Гигант мысли отец русской демократии. Реформизм в русской социал-демократии

Вдруг Остап, не договорив, бросился за каким-то гражданином, шагов через десять настиг его и стал оживленно с ним беседовать.
Потом быстро вернулся и ткнул Ипполита Матвеевича пальцем в бок.
-- Знаете, кто это? -- шепнул он быстро.-- Это "Одесская бубличная артель-Московские баранки", гражданин Кислярский. Идем к нему. Сейчас вы снова, как это ни парадоксально, гигант мысли и отец русской демократии. Не забывайте надувать щеки и шевелить усами. Они, кстати, уже порядочно отросли. Ах, черт возьми! Какой случай! Фортуна! Если я его сейчас не вскрою на пятьсот рублей, плюньте мне в глаза! Идем! Идем!
Действительно, в некотором отдалении от концессионеров стоял молочно-голубой от страха Кислярский в чесучовом костюме и канотье.
-- Вы, кажется, знакомы,-- сказал Остап шепотом,-вот особа, приближенная к императору, гигант мысли и отец русской демократии. Не обращайте внимания на его костюм. Это для конспирации. Везите нас куда-нибудь немедленно. Нам нужно поговорить.
Кислярский, приехавший на Кавказ, чтобы отдохнуть от старгородских потрясений, был совершенно подавлен. Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам
Ресторанные столы были расставлены на траве Глухо бубнил кавказский оркестр, и маленькая девочка, под счастливыми взглядами родителей, по собственному почину танцевала между столиками лезгинку.
-- Прикажите чего-нибудь подать,-- втолковывал Бендер.
По приказу опытного Кислярского были поданы вино, зелень и соленый грузинский сыр.
-- И поесть чего-нибудь,-- сказал Остап.-- Если бы вы знали, дорогой господин Кислярский, что нам пришлось перенести с Ипполитом Матвеевичем, вы бы подивились нашему мужеству.
"Опять! -- с отчаянием подумал Кислярский.Опять начинаются мои мученья. И почему я не поехал в Крым? Я же ясно хотел ехать в Крым! И Генриетта советовала!"
Но он безропотно заказал два шашлыка и повернул к Остапу свое услужливое лицо.
-- Так вот,-сказал Остап, оглядываясь по сторонам и понижая голос,-в двух словах. За нами следят уже два месяца, и, вероятно, завтра на конспиративной квартире нас будет ждать засада. Придется отстреливаться,
У Кислярского посеребрились щеки.
-- Мы рады,-- продолжал Остап,-- встретить в этой тревожной обстановке преданного борца за родину.
-- Гм... да!-гордо процедил Ипполит Матвеевич, вспоминая, с каким голодным пылом он танцевал лезгинку невдалеке от Сиони.
-- Да,-шептал Остап.-Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я дам вам парабеллум.
-- Не надо,-твердо сказал Кислярский. В следующую минуту выяснилось, что председатель биржевого комитета не имеет возможности принять участие в завтрашней битве. Он очень сожалеет, но не может. Он не знаком с военным делом. Потому-то его и выбрали председателем биржевого комитета. Он в полном отчаянии, но для спасения жизни отца русской демократии (сам он старый октябрист) готов оказать возможную финансовую помощь.
-- Вы верный друг отечества!-- торжественно сказал Остап, запивая пахучий шашлык сладеньким кипиани.-- Пятьсот рублей могут спасти гиганта мысли.
-- Скажите,-спросил Кислярский жалобно,-а двести рублей не могут спасти гиганта мысли?
Остап не выдержал и под столом восторженно пнул Ипполита Матвеевича ногой.
-- Я думаю,--сказал Ипполит Матвеевич,-что торг здесь неуместен!
Он сейчас же получил пинок в ляжку, что означало:
"Браво, Киса, браво, что значит школа!" Кислярский первый раз в жизни услышал голос гиганта мысли. Он так поразился этому обстоятельству, что немедленно передал Остапу пятьсот рублей. Затем он уплатил по счету и, оставив друзей за столиком, удалился по причине головной боли.

