Лидерс психологическое обследование семьи читать. А. Г. Лидерс. Психологическое обследование семьи

Развитие профессионального российского психологического сообщества, в значительной мере зависит от научной периодики и оперативного издания различных журналов. Александр Георгиевич остается двенадцать лет энтузиастом в сфере широкого журнального просвещения. Умение интегрировать идеи и новые знания, а также успешность личных и совместных с коллегами усилий дает конструктивный успех журнального дела в сфере психологического знания. Зарегистрировано с прямым и непосредственным участием и по инициативе Александра Георгиевича, а также редактируется, в разное время издается 12 практико-ориентированных психологических журналов. Одно только перечисление списка этих журналов вызывает трепетное уважение перед создателями и неутомимыми старателями научной мысли, которые обрабатывают, методически структурируют, а также вдохновляют сообщество участвовать в обмене научными идеями и электронными ресурсами в сфере психологической науки и особенно практики, так как журналы имеют практико-ориентированный характер.

«Журнал практического психолога»;
«Семейная психология и семейная терапия»;
«Психолог в детском саду»;
«Психология и школа»;
«Психология в вузе»;
«Психологическая диагностика»;
«Психология зрелости и старения»;
«Клиническая психология и психотерапия»;
«Перинатальная психология и психология родительства»;
«Постнеклассическая психология. Нарративный подход и конструкционизм в психологии»;
«Гештальт гештальтов».

Таким образом, самому старшему – «Журналу практического психолога» - исполняется в апреле следующего года 10 лет, а самый молодой и активно подрастающий «Гештальт гештальтов» вышел в свет пока только двумя номерами. В рамках работы над журналами создается круг профессиональной супервизии друг над другом и сотрудничества со многими и многими коллегами, здесь особенно заметен личностный вклад номинанта как в отдельности, так и в стремлении синергировать усилия профессионального сообщества во взаимодополнительной деятельности.

Следует сказать об активной научной деятельности Александра Георгиевича в сфере издания своих научных разработок, которые можно перечислить как самые новые, только что опубликованные в течение 2005 года:

□ Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие. – 2-е издание;
□ Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Практикум: Учебное посо-бие. Рекомендовано УМО;
□ Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие: Допущено УМО / Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс.

Лидерс Александр Георгиевич (1949) — российский психолог. Кандидат психологических наук (1980), доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Заведующий кафедрой Психологического консультирования Института психоанализа (с 1997).

Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (1975). Защитил кандидатскую диссертацию по проблемам диагностики и коррекции познавательного развития детей, выполненную под руководством профессора П.Я. Гальперина.

В 1989-1991 возглавлял Консультативный психологический центр при НИИ детства; в 1991-1993— кафедру возрастной психологии Московского государственного социального университета.

Исследует проблемы возрастно-психологического консультирования и психологического тренинга, развивающей психологической работы с детьми, подростками, студентами и родителями.

Создал оригинальную методику тренинга личностного роста с подростками.

Главный редактор и соиздатель журналов «Психолог в детском саду», «Психолог в школе», «Журнал практического психолога».

Книги (3)

Психологический тренинг с подростками

В пособии излагаются теория и методика проведения различных видов психологического тренинга с подростками, даются рекомендации по их организации, анализируются особенности позиции руководителя и обратной связи в ходе тренинга; даются типология упражнений, используемых в тренинге, и рекомендации тренеру по действиям в нестандартных и кризисных ситуациях.

Особое внимание уделено методике «Тренинг личностного роста с подростками». Может быть использовано практическими психологами, социальными работниками, педагогами.

Психологическое обследование семьи

Практикум знакомит читателей с типологией и особенностями психологического обследования семьи в целях исследования, консультирования и терапии.

Наиболее подробно представлены методики диагностики психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы). Учебное пособие содержит самый полный обзор методик в данной области (более 70) и анализ опыта их использования.

Для студентов-психологов. Может быть полезно преподавателям психологии, а также всем интересующимся вопросами психологии семьи.

В 1974 г. группа студентов 4 курса ф-та психологии МГУ, в которую входил и я, обратилась к В.Я. Дубровскому, который вел тогда на факультете два-три спецкурса (часть из нас их посещала), с просьбой создать для нас вне учебной программы семинар (кружок) «по перестройке психологии». Первые встречи нашей группы проходили самостоятельно, например, одна состоялась дома у В. Семенова и была посвящена проблеме личности в психологии. Виталий Яковлевич отказался вести у нас такой кружок и предложил в руководители Г.П. Щедровицкого. Пожалуй, мы мало что знали тогда о ГП, хотя конечно знали его брата Льва Петровича, работавшего на факультете.

С Георгием Петровичем мы (в том числе и студенты не психологи) встретились, по крайней мере, дважды: дома у Ю. Стеклова, второй раз – у меня. Потом ГП предложил нам просто участвовать в его уже развернутых проектах – на семинарах по понедельникам и вторникам у него на Петрозаводской улице и в регулярных заседаниях Комиссии по психологии и логике мышления в Давыдовском институте. Именно с тех пор я считаю себя участников семинаров ГПЩ и в этом смысле щедровитянином.

Несомненно, Георгий Петрович был и остается моим учителем методологии, тогда как учителем в психологии для меня был и остается П.Я. Гальперин. Поэтому я считаю себя и гальперианцем тоже. Заметьте – именно гальперианцы из всех других психологических школ оказались наиболее «вхожи» в методологическую систему по версии ММК!

Наибольшим своим достижением в методологии считаю статью, опубликованную в известном (малотиражном или даже запрещенном – молва тут размытая) сборнике к конференции по Л.С. Выготскому. Этот мой текст Георгий Петрович просматривал, делал замечания и, видимо, обеспечил его публикацию.

Не помню, когда я вышел из кружка. Скорее всего, в начале 80-х (когда женился). И это был выход скорее организационный, а не интеллектуальный.

Но методологом я не стал – оставаясь преподавателем ф-та психологии МГУ, стал практическим психологом: с 1983 года занимаюсь психологическим консультированием родителей и психологическим тренингом с подростками. При этом ценю две «Золотые психеи» Национального психологического конкурса, полученные мною за книгу «Психологический тренинг с подростками» (2001 г.) и за «Журнал практического психолога» (2000 г.)

В настоящее время мои научные интересы находятся, прежде всего, в области семейной и практической психологии, а мое главное дело сегодня – вклад в развертывание профессиональной инфраструктуры психологии с помощью когорты (сейчас их уже одиннадцать!) практико-ориентированных психологических журналов, которые я редактирую и/или издаю (вместе с В.Г. Колесниковым). Третий год являюсь руководителем секции семейной психологии, семейного консультирования и психотерапии Московского отделения Российского общества психологов. Провел три больших конференции по психологии семьи (2003, 2004, 2005).