Критерии выбора франшизы. Три главных критерия выбора франшизы. Товары или услуги - какую выбрать франшизу

Эта статья написана для тех, кто решил начать бизнес по франшизе. Мы знакомы с большим количеством историй франчайзеров (владельцев франшиз) и франчайзи (тех, кто покупает франшизу) на протяжении 8 лет. Также неустанно следим за статистикой развития франчайзинга в Европе и США. В этой статье мы постараемся показать, на что именно нужно обратить особое внимание при покупке франшизы, и раскрыть выгоды и опасности франчайзинга в российских реалиях.

Итак, хочется начать с того, что по статистике счастливыми обладателями франшизы становятся 20% ее покупателей - им нравится, они много и усердно работают, и получают от франчайзера максимальную любовь и поддержку. Еще 50% покупают франшизу и работают то в прибыли, то около нуля, и оставшиеся 30% закрывают франчайзинговую точку в течение первого года после открытия. Эта средняя статистика по российскому рынку на основании данных от крупнейших франчайзинговых компаний. В Германии все гораздо жестче - разоряются в первый год работы около 80% франчайзинговых точек. Вообще, в ходе общения со специалистами из США и Европы, стало понятно, что в мире франчайзи разорялись, разоряются и будут разоряться. Хорошо, что в России пока все гораздо оптимистичнее.



20% франчайзи работают и зарабатывают!
30% франчайзи закрывают приобретенный бизнес по франшизе

Франчайзинг или свой бизнес - выбор не очевиден!

Желание начать свой бизнес может быть похоже на влюбленность. У вас есть бизнес, который вам нравится, и которым вы хотите заниматься, теперь важно понять, как его получить!

Встает выбор - сделать все самому или заплатить паушальный взнос, чтобы открыть бизнес под чьим-либо брендом. Самостоятельное открытие, особенно если вы до этого момента никогда не руководили бизнесом, влечет за собой огромное количество потраченного времени (и иногда денег на бестолковое обучение). А впоследствии еще и на самостоятельное решение всех возникающих проблем.

В общем, если вы имеете реальный опыт управления, то можете без особых проблем открыть свое дело самостоятельно. В том случае, если вы захотите стать предпринимателем, но реального опыта у вас нет, а желание есть, то лучше выбрать франшизу - там и помогут запустить, и научат, и поддержат в процессе работы. На старте постарайтесь оценить с точки зрения ценности (бренд, опции при запуске) стоимость паушального взноса и последующие роялти.



7 факторов, на которые обязательно надо обратить внимание в первую очередь при покупке франшизы!

  1. 1. Оценка бизнес-идеи
    Нравится бизнес-идея? Не спешите бросаться подписывать договор и платить паушальный взнос! Если нравится вам, не факт, что будет востребовано в вашем регионе или городе! Найдите аналоги, узнайте как у них дела. Постарайтесь найти статистику (в том числе используя wordstat яндекса в вашем регионе). Сравните с реальными секторами экономики и ежедневным потребительским спросом. Подумайте про зависимость от сезонности, месторасположения, курса доллара, о возможности изменения законодательства в этом поле.
  2. 2. Оценка вашего ежедневного функционала
    Задайте вопрос франчайзеру, что вам придется делать каждый день с утра до вечера.
    Представьте это во всех красках! Если вы не общительный человек и никогда не занимались активными продажами, но хотите купить франшизу, в которой важен активный поиск и надо первое время делать по 30 звонков в день - задумайтесь! Если вам надо будет стоять за прилавком по 12 часов, чтобы иногда подменять продавцов, но вы даже не представляете каково это, может, не стоит покупать франшизу розничной точки?


Выбирайте бизнес по душе!
Занимайтесь тем, чем вам приходилось раньше заниматься и тем, что вам реально нравится!

  1. 3. Проверка юридической чистоты франчайзера
    Сегодня существует множество онлайн сервисов для проверки юридического лица и истории его владельцев и генерального директора. Один из них - spark-interfax.ru, юристы больше используют сasebook.ru для мониторинга судебных дел. Эти онлайн услуги платные. В любом юридическом агентстве помогут вам раздобыть всю подноготную о продавце франшизы за небольшую сумму от 1000 до 5000 рублей.
  2. 4. Бизнес-модель и оценка бизнес-плана
    Постарайтесь оценить бизнес-план, даже если вы в этом ничего не понимаете. Посмотрите, учтены ли в модели аренда, депозит за аренду, оплата аренды во время ремонта, налоги для персонала (это реально 40% от фонда оплаты труда). Очень много франчайзинговых компаний любят прятать лишние расходы или говорить, что они варьируются от региона и места. Просите четкий бизнес-план для вашего случая.
    Оцените сроки окупаемости и рентабельность (чистую прибыль после уплаты налогов надо разделить на оборот). Если рентабельность ниже 15% - это не самый лучший бизнес в России, так как это уровень инфляции (13% в 2015 году).
  3. 5. Общение с владельцем
    Мы знаем большое количество случаев удаленной покупки франшизы, даже без общения с владельцем или руководителем отдела франчайзинга. Мы искренне считаем, что знакомство с первым лицом бренда очень важно для построения дальнейших отношений. Крайне необходимо понимать, кто стоит за бизнесом - юноша 20 лет, который только начал свой предпринимательский путь, или опытный бизнесмен с большим опытом, репутацией и багажом знаний. Посетите офис компании, посмотрите на обстановку в офисе!
  4. 6. Общение с действующими франчайзинговыми партнерами
    Это самая важная часть при подборе франшизы. Попросите контакты минимум 5 франчайзинговых партнеров, которые работают больше года.
    Спросите каждого:
    • какая помощь была при запуске;
    • оправдались ли их надежды и заявленные сроки окупаемости;
    • какую помощь оказывают во время работы и оказывают ли вообще;
    • насколько подробно и понятно прописаны инструкции по ведению бизнеса;
    • планируют ли открывать новые точки с этим франчайзи.
    И не стесняйтесь спрашивать все, что угодно! Это ваше право!
    Что делать, если у компании пока нет франчайзинговых партнеров? Приезжайте в действующие точки. Смотрите, как они работают, общайтесь с управляющими.
    Если компания заявляет, что у нее есть партнеры, но под любым предлогом вам не дает их контакты - не связывайтесь с этой франшизой!


