Когнитивное искажение перекладывание ответственности замещение соматизация. Список когнитивных искажений. Иллюзии мозга. Переоценка своих возможностей

Многие заказчики, с которыми я сталкиваюсь в процессе работы по настройке контекстной рекламы, очень часто недооценивают возможности рекламы в Сетях Яндекс Директ . А о функциях и возможностях такого инструмента, как ретаргетинг в директе , вообще, слышат впервые. Поэтому в данной статье мы поговорим о том, как настроить ретаргетинг в Директе , и я постараюсь убедить Вас в том, что этот инструмент действительно эффективен, с точки зрения увеличения продаж.

Давайте начнем с определения: что такое ретаргетинг ?

Ретаргетинг – это технология, которая позволяет показывать рекламу той части аудитории, которая посетила ваш сайт и совершила там определенные , целевые для вас, действия. Например, вам нужен пылесос. Вы набрали в поисковой системе Яндекса запрос «купить пылесос». Далее, вы изучили поисковую выдачу. Посетили 5 сайтов, где продаются пылесосы. И благополучно ушли.

Чем хороша технология ретаргетинга? А тем, что хотя вы и не купили пылесос на моём сайте, но на сайте всё же побывали. И теперь я могу «догонять» вас с выгодным суперпредложением, мотивируя вас тем самым на покупку данного товара. И у вас очень мало шансов данную покупку не совершить!

Увеличить продажи на 35 процентов – разве это плохо?

По статистике Яндекса конверсия сайта при втором и последующих посещениях одним и тем же пользователем повышается на 35%! Неплохо, не так ли?

В каких ситуациях мы можем применять настройки ретаргетинга в Яндекс Директ ?

Повторные продажи. Почему бы клиенту, который у вас купил пылесос, не купить в дальнейшем у вас же, например, холодильник?

«Догоняем» клиента. Посетитель, который интересовался вашим товаром, но пока не купил, по сути, уже на 50% ваш. Он уже знаком с вашим магазином и вашим товаром, осталось только помочь ему принять решение о покупке товара.

Оповещение об акциях и скидках. Ваш долг оповестить «старых» клиентов о выгодных акциях и скидках, которые вы проводите в вашем магазине!

Как настроить ретаргетинг в Директе. Практика.

Показы объявлений по условиям ретаргетинга можно настроить:

  1. Для аудитории, которая посетила сайт и совершила определенные целевые действия на нем.
  2. Согласно условиям подбора аудитории в Директе : такие как пол, возраст, время на сайте, источник перехода и т. д .

В данной части я расскажу и покажу, как настроить функцию ретаргетинга по целевым действиям. Итак, приступим.

Шаг №1 Создаем ретаргетинговые цели в Яндекс Метрике

Примечание:
Работает только в Сетях.
Ограничения-технология не работает во взрослой и медицинской тематиках (более подробно вы можете ознакомиться на странице Яндекс. Помощь).

Рассмотрим следующую ситуацию. При посещении сайта посетителю предлагается получить бесплатный видеокурс, для чего нужно заполнить простую форму и подтвердить подписку. Нас будет интересовать та часть аудитории, которая посетила страницу сайта, где предложено подтвердить подписку, но не посетила страницу сайта с благодарностью о подтвержденной подписке. То есть, чтобы я понимала сколько подписчиков отвалилось на этапе подтверждения подписки мне нужны две цели:

Первая, посетил страницу с предложением подтвердить подписку.

Вторая, посетил страницу с благодарностью за подтвержденную подписку.

Для создания целей осуществляем следующие шаги:

  1. Идем на вкладку «Настройки» и далее на вкладку «Цели».
  2. Нажимаем на кнопку «Добавить цель» и вписываем необходимые данные: название нашей цели. Например, «Не подтвердили подписку».
  3. Обязательно ставим галочку напротив надписи «Ретаргетинг».
  4. Если целью является посещение конкретной страницы, то в выпадающем окошке выбираем «совпадает» и вставляем адрес страницы.
  5. Далее, нажимаем на кнопку «Добавить цель» и после этого обязательно жмем на кнопку «Сохранить» для её сохранения.

Вторую цель создаем точно так же, только в качестве адреса указываем страницу с благодарностью за совершенную подписку.

Шаг №2 Создаем объявления по условию ретаргетинга

В интерфейсе Директа идем на вкладку создания группы объявлений. Нажимаем на «Добавить группу».

