Конспект по русскому языку на тему " Антонимы" (3 класс). Клоуны спорят весь день. Теперь начало я скажу

3 класс
Тема: Антонимы, их роль в речи.
Цель: Расширить понятие об антонимах и их употреблении в речи;
Задачи:
уметь подбирать антонимы к словам;
 формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;

 формирование умений сопоставлять и сравнивать значение слов­ антонимов;



 формировать навыки ЗОЖ.
умение работать со словарём;
развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;
развитие нравственных качеств личности; умение работать в паре;
Оборудование: схемы ­ опоры(правила), дидактический материал, ИД (флипчарты), учебник,
тетрадь.
Учебник РК " Алмытыкитап", 2014 год
Этапы
1. Организационный
момент.
2. Стадия вызова
Цель: ввод ситуации для открытия
темы и постановки цели урока.
Постановка учебных задач и целей
Б) минутка чистоп. и словарная
работа.
Составление словосочетаний,
предложения.
3. Стадия осмысления
Деятельность учителя
­Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять ­
Буду грамотно писать.
Чтение рифмовки на доске.
­ Прочитать стихотворение, досказать слова,
подходящие по смыслу.
Скажу я слово далеко
А ты ответишь.......
Скажу я слово высоко
А ты ответишь.........
­ Какие слова вставили?
­ Каковы они по отношению друг к другу?
­ О каких словах сегодня будем говорить на уроке?
­ Что такое антонимы?
­ Для чего они служат?
­ Отгадайте загадку, о каком дереве?
Это дерево по моде,
Осенью одели вроде,
У зеленого пальто,
Пуговки красны зато.
­ произнесите слово? ударение? сколько слогов?
­ударная? безударная? как проверить?
­ Р/р я/яя
­ РЯБИНА ­
­ что такое рябина?
­ как запомнить безударный гласный?
­ Придумайте слово ­ ассоциацию? (ягода)
­ Составить словосочетание (красная рябина)
­ Составить и записать предложение.
Осень, рябина, за, покраснела, окно.
­ Прочитать слова правого и левого столбика.
­ Собрать их в пары ­ антонимы.
Деятельность учащихся
Проговаривают рифмовку вместе с учителем.
­ близко
­ низко
­ формулируют цели и задачи урока.
­ отгадать загадку
­ письмо по образцу в тетради
­ запись слова и слова ассоциации в тетрадь
­ записать словосочетание, определить
главное и зависимое слово, определить род и
число.
­ составление и запись предложения с
комментированием с места, синтаксический
разбор предложения.

Цель: усвоение содержания темы.
А) актуализация знаний
Обобщение:
Б) чтение и анализ правила
В) развитие устной речи
Г) первичное закрепление
Работа с учебником
Цель: выполнение практических
заданий.
А) закрепление
Б) развитие логики
В) развитие связной речи
Г) разноуровневая
самостоятельная работа
(выполняют все три уровня)
Добрый ­ ледяной
Лето ­ чёрный
Белый ­ зима
Плакать ­ ходить
Стоять ­ смеяться
Холодный ­ злой
­ Что такое антонимы?
­ Прочитайте пары антонимов?
­ Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие?
­ Для чего служат слова­ антонимы?
­ стр. 54 ­ чтение и анализ правила

