Молчание золото во все времена. Молчание золото. Когда слово – как золото

Не нужно судить людей, ситуации, со своей жизненной позиции. Бог находится на девятом этаже, а вы на первом, и что вы можете там видеть? Вы не знаете ничего, но очень любите осуждать. Вы не знаете обстоятельств людей, но уже готовы перемыть им кости. Дорогие, остановитесь.

Очень важно, что и как мы говорим. По-разному можно выражать свои . Можно доставлять благодать слушающим, а можно сеять разлад.

Поговорим с вами о том, как научиться обуздывать и укрощать язык и наши действия. Писание называет человека мудрым, который может вовремя закрыть рот: когда внутренние страсти бушуют, когда хочется доказать свою правоту, но ты сдерживаешь себя и молчишь. Поэтому, действительно, иногда Библия учит нас не завидовать. Написано: Как только идут завистливые мысли, мы должны сразу же, на корню, не дать им развиться дальше.

Да, мы не можем все контролировать, это действительно сложно, когда вдруг ни с того ни с сего внутри все вспыхивает, и ты не знаешь, что делать, говорить, куда бежать. Есть понятие греха внутреннего, который не вышел еще на свет, не выплеснулся. Библия говорит, что сделанный грех рождает смерть. Поэтому если у вас начинает клокотать внутри, вы не должны это все выплескивать, вы должны связать его еще на корню, что бы не согрешить. Иногда просто нужно крепко застегнуть свой рот на замок, храня драгоценное молчание и себя подальше от греха.

Ярким примером в Библии является история про Авеля и Каина. Братья были очень дружны. Авель был пастух, а Каин занимался земледелием. И принесли они Богу свои дары. Авель выбрал лучшую овечку, которая была очень дорога ему, ему было очень тяжело расставаться с ней, потому что он вырастил ее. Но он не пожалел самое лучшее для Бога. И Бог видел его сердце. А Каин принес овощей и фруктов. В его поступке не было жертвенности. И Бог принял дар Авеля, а Каина нет. И здесь Каину бы «промолчать», задавить ненависть и в своем сердце, но он выпустил эмоции наружу и убил своего брата.

Мы порой допускает то, о чем нам приходится в дальнейшем жалеть. Иногда мы раскаиваемся, что не смогли сдержать себя. В Библии сказано, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяние, кража, гнев, злоречие, суждение. Если у человека чистое сердце, то он не допустит, чтобы эти эмоции развивались внутри и приводили ко греху.

Читая Библию и молясь, человек очищается изнутри. Укрощение плоти, кротость и воздержание - это прекрасные качества, с которыми не рождаются, а которым учатся. Многие могут сказать: "ну и что, что я строптивый, что хочу то и говорю. " Дорогие, но вы тем самым сами себя отодвигаете от благословений и навлекаете проклятия на свою жизнь. Неужели вы не хотите, чтобы у вас все было хорошо? Библия говорит, что не нужно судить людей, ситуации, со своей жизненной позиции. Бог находится на девятом этаже, а вы на первом, и что вы можете там видеть? Вы не знаете ничего, но очень любите осуждать. Вы не знаете обстоятельств людей, но уже готовы перемыть им кости. Дорогие, остановитесь. Если вы понимаете, что Бог на небе, а вы на земле, то слова ваши пусть не многословными.

А как опасно, когда люди начинают судить о Боге. Кто дал им право это делать? Только Бог знает истину. И вы должны довериться Ему, но ни в коем случае не осуждать. Библия говорит, что если вы будете хулить человека, и раскаетесь в этом, то Бог вам. Но если вы будете хулить Святого Духа, Бог не прощает этого вовек. Будьте осторожны со своими словами и языком. Храните лучше молчание, когда не знаете, что сказать. Язык мал, но может делать огромные и страшные вещи. Не позволяй языку твоему вводить твое тело в грех. Неужели человек хочет, чтобы он потерпел крах во всех сферах своей жизни? Порой человек переступает черту и начинает судить о Божьих действиях. Люди заявляют Богу, что Он не прав, неверно поступил и т.д. И после этого у людей наступает расплата за грехи: города горят, наступают потопы, землетрясения, ураганы, приходят различные болезни. Но люди искренне не понимают, почему это происходит и еще больше начинают судить и попрекать Бога. Друзья, не дай Бог нам попасть под руку гнева Божьего.

Иисус, когда жил на земле, никогда не осуждал людей. И если к нему подходили искусители, которые пытались его заставить осудить, он благословлял их и уходил. Если и вас люди пытаются соблазнить на осуждение, не бойтесь, говорите им прямо в лицо, что вы не станете заниматься этим и не будете терять Божьего благословения. Если вы находитесь в компании людей, где идет осуждение, уходите оттуда. Даже если вы сами не судите, но позволяете окружающим делать это, вы становитесь соучастником в их грехе. Бог учит людей через воздержание, самообладание, направлять свои поступки согласно воле Божьей. И ты сможешь укротить себя, если укротишь свой язык. Почаще практикуй в своей жизни и избежишь многих проблем.

Да будет от вас удалены зависть, суждение и всякий запинающий грех. Да будут уста ваши благословлять Бога, и не будут проклинать людей, сотворенных по образу Божьему. Никакое гнилое слово, да не выходит из уст наших, а только доброе. Храните свое сердце и уста в чистоте и Святости, и Господь благословит вас. Аминь.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

С уважением,

Довольно смешно наблюдать, как многие люди стараются придумать крючки, но получаются только щипцы и тухлые яйца. Причем изобильные тухлые яйца. Яичный водопад.

При этом самый мощный крючок у человека всегда под рукой. Это - молчание.

Можно сказать, что молчание - не просто золото, а золотой крючок.

Не сомневаюсь в том, что большинство из читателей не смогут сразу воспользоваться этим секретом. Они 1)в основном не смогут молчать, 2)смогут молчать лишь там, где неплохо было бы говорить.

Но если работать в этом направлении, постепенно будет получаться лучше и лучше.

Не всякое молчание и не всегда является крючком.

Молчание является крючком лишь тогда, когда от вас ожидают слов.

Если никто ничего не ждет от вас, не предполагает даже, что вы чего-то скажете, не замечает вас и не учитывает ваше присутствие, молчать бесполезно. Надо наоборот чего-нибудь сказать. Желательно умное.

В идеале надо сказать что-то такое, чтобы человеку очень захотелось диалога с вами. И тогда ваше молчание может стать крючком.

Необходимо соблюдать меру. Никто не будет вестись на ваши крючки, если вы не будете это положительно подкреплять. Положительное подкрепление любого полезного вам нового шага - основа основ рыбалки (и любой стратегии).

Основа основ - положительное подкрепление хорошего, дистанцирование в ответ на плохое. Если вы будете нарушать это золотое правило, у вас никогда ничего не получится.

Но следующим по важности правилом является умение замолчать.

Давайте посмотрим, почему многие люди так многословны, особенно в период "выяснения отношений" (с которыми обычно все и так совершенно ясно).

Написать длинный связный текст они обычно не могут, рассказать интересную историю с остроумными подробностями - тем более, а вот будучи эмоционально задеты или вовлечены в диалог, они не в силах остановиться, поясняют, уточняют, дополняют, задают вопросы, просят ответа, пересказывают свои старые диалоги и описывают свои переживания по кругу. Чем сильней эмоциональный накал, тем сильнее эффект недержания, тем обильнее излияния человека, даже если раньше он был молчалив. Раньше он был молчалив и довольно скучен от своей вербальной замкнутости, а теперь, когда его что-то задело, превратился в шквал липких яиц, щипцов и скалок.

