за свои колебания. Он пообещал, что потом обязательно убьет. Вернувшись к остальным, Ральф собирает всех и поясняет, что впредь им необходимо принимать решения самостоятельно. Мальчишки пока не боятся, что их могут не найти. Они в предвкушении не скучной жизни в этом месте.

Неожиданно один из мальчиков рассказал, что ночью заметил змея. Джек дает обещание осмотреть остров. Ральф успокаивает всех, что их обязательно найдут, но для этого необходимо разжечь огонь и постоянно следить за ним. За это дело берется Джек.

Немного погодя обнаруживается, что большинство относятся к ситуации не всерьез. Охотники Джека, погрузившись в ловлю животных, совсем позабыли об огне. Из-за случившегося, между Джеком и Ральфом возникает первый конфликт.

Ральф старается всех угомонить. Пытается призвать соблюдать правила и не бояться. Джек, осознавая свою силу, восстает против выбранного главаря. Теперь ребята разделились на две части. Первая – это Хрюша, Ральф и Саймон, они представляют ум и правила. Вторая часть – все оставшиеся, они придерживаются беспорядку, нарушениям и уничтожению.

Со временем, Хрюша и Ральф осознают, что их становится все меньше. Мальчишки примкнули к Джеку.

Однажды Саймон наблюдал за тем, как ребята охотятся на зверя. Они сажали на кол голову свиньи. Облепленная мухами голова, служила в качестве приманки. Это и был Повелитель мух.

Немного погодя Джек и его ребята захватывают лагерь. Ральф пытается угомонить его, напоминая о гуманности. Но Джек отвечает ему первобытным танцем с дикими призывами. Вскоре появляется Саймон, он пытается поведать остальным, что на остове нет зверя. Но его самого принимают за животное и убивают.

Джек и его отряд размещаются на скале. Ральф в это же время пытается уберечь и поддержать огонь. Костер является единственным шансом на спасение. Но Джек пробирается к ним ночью и забирает очки Хрюши.

Ральф и несколько мальчишек идут к Джеку, чтобы возвратить украденное. Между двумя лагерями завязывается драка. Хрюшу убивают камнем, а Ральф получает серьезное ранение. В воздухе ощущается желание убивать и мстить.

Ральфу получается бежать. Он метается по острову, пока не натыкается на офицера. Тот ругает ребят за их дикий вид. Сообщение о гибели двух мальчиков потрясает его.

Катастрофа, в результате которой на необитаемый остров попадает группа мальчишек, без всяких взрослых; два варианта развития событий. Подростки вспомнят о приличиях и будут вести себя, как «истинные англичане». Либо же с них сойдёт бремя цивилизации, и они одичают, позабыв о ценностях и дисциплине. Первую возможность рассматривал шотландец Роберт Баллантайн при написании робинзонады «Коралловый остров» (1857), где воспевал Викторианскую имперскую Англию. О второй версии заговорил почти сто лет спустя Уильям Джеральд Голдинг в знаковой книге «Повелитель мух» (1954). Это его дебют в литературе.

Фильм Питера Брука — самая близкая к книге адаптация, у картины имеются как и сильные стороны, так и слабые. К сильным, несомненно, относится то, что режиссёр сумел полностью передать конфликт из романа — противостояние Разума и Разрушения. Точно переданы диалоги, почти слово в слово, хорошо показаны характеры главных персонажей. Как экранизация книги, данная лента берёт явный реванш, выигрывает у дальнейшей версии 1990 года, где полно режиссёрской отсебятины. Подобно книге, лента Брука метафорично показывает остров, как мир, в котором образовалось тоталитарное племя дикарей, травящее уникумов «не таких, как они». Ввиду непосредственной близости картины к своему первоисточнику, заметим, что это один из немногих плюсов, перекрывающих недостатки фильма. Ему простительны примитивные съёмки или почти полное отсутствие музыкального сопровождения. Это замечательно компенсируется также хорошей игрой главных актёров, сыгравших Ральфа, Джека, Хрюшу, Саймона. Ребятам выдалось сыграть несколько особо эмоциональных сцен. Например, эпизоды противостояния разумного Ральфа жажде крови и слепой ярости Джека.

