Каннибализм. Зловещие факты Советской истории. Сражение в Суйянь. Голод в Поволжье: причины

Когда знакомишься с историей голода в Поволжье, кажется, что не узнаёшь реальность, а смотришь голливудский треш-хоррор. Здесь фигурируют будущий нацистский преступник, каннибалы, великий полярник и грабители церквей… Но, увы, это не фантазия, а реальные трагические события, которые случились на берегах Волги менее столетия назад. И первопричиной их послужили погодные аномалии.

«Вести с полей» были в почете во времена Советского Союза. Многие тонны зерна находили свое место на газетных полосах и в кадрах новостных программ. Даже сейчас, на региональных телеканалах можно увидеть посвященные этой теме сюжеты. Однако для большинства городских жителей озимые и яровые ¬ это не более чем малопонятные сельскохозяйственные темы. С телевизионного экрана землепашцы могут жаловаться на обильные осадки, сильную засуху и прочие сюрпризы природы. Но мы остаемся глухи к их стонам. Наличие хлеба, как и других продуктов, считается вечной, не подлежащей сомнения данностью. А аграрные катаклизмы могут лишь на пару рублей поднять его цену.

А ведь менее века назад наша губерния была в эпицентре гуманитарной катастрофы, а хлеб стал цениться на вес золота. Но, обо всем по порядку.

Причины голода

Первой предпосылкой к будущей катастрофе послужил неурожайный 1920 год. В Поволжье было собрано всего 20 млн. пудов зерна. В то время как в 1913 его количество достигало 146,4 млн. пудов. Весна 1921 года принесла небывалую засуху. В Самарской губернии уже в течении мая погибли озимые хлеба, а яровые стали засыхать. Отсутствие дождей и появление саранчи- «кобылки», поедавшей остатки уцелевшего урожая, послужили причиной гибели в к началу июля практически 100% посевов. Как итог, голодали более 85% населения Самарской губернии.

Практически все запасы продовольствия которые оставались у крестьян были изъяты в предыдущем году в ходе так называемой «продразверстки». В двух словах, этот термин означает отъем продуктов питания. Преимущественно, у крестьянства. Причем у «кулаков» он осуществлялся на «безвозмездной» основе (путем реквизиции). Другим же за это платили деньги по установленным государственным тарифам. Заведовали процессом так называемые «продотряды».

Интересный факт - будущий председатель «Народной судебной палаты» Третьего рейха Роланд Фрейслер, находясь в России с 1918 по 1920 (он попал в плен в Первую Мировую и в дальнейшем стал членом ВКП(б)) — служил комиссаром продотряда.

Многим из них перспектива принудительной продажи или изъятия продовольствия совсем не нравилась. Крестьяне стали принимать превентивные «меры». Все излишки и запасы хлеба подлежали «утилизации» — его ели, подмешивали в корм животным, сбывали спекулянтам, просто прятали или варили на его основе самогон.Первоначально «продразвёрстка» распространялась на хлеб и зернофураж. В заготовительную кампанию 1919-1920 гг. к ним были добавлены картофель и мясо, а к концу 1920 г. - почти все сельхозпродукты. После продразверстки 1920 года крестьяне уже осенью этого года были вынуждены есть семенное зерно.

География регионов охваченных голодом была очень широка. Юг современной Украины, Поволжье (от Каспийского Моря до Удмуртии), Южный Урал, часть Казахстана.

Действия властей

Ситуация складывалась патовая. Резервов продовольствия у советского правительства не было. В связи с этим в июле 1921 года было принято решение обратиться за помощью к капиталистическим странам. «Проклятые» буржуи не торопились помогать молодой республике и первая, небольшая гуманитарная помощь поступила только в начале осени. Тем не менее, в конце 1921-начале 1922 года ее количество увеличилось. Во многом благодаря активной кампании, которую организовал Фритьоф Нансен, знаменитый полярный исследователь и ученый.

Мы должны опередить русскую зиму, которая медленно, но верно надвигается с севера. Скоро русские воды покроются льдом. Постарайтесь по-настоящему понять, что будет, когда русская зима настанет всерьез, и попытайтесь представить себе, что значит не иметь пищи в эти лютые холода. Население целого края бродит по опустошенной стране в поисках еды. Мужчины, женщины, дети тысячами гибнут в снегах России. Попытайтесь представить себе, что это значит! Если вы когда-нибудь испытали, что такое борьба с голодом, борьба с жуткой зимней стихией, тогда вы поймете, какими это грозит последствиями. Я уверен, что вы не сможете сидеть спокойно и хладнокровно отвечать, что вам де очень жаль, но что вы, к великому своему сожалению, ничем не можете помочь.

Во имя человечности, во имя всего святого и благородного взываю я к вам: ведь у вас дома жены и дети, так подумайте, каково видеть воочию гибель миллионов женщин и детей.

Пока западные политики раздумывали какие выдвинуть условия Советам взамен на гуманитарную помощь, за дело взялись общественные и религиозные организации Европы и Америки. Их материальная помощь в борьбе с голодом была весьма велика.

Особенно крупных масштабов достигла деятельность АРА (Американской администрации помощи), возглавляемой тогдашним министром торговли США Гербертом Гувером (к слову, ярым антикоммунистом). На 9 февраля 1922 года ее вклад в борьбу с голодом составил составил сумму в 42 миллиона долларов. Против 12,5 потраченных советским правительством.

Большевики тоже не бездействовали. В июне 1921 года декретом ВЦИК Советов была организована Центральная комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол). Она была наделена чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. Подобные комиссии создавались и на местах. Производилась активная закупка хлеба зарубежом. Особое внимание было уделено организации помощи крестьянам в озимом севе 1921 года и яровом 1922 года. Для этих целей было закуплено около 55 млн. пудов семян.

Голод стал поводом для советской власти нанести нокаутировавший удар по церкви. Президиум ВЦИК 2 января 1922 г. принял постановление «О ликвидации церковного имущества». В конце февраля оно было подтверждено соответствующим декретом. Цель декларировалась благая - средства от сбыта церковных ценностей должны были пойти на закупки продовольствия, медикаментов и прочих необходимых товаров. В итоге, в течении 1922 года было изъято церковного имущества на 4,5 миллиона золотых рублей. Огромная сумма. Естественно, не вся она была потрачена на борьбу с голодом и его последствиями. На эти цели было израсходовано лишь 20-30%. Основная же часть этих миллионов была «потрачена» на разжигание пожара мировой революции.. А кое-что было просто банально разворовано на местах в процессе изъятия, транспортировки и хранения.