Важнее всего - пообщаться с действующими франчайзи!
Если вы поленитесь на этапе выбора, то потом точно пожалеете!

  1. 7. Оценка договора
    Не забудьте оценить ваши риски при подписании договора. Зачастую в договорах могут быть жесткие штрафы и условия вашего выхода из бизнеса. Мы искренне советуем отдавать договор на изучение вашим юристам, чтобы они указали на пункты, которые могут принести вам убытки и проблемы.

Это основные моменты, на которые мы просим вас обратить внимание при покупке франшизы. Подходите к приобретению бизнеса (с которым вы можете быть связаны на протяжении долгих лет) с трезвой головой и холодным расчетом, эмоции в этом деле излишни!

В этом вопросе полезна поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!». Бог вам в помощь!

Выбирая франшизу, надо давать себе отчет, что невозможно определить заранее, какая франшиза будет самой лучшей. Насколько успешным окажется купленный бизнес, целиком и полностью зависит от предпринимателя, который купил права на торговую марку и развивает свой бизнес в рамках договора с правообладателем. Но все же иметь хоть какие-то понятия о том, как выбрать франшизу, стоит.

Тенденции рынка в России

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, как выбрать франшизу, стоит дать некоторое представление того, что происходит на рынке франшиз в России сегодня. Еще до недавнего времени использовалась единая схема выхода на рынок нового. Компания принимала решение о продаже франшизы, разрабатывала соответствующие схемы, а потом выводила предложение на рынок. Сегодня наметилась другая тенденция, когда компании приходится отвечать на спрос потенциальных франчайзи, формировать предложение под спрос.

Как показывает практика, средний чек таких франшиз составляет 150 тыс. долл. Именно столько по большей части просят правообладатели при заключении договора, и именно столько готово заплатить большинство франчайзеров. Хоте примерно треть интересующихся франшизой предпринимателей готовы платить больше.

Наряду с крупными и известными торговыми марками эту схему ведения бизнеса все активнее перенимают региональные предприниматели. При этом уровень предложения франшиз качественно вырос. Сегодня правообладатели тщательно разрабатывают пакеты предложений.

Еще одна примечательная тенденция – расширение предложений франшиз сферы услуг и сервиса. Это салоны красоты, издательства, агентства недвижимости и особенно банки, которые охотнее поддерживают кредитования в данной сфере.

Критерии выбора франшизы

Выбор франшизы – серьезный шаг, который во многом определяет успеха вашего бизнеса и эффективность вложений ваших средств. Поэтому подходить к нему надо со всей серьезностью. Принимать решение надо на основе оценки таких факторов:

  • ваших возможностей;
  • тенденций местного рынка;
  • франчайзера лично;
  • франчайзинговой системы.

Ваши возможности

Прежде всего, необходимо оценить свои финансовые возможности, то есть сколько средств вы готовы инвестировать в этот бизнес и сколько у вас есть собственных средств в наличии. Надо понимать, что в первые месяцы работы потребуется немало инвестиций. Поэтому если ваших средств хватает только на паушальный взнос, надо хорошо подумать, прежде чем подписывать договор, и лишний раз не рисковать. Обороты, которые обещает франчайзер, обычно относятся к компаниям, которые работают на рынке больше года. А до этого времени вы сильно рискуете.

Также сразу надо определиться, будете ли вы лично вести бизнес, или наймете управляющего, а сами ограничитесь инвестициями в предприятие. Кроме этого, следует четко отдавать себе отчет в том, насколько вы готовы и способны следовать установленным франчайзером требованиям и стандартам. Характерная черта российских франчайзи – стремление все сделать по-своему, в обход установленных требований. В этом случае лучше приобретать отечественную франшизу, так как зарубежные правообладатели очень строго относятся к выполнению условий договора.

Тенденции местного рынка

Оценивать местный рынок необходимо по определенным критериям. Прежде всего, по численности населения. Она демонстрирует потенциальную целевую аудиторию, ее вероятный размер. Также надо оценить, насколько ваш товар или услуга заинтересует население, определить, какому именно сегменту потребителей он интересен.

Наряду с этими исследованиями надо выяснить, какие торговые марки вашей сферы деятельности уже представлены на рынке. Это даст понимание уровня конкуренции, а также возможные пути выхода на рынок и продвижения на нем товара.

Немаловажно оценить торговые площадки населенного пункта. Отдельные франчайзеры готовы продавать права на свой бизнес только при открытии его в определенных условиях, например, в крупных торговых центрах.

Оценка франчайзера

Отдельное внимание надо уделить общей характеристике франчайзера. Надо уточнить, сколько лет на рынке работает данная компания, сколько франшиз она продала и насколько успешными они оказались. Считается, что длительный срок пребывания на рынке говорит о зрелости франшизы и ее адаптации к условиям, тогда как молодая еще проходит период апробации и имеет большие риски.

Надо учитывать также финансовое положение франчайзера, его конкурентные преимущества. Стоит узнать и соотнести количество открытых, закрытых и действующих франшизных предприятий. В случае их закрытия, надо уточнить причины таких шагов. Обязательно надо уточнить планы развития главной компании. Иначе может оказаться, что франчайзер планирует закрыть бизнес, а через продажу франшиз пытается сделать это с максимальной выгодой для себя. После общения с представителем компании постарайтесь оценить общие впечатления от переговоров. Насколько партнер был с вами открыт, откровенен, предоставлял ли исчерпывающую информацию на ваши вопросы, проявлял ли лояльность и прочее.