Одно из средств, использованных Бруком, для передачи книжного конфликта в картине — одиночество персонажей. В начале ленты Ральф и Хрюша, будущие сторонники порядка, находятся наедине со зрителем. В финале Ральф становится одиночкой в целом мире, изгоем. Иной способ — звукоряд или его отсутствие. В ленте диалоги Ральфа и Хрюши проходят в тишине; мальчик Саймон, олицетворение правды, открывает жуткую истину о Звере в мёртвой тишине. Тогда как Джек и его племя истошно орут свои ритуальные песни. Перед зрителем целый ряд символов: шум как безумие; спокойствие как порядок. Однако значение тишины двойственно: в некоторых эпизодах она является признаком надвигающейся опасности или же подготовкой к ужасу (Ральф и Джек находят Зверя «с небес»). Точно так же дело обстоит и с огнём в истории Голдинга. Огонь, как спасительный знак на горе, единственный путь к цивилизации, за которую усердно держится Ральф; с другой стороны, пламя здесь олицетворяет апокалипсис, поскольку способно погубить весь остров. Огненная разрушающая сила, вызванная нелюдями, означает конец человечества, в целом.

Джек — староста церковного хора, однако его вера является напускной, фальшивой, о чём говорит его дальнейшее поведение. Он и его хор, облачённый в величественные чёрные плащи, символично представляется «элитой». Остров обнажил Зло, которое прячется в каждом из нас, и тот самый Зверь вырвался наружу. Ральф — олицетворение порядка, держащийся за цивилизацию. Как и Хрюша, он весь фильм проходил в старой одежде, даже несмотря на то, что она на нём была вся изорвана — ещё одна деталь, отличающая их от «охотников». Однако в книге человеческая Личность Ральфа подвергается проверке на прочность: борясь с дикарями за свою жизнь, он забывает о человеческом в самом себе, уподобляясь остальным. «Дитём науки» в «Повелителе мух» представлен Хрюша; этот мальчик близорук, потому, что смотрит только в науку, не верит в чудовищ с научной точки зрения, зато свято верит в цивилизацию (заметим, что именно благодаря его очкам можно добыть огонь). Поэтому Голдинг делает его очкариком, как интеллектуала; именно поэтому полуслепой астматик наименее приспособлен к выживанию в дикой среде.

Самая известная аллегория из книги говорит о Повелителе мух, как о Вельзевуле, князе Тьмы, упоминаемом в Библии. Однако существует иная интерпретация: повелитель мух — это Джек Меридью, а его племя — это, соответственно, мухи, летающие над трупом человеческой природы. Очень сильные и запоминающиеся христианские аллюзии, скорее всего, противопоставляются научной сфере жизни человечества, которую олицетворяет Хрюша. Поэтому в некотором роде роман Голдинга христианский. Иная аллегория говорит о необитаемом острове, как мире, в котором присутствуют различные слои и структуры общества. Ральф как демократ (найденный им морской рог — как оплот демократии). Хрюша как простолюдин, цепляющийся за цивилизацию, к тому же, поверхностно смотрящий на мир за своей близорукостью. В этот же раздел отнесём и Персеваля, который заучил адрес дома священника в Хаккет Сент-Энтони, и изо всех сил пытается сохранить его в своём мозгу, до поры до времени. Джек как лидер тоталитаризма и последователь уничтожающей идеологии со своими безликими двойниками, вроде Роджера.

Мой вердикт: Роман «Повелитель мух», хоть и пугающий, а местами даже отталкивающий, хорош тем, что помогает читателю задуматься. Написанное живым языком, показывающее острые конфликты, актуальные и поныне проблемы, это произведение мастера слова Уильяма Голдинга является одной из умных книг XX столетия. Фильм Питера Брука можно приравнять к первоисточнику, до такой степени, что они сливаются в единое целое (воистину редчайший случай!). Не имея в своём арсенале ярких спецэффектов, мастеровитых актёров своего времени или каких-то душевных элементов, но наполненная интересными «фишками», анализируемая кинокартина запоминается именно что своей близостью к оригиналу. Тем, что она смогла передать аллегории и пугающие пророчества писателя на все 100 %. Это не тепло-душевный фильм для семейного просмотра; «Повелитель мух» находится в разделе «кино не для всех».