­ Для чего нам нужны антонимы?
­ Антонимы ­ слова одной и той же части речи.
­ стр. 54 упр. 111 ­ рассмотреть картинку
­ Расскажи, что нарисовано на картинке?
­ Назвать слова с противоположным значением.
­ стр. 54 упр. 112
­ Какой частью речи являются слова­ антонимы?
­ Прочитать слова, выписать парами слова ­ антонимы.
­ Что такое антонимы?
­ Какие слова по смыслу?
­ Для чего служат слова ­ антонимы?
­ стр.55.упр. 113 ­и придумать и написать антонимы к
словам­ существительным, прилагательным, глаголам.
­ Работа по развитию догадки.
­ Вставить антонимы в пословицы.
­ Проанализировать пословицы.
­ Когда так говорят в жизни?
Из.........тучи ­ мелкий дождь. (большой)
Мягко стелет, да........спать.(жёстко)
Трудно в ученье, ..... в бою. (легко)
...... кормит, а лень портит. (труд)
Ученье....., а неученье тьма.(свет)
­ стр. 55 упр. 114
­ Прочитать текст " Всё наоборот"
­ Вставить пропущенные антонимы
­ Высказать своё отношение к действиям девушек.
­ О чём рассказали нам антонимы?
­ Какую характеристику они дали девочкам?
­ Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда
послушным?
­ Что такое антонимы?
­ Для чего служат антонимы?
1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам.
День ­ война ­
Сладкий ­ плакать ­
Радость ­ белый ­
Работа в парах на листах, собирают пары­
антонимы, находят лишнюю пару.
­ повторение имеющихся знаний учащихся.
­ работа в парах, чтение правила в виде
диалога, ответы на вопросы
­ заучивание правила
­ работа по картинке, рассмотреть, назвать
парами слова ­ антонимы
­ фронтальная работа, запись пар слов­
антонимов с комментированием у доски,
определит часть речи всех слов.
Фронтальная работа + самостоятельная
работа, самопроверка.
Самостоятельная работа в группах, защита
групп, объяснение пословиц. (на листах)
­ чтение и анализ текста
­ повторение правил перед выполнением
работы
­ самостоятельная работа, выполняют все

4. Стадия рефлексии
Цель: оценка уровня усвоения
уровни от простого к сложному
­ самопроверка, сравнение своей работы с
образцом на доске
­ рефлексия
2 уровень. Допиши антонимы в пословицы,
подходящие по смыслу.
Доброе слово лечит, а....... калечит.
Платье хорошо новое, а друг.......
Осенью дни ненастные, а весной.........
3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя
слова ­ антонимы.
Перец и мёд.
Огурец и помидор.
Зиму и лето.
Орла и воробья.
­ самопроверка, сравнение с доской.
­ Чему учились на уроке?
­ Что нового узнали?
­ Какие слова называются антонимами?
­ Для чего в речи употребляются слова ­ антонимы?
сегодня я узнал…
­ Закончить фразу:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
5. Домашнее задание
6. Оценки за урок
Правило стр.54, упр.122

