Как научиться хвалить мужа и детей. Как хвалить мужчину, не подлизываясь и подбирая правильные слова? Не используйте превосходные степени

Без сомнения любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие наверное скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания и пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой. С одной стороны, интроспективное направление основательно репрезентировано известными школами В. Вундта, структурной психологией Э. Титченера, психологией акта Ф. Брентано, Вюрцбургской школой, а также отечественными исследователями Л. М. Лопатиным и Г. И. Челпановым. Но с другой стороны, мы должны очень хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционалистов преодолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению с вышколенными практиками дза-дзень или випассаны. На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология.

Именно по этой причине мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии - физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были реально физиологическими и медицинскими.

Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 году первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.

Не нужно думать, что физиологическая психология, дав первый предмет психологии (психофизиология органов чувств) и научный метод (эксперимент) сошла с научной арены. Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойств, состояний и процессов психического - психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т.д.

Более того - именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки.

Любимое занятие практически всех женщин – ругать своих мужчин. Только одни представительницы слабого пола делают это чаще, другие – реже. Но вдохновенно, с энтузиазмом, гордясь сами собой, не замечая своей половинки, возмущаются: живу с таким чудовищем, терплю все его прихоти, не развожусь, из дома не ухожу, еще и забочусь о нем. А вот задуматься о том, как правильно хвалить мужчину, чтобы создать гармоничные отношения способны единицы.

Действительно, мечты о браке и сам брак – вещи разные. Мужчина до свадьбы и мужчина, получивший статус женатого, отличаются друг от друга. Но если вы хотите сохранить отношения до того момента, как наконец придет всем обещанная мудрость, то придется научиться ценить то, что у вас есть. Ценить можно лишь то, что заслуживает похвалы. Начните хвалить мужчину, и постепенно вы поверите, что тот, кого вы хвалите, и есть самый лучший.

Как научиться хвалить мужчину

Необходимо соблюдать несколько правил.

Правило 1. Помнить о том, что вы сами выбрали этого мужчину

Вы полюбили его, вы доверились ему. Вспомните тот момент, когда вы поняли, что хотите, чтобы именно он был рядом с вами, ведь тогда он был для вас самым милым, галантным, щедрым, самым лучшим. Ведь тогда вы были счастливы! Разве вас так легко обмануть? Разве у вас был плохой вкус? Не может быть! Ваш мужчина лучший по определению – ведь он ваш выбор. Все недостатки можно подкорректировать или подкорректировать отношение к ним. Ведь в период встреч вы их не замечали. Поэтому…

Правило 2. Научиться не обращать внимания на мелочи

Конечно, это сложно, из мелочей, скажете вы, складывается вся наша жизнь. Не складывается, а мы ее складываем. Оставляет он после себя грязную чашку на столе, бросает носки возле кровати, не закрывает колпачок от тюбика зубной пасты… Спросите у своей бабушки, что она делала в таких случаях. Поверьте, в 90% случаев вы услышите ответ: «Доля у нас такая, сама прибирала, он мужчина, к хозяйству его не пришьешь. Зато добытчик, зато любит, зато рядышком, зато мой». Вот и вся логика. Мой, значит, и убирать за ним мне.

А еще в свободное время проанализируйте свое поведение: а вы во всем и всегда соответствуете званию «Мисс Безупречность»? А вы не забываете нижнее белье в ванной, не бросаете расческу с оставшимися на ней волосами на кровать или на тумбочку в прихожей, торопясь на работу. «Я бросила, я и убрала», – возразите вы. И снова вспомните свою бабушку: доля наша такая, зато мужья при нас. Мелочи в сторону, а крупное: работает, не пьет, с работы встречает… – на первый план. И каждый день себе про это напоминайте.

