Бунин все лес и. Иван Алексеевич Бунин. «Все лес и лес. А день темнеет…. Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…»

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение«Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Александр Николаевич Островский
Снегурочка
Весенняя сказка в четырех действиях с прологом

Весенняя сказка «Снегурочка»

1

В лесном краю Костромской области среди чудесной природы расположено «Щелыково», бывшая усадьба, а теперь музей-заповедник великого русского драматурга А. Н. Островского.

Островский впервые попал в эти места еще молодым человеком. Ему было двадцать пять лет.

С тех пор у писателя появилась заветная мечта – поселиться в Щелыкове. Эту мечту он смог осуществить только спустя 19 лет, когда вместе с братом выкупил имение у своей мачехи. Став совладельцем усадьбы, Островский каждый год приезжал туда в начале мая и уезжал только поздней осенью.

Природа представала перед ним в ярком разнообразии, меняя свои одежды. Он наблюдал ее возрождение, пышное цветение и увядание.

Были у него здесь и свои излюбленные места.

Островский с ранних лет отличался страстью к рыбной ловле. На плотине извилистой речушки Куекши он проводил долгие часы с удочками. Около крутых берегов реки Сендеги его можно было видеть с острогой1
Острога – рыболовное орудие в виде вил.

На широкую реку Меру, впадающую в Волгу, он выезжал с неводом.

Большое удовольствие составляли для писателя прогулки по окрестным деревушкам, лесным урочищам и полянам.

Он часто ходил в рощу со странным названием «Свинкин лес». В этой роще росли вековые березы.

Александр Николаевич спускался с горы, на которой расположена усадьба, к старому руслу реки Куекши и расхаживал по широкой долине, служившей для окрестной молодежи местом праздничных игр и развлечений. В верхней части этой покатой долины бьет ключик. Во времена Островского здесь каждой весной устраивалась ярмарка, которая собирала толпы народа.

Писатель посещал и круглую поляну около деревни Лобаново. Окруженная лесом, она также являлась местом воскресного отдыха крестьянской молодежи. Тут драматург наблюдал хороводы и слушал песни.

Островский нередко бывал в селении Бережки у своего приятеля И. В. Соболева, искусного резчика по дереву. Необычайная тишина этого лесного уголка, малолюдность (там было всего несколько домов) и своеобразная северная архитектура высоких, с острым верхом амбаров, принадлежавших жителям этого селения, создавали впечатление какой-то отрешенности от мира, сказочности.

Были у Островского и другие нравившиеся ему места.

Его привязанность к Щелыкову с годами лишь крепла. Свое восхищение красотами щелыковской природы он не раз высказывал в письмах к друзьям. Так, 29 апреля 1876 года он писал художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне; подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».

2

Наблюдения Островского за людьми и природой щелыковских окрестностей отразились во многих его произведениях.

Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла, насытил произведение тонким юмором и вставил образы своей сказки в раму живописной щелыковской природы.

«Снегурочка» – сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, его стремлениях и мечтах.

В этом жизнеутверждающем произведении Островский рисует свой идеал общественной жизни, определяющий справедливые красивые человеческие взаимоотношения.

Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке.

Строитель ледяных дворцов, хозяин и повелитель вьюг и метелей Мороз – поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, – это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение все оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.

Девочка Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод – суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью Весной.

Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада, столицы царя Берендея. И вот Островский рисует перед нами царство счастливых берендеев.

Что натолкнуло поэта на мысль создать образ сказочного Берендеева царства?

Островский слышал, очевидно, о том, что во Владимирской губернии существует Берендеево болото. С ним связывали предание о древнем граде берендеев. Это предание и могло подсказать Островскому фантастический образ Берендеева царства.

Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которыми Островский любовался в Щелыкове, помогли ему воссоздать облик веселых берендеев.

Замечательная особенность сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, что в ее условных, причудливых образах явственно видится глубокая правда человеческих чувств.