И посреди этого словесного поноса (вы пишете мне свои диалоги с любимыми подробно, спасибо, я читаю эту жуть) у человека появляются вопросы: как бы закинуть шар и крючок? Никак. Надо пойти и убить себя о стену, то есть надо замолчать уже наконец. Крючком молчание не станет, потому что от вас давно ничего не хотят услышать, мечтают, чтобы вы заткнулись. Но молчанием в этом случае можно облегчить свою участь.

В чем причины словесного недержания?

Корона + внешний локус = границы всмятку

Человеку кажется, что силой своего слова, своего невероятного дара убеждения он сможет изменить отношение другого человека. Его слова войдут в уши тому, нападут и победят его собственные мысли. Человек был уверен в чем-то, но услышал от вас что-то и обалдел от вашей мудрости и правоты, а если вы повторите на все лады много раз, проникнется окончательно и покорится вашей точке зрения. Да?

Посмотрите, люди приходят к мой блог в поиске ответов, читают и видят что-то свое, с точностью до наоборот от написанного. С чем пришли, с тем и уходят. Человек погружен в себя и любое влияние извне пропускает через могучие фильтры, полностью искажающие посыл. И это даже человек, ищущий ответа, открытый. А ваш партнер стоит в оппозиции к вам во время конфликта, он не уступит вам ни единой своей позиции. Он никогда не согласится принять вашу точку зрения, если она противоречит его в данный момент. Он наоборот еще больше укрепится в своем. Так зачем вы сотрясаете воздух? Зачем вы бьетесь головой об эту стену? Вы похожи на истеричного ребенка, требующего уступить ему. Ваш партнер - не мама. А в момент конфликта - это ваш временный враг. Ослабьте давление на него и тогда он сможет услышать вас, спустя время молчания. Имеют смысл только конструктивные диалоги, когда вы оба настроены на миролюбивое сотрудничество.

Внешний локус

Но не только желание надавить и словесно поменять мнение другого причина недержания.

Еще и поиск опоры в другом.

Любая эмоция, которая в вас возникла, требует мгновенного излияния. Это слияние границ и привычка опираться на реакцию партнера, чтобы отрефлексировать свою. Вы до конца не понимаете, что это за эмоция в вас, откуда она, зачем, что с ней дальше делать, пока не излили эту эмоцию тому, с кем у вас "отношения" (этим словом вы называете слияние границ, назначение человека вашей мамой). Вы считаете, что не только имеете право, но и обязаны рассказать ему о любом изменении ваших эмоций. Вы боитесь упустить хотя бы одну деталь, поэтому пишете ему многословно и часто. У вас бурные эмоции и поэтому бурные диалоги. Это были бы монологи, имей ваш партнер хорошие границы, но он обычно тоже имеет плохие границы, поэтому ваше общение - это обоюдный понос, по которому сразу можно определить, у кого позиция хуже: у того, кто многословней.

Иметь хорошие границы - это хорошо понимать, что второй человек - отдельный от вас субъект, он не ваша часть и не ваша опора, он взаимодействует с вами тогда, когда есть на то его воля, настолько близко, насколько хочет сам. Для взаимодействия людей необходима воли с обеих сторон и если хотя бы один против в данный момент, второй не может принудить его к взаимодействию, тем более не может насильно затоплять его своими эмоциями, тянуть его внимание на себя. И особенно это актуально в конфликтах, где даже между самыми близкими людьми временно образуется преграда, оппозиция, и пока конфликт не будет решен, нельзя игнорировать эту стену, нельзя воспринимать второго, как проекцию себя же, с кем можно вести нескончаемый внутренний диалог.

Честно говоря, даже с собой вести длинные диалоги очень вредно. А уж с другим человеком тем более. Вы изнуряете его и кормите собой как горькой редькой.

Так что чаще всего речь не о крючках, а о том чтобы просто не долбать второго непрошенными объяснениями, уточнениями, рассуждениями.

Когда вы научитесь не прессовать собою всех, кого вы любите, и не отжирать у них внимание и время, можно начать думать о том, как учиться делать крючки.

Еще раз хочу повторить. Если у вас недержание в ссорах (в мирное время вы можете быть сдержанны, от скуки, но толку в этом нет, лучше бы рассказали чего интересное) и при любом эмоциональном накале - недержание, изготовление крючков - пока не для вас. Это не вредно, это просто бессмысленно и смешно. Вылечите сначала недержание (сняв корону и поправив локус, и так каждый раз, когда хочется бурно излиться).

Пока вы страдаете недержанием, вы обязательно будете замолкать там, где не надо, где вам самому захотелось помолчать. Чаще всего там стоит что-нибудь сказать, а не молчать. И вы будете ждать реакции на ваш "крючок" и зависать. А когда вам будет хотеться высказаться, вы и думать о крючке не сможете, вас будет уносить и будет казаться, что от молчания вам станет намного хуже, вы лопнете от своих невысказанных слов. Не лопнете, а главное высказанные слова освобождения не принесут, новые сразу накопятся, а когда наконец исчерпаются, вы оглядитесь и увидите, что территория ваша сократилась, значимость ваша упала, а значимость партнера возросла.

То есть пока ты рапан, рыбаком не станешь, надо сначала хотя бы в живую рыбу превратиться, научиться уплывать от чужих крючков.

Баг недержания означает, что вы болтаетесь на крючке. Причем крючок вам никто не бросал специально, вы прицепляетесь сами ко всему, что встречаете, даже не похожее на крючок. Для вас это - крючки.

"Как любопытно!" - любят восклицать некоторые девушки, умиляющиеся сами себе. Им кажется, что любопытство это так прекрасно! Любопытство прекрасно, когда вам хочется узнать формулу из учебника на столе, а не факт чужой внутренней жизни.

Любопытство ваше - это уязвимость ваших границ. Вам что-то недосказали и вы вертитесь как уж на сковородке, думаете об этом. Это вас не касается, иначе вы обязательно могли бы это легко узнать. Это было бы внутри вашего локуса контроля. Все, что касается вас - внутри ваших границ, взял и узнал. А вот если вы не можете взять и узнать, значит это вне ваших границ. Так не будьте настолько любопытны, чтобы бегать за человеком и спрашивать, уговаривать, заглядывать ему в рот, тянуть из него. Или думать-думать-думать, скармливая себя. Умерьте свое любопытство и недержание ваше тоже снизится. Недержание - от привычки попадать на крючки.

А вот когда вы эту привычку хотя бы наполовину преодолели, перестали вертеться и ждать каждый раз, когда вам что-то неясно, непонятно, не до конца очевидно, когда хочется "определиться" и "расставить все точки над и", когда любой самый незначительный и неважный диссонанс между ожидаемым и реальным превращается для вас в растущий гештальт, который вы изо всех сил стараетесь продолжить или завершить, тратя на это всю свою энергию, вы можете учиться сами делать крючки.

Другой человек, если он не рыбак, тоже довольно любопытен, часто безволен, страдает эмоциональным недержанием, поэтому крючок ему сделать не просто, а очень просто. На рыбака нужны мощные крючки и сами вы должны стоять на ногах твердо. На большинство людей хватит крючков простеньких, но все-таки ваши ноги должны быть достаточно тверды, иначе сами за своим крючком полетите в воду.