Последствия голода

От голода и его последствий погибло около 5 миллионов человек. В Самарской области в 4 раза увеличилась смертность. Она достигла 13%. От голода более всего пострадали дети. Были нередки случаи когда родители избавлялись от лишних ртов. Не единичны были даже случаи каннибализма. Те же дети которые выживали, как правило, становились сиротами, пополняя многотысячную армию беспризорников.

Голодные годы, к сожалению, повторятся совсем скоро в 1932-1933 гг. Однако для Самарской области он будет более «щадящим». На сей раз больше всего пострадает Украина и юг России.

Воспоминания очевидцев и след в художественной литературе

Голод 1921-1922 годов описывается в повести нашего земляка А.С.Неверова — «Ташкент- город хлебный». Простыми, доходчивыми словами он рассказывает о свалившемся на народ несчастьи:

Дед умер, бабка умерла, потом - отец. Остался Мишка только с матерью да с двоими братишками. Младшему - четыре года, среднему - восемь. Самому Мишке - двенадцать… Мать с голодухи прихварывает. Нынче плачет, завтра плачет, а голод нисколько не жалеет. То мужика на кладбище несут, то сразу двоих. Умер дядя Михайла, умерла тетка Марина. В каждом дому к покойнику готовятся. Были лошади с коровами, и их поели, начали собак с кошками ловить.

Не правда ли, похож этот отрывок повести на дневник Тани Савичевой? Критика отнеслась к этому произведению весьма прохладно, однако в печать она была допущена. Но в середине 1930-х годов она попала в «запретительный» список. Опала с произведения Неверова была снята во времена хрущевской оттепели. В 1968 году по его мотивам был снят одноименный фильм, над сценарием которого работали Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский.

Но суровая реальность тех лет, была куда более мрачной, нежели может ее передать литературное произведение.

В богатых степных уездах Самарской губернии, изобиловавших хлебом и мясом, творятся кошмары, наблюдается небывалое явление повального людоедства. Доведенные голодом до отчаяния и безумства, съевши все, что доступно глазу и зубу, люди решаются есть человеческий труп и тайком пожирают собственных умерших детей. В селе Любимовке один из граждан вырыл из могилы мертвеца-девочку лет 14, перерубил труп на несколько частей, сложил части тела в чугуны… Когда это «преступление» обнаружилось, то оказалось, что голова девочки «разрублена надвое и опалена». Сварить же труп людоеду, очевидно, не удалось

Вот как описывает ситуацию губернский инструктор Александр Зворыкин в своем докладе от 15 февраля 1922 года:

Населением Ставропольского уезда съедено все, что только можно есть: кора деревьев, солома с крыш, тряпье, какое скапливалось годами, все суррогаты до катуна включительно. Собирают лошадиный кал и в свежем виде перерабатывают его в пищу. Трупоедство развито невероятно. Съедаются не только умершие родственники, но и воруются трупы из амбаров, куда свозятся все покойники в ожидании групповых похорон. Хоронят в каждой деревне один раз в 10-14 дней, человек по 60-80. За последнее время смертность дошла до 10-12 человек в день. Регистрация смертей при этом не ведется…

Съесть человека у многих уже не считается большим преступлением – мол, это уже не человек, а только его тело, которое все равно сожрут в земле черви. Раньше, мол, не ели и падаль, потому что это считалось грехом, а теперь подъели все. Говорят об этом с каким-то тупым равнодушием и спокойствием, и порой кажется, что разговор идет о какой-нибудь дунайской селедке, которая и побольше, и помясистей, и ценой подешевле.

Сохранились фотографии, сделанные в районах, страдавших от голода.

Затрагивая такую вечно актуальную тему, как каннибализм, нельзя не вспомнить Владимира Семеновича Высоцкого:

Но почему аборигены съели Кука?

За что? Неясно — молчит наука.

Мне представляется совсем простая штука — Хотели кушать и съели Кука.

Но есть, однако же, еще предположенье,

Что Кука съели из большого уваженья.

Что всех науськивал колдун, хитрец и злюка:

— Ату, ребята, хватайте Кука.

Кто уплетет его без соли и без лука,

Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука.

Однако шутки в сторону — вопрос серьезный. Отметим, что Высоцкий, не будучи ни этнографом, ни биологом, по сути, правильно назвал здесь два основных побудительных мотива каннибализма: голод и ритуальные обычаи.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА

Название «каннибалы» произошло от слова «каниба » — так в доколумбовские времена жители Багамских островов называли обитателей , ужасных людоедов. Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу (от греческого антропос — «человек» и фагейн — «поглощать»). Следует отметить, что каннибал — всегда людоед, но не всякий людоед, как то хищный зверь, — каннибал. Этого «титула» удостаивается лишь человек.

Каннибализм в ходу начиная с каменного века. С увеличением добываемых человеком пищевых ресурсов он сохранился, но уже лишь как исключительное, вызванное голодом в определенные периоды (неурожай и т. п.) явление. В частности, нехваткой пищи объясняют каннибализм неандертальцев. Ритуальный каннибализм сохранялся дольше. Он выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей и был основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему его плоть. Иногда, правда, результаты были обратные: например, в некоторых племенах, где было принято поедание мозга жертвы, распространилась неизлечимая болезнь куру. Но не следует полагать, что времена каннибализма навсегда канули в вечность, а традиции каннибализма остались атрибутами древних времен. Нет, они благополучно пережили все этапы становления человеческого общества и сохранились до наших дней. География каннибализма по-прежнему широка.

ПРИВЫЧКА — ВТОРАЯ НАТУРА

В новые времена (с XVI века) каннибализм был отмечен у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Он практиковался во внутренней Африке, в Папуа — Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних областях . Вплоть до XX века каннибализм не был редкостью на многих островах Полинезии, в и Южной Африке. Примеров тому множество.

В XVII веке туземцами одного из островов Океании была поголовно съедена вся оказавшаяся у них в плену в результате кораблекрушения команда пирата Джона Дей-виса-младшего. Сам капитан чудом избежал этой участи.

В 1772 году французский путешественник М. Марион-Дюфрен вместе с 14 своими соратниками оказался захвачен новозеландскими маори. Все они были убиты и съедены.

Таким же образом закончил свой жизненный путь знаменитый мореплаватель, прошедший три кругосветки, Джеймс Кук, тот самый, о ком вспоминал В. Высоцкий. Произошло это в 1779 году на Гавайях. Кук уже имел встречи с каннибалами в ходе своей первой кругосветки. Тогда он подарил им свиней, овец и коз, чтобы отучить от людоедства. Но эксперимент не удался: туземцы не могли понять, чего все же хотят от них белые. Скотину они быстро съели, а потом вернулись к поеданию плененных врагов и путешественников, забредших в их края. А уж сколько было съедено миссионеров, пришедших, чтобы обратить дикарей в лоно церкви, и не счесть!

