Урок 7 кл причастие как часть речи. Актуализация опорных знаний

  • Познакомить учащихся с причастием, его признаками; показать, в чем сходство и отличие причастия и прилагательного, причастия и глагола.
  • Работать над формированием ОУУН: развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать, анализировать, наблюдать; работать самостоятельно, вести учебный диалог; умение оценивать свою работу и ответы одноклассников; развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес и любовь к предмету, бережное отношение друг к другу.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение учителем цели урока.

Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым и очень необычным понятием. Речь пойдёт о причастии. Знакомо ли вам это слово? Приходилось ли его слышать раньше? У одного из ваших одноклассников было индивидуальное задание обратиться к словарю и дать определение этому слову. Посмотрим, что ему удалось выяснить.

(читает заранее подготовленный ученик):

Работа со статьёй словаря Ожегова. (индивидуальное задание )

Причастие 1 –В грамматике: форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола(время, залог, вид), признаки прилагательных (измен. по родам, склонение).

Причастие 2 – 1. У верующих: вино с кусочками просвиры в чаше, употребл. В церкви во время обедни для причащения.

2. То же, что причащение.

Как вы думаете, о каком значении этого слова пойдёт речь на нашем уроке?

Совершенно верно. Но не будем торопить события, тем более что познакомиться с этой темой без помощника будет очень сложно. Кто же будет нашим помощником? Об этом мы узнаем, отгадав загадку.

На экране показывается слайд –шоу (Приложение )

Отгадаем загадку. (слайд 1)

Маленький и кругленький
Несётся быстро вскачь,
Недавно мамой купленный
Весёлый, резвый...(мяч) (слайд 2)

Итак, наш помощник – обыкновенный мяч. Давайте внимательно рассмотрим наш мяч, для этого охарактеризуем его с разных сторон.

Ответим на вопросы: (слайд 3) Ответы запишем в левый столбик.

Каков наш мяч по цвету?

(Дети перечисляют: жёлто- коричневый, яркий, разноцветный...)

А по размеру?

(небольшой, маленький, средний...)

Что можно сказать о его форме?

(круглый)

А для чего он предназначен?

(для игры в футбол, значит, он футбольный)

А какие ещё мячи бывают?

(баскетбольные, волейбольные, для метания...)

А что известно вам о родине футбола? Названия каких отечественных футбольных команд вам известны? А фамилии знаменитых футболистов? (Эти вопросы рассчитаны на то, что в данном классе есть ребята, увлекающиеся футболом, а значит, есть возможность блеснуть своими знаниями в области этого вида спорта)

Давайте теперь произведём с нашим мячом некоторые действия. (слайд 4) Ответы запишем в правый столбик.

  • Итак, если наш мяч летит, то он какой? (летящий)
  • А если он падает, то он какой в этот момент?(падающий)
  • Если мяч уже упал на землю, то он какой? (упавший)
  • А если наш мяч уже в воротах, то он какой? (забитый)

Итак, сделаем некоторые выводы: (слайд 5)

1. Все записанные нами слова отвечают на один и тот же вопрос: Какой?

2. А это значит, что все наши слова указывают на признаки этого мяча.

3. Но ответьте на вопрос: в каком столбике записаны слова, указывающие на постоянные признаки, а в каком – на непостоянные признаки, временные? (в правом - непостоянные, в левом- постоянные) Т.е. за 1 минуту вряд ли наш мяч из круглого превратится в квадратный, или же из футбольного в волейбольный. В то время как он вряд ли будет постоянно летящим, а значит, признак летящий – явление временное.

4. Т.о. признаки постоянные во времени имеет прилагательное, а непостоянные – причастие. Это их главное отличие при видимом сходстве.

Ну а в нашем словаре появилось новое слово, которое будет сопровождать нас на протяжении многих – многих уроков. Это слово – причастие.

Сделаем записи в тетради: (слайд 6)

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, а значит, совмещает в себе признаки 2-х частей речи: прилагательного и глагола.

Что же позаимствовало причастие у прилагательного?

