Вопросы про гигиену для детей. Ежедневная гигиена ребенка: о чем должен помнить первоклассник. Методы оценки факторов окружающей среды

Беседа «Правила личной гигиены».

Задачи:

Раскрыть понятие «личная гигиена»;

Познакомить воспитанников с основными правилами личной гигиены;

Воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.

1. Организационный момент. Введение в тему беседы.

(Отгадайте загадку)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Воспитатель. Апрель, - это свежий воздух, время, когда пригревает солнышко. Апрель – прекрасный месяц не только для активной учебы, но и для укрепления здоровья. Не зря ежегодно 7 апреля на планете отмечается праздник «Всемирный день здоровья».

Что вам известно о здоровье?

Всемирный день здоровья – беседа.

Всероссийский день здоровья детей – ежегодно проводится в нашей стране 7 апреля. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье детей. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, вы получаете научные знания, которые помогают ему лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать.

Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры.

Личная гигиена . Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой. Прочитайте слова. (Личная гигиена школьника).

Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?

- Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем сегодня.

2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто – чисто,

И не хнычет: «Ой, беда,

Ой, холодная вода

Что рассказал поэт про аиста?

А что такое, ребята, «тело»?

Чем покрыто наше тело?

Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа - надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

Как правильно умываться.

При нормальной коже надо умываться ежедневно.

С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с

мылом обезжиривает кожу.

Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

Надо умываться то горячей, то холодной водой.

После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

Памятка

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

Игра «Отгадай загадки»

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовешь меня – бегу,

От болезней сберегу. (Вода)

Когда едим – они работают.

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.

Стихотворение «Это полезно знать!»

Гигиену очень строго

Надо соблюдать всегда…

Под ногтями грязи много,

Хоть она и не видна.

Грязь микробами пугает;

Ох, коварные они!

Ведь от них заболевают

Люди в считанные дни.

Если руки моешь с мылом,

То микробы поскорей

Прячут под ногтями силу

И глядят из-под ногтей.

И бывают же на свете,

Словно выросли в лесу,

Непонятливые дети:

Ногти грязные грызут.

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет.

Ребята, я надеюсь, что всё, о чём мы с вами говорили, вы будите исполнять.

Викторина «Правила личной гигиены».

Вопрос № 1 Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос № 2 Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Вопрос № 3 Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос № 4 Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос № 5 Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос № 6 Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Вопрос № 7 Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого за¬грязнения.

Вопрос № 8 Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Вопрос № 9 Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Задачи гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической на­уки и самостоятельная дисциплина изучает вопросы охраны и укрепления здоровья этого контингента, насчитывающего около 39 млн. человек, что составляет в настоящее время почти четверть населения России.

Эта научная дисциплина состоит из следующих разделов: до­школьная гигиена, школьная гигиена и гигиена молодежи.

Дошкольная гигиена - гигиена детей младших возрастных групп, предшествующих поступлению в школу.

Школьная гигиена - гигиена учащихся образовательных школ, гимназий, лицеев и т.д.

Гигиена молодежи - гигиена учащихся высшей школы (сту­дентов) и вечерних школ рабочей молодежи.

Главные задачи гигиены детей и подростков:

    изучение влияния естественных (природных) и искусст­венных факторов, обусловленных деятельностью челове­ка, а также условий труда и быта на развитие и здоровье растущего организма;

    разработка мероприятий и норм, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения всегда занимали особо важное место в трудах виднейших отечествен­ных медиков и педагогов: Н.И. Пирогова, А.Н. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, а также та­ких известных общественных деятелей и ученых, как Н.А. Се­машко, А.В. Мольков, М.В. Антропова, АА. Минх, Г.Н. Сердюковская и др.

Однако и в настоящее время в вопросах гигиены детского на­селения существуют серьезные проблемы. Так, данные статис­тики свидетельствуют о том, что в среднем только 20 % детей школьного возраста практически здоровы, примерно 45 % школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здо­ровья, 30-35 % учащихся страдают хроническими заболеваниями, 58 % выпускников школ по состоянию здоровья лишены возможности выбрать для себя профессию по склонности.

