Говор гулом стоял над рекой. Союз писателей россии - проза - иван бунин. святые горы. Утро было, жаркое,радостно наперебой трезвонили над Донцом, над зелёными полями колокола, уносились туда.,где стремилась белая церковка

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ»

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро... Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору. Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз! А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля... (246 слов) (И. Бунин)

Грамматическое задание:

Вариант 1

1. Выполните фонетический разбор слова радостно (первое предложение).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова трезвонили (первое предложение первого абзаца).

Вариант 2

1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды. Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всей видимости, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начавшей уже покрывать восточную часть неба, видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. Объездчик остановился, чтобы попросить у пастуха огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова не сказав, облокотился о седло и задумался. (281 слово) (А. Чехов)

Грамматическое задание:

Вариант 1

1. Сделать морфологический разбор одного существительного и одного числительного из предложений первого абзаца.

2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях первого абзаца.

Вариант 2

1. Сделать морфологический разбор одного прилагательного и одного местоимения из предложений второго абзаца.

2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях второго абзаца.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Красота осени

(1)На холсте был яркий прощальный день конца октября. (2)Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берёз, которые на косогоре против солнца казались чёрными. (3)Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад. (4)Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку. (5)Одинокое упавшее в траву яблоко лежало возле стены, еле видимое сквозь облепившие его листья.

(6)Да, он был совершенно один в окрестностях того монастыря, и был тогда солнечный, сухой, просторный день. (7)Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы, старые клёны, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада. (8)Всё было прозрачно, свежо, прощально. (9)Почему прощально? (10)Почему после пятидесяти лет, особенно в яркие, сухие, звонкие дни осени, он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен? (11)Может быть, красота осознаётся только в роковой и робкий момент её зарождения и перед её неизбежным исчезновением, увяданием, на грани конца и начала, на краю пропасти?

(12)Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть. (13)День умирает в вечере, молодость − в старости, любовь − в охлаждении и равнодушии. (По Ю. Бондареву.) (196 слов.)


I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Какой частью речи являются слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

В3. Среди предложений 6−11 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

В4. Из предложения 12 выпишите все местоимения.

В5. Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Из предложений 1−4 выпишите обособленное определение.

В7. Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 2.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Какой частью речи являются слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?

В3. Среди предложений 6−11 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.

В4. Из предложения 10 выпишите все местоимения.

В5. Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В6. Из предложений 5−10 выпишите обособленное определение.

В7. Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 13.


С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тепел. Солнце медленно уходило за горы; широкая тень стлалась по Донцу от них. По каменному двору обители, мимо собора, я пошел к крытым галереям, что ведут в гору. В этот час пусто было в их бесконечных переходах. И чем выше подымался я, тем все более веяло на меня суровой монастырской жизнью - от этих картинок, изображающих скиты и кельи отшельников с гробами вместо ночных лож, от этих печатных поучений, развешанных на стенах, даже от каждой стертой и ветхой ступеньки. В полусумраке этих переходов чудились тени отошедших от мира сего иноков, строгих и молчаливых схимников…

Меня тянуло туда, к меловым серым конусам, к месту той пещеры, где в трудах и молитве, простой и возвышенный духом, проводил свои дни первый человек этих гор, та великая душа, которая полюбила горный гребет над Малым Танаисом. Дико и глухо было тогда в первобытных лесах, куда пришел святой человек. Лес бесконечно синел под ним. Лес глушил берега, и только река, одинокая и свободная, плескала и плескала своими холодными волнами под его навесом. И какая тишина царила кругом! Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - все гулко отдавалось в лесах. Ночью величавый мрак простирался над ними. По шороху и плеску воды угадывал инок, что вплавь переходят Донец люди. Молчаливо, как рать дьяволов, перебирались они через реку, шуршали по кустам и исчезали во мраке. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. А утром, изнуренный ночными ужасами и бдением, но с светлым лицом, выходил он на божий день, на дневную работу, и опять коротко и тихо было в его сердце…