Островский воплотил в Берендеевом царстве народную мечту о сказочной стране, где властвуют мирный труд, справедливость, искусство и красота, где люди свободны, счастливы и веселы.

Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира», уверенный, что свет «правдой и совестью только и держится». Берендею чужды кровавые дела войны. Держава его славна своей трудовой, мирной и радостной жизнью. Он – философ, труженик и художник. Искусной кистью расписывает Берендей свои палаты, наслаждается роскошными красками природы.

Берендей и веселье любит. Его ближний боярин Бермята – шутник и остроумец, которому царь поручает устройство народных забав и игрищ.

Островский восхищается в своей сказке простым народом – благородным, гуманным, жизнерадостным, неутомимым в труде и веселье.

Царь Берендей, обращаясь к поющим и пляшущим берендеям, говорит:


Народ великодушный
Во всем велик: мешать с бездельем дело
Не станет он – трудиться так трудиться,
Плясать и петь – так вдоволь, до упаду.
Взглянув на вас разумным оком, скажешь,
Что вы народ честной и добрый, ибо
Лишь добрые и честные способны
Так громко петь и так плясать отважно.

Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой.

Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь – выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте.

В их понимании любовь – влечение свободных чувств, независимых от корыстных побуждений. Как закон звучат слова Берендея:


Не терпит принужденья
Свободный брак.

Для берендеев любовь неотделима от верности. Слобожанин Мураш утверждает:


Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас – порука их любви
И верности до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Верность данному слову ценится у берендеев превыше всего.

Мизгирь, купец из царского посада, еще не вступил в брак с Купавой, но, пообещав обменяться венками в Ярилин день, он тем самым навсегда связал с ней свою судьбу. И когда, увлеченный красотой Снегурочки, он нарушил свое слово, то в глазах берендеев стал ужасным, неслыханным преступником.

У берендеев отсутствуют кровавые законы. Смертная казнь заменена здесь вечным изгнанием. Эту меру высшего наказания они и применяют к Мизгирю.

Осуждая Мизгиря, царь Берендей произносит:


Иди от нас, преступник, поругатель
Горячности доверчивой любви,
Внушенной нам природой и богами.
Гоните прочь его от каждой двери,
От каждого жилья, где свято чтутся
Обычаи честные старины!
В пустыню, в лес его гоните!

Снегурочка, порождение Мороза, не могла оставаться среди людей, славящих Солнце, живущих теплом его жарких лучей. Солнце растопило ее и превратило в ручей.

Мизгирь, увидевший в изящной прелести внешнего облика, в скромности, в простодушной наивности, в непосредственности характера Снегурочки свою мечту, оказался обманутым в надеждах на счастье с ней.

Он жалуется:


Обманут я богами; это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Обманщики, не стоит жить на свете!


Убегает на Ярилину гору и бросается в озеро.


Снегурочка и Мизгирь погибли. Но их гибель не прошла бесследно. Она подтвердила правоту быта и нравов берендеев. Она растопила между ними холод и отчуждение, вернула присущие им любовь и верность.

Обращаясь к народу, на глазах которого погибли Снегурочка и Мизгирь, премудрый Берендей говорит:


Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось
Солнце. Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Бог Солнца Ярило вернулся на землю, и она ожила, обещая обильные всходы.

Хор веселых берендеев приветствует Ярилу, несущего тепло и изобилие:


Даруй, бог света,
Теплое лето!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Краснопогодное,
Лето хлебородное
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!

Этим жизнеутверждающим гимном и заканчивается сказка.

Мы знаем Островского – автора пьес, освещающих все стороны современной ему русской жизни, сурово критикующих «темное царство» стяжателей и самодуров. И в этих пьесах драматург показывал красоту русского народного характера, поэзию русской природы.

В «Снегурочке» Островский – проникновенный лирик, певец человека и природы. Здесь красота характеров, их неповторимое своеобразие воплощены в удивительно поэтичном языке и мелодических стихах. Прислушайтесь к тому, как звучит и поет его стих, то чинный и торжественный, то бойкий и по-народному задорный, к тому, как гибок этот стих, как покорно подчиняется он мысли поэта.