Оценка системы

Кроме оценки самого франчайзера стоит отдельно оценить состояние действующей франчайзинговой системы, в которой планируете работать. Даже если правообладатель настроен открыто вести диалог и готов развивать сеть, она может быть еще недоработана, не иметь достаточного веса на рынке. Поэтому определяясь с выбором, следует учитывать такие нюансы:

Как решаются вопросы юридического характера

Прежде всего, надо уточнить, зарегистрирован ли товарный знак, имеет ли главная компания соответствующие патенты, существуют ли какие-то ограничения на работу с получателями франшизы. Например, чаще всего правообладатель требует, чтобы франчайзер не заключал никаких подобных договоров в этой же сфере бизнеса.

При изучении договора особо внимательно надо изучить условия завершения действия договора и выхода компании из сети. Как правило, франчайзер устанавливает наиболее выгодные для себя условия, скажем, право выкупа бизнеса франчайзи ниже себестоимости. Особо внимательным надо быть при изучении юридических вопросов, когда налаживаются партнерские отношения с иностранными компаниями. Зачастую с ними имеются разночтения в терминах.

Вопросы выплат

Известно, что выплаты франчайзеру состоят из паушального взноса и роялти. Именно эти положения в договоре и надо оценить. Необходимо потребовать четкого обоснования суммы паушального взноса. Если это непонятно из договора, надо попросить представителя детально расписать пункты, на основании которых выведена запрашиваемая сумма. Потому что в различных сферах бизнеса паушальный взнос требуется разный и иногда он отличается в разы. Например, для открытия туристического агентства может понадобится примерно 400 евро, а для открытия магазина одежды известного брэнда – до 25 тыс. евро.

Что касается роялти, то оно может быть фиксированным либо устанавливаться процент от суммы прибыли. Однако некоторые отечественные франчайзеры закладывают роялти в цену поставляемого товара. В этом случае речь идет о скрытом роялти. Такая схема применяется в основном в бизнесе розничной торговли. Данное решение продиктовано особенностями отечественного рынка, на котором франчайзи часто стремятся скрыть размер реальных доходов от правообладателя, чтобы снизить размер выплат по процентам.

Схема поддержки

Поинтересуйтесь, насколько детально прописана схема поддержки франчайзи и насколько она в действительности предоставляется. Поддержку в бизнесе, по крайней мере, на первых этапах, обещают все франчайзеры. Но на самом деле ее редко кто оказывает или оказывает не в заявленных объемах. Поэтому стоит уточнить схему оказания поддержки поэтапно и детально, а также пообщаться с действующими франчайзи на предмет ее реального оказания.

Требования расходникам и оборудованию

Франчайзер вполне имеет право требовать от партнеров приобретения сырья, расходных материалов и оборудования у конкретных поставщиков. Так он гарантирует стабильность качества и характеристик продукции, которые ожидают от сети клиенты. Но случается, что правообладатель, выдвигая такие требования, пытается дополнительно заработать на этом секторе бизнеса. Поэтому надо тщательно проверять обоснованность таких требований.

Контроль за деятельностью

Каждый франчайзер, который дорожит своим бизнесом и репутацией, просто обязан продумать схему контроля работы франчайзи. Поинтересуйтесь, есть ли таковая у выбранного вами правообладателя. В ней обязательно должна быть внедрена такая система контроля, как «тайный покупатель», которая помогает наиболее точно определить уровень сервиса и качества товара.

Льготы при сотрудничестве

Это может быть необязательным условием, но все же стоит поинтересоваться, предоставляются ли франчайзи определенные льготы при подписании договора о франшизе. К таким льготам может относиться гарантия работы франчайзи на определенной территории без конкуренции со стороны других партнеров – так называемая эксклюзивность территории. Также могут предоставляться большие скидки по сравнению с условиями для закупок товара оптовыми компаниями и прочее.

Коммуникации

В какой-то мере эта характеристика перекликается с контролем и поддержкой. Уточните у представителя, дается ли возможность франчайзи общаться с ключевыми сотрудниками компании. Эта возможность свидетельствует о надежности правообладателя, действительном солидном положении компании. Иногда он разрабатывает и предлагает отличные условия, но компанию представляют два-три человека. Естественно, с таким штатом сложно обеспечить надежную и постоянную поддержку франчайзи.

Чтобы выяснить реальное положение вещей, опять же, стоит поговорить с действующими партнерами главной компании. Общаясь с этими фрначайзи, постарайтесь выяснить следующие вещи:

  • оправдались ли их ожидания насчет бизнеса, довольны ли они приобретением франшизы;
  • насколько заявленный в планах результат соответствует реальному положению вещей;
  • в чем преимущества и недостатки сотрудничества с конкретным правообладателем;
  • какую поддержку он оказывает и предоставляет ли ее в заявленном объеме;
  • насколько точно он придерживается установленных сроков поставки товара и прочее.

Удачи и провалы компании

Оцените не только удачный, но и неудачный опыт компании. Как правило, основные неудачи связаны с поставками товаров. Особенно остро вопрос стоит с регионами. Часто случается, что франчайзи оборудовал точку продажи, закупил оборудование, а товар еще не пришел. Провалы могут быть связаны и с неудачно выбранным местом торговой точки.

Загоревшись идеей создать свой бизнес и просмотрев сотню с виду выгодных франчайзинговых предложений, начинающий предприниматель с огнём в глазах бежит к своему будущему партнёру-наставнику покупать франшизу. И хорошо, если партнёр окажется действительно наставником, а франчайзинговое предложение действительно выгодным. А если нет?

