Лидерс г психологическое обследование семьи. А. Г. Лидерс. Психологическое обследование семьи

Лидерс Александр Георгиевич (1949) — российский психолог. Кандидат психологических наук (1980), доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Заведующий кафедрой Психологического консультирования Института психоанализа (с 1997).

Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (1975). Защитил кандидатскую диссертацию по проблемам диагностики и коррекции познавательного развития детей, выполненную под руководством профессора П.Я. Гальперина.

В 1989-1991 возглавлял Консультативный психологический центр при НИИ детства; в 1991-1993— кафедру возрастной психологии Московского государственного социального университета.

Исследует проблемы возрастно-психологического консультирования и психологического тренинга, развивающей психологической работы с детьми, подростками, студентами и родителями.

Создал оригинальную методику тренинга личностного роста с подростками.

Главный редактор и соиздатель журналов «Психолог в детском саду», «Психолог в школе», «Журнал практического психолога».

Книги (3)

Психологический тренинг с подростками

В пособии излагаются теория и методика проведения различных видов психологического тренинга с подростками, даются рекомендации по их организации, анализируются особенности позиции руководителя и обратной связи в ходе тренинга; даются типология упражнений, используемых в тренинге, и рекомендации тренеру по действиям в нестандартных и кризисных ситуациях.

Особое внимание уделено методике «Тренинг личностного роста с подростками». Может быть использовано практическими психологами, социальными работниками, педагогами.

Психологическое обследование семьи

Практикум знакомит читателей с типологией и особенностями психологического обследования семьи в целях исследования, консультирования и терапии.

Наиболее подробно представлены методики диагностики психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы). Учебное пособие содержит самый полный обзор методик в данной области (более 70) и анализ опыта их использования.

Для студентов-психологов. Может быть полезно преподавателям психологии, а также всем интересующимся вопросами психологии семьи.

В 1974 г. группа студентов 4 курса ф-та психологии МГУ, в которую входил и я, обратилась к В.Я. Дубровскому, который вел тогда на факультете два-три спецкурса (часть из нас их посещала), с просьбой создать для нас вне учебной программы семинар (кружок) «по перестройке психологии». Первые встречи нашей группы проходили самостоятельно, например, одна состоялась дома у В. Семенова и была посвящена проблеме личности в психологии. Виталий Яковлевич отказался вести у нас такой кружок и предложил в руководители Г.П. Щедровицкого. Пожалуй, мы мало что знали тогда о ГП, хотя конечно знали его брата Льва Петровича, работавшего на факультете.

С Георгием Петровичем мы (в том числе и студенты не психологи) встретились, по крайней мере, дважды: дома у Ю. Стеклова, второй раз – у меня. Потом ГП предложил нам просто участвовать в его уже развернутых проектах – на семинарах по понедельникам и вторникам у него на Петрозаводской улице и в регулярных заседаниях Комиссии по психологии и логике мышления в Давыдовском институте. Именно с тех пор я считаю себя участников семинаров ГПЩ и в этом смысле щедровитянином.

Несомненно, Георгий Петрович был и остается моим учителем методологии, тогда как учителем в психологии для меня был и остается П.Я. Гальперин. Поэтому я считаю себя и гальперианцем тоже. Заметьте – именно гальперианцы из всех других психологических школ оказались наиболее «вхожи» в методологическую систему по версии ММК!

Наибольшим своим достижением в методологии считаю статью, опубликованную в известном (малотиражном или даже запрещенном – молва тут размытая) сборнике к конференции по Л.С. Выготскому. Этот мой текст Георгий Петрович просматривал, делал замечания и, видимо, обеспечил его публикацию.

Не помню, когда я вышел из кружка. Скорее всего, в начале 80-х (когда женился). И это был выход скорее организационный, а не интеллектуальный.

Но методологом я не стал – оставаясь преподавателем ф-та психологии МГУ, стал практическим психологом: с 1983 года занимаюсь психологическим консультированием родителей и психологическим тренингом с подростками. При этом ценю две «Золотые психеи» Национального психологического конкурса, полученные мною за книгу «Психологический тренинг с подростками» (2001 г.) и за «Журнал практического психолога» (2000 г.)

В настоящее время мои научные интересы находятся, прежде всего, в области семейной и практической психологии, а мое главное дело сегодня – вклад в развертывание профессиональной инфраструктуры психологии с помощью когорты (сейчас их уже одиннадцать!) практико-ориентированных психологических журналов, которые я редактирую и/или издаю (вместе с В.Г. Колесниковым). Третий год являюсь руководителем секции семейной психологии, семейного консультирования и психотерапии Московского отделения Российского общества психологов. Провел три больших конференции по психологии семьи (2003, 2004, 2005).