Величаво льется монолог Весны, описывающей страну под властью Мороза:



Весну свою угрюмая страна.


Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах

Не слышно их стеклянного журчанья

С песней народной схожа песня птиц:


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.

И совсем иначе, чинно и торжественно, прославляет Берендея народ:


Да здравствует премудрый,
Великий Берендей,
Владыка среброкудрый,
Отец земли своей!

Островский – чародей языка и стиха, поэт, как и Пушкин, владеющий всеми ладами, всеми тонами его.

«Снегурочка» – подлинно многоголосое произведение. По-разному звучат голоса фантастических Мороза и Весны, веселые песни птиц и монологи людей. Торжественная песня слепых гусляров сменяется дурашливыми запевками бобыля Бакулы, мудрая размеренная речь царя Берендея – страстными гимнами Леля, обращенными к Солнцу.

«Снегурочка» радует нас и переливами своего народного юмора. Мы от души смеемся над храбрым на словах и трусливым на деле Брусилой, недалекими Бобылем и Бобылихой, этими ленивыми и дурашливыми жителями заречной слободы.

3

Образы «Снегурочки» так чудесны, ее поэтический склад так музыкален, что она очаровала и увлекла многих художников.

Известные живописцы В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, А. А. Арапов воспроизводили ее образы своей кистью.

Н. А. Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка», в которой сохранил слова Островского.

Эту замечательную сказку писатель не случайно воплотил в драматической форме. Он предназначал ее для постановки на сцене. Островский создал особый тип пьесы, полной фантастических превращений, феерических картин, безудержного народного веселья.

Эта первая в русской драматургии сказка отличается редкой зрелищностью, яркой театральностью.

Впервые «Снегурочка» была поставлена на сцене Большого театра 11 мая 1873 года. В 1900 году «Снегурочку» почти одновременно поставили два знаменитых русских режиссера: А. П. Ленский на сцене Малого театра и К. С. Станиславский на сцене Художественного театра.

Для постановки «Снегурочки» в Художественном театре композитором А. Т. Гречаниновым написана замечательная музыка.

К. С. Станиславский так говорил о весенней сказке Островского: «„Снегурочка" – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Сказка Островского в постановке Художественного театра произвела огромное впечатление на А. М. Горького. В письме к А. П. Чехову он отмечал: «А вот „Снегурочка" – это событие. Огромное событие – поверьте!.. Я, знаете, преисполнен какой-то радостью от „Снегурочки", и хотя видел в Москве вещи ужасно грустные, но уехал из нее – точно в живой воде выкупался».


Если судьба приведет вас весной в «Щелыково», вы не усидите на месте. Вас потянет в парк, раскинувшийся на территории музея-заповедника, где вы услышите пение соловьев. И вы скажете словами поэта:


Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш, брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы, – и дышит цветик
Неуловимым запахом весны,
Прельщая взор и обонянье

Вы почувствуете и поймете, что источник образов сказки Островского в этой живой, неиссякающей жизни природы, богатой поэзией красок, звуков, движения…

Б. Никольский

Снегурочка

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог – на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие – в заречной слободе Берендеевке. Второе действие – во дворце царя Берендея. Третье действие – в заповедном лесу. Четвертое действие – в Ярилиной долине.

Пролог
Лица:

Весна-Красна .

Дед Мороз .

Девушка Снегурочка .

Леший .

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль 2
Бобы́ль – бедный безземельный крестьянин.

Бакула.

Бобылиха – его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы : журавли, лебеди, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие .


Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой – Берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи .

Явление первое


Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна -Красна на журавлях , лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц .


Леший


Конец зиме, пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

Проваливается в дупло.


Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.