По мнению ученых, одной из причин этого в ряде случаев оказывается влияние неблагоприятной экологической ситуации. Известно, что в так называемых биогеохимических провинциях, образовавшихся в некоторых промышленных регионах, отмеча­ются задержка и дисгармония в физическом развитии, а также существенные нарушения в состоянии здоровья у 21-23 % детей, родившихся и проживших не менее 5 лет в таких экологи­чески неблагополучных районах.

Другая причина состоит в неудовлетворительном материаль­ном и санитарно-техническом состоянии детских и подростко­вых учреждений, что отрицательно сказывается на показателях микроклимата, питьевой воды и санитарном состоянии объекта.

Нередко в детских учреждениях регистрируют недостаточные уровни освещенности, используют учебную мебель, не отвечаю­щую необходимым гигиеническим требованиям, что ведет к на­рушениям состояния зрения и осанки детей. Поэтому не случайно в принятом в 1999 г. Законе РФ "О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения" статья 28 посвящена санитар­но-эпидемиологическим требованиям и условиям воспитания и обучения. В нем, в частности, говорится: "В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от органи­зационно-правовых форм должны осуществляться меры по про­филактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организа­ции их питания, и выполняться требования санитарного зако­нодательства", и далее: "Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учеб­ники и иная издательская продукция допускаются к использо­ванию при наличии санитарно-эпидемиологических заключе­ний о соответствии их санитарным правилам".

Очень важно отметить, что в Законе предусматривается и от­ветственность (дисциплинарная, административная и уголов­ная) за нарушение санитарного законодательства.

Для достижения санитарно-эпидемиологического благопо­лучия детей и подростков врачи должны

▲знать методы изучения и анализа результатов исследова­ний факторов окружающей среды, влияющих на состоя­ние здоровья;

Известно, что рост и развитие организма происходит нерав­номерно, вследствие чего выделяют основные возрастные пе­риоды жизни детей и подростков, характеризующиеся различ­ными морфофункциональными особенностями:

    до 10дней - период новорожденности;

    до 1 года - грудной период;

    1 год - 6 лет - период дошкольного возраста;

    7-10 лет - младший школьный возраст;

    11 - 13 лет - средний школьный возраст;

    14-18 лет - старший школьный возраст.

Морфофункциональные особенности организма детей и подростков школьного возраста

Все гигиенические мероприятия, направленные на улучше­ние условий жизнедеятельности детей и подростков, должны проводиться дифференцированно с учетом возрастных морфо-функциональных особенностей растущего организма.

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических ве­ществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это тре­бует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций поз­воночника.

Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в са­гиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, вы­полняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и дру­гих движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3-5 см в зависимости от длины позвоночника.

От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего челове­ка, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения.

Все виды осанки условно делят на 2 группы:

1-я - виды осанки, при которых шейный и поясничный са­гиттальные изгибы равны между собой или различаются не бо­лее чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая);

2-я - виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая).

Нормальная - шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко уве­личены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.

Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается.

Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое разви­тие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему не­привычны резко увеличившиеся тотальные размеры.

В младшем школьном возрасте начинает усиленно развивать­ся и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.

Характерна неустойчивость нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над тормозными, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и утомление как при умственной, так и при физической работе.

В среднем школьном возрасте структура костной ткани при­мерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено, остается опасность его искривлений при длительных напряжениях и неправильной позе за партой. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках, с неправильным сращиванием в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при ро­дах. Поэтому в данном возрасте недопустимы чрезмерные физические нагрузки, хотя умеренные необходимы для укрепле­ния костной ткани и исправления намечающихся нарушений осанки.

Мышечная система характеризуется ускоренным ростом мышц и силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к продолжительной физической работе, совершенствуется ко­ординация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения.

