Смотри как роща зеленеет. Анализ стихотворения тютчева смотри как роща зеленеет

«Смотри, как роща зеленеет…» Фёдор Тютчев

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Август 1857

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Смотри, смотри на небеса, Какая тайна в них святая Проходит молча и сияя И лишь настолько раскрывая Свои ночные чудеса, Чтобы наш дух рвался из плена, Чтоб в сердце врезывалось...
  2. «Который час?» — Безумный — Смотри, смотри: Одиннадцать, двенадцать, час, два, три В мгновенье стрелка весь облетает круг. Во мне ль, в часах горячечный этот стук? Он гонит сердце биться...
  3. Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все,...
  4. Что, камни не живут? Не может быть! Смотри, Как дружно все они краснеют в час зари, Как сохраняют в ночь то мягкое тепло, Которое с утра от солнца в них...
  5. Смотри! толпа людей нахмурившись стоит: Какой печальный взор! какой здоровый вид! Каким страданием томяся неизвестным, С душой мечтательной и телом полновесным, Они речь умную, но праздную ведут; О жизни мудрствуют,...
  6. Травою жесткою, пахучей и седой Порос бесплодный скат извилистой долины. Белеет молочай. Пласты размытой глины Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой. По стенам шифера, источенным водой, Побеги каперсов; иссохший ствол...
  7. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра...
  8. На синем куполе белеют облака, И четко ввысь ушли кудрявые вершины, Но пыль уж светится, а тени стали длинны, И к сердцу призраки плывут издалека. Не знаю, повесть ли была...
  9. Осыпаются листья, в которых затаился и жил для меня еле слышный, немолкнущий шорох отгремевшего майского дня. Эти самые листья весною, недоверчивым, вкрадчивым днем, содрогнуло короткой волною, опалило внезапным огнем. И...
  10. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь покинет...
  11. Роща дремлет серебряным гротом, Небо синей пустыней лежит. Ходит месяц над мерзлым болотом, Как кудесник седой ворожит. И на проруби иссиня-черной Чертит медленно огненный знак… Не колышется иней узорный, На...
  12. Мороз такой, что роща вся седая. Присел щенок пописать – и примерз, визжит… Ножом я шерстку отсекаю – и прочь бежит щенок… Мороз, мороз. И сладко знать, что где-то близко...
  13. В сумраке синем твой облик так нежен: этот смешной, размотавшийся локон, детский наряд, что и прост и небрежен! Пахнет весной из растворенных окон; Тихо вокруг, лишь порою пролетка вдруг загремит...
  14. В прохладу волн загнав стада коров мычащих, сгибает стебли трав жара в застывших чащах. Прогретая гора дымится пылью склонов. Коробится кора у накаленных кленов. Изнемогли поля, овраги истомились, и солнцу...
  15. Тебя так любят все! Один твой тихий вид Всех делает добрей и с жизнию мирит. Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье, В душе твоей звучит какой-то приговор; Зачем...
Вы сейчас читаете стих Смотри, как роща зеленеет, поэта Тютчев Федор Иванович

Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет»

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода.

Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

Где найти?

Kolibry Гений (92412) 8 лет назад

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа! ”); входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”). Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и страдательные причастия, в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

роща зеленеет,
Палящим солнцем облита. -

какою негой веет
От каждой ветки и листа! -

Войдём и сядем под корнями
Дерев, поимых родником.

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, страдательного причастия настоящего времени “поимых”, обособленного определения, выраженного причастным оборотом “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы. Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт - и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его: “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Константин Некрасов Знаток (332) 8 лет назад

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев " Смотри как роща зеленеет"

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ф.И.Тютчев « Смотри как роща зеленеет»

  1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева
  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
  3. Развивать логическое и образное мышление учащихся
  4. Развивать связную речь учащихся
  5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе
  1. Интерактивная доска, презентация биографии Ф.И.Тютчева, презентация к стихотворению « Смотри как роща зеленеет», звукозапись стихотворения.
  2. Выставка произведений Ф.И.Тютчева

I. Оргмомнет. Разминка.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка.

«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Месим тесто» – размять язык зубами.

Скороговорка.(На парте одна на пару). Работа в паре.

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока со скоросоковыжималкой.

Подал грабли крабу краб.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

II. Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

На дом каждый ряд получил своё задание.

Ряд 1. Допишите рассказ (возможный финал).

Ряд 2. Представьте себе, что Петька решил написать письмо гимназисту Мите. Напишите письмо от его лица(т.е. от первого).

Ряд 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении.

Какой же эпизод занимает центральное место в рассказе и почему?

Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

(Писал стихи о природе).

Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт, дипломат, публицист.

Фёдор Иванович Тютчев

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком.

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Мать будущего поэта,

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г. тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя - в своих произведениях.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Какие стихи читали, учили? (Чтение стихотворений наизусть).

Чтение стихотворений учащимися.

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением « Смотри как роща зеленеет». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

Работа по учебнику с.116

Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения.

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”);

Входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”).

Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

Палящим солнцем облита. -

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

какою негой веет

От каждой ветки и листа! -

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями

Дерев, поимых родником.

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт - и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его. “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы - самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Выразительное чтение стихотворения.

Творческая работа. Работа в группе. (на парте у каждого листок).

Придумать четверостишье о природе.

Итог урока. Рефлексия.

Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Что вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?

Вы стали лучше – хуже?

За что ты можешь оценить свою работу.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

(по желанию выучить наизусть).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою. »

Цель урока:1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа.2. Форм.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением.

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: «Как бы жили мы без книг?»

Урок литературного чтения в 1 классе. УМП "Перспектива" Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.

Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной. "

Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной. ".

ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкал.

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев "Листья"

Цели урока:1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ.

Статья по чтению