Графский род. Именным Высочайшим указом 1862 г. генерал адъютант, генерал от инфантерии Александр Николаевич Лидерс возведен в графское достоинство Российской империи. Род его угас; фамилию Лидерс с титулом разрешено в 1863 г. присоединить мужу… … Биографический словарь

- (гр. Александр Николаевич) ген. адъютант (1790 1874); боевое поприще начал под Аустерлицем. В сражении под Кульмом был тяжело ранен. Командуя полком, отличился в турец. войну 1828 29 гг.; в 1831 г. участвовал в штурме варшавского предместья Воли … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- … Википедия

Лидерс, Александр Николаевич, граф генерал адъютант (1790 1874). В сражении под Кульмом был тяжело ранен. Командуя полком, отличился в турецкую войну 1828 1829 годов, в 1831 г. участвовал в штурме варшавского предместья Воли. В 1837 г. назначен… … Биографический словарь

Лидерс, Александр Николаевич (1790 1874) граф, русский генерал адъютант и генерал от инфантерии. Лидерс, Николай Иванович (1762 1823) русский генерал майор, отец Александра Николаевича … Википедия

Александр Николаевич Лидерс генерал от инфа … Википедия

Генерал адъютант; род. в 1790 г., ум. в 1874 г. Записанный в 1805 г. на службу в Брянский пехотный полк, с которым находился в сражении под Аустерлицем, он в 1807 г. был произведен в офицеры; в 1810 г., будучи в Охотском пехотном полку,… …

Николай Иванович Лидерс Дата рождения 1762 год(1762) Дата смерти 1823 год(1823) Принадлежность … Википедия

Генерал от инфантерии, бывш. намесгник Царства Польского, р. 1790 г., † 1874 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум , А. Г. Лидерс. Практикум знакомит читателей с типологией и особенностями психологического обследования семьи в целях исследования, консультирования и терапии. Наиболее подробно представлены методики…
  • Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами , Лидерс Александр Георгиевич. Все родители знают, что такое проблемы подросткового возраста у ребенка. Необходима развивающе-коррекционная работа с подростками. В книге известного практикующего психолога А. Г. Лидерса…

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

А. Г. Лидерс
. Психологическое обследование семьи
М.: Академия, 2008, ISBN 978-5-7695-5494-0

Практикум знакомит читателей с типологией и особенностями психологического обследования семьи в целях исследования, консультирования и терапии. Наиболее подробно представлены методики диагностики психологических особенностей родительско-детских и супружеских отношений, обследования семьи как целого (как системы). Учебное пособие содержит самый полный обзор методик в данной области (более 70) и анализ опыта их использования.

Для студентов-психологов. Может быть полезно преподавателям психологии, а также всем интересующимся вопросами психологии семьи.

Глава 1. Семейная психология как теоретическая и практическая наука

Глава 2. Общая типология методик психологического обследования семьи

Глава 3. Диагностика родительско-детских отношений

Типология методик диагностики родительско-детских отношений

Методики для детей (подростков)

Методика «Рисунок семьи»

Методика «Семья животных»

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

Различные варианты методики «Незавершенные предложения»

Модификация оценочно-самооценочной методики

Детский апперцептивный тест

Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони

. «Альбом моей жизни» – проективная методика для старшеклассников

Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

Методика «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской

Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н. Я. Семаго

Методики для взрослых

Анамнестический опросник

Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)

Опросник Е. О. Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения»

Шкала родительской озабоченности

Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

Методики для обследования диады родитель – ребенок

Методика «Архитектор – строитель»

Совместное складывание куба Линка родителем и подростком

Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых

Цветовой тест отношений А. Эткинда

Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека

Семейная социограмма

Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской

Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми»

Глава 4. Диагностика супружеских отношений

Ролевая структура семьи

Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека

Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н. Волковой

Супружеские конфликты и их диагностика

Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна

Диагностика совместимости

Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов

Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г. Алена, К. Мартина

Вариант методики «Незавершенные предложения» – «Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова

Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде

Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов

«Семейные психологические тесты» из популярных журналов – «за» и «против»

Примеры «обыденных» семейных тестов

Глава 5. Психологическое обследование семьи как целого

Исследования семейной истории

Семейная реконструкция и семейные расстановки

Опросники удовлетворенности браком

Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика Дж. Готтмана)

Семейный стресс и семейная тревога

Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий по оценкам подростков (исследование О. А. Идобаевой)

Опросник «Список неприятных событий» П. М. Левинсона

Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы.