Художественная деталь в новелле запах мысли. I. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания

Роберт Шекли

«Запах мысли»


  • Будущее мира – непредсказуемо…
  • Роберт Шекли
  • Любая панорама мировой фантастики без его книг не будет полной.
  • Н. Науменко

  • Роберт Шекли – известнейший американский писатель-фантаст. Он автор более 20 романов, около 400 рассказов, изданных огромными тиражами.
  • Возможность существования человека в необычных для него условиях – одна из любимых тем произведений Р. Шекли.

Подумаем вместе

  • Что такое фантастика?
  • Какие книги фантастиче-ского жанра вам известны?

Проверьте свои знания

  • Фантастика – художественные произведения, в которых создается мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением писателя.


  • Как вы думаете, имеют ли мысли свой запах?
  • Как вы понимаете название произведения?

  • Какой предстала перед межзвездным почтальоном жизнь на планете З-М-22?
  • Расскажите, какие испытания выпали на долю Лероя Кливи на неизвестной планете.

  • Спасаясь от волков, Кливи мысленно превращался в различных животных. Установите последовательность его превращений:
  • А) змея;
  • Б) пантера;
  • В) птичка;
  • Г) волчица.


  • В какой момент пребывания на чужой планете герой приходит к спасительной догадке? Что выручило его из беды?
  • Дайте оценку поступкам Лероя Кливи в экстремальных ситуациях.

  • Чем привлекателен образ межзвездного почтальона Лероя Кливи как человека и специалиста своего дела?
  • Какова идея рассказа «Запах мысли»?

Сравните героев рассказов «Зеленое утро» Рея Бредбери и «Запах мысли» Роберта Шекли

  • Что общее объединяет Бенджамена Дрисколла и Лероя Кливи?

Сходные черты Лероя Кливи и Бенджамена Дрисколла

  • Оба пребывают в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.
  • Упорно борются за выживание.
  • В чрезвычайной ситуации деятельны, обладают потрясающей силой воли.
  • В конечном итоге оба героя достигли цели, сводя на нет угрозу для их жизни.
  • Целеустремленность, безудержная жажда к жизни и любовь к ней воистину творят чудеса.


  • Какую проблему раскрывает рассказ Роберта Шекли «Запах мысли»?

Подведем итоги

  • Что же необычное описал в своем научно-фантастическом рассказе «Запах мысли» американский писатель Роберт Шекли?
  • Что в этом рассказе фантастического? Что кажется вполне правдоподобным?
  • Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Фантастический мир в рассказе Р. Шекли «Запах мысли».

  • И когда человек познает свои возможности, он станет всесильным.
  • Р. Бредбери

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво, и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема.

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию главного героя Старцева, в частности, через портрет. В начале рассказа он «шел пешком не спеша... и все время напевал» песню. В конце произведения Ионыч «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову», «пухлый, красный».

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер - оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе «Человек в футляре» при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов - неяркая, неинтересная личность.

Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе «Ариадна» главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной.

Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе «Ионыч». После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим:»Ох, не надо бы полнеть!» Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная деталь всегда стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны» («О любви»).

Пейзаж у Чехова не богат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображению, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе «Степь» Чехов описывает грозу: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо».

Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе «Студент» писатель вводит маленькую деталь - «дырявые соломенные крыши», - которая ярко и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Например, в рассказе «О любви» Алехин рассказывает, что первоначально он поселился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал «Вестник Европы». Но со временем Алехин мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле «В родном углу» при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Стиль писателя также содержит множество художественных деталей. Например, конец рассказа «Студент» насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею произведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимание читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: «Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»).

Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе «Ионыч» речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: «Покорчило вас благодарю». Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Если домашнее задание на тему: » ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В НОВЕЛЛИСТИКЕ А. П. ЧЕХОВА оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Мастер-класс новогоднего украшения для интерьера. Автор: Хабибуллина Ильгиза, 14 лет. Руководитель: Глинская Екатерина Ивановна, педагог дополнительного образования, МОАУ ДОД Чехов - виртуозный и искусный мастер малой формы. Секрет его необычайной популярности в том, что в своих коротких рассказах он
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли». Фантастический мир в рассказе. Знакомство с обитателями планеты З-М-22. Умение человека находить выход из экстремальных ситуаций.
Цель: углубить знания о художественных особенностях научно- фантастического рассказа; учить анализу образов, в произведении; вести беседу с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости осознания ответственности за мысли и слова.
Оборудование: учебник, видеоролик «Притча о материальности мыслей».
Тип урока: урок применения полученных знаний.