Весна-Красна


В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою,
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, – в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами, стеснились
Холодные потемки, ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе
Как жар горит луна, и звезды блещут
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы
С вершин дерев и гор, с полей пологих,
Из выбоин дороги прилощенной.
И в воздухе повисли те же искры,
Колеблются, не падая, мерцают.
И всё лишь свет, и всё лишь блеск холодный,
И нет тепла. Не так меня встречают
Счастливые долины юга – там
Ковры лугов, акаций ароматы,
И теплый пар возделанных садов,
И млечное, ленивое сиянье
От матовой луны на минаретах,
На тополях и кипарисах черных.
Но я люблю полунощные3
Полýнощный – северный.

Страны,
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр земных
Родящую таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых. Любо
Обогревать для радостей любви,
Для частых игр и празднеств убирать
Укромные кустарники и рощи
Шелкóвыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)


Товарищи: сороки-белобоки,
Веселые болтушки-щекотуньи,
Угрюмые грачи, и жаворонки,
Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы лебедушки, и гуси
Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, – вы озябли?
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю возьмет; уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лядинах4
Ляди́на – низкое сырое место, поросшее лесом или кустарником.

Возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому: знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце,
Ревнивое, на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите -
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилёт на новоселье.


Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.


Хор птиц


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньши́е, меньши́е?
Орел – воевода,
Перепел – подьячий5
Подья́чий – делопроизводитель, писец в приказной канцелярии.

,
Подьячий, подьячий.
Сова – воеводша,
Желтые сапожки,
Сапожки, сапожки.
Гуси – бояре,
Утята – дворяне,
Дворяне, дворяне.
Чирята – крестьяне,
Воробьи – холопы,
Холопы, холопы.
Журавль у нас – сотник6
Сóтник – начальник сотни воинов.


С долгими ногами,
Ногами, ногами.
Петух – целовальник7
Целовáльник – собиратель подати. При вступлении на должность приносил присягу целованием креста.

,
Чечет – гость торговый,
Торговый, торговый.
Ласточки-молодки -
Касатки девицы,
Девицы, девицы.
Дятел у нас – плотник,
Рыболов – харчевник,
Харчевник, харчевник.
Блинница – цапля,
Кукушка – кликушка,
Кликушка, кликушка.
Красная рожа -
Ворона пригожа,
Пригожа, пригожа.
Зимой – по дорогам,
Летом – по застрехам,
Застрехам, застрехам.
Ворона в рогоже,
Нет ее дороже,
Дороже, дороже.


Из леса на пляшущих птиц опускается иней, потом сыпятся хлопья снега; подымается ветер, набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне .



Весна-Красна (птицам)


В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного
И гнездышки начнете завивать.


Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна , Дед Мороз , Снегурочка .


Мороз


Весна-Красна, здорóво ли вернулась?

Весна


И ты здоров ли, Дед Мороз?

Мороз


Спасибо.
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор!
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями8
Верея́ – столб, на который навешиваются створки ворот.

Скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне,
Любо, любо, любо!
Из леску по дорожке за возом воз,
На ночлег поспешает скрипучий обоз.
Я обоз стерегу,
Я вперед забегу,
По край-поля, вдали,
На морозной пыли
Лягу маревом9
Мáрево – мираж, сухой туман, порождающий зрительные обманы.

,
Средь полночных небес встану заревом.
Разольюсь я, Мороз,
В девяносто полос,
Разбегутся столбами, лучами несметными,
Разноцветными.
И толкутся столбы и спираются,
А под ними снега загораются.
Море свету-огня, яркого,
Жаркого,
Пышного;
Там синё, там краснó, а там вишнево.
Любо мне,
Любо, любо, любо!
Еще злей я о ранней поре,
На румяной заре.
Потянуся к жильям из оврагов полянами,
Подкрадусь, подползу я туманами.
Над деревней дымок завивается,
В одну сторону погибается;
Я туманом седым
Заморожу дым.
Как он тянется,
Так останется,
По-над полем, по-над лесом,
Перевесом,
Любо мне,
Любо, любо, любо!