ВОТ ПЕРВАЯ СОТНЯ ОТВЕТОВ (100) Все ответы к игре антонимы Все ответы читай ниже Антонимы ответы к игре. Уровень 1 цветущая ветка, желтые листья. Ответ: Весна и Осень. Какие антонимы Уровень 2 люди в грязи, руки с мылом. Ответ: Грязь и Чистота. Какие антонимы Уровень 3 пальмы и лёд. Ответ: Юг и Север. Какие антонимы Уровень 4 нищий и человек в очках с деньгами. Ответ: Бедный и Богатый. Антонимы ответы к игре. Уровень 5 девушка с длинными волосами и девушка с короткой стрижкой. Ответ: Длинные и Короткие. Какие антонимы Уровень 6 торт со свечками и крест. Ответ: Рождение и Смерть. Какие антонимы Уровень 7 парень с веткой орёт и Эйнштейн (мужик у доски). Ответ: Глупый и Умный. Какие антонимы Уровень 8 парень с прессом, парень с сигаретой. Ответ: Здоровье и Болезнь. Какие антонимы Уровень 9 угли и лёд. Ответ: Горячий и Холодный. Антонимы ответы к игре. Уровень 10 девушка улыбается, парень в тёмных очках. Ответ: Девушка и Парень. Какие антонимы Уровень 11 дьявол и ангел. Ответ: зло и добро. Какие антонимы Уровень 12 мужчина улыбается, парень плачет. Ответ: Весёлый и Грустный. Какие антонимы Уровень 13 кукла девочки с колпаком, манекен мужчины в очках. Ответ: Карлик и Великан. Какие антонимы Уровень 14 носок и флакон духов. Ответ: Вонь и Аромат. Антонимы ответы к игре. Уровень 15 парень с сережками, дед с большими зубами. Ответ: Красивый и Страшный. Какие антонимы Уровень 16 мост в городе, солнце видно из-за ветвей. Ответ: Вечер и Утро. Какие антонимы Уровень 17 сварщик, мужчина на диване с тарелкой картошки на животе. Ответ: Труд и Лень. Какие антонимы Уровень 18 две кошки, голубь. Ответ: Война и Мир. Какие антонимы Уровень 19 дорога с фонарными столбами, пустыня. Ответ: Мокро и Сухо. Антонимы ответы к игре. Уровень 20 старики на скамейке, дети в зеленых жилетах. Ответ: Старость и Молодость. Какие антонимы Уровень 21 заяц и лев. Ответ: Трусость и Смелость. Какие антонимы Уровень 22 силач поднимает штангу, девушка с голым плечом. Ответ: Сила и Слабость. Какие антонимы Уровень 23 знак «тупик» в пустыне, книжка. Ответ: Конец и Начало. Какие антонимы Уровень 24 волк воет на Луну, два игрушечных утенка. Ответ: Одиночка и Пара. Антонимы ответы к игре. Уровень 25 дети в лесу держатся за руки, люди за столом. Ответ: Дети и Взрослые. Какие антонимы Уровень 26 кровать, посуда. Ответ: Порядок и Бардак. Какие антонимы Уровень 27 два человека жмут друг другу руки (рукопожатие), парень отказывается от бокала. Ответ: Соглашение и Отказ. Какие антонимы Уровень 28 Белая планета в тёмном космосе, облака в небе. Ответ: Ночь и День. Какие антонимы Уровень 29 старый дом (избушка), высокое здание (небоскреб). Ответ: Хижина и Небоскрёб. Антонимы ответы к игре. Уровень 30 волк есть добычу, статуэтка жертвоприношения. Ответ: Хищник и Жертва. Прохождение Антонимы. Эпизод 2 Какие антонимы Уровень 31 девушка (невеста) с букетом и парень (жених), ругающиеся люди. Ответ: Свадьба и Развод. Какие антонимы Уровень 32 девушка с саблей и убитый солдат, статуя женщины с венком и трезубцем. Ответ: Поражение и Победа. Какие антонимы Уровень 33 кубики (игральные кости), футбольный мяч. Ответ: Куб и Шар. Какие антонимы Уровень 34 жирный кот, худая собака. Ответ: Жирный и Тощий. Антонимы ответы к игре. Уровень 35 два тёмных мальчика (негра), большая и маленькая планета. Ответ: Сходство и Различие. Какие антонимы Уровень 36 лампа на стене, тень от куста. Ответ: Свет и Тень. Какие антонимы Уровень 37 мальчик показывает зубы, мужчина с закрытым ртом. Ответ: Юный и Взрослый. Какие антонимы Уровень 38 парень бегает, жирный мужчина на скамье. Ответ: Стройный и Толстый. Какие антонимы Уровень 39 земля с листьями, небо с облаками. Ответ: Земля и Небо. Антонимы ответы к игре. Уровень 40 камень и подушка. Ответ: Твёрдо и Мягко. Какие антонимы Уровень 41 человек поднимается по ступенькам, лыжник спускается с горы. Ответ: Подъём и Спуск. Какие антонимы Уровень 42 концерт, солнце на горизонте (закат). Ответ: Шумно и Тихо. Какие антонимы Уровень 43 велосипед, машина. Ответ: Белый и Чёрный. Какие антонимы Уровень 44 поле с одним деревом, дерево. Ответ: Далеко и Близко. Какие антонимы Уровень 45 лев и львенок. Большой и Маленький. Какие антонимы Уровень 46 корабль (пароход), военный корабль (авианосец). Ответ: Мирный и Военный. Какие антонимы Уровень 47 солдат (война), мужчина и женщина обнимаются. Ответ: Враги и Друзья. Какие антонимы Уровень 48 девушки обнимаются, человек на рельсах поднял правую руку. Ответ: Встреча и Прощание. Какие антонимы Уровень 49 заборчик, ограда, позади которой деревья. Ответ: Изогнутый и Прямой. Антонимы ответы к игре. Уровень 50 женщина шепчет девушке в очках на ушко, мальчик кричит. Ответ: Шёпот и Крик. Какие антонимы Уровень 51 мужчина в одежде монаха (монах), толпа народа. Ответ: Отшельник и Толпа. Какие антонимы Уровень 52 строение тела человека, флешка. Ответ: Внутренний и Внешний. Какие антонимы Уровень 53 лев в клетке, птица в воздухе. Ответ: Неволя и Свобода. Какие антонимы Уровень 54 корзинка с товарами, товары на полках. Ответ: Розница и Опт. Антонимы ответы к игре. Уровень 55 цветок, завядшие тюльпаны. Ответ: Цветение и Увядание. Какие антонимы Уровень 56 Запад и Восток (Спасибо Зарине Идрисовой!) Какие антонимы Уровень 57 черная точка на белом фоне, белая точка на чёрном фоне. Ответ: Ян и Инь. Какие антонимы Уровень 58 озеро, ущелье между горами. Ответ: Пологий и Крутой. Какие антонимы Уровень 59 мужчины с медалями, дыра в земле. Ответ: Успех и Провал. Антонимы ответы к игре. Уровень 60 еда на столе, мусор (свалка). Ответ: Изобилие и Нужда. Прохождение Антонимы. Эпизод 3 Какие антонимы Уровень 61 старик и могилы. Ответ: Живой и Мертвый. Какие антонимы Уровень 62 блондинка улыбается, брюнетка улыбается. Ответ: Блондинка и Брюнетка. Какие антонимы Уровень 63 желтая лена (Crime Scene – место преступления), статуя и столы с лампами (также может быть нарисована женщина-судья). Ответ: Преступление и Закон. Какие антонимы Уровень 64 серый цветок, красный цветок. Ответ: Блеклый и Яркий. Антонимы ответы к игре. Уровень 65 лес с эльфами, дорога в лесу (тропинка). Ответ: Сказка и Реальность. Какие антонимы Уровень 66 девушка лежит на полу, девушка с подушкой. Ответ: Бессоница и Сон. Какие антонимы Уровень 67 девушка в платье сидит на полу, девушка в костюме с маской. Ответ: Вкус и Безвкусица. Какие антонимы Уровень 68 парень с телефоном сидит, парень с лохматыми волосами. Ответ: Разговор и Молчание. Какие антонимы Уровень 69 остановка (люди ждут поезда, метро), мужчина в бассейне. Ответ: Будни и Выходные. Антонимы ответы к игре. Уровень 70 серая толпа, футбольные болельщики локомотива. Ответ: Против и За. Какие антонимы Уровень 71 грузовики на дороге, легковые машины на дороге. Ответ: Задний и Передний. Какие антонимы Уровень 72 Эйфелева башня, Пизанская башня. Ответ: Прямо и Криво. Какие антонимы Уровень 73 раскрашенный автомобиль (LEFT), рука в татуировках (это ведь правая рука). Ответ: Левый и Правый. Какие антонимы Уровень 74 парень с девушкой обнимаются, страшное лицо (каменное). Ответ: Любовь и Ненависть. Антонимы ответы к игре. Уровень 75 градусник, белый крест на черном фоне. Ответ: Минус и Плюс. Какие антонимы Уровень 76 стая птиц, две птицы. Ответ: Много и Мало. Какие антонимы Уровень 77 автобус, джип (машина). Ответ: Общий и Личный. Какие антонимы Уровень 78 меч, молоток. Ответ: Острый и Тупой. Какие антонимы Уровень 79 кнопки этажей от 1 до 11, кнопки от 1 до 5. Ответ: Первый и Последний. Антонимы ответы к игре. Уровень 80 монета ребром, монета лежа. Ответ: Подделка, Оригинал. Какие антонимы Уровень 81 огонь, ангел. Ответ: Ад и Рай. Какие антонимы Уровень 82 пропеллер самолета, ветряная мельница. Ответ: Активно и Пассивно. Какие антонимы Уровень 83 тумба со старым телевизором и стол с принтером и телефоном, вещи на полу (рюкзаки, ноутбуки). Ответ: Аккуратно и Неряшливо. Какие антонимы Уровень 84 человек толкает машину, девушка в очках фотографирует сама себя. Ответ: Альтруизм и Эгоизм. Какие антонимы Уровень 85 разрушенные дома, рулетка (казино). Ответ: Беда и Удача. Какие антонимы Уровень 86 самолёт взлетает, человек с фотоаппаратом падает. Ответ: Взлёт и Падение. Какие антонимы Уровень 87 свинья копилка с монетами, пачка долларов. Ответ: Копить и Тратить. Какие антонимы Уровень 88 бритва, старая бритва (лезвие). Ответ: Безопасно и Опасно. Какие антонимы Уровень 89 инвалидная коляска (кресло), мышцы (накаченные мужик). Ответ: Бессилие и Мощь. Какие антонимы Уровень 90 девушка с кровью на губах, человек в маске скелета в черном капюшоне. Ответ: Бессмертие и Смерть. Прохождение Антонимы. Эпизод 4 Какие антонимы Уровень 91 горящий флаг, старик в форме с флагом на руках. Ответ: Бесчестье и Честь. Какие антонимы Уровень 92 парень поднял руки к небу, футболка «No God? No problem». Ответ: Верующий и Атеист. Какие антонимы Уровень 93 собака грустит, люди обнимаются. Ответ: Верность и измена. Какие антонимы Уровень 94 люди на траве (закат), цветные бусинки. Ответ: Вместе и Отдельно. Какие антонимы Уровень 95 высокое здание, дом на берегу. Ответ: Высоко и Низко. Какие антонимы Уровень 96 радующийся мужчина в очках, мужчина с недовольным лицом. Ответ: Восхищение и Отвращение. Какие антонимы Уровень 97 экскаватор, вечный огонь. Ответ: Временный и Вечный. Какие антонимы Уровень 98 мужчина и ребенок на лестнице, человек на обрыве. Ответ: Подниматься и Садиться. Какие антонимы Уровень 99 манекен мужчины с покупками, гном. Ответ: Высокий и Низкий. Какие антонимы Уровень 100 берег моря, разрушенные дома. Ответ: Гармония и Хаос.