Ученый-антрополог Г. Еремин комментировал это следующим образом: «На островах, где хватало животной пищи, каннибализма не знали. На других островах каннибализм объясняется нехваткой в организме аборигенов белков животного происхождения при избытке белков растительных, получаемых при употреблении в пищу батата и кукурузы».

МОЙ РОДСТВЕННИК — Я И СЪЕМ!

Сохранились исторические источники, рассказывающие о массовом каннибализме в во время голода, вызванного затянувшейся засухой (1200-1201 гг.). Ходили слухи о каннибализме во времена Первого крестового похода, когда крестоносцы якобы питались телами врагов из захваченного арабского города Маарры. Позже историки пытались удалить эти позорные факты из описаний походов, но... из песни слова не выкинешь.

Историк К. Валишевский писал об осажденных в 1612 году в Кремле поляках и литовцах: «Они стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга. И это — факт, не подлежащий сомнению: очевидец Будзило рассказал ужасные подробности о последних днях осады — сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мертвых, а к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Так, один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам. Обвиняемые ссылались на права всего полка на труп однополчанина, а полковник не решался прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая сторона из мести не съела его самого».

И все же читатель вправе заметить, что все это — дела давние. Посмотрим, что было позднее.

НЫНЕШНИЕ РЕАЛИИ

В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «Бойд» были убиты и съедены племенами маори.

В ноябре 1820 года моряки, спасшиеся с затонувшего китобойного судна «Эссекс», прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить (история эта отчасти вошла в роман Г. Мелвилла «Моби Дик»).

В 1920-1930-х годах в Поволжье, и на во время массового голода были зафиксированы множественные случаи каннибализма.

Существуют документальные свидетельства каннибализма в японских войсках в годы Второй мировой войны. Когда у них кончалась еда, японские солдаты убивали и расчленяли солдат противника. Хорошо известен случай, происшедший в 1945 году, когда японские солдаты убили и съели восьмерых пленных американских летчиков. Это дело было расследовано в 1947 году, под судом оказались 30 японцев, в том числе пятеро высших офицеров, включая генерала и адмирала, которые были повешены.

В страшные годы Ленинградской блокады уже в декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи людоедства. Из архивов НКВД известно: в декабре 1941-го к уголовной ответственности были привлечены 26 каннибалов, а за январь — февраль 1942 года — уже 860. В дальнейшем, вплоть до января 1943 года, их число только возрастало. Большинство из задержанных было расстреляно. В январе 2014 года об этом рассказал в своей эмоциональной речи в немецком бундестаге Даниил Гранин, сам блокадник и боец народного ополчения.

Закончилась мировая война, но каннибализм на этом не закончился. Совсем недавно в Якутии рыбаки, заблудившись в тайге и оголодав, убили и съели одного из своей компании. Суд приговорил каждого из оставшихся в живых к 3,5 годам заключения условно. Отчего такой либерализм? Факт убийства не был доказан однозначно — возможно, пострадавший умер сам, а за каннибализм в российском Уголовном кодексе статья не предусмотрена. Мотив преступления в этой истории ясен — голод. А как квалифицировать историю, произошедшую лет 10 назад в баварском Ротенбурге? Его житель, придерживающийся нетрадиционных сексуальных наклонностей, некий Армин Майвес, нашел через Интернет партнера — мазохиста и пригласил к себе, где по обоюдному согласию его кастрировал. За выпивкой они вместе съели гениталии, после чего хозяин убил гостя и съел его почти целиком. Сегодня каннибал отбывает срок, в тюрьме он возглавляет партийную ячейку зеленых и пользуется авторитетом.

Таковы реалии сегодняшней цивилизованной Европы.

За последние месяцы в некоторых областях Советского Союза установлен ряд случаев людоедства, продажи человеческого мяса на рынках и убийств с этой целью.

Отмечаются следующие случаи:

Казахстан. В г. Аулиэ-Ата с 11 по 16 февраля с.г. задержаны: 1) на рынке женщина с частями человеческого тела в вареном виде. По заключению судмедэксперта, части тела от ребенка в возрасте 6-7 лет; 2) на узбекском кладбище мужчина-казах с ребенком в изрубленном и сваренном виде. Кроме того, в снегу около узбекского кладбища обнаружена убитая женщина-казашка 22 лет, разрезанная на части (мясо на бедрах и руки отсутствовали). Находящемуся под стражей в Каракалинской исправтрудколонии Шекенову в качестве передачи в камеру принесено мясо человека. В г. Каракалинске в квартире у гр-ки С. хранился труп неизвестной женщины. Ведется расследование.

Северный край. В Плесецком р. в исправительно-трудовой колонии 1 марта с.г. был обнаружен убитым находящийся в колонии правонарушитель Иванов. У трупа вырезаны мягкие части тела, сердце, печенка, легкие, зажарены и съедены. Часть мяса найдена в сыром виде. Ведется расследование. Арестованы 19 чел.

Нижне-Волжский край. В Красноярском р. в с. Натхачи был обнаружен труп нищего, замерзшего в поле; сельсовет временно труп положил в сарай, откуда он был похищен жителем того же села, который, отрубив у трупа ноги, сварил мясо для семьи. В чугунках были найдены обглоданные кости. Подробности расследуются.

17 марта с.г. в Сталинграде около горперевоза на льду у проезжей дороги обнаружена верхняя часть человеческого тела туловища без головы, рук и ног. С туловища снята кожа, с костей срезаны куски мяса и удалены внутренности.

11 марта с.г. Покровским кантуправлением РК милиции АССР Немцев Поволжья в с. Квасникове в доме колхозницы К., муж которой отбывает заключение за конокрадство, обнаружен частично съеденный труп человека, который ее два сына — 14 и 16 лет — 9 марта с.г. откопали на кладбище и вместе с гробом принесли домой. Этим мясом К., ее два сына и дочь 8 лет питались до 11 марта с.г. Семье К. после этого случая кантисполкомом оказана материальная помощь.

Северо-Кавказский край. Майкопский р. В стан. Гиагинской исключенный из колхоза кулак О. при содействии жены с января по 1 число марта мес. 1933 г. разновременно убил проживающих у него на квартире рабочего ж.д. В., жену и четырех детей последнего в возрасте от 1 до 8 лет. Мясо их трупов в сыром и вареном виде жена О. распродала на местном базаре. Во дворе О. обнаружены закопанными 4 детских головы. О. 6 марта по возвращении с базара внезапно умерла. Задержанный О., будучи болен, 12 марта с.г. умер в больнице.

Ейский р. В стан. Ново-Щербиновской 14 марта с.г. задержаны сестры С., К., все — единоличницы-середнячки, и колхозница-беднячка У., которые на почве голода в первых числах февраля с.г. съели труп умершего от истощения мужа К. Затем, продолжая голодать, 5 февраля с.г. зарезали 13-летнюю сестру С. и с этого времени по 10 марта с.г., приглашая под разными предлогами в свою квартиру, разновременно убили колхозниц Ш., Т., члена коммуны М., исключенную из колхоза П. и единоличницу К. Всего 5 человек. Разрезая трупы последних на части, мясо в вареном виде и приготовляя колбасы, употребляли в пищу.

В той же станице колхозницы Т. и Ч., зазвав в квартиру, убили 9-летнего сына колхозника Р. 12 марта с.г. части трупа последнего и начиненная человеческой массой колбаса обнаружены в квартире Т. Там же единоличник С., брат его колхозник С. и колхозница Б. в течение месяца питались мясом трупов, отрываемых ими на кладбищах.

Курганский р. 12 марта с.г. в стан. Петропавловская у исключенной из колхоза К. обнаружены жарившиеся на сковородке печень и сердце ребенка, а в печи — обгоревшая детская голова.

Краснодарский р. В стан. Старо-Карасунской арестована единоличница-беднячка Г., употреблявшая в пищу труп ребенка, отрытый ей на кладбище.

Армавирский р. В стан. Успенской 15 марта 1933 г. от истощения умерли исключенные из колхоза зажиточный Ф., его жена и двое сыновей. Оставшиеся в живых двое его детей в течение нескольких дней питались мясом трупов матери и двух братьев.

Александровский р. В ряде населенных пунктов отмечаются систематические случаи смертности от истощения. Трупы обнаруживаются на улицах и окраинах сел. В стан. Сенгилеевской на 1 марта 1933 г. умерло от истощения 400 чел.

Зам. начальника Оперода ГУРКМ Климов

ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 11. Д. 551. Л. 36-38. Заверенная копия.

Документ № 338

Спецсообщение Секретно-политического отдела Полномочного представительства ОГПУ по Северо-Кавказскому краю о голоде по данным на 3 марта 1933 г.

04.03.1933

Совершенно секретно

Дополнительно сообщаем следующие факты:

ЕЙСКИЙ РАЙОН

Стан. Должанская. 22 февраля комиссия по оказанию помощи продовольствием, производя обследование, установила, что гр-ка Г. употребила в пищу труп своей умершей сестры. На допросе Г. заявила, что на протяжении месяца она питалась различными отбросами, не имея даже овощей, и употребление в пищу человеческого трупа было вызвано голодом. Г. оказана помощь выдачей хлеба. В той же станице установлено, что гр-н Д., оставшись после смерти отца и матери с малолетними сестрами и братьями, питался мясом умерших от голода братьев и сестер. Оказана помощь выдачей хлеба.

Комиссией, созданной из представителей парткома, сельсовета и колхозов, проведено полное обследование домов и надворных построек. В результате обнаружено в домах 30 трупов, в колодцах — 17 трупов, в сараях — 33 трупа, в различных других местах — 22 трупа. Трупы похоронены. Эта же комиссия выявила по станице около 600 человек голодающих, тяжело больных от истощения.

При наличии в станице одного врача и двух фельдшеров необходимая помощь больным от голода не оказывается. Смертность в основном идет за счет единоличников и семей репрессированного кулачества. Смертность среди колхозников идет вследствие несоблюдения режима питания.

Стан. Старо-Щербиновская. 24 февраля на кладбище были обнаружены 24 человеческих трупа. Некоторые были заколочены в ящики, другие просто завернуты в мешки, рядна и проч. Трупы похоронены. 25 февраля на кладбище опять были обнаружены 30 трупов, причем часть трупов из ящиков исчезла. В последних остались кровавые следы, что дает основание полагать о наличии в станице в широких размерах людоедства.

В этот же день на улице станицы умерла член коммуны им. ОГПУ Носак, в прошлом беднячка. Проходившим она говорила: «... 1 Спасите от голодной смерти». В колхозе № 5 еще 12 февраля умерла гр-ка Горб. Труп ее не убирался до 25 февраля. Обследованием 3 строительных кварталов 3-го колхоза обнаружено 12 трупов, часть которых не убиралась несколько дней.

Колхозник Ч.Е., в прошлом бедняк, имеет 400 трудодней, питался навозом, гнилыми корками от бураков и прочими отбросами. Семья в 6 человек опухла. Колхозница Г., имеющая до 500 трудодней, питается древесными опилками. Единоличник Д. питается собачьим мясом и крысами. Семья его в 6 чел. (жена и дети) умерли от голода. Семья колхозника Д., получив продпомощь — 11 кг муки, съела ее в течение одного дня. Д. умер от объедания после получения продпомощи.

В станице отмечаем антисоветские и упаднические разговоры среди колхозников и единоличников: «...Власть проделала комедию над нашей станицей. Уже умерло две тысячи человек, а остальные накануне гибели. Жаль, что об этом молчат газеты и не знают еще иностранные державы... Станица погибла, никакая поддержка ее не спасет» (колхозник Зноба). «...Эх вы, мерзавцы и подлецы. Кормитесь нашим трудом, нашей кровью, а нас душите голодом... Придет и на вас мор» (колхозница Кобаер). «...Власть нас доводит до сумасшествия, до того, что мы желаем смерти и себе, и детям» (единоличница Голояд).

Стан. Ново-Щербиновская. Ежедневная смертность достигла 50-60 чел. Трупы вывозятся на кладбище специально созданными тройками по каждому колхозу. Ввиду прошедших снежных метелей трупы в землю зарываются на глубину 20-30 см. В результате конечности зарытых трупов землей не прикрыты.

При наличии массового заболевания населения станиц медицинская помощь больным оказывается крайне недостаточно вследствие недостаточности медперсонала. Больницы переполнены. Смертность голодающих не прекращается вследствие того, что режим питания больных из отпущенных фондов не установлен. Считаем необходимым принять срочные меры путем высылки необходимого количества медперсонала в наиболее неблагополучные станицы района.

КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН

Стан. Воздвиженская. 5 февраля в доме единоличницы-середнячки Щ., имеющей 2 детей, обнаружены 2 туши собак и 2 головы собак для приготовления холодца. Установлено, что семья Щ. продолжительное время питается мясом собак. У гр-ки У.Е. обнаружены 2 кило собачьего мяса.

Стан. Петропавловская. Член коммуны «Коминтерн» бедняк Б. продолжительное время питался трупом павшей сапной лошади. В этой станице установлен факт, когда 2 лошади колхоза им. 1-го Мая пали на улице и тут же были разобраны единоличниками в количестве до 40 чел. Ежедневная смертность в станице составляет 8-10 чел. Такое же положение имеет место в стан. Михайловской.

СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН

Стан. Ново-Минская. 28 февраля н/райотделение получило сведения о людоедстве в станице. Проверкой установлено: Семья Ш.Л. состоит из сына 20 лет, дочери 10 лет, 2 сыновей по 8 лет и дочери 6 лет. Муж Ш. в 1931 г. как кулак выслан за пределы края. Семья Ш. до конца 1932 г. состояла в колхозе, выработав всего 120-150 трудодней. В конце 1932 г. хозяйство исключено из колхоза как кулацкое. В конце января в семье Ш. умер по неизвестной причине 20-летний сын. 26 февраля умер сын 8 лет. Девочка 10 лет и второй мальчик 8 лет, по их заявлению, отняли у трупа ноги и руки и употребили в пищу. В доме выявлен труп умершего ребенка с отрезанными конечностями и изъятыми внутренностями. Имеется подозрение на то, что труп был употреблен в пищу по указке матери. Результаты расследования сообщим.

1 марта для станицы было получено с элеватора зерно, которое на 4 подводах было отправлено в станицу. Ответственность за сохранность зерна в пути была возложена на уполномоченного крайкома, но последний перепоручил контроль за перевозкой полеводу колхоза № 5. В результате 100 кг зерна оказались расхищенными и были обнаружены у полевода и возчика транспортной бригады. Расхитители арестованы. Поставлен вопрос о привлечении к ответственности уполномоченного крайкома.

КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

Стан. Кисляковская. 25 февраля братья К. похитили из скотомогильника для питания часть трупа павшей сапной лошади. К. арестованы и изолированы.

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Стан. Ново-Малороссийская. Учтено 5 фактов смерти от голода. В числе умерших красный партизан Коломийцев. Семья быв. красного партизана Швачка опухла от голода. В колхозе «Вперед к социализму» значительное количество колхозников порезало своих коров, находящихся в индивидуальном пользовании, для питания. В колхозах «Память Грущенковых» и «Кубанский хлебороб» некоторые семьи систематически употребляют в пищу падаль.

Стан. Ирклиевская. По станице учтено 19 смертных случая от истощения и болезней желудка. На кладбище задержан 14-летний сын единоличницы А., который вырыл труп ребенка, намереваясь употребить его в пищу. Труп отобран.

Стан. Терновская. Отмечены случаи покупки колхозниками у единоличников лошадей для убоя их на мясо. Единоличник бедняк Юрченко питается древесной корой. Семья единоличника бедняка Голубенко из 7 человек опухла от голода.


Как населенная выходцами из Украины Кубань пережила ужас 1932-33 годов.

Николай Лопатин (Палибин) в 1930-е работал адвокатом в Армавире. Во время Великой Отечественной служил у немцев, эмигрировал в США, где написал книгу о советской жизни. Одна из глав рассказывает о голодоморе 1932-33 годов на Кубани. Он описывает как массовое озверение крестьян, их людоедство, так и чудовищные репрессии власти против них.

Николай Владимирович Палибин родился в 1890 году. До революции присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. В Первую мировую войну - поручик на Западном фронте. В августе 1918 года вступил в Добровольческую армию. Затем в СССР вынужден был жить по подложным документам, на имя Лопатина. С 1923 года член коллегии защитников Кубанской области. В 1935 - «вычищен» и лишён возможности работать адвокатом. С 1937-го - скрывался по ещё одним подложным документам. В Великую Отечественную, после занятия немцами Северного Кавказа, стал бургомистром Майкопа,. Ушёл с отступающей германской армией, в Берлине в 1943-45 годах работал в аппарате Министерства по восточным территориям. В 1946 году эмигрировал в США, где и умер в 1974 году. В 1955 году он опубликовал в Америке книгу «Записки советского адвоката». Одна из глав книги посвящена голодомору на Кубани.

Положение моё становилось всё плачевнее

Я имел возможность покупать только один обед в кооперативной столовой. Этот обед мы съедали с женой вдвоем. Хлеба я давно не видел. Голод подкрадывался постепенно. Это был не тот голод, который описан где-нибудь у Кнута Гамсуна, когда человек может на любой городской свалке получить если не первоклассные продукты, то во всяком случае приличный обед и, конечно, с хлебом. Это был «смертельный голод», безысходность которого заключается в том, что вы не имеете не только ничего съестного, но сознаете, что нигде и никак не можете его достать и что вас ждёт истощение и ужасный конец.

Раз я шёл по безлюдной улице, точнее - тропинке, заросшей бурьяном. Какой-то умирающий от голода человек попросил меня помочь ему встать. Я прошел мимо, так как боялся, что он ‚ обхватит меня и мы вместе уже не поднимемся с земли. На базаре лежали умирающие и мёртвые. Целые кварталы вымерли, хаты были развалены. На площади перед стансоветом умирающие лежали в бурьяне и взывали о помощи. Но стансовет остался к ним глух. По вечерам все боялись выходить из хат, так как можно было стать жертвой охотников за человеческим мясом.

Как семьи пчёл умирают к весне, если злой и хищный хозяин не оставляет им запаса меда, так вымирали целые колхозные семьи. Тогда были организованы колхозные «санитарные» бригады для собирания мертвецов по хатам. Бригады проезжали по улицам, заглядывали в дома и вытаскивали трупы на подводу, а умирающие дожидались своей очереди. В детских домах и яслях трупами детей набивали мешки и наваливали так же на подводу. Но большинство лошадей вскоре передохло, и тогда бригады эти стали пешими. На кладбищах были вырыты большие братские ямы, куда сваливали трупы. Ямы эти не закапывались, пока могила не заполнялась доверху.

Мне пришлось в это время проходить пешком через когда-то богатейшую станицу Дондуковскую. Дорогу мне пересекла похоронная процессия: два ещё живых, но истощённых до крайности человека с трудом, нагнувшись и перекинув веревки через плечи, тащили привязанного за ноги умершего. Это были кожа и кости. Он был босой, в портках и рубашке, она задралась и волочилась за ним по пыли и кочкам. Они доволокли его до края могилы на кладбище, отвязали веревки и с грубой руганью спихнули ногами в открытую «братскую могилу».