Правило 3. Не забывать, что, нахваливая мужчину, вы привязываете его к себе

То есть стараетесь ради себя любимой. Запомните: всегда есть женщина, которая хочет, мечтает и активно стремится . Только зазевайся, она тут как тут. И, поверьте, эта женщина хвалить будет вашего мужа, даже если из всех достоинств у него остался только выразительный храп. Чтобы убедиться в силе похвалы, попробуйте, например, оказавшись в незнакомой мужской компании, наговорить каждому мужчине столько приятного, что иной и за год от своей благоверной столько не слышал. И внимательно понаблюдайте за мужчинами! Они расправят плечи, выпятят грудь, их глаза будут лучиться, они начнут галантно ухаживать, побегут танцевать наперегонки, даже если этого за ними никогда не водилось.

Отсюда вывод: во-первых, мужчина до смерти остается ребенком, нуждающимся в похвале (кстати, ради объективности: а вам разве не нравится, когда вас хвалят), а во-вторых, предоставьте ему эту похвалу, если хотите, чтобы он стал лучше.

Правило 4. Научиться рассматривать своего мужчину детализировано, а не в целом

Например, ваш муж начал ремонт, и вот уже полгода вы переступаете через коробки с инструментами, рулоны обоев, мешки с цементом. А ваш муж совершенно спокойно отмечает: «Я же делаю!» Действительно, делает! Медленно, но делает, кстати, сам, вы же не предлагаете ему свою помощь, а только сердитесь и подталкиваете! Вот и начались детали: какой молодец – старается сам, не тратит семейный бюджет; делает аккуратно, качественно; обои купил, какие вы захотели; мебель сам выносил. Деталей обычно набирается много. И из них можно сложить новую картинку, в центре которой с крыльями ангела за спиной и нимбом на голове стоит ваш супруг.

Кстати, хваля мужчину, нужно помнить: сильный пол хвалят именно за конкретные дела и поступки. Если вы каждый день будете говорить мужу, что он самый лучший, он в конце концов от гордости не будет знать куда деться. А если вы будете говорить: «Ты молодец, потому что принес картошку с рынка. Ты мне очень помог, потому что поужинал и детей покормил сам, не дожидаясь, когда я приползу с работы!» – то ему реально захочется совершать этих поступков больше, чтобы чаще слышать от вас слова благодарности.

Правило 5. Выбрать цель восхваления

У большинства женщин имеется три основные причины хвалить мужа:

  • первая – получение от него материальных благ,
  • вторая – погашение конфликта,
  • третья – манипулирование.

Теперь примеры.

  1. Вы хотите купить себе новую шубку или духи. Начинайте хвалить мужчину, сравнивая его с другими. Сравнение должно быть в пользу вашего мужа – это неоспоримо! Только не начинайте с того, что он щедрый, сразу же спросит, что вам нужно, и не факт, что даст. Начните издалека: какой он милый, какой замечательный, какой добрый. На вопрос: «Что случилось?» отвечайте «ничего» и остановитесь. А через часок с новой силой: милый, дорогой, самый лучший. Хорошо бы рассказать душещипательную историю про «подругу» или «знакомую», у которой муж «такой ужасный, такой плохой, такой подлец и мерзавец, хорошо, что ты у меня не такой». Даже самых черствых на третий день эта методика обязательно проймет. И, рассказывая про еще одну «коллегу», у которой муж «даже на колготки не дает, а ты у меня такой молодец», вы услышите долгожданное: «А и правда, что-то ты давно себе ничего не покупала! Может, пройдешься по магазинам?» Кстати, пока будете его хвалить, сами поверите, что он лучший.
  2. Представьте себе: разгар ссоры, вы кричите, муж орет, посуда в шкафу трясется, собака спряталась под диван, а попугайчик умер от инфаркта… И вдруг: «Милый, какой ты красивый, когда злишься! Как же мне это нравится! Ради такого мужчины каких только глупостей не наделаешь?!» Вряд ли найдется мужчина, который продолжит кричать. Ваше восхищение остановит его гнев, через некоторое время он успокоится, а вы поймете: правильно хвалить мужчину гораздо выгоднее, чем на него сердиться.
  3. А дальше сплошная манипуляция. Вы цените и говорите своему мужчине об этом, он выполняет все ваши прихоти. Вы замечаете только хорошее, на мелочи не обращаете внимания и сравниваете с мужчинами, которые всеми достоинствами вашего мужа не обладают. Просыпаясь утром, говорите вслух: «Как мне повезло с тобой, дорогой! Ты рядом! Какое счастье, что ты есть!» Да он для вас и горы свернет, и к маме вашей на все выходные поедет, и коврики вытрясет…

Как видите, элементарная психология дает вполне вразумительный ответ на вопрос: для чего и как правильно хвалить мужчину. И главное!