Весна


Недурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.

Мороз


Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скорéнько забываешь.
Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна


У всякого свой норов и обычай.

Мороз


Уйду, уйду на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
Я соболий треух на уши,
Я оленью доху10
Дохá – шуба мехом внутрь и наружу.

На плечи,
Побрякушками пояс увешаю;
По чýмам, по юртам кочевников,
По зимовкам зверовщиков
Захожу, заброжу, зашаманствую.
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество мое в Сибири вечно,
Конца ему не будет. Здесь Ярило11
Яри́ло – древнеславянский бог Солнца и плодородия.


Мешает мне, и ты меня меняешь
На глупую породу празднолюбцев.
Лишь праздники считать, да браги парить
Корчажные, да вáри вёдер в сорок
Заваривать медовые умеют.
Весеннего тепла у Солнца просят.
Зачем? – спроси. Не вдруг пахать возьмется,
Не лажена соха. Кануны править12
Канýны править – в предшествующие празднику дни варить мед, пиво.


Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари, -
Одна у них забота.

Весна


На кого же
Снегурочку оставишь?

Мороз


Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи-
Овсянники и волки матёрые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

Весна


Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.

Мороз


А теремная челядь?
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка13
Сиводýшка – лисица с темно-серой шерстью на шее и брюхе и коричневато-бурой спинкой.

;
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

Весна


А там полюбится один.

Мороз


Вот то-то мне и не любо.

Весна


Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.

Мороз


Вот то-то ты некстати горяча,
Без разума болтлива. Ты послушай!
Возьми на миг рассудка! Злой Ярило,
Палящий бог ленивых берендеев,
В угоду им поклялся страшной клятвой
Губить меня, где встретит. Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймет. Трудись, корпи, художник,
Над лепкою едва заметных звезд -
И прахом все пойдет. А вот вчера
Из-за моря вернулась птица баба14
Птица баба – серо-бурый пеликан.

,
Уселася на полынье широкой
И плачется на холод диким уткам,
Ругательски бранит меня. А разве
Моя вина, что больно тороплива,
Что с теплых вод, не заглянувши в святцы15
Свя́тцы – церковная книга, содержащая календарь с полным перечнем святых по дням, в которые отмечается их память, а также с указанием праздников.

,
Без времени пускается на север?
Плела-плела, а утки гоготали,
Ни дать ни взять в торговых банях бабы;
И что же я подслушал! Между сплетен
Такую речь сболтнула птица баба, -
Что, плавая в заливе Ленкоранском16
Залив Ленкорáнский – залив в южной части Каспийского моря.

,
В гилянских ли озерах17
Гиля́нские озера – озера в остане Гилян, административной области Ирана, расположенной на юго-западном берегу Каспийского моря.
Для девушки присмотр всего нужнее
И строгий глаз, да не один, а десять.
И некогда тебе, и неохота
За дочерью приглядывать, так лучше
Отдать ее в слободку Бобылю
Бездетному, наместо дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на Бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна


Согласна, пусть живет в семье бобыльской,
Лишь только бы на воле.

Мороз


Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;
И знать любви не будет, если ты
Весеннего тепла томящей неги,
Ласкающей, разымчивой18
Разы́мчивая – возбуждающая.

Весна


Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку.

Мороз


Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!

Снегурочка (выглядывает из лесу)


Подходит к отцу.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Времена описаны мифические. Действие разворачивается в стране берендеев. Зима подходит к концу – леший в дупло прячется. Столица царя Берендея – Берендеев посад, вблизи которого Красная горка. Сюда прилетает Весна со своей свитой – птицами (журавлями, лебедями). Страна берендеев встречает Весну холодом. Весна признается, что это из-за ее заигрываний с Морозом, старым дедом, от которого у нее родилась дочка – Снегурочка.