    У Кислярского посеребрились щеки.
    - Мы рады, - продолжал Остап, - встретить в этой тревожной обстановке
    преданного борца за родину.
    - Гм... да! - гордо процедил Ипполит Матвеевич, вспоминая, с каким
    голодным пылом он танцевал лезгинку невдалеке от Сиони.
    Он набивая рот сыром и зеленью. Он с удовольствием отрыгал винные па-
    ры, чтобы продлить наслаждение. Остап метнул на него сердитый взгляд, и
    Ипполит Матвеевич подавился зеленой луковкой.
    - Да! - шептал Остап. - Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я
    дам вам парабеллум.
    - Не надо, - твердо сказал Кислярский.
    В следующую минуту выяснилось, что председатель биржевого комитета не
    имеет возможности принять участие в завтрашней битве. Он очень сожалеет,
    но не может. Он незнаком с военным делом. Потому-то его и выбрали пред-
    седателем биржевого комитета. Он в полном отчаянии, но для спасения жиз-
    ни отца русской демократии (сам он старый октябрист) готов оказать воз-
    можную финансовую помощь.
    - Вы верный друг отечества! - торжественно сказал Остап, запивая па-
    хучий шашлык сладеньким кипиани. - Пятьсот рублей могут спасти отца
    русской демократии.
    - Скажите, - спросил Кислярский жалобно, - а двести рублей не могут
    спасти гиганта мысли?
    Остап не выдержал и под столом восторженно пнул Ипполита Матвеевича
    ногой.
    - Я думаю, - сказал Ипполит Матвеевич, - что торг здесь неуместен!
    Он сейчас же получил пинок в ляжку, что означало: "Браво, Киса, бра-
    во, что значит школа".
    Кислярский первый раз в жизни услышал голос гиганта мысли. Он так по-
    разился этому обстоятельству, что немедленно передал Остапу пятьсот руб-
    лей. После этого он уплатил по счету и, оставив друзей за столиком, уда-
    лился по причине головной боли. Через полчаса он отправил жене в Старго-
    род телеграмму: "Еду твоему совету Крым всякий случай готовь корзинку".
    Долгие лишения, которые испытал Остап Бендер, требовали немедленной
    компенсации. Поэтому в тот же вечер великий комбинатор напился на ресто-
    ранной горе до столбняка и чуть не выпал из вагона фуникулера на пути в
    гостиницу. На другой день он привел в исполнение давнишнюю свою мечту.
    Купил дивный серый в яблоках костюм. В этом костюме было жарко, но он
    все-таки ходил в нем, обливаясь потом. Воробьянинову в магазине готового
    платья Тифкооперации был куплен белый пикейный костюм и морская фуражка
    с золотым клеймом неизвестного яхт-клуба. В этом одеянии Ипполит Матвее-
    вич походил на торгового адмирала-любителя. Стан его выпрямился. Походка
    сделалась твердой.
    - Ах! - говорил Бендер. - Высокий класс! Если б я был женщиной, то
    делал бы такому мужественному красавцу, как вы, восемь процентов скидки
    с обычной цены. Ах! Ах! В таком виде мы можем вращаться! Вы умеете вра-
    щаться, Киса?
    - Товарищ Бендер! - твердил Воробьянинов. - Как же будет со стулом?
    Нужно разузнать, что с театром!
    - Хо-хо! - возразил Остап, танцуя со стулом в большом мавританском
    номере гостиницы "Ориент". - Не учите меня жить. Я теперь злой. У меня
    есть деньги. Но я великодушен. Даю вам двадцать рублей и три дня на
    разграбление города! Я - как Суворов!.. Грабьте город. Киса! Веселитесь!
    И Остап, размахивая бедрами, запел в быстром темпе:

    Вечерний звон, вечерний звон,
    Как много дум наводит он.*

    Друзья беспробудно пьянствовали целую неделю. Адмиральский костюм Во-
    робьянинова покрылся разноцветными винными яблоками, а яблоки на костюме
    Остапа расплылись и слились в одно большое радужное яблоко.
    - Здравствуйте! - сказал на восьмое утро Остап, которому с похмелья
    пришло в голову почитать "Зарю Востока". - Слушайте вы, пьянчуга, что
    пишут в газетах умные люди! Слушайте!

    Театральная хроника
    Вчера, 3 сентября, закончив гастроли в Тифлисе, выехал на
    гастроли в Ялту Московский театр Колумба. Театр предполагает
    пробыть в Крыму до начала зимнего сезона в Москве.