Не начинайте с браконьерских крючков, вас посадят "в тюрьму", то есть занесут в черный список. То есть не надо исчезать посреди важного разговора или обещать что-то очень нужное для человека и оттягивать. Это гадость. Браконьерские крючки работают либо в отношении очень слабых людей, практически бессильных, даже больных. Имейте совесть. Либо они работают, когда такое делает рыбак с большим опытом, например хищник. Хищники тоже за это расплачиваются, но у них это работает. Не став рыбаком, не пытайтесь быть браконьером, это не только плохо и наказуемо в будущем, но и не получится. Вас сразу пошлют, заметив, что вы поступаете подло. Этика - лучшая защита ваших границ.

А вот экологичные крючки бросать можно и даже нужно, если хотите оживить динамику отношений, а не переливать из пустого в порожнее, наводя скуку на себя и другого.

Пока я расскажу несколько самых базовых приемов, поскольку, повторюсь, не до крючков тем, кто сам болтается на крючках своего любопытства и несдержанности. Большинству надо освоить меры безопасности, это само по себе даст отношениям стимул развития, снизит конфликты и распутает множество узлов.

Но вот и приемы.

1. Самый лучший крючок получается тогда, когда вам нестерпимо хочется ответить что-то очень эмоционально. Послать к черту, обругать или наоборот подробно объясниться и извиниться. По этому признаку вы можете и ориентироваться. Потом когда вы станете рыбаком, вам не нужно будет ориентироваться на себя, у вас уже не будет таких желаний, поскольку ваши границы станут прекрасными, но тогда же у вас появится эмпатия, вы будете точно знать, чего от вас ждет вторая сторона и ориентироваться на это. Пока же эмпатия у вас плохая, руководствуйтесь своим состоянием. Если вам хочется сказать что-то в эмоциях, молчите. Скорее всего получится крючок.

Секрет этого правила в том, что вторая сторона калибрует вас и видит, что вас переполняют эмоции, понимает, какие и хорошо знает большинство людей, которые безвольны и идут у эмоций на поводу. Поэтому она ждет от вас реакции, она убеждена, что сейчас последует реакция, и даже знает, какая именно. Промолчите. Это будет такой крючок, эффект от которого может вас потрясти с непривычки.

2. Когда конфликт уже в разгаре и растут его обороты, может получиться крючок, если вы вдруг резко смените тему или займетесь чем-то другим. В идеале вы действительно должны заняться чем-то другим. Вторая сторона находится в общем эмоциональном поле, а вы вышли из него. На той стороне возникнет не только диссонанс, но и ощущение вашей силы. Значимость от такого крючка растет быстро.

3. Хороший крючок получается, когда вы чего-то очень хотите и человек знает это, и он начинает манипулировать этим, будучи уверенным, что у него рычаг. Он кинул вам наживку и убежден, что вы никуда не денетесь. Промолчите и откажитесь идти на поводу его манипуляций и это будет отличный крючок. Иногда можно молча отказаться от очень важных вещей, которых вы долго хотели, от совместной поездки куда-то, например. Чем важней для вас то, от чего вы отказываетесь, тем сильней будет изумление человека. Тем больше крючок и уважение к вам, интерес к вам, внимание к вам.

4. Промолчать в ответ на обвинение, особенно несправедливое и явно провокационное, отличный крючок. В ответ на обвинения вообще надо молчать, даже если вы подсудимый, пусть говорит ваш адвокат. А если на той стороне - не стражи закона, отвечать на обвинения - это наделять человека статусом вашего судьи, вставать в нижнюю позицию по отношению к нему. Не отвечайте, он вам не судья. Не отвечать на обвинения - нормальное поведение человека с хорошими границами, однако в силу того, что все привыкли к плохим границам, особенно в близких отношениях, такое поведение становится нередко большим крючком. Вас обвинили, вы промолчали. Вскоре человеку во-первых станет стыдно, во-вторых, ваша значимость вырастет, благодаря чувству вашего достоинства.

На этом остановимся пока. Более сложные крючки - отдельная тема. Когда-нибудь, может быть, я буду писать про настоящую рыбалку, но скорее всего не для всех. (Вы правильно поняли, это был крючок. Но лучшие крючки - искренние намерения).

Как у вас с молчанием? Работали над багом эмоционального недержания? Получается?

- почему молчание – «золото»
- слово творит и разрушает
- секрет добрословия

В народе говорят: “Слово – серебро, а молчание – золото”. А мы знаем, что народные пословицы, поговорки, афоризмы содержат в себе смысл, это мудрость, выраженная в краткой форме. За ними стоят знания, выверенные веками. Действительно, нетрудно и в повседневной жизни и на исторических примерах убедиться, сколько неисчислимых бедствий приносит неосторожно сказанное слово. Как много дали бы тысячи людей, чтобы вернуть это шальное слово, которое разрушало их счастье, ввергало в неисчислимые бедствия не только их самих, но и близких и далеких. Давайте же рассмотрим и поймем, что такое болтливость и пустословие и установим к этой страсти человеческой окончательное отношение. Давайте поговорим о том, что же такое вообще речь человека, ее качество, красота и даже тембр ее звучания.

Только грубое неуважение к великому дару речи может рождать легкомысленное отношение к словам. Болтун рождается самостью, источник этого зла все тот же – невежество. Именно в припадке злобы, тщеславия или зависти срывается с языка огонь, поджигающий губительные пожары. Недаром подвиг отшельников-молчальников расценивается так высоко. Не были ли такие подвиги результатом осознания великого значения слова и совершенного против него когда-то преступления. (Огн. подвиг., ч.1, стр.204)

Ужасно, когда человек болтает лишь из желания болтать. Это один из самых вредоносных пороков. В древности празднословие считалось грехом. Многословием нынче страдают как в общественной, так и в политической жизни. Нам всем надо учиться говорить много короче. За обилием слов теряется их ценность. Мы не любим пить разбавленное молоко, почему же допускаем разбавленные речи? Безответственность человеческая в этом отношении очень велика. Преступно без цели и смысла болтать, уязвляя пространство. (ГАЙ, т.8, §438)

У людей существует странный и невежественный обычай – говорить при встрече как можно больше. Момент молчания считается чем-то недопустимым и стыдным. Считается обязательным “занимать” гостей и собеседников пустыми и ненужными разговорами. Между тем именно в молчании рождается нередко самое ценное. Обычно все люди, огромное их большинство, стремятся перекладывать то, что их обременяет на других, отягощая этим окружающих и пространство. Но первое условие освобождения от этого груза – это не перекладывать его на чужие плечи. Второе – не загружать им пространство, и третье – когда первые два выполнены, не засорять им свое собственное сознание. (ГАЙ, т.3,§434)

Также не следует никого обременять своими указаниями и советами. К чему говорить о том, что выполнено не будет. Самое лучшее давать слово, когда о нем спросят. Нет ничего хуже непрошенных или навязанных советов и указаний. Вообще хорошо воздержаться от навязывания себя людям. (ГАЙ, т.10, §516)

Навязывать себя даже близким недопустимо. Пусть лучше сами спросят. От навязывания собственных мнений хорошего никогда не получалось. Но ответ на вопрос – уже не будет навязыванием. Потому лучше молчать, пока не спросят твоего совета.

Мудрый предпочитает молчание, зная насколько относительно всякое суждение.

