Сочинение на тему: Тема любви в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. Анненского). Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.). По творчеству А. А. Ахматовой

Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получи-ла название Серебряного века. Определение «Сереб-ряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художест-венной культуры России, которая была связана с но-выми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Мая-ковского и других великих художников слова.

В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Алек-сандр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает «бесконечную ценность челове-ческой личности». Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами раз-ных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте люб-ви, о сопричастности любви всем другим человече-ским порывам и помыслам.

Первая половина XX века полна событиями, по-трясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения прохо-дили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу стра-ны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.

Многие читатели полагают, что любовная лири-ка — это область частная, узкая, интимная. Какое за-блуждение! Один и тот же поэт может писать и боевые политические стихи, и переполненные любовью и разочарованием элегии.

Владимир Маяковский — поэт, «революционно мобилизованный и призванный», гневно и страстно взрывает представление о любовной лирике как о чем-то узком, частном. В автобиографии «Я сам» (1922 г.) он упоминает о замысле поэмы «Про это»: « Задумано: о любви. Громадная тема!»...

В этой теме, и личной

и мелкой,

перепетой не раз

и не пять,

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

«Эта тема», как и весь наш реальный мир, не может оставаться в своем развитии. Эта тема входит даже в космос, во вселенную. Она огромна, «эта тема».

Если Марс,

и на нем хоть один сердцелюдый,

то и он

сейчас

скрипит

про то ж.

У многих других русских поэтов любовная лирика не отгорожена от гражданской лирики какой-то глу-хой стеной. Напротив, лирика гражданская и лирика любовная у великих поэтов едина. Надо просто уметь прочитать поэта.

И у поэтов XIX века, и у поэтов XX века в стихотво-рениях присутствует своеобразная лирическая точка зрения. И чем она индивидуальнее, тем она интерес-нее.

Мне кажется, что среди лириков XX века, писав-ших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творче-ство составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики являет-ся цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице пе-тербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как мо-гучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная — это ведь для поэта «кусочек солн-ца»:

Я буду петь тебя, я небу

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь — звездам!

Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, вопло-щающая собой идеал женской души.

На следующем этапе творчества поэта — любовь трагическая, лишь воспоминание с чувством горькой утраты:

Приближается звук. И, покорна щемящему

звуку

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю

руку —

Не дыша.

Снится — снова я мальчик, И снова любовник,

И овраг, и бурьян...

С изменениями в миросозерцании поэта происхо-дят изменения и в его творчестве. Тема любви эволю-ционирует, отражая весь духовный путь, пройденный поэтом.

Рядом с Блоком жил и творил К. Брюсов. Но Брю-сов, писавший небольшие лирические стихотворе-ния, был все же эпическим поэтом. Поэтому и в сти-хах о любви он говорит не о себе и своей возлюблен-ной, а о других людях, как это бывает в романе или рассказе. Иногда его темы — это любовь вообще, но любовь, роднящая дух человека «с мировым нача-лом». Не случайно он написал единственное в своем роде стихотворение, которое переводится с латинско-го как «Она понесла во чреве», где воспето и опоэтизи-ровано то, что обычно считается «прозой» любви, скрываемой от всех.

Ее движенья непроворны,

Она ступает тяжело,

Неся сосуд нерукотворный,

В который небо снизошло.

Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то без-выходность драматических конфликтов.

Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.

Любовь! Любовь!

И в судорогах и в гробе

Насторожусь — прельщусь — смущусь —

рванусь...

Любить — для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,— любовь становится поединком, спо-ром, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Она — голая душа! Даже страшно».

Невероятная открытость, откровенность — непо-вторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убежде-на, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам в след Целую вас — через сотни Разъединяющих лет. В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили...» (1925) — не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушению челове-ческих связей.

Любовь может противостоять даже смерти: ...Стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен, Смертью выбью! — Верст на тысячу в округе Растоплены снега — и лес спален. Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, что-бы, смеясь над тленом, стихом восстать — иль роза-ном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920).

