Как воспитать в себе самодисциплину. Как развить у себя самодисциплину: самые эффективные советы. Как правильно развивать самодисциплину путем воспитания воли

ФОТО Getty Images

Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:

  • способность к восприятию и выражению эмоций
  • способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций
  • способность понимать свои и чужие эмоции
  • способность управлять эмоциями

«По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует. Эти два ума - эмоциональный и рациональный - почти всегда пребывают в согласии, объединяя в корне различные способы познания, чтобы с успехом вести нас в мире, - пишет научный журналист, автор книги об эмоциональном интеллекте Дэниел Гоулман. - Обычно устанавливается некое равновесие между эмоциональным и рациональным умом: эмоции питают рациональный ум и воодушевляют его на действия, а рациональный ум облагораживает эмоции и в некоторых случаях запрещает их проявление. В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление - для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный» 1 .

Для чего нам эмоциональный интеллект? Коуч Леонид Кроль предлагает подойти к этому вопросу с трех разных сторон. Итак: чему помогает ЭИ, как происходит его развитие и что может этому помешать.

Чему помогает ЭИ?

Избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса.

Формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно.

Лучше понимать людей, «влезая в их шкуру».

Получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации.

Обрабатывать информацию нелогически.

Нетривиально ставить задачи и переформулировать условия.

Выходить за пределы предшествующего, структурированного опыта.

Проявлять обаяние и харизматичность.

Оптимизировать индивидуальность и открытость поведения.

Лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира.

Что нам надо знать об ЭИ?

Люди живые, даже когда об этом забывают.

Чувства все время с нами.

Тысячи лет эволюции животного в человеке создали множество реакций. Они все здесь, возможно, подавлены, и тогда мы их не замечаем.

Агрессия позитивна, имеет разные формы, лучше их знать и использовать.

Мы существа, которые часто бывают рассеянны.

Чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова.

Или мы управляем привычками, или они нами.

Управлять не значит подавлять.

Если мы игнорируем чувства - они мстят.

Эмоциональный интеллект - это дар, но его легко растратить.

Если вы инвестируете в эмоциональный интеллект, вы богаты.

Мы думаем телом, если думаем вообще.

Видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе.

Что мешает развитию и проявлению ЭИ?

Принятие чужих «деклараций» - чувств, эмоций, переживаний - за свои (из душевной лени или самосохранения).

Недооценка чувственных переживаний.

Страх течения собственной эмоциональной жизни.

Неумение чувствовать.

Не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни.

Спешка и занятость, сбой ритмов - ориентация на «внешнее и объективное».

Декларативная, показная эффективность и попытки ее измерять.

Страх быть «не таким».

Неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины».

Желание обобщить, сделать выводы, подвести итог.

Незнание себя: собственного обаяния и харизматичности (производные ЭИ).

Показная взрослость и разумность.

1 Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Полагаем необходимым в нашем курсе дифференциальной психологии установить и вполне нынче известное понятие эмоциональный интеллект, ибо заметна его роль не только в понимании нашего различия друг от друга, но и в общем осознании собственных эмоций.

Эмоциональный интеллект (англ.Emotional intelligence ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 г.. и введенная в научный обиход американскими учеными П. Салоувеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет.

— по определению Майера и Салоувея — группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих . Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей.

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект :

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Эта иерархия основывается наследующих принципах.

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций дня решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика -MSCEIT . В каждой задаче, решение которой отражает развитие одною из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами — основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

Теперь о смешанной модели эмоционального интеллекта.

По мнению американского психолога Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект — это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих эмоционального интеллекта (EQ):

  • самосознание;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психологи Рэйвен и Бар-Он начали свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Вышеупомянутый Д. Гоулман выделяет пятую составляющую: мотивация.

Все специалисты по эмоциональному интеллекту, говоря о наших различиях в этом аспекте, выделяют и биологические предпосылки его:

  • уровень EQ родителей;
  • правополушарный тип мышления:
  • свойства темперамента.