25 лет назад умер знаменитый английский писатель, лауреат нобелевской премии Уильям Голдинг (1911–1993). В нашей стране он известен прежде всего своим романом о детях «Повелитель мух» (издан в Англии в 1954 году, а на русский его перевели и опубликовали в журнале «Вокруг света» еще в 1969 году). Роман традиционно трактовался у нас как иллюстрация того, сколь жестоким могут оказаться дети, предоставленные самим себе. Мол, дети - это не такие невинные чистые создания, как думают сентиментальные взрослые. Но мне кажется, что в романе есть и гораздо более глубокие смысловые слои, в том числе и религиозные.

Для тех, кто не читал, на пальцах перескажу сюжет. Случилась Третья Мировая война, и группу английских детей из какой-то колонии на самолете пытаются эвакуировать в Англию. Самолет подбили враги, пилоту перед гибелью удалось посадить его на необитаемый тропический остров, дети (мальчики возрастом от 6 до 12 лет) остались живы - и у них складывается своеобразное общество, в их среде выделяются два лидера. Ральф считает, что нужно оставаться цивилизованными и ждать, когда их спасут, Джек уверен, что с цивилизованностью нужно расстаться, как и с мечтами о спасении, жить здесь и сейчас, стать дикарями. Постепенно большинство детей присоединяются к Джеку, а Ральф оказывается гонимым диссидентом. Новоявленные дикари звереют, совершают убийства. В финале, когда Ральф вот-вот погибнет от их рук, детей все же спасают английские моряки с проплывающего мимо корабля.

Это сюжет, но сюжет ведь в «Повелителе мух» не самоцель, это лишь средство сказать о чем-то по-настоящему важном. Считается, что сам Голдинг написал свой роман, чтобы поспорить с классиком английской литературы Робертом Баллантайном, написавшим в 1858 году роман «Коралловый остров», где сюжетная канва та же - английские мальчики оказываются на необитаемом острове - но остаются джентльменами, с честью несут бремя белых и свято придерживаются викторианской морали. Голдингу же хотелось показать, сколь наивны такие упования. Такой вот литературный спор.

По сути, спор вот о чем: какова природа человека? Что в нем истинное, а что наносное? Он по природе добр, или зол?

Голдинг здесь гораздо более трезв и пессимистичен, нежели Баллантайн.

А я, перечитывая роман, думал о том, что не только в природе человека дело, не только в степени ее поврежденности грехом (если рассматривать всё то же самое в христианской терминологии). Дело еще и в том, что человек не существует сам по себе, вне общества и, главное, цементирующей это общество культуры. А культура - штука довольно хрупкая, для ее поддержания требуется, так сказать, инфраструктура. В том числе и материальная. Нужны газеты и клозеты, нужны тротуары и паровозы, лаборатории и прачечные… всего не перечислить. Если всё это отнять, если вернуть человека в дикую природу (пускай даже в совершенно безопасную, способную его прокормить, как это показано в романе Голдинга), то довольно скоро человек одичает. Почему? Потому что от дикости его отделяет лишь тонкий слой культуры, а та вне своей инфраструктуры истончается, теряет силу. Это как аккумулятор, который нечем запитать, он поработает какое-то время и разрядится в ноль. Что и происходит с большинством героев «Повелителя мух».

Кадры из экранизации 1963 года

И вот тут встает вопрос: а что могло бы сохранить культуру, если ее материальной инфраструктуры не станет? Мой ответ - религиозная вера. Тут, кстати, сама собой напрашивается параллель с . Робинзон не одичал, не сошел с ума на необитаемом острове только потому, что непоколебимо верил в Бога, ежедневно общался с Ним в молитве. Сейчас незачем уточнять с православных позиций его конфессиональную принадлежность и обличать еретические заблуждения пресвитерианцев. Факт в том, что он активно верил - и это позволило ему остаться человеком. Напомню, что история Робинзона - не чистый вымысел, у него был реальный прототип, английский моряк Александр Селькирк, который, попав на необитаемый остров, всерьез обратился к Богу.

Но если вернуться к «Повелителю мух» - мы ни в ком из детей не увидим ни малейших следов веры. Они ни разу не вспомнили о том, что христиане (особая пикантность в том, что часть этих детей - церковные хористы). Они ни разу не попытались молиться, ни разу не попытались осмыслить случившееся с ними с точки зрения Евангелия.