Похвала может стать отличным помощником в воспитании детей, если уметь ею пользоваться, отмечают многие современные психологи. И правда, одни хвалят – не нахвалят своего ребенка, а у него уже выработался иммунитет к словам родителей, которые он слышит по поводу и без. Через некоторое время взрослые удивляются, что ребенок перестает стремиться к лучшим результатам и работать над собой. Ведь у него уже есть установка, что он самый лучший.

Другие родители скупятся на слова одобрения и поощрения и добиваются такого же эффекта, но ребенок начинает думать: “Зачем стараться, ведь я и так ни на что не годен”. А кто-то вроде бы и хвалит за дело, но ребенок словно не хочет верить словам взрослого и воспринимает их в штыки.

О похвале из книги “Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию”:

“Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а она отвечает: « Лиза умнее ». Я говорю, что она красивая, а она: « Я толстая ». Я говорю, что она – замечательная старшая сестра и одаренный художник, а она пинает младшего и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать, что я неправа.

С сыном еще хуже. Он бросал мяч в баскетбольную корзину и наконец попал. Я закричала: « Отлично! Ты – настоящий баскетболист!» Он бросил мяч и ушел в дом. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие”.

Вы только что указали на проблему глобальной похвалы, связанной с оценкой детей. Такие слова, как “умный” , “красивый” и “прекрасный” не только заставляют их сосредоточиваться на собственных недостатках, но еще и подталкивают их к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, зачем рисковать – ведь в следующий раз может и не получиться!

Значит ли это, что нужно перестать хвалить детей?

Это значит, что если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, то нам нужно избегать оценок. Забудьте такие слова, как « хороший », « отличный », « фантастический », « лучший ». Научитесь просто описывать. Вы можете описать то, что видите или чувствуете.

Опишите то, что видите:

  • «Ты боролся с этой проблемой, пока не нашел решение!»
  • «Ты все-таки сделал этот бросок! Мяч попал точно в корзину!»
  • «Хотя у тебя были собственные дела, ты помог сестре сделать домашнее задание».

Опишите свои чувства:

  • «Мне нравится твоя картина “Закат на море”. Она создает ощущение счастья и покоя»
  • «Каждый раз, когда я вспоминаю твою шутку, не могу удержаться от смеха».

Описание того, что мы видим или чувствуем, оказывает почти магическое действие. Мы не только подтверждаем ценность усилий ребенка, но еще и помогаем ему поверить в себя. Мы мотивируем его к дальнейшим усилиям. Внутренний посыл такого описания очень отчетлив: « Я не сдался, пока не решил проблему… », « Чем больше я тренируюсь, тем лучше получается!.. », « Я могу быть добрым даже в сложных обстоятельствах… », « Я умею шутить… », « Я нарисовал отличный пейзаж… ».

Не сомневайтесь в этом. Описание – отличное средство для воспитания уверенных в себе и ответственных детей.

А вот еще один вариант полезной похвалы.

Суммируйте то, что вы видите, в словах:

  • «Ты репетировал, пока не выучил все до последней ноты. Это я называю упорством».
  • «Я вижу, что ты оставил последний кусок торта для твоей сестры. Вот это сила воли!»
  • «Ты сгреб все листья и собрал их в мешок. И я тебя даже не просила! Вот это я называю ответственностью!»

А если хвалить не за что? Представьте, что школьный автобус вот-вот подъедет, а ваша дочка еще не одета… Или ребенок жалуется, что учитель слишком много задает и успеть все сделать просто невозможно.

Бывают моменты, когда нам страшно хочется высказать детям все, что мы о них думаем.

  • «Почему ты так медленно одеваешься? Посмотри на себя! Ты еще не обулась! Так ты никогда не успеешь на автобус!»
  • «Если бы ты сел за уроки, когда я тебе сказала, а не играл в дурацкие видеоигры, то все успел бы. Ты вечно ищешь оправдание собственной лени!»