Ради дочери, Весна готова терпеть все, чтобы только не ссориться с Морозом. «Ревнивое» Солнце тоже сердится на Весну. Она приглашает всех птиц согреться танцами и пляской, как делают в холода люди, чтобы не мерзнуть. Но поднимается страшная вьюга, и Весна до утра прячет птиц в кусты, обещая согреть их. Из лесу появляется Мороз и напоминает Весне о дочери. Каждый из родителей по-своему хочет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет ее спрятать в лесном тереме, чтобы она жила среди послушных зверей. Весна хочет, чтобы дочка ее жила среди людей, чтобы у нее были друзья – веселые девушки и ребята, с которыми она будет веселиться и плясать до полуночи. Родители спорят. Мороз знает, что горячий бог Солнца берендеев, Ярило, поклялся сгубить Снегурочку, когда в ее сердце вспыхнет огонь любви. Весна этому не верит. Тогда Мороз предлагает отдать Снегурочку на воспитание в слободку к бездетному Бобылю, где на нее вряд ли кто обратит внимание. Весна согласна.

Мороз зовет из лесу Снегурочку. Она признается, что тоскует по песням девичьим и хороводам, что очень нравится ей пение молодого пастуха Леля. Ее признание пугает отца. Он строго наказывает ей остерегаться Леля больше всего на свете, потому, что в нем живут лучи палящего Солнца. Мороз поручает своим «лешуткам» лесным приглядывать за его дочкой, а сам прощается с ней, уступая место Весне. Начинаются гулянья, песни и хороводы. Берендеи провожают Масленицу и встречают приход Весны.

Бобыль пошел в лес за дровами и встретил одетую, как боярышня, Снегурочку. Она захотела стать приемной дочкой Бобыля с Бобылихой.

Желая разбогатеть при помощи выгодного брака приемной дочери, Бобыль с Бобылихой сердятся на Снегурочку за излишние скромность и стыдливость, которыми она всех женихов отвадила.

На постой к Бобылю приходит Лель. Другие боятся пускать Леля в дом, опасаясь, что жены и дочери не смогут устоять перед его обаянием. Бобыль принимает его в своем доме за деньги, собранные остальными семьями. Снегурочке кажется непонятным поведение Леля. Он просит ее о поцелуе за песню и о подарке-цветке. Она срывает цветок и дарит ему, но Лель, допев свою песню, убегает к новым забавам и к другим девушкам, бросив увядший цветок Снегурочки. Девушки не любят Снегурочку и ревнуют парней, которые увлечены ее красотой. Одна лишь Купава, дочь Мураша (богатого слобожанина), ласково относится к ней. Она делится со Снегурочкой своей радостью: к ней посватался богатый гость из царского посада, которого зовут Мизгирь. В это время появляется сам Мизгирь с выкупом за невесту для парней и девушек – двумя мешками подарков. Купава вместе с женихом подходит к Снегурочке, чтобы позвать ее в девичьи хороводы. Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее без памяти. Он отвергает Купаву и приказывает нести в дом Бобыля свою казну. Снегурочка пытается этому всему сопротивляться, но приемные родители, увидев деньги, согласны на все. По требованию Мизгиря, они заставляют Снегурочку выгнать Леля. Купава хочет понять, в чем причина измены ее жениха. Он объясняет, что его привлекла скромность Снегурочки, а смелость Купавы кажется ему предвестием скорой измены. Купава унижена и просит защиты у берендеев, посылая проклятия Мизгирю. Она решила утопиться, но ее останавливает Лель, девушка падает ему на руки без чувств.