То, о чем так часто и неистово спорят люди, не стоит того, чтобы его оспаривать, ибо в основе своей оно неверно. Знающий больше молчит, нежели говорит. Правильно было сказано, что “мысль изреченная – есть ложь”. (ГАЙ, т.7,§120)

Так что, где можно промолчать, лучше хранить молчание, чем произносить слова, не соответствующие тому, что есть. Условная вежливость тоже от лицемерия и лжи. Молчаливость освобождает от многих ложных условностей. Кто внушил людям порок празднословия и болтливости? Не тьма ли?

Много говорится ненужного и много этим вреда приносится. Пространство засоряется празднословием и блудословием, а ответ придется держать за каждое произнесенное слово. Астральное тело человека ненавидит всякий контроль и сдерживание, поэтому обуздание своего языка, ускоряет подчинение астрала своей воле. Молчаливость и сдержанность – лучшая форма поведения среди разнузданного словоизвержения, а когда они созидательны – это уже знак победы на пути совершенствования своего духа. (ГАЙ, т.8,§430)

И не нужно беспокоиться о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот – улучшит и принесет желаемые следствия. (ГАЙ, т.11,§593)

В случае же желания как-то и чем-то помочь человеку, лучше сделать так, чтобы касание это было молчаливым, Просто свет собственной ауры, усиленный сознательной посылкой доброй мысли, осветит другую ауру, которой дается этот свет. Ведь мысль бессловесная сильнее, облеченной в слова. (ГАЙ,т.8,§411)

Речь человека – явление огненное. Каждое слово – огонь. Фотографирование тонких энергий показывает, как каждое слово сопровождается вспышкой огня, бегущего по нервной системе и вызывающего огненную реакцию или возбуждение прежде всего в собственной ауре говорящего.

Молчание иногда уже тем хорошо, что сложный аппарат человеческого громкоговорителя находится в состоянии покоя и не требует никакого расхода энергии. Даже языку необходим отдых.

Вот посетил один человек другого после долгой разлуки и говорил беспрерывно до полной исчерпанности сил. Подумайте, полезна ли была подобная болтливость и не были ли результаты ее разрушительны, хотя и говорил он о вещах серьезных и близких сердцу обоих. Но даже на серьезные речи нельзя тратить безудержно свою энергию, опустошая этим сокровищницу.

Молчание – золото, потому, что молчание – накопитель; конечно, не молчание глупца или идиота. Молчание тоже разное бывает. Каждое сказанное слово – это расход психической энергии. Пень тоже молчит, но энергии не накапливает. Значит молчание молчанию рознь.

Слишком много нами ненужного говорится. То, что передается в сотне слов, можно сказать в десяти, или еще меньше словах, сконцентрировав в них все содержание. Словоизвержение – разрушительно ужасно. Многие, опустошая себя болтовней, доводят организм до болезни. Болтливость – великое зло, вредящее, прежде всего, болтуну. Надо взвешивать каждое слово, прежде чем что-то сказать, а не растрачивать попусту свою энергию и не засорять пространство ненужными словами. Промолчавший имеет двоякую пользу для себя: во-первых экономит жизненную силу, во-вторых приучается к сдержанности и самодисциплине. Из двух человек совершенно одинаковой силы тот будет сильнее, кто будет больше молчать.

Вообще сдержанность – это показатель силы, а распущенность – слабости. Когда начинает кричать человек на других или другим путем выражать неумение владеть собой, он сам инстинктивно чувствует, что происходит нечто весьма неубедительное. Фактически же он открывает себя для внешних ударов и становится на какое-то время совершенно беззащитным. Темные твари пользуются прорывами в ауре, и присасываются к человеку и висят на ней, питаясь его внутренними излучениями. После всплеска несдержанности наступает момент тяжкого ощущения допущенной ошибки.

Кроме того, слова всегда несут за собой ту или иную степень раскрытия себя собеседнику. Раскрытие же всегда означает передачу контроля над собой другому сознанию, а также допущение его внутрь. Чем меньше знает о вас другое сознание, тем меньше зацепок, Ошибка заключается в том, что слишком раскрылись, а в открытое сердце удары чувствительны необычайно и бьют как правило всегда по самому больному месту.

Произнесенное слово подобно вывеске или плакату – доступно всем. Нельзя никому заранее говорить о своих планах, ибо высказанная мысль встретит то или иное отношение к себе со стороны другого человека, которое наложит на нее наслоения чужой мысли и воли, могущее в корне изменить ее первоначальное направление или даже нейтрализовать ее силу, если мысль чуждая сильнее.

Пространство тоже имеет глаза и уши, и не всегда принадлежат они светлым или дружественным существам. Зачем же информировать темных о своих делах? Будучи оповещены об удаче, они тотчас же принимают меры к тому, чтобы уничтожить благие следствия. (ГАЙ, т.5,§378)

Лучше молчать, пока корни задуманного не укрепились. Много хороших начинаний было разрушено преждевременным и необдуманным оповещением. О своих планах на будущее следует говорить только в случае абсолютной необходимости.

Человек, не умеющий хранить тайну, теряет свою жизненную силу. Болеют те, которые не имеют в себе хотя бы чуть-чуть тайны. Потеряв тайну полностью, человек погибает. Внутренний мир человека принадлежит только Богу, а для остальных он должен оставаться тайной. Не рассказывайте про себя все. Не пытайтесь выяснить все у других. Чем большей тайной будет для вас человек, тем лучше будут отношения с ним. Сохраняйте в отношениях многоточие. Каждая точка дает человеку уровень развития, ему открывается будущее. Ради самого себя сохраняйте тайну, иначе в жизни не будет счастья, ведь “молчание – золото”.

Болтливость ведь есть не что иное, как распущенность психической энергии. Хорошо постоянно следить за собою и держать себя крепко в руках, и там, где хочется сказать двадцать слов, произнести два, т.е. сократить словоизвержение в десять раз… Воля – единоличный и абсолютный хозяин в человеческом микрокосме, и упускать свою власть над ней кому-либо другому недопустимо. Все делается с санкции воли, и никакие оправдания не помогут остановить разрушение, если воля не пользуется прерогативой. Овладение своими огнями поручается воле. Безвольный человек – это жалкое ничтожество и бессильная жертва для всевозможных воздействий. Лучше быть сильным и ошибаться, чем быть безвольной тряпкой. (ГАЙ,т.7,§323)

Болтливость и деловитость уживаются редко. Многословны ли люди дела? И почему те, кто огненно мыслит, не любят энергию тратить в словах. Есть люди слов и есть люди дела. Слов опасайтесь. Там, где слова, и там, где их много, что-то неблагополучно. При многословии всегда скрыто какое-то неблагополучие. Не заслонитесь словами. Сколько прекрасных начинаний тонуло в словах. Только понятое и примененное остается с нами, не примененное уходит от нас вместе с оболочкой. Самые прекрасные, но не примененные в жизнь слова, делают оболочку пустой.

Словам не верьте – пусть действия заменяют слова. Ведь чем больше говорят – тем меньше делают, а энергия, нужная при делании, затрачивается в словах. Если ваши слова не будут поддержаны практикой жизни, вас слушать не будут. И не имеет права учить тот, кто сам не применил в жизни то, чему учит других. Пусто непримененное слово, А все мысленные построения – на песке, но песчаные кучи, разносимые ветром. (ГАЙ.т.3,§173)

Иногда за болтливостью скрывается недурное побуждение кого-то просветить, кому-то дать. Но кто же указал на безумное отдавание…Ведь это безумное отдавание и рождает лишь безумие. Нигде не требуется такая мудрость как при желании дать. Многое зависит от того, как передать, как ответить и при каких обстоятельствах привести и выдвинуть то или иное понятие. Иногда даже простое упоминание о мирах высших или о духе будет уже неуместно и вызовет лишь кощунство и страшный антагонизм. И если излишняя осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше недоделать, чем переделать. Сколько вреда бывает от не к месту сказанного. Как часто жизнь человеческая висит на конце такого слова!