И, конечно, тут срабатывает принцип «свято место пусто не бывает». Забывшие о Христе дети вскоре погружаются в трясину язычества, начинают верить в лесных духов, придумывают обряды, чтобы тех задобрить или отогнать. Собственно, само название романа, «Повелитель мух» - это лишь дословный перевод древнееврейского «Вельзевул». Мысль совершенно очевидная: безразличный к христианству человек, оказавшись в экстремальной ситуации, становится легкой добычей дьявола. Когда нет уже защитного слоя культуры, когда бессмысленными и бесполезными начинают казаться прежние моральные запреты - тогда уже доминирует темное, звериное начало человеческой природы. В человеке просыпается тот самый Зверь, который в условиях цивилизации заключен в клетку культуры.

Подчеркну: это моя интерпретация. Я не знаю, каковы были религиозные взгляды Голдинга и мыслил ли он свой роман как христианскую аллегорию. Но то, что его книгу можно прочитать и так, и что такое прочтение не противоречит тексту - для меня очевидно.

И, конечно, это совсем не о детях. Вернее, не только и не столько о детях. Зверь живет в каждом, будь ему семь или семьдесят семь. И каждому решать, каким способом держать его в узде: посредством светской культуры или посредством веры.

Лучше, конечно, и то, и другое.

Где-то произошел ядерный взрыв. Группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказалась на необитаемом острове. Ральф и мальчик по прозвищу Хрюша находят большую раковину. Они созывают всех ребят. Собираются мальчики от трёх до четырнадцати лет. Выбирают «главного». Им становится Ральф, а Джеку поручено возглавлять хористов, сделав их охотниками.
Ральф, Джек и Саймон идут осматривать остров. На обратном пути видят поросёнка, запутавшегося в лианах. Занося нож, Джек все-таки не смог совершить убийство. Поросенок сбежал, а подросток испытал стыд за свою нерешительность.


На собрании Ральф объяснил, что отныне им придётся все решать самостоятельно. Ребята пока совсем не боятся что их, возможно, не скоро спасут, они беззаботны и веселы.
Ральф предлагает развести большой костер на вершине горы и старательно поддерживать его, чтобы их могли заметить с корабля. Джек со своим отрядом берет на себя поддержание огня. Мальчишки не хотят серьезно работать. Охотники не следили за костром, и люди, с проплывавшего мимо корабля, не заметили их. Погасший костер стал поводом для ссоры между Ральфом и Джеком, до этого заколовшего первую свинью.


Ральф понимает, как важно уметь последовательно и грамотно излагать свои мысли, собирает очередное собрание. Для него главное - искоренить закравшийся в души мальчишек страх. Однако Джек неожиданно произносит слово «зверь». Кроме того, еще один мальчик утверждает, что зверь выходит из моря. Саймон предполагает: «Может, это мы сами...».
Джек обещает выследить зверя. Обитатели острова делятся на два лагеря. Один олицетворяет порядок, разум, закон, другой - слепую силу разрушения. Близнецы Эрик и Сэм, дежурившие у костра оповещают ребят, что видели зверя. Ральф, Джек и Роджер в свете луны принимают за страшного зверя повисший на стропах труп парашютиста.


Джек, упрекая Ральфа в трусости, уходит в лес. Постепенно в лагере остаётся меньше детей. Они уходят к Джеку.
Саймон становится свидетелем их охоты на свинью. Мальчишки насаживают на кол свиную голову. Она облеплена мухами. Это повелитель мух.
Чтобы добыть огонь, охотники совершают набег на лагерь. Их лица вымазаны глиной. Овладев огнем, Джек приглашает всех пристать к его отряду.
Все, кроме Ральфа и Хрюши, идут в отряд к Джеку. Тот призывает их вступить в его воинство. Ральф напоминает, что именно его все ребята выбрали «главным» демократическим путём. Побывав на горе и убедившись, что никакого зверя нет, Саймон спешит сообщить об этом ребятам, но в темноте его принимают за зверя, убивают в ритуальном танце.


Ральф пытается поддерживать костёр, но Джек крадёт Хрюшины очки, с помощью которых ребята разводили огонь. Ральф и Хрюша хотят их вернуть, идут в лагерь Джека, но тот встречает их враждебно. В драке Ральф получает ранение, а Хрюшу убивают камнем, брошенным из крепости
Ральфу удаётся скрыться. Позже он просит часовых Эрика и Сэма, чтобы они увели охотников подальше от его укрытия. Но Эрик и Сэм выдают его Джеку. Ральф не может спрятаться в лесу, он мечется по острову. На берегу встречает морского офицера. Мужчину поражает известие о страшной гибели двух мальчиков.