    Ага! Я вам говорил! - сказал Воробьянинов. - Что вы мне говорили? -
    окрысился Остап. Однако он был смущен. Эта оплошность была ему очень
    неприятна. Вместо того, чтобы закончить курс погони за сокровищами в
    Тифлисе, теперь приходилось еще перебрасываться на Крымский полуостров.
    Остап сразу взялся за дело. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во
    втором классе парохода "Пестель", который отходил из Батума на Одессу 7
    сентября в 23 часа по московскому времени.
    В ночь с десятого на одиннадцатое сентября, когда "Пестель", не захо-
    дя в Анапу из-за шторма, повернул в открытое море и взял курс прямо на
    Ялту, Ипполиту Матвеевичу, блевавшему весь день и только теперь заснув-
    шему, приснился сон.
    Ему снилось, что он в адмиральском костюме стоял на балконе своего
    старгородского дома и знал, что стоящая внизу толпа ждет от него че-
    го-то. Большой подъемный кран опустил к его ногам свинью в черных яблоч-
    ках. Пришел дворник Тихон в пиджачном костюме и, ухватив свинью за зад-
    ние ноги, сказал:

    Эх, туды его в качель! Разве "Нимфа" кисть дает!
    В руках Ипполита Матвеевича очутился кинжал. Им он ударил свинью в
    бок, и из большой широкой раны посыпались и заскакали по цементу брилли-
    анты. Они прыгали и стучали все громче. И под конец их стук стал невыно-
    сим и страшен.

    Ипполит Матвеевич проснулся от удара волны об иллюминатор.
    К Ялте подошли в штилевую погоду, в изнуряющее солнечное утро. Опра-
    вившийся от морской болезни предводитель красовался на носу возле коло-
    кола, украшенного литой славянской вязью. Веселая Ялта выстроила вдоль
    берега свои крошечные лавочки и рестораны-поплавки. На пристани стояли
    экипажики с бархатными сиденьями под полотняными вырезными тентами, ав-
    томобили и автобусы "Крымкурсо" и товарищества "Крымский шофер"*. Кир-
    пичные девушки вращали развернутые зонтики и махали платками.
    Друзья первыми сошли на раскаленную набережную. При виде концессионе-

Гигант мысли, отец русской демократии
Из романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Слова Остапа Бендера, который, представляя своего партнера Ипполита Матвеевича Воробьяни-нова другим членам «Союза меча и орала», говорит о нем так: «Гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору». Употребляется иронически по отношению к людям, чьи интеллектуальные или политические достоинства представляются весьма сомнительными.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Гигант мысли, отец русской демократии" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев … Википедия

    Обложка одного из изданий романа «Двенадцать стульев» роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1928 году. Жанр плутовской роман с элеметами острой сатиры. У романа есть продолжение «Золотой телёнок». Содержание 1 Персонажи 1.1 … Википедия

    Свадьба на Тайване Свадьба торжественная церемония, посвященная заключению брака. Со свадьбой у всех народов связано множество поверий, примет и обрядов. У верующих свадьба сопровождается религиозными обрядами (венчание в христианстве и др.).… … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Аптекман О. В. [(1849 1926). Автобиография написана в ноябре 1925 г. в Москве.] Родился я 18 марта 1849 г. в зажиточной еврейской семье, в затерянном среди необозримых степей захолустном городке Павлограде (Екатеринославской губ.). Отец… … Большая биографическая энциклопедия

«12 стульев» - одна из лучших комедий, которую снял известный советский режиссёр Леонид Гайдай в 1971 году по одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова. Комедия снята в двух сериях: «Лёд тронулся» и «Заседание продолжается». Премьера комедии состоялась 21 июня 1971 года.

Для исполнения роли — Остапа Бендера, Гайдай пригласил Арчила Гомиашвили, а на роль Кисы Воробьянинова был утверждён Ростислав Плятт, вместо серьёзно заболевшего Сергея Филиппова. Но Филиппов уверил, что готов сниматься, несмотря ни на что. Узнав о таком желании, Плятт отказался от роли Кисы в пользу Филиппова, хотя сам без роли не остался. В киноленте Ростислав Плятт читает слова от автора.

На роль мадам Грицацуевой претендовали Г. Волчек и Н. Мордюкова. Мордюковой было отказано в исполнении этой роли, так показалась Гайдаю не смешной. Предпочтительнее оказалась Галина Волчёк, но звукооператор Владимир Крачковский предложил на эту роль свою жену — Наталью Крачковскую. Глянув на неё, Гайдай сказал: «Вот она, мечта поэта».

Цитаты из фильма 12 стульев пользуются большой популярностью в обществе. Данная подборка цитат напомнит вам лучшие моменты советской комедии.

Почём опиум для народа?

Заседание продолжается! Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?

Командовать парадом буду я!

Есть еще от жилетки рукава, круг от бублика и мёртвого осла уши.

Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.

Эх, Киса, - сказал Остап, - мы чужие на этом празднике жизни.

У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.

Отдай колбасу, отдай колбасу, дурак! Я всё прощу!

Мальчик… Разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!