Глубоко внизу подо мною все тонуло в теплых сумерках, мелькали огни. Там уже начиналась сдержанно радостная тревога приготовлений к светлой заутрене. А здесь, за меловыми утесами, было тихо и еще брезжил свет зари. Птицы, живущие в трещинах скал и под карнизами церковки, реяли вокруг, визжа, как старый флюгер, и всплывали снизу и неслышно падали вниз, в сумрак, на своих мягких крыльях. Туча с юга заволокла все небо, вея теплотой дождя, весенней душистой грозы, и уже содрогалась от вспышек молний. Сосны горного обрыва сливались в темную опушку и чернели, как горб спящего зверя…

Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину. Монах, как привидение, стоял за ящиком со свечами. Два-три огонька чуть потрескивали… Поставил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители…

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде: Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро…

Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью юга дышало все крутом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!

А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля…

Окна в сад были открыты всю ночь. А деревья раскидывались густой листвой возле самых окон, и на заре, когда в саду стало светло, птицы так чисто и звонко щебетали в кустах, что отдавалось в комнатах. Но еще воздух и молодая майская зелень в росе были холодны и матовы, а спальни дышали сном, теплом и покоем.

Дом не походил на дачный; это был обыкновенный деревенский дом, небольшой, но удобный и покойный. Петр Алексеевич Примо, архитектор, занимал его уже пятое лето. Сам он больше бывал в разъездах или в городе. На даче жила его жена, Наталья Борисовна, и младший сын, Гриша. Старший, Игнатий, только что кончивший курс в университете, так же, как и отец, появлялся на даче гостем: он уже служил.

В четыре часа в столовую вошла горничная. Сладко зевая, она переставляла мебель и шаркала половой щеткой. Потом она прошла через гостиную в комнату Гриши и поставила у кровати большие штиблеты на широкой подошве без каблука. Гриша открыл глаза.

Гарпина! - сказал он баритоном. Гарпина остановилась в дверях.

Чого? - спросила она шепотом.

Поди сюда.

Гарпина покачала головой и вышла.

Гарпина! - повторил Гриша.

Та чого вам?

Поди сюда… на минутку.

Не пiду, хоч зарiжте!

Гриша подумал и крепко потянулся.

Ну, пошла вон!

Бариня загадали вчера спитать вас, чи поїдете у город?

Казали, щоб не їздили, бо барин сьогоднi прыїдуть.

Гриша, не отвечая, одевался.

Повотенце? - спросил он громко.

Та на столi - он! Не збудiтъ бариню…

Заспанный, свежий и здоровый, в сером шелковом картузе, в широком костюме из легкой материи, Гриша вышел в гостиную, перекинул через плечо мохнатое полотенце, захватив стоявший в углу крокетный молоток, и, пройдя переднюю, отворил дверь на улицу, на пыльную дорогу.

Дачи в садах тянулись и направо и налево в одну линию. С горы открывался обширный вид на восток, на живописную низменность. Теперь все сверкало чистыми, яркими красками раннего утра. Синеватые леса темнели по долине; светлой, местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени; кое-где с зеркальной воды снимались и таяли полосы серебряного пара. А вдали широко и ясно разливался по небу оранжевый свет зари: солнце приближалось…

Легко и сильно шагая, Гриша спустился с горы и дошел по мокрой, глянцевитой и резко пахнущей сыростью траве до купальни. Там, в дощатом номере, странно озаренном матовым отсветом воды, он разделся и долго разглядывал свое стройное тело и гордо ставил свою красивую голову, чтобы походить на статуи римских юношей. Потом, слегка прищуривая серые глаза и посвистывая, вошел в свежую воду, выплыл из купальни и сильно взмахнул руками, увидав, что на горизонте чуть-чуть показавшееся солнце задрожало тонкой огнистой полоской. Белые гуси с металлически-звонкими криками, распустив крылья и шумно бороздя воду, тяжело шарахнулись в тростники. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к реке…

Гриша перевернулся и увидал на берегу высокого мужика с русой бородою, с открытым лицом и ясным взглядом больших голубых глаз на выкате. Это был Каменский, «толстовец», как его называли на дачах.

Вы придете сегодня? - крикнул Каменский, снимая картуз и вытирая лоб рукавом замашкой рубахи.

Здравствуйте!.. Приду, - отозвался Гриша. - А вы куда, если не секрет?

Каменский с улыбкой взглянул исподлобья.

Ведь вот люди! - сказал он важно и ласково. - Всё у них секреты!


Урок 14 Контрольная работа №4

^ Контрольный диктант с грамматическим заданием

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносили туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде. Донца, в тени береговой зеленили девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – все было так прелестно в это милое утро...

Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выско­чив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз.

А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, и опять думал о старине, о лю­дях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля...

(246 слов) (И. Бунин)
^ Грамматическое задание

Вариант 1

радостно (первое предложение).

трезвонили (первое предложение мерного абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).
Вариант 2

1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложении (по выбору учителя).

^ Схема анализа орфографических ошибок в диктанте

Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Выполнили работу на


Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %
Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

^ Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %
Типичные ошибки:
____________________________________________________________ _______чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Кодификатор

^ Схема анализа


№ задания

Фамилия, имя учащегося
Действия учащихся

1

Определили звуки речи

Дали им характеристику

2

Определили морфемы в слове


3

Объяснили расстановку знаков препинания

Сумма баллов

Отметка

Урок №…. Зачет № 5 по теме «Орфография»

1. В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?

а) к..таться; г) д..ревья;

б) тр..ва; д) р..стем.

^ 2. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется о ?

а) предл..гать; г) з..ря;

б) покл..ниться; д) к..сается.

в) выр..стили;

3. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется а ?

а) к..снуться; г) отр..сль;

б) пол..жение; д) р..сток.

в) заг..рать.

^ 4. Найдите лишнее слово.

а) б..ру; г) зап..реть;

б) зам..реть; д) соб..рите.

в) подж..гать;

5. Найдите лишнее слово.

а) пост..лить; г) заст..лал;

б) забл..стать; д) подж..гать.

в) ст..рает;

^ 6. Найдите лишнее слово.

а) задира; г) драка;

б) разодрать; д) задираться.

7. Найдите лишнее слово.

а) зан..мал; г) он..меть;

б) подн..маться; д) прин..мала.

в) вн..мание;

^ 8. В каком слове нет приставки?

а) доливать; г) дорожить;

б) доигрывание; д) дотерпеть.

в) доучиться;

9. Найти слово с приставкой.

а) солнце; г) солить;

б) соска; д) соколиный.

в) соскок;

^ 10. В каком слове нет приставки?

а) сдвиг; г) сбитый;

б) сговор; д) сладкий.

11. В каком слове произношение приставки расходится с ее написанием?

а) смещение; г) сжатый;

б) сходка; д) срастись.

в) стащить;

^ 12. На конце какой приставки пишется с ?

а) бе..грамотный; г) чре..мерный;

б) и..чезать; д) ра..давить.

в) и..носится;

13. На конце какой приставки пишется з ?

а) во..хождение; г) и..катель;

б) бе..славный; д) во..хвалять.

в) ра..датчик;

^ 14. Найдите лишнее слово.

а) без..нициативный; г) зап..реть;

б) под..греть; д) сверх..дейный.

в) пред..стория;

15. Найдите значение, которое не может иметь пристава при- .

а) присоединение;

б) превосходная степень;

в) неполнота действия;

г) близость нахождения;

д) приближение.

^ 16. Найдите слово, в котором значение приставки при- опре­делить трудно.

а) прибирать; г) причалить;

б) Приуралье; д) пригнать.

в) пришвартоваться;

^ 17. В приставке какого слова может писаться , а может пи­саться ?

а) пр..творяется; г) пр..рывается;

б) пр..расти; д) пр..строить.

в) пр..ободрить;

^ 18. Найдите лишнее слово.

а) пр..ломить; г) пр..интересный;

б) пр..трудный; д) пр..ступление.

в) пр..струнть;

19. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) приставить; г) подрасти;

б) писатель; д) подросток.

в) луноход;

^ 20. Каким способом образовано слово зарплата ?

а) приставочным;

б) образованием слова из словосочетания;

в) сложением слогов;

г) сложением начальной части слова с целым словом;

д) сложением слов.

^ 21. Найдите слово женского рода.

а) ТЮЗ; г) универсам;

б) вуз; д) ПТУ.

22. В каком слове приставка находится в середине слова?

а) землекоп; г) путеукладчик;

б) баснописец; д) книгопечатник.

в) самолетостроение;
Кодификатор


№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Определять корень с чередованием

1

2

Определять корень -клон-

2

3

Определять слова исключения с корнем рос-рас

3

4

Определять и-е в корнях с чередованием

4

5

Найти слово с корнем -стел-

5

6

Найти слово с безударной гласной

6

7

Найти лишнее слово

7

8

Найти слово без приставки

8

9

Определить слово с приставкой

9

10

Найти слово без приставки

10

11

Определить слово с приставкой

11

12

Определить слово, где на конце приставки пишем с

12

13

Определять слово, где на конце приставки пишем з

13

14

Найти лишнее слово

14

15

Определить знание приставки при-

15

16

Определить неясное значение приставки при-

16

17

Найти слово с неясным значением приставки при-

17

18

Найти лишнее слово

18

19

Определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

19

20

Определять способ образования слова

20

21

Определять род сокращенных слов

21

22

Определять приставку в сложном слове

22

^ Схема анализа


№ задания

Фамилия, имя учащегося
Действия учащихся

1

Определили корень с чередованием

2

Определили корень -клон-

3

Определили слова-исключения

4

Определили и-е в корнях с чередованием

5

Определили слово с корнем -стел-

6

Определили слово с безударной гласной

7

Определили лишнее слово

8



9

Определили слово с приставкой

10

Определили слово без приставки

11

Определили слово с приставкой

12

с

13

Определили слово с приставкой на з

14

Нашли лине слово

15

Определили значение приставки при-

16

Определили неясное значение приставки при-

17

Определили слово с неясным значением при-

18

Определили лишнее слово

19

Определили слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

20

Определили способ образования слова

21

Определили род сокращенных слов

22

Определили приставку в сложном слове

Сумма баллов

Отметка
Электронная библиотека Яблучанского . Путь к Донцу, к древнему монастырю на Святых Горах, пролегает на юго-восток, на Азовские степи. Ранним утром великой субботы я был уже под Славянском. Но до Святых Гор оставалось еще верст двадцать, и нужно было идти поспешно. Этот день мне хотелось провести в обители. Предо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко глядел на равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной дороги и шуршал прошлогодним бурьяном. Но за мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро чернью, она тонула в утреннем тумане. Ветер дул мне навстречу, холодил лицо, рукава, степь увлекала, завладевала душой, наполняла ее чувством радости, свежести. За курганом блеснула круглая ложбина, налитая весенней водой. Я свернул к ней на отдых. Есть что-то чистое и веселое в этих полевых апрельских болотцах; над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки щеголевато и легко перебегают по их бережкам и оставляют на иле свои тонкие, звездообразные следы, а в мелкой, прозрачной воде их отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. Он расплывался на два холма и, словно поблекшей скатертью из мутно-зеленого бархата, был покрыт прошлогодней травой. Седой ковыль тихо покачивался на его склонах - жалкие остатки ковыля. "Время его, подумал я, - навсегда проходит; в вековом забытьи он только смутно вспоминает теперь далекое былое, прежние стони и прежних людей, души которых были роднее и ближе; ему, лучше нас умели понимать его шепот, полный от века задумчивости пустыни, так много говорящей без слов о ничтожестве земного существования". Отдыхая, я долго лежал на кургане. С полей уже тянуло теплом. Облака светлели, таяли. Жаворонки, невидимые в воздухе, напоенном парами и светом, заливались над степью безотчетно-радостными трелями. Ветер стал ласковый, мягкий. Солнце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бесконечно счастливым. В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были. А побывать на Донце, на Малом Танаисе, воспетом "Словом", - это была моя давнишняя мечта. Донец видел Игоря, - может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь. Сколько раз разрушался он до основания и пустели его разбитые стены! Сколько претерпел он, стоя на татарских путях, в диких степных равнинах, когда иноки его были еще воинами, когда они переживали долгие осады от полчищ диких орд и воровских людей! Скрип телеги, на которой сидел старик, свесив с грядки ноги в допотопных сапогах, и сопение волов, которые, покачиваясь и вытягивая шеи, придавленные тяжелым ярмом, медленно тащились по дороге, разогнали мои думы. Я зашагал еще поспешнее. Полоса леса серовато чернела вдали. Я не сводил с нее глаз, думая, что за лесом-то и откроется долина Донца и Горы. Лес оказался очень старым, заглохшим. Меня поразила его безжизненная тишина, его корявые, иссохшие дебри. Замедляя шаги, я с трудом пробирался по хворосту и бурелому, который гнил в грязи глубоких рытвин дороги. Ни одной птицы не слышно было в чащах. Иногда дорогу затопляло целое болото весенней воды. Сухие деревья сквозили кругом; их кривые сучья бросали слабые, бледные тени. Скоро, однако, в пролете лесной дороги снова проглянула просторная, вольная даль. Сухой степной ветер все усиливался, разгоняя в ярком весеннем небе белые облака, делая даль бесконечной. Монастыря же все не было. Хохол, к которому я подходил с расспросами о дороге, рослый мужик с маленькой головой, одетый в короткую, словно из осиновой коры сшитую, свитку, не спеша шел за плугом. Плуг тащили четыре вола, а волов вела девочка. - Тату! - сказала она мужику, обращая его внимание на меня. Он остановился. - Эта дорога на Святые Горы? - спросил я. - А куды вам треба? - В монастырь. - Якiй монастырь? - Да вы разве никогда не были на Святых Горах? - В якономii? - Да не в экономии, а в самом монастыре, в церкви. - У церквi? Та у нас своя церква на селi. - А в монастыре? - Та був, ще хлопцем. Тодi чума на скот була, так казали, що там пробував такий монах, що знав замовляти. От i ходили yci, у кого скотина болiла; звiсно, молебствiе служили i в село привозили того iнока. Ну, походив вiн по дворах, покропив водою, а про те нiчого не помоглось. - Так это дорога туда? - Эге ж... И хохол, даже не взглянув на меня, снова спокойно пошел за плугом. Я уже чувствовал усталость. Ноги ныли в пыльных, горячих сапогах. И я принялся считать шаги, и занятие это так увлекло меня, что я очнулся только тогда, когда дорога круто завернула влево и вдруг ослепила резкой белизной мела. Вдалеке, налево, на самом горизонте, над чащей леса, сверкал золотой купол церкви. Но я едва взглянул туда. Передо мной, в огромной, глубокой долине, открылся Донец. Долго простоял я неподвижно, глядя на мутную синеву этих привольных лугов. Все они были затоплены водой, - Донец был в разливе. Стальные полосы реки сверкали в чащах коричневых камышей и залитых половодьем прибрежных лесов, а к югу разливались еще шире, совсем уже смутные у подножья далеких меловых гор. И горы эти белели так смутно-смутно... Потом я обгонял идущий на богомолье народ - женщин, подростков, дряхлых калек с выцветшими от времени и степных ветров глазами, и все думал о старине, о той чудной власти, которая дана прошлому... Откуда она и что она значит? Между тем монастырь все еще не показывался. Небо потускнело, ветер начал пылить по дороге, и в степи стало скучно. Донец скрылся за холмами. Я попросил проезжего хлопца подвезти меня, и он посадил меня в свою тележку на двух колесах. Мы