Прочитав эту статью, Вы узнаете:

  • Как избежать 12 самых распространённых ошибок начинающих франчайзи,
  • Как не нарваться на мошенников,
  • Что обязательно нужно знать при выборе франшизы,
  • Как нужно вести переговоры с франчайзером,
  • и многое другое.

Итак, Вы решились на покупку франшизы. Как не сделать ложный выбор?

Остерегайтесь подделок!

Для начала стоит ознакомиться с тем, какие бывают франшизы, продавая которые, компании занимаются, можно сказать, мошенничеством. Их три вида.

Во-первых, франшиза-пустышка . Предприимчивые граждане создают торговую марку и копируют все атрибуты какого-нибудь популярного бренда - от корпоративных цветов до условий франчайзингового пакета. Как правило, такая торговая марка бывает даже не зарегистрирована. Неопытный франчайзи «клюёт» на приманку и покупает бесполезную франшизу.

Кроме внешней схожести, такая франшиза не имеет ничего общего с популярным брендом.

Она не несёт никакой коммерческой ценности. Главная цель создания франшизы-пустышки - это быстро получить прибыль, подтолкнуть франчайзи купить франшизу, цена которой основана на ложной популярности и известности. Только после подписания договора неопытный предприниматель ощущает на себе все последствия необдуманной покупки.

Горе-франчайзи расплачивается за ошибку не только своими деньгами, купив пустышку, но и репутацией. Владелец оригинального бренда, обнаружив подделку, может подать в суд , причём и на покупателя, и на продавца франшизы. Используя сворованную идею и поставляя некачественный продукт, франчайзи навсегда потеряет доверие клиентов и партнёров.

Примеров франшиз-пустышек достаточно. Так, известная псевдофраншиза « ZaraZara» в определённый момент имела больше торговых точек в России, чем оригинальная «Zara». Или «Евросвязь» - прототип «Евросети», поленившийся придумать даже другой логотип.

Естественно, борьбу с такими пустышками и плагиаторами ведут правообладатели реальных брендов. Так, например, недавно компания столкнулась с подобной проблемой, обнаружив своего двойника. О псевдофраншизе владельцы оригинального продукта узнали от партнёра-франчайзи и выяснили, что хозяева этой пустышки, прикинувшись потенциальными франчайзи, украли у «PrintInstvud» форму договора, изображение и концепцию автоматов.

«Мы сами разрабатывали модель, внешний вид своих автоматов и соответственно сами их и производим. Для того, чтобы согласовать с франчайзи внешний вид автомата, мы высылаем ему визуализацию - макет того, как он будет выглядеть. На сайте псевдофраншизы мы увидели фрагменты непосредственно из нашей презентации. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сайт мошенников был закрыт», - поделился информацией представитель компании «PrintInstvud».

Вторым врагом потенциального франчайзи является франшиза-однодневка . Очень красиво расписанные выгоды, подкрепленные убедительными, но непроверенными фактами. Замечательная сказка, которую рассказывают франчайзи, чтобы он заплатил вступительный взнос. Буквально через неделю, после того, как он отдаст деньги, покупатель больше никогда не увидит и не услышит своего «франчайзера».

Такие компании и франшизы создаются с целью получить деньги и исчезнуть.

Так что настоятельно просим обращать внимание на дату регистрации компании и дату открытия франшизы. Если обе даты стоят сомнительно недавним числом, то чтобы они не говорили и не обещали - лучше пройти такие предложения стороной.

И третьим, но не самым страшным врагом являются «сырые франшизы» . Молодая компания с перспективным бизнесом, у которой, в принципе, неплохо идут дела, решает открыть франшизу. Однако у неё нет ни опыта, ни проработанных бизнес-схем, ни возможности оказать должную поддержку франчайзи. То есть в такого рода франшизах снова нет того, за что собственно люди и покупают франчайзинговые предложения.

«К сожалению, таких компаний в последнее время становится всё больше и больше. Сейчас существует своего рода «мода на франшизу», т.е. многие предприниматели, пусть даже они только недавно начали какой-то бизнес и пока еще сами не очень хорошо в нем разбираются, поскорей пытаются создать франшизу и начать ее продавать. Понятно, что в таком случае, ни о каком качестве материалов и передаче реального опыта, выверенных и проверенных технологиях речи не идёт. Это обесценивает само понятие «франшиза» , - поделился своим мнением представитель компании Максим Серяков .

У «сырой франшизы» возможны два пути развития. Первый - бизнес закроется через пару лет, принеся как франчайзеру, так и его франчайзи только убытки и испорченную репутацию. Во втором случае, они вместе найдут выходы из сложных ситуаций, проверяя на ошибках работоспособность бизнес-модели. Однако в таком случае появляется логичный вопрос: а зачем отдавать деньги за франшизу, если приходится переживать все те же этапы, что и при самостоятельном открытии бизнеса?

Думайте своей головой

Очень серьезной ошибкой начинающего франчайзи является излишнее доверие к прогнозам франчайзера. В крупных компаниях, как правило, есть отделы франчайзинга, занимающиеся продажами. Понятно, что их цель, во чтобы то не стало, продать свою франшизу. Мы не хотим сказать, что нельзя никому доверять и что все поголовно обманывают. Но учитывая риски, на которые идёт покупатель франшизы, ему стоит относиться критичнее к обещаниям компании-франчайзера.


Было бы не лишним для партнёра, самостоятельно проанализировать рынок на территории предполагаемого размещения бизнеса. Если вы собираетесь купить франшизу для маленького города, то вполне может оказаться, что продукт пользовавшийся большим спросом в центре столицы, в вашем случае будет совершенно невостребованным. Также стоит поискать близлежащих конкурентов, возможно их окажется так много, что смысла открывать бизнес в этой сфере и в этом месте просто нет.