На вкладке создания группы объявлений прописываем:

  1. Название группы. Например, «Не подтвердили подписку».
  2. Далее, создаем заголовок и текст объявления и указываем путь, куда объявление будет отправлять пользователя.

Тексты и заголовки подобных объявлений должны отличаться от остальных объявлений в кампании. Вы должны понимать, что обращаетесь к людям, которые уже была на вашем сайте. Поэтому нужны обороты, которые захватят внимание и заставят кликнуть по объявлению.

  1. Поле для ввода фраз оставляем пустым.
  2. Начинаем настраивать условия подбора аудитории, для чего напротив данной записи жмем на «Добавить».
  3. Вписываем название условия по вашему усмотрению.
  4. Теперь нам надо создать два условия. Первое, по которому наши посетители посетили страницу подписки, но не оформили её. Второе, по которому наши посетители посетили страницу благодарности.
  5. Сохраняем наше условие: нажимаем на кнопку «Сохранить».

Выглядит это - вот так:

В итоге мы получили условие, по которому наше объявление будет показываться той части аудитории, которая зашла на страницу подписки, но не подтвердила её.

Период количества дней, в течение которого система будет показывать объявление, можно изменять. Максимальное количество дней – 90.

Итак, мы с вами создали объявление, которое будет работать по условию ретаргетинга для определенных целей.

Во второй части мы поговорим о том, как создать объявление по условию ретаргетинга для определенного сегмента аудитории.

Р.s. Спасибо, что дочитали до конца : )

Способности человеческого мозга до сих пор выше, чем у многих современных компьютеров. При этом простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее любого из нас. А все потому, что мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые то и дело заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы.

Вы не виноваты в своей нерациональности.

Все становится хуже

Замечали, что с каждым годом все вокруг становится все хуже и хуже? Так нас заставляет думать эффект негативности.

Дело в том, что мы склонны обращать внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.

Именно поэтому мы думаем, что ситуация на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений, жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.

Машиной безопаснее

Практически каждый знает, что самолет — самый безопасный транспорт на свете, в отличие от автомобиля. Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе в десятки раз выше, чем в самолёте. Но наш мозг отказывается воспринимать эту связь, и мы продолжаем с полной уверенностью садиться за руль, но трепетать как осиновый лист на борту самолета. Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

Я всегда прав

Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы выбираем людей со схожими взглядами, суждениями и предпочтениями.

Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».

Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения — мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

Орел или решка

Мы часто уверены, что события из прошлого могут каким-то образом повлиять на наше настоящее. Это явление называется ошибка игрока. Простой пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, наш мозг уверен, что в следующий раз обязательно выпадет орел. На самом деле, шансы по-прежнему остаются 50/50.

Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесёт им огромный куш.

Оно того стоило

Каждый может припомнить ситуацию, когда совершал неоправданно дорогую или ненужную покупку. И вместо того, чтобы нести ее обратно, вы уговорили себя, что «оно того стоило».

Так работает пост-шопинговая рационализация — мозг запрограммирован на утешения, когда вы совершаете какую-нибудь явную глупость. В конце концов, вы начинаете думать, что риски были оправданы, и вы бы поступили так и во второй раз.

Чужой, поэтому плохой

Наша врождённая потребность — чувствовать себя частью коллектива.

Все дело в окситоциноме — так называемой «молекуле любви». С одной стороны этот гормон помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — заставляет отталкивать всех, кто остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.

В конце концов, мы переоцениваем людей нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности, не имеем никакого представления. Это — эффект внутригрупповой пристрастности.

Почему все вокруг беременные?

Часто случается так, что мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это «нечто» с определённого момента стало нас преследовать, в то время как в действительности мы просто не обращали на это внимание. Это эффект выборочности наблюдения.

Пример: вы покупаете новую машину и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду. Или женщина, которая узнала о беременности, вдруг начинает замечать вокруг себя большое количество беременных. Это может быть все, что угодно: какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.

Стадное чувство

Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают любимчика — будь то спортивная команда или певец, то наша индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления», которое порождается эффектом повального увлечения.

Например, вещь, которую ваши коллеги посчитают «крутой», скорее всего покажется «крутой» и для вас. Ну или в спорте — если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.

Молчание — знак согласия

С этим эффектом связан похожий — эффект ложного консенсуса — необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.

Со скидкой — значит дешево

Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.

Классический пример — товар на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между ними, не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже со скидкой.