  • Во-первых, вопрос. Причастия отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Во-вторых, причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
  • В-третьих, причастия, как и прилагательные, бывают полными и краткими.
  • В-четвёртых, полные причастия подчёркиваются волнистой линией, а значит, в предложении являются определениями.

- А что позаимствовало причастие у глагола?

  • Во-первых, время. Но в отличие от глагола причастие имеет не три времени, а только два: настоящее и прошедшее.
  • Во-вторых, вид. Причастия, как и глаголы, бывают двух видов: совершенного и несовершенного.
  • И, в-третьих, краткие причастия подчеркиваются двумя чертами, а значит, как и большинство глаголов, в предложении являются сказуемыми.
  • Давайте теперь все вместе попробуем образовать причастия.

    Методическая разработка урока с презентацией.

    Причастие. Причастие как часть речи (первый урок по теме). 16 урок.

    Учитель: Вишневская Елена Павловна.

    Предмет – русский язык. Класс -7-б.

    Тип урока: комбинированный.

    Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.

    Задачи урока:

    1. Образовательная.
    1. Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.
    2. Учиться отличать причастия от слов других частей речи.
    3. Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
    1. Воспитательная.
    1. Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи
    2. Развитие интереса к изучению родного языка.
    1. Развивающая.
    1. Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
    2. Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний:
    • Упр. 24 (выборочно).
    • Вызванный к доске ученик готовит связный рассказ о глаголе как часть речи. Ответ должен быть полным и логичным. Для подтверждения ученик приводит свои примеры или примеры из домашней работы.
    1. Морфологический разбор:

    У доски два ученика разбирают морфологически слова жидкого (золота) и запылала .

    Повторение поможет успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.

    1. Формулирование учащимися темы и цели урока:

    Прочитайте слово на слайде 1.

    Что такое родник?

    Родник – это водный источник, текущий из глубины земли.

    Какой может быть родник? Запишите на доске.

    Лесной, наполняющийся, глубокий, холодный, утоляющий, бьющий.

    Найдите прилагательные к слову родник.

    Какое прилагательное обозначает признак по месту нахождения? (лесной)

    Какое прилагательное обозначает признак по размеру? (глубокий)

    Какое прилагательное обозначает признак по ощущению? (холодный)

    Назовите слова из справки, которые выражают признак предмета по действию (утоляющий, бьющий, наполняющийся).

    Если слова выражают признак предмета по действию, то они являются особой формой глагола. Они называются причастием (слайд 2).

    Сформулируйте тему нашего урока.

    Причастие как особая форма глагола. Запишите её в тетради.

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели нашего урока, используйте опорные слова.

    (слайд3) познакомиться...

    учиться отличать...

    1. Изучение нового материала:

    Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. продолжим начатый разговор. прочитайте написанные слова.

    утоляющий (жажду)

    утоляющая (жажду)

    утоляющее (жажду)

    Скажите, на какие вопросы отвечает причастие? (какой? какая? какое?)

    Теперь дайте полное определение причастия. (слайд 4)

    Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

    Из определения видно, что причастие имеет черты глагола и прилагательного. А какие именно, вы определите, поработав с таблицей.

    Причастие

    Признаки глагола

    Вид

    Время

    Признаки прилагательного

    Изменяется

    1)утоляющий

    (жажду)

    утоливший

    (жажду)

    1. И.п.утоляющ жажду

    Р.п. утоляющ жажду

    Д. п. утоляющ жажду

    В. п. утоляющ жажду

    Т. п. утоляющ жажду

    П. п. об утоляющ жажду

    1. утоляющий жажду

    утоляющие жажду

    1. утоляющая жажду

    утоляющий жажду

    утоляющее жажду

    по...

    по...

    по...

    Учащиеся работают в парах. Делают выводы по каждой части таблицы.

    Причастия можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в н. в или пр. в.). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, причастия образуются от глаголов, а прилагательные от существительных. Например, лесной - лес, утоляющий - утолить.

    Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?

    Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

    Какую часть речи поясняет прилагательное?

    А причастие?