Но поддаваться соблазну не следует. Нужно описать ребенку то, чего он достиг, даже если эти достижения незначительны.

  • «Ты оделась, позавтракала и почистила зубы. Теперь тебе осталось лишь найти туфли и носки. И ты готова!»
  • «Давай-ка посмотрим… десять упражнений на сложение и вычитание дробей. Это утомительно. Но я вижу, что ты уже решил два первых примера. Похоже, ты на верном пути».

Отмечая достигнутый прогресс (пусть даже малый), мы вселяем в детей уверенность и желание продолжать старания.

Но, допустим, хвалить ребенка не за что. И предположим, что у вас – один из тех сверхчувствительных детей, которые расстраиваются до смерти, понимая, что сделали что-то не так.

Помогите ребенку понять, что его ошибка может оказаться важным открытием. Одна мама рассказывала нам о том, как ее трехлетний сын, разговаривая с ней, тряс чашку с соком. Неожиданно крышка с чашки слетела, и сок пролился на рубашку мальчика и на пол. Мальчик начал истерически рыдать.

– Сэмми, – торжественно произнесла мать, – ты сделал открытие!

Мальчик перестал плакать и удивленно на нее посмотрел.

Очень размеренно мать сказала:

– Ты только что обнаружил, что, когда ты трясешь закрытую чашку, крышка может слететь, и тогда сок расплескается!

На следующей неделе в дом приехала бабушка. Она положила свою сумочку и очки на кухонную стойку. Через минуту она потянулась за сумочкой и уронила очки. Бабушка воскликнула:

Сэмми потянул ее за кофту и очень торжественно произнес:

– Бабушка, ты только что сделала открытие!

– Открытие? – удивилась она, поднимая очки.

– Ты открыла, что, если положить очки на край стойки, они могут упасть!

– Надо же! – восхищенно сказала бабушка. – Я это запомню!

Раскрываем главный секрет женского обаяния.

Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают… Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье.

Лиля Брик

Девушки, которые умеют хвалить мужчин, никогда не бывают обделены поклонниками. Хочешь влюбить в себя парня — сделай ему комплимент. Но прежде чем ты воспользуешься «волшебным оружием», возьми на заметку несколько правил.

    Делай комплименты искренне. Хвали за то, что тебе действительно нравится. Не надо говорить парню, что он в прекрасной физической форме, если у него явные проблемы с лишним весом. Лучше поищи реальные достоинства, за которые его можно похвалить.

    Не делай слишком абстрактных, общих комплиментов. Не «Какой ты красивый, сильный и умный!», а «Какой у тебя накачанный торс!» и «Ты классно разбираешься в компьютерах!».

    Проси о помощи. Просьба о помощи — это такой завуалированный комплимент. Ты как бы даешь понять мужчине, что нуждаешься в нем и без его вмешательства не справишься с проблемой, а он чувствует себя сильным и нужным. «Открой, пожалуйста, эту банку. Мне самой никак…», «Ой у меня что-то комп завис! Может, посмотришь?» (разумеется, с этой просьбой нужно обращаться только в том случае, если парень разбирается в компьютерах).

    Не сюсюкай. Мужчина хочет быть орлом, львом и акулой, а не котиком, зайчиком и лапушкой.

    Избегай двусмысленностей. Комплименты типа «У тебя нестандартная фигура» или «Сегодня ты наконец-то смешно пошутил» оттолкнут от тебя мужчину.

    Не переусердствуй. Не хвали мужчину слишком часто и по любому поводу. У него может возникнуть мысль, что ты чего-то хочешь от него добиться.

Примеры

А теперь детально рассмотрим качества характера, навыки и особенности внешности, за которые следует хвалить мужчину.

Умение водить машину

Этому навыку мужчины придают большое значение. Скажи ему что-нибудь типа: «Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда ты за рулем», и он будет покорен!