Этим приёмом пользуются и рестораны — они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем нечто среднее — не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.

Подумаю об этом завтра

В 1998 году провели исследование на тему эффекта текущего момента. 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.

Часто мы ведем себя легкомысленно сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно мы перекидываем ответственность на кого-то, кем мы будем завтра. И нам трудно понять, что это опять будем мы же.

╔═════ ▓█▓ ═════╗

╚═════ ▓█▓ ═════╝

Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырёх категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

В когнитивной науке под когнити́вными искаже́ниямипонимаются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональныхубеждений, внедрённых в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Разработка и применение методов коррекции когнитивных искажений, вызывающих проблемы эмоционального, личностного, социального характера, является предметом различных направлений психотерапии, в частности когнитивной психотерапии.

~Искажения, связанные с поведением и принятием решений~

Излишнее беспокойство за успех

Амплификация - вложение в достижение цели больше усилий, чем необходимо, попытка «убить муху кувалдой». Вариант - чрезмерно детальное планирование в условиях отсутствия в достаточном объёме исходных данных и наличия сильно влияющих на результат неопределённых или случайных факторов.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Ускорение - выполнение работы со скоростью большей, чем необходимо или даже допустимо. В крайнем варианте, в прямом и переносном смыслах: бег по минному полю.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Опережение - неоправданно раннее начало действий по достижению цели.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Уклон в сторону поиска информации - тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.

Преувеличение вероятности частных случаев

Генерализация частных случаев - безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности. Существует множество видов этого когнитивного искажения, классический вариант - теория заговора.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект контраста - усиление или преуменьшение значения одного предмета, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает другой, малоизвестный магазин, в котором эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности - недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Переоценка значимости частных случаев

Отклонение в сторону результата - тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Переоценка воздействия - тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект фокусировки - ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

Переоценка своих возможностей

Эффект сверхуверенности - тенденция переоценивать свои собственные способности.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Иллюзия контроля - тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Предпочтение нулевого риска - предпочтение контролируемой, но потенциально более вредоносной (вследствие более частого её возникновения) ситуации перед обратной по причине переоценки возможности контроля. Т. е. человек со своей стороны считает, что он полностью избавляется от риска (на самом деле не имея полного контроля), в то время как со стороны статистики это является снижением лишь одного, не самого большого риска до нуля. Например, большинство людей предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля вместо снижения аварийности на дорогах, даже если бы второй эффект давал больше сохранённых жизней.

Другой распространённый пример - ятрофобия: многие люди боятся осложнений медицинских вмешательств больше, чем заболевания и смерти в результате этих заболеваний, возникающих из-за отсутствия лечения (например антивакцинаторство).

Переоценка значимости собственного мнения/положения/выбора

Искажение в восприятии сделанного выбора - излишнее упорство, привязанность к своим выборам, воспринимание их как более правильных, чем они есть на самом деле, с дальнейшим их оправданием.

Например, попытки найти неявные плюсы в покупке и тем самым её оправдать при наличии другого, более подходящего товара, который по каким-то причинам не был приобретён.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект знакомства с объектом - тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним (патриотизм, эффект причастности к созданию предмета).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Иррациональная эскалация - тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.Слепое пятно в отношении искажений (англ.)русск. - более лёгкое обнаружение недостатков у других людей, нежели у себя (в чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект морального доверия - человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что любое его действие также будет безгрешным.

Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются

ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса - выбор или подстройка гипотезы под результаты измерений;

предвзятость подтверждения - тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции;

эффект ожидания наблюдателя - бессознательное манипулирование ходом опыта для обнаружения ожидаемого результата (см. также эффект Розенталя);

селективное восприятие - принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями.

Другие искажения

Противление - проявление ментальной инерции, невера в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Приукрашивание прошлого - тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