Папаша, вы пошлый человек!

Обниматься некогда, - сказал он. Прощай любимая. Мы разошлись как в море корабли.

Пан или пропал. Я выбираю пана, хотя он и явный поляк.

Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.

Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!

Первый ход - Е2-Е4, а там… А там посмотрим.

Что же вы на меня смотрите, как солдат на вошь? Обалдели от счастья?

Половина моя - половина наша…

Вас обманули, это не мексиканский тушкан, это шанхайский барс

Господа! Дети вас не забудут!

Контора пишет

Цитаты Эллочки Людоедки

У вас вся спина белая (шутка)

Не учите меня жить

Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола)

Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевлённых и одушевлённых предметов)

Цитаты Кисы Воробьянинова

Господа! Господа! Неужели вы нас будете бить?
- Да ещё как!

Держите его! Он украл нашу колбасу!

Поедемте в нумера!

Цитаты других героев

Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзанами.

У источника не могу. От источника у меня начались видения.

Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.

Ответ есть эквивалент мысли.

Туды его в качель

Гроб, он работу любит

Мусик!!! Готов гусик?

Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены

Птицы, покайтесь в своих грехах публично!

Я отдам колбасу! Снимите меня!

Где-то теперь рыщет Воробьянинов?

…И пошел от меня прочь, в публичный дом должно быть

Илья Ильф и Евгений Петров

Не задумывайтесь. Молчите. И не забывайте надувать щеки.

Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

Искусство сумасшедших, пещерная живопись или рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа казались музейными ценностями.

Воздух чист, и в голову лезут умные мысли!

Остап вытер свой благородный лоб. Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня.

… дышите глубже - вы взволнованы!

«Отец русской демократии» - это выражение из романа «Двенадцать стульев», которое стало настоящим афоризмом. Так называл главный герой произведения Остап Бендер своего компаньона Ипполита Матвеевича в сцене сбора денег у жителей одного провинциального города под видом помощи русской эмиграции за границей, а на самом деле для того, чтобы присвоить эти средства себе.

Использование в романе

Фраза «отец русской демократии» употребляется в обиходе применительно к человеку, которому приписывают мнимые заслуги за действия, которых он вовсе не совершал. В романе Остап употребляет это выражение для того, чтобы придать значимость Ипполиту Матвеевичу. Показателен тот факт, что данные слова он применяет именно по отношению к своему спутнику, а не к самому себе, так как Киса Воробьянинов до революции был предводителем уездного дворянства, следовательно, имел соответствующее образование и манеры, благодаря которым мог произвести впечатление на старгородских жителей.

Производный афоризм

Выражение «отец русской демократии» послужило основой и для другой фразы, тоже ставшей крылатой. В другом эпизоде произведения Остап выпрашивает деньги у героя Кислярского и требует для «спасения» Кисы Тогда его собеседник осведомляется, не могут ли двести рублей спасти «гиганта мысли». Данная фраза также стала чем-то вроде афоризма, который используется в смысле «с тебя достаточно и этого».

Образ Ипполита Матвеевича

Применение к этому персонажу слов «отец русской демократии» получило особое комедийное звучание благодаря тому, что Остап назвал так человека, который больше всех был далек от политической сознательности и государственного мышления. Скорее, сам Бендер мог бы подойти под такое определение, так как он обладал стратегическим мышлением и был способен абстрагироваться от бытовых мелочей и размышлять по-философски. Однако был начисто лишен этого качества. Поэтому фраза «гигант мысли, отец русской демократии» меньше всего подходит этому человеку, все желания и стремления которого были направлены только на то, чтобы добыть стулья, найти бриллианты и жить богато. Совершенно очевидно, что он далек от политических идей, несмотря на то что в прошлом был

Кроме того, в ходе приключений и поиска стульев Киса обнаруживает, по выражению Остапа, мелкие пошлые наклонности. На его фоне Бендер выглядит более благородным, несмотря на все свои мошеннические выходки. Оба героя разительно отличаются друг от друга, несмотря на то что преследуют общую цель. «Отец русской демократии» (по версии Остапа Бендера) в ходе розысков совершил много глупостей и проявил себя как недальновидный человек, и это при том, что у него был опыт общественной деятельности в его дореволюционном прошлом. Однако в ряде случаев он показал себя с самой невыгодной стороны и на фоне своего спутника в этом отношении проигрывает. Впрочем, это и делает персонажа комедийным и таким запоминающимся. Поэтому и характеристика, данная ему Остапом, стала настоящим афоризмом и используется даже в наше время в самых различных ситуациях.