Многое угодливо преломляется в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший.

Во всех Учениях заповедуется говорить по сознанию слушателей и в соизмеримости с обстоятельствами. Отступление от этого завета кончилось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней. (Письма Е. Рерих, 13.8.38)

Беседы о духовном хороши, но они не должны нести печать празднословия. Когда вместо подъема после таких бесед отмечается упадок сил – значит беседа была празднословной. Лучше слова заменить делами. Дел много, а времени мало. Крадущие чужое время и силы на болтовню являются большими вредителями. Нужно очень опасаться таких пожирателей времени и психической энергии. Сколько полезных и нужных дел можно сделать за это время, потраченное на бесполезную болтовню. Нужно беречь время своих друзей и близких. Можно принять за правило говорить только тогда, когда это нужно, и то, что нужно, избегая лишних слов. Культура речи требует краткости и точности выражений, а следовательно, четкости и определенности мышления. Умение ясно, четко и кратко выразить свою мысль будет показателем дисциплинированного мышления. По словам человека можно легко судить о том, как дисциплинирована его мысль. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. “Заговори, чтоб я тебя увидел” - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Пустые слова сору подобны. Чем их больше, тем больше этого сора, которым окружает себя человек и в окружении которого живет. Несообразно прожигать собственную ауру. Каким насыщенным и многозначащим может быть молчание. Разговор без слов, общение молчаливое будет преддверием к общению в Тонком мире. Насыщенное огненное молчание есть признак большой культуры духа. (ГАЙ, т.3,§173, Х.Инайят Хан).

Если в домашнем быту утвержден контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было, этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно многословие, когда ненужное говорится. Полезнее помолчать обоюдно, но для такого молчания требуется созвучие. И тогда оно благодетельно. (ГАЙ, т.12,§232)

В случае недоумения лучше молча посидеть вместе, думая одну мысль. Скоро можно будет понять, насколько такой молчаливый совет практичен. Происходит взаимодействие энергий. Две согласованные мысли в семь раз увеличивают силу. Это не магия, а практические соображения. Поэтому в час напряжения можно сойтись и посидеть в молчании с мыслью о пути спасения. (Агни Йога, Книга Озарение, 2.V.7.)

Охраняя священное понятие слова, попробуем хотя бы один день провести, не произнося ни одного лишнего и бесконтрольного слова и увидим, вернее ощутим благой результат сдержанности. (ГАЙ, т.11,§651)

Так что же такое есть – слово? Просто то, что мы произносим и слышим? Нет, это только поверхность слова. Тайна слова велика – это целая наука, которую следует выучить. Идея силы слова также стара, как древние писания индусов, ведь сейчас современный мир пробуждается для нее через то, что называется психологией. Через психологию появляется возможность исследования силы слова. Наука постепенно просыпается для понимания значения слов и вообще вибраций для жизни человека.

В Библии мы читаем: “В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог”.

Первая фраза (В начале было Слово) доводит до нас то, что первым проявленным признаком жизни было слышимое выражение, первый вздох или звук; то есть Слово, дыхание жизни. Дыхание тоже слышимо, оно является как бы словом в себе и то, что мы называем словом всего лишь тщательно произнесенное дыхание, смодулированное у человека языком и губами. И если мы скажем “Сначала было дыхание, это будет то же самое, если сказать: “В начале было Слово”.

А вторая и третья фраза Библейского выражения объясняет нам, что первой существовавшей жизнью была жизнь Бога и из нее вышло все проявление. Оно есть разнообразное выражение этой единой жизни: один цветок, цветущий столь многими лепестками, одно дыхание, выражающее себя в столь многих словах.

То есть именно слово (или дыхание, вибрация, звук) является творящей, творческой силой жизни, всего Космоса. Постоянно возрастающая активность вибраций вызывает их материализацию. Вибрации превращаются в атомы, а атомы генерируют то, что мы называем жизнью. Внутренняя, основная часть каждого существа создана из тонких вибраций, а внешняя сформулирована из более плотных. Более тонкую часть мы называем духом, а более плотную материей. Первая менее подвержена изменению и разрушению, а вторая более.

И так, нет более живого выражения самой жизни, чем слово, потому что голос является выразительным проявлением дыхания, а дыхание есть сама жизнь. Тайна жизни касается не только материального плана, но идет гораздо дальше. Эта тайна заключается также в дыхании, поскольку именно продолжение дыхания и пульса поддерживают функционирование механизма тела.

Дыхание означает гораздо больше, чем знает ученый, он осознает только лишь вибрации воздуха, выходящего наружу и входящего внутрь, и не видит дальше. Удары сердца и головы, пульс – все эти вещи имеют ритм и вся жизнь человека зависит от него. То, как дышит человек, конечно, является секретом само по себе; это не только секрет, но и выражение всей тайны, нечто, от чего зависит психология жизни. Медицинская наука тысячи лет полагалась, в основном, на обнаружение физических заболеваний тела по его пульсу и дыханию. Древняя медицина знала, что здоровье зависит от ритма вибраций. Кажется, что люди древних времен имели гораздо большее значение знание о тайне вибраций, чем сегодня. Что означает лира Орфея? Она означает человеческое тело, которое является мерой, предназначенной для того, чтобы на ней играть. Когда эту лиру не осознают, не понимают, когда она не используется для правильной цели, тогда это тело не приносит пользы, для которой было сотворено, и не выполняет предназначения, для которого было создано.

Произнесенное слово производит эффект не только на другого, но и на самого человека; а каждое слово, высказанное кем-то имеет влияние не только на его тело, но также на его ум и дух. Если кто-то произносит бестактное или глупое слово, то оно не только обидит другого, но может причинить настоящий вред ему самому.

Слова имеют силу вибрировать через различные части человеческого тела. Есть слова, отражающиеся эхом в сердце, а есть другие, отражающиеся в голове. А третьи имеют власть над телом. С помощью определенных слов могут ускоряться или успокаиваться различные эмоции.

Существуют определенные слова, привлекающие энергию, власть, избавление от трудностей, дающие мужество и силу. Есть слова, которые могут лечить, другие приносят утешение и покой.

Глубокое изучение анатомии человека покажет, что существуют нежные нервные центры, на которые можно повлиять только определенными вибрациями и от которых зависят равновесие и здоровье ума и тела. Очень часто люди излечиваются от болезни с помощью звучания определенных слов, которые дают определенную вибрацию нуждающемуся в ней центру и оживляют его.

На Востоке ребенка всегда учат подумать, прежде чем произнести слово, поскольку каждое слово обладает психологическим значением и воздействием.

Постараемся уяснить для себя и запомнить, что каждое произнесенное и услышанное слово оказывает влияние на тело, на сердце, на ум и на дух человека, потому что всё имеет свой ритм и свои вибрации. И человек не задумывается, что вся жизнь его зависит от этого ритма.

Вагнер повторил древнюю мудрость Востока, когда сказал, что тот, кто знает закон вибраций, знает весь секрет жизни.