Данный возраст совпадает с началом полового созревания, и поэтому наблюдаются, особенно вначале, повышенная воз­будимость и неустойчивость нервной системы.

В старшем школьном возрасте формирование костной и мы­шечной систем почти завершается. Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительно прибавляется масса тела и растет мышечная сила. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, со­вершенствуются точность и координация движений. Заверша­ется половое созревание организма.

Показатели физического развития приближаются к показа­телям взрослого человека, функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся воз­можными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные про­цессы.

Факторы, влияющие на здоровье подрастающего поколения

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

В формировании здоровья детей участвуют следующие важ­нейшие факторы:

биологические факторы (здоровье и возраст родителей на момент рождения ребен­ка, осложнения беременности и родов);

▲социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологи­ческий климат в семье);

▲ эпидемиологические; ▲экологические;

▲ факторы учебного процесса.

Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии пло­да в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.

Известно также, что чем моложе будущие родители или, на­против, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.

Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.

В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей явля­ются такие социальные факторы, как характер семьи и образо­вание родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход семьи, наличие животных и курение род­ственников в жилище.

Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В се­мьях с высокой материальной обеспеченностью часто встреча­ются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низкими доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энер­гетической недостаточности питания.

Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) факторы

Факторы риска

Соответствие условий окружаю­щей среды гигиеническим нор­мативам

Оптимальный двигательный ре­жим

Закаливание

Сбалансированное питание

Рациональный суточный режим

Здоровый образ жизни

Нарушения гигиенических тре­бований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности

Гипо- или гипердинамия

Нарушение режима дня и учеб­но-воспитательного процесса

Нерациональное питание

Отсутствие гигиенических навы­ков и здорового образа жизни

Неблагоприятный психологи­ческий климат в семье и коллек­тиве

Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населе­ния, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.

Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточ­ным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как ос­новного источника железа.

Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Аме­рике, причем селен является важным элементом в антиокси­дантной защите человека.

К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи за­грязненными микроорганизмами и многочисленными ксено­биотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и анти­биотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.

Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привыч­ки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими на­питками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и подростков.

Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Из­вестно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививоч­ной работы в нашей стране стали возобновление и рост в сере­дине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полио­миелит и корь.

Под воздействием эндемических факторов у населения по­являются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провин­ций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует даль­нейших научных исследований.

Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпидемиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорад­ка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он ста­новится еще выше.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в вы­пускных классах.

Нерационально устроенная школьная мебель и неправиль­ная посадка (поза) ученика во время урока приводят к наруше­нию осанки - кифозу и сколиозу.

Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома мо­жет вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в орга­низме.

В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических ин­фекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифте­рии, краснухи и др.

Технические средства обучения (ТСО), все шире применяе­мые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учеб­ного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому ма­териалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, те­левизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регла­ментирования времени их непрерывного применения в учеб­ном процессе вследствие их отрицательного влияния на состо­яние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напря­жения и напряжения зрения.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мне­нию некоторых ученых, создает опасность риска заболеванияэкземой при работе с дисплеем в течение 2-6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентрацию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорби­руют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля меша­ют появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.

Переменное электрическое поле влияет на минеральный об­мен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в ряде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс каль­ция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо акти­вацией деятельности надпочечников, гормоны которых регули­руют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.

Компьютеры влияют на центральную нервную систему де­тей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические рас­стройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание при­ступать к работе с компьютером, а также снижение работоспо­собности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрес­сивных состояний.

Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на ос­тисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.

Выполнение большого количества мелких движений рука­ми при малой общей активности и неправильное положение кистей рук во время работы могут стать причиной болезней периферических нервов, мышц и сухожилий в виде тендовагинита кистей, запястья и плеч, ущемления медиального нерва рук.

Компьютеры оказывают неблагоприятное влияние на сани­тарное состояние воздуха и показатели микроклимата в рабо­чем помещении.

