История песни =вечерний звон=. Вечерний звон

Слово учителя об И.И. Козлове

Иван Иванович Козлов родился и воспитывался в знатной дворянской семье. Его учили чтить семейные традиции, любить родину, помнить о долге и чести. Юношей он поражал современников начитанностью, образованностью и хорошим знанием иностранных языков. Все были уверены, что его ждет блестящее будущее. Но судьба приготовила ему тяжелое испытание: неожиданно его приковал к постели паралич, к тому же он стал слепнуть, а потом полностью потерял зрение.

Литературное творчество было для него отрадой, такой же, как вера в Бога. Многие стихи Козлова печальны, в них он обращается к Богу, к воспоминаниям молодости и к русской истории. Наиболее известно его стихотворение «Вечерний звон», на слова которого создан знаменитый романс. Это стихотворение мы будем читать и попытаемся порассуждать о нем.

Анализ стихотворения И.И. Козлова «Вечерний звон»

Стихотворение «Вечерний звон» положено на музыку и прочно вошло в музыкальный быт, народный песенный репертуар. И это не удивительно, ведь стихотворение необычайно музыкально. С первой строки мы погружаемся в мелодию колокольного перезвона. Хочется пропеть «о» в словах звон, много, наводит, он, родном, отчий, дом. Этот ассонанс и придает первой строфе песенное звучание. Мы будто слышим коло

кольный звон, который создают рифмы звОН — ОН, род- нОМ — дОМ . Они действительно подобны однообразным ударам колоколов.

Ключевое слово в стихотворении — «раздумье». Тишина, звон вечерних колоколов наводят лирического героя на мысли о родном доме, о друзьях, которых уже нет в живых, о минувшей юности. Лирический герой одинок и уже не надеется на новое счастье. Печальное настроение создает лексика: навек простясь , последний раз, нет в живых, могильный сон, лежат в земле сырой, напев унылый.

Яркую эмоциональность придают стихотворению многочисленные восклицательные интонации. Ими начинается и заканчивается стихотворение. Восклицания подчеркивают силу чувств поэта. Сколько отчаяния в строках:

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых!

Раздумья о своей судьбе связаны с мыслями о судьбе человека вообще: жизнь коротка, она быстро проходит, и многое повторяется на земле:

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

Что же остается? Что вечно? Колокольный звон, зовущий в храм к Богу, красота и раздумья людей о вечности и краткости человеческой жизни, о Боге.

Читая стихотворение, как будто постоянно слышишь колокольный звон. Игра согласными Л, М, Я создает определенный звуковой фон:

И крепок их МогиЛЬНый соН ;

Напев уНыЛый Надо МНой

В доЛиНе ветер разНесет ;

И уж Не , я а будет оН

В раздуМье петь вечерНий звоН

Вопросы и задания для детей по стихотворению И.И. Козлова «Вечерний звон»

Эта работа проводится после чтения стихотворения учителем и учащимися.

Как вы понимаете слова «вечерний звон»? Кто и где звонит? (Звонят колокола на колокольнях церквей.)

Зачем звонят церковные колокола? (Они зовут в храм на богослужение.)

Слышали ли вы колокольный звон? Всегда ли одинаково звучат церковные колокола?

Попробуем все вместе изобразить мерные ударь: колоколов. Скажем, так: донн, донн, донн!

А теперь прочитаем слова из стихотворения таким образом: звони, они, родном, домм !

Похоже ли звучание этих слов на колокольный звон?

Какие звуки более всего похожи на удары колокола? (М, Н, Л.)

Найдите строки, в которых часто встречаются эти звуки в словах.

И крепок их МогиЛЬНый соН ;

Не слышеН иМ вечерНий звоН .

Напев уНыЛый Надо МНой

В доЛиНе ветер разНесет ;

И уж Не я, а будет оН

В раздуМье петь вечерНий звоН !

О чем размышляет герой этого стихотворения? (О прошлом и будущем, о том, что жизнь коротка.)

Веселы или печальны раздумья героя? (Печальны.)

А в целом стихотворение какое? (Грустное.)

Какие слова создают печальное настроение? (Навек простясь , весны обманчивой моей, нет теперь в живых, могильный сон, лежать в земле сырой, напев унылый.)

Как вам кажется, герой тихо печалится или сильно переживает? (Переживает сильно.)

Почему вы пришли к такому выводу? (Много восклицательных предложений.)

Мы говорили, что героя печалит то, что жизнь так коротка. Исчезает ли все бесследно или что-то повторяется на земле? (Все повторяется.)

Какие строки об этом говорят?

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Как вы понимаете слова «петь вечерний звон»? (Радоваться красоте вечернего звона и воспевать его в стихах.)

Почему именно колокольный звон становится фоном всего стихотворения и мы будто слышим его в самом звучании слов? (Звон церковных колоколов напоминает, что жизнь людей на земле коротка, надо думать о Боге.)



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

Иссак Левитан «Вечерний звон», 1892 г.

Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Слова : Иван Козлов.

Евгений Дятлов «Вечерний звон»:

Евгения Смольянинова «Вечерний звон»:

Хор Московского Сретенского монастыря «Вечерний звон»:

Интересные факты

Музыка

Александр Алябьев (автор знаменитого «Соловья») написал музыку к стихотворению «Вечерний звон», но мелодия, которая известна в настоящее время, скорее всего, имеет другое авторство — не сохранившееся до наших дней, поэтому иногда пишут «музыка народная», а иногда — все-таки приписывают авторство Алябьеву. Кроме знакомой с детства мелодии, существует еще с десяток, написанных разными композиторами в 19-начале 20 веков.