И социальные предпосылки развития:

  • синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка);
  • степень развития самосознания;
  • уверенность в эмоциональной компетентности;
  • уровень образования родителей и семейный доход;
  • эмоционально благополучные отношения между родителями;
  • андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков);
  • внешний локус контроля;
  • религиозность.

Таким образом, структура эмоционального интеллекта выглядит так:

  • осознанная регуляция эмоций;
  • понимание (осмысление) эмоций;
  • различение и выражение эмоций;
  • использование эмоций в мыслительной активности.

Теория эмоционального интеллекта сейчас на пике популярности. При подборе новых сотрудников, а также при оценке результатов текущей деятельности продвинутые менеджеры по персоналу все больше внимания уделяют не техническим навыкам, а личностным характеристикам, которые входят в состав эмоционального интеллекта. В этой статье мы расскажем, стоит ли делать большую ставку на эмоциональный интеллект сотрудников и что это вообще такое.

Суть вопроса

Концепцию эмоционального интеллекта разработали в 1990 году психологи Питер Саловей из Йельского университета и Джон Майер из Университета Нью-Гэмпшира. Ученые назвали эмоциональным интеллектом набор навыков, таких как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей.

Однако популяризировал и принес в массы данную теорию американский журналист Дэниел Гоулман. В 1995 году вышла его книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» , которая быстро стала бестселлером. В книге Гоулман сфокусировался на аспекте практического применения теории эмоционального интеллекта в жизни и на работе. Он выделил пять основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание - умение адекватно оценивать свои способности, сильные и слабые стороны. Способность понимать свои эмоции и с учетом этого принимать решения.

Саморегуляция - способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить мгновенное удовольствие для достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса.

Мотивация - способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач.

Эмпатия - способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место.

Социальные навыки - умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми. Использовать этот навык в процессе переговоров, при урегулировании споров, для убеждения руководства и организации командной работы.

Отчасти книги Гоулмана стали популярны благодаря провокационным заявлениям, что эмоциональный интеллект значит больше, чем интеллект академический, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Идеи Гоулмана разошлись не только по газетам и журналам, но также нашли отклик в научных кругах. Вскоре появились исследования, доказывающие, что эмоциональный интеллект помогает продвигаться по карьерной лестнице, сохранять хорошее здоровье и быть довольным жизнью.

Гоулман указывает на необходимость развития эмоционального интеллекта не только в сферах, связанных с людьми, но и в информационных областях - в работе программистов, бухгалтеров, ученых. Также Гоулман предлагает внедрять программы обучения эмоциональному интеллекту в школах и на рабочих местах.

Темная сторона силы

Однако не все ученые разделяют такой подход. Профессор управления и психологии Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Адам Грант предупреждает - энтузиазм ослепил нас и скрыл темную сторону эмоционального интеллекта.

Чем больше люди оттачивают свои эмоциональные навыки, тем легче они манипулируют другими. Чем лучше человек управляет своими эмоциями, тем проще ему скрыть истинные чувства. Если вы знаете, что чувствуют другие, - легко играть на чужих переживаниях и заставлять людей действовать вопреки собственным интересам.

В 2011 году психолог Стефан Коте из Торонтского университета исследовал межличностные отношения на рабочем месте и пришел к выводу, что люди с высоким эмоциональным интеллектом склонны использовать его в непорядочных целях. Например, чтобы подорвать авторитет коллеги или сбить его с толку.

В руках людей, которых заботят только собственные интересы, эмоциональный интеллект становится мощным средством манипуляции. Лидеры, которые мастерски управляют эмоциями, лишают аудиторию способности критически мыслить. Последствия могут быть плачевными.

Профессор Йохен Менджес из Кембриджского университета доказал: когда лидер произносит вдохновляющую речь, переполненную эмоциями, аудитория хуже вникает в суть выступления и запоминает меньше информации, хотя самим участникам эксперимента кажется, что запомнили они больше. Одним из таких вдохновляющих лидеров был Адольф Гитлер.