В кабинетах информатики температура воздуха выше норма­тивных уровней (18-20°С) - во все сезоны года 22-23°С, а относительная влажность ниже нормы (40-60 %) - 30 %. В таком сухом воздухе и происходит увеличение в воздухе мик­рочастиц с высоким электростатическим зарядом положитель­ного знака, как уже упоминалось, способных адсорбировать пылевые частицы и стать причиной аллергических заболе­ваний.

Группы здоровья детей и подростков

Качественную характеристику состояния здоровья детского населения дают путем распределения детской популяции по группам здоровья, составляемым с учетом определяющих признаков здоровья, к которым относят:

    отсутствие в момент обследования любого заболевания;

    гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

▲ нормальный уровень физиологических функций;

▲ отсутствие предрасположенности к заболеваниям.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для одномоментной оценки состояния здоровья детского коллекти­ва, эффективности лечебно-профилактической работы детских учреждений и отдельных врачей, для нахождения и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, а также для определения потребности в соответствующих медицинских кадрах.

На основании результатов медицинских осмотров, выявляю­щих признаки здоровья, дети распределяются на 5 групп:

1-я - здоровые, нормально развивающиеся дети, не имею­щие функциональных отклонений. У детей этой группы отсутс­твуют хронические заболевания, они не болеют или за период наблюдения болеют редко острыми заболеваниями и имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие;

2-я - здоровые дети со сниженной сопротивляемостью ор­ганизма, имеющие функциональные или незначительные мор­фологические отклонения. Они не страдают хроническими за­болеваниями, но часто (4 раза и более в год) длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеют;

3-я - больные дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического забо­левания, не дающими выраженного нарушения общего состо­яния и самочувствия;

4-я - больные дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в состоянии субкомпенса­ции, нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после ос­трых интеркуррентных заболеваний;

5-я - больные дети с тяжелыми хроническими заболевани­ями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями организма (больные в со­стоянии декомпенсации).

Распределение детей по группам здоровья определяется от­ношением числа лиц, входящих в данную группу здоровья, к общему числу осмотренных детей, выраженным в процентах.

Дети и подростки разных групп здоровья нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса оздоро­вительных мероприятий.

Для детей 1-й группы учебная, трудовая и спортивная де­ятельность не требует каких-либо ограничений. Педиатр в пла­новые сроки проводит медицинский осмотр, назначая трени­рующие общеоздоровительные мероприятия.

Дети и подростки 2-й группы здоровья представляют собой группу риска, вследствие чего требуют более пристального вни­мания врачей. Им нужен комплекс оздоровительных меропри­ятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, включающими оптимальную двигательную активность, закаливание естественными силами природы (солнцем, водой, воздухом), рациональный режим дня и дополнительную витаминизацию рациона.

Сроки повторных медицинских осмотров индивидуальны с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки остальных групп здоровья (3, 4, 5-я) на­ходятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специ­альностей, получая необходимую лечебно-профилактическую помощь в зависимости от вида патологии и степени компенси­рованности процесса.

В детских учреждениях для таких детей должен быть обес­печен щадящий режим дня, удлиненная продолжительность от­дыха и ночного сна, ограничение объема и интенсивности фи­зических нагрузок.

При оценке здоровья детей в детских и подростковых учреж­дениях врачи должны использовать следующие показатели:

    уровень общей и инфекционной заболеваемости;

    индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих);

    распространенность и структуру хронических заболева­ний;

    процент детей с нормальным физическим развитием;

    распределение по группам здоровья.

При оценке физического развития детей по имеющимся стандартам необходимо учитывать такие факторы, как аксе­лерация (от лат. - ускорение) и ретардация (от лат. - заме­дление).

В течение последних 150-170 лет во многих странах мира от­мечается ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествующими им поколениями. Явление стало замет­ным после введения в практику обследования детей антропометрических измерений.