Умение вести беседу

Если твой друг хороший собеседник, обязательно скажи ему об этом. Например, «Мне очень нравится с тобой разговаривать. Ты так интересно рассказываешь!», «Ты ушел, и мне сразу стало скучно. Больше и поговорить не с кем…»




Физическая форма

Большинство мужчин уделяют много внимания своей физической форме. Твой друг будет польщен, если ты восхитишься его бицепсами или кубиками пресса.

Чувство юмора

Девушки любят парней с хорошим чувством юмора, поэтому парни прилагают массу усилий, чтобы быть остроумными. Самый лучший комплимент мужчине с отличным чувством юмора — твой искренний смех над его шутками.




Умение защитить

Ты сделаешь правильный ход, если скажешь мужчине, что под его защитой чувствуешь себя в безопасности. Наверняка, кавалер захочет встретиться с тобой еще раз, чтобы ощутить себя сильным и мужественным. «С тобой я не боюсь гулять даже ночью», «Ты не мог бы проводить меня до квартиры? Я боюсь заходить в подъезд одна».




Внешний вид и одежда

Парни не часто слышат комплименты по поводу своего внешнего вида. Поэтому твой друг очень обрадуется, если ты похвалишь его манеру одеваться или оценишь его новые джинсы.




Хобби

У подавляющего большинства мужчин есть какие-то увлечения: например, футбол, рыбалка, прыжки с парашютом. Чтобы мужчина был к тебе расположен, обязательно поинтересуйся его хобби. Пусть он пригласит тебя на матч или возьмет с собой на рыбалку. В процессе мероприятия, похвали своего кавалера: «Ух ты, какая рыбина! Никогда не видела такой огромной щуки!»

Есть ли что-то негативное во фразе «ты молодец»? На первый взгляд, это обычная, стандартная похвала, с помощью которой можно «закрепить» правильное поведение человека. Многие эксперты советуют именно так корректировать действия других людей в нужную сторону. Но известный американский психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» придерживается другой точки зрения: похвала не только не несет пользы, но может пойти и во вред. Почему стоит придержать эмоции в разговоре с коллегой, ребенком, другом? Как выразить свое одобрение, если все же хочется поддержать собеседника?

В чем опасность

Если вы хотите помешать человеку выполнить задачу квалифицированно, похвалите его прямо перед началом работы.

Звучит парадоксально, неправда ли? Познакомьтесь с результатами двух экспериментов, после чего фраза выше уже не покажется такой нелепой.

В Израиле ученикам пятого и шестого классов предложили выполнить творческое задание. Те, кого за работу похвалили, в следующем упражнении показали заметно более низкий результат, чем те, чья работа получила нейтральную оценку. Кроме того, второе задание эти дети выполнили хуже, чем первое, которое делали еще до того, как их похвалили. Подобное исследование было проведено и в США с участием студентов колледжа. Оно тоже показало, что похвала стабильно приводит к снижению качества работы.

В чем связь между словесным одобрением и низкими результатами? Во-первых, когда человека хвалят за успешное выполнение работы, которая не была особенно сложной, он может воспринять это как намек на то, что он не такой уж способный или талантливый, и поэтому его хвалят за ерунду. У него формируются заниженные ожидания в отношении своих способностей, и человек начинает работать менее настойчиво и упорно. Во-вторых, похвала - это еще и моральное давление, ведь теперь нужно соответствовать высокой оценке. Как проще всего этого добиться? Идти проторенной дорожкой, избегать риска и всего нового. Другими словами, лучше выбрать проверенный, пусть и банальный способ, чем стараться удивить, выделиться. А когда мы подсознательно стараемся «просто хорошо выполнить свою работу», интерес к задаче снижается. Именно поэтому не стоит ожидать, что словесное одобрение будет стимулировать повышение качества работы.

Похвала не ведет к хорошему поведению, как принято считать.

Мы хвалим людей, и особенно детей, не только чтобы добиться от них хорошей работы, но и чтобы помочь им сформировать правильные ценности и повысить самооценку. Но что происходит на самом деле? Похвала может стимулировать нужное поведение, но лишь на время. И никак не меняет ценности человека. В 1991 году были опубликованы результаты исследования, проведенного Джоан Грусеч с участием дошкольников: выяснилось, что те, кого матери часто хвалили за проявление щедрости, в повседневной жизни демонстрируют ее несколько реже, чем сверстники.