разговорились, и я не заметил, как мы въехали в лес и стали спускаться под гору. Все круче, отвеснее становилась горная дорога, каменистая, узкая, живописная. Мы спускались все ниже и ниже, а столетние красноватые стволы мачтовых сосен, гордо выделяясь среди разнообразной лесной заросли, мощно вцепившись корнями в каменистые берега дороги, плавно подымались все выше и выше, возносились зелеными кронами к голубому небу. Небо над нами казалось еще глубже и невинее, и чистая, как это небо, радость наполняла душу. А внизу, сквозь зеленую чащу леса, между соснами, вдруг проглянула глубокая и, как показалось, тесная долина, золотистые кресты, купола и белые стены домов у подошвы лесистой горы - все скученное, картинно сокращенное отдалением, - и светлая полоса узкого Донца, и густая синева воздуха над сплошными луговыми лесами за ним... Донец под Святыми Горами быстр и узок. Правый берег его возвышается почти отвесной стеной и тоже щетинится лесной чащей. Под ним-то и стоит белокаменная обитель с величавым, грубо раскрашенным собором посреди двора. Выше, на полугоре, белея в зелени леса, висят два меловых конуса, два серых утеса, за которыми ютится старинная церковка. А еще выше, уже на самом перевале, рисуется в небе другая. С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тепел. Солнце медленно уходило за горы; широкая тень стлалась по Донцу от них. По каменному двору обители, мимо собора, я пошел к крытым галереям, что ведут в гору. В этот час пусто было в их бесконечных переходах. И чем выше подымался я, тем все более веяло на меня суровой монастырской жизнью - от этих картинок, изображающих скиты и кельи отшельников с гробами вместо ночных лож, от этих печатных поучений, развешанных на стенах, даже от каждой стертой и ветхой ступеньки. В полусумраке этих переходов чудились тени отошедших от мира сего иноков, строгих и молчаливых схимников... Меня тянуло туда, к меловым серым конусам, к месту той пещеры, где в трудах и молитве, простой и возвышенный духом, проводил свои дни первый человек этих гор, та великая душа, которая полюбила горный гребет над Малым Танаисом. Дико и глухо было тогда в первобытных лесах, куда пришел святой человек. Лес бесконечно синел под ним. Лес глушил берега, и только река, одинокая и свободная, плескала и плескала своими холодными волнами под его навесом. И какая тишина царила кругом! Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - все гулко отдавалось в лесах. Ночью величавый мрак простирался над ними. По шороху и плеску воды угадывал инок, что вплавь переходят Донец люди. Молчаливо, как рать дьяволов, перебирались они через реку, шуршали по кустам и исчезали во мраке. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. А утром, изнуренный ночными ужасами и бдением, но с светлым лицом, выходил он на божий день, на дневную работу, и опять коротко и тихо было в его сердце... Глубоко внизу подо мною все тонуло в теплых сумерках, мелькали огни. Там уже начиналась сдержанно радостная тревога приготовлений к светлой заутрене. А здесь, за меловыми утесами, было тихо и еще брезжил свет зари. Птицы, живущие в трещинах скал и под карнизами церковки, реяли вокруг, визжа, как старый флюгер, и всплывали снизу и неслышно падали вниз, в сумрак, на своих мягких крыльях. Туча с юга заволокла все небо, вея теплотой дождя, весенней душистой грозы, и уже содрогалась от вспышек молний. Сосны горного обрыва сливались в темную опушку и чернели, как горб спящего зверя... Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину. Монах, как привидение, стоял за ящиком со свечами. Два-три огонька чуть потрескивали... Поставил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители... Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде: Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро... Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору. Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью юга дышало все крутом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз! А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля... 1895