    Как изменяются прилагательные и причастия?

    Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.

    Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:

    • прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
    • прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий. (слайд 5)

    Сделайте общий вывод о причастии.

    Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.

    1. Синтаксический разбор предложения:

    Путники расположились около утолившего их жажду источника.

    Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы?

    Причастие в предложении является определением.

    1. Закрепление материала:
    • Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия.

    Синий горизонт – синеющий небосклон

    Жёлтая кувшинка – желтеющая нива

    Колючий ёж - колющий предмет

    Шумный поток – шумящий поток

    Выделите суффиксы.

    • Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

    Ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.

    • Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (слайд 6):

    Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

    • М. В. Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (слайд 7)

    Какую же « силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.

    Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

    Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.

    (Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.)

    Солнце ещё не взошло в силу и греет бережно и ласково.

    (Ещё не взошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.)

    7.)Проверочная работа:

    На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили.

    1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»:

    1.) Чернеющая пропасть

    2.) Чёрная ночь

    3.)белого цвета

    4.)спелый крыжовник

    5.)тёплый дождь

    2. Найти словосочетание «прич. +сущ.»:

    1.)мокрый снег

    2.)синее небо

    3.)поспевающий крыжовник

    4.)лаявшая собака

    5.)тёмный горизонт

    3. Найти словосочетание «прил. + сущ.»:

    1.)стоящий мальчик

    2.)засеянное поле

    3.)летящая птица

    4.)светлое небо

    5.)собранные грибы

    4. Найти словосочетание «прич. +сущ.»:

    1.)болотная вода

    2.)горячая печь

    3.)спеющая ягода

    4.)мелкий брод

    5.)последний лист

    Контрольный листок учителя: 1. (1), 2. (3,4), 3. (4), 4. (3).

    8.) Итог урока:

    С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

    Мы познакомились с причастием.

    Расскажите о причастии, используя свои примеры.

    Учащиеся выполняют задание.

    Обсуждается домашняя работа.

    Оценивается деятельность учащихся на уроке.

    Список используемой литературы:

    1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 27 изд. М.: Просвещение 2010.
    2. «Интеллектуальное развитие школьников» / Г. А. Бакулина изд. М. «Владос» 2006.
    3. Русский язык 7 класс. Тесты в 2 частях / Книгина М. П. – Саратов: Лицей 2011.

    ТЕМА УРОКА: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

    «Причастие - «часть речи, причастная(т.е. близкая)

    глаголу, в образе прилагательного».

    (В.Даль)

    1.ОРГМОМЕНТ.

    2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,

    На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.

    Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.

    Назовите признаки мяча:

    по форме- круглый;

    по величине- маленький;

    по материалу- резиновый, плюшевый, лохматый…

    по назначению- теннисный.

    Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные)

    Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные)

    Б) Произведем) с мячом некоторые действия.

    Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)

    Какие признаки мы называем- постоянные или временные?(Временные)

    А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает(Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.

    Почему?(Временный признак в будущем времени быть не может)

    На экране появляется таблица

    МЯЧ

    Какой?

    Какой?

    Круглый

    Желтый

    Маленький

    Резиновый

    Плюшевый

    Лохматый

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    Падающий (от падать- сам падает)

    Летящий (от лететь – сам летит)

    Прыгающий (от прыгать- сам прыгает)

    Упавший(от упасть-сам упал)

    Пойманный (кто-то поймал)

    ПРИЧАСТИЯ

    Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом(антонимом)- прилагательным(желтый-рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).

    В)Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?

    СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

    На экране появляется таблица

    Признаки прилагательного, глагола, причастия…

    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    ГЛАГОЛ

    Обозначает признак предмета

    Обозначает действие предмета

    ПРИЧАСТИЕ

    Обозначает признак предмета по действию

    ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

    ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

    1.Какой?

    2.Род.

    3.Число.

    4.Изменяется по падежам

    5.Имеет полную и краткую форму.

    6.Согласуется с существительным.

    7.В предложении -определение и сказуемое

    1.Что делать? и др.

    2.Лицо.