Тема урока (Т): Антонимы

Цели урока (Ц):

1. Образовательная (познавательная) – систематизировать знания учащихся об антонимах.

2. Развивающая - раскрыть смысл понятия «антонимы», подбирать и писать антонимы к словам, писать пословицы, используя антонимы.

3. Воспитательная - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности,внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков.

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные – научить адекватно воспринимать оценку своих действий, договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

2. Метапредметные – научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности .

3. Предметные – научить подбирать и писать антонимы к словам; писать пословицы, используя антонимы.

Материалы к уроку, оборудование : учебник, рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, проектор.

Ход урока

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1. Словарная работа.

Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называ ю лексическое значение словарного слова, пишет это слово з а доск ой , а вы - в тетрадях. Запишите слово словарь с красной строки.

1. Коробка для школьных принадлежностей.(пенал)

2. Животное, которое дает нам молоко. (корова)

3. Столица нашей родины.(Москва)

4. Страна, в которой мы живём. (Россия)

5. Это плод яблони. (яблоко)

6. Инструмент для копания земли.(лопата)

7. Язык, на котором мы говорим. (русский)

Проверка. Итог. (1мин.)

Мне тетради принесут …

Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у на доске.

, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5».

- Кто работал без ошибок, поднимите руку ! Молодцы! Поставьте на полях восклицательный знак!

- Поднимите руку , у кого 1 ошибка? В ам надо быть внимательней и повторить дома сло варные слова.

2. Повторение изученного.

- О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? (О словах-синонимах.)

- Какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по значению)

- Приведите примеры. (папа-отец )

Сейчас поиграем в игру «Подбери словечко».

Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, красный – алый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали?

3.Сообщение темы урока и цели урока.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А мышонок -
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка - далеко.

Как говорил о яблоке конь и мышонок? (низко – высоко)

Как говорили о яблоке воробей и улитка? (близко – далеко)

Кто догадался о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (об антонимах)

Сформулируйте тему. (Тему урока на доске открыть)

Чему мы должны научиться на уроке?

Задачи урока: 1. Дать определение слова антоним.

2. Научиться подбирать антонимы к словам

3. Пополнить словарный запас новыми словами.

Кто может сказать, что такое антонимы?

Проверим, правы ли мы, послушав профессора Самоварова. (презентация)

Можно ли утверждать, что слова «тяжелый – короткий» - антонимы? Докажите. (это слова не противоположные по смыслу, а разные)

    Закрепление нового материала .

Повторите тему сегодняшнего урока. (Антонимы)

Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:

(чистый – грязный)

(плачет – смеётся)

(толстый – тонкий)

(маленький - большой)

(грустный – весёлый)

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.

- Какие это слова? ( антонимы)

- Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по значению)

5. Физминутка.

Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.

Трудный – легкий

Широкий – узкий

Холодно – морозно

Грязный – чистый

Маленький – крошечный

Богатый – бедный

Хороший – отличный

    Работа с учебником .