Поэзия Серебряного века оставила нам счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей и дочерей своего вре-мени. Произведения, созданные тем или иным по-этом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни, остаются в наследство новым поколе-ниям. И уже эти новые поколения перечитывают их строки с благодарностью и считают этих поэтов свои-ми современниками.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них на­чинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.
Творчество И. Анненского мало знакомо нашим совре­менникам. Да и при жизни поэта лишь немногие крити­ки и поэты по достоинству оценивали его творчество.
Одно из его стихотворений – подлинный шедевр лю­бовной лирики – дошло до наших дней, но не прослави­ло автора и не сделало его широко известным:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркну­тая разговорность и даже будничность речи.
Для И. Анненского примечательна и краткость, сжа­тость выражения, поэтической мысли. У поэта редки сти­хотворения, занимающие целые страницы. Он умел в не­многих необходимых словах сказать многое:
Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен­ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал “лица не общее выраженье”. А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не толь­ко текут, но и светятся.
Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гу­милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.
Те свойства поэзии, которые не оставили равнодуш­ными его современников – искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, – сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впе­чатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, еще раз показали красоту Read More ......
  2. Признание и известность Бунин приобрел как проза­ик, но значительное место в его творчестве всегда зани­мала поэзия. Он начал со стихов и писал стихи до конца своих дней. В 1901 году вышел сборник стихов “Листо­пад”, в который вошли лучшие стихи из Read More ......
  3. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. А. Блок Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев Read More ......
  4. “Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами гиганты”, – писал Борис Пастернак. Дейс­твительно, через много лет мы лучше понимаем гени­альность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю. Сегодня мы все чаще обращаемся к творчеству поэтов Read More ......
  5. Литературная судьба русского поэта Иннокентия Анненского необычна. При жизни его произведения были почти неизвестны, они пользовались даже меньшей славой, чем стихотворения многих второстепенных и третьестепенных поэтов того времени. Первый сборник стихотворений Иннокентия Анненского, написанных в 80-90 годы 19 века, – Read More ......
  6. Искать в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно. А. Федоров Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать стихи, подобные булыжнику на мостовой, который являлся когда-то образом “оружия пролетариата”. И все же, если идеал поэзии и красоты, очерченный Read More ......
  7. 1855, 20 августа (по ст. ст.) Дата рождения Иннокентия Федоровича Анненского (г. Омск). 1860 Возвращение семьи Анненских в Петербург по окончании службы отца в Главном Управлении Западной Сибири. 1875-1879 Учеба на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Степень кандидата по специальности “классическая Read More ......
  8. В последние десятилетия XIX века мир русской по­эзии переживал кризис жанра. Пушкинский пери­од – Золотой век, как будто исчерпал весь творческий потенциал России, русская поэзия утратила былую высоту – напряженность и силу. “Поэтов нет… Не ста­ло светлых песен, Будивших мир, Read More ......
Тема любви в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. Анненского)

I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии.

II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха.

1. Подлинный шедевр любовной лирики.

2. В немногих словах сказать многое.

III. Поэзия Анненского близка нашему времени.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений – подлинный шедевр любовной лирики – дошло до наших дней, но не прославило автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения, поэтической мысли. У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел в немногих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Анненского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица необщее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не только текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гумилев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодушными его современников – искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, – сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впечатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О, милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

М. Цветаева.

ХОД УРОКА

Учитель. Невозможно представить себе литературу любого периода без любовной лирики. Сегодня мы обращаемся к любовной лирике «серебряного века», миру глубоких и сложных интимных переживаний. Главный критерий этих произведений – неповторимость, оригинальность поэтического стиля, передающего индивидуальный строй уши, желание выразить мир по-своему.
Итак, представим себе, что в один из декабрьских вечеров 1905 года мы оказались в квартире Вячеслава Иванова, которая всеми петербуржцами называлась «башней». По средам здесь собирались люди искусства, многие читали свои стихи. Первое слово предоставляем хозяину. Стихотворение с притягательным названием «Любовь»

Ученик читает стихотворение В. Иванова «Любовь».

Учитель.