Научные данные показывают, что акселерация в той или иной степени проявляется во все периоды роста, начиная с внутриутробного. Приводим некоторые признаки акселера­ции:

    длина тела новорожденных увеличилась на 1 см и не­сколько повысилась масса тела;

    показатель нормального развития грудных детей - удво­ение веса ребенка к 5-6-му месяцу - в настоящее время наблюдается на месяц раньше;

    в среднем на год раньше происходит смена молочных зу­бов на постоянные;

    за 80 лет пятнадцатилетние подростки стали выше своих сверстников, живших 100 лет назад, на 20 см и прибавили в массе тела на 15 кг;

    на 1-2 года раньше наступают процессы окостенения, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в бо­лее раннем возрасте: у девушек в 16-17 лет, у юношей - в 18-19 против 18-20 лет и более, как было раньше.

В научной литературе говорится почти о 50 признаках аксе­лерации. Интересно, что процессы акселерации у детей всех на­циональностей и в разных странах протекают примерно одина­ково.

Тест по теме «Гигиена»

1. Действия, которые мы выполняем, чтобы поддерживать наше тело в чистоте и быть здоровыми, называются:

А) утренняя зарядка

Б) личная гигиена

В) вечерняя прогулка

2. Основной вид ухода за кожей, при котором с её поверхности удаляются пыль, микробы, пот, кожное сало, различные загрязнения:

3. Частое использование мыла и геля для душа приводят к:

А) растяжению и обвисанию кожи

Б) кариесу

В) сухости и шелушению кожи

4. Зубная щётка должна храниться:

А) щетиной вверх

Б) щетиной вбок

В) щетиной в футляре

5. Чередование холодной и горячей воды в ванной – это:

А) прекрасный душ

Б) опасный душ

В) контрастный душ

6. Защита нашего организма от чужеродных бактерий и вирусов, всякого рода образований – это:

А) гигиена кожи

Б) иммунитет

В) квартет

7. Залог здоровья – это:

А) чистота

Б) красота

В) простота

8. Из гигиены кожи, одежды, гигиены питания, гигиены жилища и воды складывается:

А) приличная гигиена

Б) отличная гигиена

В) личная гигиена

9. Личная гигиена включает в себя:

А) сбор макулатуры

Б) занятия физкультурой

В) лежание с температурой

10. Профилактика и устранение заболеваний, социального неблагополучия – это:

А) цель гигиены

Б) препятствие гигиены

В) мечта гигиены

11. Проветривание комнат, влажная уборка – это правила:

А) гигиены питания

Б) гигиены обитания

В) гигиены жилища

12. Чистота, опрятность, гигиена – это первый шаг к:

А) физическому здоровью

Б) психическому нездоровью

В) спринтерскому многоборью

13. Слово «гигиена» происходит от греческого «гигиэйнос», что означает:

А) приносящий корове

Б) приносящий здоровье

В) приходящий в обнове

Викторина «Путешествие в страну Гигиена» Тема: «Человек и его здоровье»
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: продолжить формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; расширить знания и навыки по гигиенической культуре.

Ход мероприятия.