Это было «последнее надгробное рыданье»

В то время процветали так называемые голодные кражи. Например, колхозный возчик из станицы Рязанской, везя зерно на ссыпку в счёт хлебопоставки, спрятал по дороге в кустах мешок пшеницы с целью присвоить её. Кражу обнаружили и приговорили колхозника к казни. В станице Гиагинской четыре парня везли комбикорм, т.е. смесь отрубей, молотой люцерны, макухи, мучной пыли и т.п. для скота. По дороге они ели его пригоршнями, а затем похитили каждый со своей подводы примерно по пуду этой смеси. Всем им был вынесен смертный приговор.

Бывший священник станицы Белореченской, идя по дороге, срывал колосья пшеницы и, перетирая в ладонях, ел. В карманах у него во время обыска колхозный объездчик, комсомолец, также обнаружил колоски. Священник получил 10 лет. На прокурорском языке такие похитители назывались парикмахерами: стригут колоски.

В станице Некрасовской исчез медный котёл для варки пищи в степи. Подозрение в краже пало на бригадира, и он заплатил за это своей жизнью. А несколько позже, во время пахоты, котёл нашёлся. Хотя это не голодная кража, но интересный случай, образец применения декрета от 07 августа и поучительный пример советского правосудия.

Рядовая колхозница из станицы Петропавловской набрала себе в фартук чесноку с колхозного огорода - 10 лет.

Я ехал однажды с судьёй на тачанке. Дорога шла между двумя стенами тощей колхозной кукурузы. Вдруг слева открылся баштан: крупные арбузы лежали около самой дороги. Судья Филиппов промолвил: «Добрые арбузы, надо один взять на дорогу». Кучер остановил лошадей, а судья соскочил с тачанки и выбрал арбуз побольше. Лошади тронули. Кража колхозного имущества была совершена.

В это время мы увидели, что к нам бежит со стороны баштана старик с седой бородой - колхозный караульщик. Стало всем ясно, что он был вооружен не только палкой, но и декретом от 7 августа, карающим смертью, а в случае смягчающих обстоятельств - 10 годами. Здесь были два отягчающих обстоятельства: член партии и судья. Кучер был тоже членом партии. Я его знал хорошо. По его словам и выражениям можно было судить, что он из «уркачей».

Увидав надвигающуюся катастрофу, он начал кричать караульщику:

Поспешай, поспешай, старина, нам некогда тебя дожидаться, а то уедем, не заплативши. Вы, товарищ судья, дайте ему за арбуз, как на базаре, мы, мол, покупатели, а не воры.

Караульщик подошёл вплотную, взглянул на арбуз, лежавший в тачанке, оперся грудью на палку и спросил:
- А кто ж вы будете, милые люди, и как с вами этот грех случился?

Однако судья сразу «взял его на басы», всучил ему деньги и приказал, чтобы правление колхоза выслало ему квитанцию в уплате денег.

А если присвоишь, судить буду.

И тачанка покатила

Вот этот самый судья в эту же поездку и присудил колхозницу к 10 годам каторги за чеснок с колхозного огорода. В какой-то момент появились «зелёные» - в зарослях камышах, в подсолнухах. Одетые в рванье и вооруженные обрезами, они разводили костры невдалеке от дороги и варили себе пищу. Вместе с тем в станице начались ежедневные грабежи. Они походили один на другой. Как только наступала темнота, какая-нибудь хата подвергалась нападению. Грабители выбивали поленом окно и влезали внутрь. Они накрывали обессилевших от голода хозяев одеялами или каким-нибудь барахлом обшаривали комнату и забирали всё съестное. Вскоре бандитов поймали.

Оказалось, что их было семеро, в том числе одна женщина. Судили их через два-три дня. Было это весной 1933 года. Они были настолько истощены, что некоторые не могли сидеть на скамье подсудимых и, лёжа на полу, отвечали на вопросы суда не голосом, а каким-то писком. Жертвы их, выступавшие свидетелями, выглядели не лучше. По требованию прокурора суд вынес им за бандитизм расстрел. Но, не дождавшись результатов кассационной жалобы, поданной мною, все приговоренные умерли в тюрьме. Между тем, жалобы рассматривались быстро, так как в Ростов-на-Дону выехала постоянная сессия Верховного Суда для усиления впечатления от выносимых в это время судами приговоров немедленным их исполнением.

Обвинение по этому делу поддерживал прокурор Кузнецов. В ту же сессию суда он поддерживал обвинение против группы активистов, красных партизан эпохи гражданской войны, которые с вечера ходили пьяные по станице вместе с местной акушеркой, вымогали самогон и закуску: огурцы, редьку, лук. Один из них во время этой прогулки изнасиловал акушерку. И прокурор предъявил всей компании обвинение в «массовых беспорядках», предусмотренных одним из пунктов 58-й статьи. Пункт этот указывал на разрушение толпой железнодорожных путей, погром общественных зданий и т.п. Прокурор насчитал за подсудимыми «массу преступлений» - у одного взяли огурцы, у другого свёклу и т.д. - и подвел их под статью 58 УК, помещенную в главе о контрреволюционных преступлениях. Вместе с ним в качестве общественного обвинителя выступал на суде и начальник политотдела машинно-тракторной станции (МТС).

И вот «представитель государственной власти» - прокурор - и начальник политотдела МТС выступали в суде вместе и придавали делу политический характер, поскольку «массовые беспорядки» происходили во время «подготовки к весенней посевной кампании» и могли, по их мнению, сорвать это государственной важности дело. Суд согласился с ними и вынес смертный приговор.

Время шло, я с трудом уже подымался по трёхступенчатому порогу своей квартиры, а надежд впереди не было никаких. Шесть серебряных столовых ложек, один половник и две небольших серебряных ризы с икон - это и был весь мой капитал. Его нужно было отвезти в Торгсин и там обменять на хлеб. Отправляюсь в Армавир.

На витрине Торгсина свиное сало толщиной в две ладони, копчёные рыбцы, белая пшеничная мука, сахар, крупы разные, сливочное масло, сыр, шоколад, конфеты, печенье, рыбные консервы, колбасы разных видов - всё в огромном разнообразии и количестве, как при старом режиме. Во дворе магазина оборванная толпа с исхудалыми лицами. То и дело какого-нибудь упавшего от изнеможения человека вытаскивают и волокут из толпы, обшаривая карманы. Я получил полтора пуда кукурузной муки, оказавшейся горькой, два кило сахара и килограмм постного масла. По ценам старого режима всё это едва ли стоило полтора рубля.