Поэтому человек, знающий ценность слова, находит это слово сначала в самом себе; потому что все знание, которое человек обретает в мире, будь то мирское или духовное, есть знание себя. Мы не найдем снаружи тайну жизни, она внутри нас.

Очень часто человек в пессимистическом настроении или в раздраженном состоянии может выражать желание смерти или провала, или хотеть, чтобы что-то произошло. Если бы он только знал, какими эффектами обладают такие желания, он бы ужаснулся. Если, испытывая боль, человек может воздержаться от высказывания “мне больно”, он принесет себе много хорошего. Если, встретившись с неудачей, человек будет избегать говорить “мне не везет” - это уже будет большое дело.

Человек, говорящий о своей болезни, конечно же, питает эту болезнь. Если человек постоянно называет себя или слышит, как другие называют его глупым, он постепенно станет глупцом, даже если он мудр; и так же верно, что если простака постоянно называть мудрым, то со временем он станет мудрецом.

Эффект имени человека очень сильно связан с его жизнью и часто можно видеть, как имя человека оказывает большое влияние на его судьбу и карьеру; это потому, что он слышит определенное имя каждый день чаще, чем другие. Разве не бывает так, что человек, говоря смешную вещь, начинает смеяться, а говоря печальную вещь, начинает плакать? Если это так, то какой же эффект оказывает каждое произнесенное в повседневной жизни слово на самого человека и на его окружение!

Из этого можно увидеть, что древний предрассудок относительно непроизнесения несчастливых или нежелательных слов имеет смысл.

Некоторые слова, самый тембр голоса, его магнетизм успокаивает, дают радость, бодрость, здоровье, другие наоборот, раздражают, подавляют и вносят дисгармонию. Воздействует так или иначе слово. И потому мы в ответе за каждое слово и ответственность эта велика прежде всего еще потому, что следствие каждого слова запечатлевается на ауре говорящего.

Облечь мысль словами тоже не просто. Некоторые люди делают это с трудом. Ораторы, писатели и поэты, наоборот, постигли это искусство. И все же совершенная форма речи еще не доступна. Ею владеют очень немногие. Тайна заключается в полной гармонии формы и содержания. Слово, в своем звуковом выражении, имеет глубокое огненное значение, по своему вибрационному ключу. И вот это-то ключ и тональность мысли и ее цвет и окраска должны находиться в полном созвучии. Некоторые изречения особенно сильны этим соответствием. Каждая речь имеет свой ритм, если человек, ее произносящий, этим ритмом владеет. Сказанное и написанное может быть дано в любой тональности и любом ритме, но при условия соответствия содержания с формой.

Музыкальной симфонии можно уподобить каждую речь, или хороший рассказ, или целое произведение. У великих поэтов гармония мыслей и слов выражается особенно ярко.

Зовут таких людей мастерами слова. Незримое воздействие правильно и гармонично построенной речи особенно велико. Внутреннее ее содержание становится особенно выпуклым, когда с ним созвучна внешняя форма. Слова могут быть и короткими и отрывистыми, если этого требует ритм, но сила воздействия заключается не во внешней форме, но в созвучии ее с сущностью, в ней заключенной. Тайна речи и слов очень сложна и немногим доступна. (ГАЙ, т.3,§10)

В каждое слово можно вложить силу огня, только праздные и пустые слова в себе ничего не имеют, неся осуждение говорящему их.

Слово есть величайшая сила, если соблюдается гигиена речи. Но нельзя ждать мощного воздействия от слов человека, страдающего недержанием речи, способного как трещетка лепетать от пробуждения до сна. В такой болтовне опошляется самый смысл священного дара.

Не в многословии ведь успех, но в горении сердца и в умении вкладывать его огни в произносимые речи. Слова обладают разной силой и это зависит от того с какой глубины она поднимается. Пусто и неубедительно слово, лишенное огня сердца, т.е. психической энергии. Слово человека, имеющего привычку лгать, быть не искренним, не имеет силы, а слово того, кто говорит с убежденностью, кто искренен и говорит правду, обладает мощью. Его слово имеет свет, его слово глубоко трогает. Кроме того, слово имеет силу воздействия с просветленностью души. И тогда это слово приходит не из ума человека, оно приходит из глубин, из некой таинственной части, скрытой от человеческого ума. Именно такие слова можно прочитать в священных писаниях. Когда слово исходит из горящего сердца, то оно вздымается, подобно горящему пламени. Огненная необычность, вложенная в слова, мощно воздействует на человеческое сознание. Вот почему Слова Великих Духов переживают века и сохраняют в себе силу, устремляющую дух к Свету.

Возникает вопрос: что именно делает слово могущественным? В чем состоит его сила:

В значении, вибрации, способе его использования или в его огненности?

Ответ заключается в том, что одни слова обладают силой вследствие своего значения, другие - из-за тех вибраций, которые производят; а третьи – по причине своего влияния на различные центры человека. И существуют слова, данные святыми, мудрецами и пророками, вдохновенно пришедшие от Бога; в них всё благословение и вся тайна того, как обрести желаемое душой в жизни.

Искры и вспышки огней рассеяны по страницам Великих Писаний, не умирают такие книги во времени, как зерна пшеницы, найденные в древних гробницах, потому что в них сущность жизни – Огонь. Неумирающая сила слова зависит от качества, силы, степени и напряжения огня, вложенных в него.

Повторение в себе мысленно или вслух изречений, взятых из книг мудрости вызывает прилив сил.

Умение дать много-несущую в себе формулу является высоким искусством и при том нелегко достижимым. Евангельские формулы настолько глубоки по значению, что исчерпать всю их глубину невозможно – надо дорасти до Сознания Того, Кто их Дал. Поэтому к искусству давать надо добавить и глубину мыслей, чтобы могущие воспринять могли из них черпать столько, сколько способно вместить их сознание. Потому и произведения великих писателей и философов не умирают в веках, ибо добраться до дна заключенных в них мыслей под силу только немногим. (ГАЙ, т.8,§8)

Все в нашем мире произрастает из Божественной Энергии в форме Слова. Мы применяем слова, совершенно не постигая их сути, их силу (пустые разговоры, навешивание ярлыков). Давайте остережемся наклеивать ярлыки, т.к. неправильное называние служит источником тяжелых болезней, грязное слово создает тяжелую ситуацию в жизни. Из образуемых нами предложений складывается наша судьба. Пустые разговоры, наговоры, грязная речь, потеря сути – это слово обращается против Бога. Человек, произнеся слова устно или написав их, составляет сложную мозаику своего бытия из проявляемых словами сил. Сумма этих сил может нагрузить человека непомерным грузом страданий, а может вознести его к Небу. (Брош. “Биоэтика” стр.23)

Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное.

Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь. Пора нам познать очищение земного бытия. Непозволительно утруждать пространство проклятиями, которые поражают нежданно существа неповинные. Стрела, пущенная в движущуюся толпу может поразить неповинного. Мы должны понимать ответственность за каждое пущенное слово. (Агни Йога, Книга Братство, §384)

В сказке Андерсена рассказывается о девушке, которую волшебница за ее доброе сердце наградила тем, что из ее уст упадали розы, жемчуга и брильянты. Роза – символ любви, жемчужина – символ сути, брильянт – символ чистоты. Подумаем, когда говорим, что исходит из наших уст? Может быть змеи, лягушки и прочая гадость? Уж если очень хочется что-то сказать, то нужно постараться установить максимальное состояние любви к себе. Не будем бояться заглянуть в свое сердце и открыть там бесценное сокровище. И тогда любовь будет возникать не только с первого взгляда, а и с первого слова. (Брош. “Биоэтика”, стр.23)

Речь человека обладает реальной творящей силой, представляя могущество созидания и мощь разрушения. Власть над людьми, целебная сила и разрушительные возможности – все это заключено в потенциале слова.