«Проклятие знания» - затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект владения - завышение ценности покупки сразу после её приобретения. Его следствие - неприятие потери. - отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди, зная пользу от принадлежащей им вещи, больше огорчаются от её потери, чем они радовались бы её находке, до которой они не думали об этой вещи и соответственно не учитывали её пользу.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Потребность в завершении и предпочтение целостных предметов - потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок. Стремление к завершённости является одним из фундаментальных свойств гештальта, центрального понятия гештальтпсихологии, проявляющееся, в частности, в эффекте Зейгарник. Другой случай - эффект «меньше - лучше», при котором в отсутствие прямого сравнения предметов предпочтение отдаётся тому, который ближе к своему идеалу, несмотря на то, что его ценность меньше.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Регулирование - ловушка непрерывных приказов себе делать что-то, вместо того, чтобы иногда действовать импульсивно, спонтанно, когда это более приемлемо, при поиске чего-то нового, во время отпуска, отдыха.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Отклонение в сторону статуса кво - тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.Эффект повального увлечения, конформизм - боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям (см., например, эффект победившей стороны).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Затягивание (прокрастинация) - систематическое неоправданное откладывание, оттягивание начала неизбежной работы.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Недооценка бездействия - предпочтение большего вреда из-за бездействия, чем вреда из-за действия, вследствие непризнания вины в бездействии.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект фрейминга - наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Так, изменение вида формулировки вопроса, с семантически идентичным содержанием, может вызывать изменение процента положительных (отрицательных) ответов с 20 % до 80 % и более. Существенную часть формы представления информации может образовывать отбор слов. Для любой формулировки системы цен со скидками, для некоторых категорий покупателей, существует финансово эквивалентное представление цен с наценками, для дополнительных категорий покупателей, однако её использование может привести к значительному падению выручки и потому не применяется.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект псевдоуверенности - тенденция принимать решения, направленные на то, чтобы избежать риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода (проявляется как часть эффекта фрейминга) .Разделение - попытка выполнять одновременно два и более дела, требующих сознательного внимания, которое принципиально неделимо.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Формулирование - беспрерывное проговаривание своих мыслей о том, что кажется истинным.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Реверсия - систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом по предотвращению потерь, являющихся результатом произошедших необратимых событий, исправлению неисправимого, изменению необратимого прошлого. Формами реверсии являются вина и стыд.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Предвзятость относительно экономии времени (англ. time-saving bias) - человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Ошибка планирования - тенденция недооценивать время выполнения задач, стоимость и длительность реализации проектов, особенно новых, сложных, больших, уникальных.Частный случай ошибки планирования нашел выражение в законе Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Сопротивление - потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора.Потребность в противостоянии - попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Систематическая ошибка согласованности (Congruence bias) - тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, пренебрегая косвенным или отвергая его.

(Завтра будет 2-я часть ^^)

Единственное, что мешает нам достичь предела своих возможностей, - наши собственные мысли. Мы сами себе худшие враги.

Обычно процесс образно представляют как неспешный подъём по лестнице, шаг за шагом. На самом деле он состоит из скачков и больше похож на прыжки между этажами на батуте. В моей жизни такие скачки происходят из-за изменений в самом образе мышления: я оглядываюсь назад и оцениваю всю картину в целом, меняю своё отношение к чему-то. К слову, такие моменты случаются нечасто, они разбросаны по времени.

Чтобы справиться с обрушивающимся на наш мозг потоком информации и внешних раздражителей, мы неосознанно начинаем думать шаблонно и пользуемся эвристическими, интуитивными методами решения задач.

Писатель Эш Рид (Ash Read) сравнил эвристику с велодорожкой для ума, которая позволяет ему работать, не маневрируя между автомобилями и без риска получить удар. К сожалению, большинство , которые, как нам кажется, мы принимаем полностью обдуманно, на самом деле принимаются неосознанно.

Большая проблема заключается в том, что мы думаем в соответствии с эвристическими шаблонами, оказавшись перед важным выбором. Хотя в этой ситуации, наоборот, необходимо глубокое обдумывание.

Самые вредные эвристические шаблоны - это , которые мешают нам увидеть путь к изменениям. Они меняют наше восприятие реальности и подталкивают нас к долгому подъёму по лестнице, когда нам нужен трамплин. Мы предлагаем вам список из пяти когнитивных искажений, которые убивают вашу решимость. Их преодоление - это первый шаг к переменам.

1. Предвзятость подтверждения

pressmaster/Depositphotos.com

Только в идеальном мире все наши мысли рациональны, логичны и непредвзяты. В действительности большинство из нас верит в то, во что хочет верить.

Вы можете назвать это упрямством, но у психологов есть другой термин для этого явления - «предвзятость подтверждения». Это склонность искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить идею, которая вам близка.