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносили туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде. Донца, в тени береговой зеленили девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – все было так прелестно в это милое утро...

Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выско­чив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз.

А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, и опять думал о старине, о лю­дях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля...

(246 слов) (И. Бунин)

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложении (по выбору учителя).

Схема анализа орфографических ошибок в диктанте

Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %

Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определять звуки речи

Давать характеристику звукам речи

Определять морфемы в слове

Определять способ образования слова

Объяснять расстановку знаков препинания

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили звуки речи

Дали им характеристику

Определили морфемы в слове

Определили способ образования слова

Объяснили расстановку знаков препинания

Сумма баллов

Отметка

Урок №…. Зачет № 5 по теме «Орфография»

1. В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?

а) к..таться; г) д..ревья;

б) тр..ва; д) р..стем.

в) цв..ты;

2. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется о ?

а) предл..гать; г) з..ря;

б) покл..ниться; д) к..сается.

в) выр..стили;

3. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется а ?

а) к..снуться; г) отр..сль;

б) пол..жение; д) р..сток.

в) заг..рать.

4. Найдите лишнее слово.

а) б..ру; г) зап..реть;

б) зам..реть; д) соб..рите.

в) подж..гать;

5. Найдите лишнее слово.

а) пост..лить; г) заст..лал;

б) забл..стать; д) подж..гать.

в) ст..рает;

6. Найдите лишнее слово.

а) задира; г) драка;

б) разодрать; д) задираться.

в) дрожь;

7. Найдите лишнее слово.

а) зан..мал; г) он..меть;

б) подн..маться; д) прин..мала.

в) вн..мание;

8. В каком слове нет приставки?

а) доливать; г) дорожить;

б) доигрывание; д) дотерпеть.

в) доучиться;

9. Найти слово с приставкой.

а) солнце; г) солить;

б) соска; д) соколиный.

в) соскок;

10. В каком слове нет приставки?

а) сдвиг; г) сбитый;

б) сговор; д) сладкий.

в) склад;

11. В каком слове произношение приставки расходится с ее написанием?

а) смещение; г) сжатый;

б) сходка; д) срастись.

в) стащить;

12. На конце какой приставки пишется с ?

а) бе..грамотный; г) чре..мерный;

б) и..чезать; д) ра..давить.

в) и..носится;

13. На конце какой приставки пишется з ?

а) во..хождение; г) и..катель;

б) бе..славный; д) во..хвалять.

в) ра..датчик;

14. Найдите лишнее слово.

а) без..нициативный; г) зап..реть;

б) под..греть; д) сверх..дейный.

в) пред..стория;

15. Найдите значение, которое не может иметь пристава при- .

а) присоединение;

б) превосходная степень;

в) неполнота действия;

г) близость нахождения;

д) приближение.

16. Найдите слово, в котором значение приставки при- опре­делить трудно.

а) прибирать; г) причалить;

б) Приуралье; д) пригнать.

в) пришвартоваться;

17. В приставке какого слова может писаться , а может пи­саться ?

а) пр..творяется; г) пр..рывается;

б) пр..расти; д) пр..строить.

в) пр..ободрить;

18. Найдите лишнее слово.

а) пр..ломить; г) пр..интересный;

б) пр..трудный; д) пр..ступление.

в) пр..струнть;

19. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) приставить; г) подрасти;

б) писатель; д) подросток.

в) луноход;

20. Каким способом образовано слово зарплата ?

а) приставочным;

б) образованием слова из словосочетания;

в) сложением слогов;

г) сложением начальной части слова с целым словом;

д) сложением слов.

21. Найдите слово женского рода .

а) ТЮЗ; г) универсам;

б) вуз; д) ПТУ.

в) ЭВМ;

22. В каком слове приставка находится в середине слова?

а) землекоп; г) путеукладчик;

б) баснописец; д) книгопечатник.

в) самолетостроение;

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определять корень с чередованием

Определять корень - клон-

Определять слова исключения с корнем рос-рас

Определять и-е в корнях с чередованием

Найти слово с корнем - стел-

Найти слово с безударной гласной