    3.Число.

    4.Род.

    5.Возвратность.

    6.Время.

    7.Пеходность.

    8.Вид.

    9.Наклонение.

    10.В предложении -сказуемое.

    ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ

    1.Какой? Что делающий? 7.Возвратность.

    2.Род. 8.Вид.

    3.Падеж. 9.Время(наст.и Прош.)

    4.Полная и краткая формы. 10.Дейстствит. и страдат.

    5.Число. 11.В предложении-определение

    6.Согласуется с существительным. и сказуемое

    СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

    1. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?(имя существительное)

    2.Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам, падежам)

    3.Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова)

    Вот свойство мое обязательное:

    Склоняюсь я, как прилагательное.

    На все вопросы его отвечаю.

    Глагол по значению напоминаю.

    4.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)

    Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

    Какими частями речи выражены определения?

    Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой.

    Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?

    Какие признаки глагола имеет причастие?

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

    Откройте учебник на стр.24, прочитаем пар.№9.

    А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану(План проецируется на экран)

    НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ:

    - «ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ»

    Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные.Выделите суффиксы прилагательных и причастий.)

    Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):

    Вспомним с нами отступавших,

    Помолившихся за нас.

    Воевавших год иль час,

    Павших, без вести иль час,

    Провожавших, вновь пропавших,

    Нам попить воды подавших,

    Помолившихся за нас.

    Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.

    1.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)

    2.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    (упр.№56+ проверка тестов.)

    3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.

    Разработка урока русского языка в 7 классе

    по теме «Причастие как часть речи»

    Тимофеева Ольга Владимировна,

    учитель русского языка и литературы

    Раздел: преподавание русского языка

    Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник: «Русский язык. 7 класс» под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.

    Цель урока:

      Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные

      Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике

      Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

    Тип урока:

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Ход урока

      Организационный момент

    Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.

    2 .Языковая разминка

    Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.

    Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.

    Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.

    Выделить и объяснить орфограммы;

    Составить схемы словосочетаний;

    3 Объяснение нового материала

    Возьмем теннисный мячик. Составим словосочетания «сущ. +прил.». предложения.

    Что известно о прилагательных и глаголах частях речи?

    Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

    Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

    Слова: , как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

    Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.

    Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.

    Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.

    Окно какое? Растворенное окно.

    В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

    Комнатка, озаренная свечкой. - Комнатка, которую озарила свечка

    Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.

    Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.

    Растворенное окно. – Окно, которое растворили .

    Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

    Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

    Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.

    Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее ), числам ( летящий, летящие ) и падежам ( летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.

    Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие - временнóй (настоящее и прошедшее время).

    Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный ) и краткую (каков? прочитан ). Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.

    Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» ( темнеющий лес лес, который темнеет ), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный ).

    Синтаксическая минутка.

    (произвести синтаксический разбор предложений)

    Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)

    Эта книга прочитана мной.

    Найдите причастие. Каким членом предложения является?

    Составим вместе таблицу.

    «Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

    Вопросы

    IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.

    Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения знаний на практике.

    Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.

    Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу).

    V. Формирование умений и навыков.

    Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.

    1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)

    Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

    Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

    2. Задание № 2 «Тест»

    Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

    1 вариант

    А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь

    Б) висячая лампа Д) летучая мышь

    В) летящая птица Е) зеленый дуб

    А) нарастающий шум Г) растаявший снег

    Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака

    В) высохшая трава Е) желтая рожь

    2 вариант

    1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

    А) читающий мальчик Г) скошенная трава

    Б) читальный зал Д) каменный дом

    В) созревающие зерна Е) поющие птицы

    2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

    А) пахучее молоко Г) смотревший вперед

    Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод

    В) спеющая ягода Е) орудийные залпы

    VI. Обобщение.

    Цель этапа: обобщение по теме урока.

    Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.

    VII. Подведение итогов урока.

    Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.

    VIII. Консультация по домашнему заданию.

    Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.

    Параграф учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии.