И как сможет человечество воспользоваться этой творящей энергией – такой будет и его жизнь и жизнь окружающих его людей.

Слово – это дар и проклятье, польза и вред, радость здоровья и горе болезни. Слово – оно живое и разумное, творящее и самодействующее, подобно существу оно пребывает а Пространстве и направляет на свершения породившего его создателя в соответствии с его замыслом.

Добрословие – признак подлинной культурности. Брань и ругань являют собой болезни, т.е. нарушение жизни души. Влияние слова столь величественно и огромно, что как говорится в Древних писаниях, если бы люди всей планеты хотя бы на час стали едины в добрословии, любые беды на Земле были бы попросту отменены!

Добрословие – важнейший талант человеческий и от него слишком многое зависит в жизни нашей, потому это умение необходимо развивать и укреплять в себе постоянно. Слово – оружие, и лекарство. Чем чище и светлее человек, тем ярче и гармоничнее его речь. И наоборот, совершенствование стиля изложения, гармонизация слога – неизменно совершенствуют и внутренний мир человека.

Говорят. Что слово – не воробей, вылетит, не поймаешь. В самом деле, слово живет само по себе, словно витая в Пространстве. Мы должны его в свой разум, провести через огни сердца и излучить в мир через врата наших уст. Через белые уста входят слова белые, через черное окошко вылетают птицы черные. Что человек избирает и что он произносит, такая сила к нему притягивается и среда его окружает.

Воистину, великая победа над собой и окружающим хаосом – говорить чисто и в духе, светлыми красками расписывая пространство вокруг себя. Множество проблем связано у нас со словами резкими да обидными, колкими да больными, злотворными да пожароопасными.

Хорошее слово собирает добрые вибрации, притягивающиеся отовсюду к творящему свет человеку. Черное слово привлекает к произнесшему его грязь и мусор Пространства. При произнесении ласковых, добрых и нежных слов в нас вливается сила светлая. В сквернословии и хамской ругани мы открываемся для силы злобной и ядовитой, гадкой и грубой.

Слово – большая проблема для каждого из нас. И чем меньше мы уделяем ей внимания, тем хуже становятся наши дела, тем дисгармоничнее и мрачнее окружение наше. Изреченное слово – окончательно фиксирует дурной помысел. Очищение речи является первейшим и необходимым шагом к очищению сознания, а значит и всей жизни. Поэтому управление своими словами, освобождение от ругани и обращение к речи мягкой, разумной и чистой – первый шаг на пути к совершенствованию себя и мира.

Добрословие – признак высокого развития души и истинного богатства внутреннего мира. Слово целительно, когда оно произносится с любовью и во внимании к нуждам человека.

Исцеление добрым словом вибрационно подобно высококачественной физиотерапии. Живые вибрации слова пронизывают Пространство и проникают в ткани организма, настраивая их в унисон гармоничным космическим ритмам природных явлений. Действуют они не только на людей, но и на животных, цветы и растения, на обстановку и вещи, словом на всё, что вокруг.

Есть слова – преступники и слова – убийцы. Эти черные стрелы, ранят, обижают и обессиливают, лишают равновесия и вызывают боль, раздражают и огрубляют, внушают зависть и пробуждают алчность в душе. Но есть слова – целители, слова – спасители и жизнедатели.

Эти светлые вестники умиротворяют и вдохновляют, приносят свет и покой, увлекают ко благу и питают душу токами радости и добра. Добрословие – это “озонирование” пространства, омовение ума и спасения души из плена уныния и печали. Доброе слово красит человека, напитывает его сердце, лечит и настраивает окружение в унисон симфонии сфер небесных, облегчает путь земной и открывает в озарениях тишины сокровенные смыслы происходящего.

Доброе слово как долгожданная влага для цветка души. Только произносит его нужно не губами одними, но умами и сердцем, всем существом своим. Тогда оно действенно.

Словом открывают в сказках волшебные запоры. Слово останавливает буйство стихий и укрощает мятущихся духов. Добрословие не может быть поверхностным и пустым, безумным и стереотипным. Энергия слова проистекает из глубины сердца, из самой сердцевины человека. Потому добрословие не может быть слабым и безвольным – не мягкотелое попустительство злу, но оружие в битве против хаоса. Оно должно быть словом заступничества и словом осуждения зла и порока, словом охранения от неудачи и словом, преграждающим путь разрушителю.

Доброе слово оберегает всех, нуждающихся в защите, но активность не делает его злым. Ведь доброта - не отсутствие воли, а наоборот знак присутствия в человеке великого потенциала духа!

Добрословие – признак зрелости духа, проявленного в человеке в формах света, гармонии и красоты (Из “Словаря житейских проблем”).

Итак, Слово – инструмент реального жизнетворчества. Потому сделаем нашу речь красивой, ясной и глубокой по значению. Красивым пусть будет каждое слово. Красота слова – кто думает нынче о ней? А ведь это возможно, а ведь это доступно каждому. И служение Красоте можно начать хоть сегодня. И это поможет контроль удержать и над мыслью. Красота мысли, красота слова и дела, красота движений и жестов, и даже красота одежды и всего внешнего облика человека. Область красоты беспредельна. Соберем на стороне Света все самое лучшие и светлые понятия, дабы следовать им неуклонно в мыслях, словах и делах каждого дня. (ГАЙ, т.1, 14.XII).

Литература:

1. Агни Йога» в 4-х кн., М., «Сфера», 1999.
2. «Введение в Агни Йогу». Новосибирск, 1997.
3. «Грани Агни Йоги» в 15-ти т., Н.-сибирск, «Алгим», 1994-2005.
4. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992.
5. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999.
6. «Современные космические легенды Востока». Новосибирск, «Согласие», 1999.
7. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс», 1996.
8. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Адьяр, Теософское изд-во, 1991.
9. «Учение Храма», в 2-х т., М. МЦР «Мастер Банк», 2001.
10. «Чаша Востока». С-Пб. «Вахта Мира», 1992.
11. Дмитриева Л.П. «Посланник Христос…», в 7-ми т., М., Изд. «Дом имени Е.И.Рерих», 2000.
12. Клизовский А.И. «Основы миропонимания Новой Эпохи». Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995.
13. Рерих Н.К. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996.
14. Рокотова Н. «Основы буддизма». Н.-сибирск, «Согласие», 2001.
15. Уранов Н. «Нести радость». Рига, «Мир Огненный», 1998.
16. Дмитриева Л.П. «”Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1994.

Общение - сложная штука, сложнее любого технического механизма, общаться нужно уметь, знать, когда сказать свое веское слово, показав свою сдержанность и умение взвесить все за и против. Человек начинает понимать, когда молчание золото , лишь после того, как начинает ловить воробья. Когда молчание золото , всегда ли следует молчать? Известно, что тех, кто молчит как рыба, любят, к ним питают уважение, и не только потому, сто такие люди кажутся умнее, вовсе нет. Когда человек молчит, значит, он внимательно слушает своего собеседника, не перебивает его, пытается понять.