Стихи

В 1827 году (возможно, в 1828) Иван Козлов написал свои стихи «Вечерний звон». До сих пор считается, что это вольный перевод стихотворения Томаса Мура. Но сам Козлов, по-видимому, считал свое сочинение оригинальным произведением. У него есть другие стихи — переводы Томаса Мура, и при их публикации указывалось «Подражание Муру», или «Из Мура». При публикации «Вечернего звона» такого указания не было, было посвящение другу семьи — Татьяне Вейдемейер.

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

Слова Ивана Козлова

Т. С. Вдмрв-ой


Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
И как я, с ним навек простясь

Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;

И уж не я, а будет он

«Северные цветы», 1828 г.

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Перевод стихотворения "Those evening bells" ("Вечерний звон") ирландского англоязычного поэта Томаса Мура (1779-1852). Козлов посвятил стихотворение Т. С. Вейдемейер - другу семьи.

На это стихотворение существуют романсы Александра Алябьева (1828), Варвары Сабуровой (1834), Иосифа Геништы (1839), А. А. Рахманинова (1840), П. М. Воротникова (вокальный квартет, 1873), Александра Гречанинова (1898), В. А. Золотарева (смешанный хор без сопровождения, 1905) и других композиторов. В середине ХХ века большую популярность приобрела хоровая обработка А. В. Свешникова, использованная в фильме «Калина красная» Василия Шукшина. Наиболее известная мелодия песни - непонятного происхождения и в песенниках фигурирует как народная. Хотя в литературе и высказывается мнение, что она восходит к романсу Алябьева (см.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Эксмо, 2005), но на слух не имеет с алябьевской ничего общего.

Наиболее распространенный мотив:


Как много дум наводит он!

О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.


Там слушал звон в последний раз!

И многих нет теперь в живых,
Тогда веселых, молодых!

Вечерний звон! Вечерний звон!
Так много дум наводит он!

Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. - Смоленск: Русич, 2004

ВАРИАНТ

Вечерний звон

Музыка народная
Слова И. Козлова

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
И как я, с ним навек простясь,
Там слышал звон в последний раз!
В долине ветер пропоет,
Другой певец по ней пройдет.
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 4, Moroz Records, 1998.

Мелодия Алябьева:

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

Александр Александрович Алябьев (1787, Тобольск - 1851, Москва)

Иван Иванович Козлов. Родился 11 апреля 1779 г. в Москве в знатной дворянской семье. С 1795 по 1798 служил в гвардии, затем вышел в отставку и поступил на гражданскую службу. В 1816 получил паралич ног, в 1821 ослеп. В этом же году начал писать и переводить стихи. Жил литературным трудом. Умер 30 января 1840 г. в Петербурге.

«Вечерний звон» Иван Козлов

Т. С. Вдмрв-ой

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Анализ стихотворения Козлова «Вечерний звон»

«Вечерний звон» — самое известное стихотворение русского поэта эпохи романтизма Ивана Ивановича Козлова. Знаменитым оно стало благодаря одноименному романсу, по настроению больше похожему на погребальную песню. Музыку к нему написал Александр Алябьев (по другой версии — анонимный композитор). Приблизительный год создания произведения — 1827. Первая публикация его относится к 1828-ому. «Вечерний звон» — достаточно вольный перевод стихотворения «Those evening Bells» ирландца Томаса Мура. Оригинал, сочиненный на английском языке, — часть сборника «National Airs», выпущенного в 1818-ом. Интересно, что первоисточник Мур включил в цикл «Russian Airs», снабдив его подзаголовком «Air: The bells of St.Petersburg». Вместе со стихотворением «Those evening Bells» в сборнике ирландского поэта были напечатаны ноты мелодии за авторством композитора Джона Стивенсона.

Козлов был человеком православным и воцерковленным. Он прекрасно знал особенности христианских богослужений, в том числе и касающиеся колокольного звона. В его стихотворении речь идет о Всенощном бдении. Перед началом этого общественного богослужения, продолжающегося от захода солнца до рассвета, всегда звонит колокол. Сперва раздается благовест, представляющий собой удары в большой колокол. Сменяет его трезвон — радостный звон во все колокола, осуществляемый в три приема. Стихотворение Козлова неслучайно состоит из трех строф. В каждой из них — шесть строк, рифмующихся попарно. Три строфы можно сопоставить с тремя звонами, входящими в трезвон. При этом попарно рифмующиеся строки сравнимы с голосами отдельных колоколов.

При публикации «Вечернего звона» Козлов не стал делать пометку о переводе, что довольно странно. Видимо, поэт считал стихотворение оригинальным произведением, своеобразной творческой переработкой «Those evening Bells» Томаса Мура. Зато Иван Иванович снабдил свой вариант сочинения ирландского поэта посвящением Татьяне Семеновне Вейдемейер, близкой знакомой семьи Козловых.

Русский текст «Those evening Bells», благодаря поразительной музыкальности, заинтересовал не только Алябьева. Обращались к нему и другие композиторы, причем каждый по-своему расставлял акценты. На сегодняшний день известны мелодии Василия Золотарева, Юрия Арнольда, Александра Гречанинова, Павла Воротникова, Николая Бахметьева, Варвары Сабуровой.