В военных гаванях афинского порта пирей. Организационная структура урока. «Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

Андреева Гульнур Зиннуровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.Е.Воробьева с. Нижняя Русь"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: конспект урока
Тема: В гаванях афинского порта Пирей
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: полное образование

В гаванях афинского порта Пирей

Цель:
дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей рассмотреть условия жизни рабов в Афинах.
Задачи:
выявить источники рабства, развивать умения работать с учебником, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран. Планируемые результаты:
Предметные:
овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование: проектор, мультимидейная презентация, раздаточные материалы, учебник Всеобщая история Вигасин А.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок экскурсия Ход урока. I.Организационный момент.(слайд 1) -Ребята, здравствуйте! - Сегодня урок отменяется! Мы все вместе с вами поплывем вот на этом корабле с белыми парусами и совершим морское путешествие. У вас на столах ленточки завяжите их, с этой минуты вы юнги нашего корабля. А капитаном корабля буду я, Гульнур Зиннуровна. II. Мотивационно- целевой этап. - Место поездки вы должны отгадывать. Эта страна находится в Балканском полуострове, омывается Эгейским и Средиземными морями - (Греция). Но в Греции много полисов, нам нужен один. В гавани какого полиса мы остановимся? Это самый могущественный полис, где впервые зародилась демократия… -Верно,Афина. Как же мы сформулируем нашу тему?(слайд2)
Тема: В гаванях афинского порта Пирей.
III. Актуализация. - Что нужно иметь, чтобы попасть в корабль? - правильно пропуски. У Вас на столах есть билеты, они не простые а с заданиями. Это и есть Ваш пропуск в корабль 1. Демос (народ)
(слайд 3)
2. Демократия (власть народа)
3. Олимп (Олимпийские гора, где проводились первые игры) 4.Мильтиад (военный начальник Афинян) 5.Дарий I(персидский Царь) 6. Эллада (Греция) Молодцы ребята, добро пожаловать на наш корабль. Мы отплываем из нашей гавани.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с историей афинского порта Пирей
.(Слайд 4)


План урока.
1.

Порт Пирей

Военные гавани порта

Торговая гавань

Тяжелая участь рабов

Основное препятствие (слайд 5)
Но, у меня есть очень интересная для Вас информация! Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Подумайте, и старайтесь найти ответ в течении нашего путешествия! Ой, кажется Мы подплываем к берегу. Ребята, нам не дают сойти с корабля? -Что должны сделать чужестранцы, чтобы попасть в порт? - Да, заплатить пошлину.
- А пошлина у нас состоит из следующих вопросов: - Что мы можем увидеть у берега? (порт, много кораблей, людей) - Кто же нас может встретить, что мы услышим? -Ура, ребята нас пустили в порт.
IV. Изучение нового материала.
Перед нами порт Пирей.
Военные гавани порта (слайд 6)

Учитель
: в Vв.д.н.э главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афины, дороги соединяющей Афины с Пиреем были соединены Длинными стенами. Со стороны суши соорудили каменные стены. - Как вы думаете, кто защищал порт со стороны моря? - В Пиреи находились две военные и одна торговая гавани.
(слайд 7)
Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только,
афинские граждане.

Вопрос к группам: Первое препятствие
Кого еще можно было увидеть на военных гаванях и чем они занимались? , читаем 172 стр. 1,2 абзац
.(Слайд 8,9)

Вывод: Какую роль играли военные порты? (защитную)

- Физкультминутка:(слайд 10)

Ану-ка,

ребята

вместе

дружно

встали

посмотрим

небо,

ожидается ли ураган, ведь нам обратно вернутся.

- посмотрели на право,

-посмотрели на лево,

- посмотрели друг- на друга,

- волны качаются раз,

- волны качаются два,

- волны качаются три и успокоились, на море полный штиль.
Продолжаем с Вами знакомиться Пиреем.
На экране картина, Торговая гавань.

Задание на группы

Перед нами порт Пирей. (Слайд 11)

Второе препятствие(слайд 12)
1. Как можно узнать, что действие происходит на торговой площади? 2. Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины? 3. Какой товар идет собственными ногами? 4. Каково содержимое амфор вывозимых из Афин на продажу? 5. Что вывозили купцы из Афины, что ввозили?
6.
С какими странами торговали? Стр.172, 2пункт,2 абзац
(слайд 13)

Учитель:
Все купцы приехавшие в Афины с товаром, должны были заплатить в государственную казну особый взнос- пошлину за право торговать. Среди купцов были и
переселенцы

метеки)
из других городов, проживавшие в Афинах. Они говорили по- греческий, одевались как греки, поклонялись тем же богам,платили пошлину за право торговать и платили за права жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.
(Слайд 14)
-Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? (Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.)
(Слайд 15)

Докажите, что морская торговля способствовал могуществу и богатству Афин. (Деньги шли в казну Афинского государства.)
Вывод: Почему торговый путь называли в Греции «Ртом Афины»,

справедлива ли это? Почему? (слайд 15)
Потому что,именно торговый путь приносил большую прибыль от продажи: вин, оливкового масла, рабов и от уплаты налогов.
Тяжелая участь рабов. (Слайд 16)
Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это? - Задание на группу:
Четвертое препятствие(слайд 17)
1.Основным источником рабства являлся? стр.174 1 абзац 2. Чем рабы отличались от остальных людей?стр.174 посл. абзац 3. Где применялся труд рабов?стр.174 2-4 абзацы 4. Кто такие вольноотпущенники? Стр. 175 5. Всели афиняне могли владеть рабами? Стр. 174 документ 6. Могли ли стать бедные афиняне рабами(нет, отменено было долговое рабство)
Вывод: Какое единственное право было у рабов по законам Афин?

V.Первичное закрепление

Ребята, вот и закончилось наше путешествие, наш корабль приплывает в нашу гавань. И все- таки вернемся к вопросу:
(слайд 18)
Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни
неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным

жителям. Кто же был прав в оценке греческого города?
-С каким мнением вы согласитесь? Почему?
VI. Домашнее задание(слайд 19)
Пользуясь п. 36: - Нарисовать рисунок «Один день в Пиреи» или - Составить рассказ на эту тему
VII.Рефлексия
Ребята, помните, наш корабль был белого цвета, а теперь я попрошу вас разукрасить наш кораблик в яркие краски. У вас на столах есть разноцветные детали прикрепите их на корабль. Вот какой замечательный, яркий получился наш корабль! Пусть он поможет Вам дальше путешествовать по морю «Знаний!»
Попутного вам ветра, ребята!
Раздача подарков.

Тема урока «В гаванях афинского порта Пирей».

Тип урока : комбинированный

Методы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, взаимопроверка, дифференцированное домашнее задание.

Цели:

    показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

    Продолжить формирование умения работать с учебником, картой дополнительным материалом и ИКТ, находить исторические ошибки, анализировать источники; формировать навыки и умения делать выводы; развивать память и историческое воображение, логическое мышление.

    Воспитывать у обучающихся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Понятия: афинские граждане, верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники

Оборудование :1. Компьютер, 2. Проектор, 3. Презентация «В гаванях афинского порта Пирей», 4. Интерактивная доска или экран, 5. Учебник

« История Древнего мира» для 5 класса (авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая), 6. Печатные рабочие тетради.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Подарите своему соседу хорошее настроение. Итак, давайте приступим к уроку.

II . Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа по вопросам в форме викторины. Результаты выставляются в оценочный лист:

Перед вами лежит оценочный лист. В случае правильного ответа на заданный вопрос в колонке домашнее задание вы ставите себе +. Те кто наберёт 1-2 плюса получают оценку «3». Те кто 3-4плюса получают оценку «4», а тек то наберут 5 и больше получают оценку «5».

Итак преступим.

1. Как звали царя, при котором Персия попыталась подчинить себе города Эллады? (Дарий I )

2. Какие города Греции отказались подчиниться власти персидского царя? (Афины и Спарта )

3. В каком году персидские войска высадились Греции? (в 490 г. до н.э.)

4. Где произошло сражение межу персами и греками (г. Марафон )

5. Кто командовал войском афинян? (Мильтиад )

6. Кто убедил афинян построить сильный военный флот? (Фемистокл )

7. В каком году состоялась битва в Фермопильском ущелье? (в 480 г. до н.э.)

8. Кто командовал спартанцами в этой битве? (царь Леонид )

9. Где состоялось морское сражение греческого и персидских флотов?

(у острова Саламин )

10. Кто победил в греко-персидских войнах? (греки )

III . Подготовка к изучению нового материала

1. Сообщение темы урока учителем

В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей (Слайд №1)

2. Постановка обучающимися целей урока

Что вы хотите узнать по этой теме?

(План: 1. Почему Пирей стал главным портом? 2. Кто жил в Пирее? 3. Чем занимались жители Пирея? 4. Работорговля.) (Слайд № 2)

3.Задание на урок.

В Древней Греции Афины называли «Морской страной».

Подберите факты, которые доказывают эту характеристику (Слайд № 3)

IV . Изучение нового материала

А) Порт Пирей.

Рассказ учителя о месте расположении и защите дороги из Афин в Пирей (Слайд № 4)

В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей. Он был расположен в 5-6 километрах от Афин. С обеих сторон дороги, ведущей из Афин в Пирей на случай войны были построены Длинные стены. В Пирее находились две военных и одна торговая гавань.

Работа в парах

Б) В военных гаванях.

Работа с текстом учебника. Первая группа отвечает на вопрос: Что находилось в военных гаванях и как они были защищены. (Слайд № 5)

Запись в рабочей тетради понятия гражданин

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами.

Вторая группа работа с текстом учебника и отвечает на вопрос: Что делали в военных гаванях бедные граждане?

Третья группа работает с текстом учебника и отвечает на вопрос: Что делали в гаванях богатые граждане?

В) В торговой гавани.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. (Слайд № 6) . Ученики составляют рассказ по рисунку учебника.

Ответьте на вопросы:

Что вы видите на рисунке?

Люди каких профессий находятся в порту?

Работа по группам с текстом учебника. Первая группа отвечает на вопрос: 1. Какой товар и откуда привозили в Пирей? Вторая группа отвечает на вопрос: 2. Что покупали в порту на продажу? (Слайд № 7)

Третья группа отвечает на вопрос: 3. Чем переселенцы отличались от граждан?

Д) Продажа рабов. Рассказ учителя о продаже и труде рабов. Запись в тетради

В Пирее, как и в других греческих городах, торговали людьми. Их продавали как животных на специальных рынках. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами. Дети рабов также становились рабами.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: убирать дом, ухаживать за детьми, работать по хозяйству.

Владельцы ремесленных мастерских также охотно покупали рабов. Они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Например, таскать уголь, раздувать меха в кузнице, месить глину.

Покупали рабов также и зажиточные земледельцы. Им поручали собирать оливки, давить прессом или ногами виноград, обрабатывать пашню.

Но самыми тяжелые условия были на серебряных рудниках на юге Аттики. Работали глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха света. Целый день с раннего утра и позднего вечера тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы запрещали убивать раба. Но в остальном он принадлежал своему хозяину, был его вещью. Раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В Неволе раб часто терял своё имя, получал кличку по названию того племени, откуда он был родом: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда за верную службу и хорошую работу рабов отпускали на свободу. Таких рабов называли вольноотпущенники . Часто вольноотпущенниками становились заплатившие большой выкуп талантливые умельцы – сапожники, строители, художники.

Г) Анализ исторического документа. (Слайд № 8) Ученики читают текст и отвечают на вопросы:

Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов?

Предположите, почему далеко не все афиняне могли позволить себе иметь раба?

Д). (Слайд № 9) Работа со слайдом. Изучив содержание слайда обучающиеся отвечают на вопрос: Кто еще кроме рабов не был полноправным гражданином Афин?

А теперь давайте назовём что же мы узнали нового на уроке?

Ответ на задание на урок

Мы с вами изучили жизнь афинского порта Пирей? Верно ли утверждение что Афины «Морская срана»1-2 минуты

1. У Афин был самый большой военный флот.

2. Афиняне вели обширную морскую торговлю со многими странами и греческими колониями.

V . Закрепления изученного материала учащимся

Работа учащихся в печатной тетради. Задания 37. 4-5 минут. Ответы учеников 1-2 минуты.

VI . Проверка усвоения знаний и умений.

Перед вами листочки с заданиями для проверки знаний. В 1-3и 6-7 заданиях вам надо выбрать из предложенных вариантов 1 правильный ответ. В 4и 5 вопросах вам нужно вставить пропущенные слова или словосочетания. На выполнение задания 1 минута.

Взаимопроверка в парах. Проверьте работу своего товарища с помощью кода правильных ответов.

Система оценивания: «5»- 7 правильных ответов;

«4»- 6-5 правильных ответов;

«3»- 4 правильных ответа.

Полученную оценку выставите с оценочный лист в колонке Проверка усвоения знаний.

А теперь выведем вашу среднюю оценку за работу на уроке. Сложите все три заработанные вами оценку, и разделите получившуюся сумму на три. Получившуюся цифру округлите до целых.

Выставьте в дневник полученную вами оценку.

VII . Домашнее задание

    Если ты получил оценку «3», то изучи параграф 33 и ответь на вопросы параграфа.

    Если ты получил оценку «4» или «5», то составь рассказ о жизни Пирея от имени гражданина Афин или иностранного купца.

VIII . Рефлексия

Несколько дней назад закончились олимпийские игры в Сочи. Давайте почувствуем себя её участниками. У вас на столе у каждого по три медали. Если вы чувствовали себя на уроке отлично, прикрепите на доску золотую (жёлтую) медаль. Если вы чувствовали себя на уроке хорошо, прикрепите на доску серебряную (белую) медаль. Если вы чувствовали себя на уроке удовлетворительно, прикрепите на доску бронзовую (оранжевую) медаль.

Урок окончен, спасибо всем за работу.

Используемая литература

    Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО,2005.

    История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2009 год.