Приведём пример. В 60-х годах доктор Питер Уосон (Peter Wason) провёл эксперимент, в котором испытуемым показали три числа и попросили отгадать правило, известное экспериментатору и объясняющее эту последовательность. Это были числа 2, 4, 6, поэтому испытуемые часто предлагали правило «каждое следующее число увеличивается на два». Чтобы подтвердить правило, они предлагали свои последовательности чисел, например 6, 8, 10 или 31, 33, 35. Вроде всё верно?

Не совсем. Только один из пяти подопытных догадывался о настоящем правиле: три числа в порядке увеличения их значений. Обычно студенты Уосона высказывали ложную идею (всякий раз прибавлять два), а затем проводили поиски только в этом направлении, чтобы получить доказательства, подтверждающие их предположение.

Несмотря на кажущуюся простоту, эксперимент Уосона говорит многое о человеческой природе: мы склонны искать только ту информацию, что подтверждает наши убеждения, а не ту, что опровергает их.

Предвзятость подтверждения присуща всем, в том числе и врачам, политикам, людям творческих профессий и предпринимателям, даже когда цена ошибки особенно велика. Вместо того чтобы спрашивать себя, что мы делаем и почему (это самый важный вопрос), мы часто впадаем в предвзятость и слишком сильно полагаемся на начальное суждение.

2. Эффект якоря

Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию, которая буквально завладевает нами.

Эффект якоря, или эффект привязки, - это склонность сильно переоценивать первое впечатление (якорную информацию) во время принятия решения. Это ярко проявляется при оценке числовых значений: оценка склоняется в сторону начального приближения. Проще говоря, мы всегда думаем относительно чего-то, а не объективно.

Исследования показывают, что эффектом якоря можно объяснить всё что угодно, начиная от того, почему вы не получите желаемую (если вы изначально попросите больше, то и окончательная цифра будет высока, и наоборот), и заканчивая тем, почему вы верите в стереотипы о людях, которых видите впервые в жизни.

Показательно исследование психологов Муссвайлера (Mussweiler) и Страка (Strack), которые продемонстрировали, что эффект закрепления работает даже в случае с изначально неправдоподобными цифрами. Участникам своего эксперимента, разделённым на две группы, они предложили ответить на вопрос, сколько лет было Махатме Ганди, когда он умер. И вначале в качестве якорей задали каждой группе дополнительный вопрос. Первым: «Он умер до девяти лет или после?», а вторым: «Это случилось до достижения им 140 лет или после?». В результате первая группа преположила, что Ганди скончался в 50 лет, а вторая - в 67 (на самом деле он умер в возрасте 87 лет).

Якорный вопрос с числом 9 заставил первую группу назвать значительно меньшую цифру, чем у второй группы, которая отталкивалась от намеренно завышенного числа.

Крайне важно осознавать значение первоначальной информации (хотя бы правдоподобна она или нет) перед тем, как принять окончательное решение. Ведь первая информация, которую мы узнаём о чём-то, повлияет на то, как мы будем относиться к этому в будущем.

3. Эффект присоединения к большинству


chaoss/Depositphotos.com

Выбор большинства напрямую влияет на наше мышление даже в том случае, если он противоречит нашим личным убеждениям. Этот эффект известен как стадный инстинкт. Вы наверняка слышали поговорки вроде «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» или «В Риме поступай как римлянин» - это как раз и есть эффект присоединения.

Это искажение может подтолкнуть нас к принятию не самых хороших решений (например, сходить на плохой, но популярный фильм или поесть в сомнительном заведении). А в худшем случае приводит к групповому мышлению.

Групповое мышление - это феномен, возникающий в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводит к тому, что подавляются все альтернативные мнения.

В результате группа изолирует себя от внешнего влияния. Внезапно расходиться во взглядах становится опасным, и мы начинаем быть сами себе цензорами. А в итоге теряем свою и самостоятельность мышления.

4. Ошибка выжившего

Часто мы впадаем ещё в одну крайность: сосредотачиваемся исключительно на историях людей, которые добились успеха. Мы вдохновляемся успехами Майкла Джордана, а не Квейма Брауна (Kwame Brown) или Джонатана Бендера (Jonathan Bender). Мы превозносим Стива Джобса и забываем о Гэри Килдалле (Gary Kildall).

Проблема данного эффекта заключается в том, что мы фокусируемся на 0,0001% успешных людей, а не на большинстве. Это приводит к односторонней оценке ситуации.

Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха. Но мы ничего не знаем о тех, кто провалился. Наверное, поэтому стали так популярны всевозможные онлайн-гуру и эксперты, которые обещают открыть «единственный путь к успеху». Нужно только помнить, что тот путь, который сработал однажды, не обязательно приведёт вас к такому же результату.