Спланируйте свой бюджет

Франчайзи необходимо на начальном этапе просчитать свои затраты и обзавестись денежной подушкой безопасности, в размере, как минимум 1/3 от первоначальных инвестиций. При открытии бизнеса всегда возникают непредвиденные, но необходимые расходы и скрытые платежи. Поэтому рекомендуем детально обсудить со своим франчайзером бюджет, так как в презентациях франшизы компании обычно указывают средний объем необходимых вложений.

Общайтесь больше!


Не стоит ограничиваться общением только с одним представителем компании, к тому же если его основная задача убедить Вас в покупке франшизы. Поговорите непосредственно с руководителем, а также с теми людьми, с кем вам предстоит работать. Ваша задача - получить как можно более полную картину о франшизе и бизнесе, которым вам предстоит заниматься.

Для успешной работы по франшизе, как минимум, нужно узнать, как можно больше о самой компании.

«Определитесь со сферой бизнеса компании, выясните какой способ реализации своей продукции предлагает франчайзер, обратите внимание на тип товаров и услуг, на преимущества франшизы, является ли фирма производителем, каково качество продукции и география распространения франчайзинговых предприятий,» - делится своим мнением представитель компании Сергей Селяков .

Обязательно найдите контакты других франчайзи этой компании, в том числе и бывших. Мы рекомендуем приехать и посмотреть, как работает действующий бизнес по выбранной франшизе, пообщаться с франчайзи, услышать из первых уст отзыв о компании, которая станет Вашим франчайзером.

Если вы собираетесь приобрести не эксклюзивную в своём регионе франшизу, то стоит разузнать о местоположении своих ближайших коллег-конкурентов и договориться о сфере влияния.

Если франчайзер скрывает местонахождение и контакты своих франчайзи или любую другую информацию от потенциального партнёра - вести с ним бизнес явно не стоит.

Задавайте правильные вопросы

Поговорите со своим франчайзером и узнайте не просто сколько открылось франшиз у данной компании, но и сколько из них закрылось и почему. Также было бы неплохо узнать сколько предприятий открываются повторно, то есть не ограничиваются ли франчайзи открытием только одной точки? Подобная информация станет для Вас весьма ценной. И снова оговоримся, если франчайзер не хочет предоставлять вам полную информацию, не нужно начинать с ним бизнес. Вы же не хотите покупать кота в мешке?

«Прозрачность и чистота отношений приоритетны для нашей компании, поэтому во время переговоров, мы не пытаемся скрыть информацию о единичных случаях закрывшихся франчайзинговых магазинов. Напротив - мы рассказываем о том, что явилось причиной неудач, какие ошибки со стороны франчайзи были допущены. Мы убеждены, что ключ к успешному развитию франчайзинговой системы - это прежде всего открытые и честные отношения», - разъяснила свою позицию компания

Не избегайте обучения

Франчайзи стоит адекватно оценивать свои силы и знания. К решению вести бизнес по франшизе приходят разные люди, с разным опытом. У кого-то совсем нет никакой бизнес-практики, кто-то имеет опыт работы на руководящих должностях, а у кого-то уже имеются собственные предприятия, открытые с нуля.

Какой бы колоссальный опыт работы в бизнесе не стоял за вашими плечами, обучение у франчайзера необходимо!

Он объяснит, как начать бизнес с нуля по франшизе в сфере, которая для вас совершенно новая. Ведь каждая отрасль и каждая компания имеет свои особенности, о которых вы можете даже не догадываться.


Обучение важный элемент при покупке франшизы! Опытный франчайзер должен передать вам знания, проверенные методы работы и схемы построения бизнеса. Учиться и развиваться, постоянно совершенствуясь, необходимо каждому предпринимателю, намеренному построить прибыльный бизнес на долгие годы. Иначе достичь успеха невозможно.

«Когда мы предлагаем франчайзи прислушаться к нашим рекомендациям, мы не ставим под сомнение его жизненный и профессиональный опыт. Мы обращаем внимание на сложности, возможные трудности, специфические моменты именно нашей модели бизнеса, стараясь таким образом облегчить партнерам их собственный путь в бизнесе», - отмечает совладелец и основатель франшизы ТМ Жанна Асатрян. - «Как правило, очень творческие франчайзи с первого месяца начинают экспериментировать, полагая, что проработав 2-3 месяца, они лучше франчайзера понимают что, когда и в каком соотношении нужно продавать. Такие опыты всегда заканчиваются плачевно. Франшизное предприятие редко доживает до года и закрывается с кучей долгов поставщикам. С такими горе-франчайзи мы расстаемся обычно обоюдно недовольные друг другом».

Не надейтесь, что за вас всё сделают

В мире франчайзинга бытует один большой миф, что приобретая франшизу, человеку не нужно стараться и вкладываться в работу. Однако бизнес по франшизе - это такой же бизнес, в котором нужно все время трудиться и думать - прежде всего самому франчайзи. Да, франчайзер предоставляет уже проверенные наработки и помогает новому партнёру избежать многих ошибок, но управляет своим бизнесом прежде всего непосредственный владелец.


Вместе с франчайзером партнёр должен стремиться к оптимизации бизнеса, устранению ошибок и развитию. Конечно, для начала важно настроить работу своего предприятия и усвоить много новой информации. Однако нельзя останавливаться на достигнутом и вместе со своим наставником необходимо двигаться вперед, искать новые возможности и устранять неэффективные механизмы.

Как способа ведения бизнеса, а сегодня расскажу о том, как осуществляется покупка франшизы , что представляют собой каталоги франшиз и как выбрать франшизу , на что нужно обращать внимание при выборе.