Старшина говорит

К сожалению, зачастую молчание, преданность, уважение, которые ступают рядом, не ценятся окружающими, а принимаются, как должное, особенно, если речь идет об отношениях между старшим и младшим поколениями. Стар и млад никогда не поймут друг друга, но это не значит, что нужно бросить все на самотек и будь, что будет. Можно с точностью сказать, когда молчание золото . Если старшее поколение учит - лучше молчать, точнее сказать, выслушать до конца, а затем приводить свою точку зрения. Такое поведение будет рассматриваться взрослыми, как принятие обдуманного решения, что характерно для умудренных опытом. Хотя, нужно сказать, что опыт не всегда бывает прав, особенно если он звучит из уст человека вспыльчиво.

Сказать или промолчать

С возрастом понимаешь, когда молчание золото , не потому, что сам прошел всю школу жизни. Некоторые слова, замечания, издевки и насмешки следует пропускать мимо ушей, чтобы сохранить здоровую психику. Так можно себя вести, если дело касается посторонних людей, то ели какую-нибудь гадость сказали близкие люди, обязанные знать характер человека, живущего рядом, то лучше ответить. Ответ должен звучать не в грубой форме отрыжки, он должен быть спокойным и рассудительным, чтобы смысл слов дошел до собеседника и он понял, что был не прав.

Работа над ошибками

Если произошла ссора между двумя влюбленными, в этот момент обязательно будут высказаны все мысли вслух. Можно наговорить друг другу много лишнего, ненужного и преувеличенного, вот, когда молчание золото . Именно в данный момент молчание может принести всеобщее облегчение. Порой кажется, что все сказанное человеком в горячке и есть истинная правда, мысли, которые не удалось скрыть, и они вырвались наружу, неконтролируемые сознанием. Но на самом деле, это не так. Это просто ответная реакция человека на нанесенную обиду. Если бы эту истину понимал каждый, то не было бы нужды в молчании, как способе исправит ситуацию.

Учимся молчать

Говорить нужно, человек создан для общения, для общества, без него он просто погибает и сходит с ума. Молчание не всегда ценно, порой оно может вызвать неправильную трактовку поведения. У каждого в жизни возникали моменты, когда просто не хотелось говорить: во время расставаний, в период работы или творческого подъема. В таком случае молчание рассматриваться, как неуважение к собеседнику. Молчать - не значит игнорировать, ведь близкие пытаются помочь советом, просто он кажется неуместным, кажется, что уже ничто не поможет.

Подозрительный субъект

Чтобы правильно научиться общаться, нужно не только правильно говорить, но и молчать в нужное время. Человек, который говорит много, даже хорошего, вызывает подозрение, но только у тех, кто смотрит в оба глаза, а не сквозь пальцы. Если внимательно присмотреться к таким людям, то можно увидеть под маской льстеца, который чешет всех вокруг, как вошь и при этом все получают удовольствие. Молчание ассоциируется с задумчивостью, а болтовня - с глупостью. Но это заблуждения, человек, который много говорит, может быть не только умным, но и хитрым и коварным, именно к таким людям нужно относиться с осторожностью и осмотрительностью.

"Слово - серебро, молчание - золото"

"Слово - серебро, молчание - золото", - гласит русская пословица. На Руси была традиция уходить от мирской суеты при помощи молчания, избравши его в качестве послушания.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МОЛЧАНИЯ

СЛУШАЯ БОГА


Исаак Левитан - Над вечным покоем

Нужны ли особенные условия, чтобы слушать, а главное, слышать Бога? Пожалуй. Тишина, одиночество и молчание – «три кита», без которых невозможен молчаливый диалог с Создателем. Недаром Иоанн Лествичник говорил, что любящий молчание приближается к Богу.
Может, именно потому, приближенные к Богу юродивые нередко выбирали в качестве своего языка многозначительное молчание, которое иногда, правда, прерывалось «мутными словесами»? У монахов же обет молчания считался одним из самых сложных и особенно почитался.

Наши предки-язычники «подарили» нам молчание как особую форму поведения во время особенно важных, ритуальных действий. Вера в то, что через открытый рот могут проникнуть духи, способствовала запрету не только на излишние разговоры, но и на крики, смех и даже шепот.
Молчал тот, кто впервые выезжал сеять весной, молчали те, кто сжинал последний сноп во время жатвы. Мужчина молча приносил в чужой дом выполненный заказ – гроб. Женщина в тишине замешивала тесто, чтобы испечь обрядовый хлеб. Сохранял молчание тот, кто шел до восхода солнца за «молчальной водой», наделяемой особенной магической, лечебной силой.
Молчали в случае незнания ответа или реагируя на нетактичность, глупость говорящего. Промолчишь – за умного сойдешь, - не уставали повторять родители.

ЗАГАДКА РУССКОЙ ДУШИ


Исаак Левитан - Озеро. Русь

Русское молчание как нельзя лучше отражает национальный менталитет. Ситуация, когда невозможно найти нужные слова, чтобы передать свои чувства, - знакома всем и каждому.
Богатый и могучий русский язык просто-напросто не в состоянии предоставить слова, которые способны передать все то, что у русского человека в душе. Не всё в мире можно облечь в слова. Так может именно в молчании и кроется загадка русской души?

СЛОВО-СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ-ЗОЛОТО

Молчание, не имея языковых средств выражения, тем не менее, может быть выразительным. У него сотни «обличий»: оно дарит надежду, больно ранит, проклинает и выносит приговор.
В русской литературе молчание становится таким же полноправным героем, наделенным собственным «характером». Самым известным, пожалуй, можно считать финальную сцену пушкинского «Бориса Годунова» с ремаркой «Народ безмолвствует». Молчание здесь становится приговором для Лжедмитрия: совсем скоро его сбросят с колокольни, и вся Златоглавая будет плевать на его труп.

СОКРОВЕННОЕ


Иван Шишкин - Полесье

Рефлексия и самокопание, столь характерные для русской культуры, дарят нашему молчанию и еще одну особенность. В процессе диалога продолжительные паузы могут браться собеседниками для того, чтобы иметь возможность поразмышлять, «переварить» сказанное, смачно «приправив» его чем-то своим сокровенным.
Такое молчание не угнетает, напротив, оно дарит возможность побыть в компании с самим собой. Вспоминается тютчевское «Молчание»: «Есть целый мир в душе твоей,/Лишь жить в себе самом умей безмолвно…»

ТАЯЩЕЕ УГРОЗУ

Русские молчание зачастую трактуется и как угроза. Молчание таит в себе неизвестность, которая пугает, порой, пуще всех прочих трудностей. Оно в таком случае порождает беспокойство, разрушает оформленный мир, вносит дискомфорт. Что и говорить, умеют молчаливые герои русской классики «нагонять жути».
Так в «Руслане и Людмиле» одинокий удалец едет молча, но не приведи бог повстречать его на пути: «Еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу!»

МОЛЧАНИЕ-ЖЕСТ


Архип Куинджи - Облако

Молчание может сопровождаться жестами или логически завершаться каким-либо поступком, действием. Русский человек может долго молчать (здесь, пожалуй, синонимом становится «терпеть»), однако, затем совершает нечто дерзкое, нарушающее логику, неожиданное.
Мастерски демонстрирует подобное качество русского молчания, например, Достоевский в «Братьях Карамазовых»: старец Зосима безмолвно кланяется Мите за страдание, которое тот должен пережить, а Христос, хранящий молчание почти на протяжении всей главы, одаривает милосердным поцелуем Великого Инквизитора. Эти жесты достоевских героев красноречиво говорят об их эмоциональном состоянии, понять которое так легко русскому человеку.