Царь Берендей в своих покоях беседует с приближенным Бермятой о проблемах царства. Ярило, уже целых пятнадцать лет, не жалует берендеев: зимы с каждым годом все морознее, а весны – холоднее. Царь думает, что Ярило сердится на берендеев за то, что они сердцами охладели. Берендей принимает решение в Ярилин день (назавтра) связать как можно больше пар брачными узами, чтобы умилостивить бога Солнца. Бермята рассказывает царю, что найти женихов и невест для бракосочетаний невозможно, потому, что все девушки перессорились с парнями из-за какой-то Снегурочки, живущей в слободе. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Берендей отдает приказ найти и привести к нему Мизгиря, а также созвать суд берендеев. Мизгиря приводят к Берендею. Бермята советует царю заставить изменника жениться на Купаве. Но Купава, после всего, уже не хочет выходить за него замуж. А Мизгирь смело заявляет, что его невеста – Снегурочка. У берендеев смертная казнь не применяется, и царь не знает, как его наказать. Мизгиря решают изгнать. Он готов принять наказание, но просит царя лично взглянуть на прекрасную Снегурочку. Царь соглашается, и, увидев Снегурочку, сам поражен ее нежностью и красотой. Он решает, что нужно найти ей подходящего жениха – такая жертва наверняка понравится Яриле. Но Снегурочка говорит, что ее сердце еще не знает любви. Супруга царя, Елена Прекрасная, советует обратиться к Лелю, который сможет растопить сердце красавицы. Лель приглашает Снегурочку свивать венки до утреннего солнца, обещая, что разбудит любовь в ее сердце. Мизгирь просит разрешения у царя бороться за сердце Снегурочки. Царь позволяет, он уверен, что все получится, и Солнце примет их «жертву». Народ прославляет его мудрость.

Вечером девушки и парни водят хороводы, Снегурочка с Лелем – в центре. Царь восхищен его пением и предлагает выбрать любую девушку для поцелуя. Снегурочка желает, чтобы Лель выбрал ее, но он предпочел Купаву. Другие девушки начинают мириться с парнями, прощая им увлечение Снегурочкой. Лель видит плачущую Снегурочку, но ему ее не жаль, ведь это слезы ревности, а не любви. Он рассказывает ей о тайных любовных ласках, но говорит, что только за настоящую любовь, он поведет ее встречать Солнце. Лель напоминает, что ему тоже было тяжело, когда она не ответила сразу на его любовь. Он уходит к парням, оставив Снегурочку одну.

В это время ее находит Мизгирь. Он сгорает от настоящей мужской страсти и изливает ей свою душу. Стоя на коленях, он умоляет ее о любви. Но его страсть пугает Снегурочку. Она отвергает и его бесценный подарок, заявляя, что свою любовь она обменяет лишь на любовь Леля. Мизгирь угрожает ей, что отомстит за унижение. Он хочет получить Снегурочку силой. На помощь приходят «лешутки» старика Мороза. Они заманивают Мизгиря в лес призраком Снегурочки, который он тщетно пытается поймать.

Даже Елену Прекрасную покорили песни Леля. Но пастух ловко уворачивается от супруги царя, оставляя ее с Бермятой. И от Снегурочки он тоже убегает, завидев Купаву. Именно такой горячей любви желало сердце Леля. Он дает совет Снегурочке: «подслушивать» страстные речи Купавы, чтобы научиться любить по-настоящему. Отчаявшись, Снегурочка бежит к матери Весне за помощью. Она помнит предостережение отца, но готова жизнь отдать за одно мгновение любви. Весна уже завтра не сможет исполнить просьбу дочери, поскольку передает свои права Лету и Яриле. В этот последний вечер она решает помочь дочке. Мать надевает на Снегурочку волшебный венок из трав и говорит, что она полюбит юношу, которого первым встретит на пути. Снегурочка встретила Мизгиря и ответила на его страсть. Мизгирь счастлив, он уверен, что Снегурочка напрасно боится лучей Ярилы. Они вместе приходят на Ярилину гору. Здесь уже собрались все берендеи. Снегурочка тает в первых лучах солнца, но благословляет любовь, которую ей довелось испытать. Мизгирь в отчаянии бросается с горы в озеро. Царь и все берендеи надеются, что теперь Ярила сменит гнев на милость, и пошлет им силу и хороший урожай.