Не помогает похвала и формированию здоровой самооценки.

Скорее, она работает в обратном направлении. Сказанные в наш адрес добрые слова мы часто воспринимаем, как контроль. К примеру, ваш шеф говорит: «Вы выбрали отличный способ решения этой задачи. Так держать!». Подсознательно, мы начинаем думать, что к успеху привели не наши собственные решения, а выбор именно такого способа, который шеф считал удачным. То есть похвала может оказываться не просто неэффективной, но и вредной.

Что использовать вместо похвалы?

Вы можете подумать, что раз нельзя хвалить, то нужно молчать или ворчать. Это не так. Мы можем минимизировать негативное влияние похвалы, и при этом на новые свершения. Вот четыре практические рекомендации:

  • Хвалите не людей, а результаты их деятельности.

Если мы воздержимся от оценки самого человека, то разрыв между тем, что он слышит, и тем, что из-за этого начинает думать о себе, будет минимален. Лучше комментировать результаты деятельности или то, что человек делает прямо сейчас, а не черты характера и способности. «Отличная получилась история» предпочтительнее, чем «ты отлично пишешь».

  • Формулируйте похвалу как можно более конкретно.

Мы должны не только рассматривать действия или их результаты в целом, но и уделять внимание конкретным аспектам работы, которые показались нам особенно новаторскими или по какой-то еще причине достойными упоминания. Поэтому лучше сказать даже не «отличная получилась история», а «как здо’ рово ты придумала оставить главного героя в конце истории в некотором замешательстве».


  • Избегайте пустой похвалы.

Родители или учителя, искренне довольные чем-то, что сделал ребенок, вовсе не должны скрывать восторг и радость. Похвала становится сомнительной, когда однозначно воспринимается не как спонтанное выражение эмоций, а как продуманная стратегия, трюк, подсмотренный в книжке. Когда нас учат, что нужно «подлавливать людей, когда они делают что-то правильно или хорошо» и хвалить их за это, нам навязывают именно такие довольно вредные и искусственные приемы. В результате получается надуманное, а не искреннее одобрение. Один из верных признаков фальшивой похвалы - неприятный «сладкий» голос, с активной модуляцией, который совершенно не похож на тот, которым мы говорим в обычной жизни.

  • Избегайте похвалы, которая порождает конкуренцию.

Ни при каких обстоятельствах не стоит хвалить человека, сравнивая его с другими. Формулировки вроде «ты лучший в этом классе» (или «в этом отделе») должны быть навсегда исключены из нашего лексикона. Исследования однозначно указывают на то, что подобные комментарии подавляют . Но есть у них и более опасный, хотя и менее заметный эффект: они заставляют человека, получающего похвалу, смотреть на других как на соперников, а не потенциальных союзников и коллег. Из-за этого человек привыкает думать, что достоин высокой оценки, только если смог обойти всех остальных, а это прямой путь к хронической неуверенности в себе.

Публичная похвала также порождает конкуренцию.

К примеру, учитель в начальной школе говорит всему классу: «Мне очень нравится, как Ванечка сидит ровно и спокойно и готов к работе», и этим объявляет конкурс на звание Самого Послушного и Тихого Ученика. Очевидно, что все, кроме Ванечки, в этот момент чувствуют, что проиграли в состязании. Похвала в такой форме имеет и еще три серьезных недостатка. Во-первых, она вредна для самого Ванечки: его отношения с одноклассниками могут серьезно испортиться, если его объявляют Самым Послушным и Тихим. Во-вторых, ключевое слово в этой похвале - «мне». Самому Ванечке все это никак не помогает понять, что это значит - быть послушным и тихим, он учится лишь угождать учителю.

И последнее: в данном примере учитель хвалит Ванечку для того, чтобы манипулировать поведением остальных учеников. Приводить кого-то в пример совершенно недопустимо, причем независимо от того, предлагаем ли мы при этом поощрение или наказание. Похвала на публике немногим лучше публичной критики. Поэтому оценивать людей нужно исключительно один на один.