5. Неприятие потери

После того как мы сделали выбор и идём по своему пути, в дело вступают другие когнитивные искажения. Вероятно, худшее из них - неприятие потери, или эффект владения.

Эффект неприятия потери был популяризирован психологами Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman) и Амосом Тверски (Amos Tversky), которые обнаружили, что мы предпочтём избежать даже небольшой потери, вместо того чтобы сфокусироваться на выгодах, которые можем получить.

Страх небольшого проигрыша способен удержать человека от участия в игре, даже если возможен баснословный выигрыш. Канеман и Тверски провели эксперимент с самой обыкновенной кружкой. Люди, у которых её не было, готовы были заплатить за неё порядка 3,30 доллара, а те, у кого она была, расстаться с ней лишь за 7 долларов.

Подумайте, как этот эффект может на вас повлиять, если вы . Побоитесь ли вы мыслить нестандартно из-за страха что-то потерять? Перевешивает ли страх то, что вы можете приобрести?

Итак, проблема есть. Где же решение?

Все когнитивные искажения объединяет одно: они появляются из-за нежелания сделать шаг назад и посмотреть на всю картину в целом.

Мы предпочитаем работать с чем-то хорошо знакомым и не хотим искать просчёты в своих планах. В позитивном мышлении есть свои преимущества. Но, если важные решения принимать вслепую, вряд ли вы сделаете лучший выбор из возможных.

Перед принятием серьёзного решения убедитесь, что вы не стали жертвой когнитивных искажений. Для этого отступите на шаг назад и спросите себя:

  • Почему вы считаете, что нужно поступить именно так?
  • Есть ли контраргументы вашему мнению? Они состоятельны?
  • Кто влияет на ваши убеждения?
  • Вы следуете за мнением других людей потому, что действительно верите в него?
  • Что вы потеряете, если примете такое решение? А что приобретёте?

Существуют буквально сотни различных когнитивных искажений, и без них наш мозг попросту не мог бы функционировать. Но, если не анализировать, почему вы думаете так, а не иначе, легко впасть в шаблонное мышление и разучиться думать самостоятельно.

Личностный рост никогда не даётся легко. Это трудная работа, которой нужно посвятить всего себя. Не позволяйте своему будущему пострадать только из-за того, что не думать - это проще.

Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырёх категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения . Некоторые из них выполняют адаптивную функцию , поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

Разработка и применение методов коррекции когнитивных искажений, вызывающих проблемы эмоционального, личностного, социального характера, является предметом различных направлений психотерапии , в частности когнитивной психотерапии .

Искажения, связанные с поведением и принятием решений [ | ]

Излишнее беспокойство за успех [ | ]

Преувеличение вероятности частных случаев [ | ]

Переоценка значимости частных случаев [ | ]

  • - тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).
  • - тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
  • - ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

Переоценка своих возможностей [ | ]

Переоценка значимости собственного мнения/положения/выбора [ | ]

Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются

Другие искажения [ | ]