Итак, если вы решили открыть бизнес на условиях франчайзинга, самая главная ваша задача на начальном этапе – покупка франшизы, то есть, выбор компании-франчайзора, под брендом и на условиях которой вы будете вести свою деятельность. От выбора франшизы во многом зависит весь дальнейший успех бизнеса, поэтому к нему стоит подойти максимально грамотно и продуманно. Итак, рассмотрим, как выбрать франшизу.

Поиск франшизы. Каталоги франшиз.

Первый логичный вопрос: где вообще искать предложения по франчайзингу и между кем и кем выбирать? Поиск франшизы можно осуществлять несколькими методами, давайте их рассмотрим.

Каталоги франшиз. Лучшим способом найти оптимальный вариант, на мой взгляд, является просмотр и анализ каталогов франшиз – специализированных сайтов, содержащих большое количество предложений франчайзинга с возможностью сортировки их по различным параметрам и сравнения.

Найти такие сайты несложно: для этого достаточно набрать в поиске “Каталог франшиз Россия” или “Каталог франшиз Украина” и т.д. для своей страны, и вам предложат множество интернет-ресурсов, на которых вы сможете выбрать франшизу.

Каталоги франшиз – это интернет-порталы, на страницах которых франчайзоры размещают свои предложения по сотрудничеству, а предприниматели могут выбирать среди них те, которые максимально устроят их по всем параметрам.

Все предложения, размещенные в каталоге франшиз, содержат краткие описания наиболее важных критериев, которые следует принимать во внимание, и дают возможность сортировки всех предложений по этим критериям:

– Направление деятельности (торговля/производство/сфера услуг);

– Отрасль (Продукты питания, одежда и обувь, общественное питание, товары и услуги для детей и т.д.)

– Стоимость покупки франшизы (паушальный взнос);

– Дальнейшая оплата за франшизу (роялти);

– Это должно быть то, что вы любите;

– Это должно быть то, что у вас хорошо получается;

– Это должно быть то, за что готовы платить деньги.

При этом покупка франшизы позволяет все-таки нивелировать влияние некоторых из этих критериев. К примеру, для франчайзинга уже не так важно хорошо разбираться в сфере деятельности, поскольку этому вас обучит франчайзор, он же в дальнейшем будет помогать советами и рекомендациями.

Таким образом, покупка франшизы может стать стартом для вашего развития даже в новом и незнакомом направлении деятельности.

Далее, следует понимать, что выбор франшизы – это, по сути, выбор бренда и выбор франчайзора. Поэтому необходимо ориентироваться на опыт, успехи и достижения самой компании-франчайзора: как она смогла развить свой бренд и каких успехов достигла. Парадокс, но в каталогах франшиз иногда можно встретить предложения от компаний, даже не имеющих собственных магазинов, сервисных центров или прочих точек продажи товаров/услуг, но предлагающих другим заниматься этим от ее имени. Лично у меня бы не вызвала доверия такая компания.

Не лишним будет заглянуть и в финансовые отчеты компании-франчайзора: если она сама работает с убытком, либо ухудшает свои показатели с течением времени – это также прямо указывает на то, что предлагаемый бизнес не так уж перспективен, а скорее – наоборот.

Покупку франшизы следует осуществлять у компании, которая своим личным примером смогла доказать перспективность и прибыльность предлагаемого ей вида бизнеса.

Помимо анализа самого франчайзора, нужно проанализировать и деятельность его франчайзи, которые уже купили франшизу. Например, в других городах или районах. Насколько прибылен у них бизнес, соответствуют ли темпы развития заявленным, с какими проблемами столкнулись предприниматели и т.д.

Опыт других партнеров может стать хорошим, но не единственным индикатором прибыльности франшизы.

Одним из важнейших критериев для покупки франшизы должна стать узнаваемость бренда и интерес к нему со стороны населения вашего города и региона. Если речь идет о серьезном бизнес-проекте, то, возможно, есть смысл даже потратиться на проведение необходимых маркетинговых исследований. В более простых случаях такие исследования можно провести собственными силами с наименьшими затратами, например, на местных форумах или в популярных местных сообществах соцсетей.

Однако, в отдельных случаях наиболее перспективной может оказаться, наоборот, еще неизвестная и нераскрученная бизнес-идея. В этом случае покупку франшизы можно приравнять к инвестированию в : высокорисковому вложению денег с расчетом на сверхвысокую прибыль. Если вы склонны к риску – возможно, это как раз ваш вариант.

Думая о том, какую франшизу выбрать, следует узнать о планах франчайзора на ближайшую перспективу: как он планирует дальше развивать бизнес, будут ли проводиться масштабные рекламные компании и т.д. От всего этого в определенной степени зависит и успех каждого франчайзи.

Очень важным моментом при покупке франшизы является также помощь, обучение, поддержка ведения бизнеса со стороны франчайзора. Причем, все это должно осуществляться не только в обещаниях, но и на деле. Поэтому все моменты, касающиеся обучения и дальнейшей поддержки бизнеса, должны быть зафиксированы в соглашении о покупке франшизы, которое вы подпишите. Иначе вы не сможете предъявить никаких претензий по этому поводу.

Также необходимо сразу обговорить и предусмотреть в соглашении вопрос с поставщиками. Часто франчайзоры обязательным условием ставят закупки только у рекомендованных поставщиков или у себя лично, что может быть совершенно невыгодно (если не сразу, то в перспективе). Поэтому, если такие моменты присутствуют, выясняйте, чем они обусловлены, и если их не избежать, то нужно как-то подстраховать себя от возможных рисков. К примеру, указать в соглашении, что цена рекомендованного поставщика не должна отличаться от среднерыночной более, чем на столько-то процентов.