Всё, что вы только можете вообразить - существует.
Джон Каннингэм Лилли
Воображение – единственное оружие в битве с реальностью.
Жюль де Голтье

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами ознакомимся с еще одним произведением жанра фантастики – рассказом Р. Шекли «Запах мысли», и вы сможете проявить свои режиссерские способности, фантазию и продемонстрировать готовность к работе, используя уже имеющиеся у вас знания и умения.
Эвристическая беседа.
  • Прочитайте эпиграфы к уроку. Как они связанны с рассказом Р. Шекли «Запах мысли»?
  • Предположите, почему рассказ имеет такое название. Представьте, вы не знакомы с произведением и ответьте, чем могут пахнуть мысли?

II. Проверка домашнего задания

Тест (проверка знания текста)
  1. Профессия главного героя Лероя Кливи? (Космонавт почтолёта-243).
  2. По какой причине у Кливи произошла вынужденная посадка? (Не было горючего).
  3. Чем так удивил Кливи первый увиденный им зверёк? (У него не было ни глаз, ни ушей).
  4. У животных, увиденных Кливи, был похожий окрас. Какая? (Шерсть зелено-бурого цвета).
  5. По какой причине Кливи упал в обморок в первый раз? (Увидел волка, который оскалил зубы).
  6. Какая способность помогла волку съесть белку? (Телепатия).
  7. Почему пантера-самка не набросилась на Кливи? (Он подумал о приятном, о детёныше, о логове).
  8. Как Кливи удалось уйти от волков? (Представил себя стервятником).
  9. Когда Кливи представил себя кустом, кому он произносит следующие слова: «Полегче! Не надо рубить сук, на котором сидишь»? (Дятлу).
  10. Чем, наконец, Кливи прогнал Пантеру? (Факелом).
  11. Какое бедствие пережил Кливи в конце своего путешествия, перед спасением? (Степной пожар).
  12. Что вызвало удивление спасателей? (У Кливи не смотря на пожар не было ожогов).

III. Работа над темой урока

1. Слово учителя.
– Роберт Шекли, американский писатель-фантаст, родился в Нью-Йорке в 1928 году. Он рано научился читать и с детства мечтал стать писателем. Уже первые фантастические рассказы, которые печатались в журналах, нравились читателям, и редакторы с нетерпением ждали новых. Рассказы Шекли выделяются неисчерпаемой фантазией, тонким юмором, неординарными фантастическими сюжетами. В 2005 году писатель побывал на Украине, чем порадовал многочисленных почитателей его творчества.
2. Работа с учебником.
– Прочитайте вдумчиво статью учебника, посвященную Р. Шекли. Составьте к тексту три вопроса. (Учащиеся задают вопросы друг другу. Право задать вопрос получает тот, кто ответил на предыдущий вопрос правильно).
3. Беседа.
  • Почему рассказ «Запах мысли» считается фантастическим? («Запах мысли» - фантастический рассказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя - из области вымысла, который, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые противостоят Лерою в рассказе, - существа фантастические).
  • Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?
  • Каким увидел Кливи мир невероятной планеты? Какое отличие от земных существ он заметил сразу, о каком догадался значительно позже? Почему?
  • Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: «Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе»? (Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возможность живым существам планеты воспринимать окружающий мир).
  • Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?
  • Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?
  • Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?
Шекли - автор, который очень любит иронию. Заметили ли вы это пристрастие автора? Над кем и как он иронизирует? Найдите подтверждение в тексте.
4. Работа в группах. Создание фильма по мотивам произведения.
Ребята, мы сегодня на уроке много фантазируем. Представьте, что вам нужно снять фильм по рассказу Р. Шекли. Безусловно, в создании фильма принимает участие большая группа людей. Назовите профессии, необходимые для создания фильма (режиссер, сценарист, оператор, мастер света, звукооператор, костюмер и т.д.).
Для начала составим простой план, который послужит основой сценария (коллективное составление плана рассказа и запись на доске).

Примерный план.

  1. Аварийная ситуация.
  2. День первый. Знакомство с планетой З-М-22. Встреча с белкой и волком.
  3. Вечер первого дня. Пантера угрожает жизни Кливи.
  4. День второй. Волки и стервятники.
  5. День третий. Новая атака хищников.
  6. Огонь!
В соответствии с планом объединяем учащихся в 6 групп. В каждой группе ребята выбирают себе профессию и работают над своим фрагментом (сценарист прописывает сценарий, оператор выбирает ракурс и следит за кадром, осветитель подбирает свет, звукооператор озвучивает и т.д.). После того, как ребята подготовились, заслушиваются выступления каждой группы. Важно отметить, что буквального инсценирования не происходит, учащиеся только разрабатывают сценарий, совершенствуют умения абстрактно мыслить и фантазировать.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель демонстрирует видеоролик «Притча о материальности мыслей».
  • Какой вывод вы сделали, просмотрев видео? (Мысли материальны, нужно быть осторожным в желаниях, ведь вы притягиваете то, о чем вы мечтаете, думаете, чего боитесь.)
  • Чему вы сегодня научились?