Профессор из Университетского колледжа Лондона Мартин Килдаф подчеркивает - люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта маскируют одни эмоции под другие с целью личной выгоды. Они специально имитируют эмоции, чтобы создать благоприятное впечатление о себе.

Если человек с развитыми когнитивными способностями может быстро и качественно анализировать имеющиеся варианты и делать выводы, человек с развитым эмоциональным интеллектом оценивает и контролирует эмоции для достижения различных целей, в том числе личного продвижения.

В арсенал эмоционального манипулятора входят такие стратегии, как концентрация на эмоциях ключевых руководителей, имитация и маскировка эмоций с целью личной выгоды, провокация нужных эмоций у других людей и управление эмоционально окрашенными коммуникациями.

Показатель успеха

Связь между уровнем эмоционального интеллекта и потенциальным успехом в рабочей жизни также вызывает сомнения среди ученых. Возможно, в сферах, где очень важно разбираться в эмоциях, высокий эмоциональный интеллект связан с лучшими результатами. Однако в других областях деятельности такая зависимость может отсутствовать или даже быть отрицательной.

В 2010 году психологи Дана Джозеф из Университета центральной Флориды и Дэниел Ньюман из Иллинойсского университета проанализировали все предыдущие научные исследования, которые изучали связь между эмоциональным интеллектом и результатами работы. Ученые рассмотрели тысячи работников в 200 сферах, однако четкой взаимосвязи не обнаружили.

Продавцы, риелторы, операторы колл-центров и консультанты, которые лучше считывали эмоции и управляли ими, действительно больше преуспевали в работе. Также они эффективнее справлялись со стрессовыми ситуациями и даже в сложных ситуациях выполняли работу с улыбкой.

В сферах деятельности, где развитые эмоциональные навыки не требовались, результаты оказались противоположными. Чем выше эмоциональный интеллект сотрудников, тем ниже их достижения в работе. Получается, что эмоциональный интеллект им только вредил.

Отчасти это можно объяснить тем, что работники с высоким эмоциональным интеллектом обращали внимание на эмоции, вместо того чтобы сконцентрироваться на рабочих задачах. Когда нужно анализировать цифры, не стоит отвлекаться на изучение выражения лиц, языка тела и интонации окружающих людей. Также высокий эмоциональный интеллект может сыграть злую шутку с его обладателем при принятии важных решений.

Психологи Элиша Бейкер, Лиан тен Бринке и Стивен Портер из Университета Британской Колумбии в 2012 году изучали связь между уровнем эмоционального интеллекта и способностью распознавать обман.

Участникам эксперимента показывали видеообращения людей, умолявших вернуть пропавшего члена семьи. На самом деле половина из них была виновна в убийстве или исчезновении родственника.

Участники с высоким эмоциональным интеллектом были чрезмерно уверены в своей правоте при оценке искренности обращений, а также отмечали большее сочувствие к обманщикам.

Кроме того, один из компонентов эмоционального интеллекта - способность воспринимать и выражать эмоции - показал отрицательную взаимосвязь с точностью выявления ложных обращений.

Парадоксально, но эмоциональный интеллект может помешать распознать ложь.

Основоположник концепции эмоционального интеллекта Джон Майер также опровергает утверждение, что эмоциональный интеллект - лучший показатель успеха в жизни. В одной из своих статей он подчеркнул, что такое мнение растиражировано журналистами, но не имеет под собой научной основы.

Практический момент

Очевидно, что нанимать на работу людей, опираясь только на уровень их эмоционального интеллекта, - опрометчиво.

О когнитивных способностях тоже не стоит забывать. Именно они определяют наши возможности учиться новому и при необходимости помогают развить эмоциональный интеллект.

Если работа в вашей компании требует от сотрудников развитого эмоционального интеллекта, то при внедрении программы обучения вам помогут рекомендации, которые дает Дэниел Гоулман«Эмоциональный интеллект в бизнесе»

Анализируйте функционал должности и личные особенности сотрудника. Составьте список самых важных компетенций для данной должности. Выясните, какие из компетенций плохо развиты у конкретного сотрудника, и сфокусируйте его обучение именно на них. Не пытайтесь охватить сразу все.