Кстати, обязательно необходимо проверить наличие у франчайзора всех разрешительных документов на ведение деятельности, чтобы не получилось так, что вы заплатите деньги мошеннику, который даже не имеет права представлять бренд и продавать франшизы.

Конечно же, при окончательном выборе франшизы необходимо очень тщательно проанализировать каждый пункт соглашения, которое вы будете подписывать: это и есть тот документ, на основе которого вы будете строить весь дальнейший бизнес. Многие считают, что франчайзоры никогда не вносят изменения в свой текст соглашения, однако это утверждение, наверное, можно применить только к отдельным компаниям. В других случаях текст соглашения все же может быть изменен, хоть франчайзоры идут на это и неохотно, поэтому в ваших интересах добиваться внесения изменений в тех пунктах, которые вас не устраивают. На устные заверения здесь рассчитывать ни в коем случае нельзя: все важные для вас моменты должны быть зафиксированы в соглашении и подписаны сторонами.

Отдельное внимание при выборе франшизы стоит уделить условиям расторжения соглашения. Вдруг по каким-то причинам вы посчитаете невозможным дальнейшее ведение бизнеса и захотите отказаться от франшизы. Очень часто по умолчанию такие условия являются крайне невыгодными: к примеру, вас обяжут выплатить огромный штраф или продать свой бизнес новому франчайзи за бесценок. Причем, даже если расторжение соглашения будет происходить по инициативе франчайзора (допустим, из-за нарушений, которые он зафиксирует у вас).

Нельзя осуществлять покупку франшизы, не имея путей для отступления, поскольку в будущем могут возникнуть разные ситуации. Условия выхода из франшизы должны быть такими же выгодными для вас, как и условия ее покупки.

Вот те основные моменты, которые необходимо принять во внимание, думая о том, как выбрать франшизу. Конечно же, изучать предложения нужно гораздо глубже, но отталкиваться можно именно от этих рекомендаций. Теперь вы знаете, как и где искать франшизу, как работают каталоги франшиз, и на что обращать внимание при выборе и покупке франшизы. Желаю вам успешного развития бизнеса!

Оставайтесь на и развивайте свою финансовую грамотность. Здесь вы найдете много других полезных советов и рекомендаций по всем вопросам, связанным с управлением личными финансами. До новых встреч!

Маркетплейса TopFranchise, разоряются не менее 20% российских франчайзи. Inc. изучил кейсы двух предпринимателей, купивших франшизы: один - история успеха, другой - провала, и оба по-своему поучительны.

История про открытость

Москвич Денис Ефимов занимается бизнесом в сфере IT, но прошлым летом надумал открыть ресторан и выбрал франшизу сети Subway - она привлекла доступностью информации.

По словам Дениса, ему просто и подробно объяснили, сколько времени уйдет на открытие ресторана, где приобрести оборудование, каким будет срок окупаемости. Рассказали и о сложностях, которые могут возникнуть, предложили изучить опыт других франчайзи и пообщаться с ними напрямую.

А в сети «Шоколадница», например, информацию не дали, - рассказывает Денис, - зато долго выспрашивали, кто я, где хочу открыться… Видимо, хотели понять, есть ли у меня деньги.

Франшиза Subway обошлась Ефимову в 500 тысяч рублей (не считая роялти 8% от выручки и маркетингового платежа 1,5%). Но прежде Дениса попросили подтвердить наличие 4 млн рублей (минимальная сумма для открытия ресторана) и пройти двухнедельный курс в учебном центре Subway в Санкт-Петербурге, где франчайзи получают навыки управления рестораном, а заодно учатся делать сэндвичи и работать на кассе.

«Бомбить Воронеж»

Поиски помещения заняли около трех месяцев. У Subway жесткие требования к площади, мощности электрической сети, видимости и проходимости (все эти параметры оценивает сотрудник сети).

Около 200 помещений в разных городах неподалеку от Москвы (Тула, Тверь, Калуга, Рязань, Владимир, Ярославль) Subway забраковал и неожиданно предложил два помещения в Воронеже - арендные площади в торговых центрах, где раньше работали, но по разным причинам закрылись рестораны сети.

Оба помещения мне очень понравились - по проходимости те, что я нашел сам, и близко не стояли, - рассказывает Денис.

Региональный менеджер Subway по франчайзингу и развитию территории Марина Тукшумская участвовала во всех переговорах с арендодателями и объясняла Денису, на какие условия и почему не надо соглашаться.

Дизайн-проект будущего ресторана Subway предоставил бесплатно - в рамках франшизы. Сеть также рекомендовала поставщиков ресторанного оборудования и строительную компанию для ремонта и отделки помещения. В рамках франшизы Денис получил и выгодный контракт с поставщиками продуктов и напитков - поставки для Subway заметно дешевле, чем в среднем по рынку, из-за больших объемов.

Кассовый разрыв

Сразу после оплаты Денису предоставили пошаговую инструкцию по открытию ресторана.

Это было очень удобно, мы ее использовали как чек-лист, когда заказывали оборудование, проводили обучение персонала, получали согласования в органах власти, - делится Денис. Но без проблем не обошлось.

Кассовый аппарат от воронежского дилера компании UCS (ИП Мавлютов Дмитрий Фанилевич) пришел на три недели позже установленного срока, за два дня до открытия ресторана, а еще полтора месяца налаживали онлайн-передачу данных в ФНС, - сетует Денис.

По его словам, получив 100% предоплату, дилер исчезал на несколько дней - отключал телефон, не реагировал на письма - и Ефимову пришлось решать проблемы самостоятельно. Например, с подачи того же дилера он ошибочно купил не тот электронный ключ.

Мы с представителем Subway Антоном Синеоком целый месяц мучились, пока не поняли, в чем ошибка, - негодует Денис.