V. Домашнее задание

  1. Написать эссе о том, какую способность вы хотели бы развить в себе.
  2. Нарисовать обложку к любому из прочитанных в течение года литературных произведений.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов живописать правдиво и ослепительно характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная пустяковина имеет важное важность в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно пальнуть.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная пустяковина способствовала сокращению объема.
В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения,"как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, зрачок и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было довольно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе "Ионыч" Чехов показывает деградацию главного героя Стар-цева, в частности, через портрет. В начале рассказа он "шел пешком не спеша... и все час напевал" песню. В конце произведения Ионыч "пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову", "пухлый, красный".

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер - оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе "Человек в футляре" при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов - неяркая, неинтересная личность.

Художественной деталью может быть не только цвет, но и дух. В рассказе "Ариадна" главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной.

Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может располагать важное важность, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе "Ионыч". После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: "Ох, не надо бы полнеть!" Или когда он ждал ее, а она длительно не выходила, Старцев размышлял о приданом: "А приданого они дадут, должно быть, немало". Эта пустяковина показывает начало деградации героя: его суть человеческая очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная пустяковина вечно стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: "Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны" ("О любви").

Пейзаж у Чехова небогат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображению, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе "Степь" Чехов описывает грозу: "Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень неблизко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо".

Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе "Студент" писатель вводит маленькую пустяковина - "дырявые соломенные крыши", - которая ослепительно и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная пустяковина помогает ему уплотнять час. Например, в рассказе "О любви" Алехин рассказывает, что первоначально он поселился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал "Вестник Европы". Но со временем Алехин мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась.только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ослепительно представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле "В родном углу" при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, далее, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится понятно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется пустяковина, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта пустяковина максимально метко определяет характер героини.

Стиль писателя также содержит множество художественных деталей. Например, конец рассказа "Студент" насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею произведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимательность читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: "Это был дождик. Он и рогожа, как будто поняли приятель друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки" ("Степь").

Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю вероятность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе "Ионыч" речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: "Покорчило вас благодарю". Эта пустяковина помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он привнес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

После смерти Чехова Л. Н. Толстой ска­зал: «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всяко­му русскому, но и всякому человеку вооб­ще. А это главное». Действительно, пред­метом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутрен­ний мир человека. Но художественные ме­тоды, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писате­ли, различны.

Чехов по праву считается мастером ко­роткого рассказа, новеллы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юморис­тических журналах писателю пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в не­большой объем втискивать максимум со­держания. В маленьком рассказе невоз­можны пространные описания, внутрен­ние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный ге­рой которого многими своими чертами на­поминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так сразило его, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Генерал, человек не злой, сначала благосклонно принимает из­винения Червякова, но в конце, доведен­ный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано прак­тически объяснение всему: «Придя ма­шинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Герой умира­ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил че­ловека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Да­ма с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обста­новку своего дома и общества мужа, чело­века, которого она не любила и не уважа­ла. В определенном смысле она была под­готовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рас­сказе является лорнетка: перед встречей с Гуровым Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках - попытка «бегства» не удалась.

Беликов, «человек в футляре», в проти­воположность Анне Сергеевне не пытает­ся как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрыта для него неопределен­ность. Окружающий мир вызывал у него непреодолимое стремление окружить се­бя «оболочкой», «футляром», чтобы защи­титься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, прият­ное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда вы­ходить.

В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в не­скольких местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «ду­шечки» не казалась автору столь уж до­стойной восхищения и подражания. Геро­иня не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла?

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У нее та же зависимость от чужого мнения. Но если «душечка» не бы­ла чересчур привередлива в своих зна­комствах, то для Ольги Ивановны цен­ность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к кото­рым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» де­тали. Например, в пьесе «Три сестры» На­таша впервые появляется на сцене в крас­ном платье с зеленым пояском - деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, го­ворящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в «Вишне­вом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз пе­ред продажей вишневого сада, стук топо­ров в конце пьесы. Все они несут обяза­тельную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

Закончился XX век, человечество вступило в третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспорных худо­жественных и моральных авторитетов.