Ребята, откройте страницу в учебнике 76. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы? (В словаре антонимов)

Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника (с.157). Вы можете им пользоваться при выполнении заданий.

Выполнение упр. № 122

Для чего будем выполнять упражнение?

Проверим, сможете ли вы найти в пословицах антонимы.

Чему вы научились, выполняя это упражнение?

    Работа в группах
    - Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас:
    Широкий -…

    Твёрдый -…

    Старый - …

    Незнакомый - …

    Черно- белый - …

    Неряшливый - …

    (Подбирают антонимы:
    узкий , мягкий, новый, известный, цветной, аккуратный)

Какое слово у вас получилось? (умница)

Что мы учились делать?

    Работа в рабочих тетрадях.

Сейчас мы будем закреплять умение подбирать антонимы.

Т.с. 64 № 107 (по вариантам).

Проверка на оценку.

    Тест.

    Итог урока.

Подведем итоги урока.

Что такое антонимы?

Для чего они используются в нашей речи?

Что было особенно интересно?

Когда было трудно?

Продолжите предложения.

Я узнал:

Я научился:

Сейчас я проверю, чему вы научились.

"Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: ... . (низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь: ... .(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь: ... .(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты: ... .(нашел)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: ... .(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай: ... .(конец)

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите смайлика.

    Домашнее задание.

С. 76 правило,с. 77 № 124, словарь № 18.

УМК «Школа XXI века»



веселый

маленький

толстый

Печальный

Большой

худой


Найдите слова с противоположным значением

Клоуны спорят весь день.

Один скажет: « Солнце! »

Другой скажет: « Тень! »

Один скажет: « Близко! »

Другой: « Далеко! »

Один скажет: « Низко! »

Другой: « Высоко! »


Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.


синонимы

чистая

аккуратная

грязная

неряшливая

антонимы


ПОСЛОВИЦЫ

Ученье - свет , а неученье тьма .

Мир строит , а война разрушает.

Знай больше , а говори меньше .


АНТОНИМЫ ЭТО СЛОВА ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ: ВОПРОС – ОТВЕТ, ГЛУПЫЙ – УМНЫЙ, ГРОМКО – ТИХО, ВСПОМНИТЬ – ЗАБЫТЬ .

ОНИ ОБЫЧНО ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ ПО КАКОМУ-ЛИБО ПРИЗНАКУ:

ДЕНЬ И НОЧЬ – ПО ВРЕМЕНИ, ЛЕГКИЙ И ТЯЖЕЛЫЙ – ПО ВЕСУ,

ВВЕРХУ И ВНИЗУ – ПО ПОЛОЖЕНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ,

ГОРЬКИЙ И СЛАДКИЙ – ПО ВКУСУ И Т.Д. ОТНОШЕНИЯ АНТОНИМИИ МОГУТ БЫТЬ МЕЖДУ СЛОВАМИ

(СЕВЕР – ЮГ) , МЕЖДУ СЛОВАМИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

(ПОБЕДИТЬ – ПОТЕРПЕТЬ ПОРАЖЕНИЕ) ,

МЕЖДУ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

(ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ – ПОТЕРПЕТЬ ПОРАЖЕНИЕ) .


  • Белый -
  • Далеко -
  • Брать -
  • Друг -

  • МОЛОДОЙ
  • ВЕСЕЛО
  • СЕВЕР
  • ВЕСЕЛЫЙ
  • МОЛОДОСТЬ
  • СТАРОСТЬ
  • ЮЖНЫЙ
  • ГРУСТНО
  • ГРУСТНЫЙ

Физминутка.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.


Зрительный диктант

Наступила ночь.

На небе много звёзд.

Луна – спутник Земли.

Солнце – близкая звезда.

В космос полетел Гагарин .


Сверху кожа,

Снизу тоже,

А в середине пусто.

Ночь, но если захочу,

Щёлкну раз – и день включу.

Назад всё ходит и вперёд,

Но никогда не устаёт.


" Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: ...

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь: ...

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь: ...

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты: ...

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: ...

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай: ...

НИЗКО

БЛИЗКО

НАШЕЛ

ХРАБРЕЦ

КОНЕЦ


Отгадай слово:

(противоположное по значению)

День