Говорит ведущий:
- Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал!
- Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде!
- Здравствуйте те, кто рад наступлению лета!
- Здравствуйте те, кто готов сегодня играть и получать заряд хорошего настроения!
- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья! Здоровье человека в большей степени зависит от него самого, а для этого мы с вами должны быть физически активными, большую часть времени находится на свежем воздухе, заниматься творчеством, быть добрыми, умеренно и правильно питаться. А как вы думаете, какие привычки оказывают плохое влияние на здоровье человека? Правильно! Молодцы!
И сегодня я предлагаем вам принять участие в викторине «Путешествие в страну Гигиена », по теме «Человек и его здоровье».
Викторина будет проводиться в два раунда:
СИНИЙ И КРАСНЫЙ.
Первый раунд – Синий – интеллектуальный, где вы покажите свои знания о правилах личной гигиены и правильном питании.
- А путешествие в страну «Гигиена» мы с вами поплывем на большом корабле.
- Это наш корабль, а мы с вами кто? (Экипаж)
- Подскажите, а каким должен быть экипаж? (Дети отвечают - дружным, ловким, смелым, смекалистым, отважным и т.д.)
- А еще экипаж любого корабля обязательно должен быть дисциплинированным.
-Поэтому нельзя мешать друг другу. Та команда, которая выкрикивает ответы на вопросы, не для своей команды штрафуется на 3 бала.
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «гигиена»?
(дети называют слова, разбираем названое,что является предметами гигиены и т.д.)
- Ребята, давайте попробуем дать определение слову «гигиена».
- Что же такое - гигиена? (высказывания детей)
Личная гигиена - совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Правила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилища.
- А сейчас вам нужно разделиться на три команды. И придумать название команды соответствующее теме нашего мероприятия.
- Я, представляю вам жюри. (приглашенные родители или учителя коллеги)
- Команды представьте свои названия.

2. Работа с материалом
А поплывем мы в нашу волшебную страну по морю Эрудит.
Тема «Личная гигиена». Вопросы:
10 баллов. Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду – утром и вечером. (Душ).
10 баллов. Как часто рекомендуется мыть голову? (По мере загрязнения, но не реже, чем раз в десять дней.)
10 баллов. Для предупреждения болезней зубов рекомендуется использовать зубные пасты, содержащие этот элемент. (Фтор).
10 баллов. Это средство может действительно служить профилактикой кариеса, однако чрезмерное его употребление приводит к перенапряжению слюнных желез, желез желудка и кишечника. (Жевательная резинка).
10 баллов. Как иначе называется приспособление, кроме зубной щетки и зубочистки, используемое для чистки зубов? (Зубная нить).
10 баллов Шампунь, зубная щетка, полотенце что не является предметом личной гигиены? (шампунь)
Тема «Питание». Вопросы:
20 баллов. В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи?
(Калория).
20 баллов. Способность организма противостоять действию повреждающих факторов, защитная реакция организма. (Иммунитет).
20 баллов. Более половины энергетических потребностей организма покрывается за счет этих веществ, содержащихся в пище. (Углеводы).
В каком овощном растении содержится 90 % воды? (в капусте)
20 баллов.
20 баллов. От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? (от лука)
20 баллов Какой витамин называют «витамином роста»? (витамин А)
Тема «Здоровые зубы»
Вопросы:
30 баллов Каким по продолжительности должно быть время чистки зубов? (2-3 минуты.)
30 баллов. Каков срок службы зубной щетки? (1-3 месяца).
30 баллов. Какое количество зубной пасты надо наносить на щетку? (С горошину).
30 баллов. В нашей стране от этого заболевания страдает почти 100% населения. (Кариес).
30 баллов К какому врачу надо идти если заболят зубы? (стоматологу)
30 баллов Как часто надо посещать стоматолога?(раз в полгода)
Следующая остановка «Замок сказочных историй»
Вам надо придумать продолжение сказочной истории:
Жил-был микроб. Он очень любил путешествовать. У него не было своего дома, он жил, где хотел. Однажды решил микроб прогуляться по организму человека. Забрался он на ладонь мальчика и стал ждать…
- Ребята придумывают продолжение истории. Жюри оценивает (по пятибалльной системе).
Сказочная лагуна.
-Наш дальнейший путь лежит в Сказочную лагуну.
Отгадайте, о ком пойдет речь?
1. Этот сказочный герой дружил с Пятачком. (Винни –Пух)
2. У этого героя на спине пропеллер, и дружит он, с мальчиком которого зовут Малыш. (Карлсон)
3. Мальчик, который оказался в книжке в Тридесятом царстве. (Вовка)
- Вспомните, какие блюда они предпочитали.
- Чем опасен рацион их питания?
- Составьте для этих героев меню. Как правильно надо питаться.
(Жюри оценивает по пятибалльной системе)
- Ребята, вы молодцы.
-Обязательно читайте, сказки, и помните, о чем гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
Ведущий: Пока жюри подводит итоги СИНИГО РАУНДА, мы приступаем к КРАСНОМУ. Этот раунд подвижный - спортивный, здесь вам придется проявить свою ловкость и быстроту.
КРАСНЫЙ РАУНД
№ Название конкурса Содержание
1. Конкурс
«Скоростно-силовой»
Перед вами лежит лист газеты, который нужно взять и по команде сжать вытянутой рукой. После того, как первый участник справился с этим, он кричит слово «ВСЕ», и к выполнению задания приступает второй участник и т.д. Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят это задание.
-Молодцы, не перевелись у нас еще силачи и ловкачи!
2. Конкурс
«Меткий стрелок»
-Сейчас мы проверим, какие вы меткие? С предыдущего конкурса у каждого из вас остался бумажный шарик, который нужно будет по очереди бросить и попасть в корзину. Этот конкурс как вы уже поняли не на скорость, а на меткость, побеждает та команда, у которой в корзине будет больше бумажных шариков.
3. Конкурс
« Градусник»
Без помощи рук обе команды передают градусник (скалку) так, чтобы он находился под левой рукой. Побеждает команда, которая быстрее передаст градусник от капитана до последнего участника.
4. Конкурс
«Найди лишнее»
По очереди, по одному человеку от команды, нужно добежать до ориентира и подчеркнуть на листе бумаги то, что, по вашему мнению, является полезным для здоровья.
Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с этим заданием (зарядка, чистка зубов, закаливание, режим дня, молоко, груша, яблоко, овощи, свежий воздух, занятие спортом, мытье рук, жвачка, кока-кола, сухарики, сигарета, чипсы, алкоголь, наркотики, выхлопные газы)
5. Конкурс
«Зубастики»
Каждому участнику команды необходимо, зубами, перенести овощи и фрукты из одной корзины в другую.
Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят это задание. (4 огурца, 4 морковки, 4 яблока, 2 апельсина, 4 банана, 4 мандарин)
Ведущий. Викторина «Путешествие в страну гигиена» подошла к завершению, и пока жюри подводит итоги предыдущих двух раундов, мы вам хотели бы сказать:
Ведущий. Здоровый образ жизни, друзья мои, видите,
Здоровье драгоценное свое вы берегите!
Подведение итогов. Награждение.

Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке.

Гигиена – наука о чистоте. Викторина «Гигиена» содержит 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?

В честь древнегреческой богини Гигиеи +

В честь дочери бога здоровья Асклепия + (она и есть богиня Гигиея)

В честь животного гиена

2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +

Потому что заставляет мама

Чтобы поиграть с душистым мылом

3. Какая гигиеническая процедура полезнее?

Контрастный душ +
Обливание +
Обтирание +

4. Что такое гигиена?

Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +

Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +

То же, что и стоматология

5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?

На трёх человек
На двух человек
Только на одного человека +

6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно

7. Кто такой гигиенист?

Человек, соблюдающий гигиену
Врач, специалист по гигиене +
Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени

8. Отгадайте загадки:

Организму для порядка
Каждый день нужна …(Зарядка ).

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Вода )

Гладкое, душистое,
Ароматное, запашистое.
Важно, чтобы у каждого было
Что это такое?… (Мыло )

В воду садится, а мокрым не бывает.
Виден край, да не дойдешь. (Солнце )

В ванной комнате висит, болтается,
Все за него хватаются. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
Как правило, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

9. Какие стихи о гигиене вы знаете?

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…»

«Чтоб прогнать тоску и лень.
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов…»

«Добрый день!
Я – чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами…»

10. Продолжите фразу:

«Чистота – залог …здоровья »
«В здоровом теле — …здоровый дух »
«Солнце, воздух и вода — …наши лучшие друзья »
«Чисто жить — …здоровым быть »
«Кто аккуратен — …тот людям приятен »