    Литература:

    1.Русский язык. 7 класс.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.- 2008

    2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008

    Открытый урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
    Автор: Саттарова Раушания Салимьяновна
    Тип урока: усвоение новых знаний.
    Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
    Задачи урока:
    Образовательные:
    развить умение формулировать определение понятий;
    формировать умение отличать причастие от других частей речи;
    обогащать словарный запас учащихся;
    совершенствовать орфографические умения.
    Развивающие:
    осуществление системно-деятельностного подхода;
    развитие внимания;
    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    формирование логических умений.
    Воспитательные:
    воспитание интереса и уважения к родному языку;
    воспитание ценностного отношения к слову;
    развитие коммуникативных УУД:
    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
    Структура урока:
    Организационный этап.(1 мин.)
    Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)
    Фаза урока «Вызов» (6 мин.)
    Фаза урока «Осмысление» (7 мин.)
    Закрепление (15 мин)
    Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)
    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.(2 мин.)
    Ход урока
    Организационный этап: Слайд 1
    Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.
    - Ребята, откройте тетради и запишите дату.
    Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
    - Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)
    - Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже.
    - Какие цели вы сегодня поставите перед собой? Слайд 2
    - Обратите внимание на экран. Слайд 3. Перед вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.

    Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?
    (Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.)
    - А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.
    - Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:

    Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед, …Числительные: одна, два, один, четыре, …
    Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…
    4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…
    5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …
    6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…
    - Умницы! Очень хорошо!
    Фаза урока «Вызов»
    А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:
    Стоит
    Сидит
    Смотрит
    Думает
    Играет
    Лежит
    Висит
    Катается
    - На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)
    Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».
    Стоит – стоящий (мальчик)
    Сидит – сидящая (мама)
    Смотрит – смотрящая (сестра)
    Думает – думающая (девочка)
    Играет – играющий (братик)
    Лежит – лежащий (ковер)
    Висит – висящая (картина)
    Катается – катающийся (мальчик)
    - Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.
    Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)
    Фаза урока «Осмысление»
    - Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно образовано?
    При-част-и-е
    (Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.)- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.
    Посмотрите на этот рисунок. Слайд 4
    2349519621500 Глагол Прилагательное
    10610854721000
    65214527114500
    10618036985000-3036914839600
    58674015303500
    5651505397500
    4705357620000
    Причастие
    Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)
    Почему папа - глагол?
    Почему мама - прилагательное?
    (Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает на вопрос прилагательного «какой?».)
    - Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.
    Игра в мячик. Слайд 5
    У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча.
    (К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик)
    по форме – круглый;
    по величине – большой, маленький;
    по материалу - резиновый, пластмассовый;
    по назначению - футбольный, теннисный.
    - Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)
    Учитель передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх, передает кому-либо и т.д.).
    - Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…).
    - Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют? Слайд 6.
    СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
    - Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы учащихся)
    Запишите в тетради определение: Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».
    Закрепление:
    Творческое задание (устно, на доске): Слайд 7. Перед вами причастия. Ваша задача - раскидать их в две корзины. Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?
    Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая, закричавшие.
    Решающая - решившая,
    любящий - любивший,
    бросающая - бросившая,
    рисующий - нарисовавший
    кричащие - закричавшие
    - И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?
    (Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)- У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?
    (Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.)Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах)
    Творческое задание (письменно): Сайд 8. Используя причастия, составьте словосочетания со словами:
    Вермишель (сорт лапши)
    Фасоль (вкусная фасоль, белая фасоль, черная фасоль)
    Бандероль (посылка)
    Вуаль (легкая прозрачная ткань)
    Моль (небольшая бабочка, гусеница которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зёрен и растений)
    Кольраби (капуста)
    Салями (колбаса)
    (Это задание будет очень полезным, потому что род, вышеперечисленных слов, учащиеся часто неправильно определяют).
    Проверка (учащиеся читают по одному словосочетанию).
    Молодцы. Сайд 9. Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!
    (Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)
    Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.
    Подведение итогов урока: Сайд 10.
    Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?
    Что такое причастие?
    Какие признаки причастия запомнили?
    Как вы думаете, какова роль причастий в речи?
    Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»?
    Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.
    Выставление оценок. Слайд 11. Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!