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?
– В чем оригинальность авторского подхода?
(Название стихотворения настраивает читателя на трепетное чувство, особую лирическую интонацию. Но при чтении стихотворение не производит такого впечатления. Оно поражает монументальностью, стройностью в разработке темы, отточенностью сонетной формы, но никак не силой и сокровенностью чувства, а скорее рассудочностью, холодностью.
В стихотворении нет традиционного лирического «я». Основной акцент сделан на слове «мы», которое повторяется пять раз и символизирует слияние, нерасторжимый союз. Все стихотворение построено на одном композиционном приеме: вариация ассоциаций, способных передать силу и неразрывность этого союза. В последних строфах появляются религиозные, мифологические образы (крест, божественный гроб, Сфинкс).
Блестяще выдержана форма сонета. Каждая строфа – законченное целое. В первой утверждается тема стихотворения, вторая ее развивает, первый торцет намечает развязку, второй ее завершает. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
В стихотворении много славянизмов, что придает ему пышность, торжественную монументальность. Оно поражает скорее виртуозным владением техникой, чем силой чувства).

– Здесь же, на башне В.Иванова, молодая начинающая поэтесса А.Ахматова читает свои первые стихи. В этот вечер она прочла «Песню последней встречи». Все ждут, что скажет В.Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. Вячеслав Иванов молчит минуту, потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку: « Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии!» Неожиданно высокая оценка.

Ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

Учитель.

– Что заставило признанного мэтра так высоко оценить стихотворение начинающей поэтессы, ведь отношение к женской поэзии было тогда снисходительным?
– Какое переживание лежит в основе стихотворения?
– Как душевное переживание героини проявляется в ее поступках, восприятии окружающего мира? Найдите в тексте говорящие детали.
– Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

(Учащиеся ориентируются на вопросы под текстом стихотворения в раздаточном материале)

– Еще одно стихотворение А.Ахматовой «Вечером».

Ученик читает стихотворение.

Учитель.

– Какая ситуация изображена в стихотворении? Что позволяет критикам говорить о зачатках сюжета в лирика А.Ахматовой?
– В чем противоречивость переживания героини? С помощью какого художественного приема Ахматова передает противоречивость ее чувств?
– Стихотворения Ахматовой современники называли «маленькими гейзерами». Что лежит в основе этого определения? Что объединяет эти два стихотворения?
(Ее любовные драмы происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. В подобных стихах чувство действительно как бы вырывается наружу из некого тяжкого плена молчания, терпения, безнадёжности и отчаянья.)

Учитель: Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для неё вне жизни. Предчувствие любви, её ожидании, разочарование, ревность – все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Истинное чувство, по Цветаевой, живёт не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Своеобразной клятвой верности любви можно назвать стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»
Послушаем его.

Ученик читает.

Учитель.

– Что вы услышали. Какое место в жизни лирической героини занимает любовь?
– Как это помогают понять две последние строчки первого четверостишия?
– Какую жизненную позицию в отношении любви занимает лирическая героиня?
– Как любовь помогает человеку в жизни, что говорит об этом лирическая героиня?
– Какой новый поворот темы вносит последнее четверостишие?
– Чем тема любви в творчестве Цветаевой отличается от той же темы в творчестве А. Ахматовой, В. Иванова?
– Ожиданием любви живёт лирический герой Б. Пастернака в стихотворении «Никого не будет в доме».

Ученица читает.

Учитель.

– Как представляет себе свою возлюбленную лирический герой?
– Какое место в жизни он ей отводит?
– Жемчужиной в любовной лирике Пастернака является стихотворение, которое мы сейчас услышим.

Ученица читает «Любить иных – тяжёлый крест…».

Учитель.

– Какой новый поворот в развитие темы вносит это стихотворение?
– Как в стихотворении сочетается конкретное и отвлечённое?
– Чем восхищён лирический герой?
– На какие философские размышления наталкивают лирического героя размышления о любимой женщине?
– И закончить наш разговор хочется словами ещё одного замечательного представителя «Серебряного века» О. Мандельштама.

(Учитель читает стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»)

– Какой вывод мы можем сделать? Всё в жизни движется любовью!


"Тема любви в поэзии Серебряного века"

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.

Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.

В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:

Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.

Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.

Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.

Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни. К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 - цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий - «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы - сильной личности, женщина здесь - символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»). Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь. Но лишь любовь к одной женщине - к своей жене - Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе...». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо: Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла... Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил...». Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.