Ставьте ясные цели и мотивируйте персонал. Объясните людям, как развитие той или иной компетенции поможет им в карьерном росте и профессиональном развитии. Пропишите четкие последовательные шаги для достижения цели.

Вы давно уже нашли дело всей своей жизни, но что-то постоянно мешает начать двигаться в выбранном направлении? Вам хочется самореализоваться, но что-то тянет вниз, вы опускаете руки и даже не хотите попробовать сделать шаг вперёд? Возможно, вам просто нужна сознательная дисциплина или самодисциплина. О том как развить самодисциплину за 10 дней читайте в нашей статье.

Методы развития и укрепления самодисциплины

Вы готовы измениться? Возможно вы уже знакомы с методом Брайана Трейси. Он считает, что самодисциплина и её проявления играют важнейшую роль в саморазвитии. В книге «Нет оправданий! Сила самодисциплины» Брайан понятным языком описывает правила личной организованности и самодисциплины. Эта книга предназначена для тех, кто хочет достичь свои цели, для людей, которые охвачены страстным желанием больше делать, больше получать и достигать больших высот, чем когда-либо раньше.

Самодисциплина за 10 дней – реально ли это?

Да! Если воспользоваться быстрыми методами для достижения цели. С чего же начать, как развить самодисциплину? Первым делом стоит побороть страхи, прочными цепями приковывающими к негативному опыту прошлого. После этого можно приступить к борьбе с убеждениями, мешающими нам начать важные проекты. Прочитайте о психологии саморазвития

Ниже приведен список упражнений, по одному на день. На каждое упражнение отводиться не более 15 минут, для их выполнения вам потребуется лист бумаги, ручка и максимальная честность с самим собой. Суть упражнений — побеждать страх и его формы, путем применения сознательной дисциплины.

День 1

Одним из важных условий развития является самоанализ. Первым шагом будет анализирование мощного тормоза в пути за мечтой – страх перед отказом . Многие люди, получив отказ в своей первой попытке, прекращают все дальнейшие.

Для того, чтобы преодолеть первый барьер, опишите три события, во время которых вы чувствовали горечь отказа или стыд за ошибки.

Самое главное – это должны быть три разных события из трех периодов вашей жизни: детство, юность, ближайшее прошлое. Во время выполнения упражнения, следите за своим эмоциональным и физическим состоянием. Какова ваша реакция? В этом кроется понимание того, как прошлый опыт влияет на вашу настоящую жизнь и как он мешает
.

«Я спасал себя сам — самоанализ, самодисциплина, самообразование, самоусовершенствование», — Эжен Ионеско, «Стулья».

День 2

Помимо страха отказа, существует ещё одно серьёзное препятствие – боязнь успеха . Вдруг кто-то будет недоволен моими успехами? И нужно ли мне лишнее внимание к собственной персоне? А может, я и вовсе не заслуживаю успеха?

Для преодоления этого страха раскройте на листе бумаги три ситуации, в которых вы достигли успеха, но этот успех послужил толчком к каким-либо проблемам. Не забывайте отслеживать вашу реакцию на процесс описания ситуаций. Ведь для того, чтобы начать тренировать собственную выдержку, надо распрощаться с обидами прошлых лет, которые тянут нас вниз, не давая ступить дальше и шагу.

День 3

В вопросе как повысить самодисциплину важно обрести независимость от чужого мнения. Страх несоответствия ожиданиям заставляет людей быть безотказными и уступчивыми добряками. Кому-то это покажется стремлением быть хорошим человеком, но такое положение дел убивает личность и её цели. Всё это тонет под чужими «надо» и «хочу», которые услужливый человек готов ставить выше своих желаний.

Сейчас настала пора описать три ситуации, во время которых вы делали что-либо, чего делать на самом деле не хотели, но вам было неловко отказать. Или, наоборот, что вы не сделали из-за страха осуждения, но вам очень хотелось. Опять же, самое главное – анализ ваших реакций на воспоминания, в них зарыта вся суть нынешних проблем.