  • Противление - проявление ментальной инерции, неверие в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.
  • Подчинение авторитету - склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия. См. также эксперимент Милгрэма .
  • Приукрашивание прошлого - тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
  • «Проклятие знания » - затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.
  • Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
  • Эффект владения - завышение ценности покупки сразу после её приобретения. Его следствие - неприятие потери (англ.) - отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди, зная пользу от принадлежащей им вещи, больше огорчаются от её потери, чем они радовались бы её находке, до которой они не думали об этой вещи и соответственно не учитывали её пользу.
  • и предпочтение целостных предметов - потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок. Стремление к завершённости является одним из фундаментальных свойств гештальта, центрального понятия гештальтпсихологии , проявляющееся, в частности, в эффекте Зейгарник . Другой случай - эффект «меньше - лучше» , при котором в отсутствие прямого сравнения предметов предпочтение отдаётся тому, который ближе к своему идеалу, несмотря на то, что его ценность меньше.
  • Регулирование - ловушка непрерывных приказов себе делать что-то, вместо того, чтобы иногда действовать импульсивно, спонтанно, когда это более приемлемо, при поиске чего-то нового, во время отпуска, отдыха.
  • Отклонение в сторону статуса кво - тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
  • Эффект повального увлечения, конформизм - боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению , стадному поведению и маниям (см., например, эффект победившей стороны ).
  • Затягивание (прокрастинация) - систематическое неоправданное откладывание, оттягивание начала неизбежной работы.
  • Недооценка бездействия - предпочтение большего вреда из-за бездействия, чем вреда из-за действия, вследствие непризнания вины в бездействии.
  • Эффект фрейминга - наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Так, изменение вида формулировки вопроса, с семантически идентичным содержанием, может вызывать изменение процента положительных (отрицательных) ответов с 20 % до 80 % и более . Существенную часть формы представления информации может образовывать отбор слов. Для любой формулировки системы цен со скидками, для некоторых категорий покупателей, существует финансово эквивалентное представление цен с наценками, для дополнительных категорий покупателей, однако её использование может привести к значительному падению выручки и потому не применяется.
  • - тенденция принимать решения, направленные на то, чтобы избежать риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода (проявляется как часть эффекта фрейминга) .
  • Разделение - попытка выполнять одновременно два и более дела, требующих сознательного внимания, которое принципиально неделимо.
  • Формулирование - беспрерывное проговаривание своих мыслей о том, что кажется истинным.
  • Реверсия - систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом по предотвращению потерь, являющихся результатом произошедших необратимых событий, исправлению неисправимого, изменению необратимого прошлого. Формами реверсии являются вина и стыд .
  • Предвзятость относительно экономии времени (англ. time-saving bias) - человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости.
  • Ошибка планирования - тенденция недооценивать время выполнения задач, стоимость и длительность реализации проектов, особенно новых, сложных, больших, уникальных. Частный случай ошибки планирования нашел выражение в законе Мёрфи : «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».
  • Сопротивление - потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора.
  • - попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.
  • Систематическая ошибка согласованности - тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, пренебрегая косвенным или отвергая его.

Социально обусловленные искажения [ | ]

Большая группа искажений, связанных с поведением и принятием решений. Большинство из них связаны с ошибками атрибуции .

Искажения в собственную пользу

Другие искажения

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами [ | ]

Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.

Общие ошибки вследствие непонимания сущности случайностей

Переоценка вероятности состояния, в котором в данный момент находится человек

Другие искажения

Искажения, связанные с ошибками памяти [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Александров А. А. Интегративная психотерапия
  2. Explanations from changingminds.org (англ.) статьи по конкретным теориям и гипотезам снабжены ссылками на академические источники
  3. Кукла А. Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Андре Кукла; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 146 с.
  4. Thompson, Suzanne C. (1999), "Illusions of Control: How We Overestimate Our Personal Influence", Current Directions in Psychological Science (Association for Psychological Science) . - Т. 8 (6): 187–190, ISSN 0963–7214
  5. Герд Гигеренцер. Понимать риски. Как выбирать правильный курс. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015
  6. Социологический энциклопедический англо-русский словарь
  7. Канеман, Даниэль . Думай медленно... решай быстро : [перевод с английского]/Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.475-489. 653 с.
  8. Канеман, Даниэль . Думай медленно... решай быстро : [перевод с английского]/Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.328-329. 653 с.
  9. The End of History Illusion (англ.) . Проверено 5 января 2017.
  10. “The illusion of transparency and the alleviation of speech anxiety” (PDF) . Journal of Experimental Social Psychology . 39 . 25 March 2003. Проверено 8 октября 2012 . Используется устаревший параметр |coauthors= (справка)
  11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2011. - ISBN 978-5-4237-0138-3 .
  12. False Consensus & False Uniqueness (англ.) . Psychology Campus.com. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  13. Сергей Степанов. Каждому - по заслугам? // Школьный психолог. - 2004. - № 25/26 (313/314) / 1-15 июля 2004 .
  14. Forer, B. R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1949. - № 44 . - С. 118-123 .
  15. Чалдини, Р . Кто кому и почему нравится
  16. Бодалев А. А. Личность и общение. - М. , 1983.
  17. , pp. 153-158.
  18. Роберт Т. Кэррол. Криптомнезия // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. - М. : , 2005. - С. 252. - ISBN 5-8459-0830-2 .
  19. Н. Е. Бачериков , К. В. Михайлова , В. Л. Гавенко , С. Л. Рак , Г. А. Самардакова , П. Г. Згонников , А. Н. Бачериков , Г. Л. Воронков . Клиническая психиатрия / Под ред. Н. Е. Бачерикова . - Киев : Здоровье, . - 512 с. - ISBN 5-311-00334-0 .