Для меня это был тяжёлый труд

От коллегии адвокатов Армавира я отправился в агитационную поездку по сёлам. Девицы под гармошку пели, осипшие и охрипшие: «Мы железным конём все поля обойдем…», парикмахер подравнивал кое-кому чересчур длинные волосы, а я брехал про новый закон про продпоставки. Вернувшись из степи, мы получали на квартире кукурузную кашу с подсолнечным маслом и ложились спать на грязной соломе на полу. Очень быстро у меня завелись вши. А хлеба не ели ни мы, ни колхозники.

На всём протяжении истории рука об руку с человеком следует каннибализм. Это зловещее явление напоминает нам, что жизнь бывает жестока и противоречива. Создаётся даже такое впечатление, что каннибализм создан самой природой. Взять хотя бы тот факт, что самка тарантула после спаривания убивает самца и целиком съедает его. Самки свиньи или крысы во время голода поедают свой выводок. И примеров тому множество. Не избежал этого, увы, и человек. Неизвестно, как другие обитатели планеты, но человек, отведавший человеческого мяса, сам того не замечая, становится страстным поклонником человечины. И избавиться от этого практически невозможно.

ГУЛАГ союзного масштаба

Откуда взялась зэковская "традиция" поедать друг друга в трудную минуту? Надо полагать, что началось всё это в далёкие предвоенные годы, когда вся страна была превращена в огромный ГУЛАГ. Именно тогда после жестоких чисток тысячи и тысячи ни в чём чаще всего неповинных людей оказались в местах заключения без тепла и без пищи. Одним из таких мест был остров Назино в Сибири. В мае 1933 года сюда были высажены около семи тысяч заключённых из числа депортированного элемента.

Если отбросить единичные случаи каннибализма, то именно там впервые было зарегистрировано массовое людоедство. Вот цитата из одной книги: "По всему острову можно было увидеть, как режут, рвут и поедают человеческое мясо. Всё вокруг было завалено обезображенными трупами". И действительно, чтобы как-то выжить, заключенные питались разбросанными по острову человеческими трупами.

Сразу же появились и те, кто "работал на опережение" - они убивали первого попавшего и тут же, чуть ли не живьём, поедали его. Именно с тех кошмарных времён и появились в уголовном обиходе словечки, которые обычно ставятся в кавычки: телята, коровы, консервы. У нас об этом долгие годы было не принято распространяться - ведь в Советской стране каннибализма быть не могло!

"Консервы" для зэка

Не исчез каннибализм и тогда, когда с едой всё урегулировалось. История побегов из таёжных лагерей полна трагических примеров, когда беглец, не зная местных условий, оказывался один на один с тайгой, и погибал от холода и голода медленной и мучительной смертью. Обычно к побегу готовились долго и основательно - запасались тёплой и прочной одеждой, каким-либо подобием холодного оружия и обязательно запасом еды. Но много ли еды может взять с собой беглец?!

О добывании же пищи в лесу говорить не приходится, ибо он сам становится дичью. Именно поэтому опытный зэк, как правило, брал с собой в побег такого же сидельца, как и сам. Брал на съедение, в качестве "коровы". Ещё находясь на зоне, он подкармливал его, рассчитывая на мягкое и вкусное мясо. Ведь этим мясом ему предстоит питаться не один день, и даже не одну неделю.

Если же в такой побег уходит целая группа, то жизнью рискует каждый из них в той или иной степени. Коровой может стать каждый из сбежавших - ведь голодному до сумасшествия зэку безразлично, друг ты, авторитет, или мелкая сошка. В таком случае, покончив с первой коровой, "назначается" следующая, потом ещё следующая.

На Колыме побег зимой равен самоубийству, но летом или по осени кое-кто из заключенных всё же пытается уйти на волю. Однажды бежал рецидивист Семён Болотников по кличке Болото. Был он безнадежно болен туберкулезом, и в глубине души даже мечтал получить с вышки пулю. Но, поразмыслив, смерть всё же решил приять на воле, где не слышно ни лая собак, ни окриков конвоиров. В качестве мясных консервов прихватил с собой Фёдора, молодого зэка, мотающего срок за грабёж. Уговорил его на побег, задавив своим авторитетом и пьянящим воздухом свободы. На третий день скитаний по тундре Семён почувствовал зверский аппетит. "Ты уж, кореш, извини", - пробормотал он и воткнул острую заточку Федьке в грудь...

Рядовой Прокопьев находился тогда в составе поисковой группы, и на Болотникова напоролся просто случайно. Тот к этому времени уже разделал тело своего "кореша", и жарил на костре большие куски мяса. Один из них, громко чавкая, он держал в руке. Опешив от увиденного, солдат даже забыл о своих обязанностях. Опомнившись, он кинулся на беглого зэка, готовый задушить его голыми руками. Болото был опытным уголовником, к тому же только что съеденное мясо дало ему дополнительные силы. Увидев летящего на него солдата, он просто выставил вперед заточку...

Смерть крестьянину!

Итак, в стране, представляющей собой большой ГУЛАГ, и порядки тоже были соответствующие. Причина голода в деревнях и сёлах была самая банальная. Крестьянина, как известно, кормит земля. Когда коммунисты пришли к власти, появился лозунг "Землю - крестьянам!". Но это было только лозунг! На деле же многие крестьяне не только не получили обещанной земли, но и лишились того, что у них было. Естественно, возникло массовое недовольство, грозящее перерасти в крестьянскую войну. Самыми беспокойными в этом отношении оказались Украина, Северный Кавказ и некоторые районы Черноземья. Последовали ужасные репрессии - к концу 1931 года около двух миллионов членов семей "кулаков" были выселены без средств к существованию. Половина их умерла от голода по дороге к местам ссылки или уже в месте ссылки. Но Советская власть на этом не остановилась - 7 августа 1932 года был принят убийственный закон: за хищение колхозной собственности - 10 лет лагерей или смертная казнь!

Кстати, если голодный крестьянин прихватил с поля несколько оставшихся после уборки колосков, он подпадал под этот же закон. Как свидетельствует страшная статистика, тогда за кражу колосков было расстреляно несколько тысяч детей в возрасте до 12 лет. А ведь эти дети просто не хотели умирать от голода! А сколько было расстреляно их отцов и дедов, можно только догадаться. А 22 января 1933 года вышел циркуляр, подписанный Сталиным и Молотовым. Он предписывал местным властям, и в особенности, органам ОГПУ, не допустить массового оттока крестьян в города. Иначе как приговором к голодной смерти этот шаг не назовёшь. И крестьянину не оставалось ничего иного, как пополнить и без того многочисленную армию людоедов.

В голодные годы на людоедов проводились самые настоящие облавы. В первую очередь их искали по селам, зачастую уничтожая на месте. Так, в колхозе им. Сталина Еланецкого р-на пропала девочка 10 лет. Буквально на следующий день людоеды были задержаны в доме 34-летней вдовы. Был найден и умерщвлённый ребенок, из которого женщина собиралась готовить еду. Обвиняемая призналась, что совместно со своим сожителем они в течение двух недель убили четверых детей. С помощью своей 8-летней дочери женщина зазывала их к себе на квартиру, где и умерщвляла. После этого готовила себе, сожителю и дочери еду.

Голод - не тётка

Постоянное, сводящее с ума чувство голода доводило людей до безумия и толкало их не только на поедание покойников, но и на убийство даже собственных детей. Вот жуткая исповедь: "В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, за что осенью получили пять килограммов проса и 4 кг муки. Этого для моей семьи хватило лишь на пять дней, а на зиму мы остались без средств к существованию. Так я убил младшую дочь Христю - она была настолько истощена, что не могла даже встать. Тело, точнее кости, я разрубил на куски и сварил. Ел сам, и кормил старшую дочь Настю. Через неделю убил и Настю - от истощения она всё равно бы умерла. И старшую, и младшую дочь я убивал, когда они спали. Снимал их с кровати, клал на пол и ударом топора отрубал голову. Потом разрубал на кусочки...".

А вот выписка из протокола допроса крестьянки Чугуновой: "Я вдова, на руках у меня четверо детей. Младшая, 7-летняя дочь, сильно болела. Когда наступил голод, старшая дочь натолкнула меня на мысль умертвить младшую, больную. Девочке было уже не выкарабкаться, и я решилась на её убийство. Зарезала её ночью, спящей. Сонная и слабая, она не кричала и не сопротивлялась даже тогда, когда поняла, что её будут резать. Затем моя старшая дочь стала разрезать ее на куски".

Со слов другой людоедки, Екатерины Рублёвой, одно время они с дочерью жили у одной крестьянки в селе Каменки Пугачевского уезда. Вместе с ними в доме жило восемь человек. Голод был несусветный, и когда стали умирать малые дети, большая семья, питаясь ими, смогла выжить. Как-то, когда питаться было совсем нечем, на ночлег попросилась бабка лет 70. Ночью, когда та спала, хозяйка с ножом в руке подозвала Екатерину с дочерью, и со словами: "Теперь у нас снова будет мясо", велела держать старуху. Рублёва стала отказываться, но та пригрозила: "Без мяса я не намерена оставаться - или она, или ты!". Спящая бабка была зарезана и изрублена на куски, из которых несколько дней варили суп. Когда же заболела и умерла сама хозяйка, Рублёвы распилили её на куски и питались всё Рождество.

К обезвреживанию людоедов привлекались не только работников ГПУ с широкой сетью осведомителей, но и сельские активисты, врачи. Существовала даже секретная директива ГПУ о вменение в обязанности медицинским работникам умерщвление каннибалов, документируя при этом факты их смерти. Весной 1933 года ОГПУ по Северокавказскому краю сообщало: "С февраля на 1 апреля выявлено 108 случаев людоедства. Всего выявлено занимающихся людоедством - 244 человек, из них мужчин - 49, женщин - 130, соучастников (несовершеннолетних членов семей) - 65".

Кто все эти люди - преступники, психически ненормальные? Ни то, ни другое! Вот выписка из акта судебно-медицинской экспертизы за подписью приват-доцента Самарского университета: "У всех обследуемых признаков душевного расстройства не обнаружено. Поедание ими трупов было не в состоянии душевного расстройства, а явились финалом длительного и прогрессирующего чувства голода, которое сламывало все нравственные запреты".

Война всё спишет?

Мало что изменилось и во время Великой Отечественной войны. Особенно тогда страдали районы, где для фронта и Победы забирали всё до последнего зернышка. С одной стороны, так всё и должно быть - всё для армии, всё для победы. Но с другой стороны - ведь люди в тылу тоже ковали победу! Существует изречение, что война всё спишет. А спишет ли она то, что происходило в блокадном Ленинграде? Массовые случаи каннибализма в так называемой колыбели революции были строго засекречены. Это, конечно, понятно: признание этого кошмара оскорбительно для участников героической обороны города. Судя по секретному отчёту, направленному в обком партии, в феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600, а в марте более тысячи человек.

Надо заметить, что для появления в городе массового людоедства были вполне объективные причины. От постоянного голода у многих людей терялся рассудок, и они, как говорится, не ведали, что творили. Следующей причиной можно назвать резкий скачок преступности. Голодные уголовники, дезертиры и им подобное отребье уже не могли прокормиться налётами и кражами, ибо единственной ценностью стали продукты питания, которых практически не было. Сдаться властям они тоже не могли: по законам военного времени их ожидал расстрел. И последняя причина каннибализма - на улицах города появилось огромное количество бесхозных трупов. Они-то и стали одновременно и главной причиной появления многочисленных людоедов, и их вожделенным объектом.

Не лучше было положение и в других регионах. Первый случай людоедства в Челябинской области произошёл в городе Златоусте. 1 января 1943 года в доме некоего Григория Антонова был обнаружен мужской расчленённый труп. Он был аккуратно сложен в мешок и закопан в подполе. Задержанный по подозрению в убийстве Антонов признался в преступлении. Убитым оказался проживающий вместе с ним Михаил Леонтьев, которого тот зарубил топором, чтобы завладеть его хлебной карточкой. Но хлеб без мяса, якобы, не еда, и Антонов отчленил убитому голову, а самого распилил на куски и спрятал в подполе на чёрный день. Сердце же, лёгкие, почки и печень съел вместе с женой и детьми.

Всего на территории Челябинской области в 1943 году было расследовано несколько десятков случаев людоедства. Пожалуй, самый жуткий из них произошёл в Нязепетровском районе. Полина Шульгина, имея на руках двух малолетних детей, осталась без работы и средств к существованию. Оказалась в столь тяжёлом положении, она с детьми питалась помоями - в доме не было даже засохшей корки хлеба. Дойдя до полного отчаяния, женщина задушила шестилетнего Диму и одиннадцатилетнего Игоря, и какое-то время потребляла их мясо в пищу.

Владимир Лотохин, г Златоуст

#каннибалы,#лотохин,#радуга

НА ГЛАВНУЮ