День 4

Ещё одни барьером, мешающим перейти от думания к деланию, является страх посредственности . Всегда хочется сделать всё идеально, но именно из-за этого излишнего перфекционизма частенько опускаются руки даже у самых талантливых. Страх бездарности не даёт даже начать работу в выбранном направлении.

Возвращаемся к нашему письму! Теперь очередь трёх ситуаций, во время которых вы ощущали страх посредственности. Не забывайте анализировать свою реакцию на события.

День 5

Многие чувствуют себя уверенно только тогда, когда жизнь становится привычкой: одна и та же прическа, стиль в одежде, выбор еды на ужин. Появляется страх риска , который не даёт нам что-либо поменять в собственной жизни. Обычно истоки таких проблем кроются в . Но как выработать уверенность в себе? Также, как развить силу воли и самодисциплину.

«Далеко заплывает лишь тот, кто готов рисковать. Безопасные лодки не отходят далеко от берега», - Дейл Карнеги, американский психолог и писатель.

Вспомните три ситуации, когда вы чем-либо рискнули, но это обернулось провалом. Что вы ощущали тогда? Не бойтесь быть максимально откровенными с собой.

День 6

Когда основные страхи рассмотрены, и в вашем подсознании уже стал намечаться план по их преодолению, настала пора приступить к борьбе со стереотипами и ложными убеждениями.

Основным неверным лозунгом по жизни является «Всё, или ничего» . Вам хочется сделать всё сразу, не представляя достижение цели как пошаговую операцию, или не делать вообще. Чаще всего всё заканчивается именно ничем.

Отличным упражнением для борьбы с таким подходом является визуализация . Перед тем, как действительно начать что-либо делать, например, зарядку, около недели думайте о зарядке. Но во всех мельчайших подробностях: все тактильные ощущения, запахи, температуры, упражнения, чувства. Благодаря такому включению мыслеобразов, ваше сознание будет готово к
в дальнейшем.

День 7

Что ещё мешает достигать вам целей? Убеждение «Я должен быть лучшим ». Стремление к идеальности – та еще помеха на выбранном пути. Чтобы перейти этот барьер, напишите несколько посредственных писем разным друзьям. Пусть это буду обычные письма, не блещущие умом или гениальностью слога. Получите ответы и поймите, что даже такие старания награждаются вниманием и получают искренний отклик.

День 8

«Возможно, мне повезёт» . Знакомая мысль? Но именно понимание, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поможет двигаться вам дальше. За любыми достижениями стоит тяжёлый труд и самодисциплина. Невозможно ничего достичь, просто надеясь на удачу.

Чтобы достичь самодисциплины, перефразируйте вашу задачу в одиночное утверждение, например:

  • Я, Иван Семёнов, рисую пейзажи по часу в день.

А теперь повесьте этот лозунг на видное место: холодильник, зеркало в прихожей, прикроватная тумбочка. Любое место, которое ежедневно мозолит вам глаза.

День 9

Наверняка вам приходилось слышать что-то вроде: «У меня такой характер, я вся в мать ». Ещё одно убеждение-уловка.

«Сколько психотерапевтов потребуется, чтобы сменить лампочку? Только один, но лампочка реально должна хотеть измениться», — анекдот.

Чтобы справиться с этой ловушкой, честно ответьте себе на вопрос, почему вы действительно не хотите заниматься какой-либо деятельностью. Открытие настоящих причин поможет с ними успешно справиться.

День 10

Убеждение «Случится что-то страшное » не даёт нам двигаться в нужном направлении, сковывая по рукам и ногам. Упадешь, забудешь слова, уволят, провалишься.

Составь Лист цели: , а потом объективно запиши все инструменты и все действия для её достижения. Такой подход поможет справиться со страхом провала.

Позади 10 дней упорной работы над собой. Надеемся, наши упражнения помогли вам ответить на вопрос «Как научиться самодисциплине?» Помните, всё в ваших руках, надо только начать!