В итоге полтора месяца фискальные данные не передавались в режиме онлайн, Денис не мог продавать пиво и потерял существенную часть выручки.

Сергей Горбунов

генеральный директор компании UCS

По нашим данным, франчайзи Subway Дмитрий Ефимов обратился к нашему дилеру «МДФ-Софт» с просьбой установить оборудование на вновь открывающейся точке. Это как раз был период обновления кассовых систем в связи с . Фискальные накопители производит только один сертифицированный подрядчик - ООО «РИК». Задержки по поставкам нового оборудования в регионах составляют два-три месяца (в Москве - около 1 месяца).

Ольга Блудовская

президент Subway Russia Service Company

Онлайн-кассы - по этой причине могут возникать различные проблемы.

Сеть Subway объединяет свыше 600 ресторанов в России, и все они оснащены кассовыми аппаратами UCS. Мы высоко ценим наше сотрудничество и считаем его стратегическим -естественно, делая соответствующие выводы из допущенных ошибок.

Возникли сложности и с наймом персонала. Следуя инструкции Subway, Денис дал объявления о вакансиях в местных газетах за две недели до открытия, чтобы успеть обучить новых сотрудников.

Зарплату мы предлагали вдвое выше средней по региону, но люди не пришли, и я так и не понял - почему. К открытию мы с трудом набрали минимальный штат, - вспоминает Денис.

И все же ресторан удалось открыть даже раньше назначенного срока и при этом сэкономить на расходах. По словам Дениса, очень удачной была идея нанять консультантом Анастасию Гоцуляк, владелицу четырех ресторанов Subway в Рязани и Нижнем Новгороде. Ефимов познакомился с Гоцуляк, когда только обдумывал покупку франшизы. Она помогала отладить все процессы неделю до открытия ресторана и неделю после.

Заплатив Анастасии, опытному франчайзи, 100 тысяч рублей за консультирование, я сэкономил 500 тысяч рублей благодаря ее советам, - делится Денис.

После открытия региональный менеджер Subway раз в месяц проверяет соблюдение стандартов в ресторане. К нему же можно обращаться за консультацией по любым вопросам. Например, недавно консультант помогла Денису понять, почему ухудшилось качество выпечки, - оказалось, сбились настройки оборудования.

За первые три месяца работы выручка ресторана составила 850 тысяч рублей, чистая прибыль - 100-150 тысяч рублей в месяц. В будущем Денис рассчитывает поднять выручку до 1–1,2 млн рублей, а до конца лета - открыть в Воронеже второй Subway.

1. Клиенты

При покупке франшизы вы, в первую очередь, платите за клиентов, лояльных к бренду. Если у вас в городе их нет - бренд придется раскручивать самостоятельно. Франшизу без клиентов покупать не стоит.

2. Экономия

Запуск франшизы должен быть выгоднее, чем запуск самостоятельного бизнеса, - за счет экономии на проектировании, дизайне, разработке фирменного стиля, сайта, а также за счет корпоративных скидок при закупках и снижения арендной платы для известного бренда.

3. роялти

Размер роялти должен зависеть от выручки. У любого бизнеса есть высокий и низкий сезон. Если доход франчайзера напрямую зависит от дохода франчайзи - это честно. А если сумма роялти фиксированная, значит, владельцу бренда на вас наплевать.

4. Срок действия

Срок действия франшизы должен превышать срок окупаемости точки. Нечестные франчайзеры могут продать за небольшие деньги «короткую» лицензию. Как только точка начнет приносить прибыль, они отзывают лицензию и сами открываются на том же месте или рядом.

От меня не требовали ничего, кроме денег, - никаких условий по франшизе не было. Я еще думала, как мне повезло! - вспоминает Люгай.

В SUN Studio Ирине предложили двухлетнюю рассрочку платежей за принтер - сразу надо было заплатить только 834 тысячи рублей, что ее тоже порадовало. Пообещали бесплатную установку оборудования, техподдержку и консультации. Показали бизнес-план - по мнению Ирины, смету расходов: приблизительный перечень трат на офис, производственную площадку и оплату труда. Полный пакет документов по созданию и развитию предприятия обещали предоставить после оплаты франшизы и взноса за принтер.

Когда покупаешь франшизу, надеешься, что люди передадут тебе свой опыт и ты не повторишь их ошибки, - рассказывает Ирина. - А меня обманули везде, где только можно.

Сорванные планы

Проблемы начались сразу. Принтер доставили с опозданием почти на месяц: вместо 4 марта 2014 года - 2 апреля. Из-за этого Ирина впустую истратила 220 тысяч рублей на лишний месяц аренды почти двухсотметрового помещения, где должны были разместиться принтер размером 2х3 м и столы для обработки и сушки стекла.

О выплате неустойки за сорванные сроки поставки техники и речи не шло, - рассказывает Ирина. - Мне сказали: да вам вообще повезло, люди по полгода ждут. И нечего было такое большое помещение арендовать - мол, сама виновата.

По словам Ирины, пуско-наладочные работы оказались платными - 500 тысяч рублей, - о чем ее заранее не предупредили. Притом представитель SUN Studio еще месяц не мог запустить принтер. Для подключения принтера пришлось полностью заменить электропроводку и сделать заземление (с выбором помещения франчайзер никак не помогал). На это у Люгай ушло еще 800 тысяч рублей.

Что интересно, SUN Studio объясняет задержку пуско-наладочных работ тем, что помещение было технически не готово, - недоумевает Ирина. - Только вот принтер поставили 2 апреля 2014 года, а акты осмотра помещения, где мне указали на техническое несоответствие, датированы 29 мая. То есть почти два месяца состояние нашего помещения никого не волновало.

Сломанный принтер

Наконец принтер был запущен, но уже через несколько дней - во время выполнения второго заказа -сломался. Чинили две недели.

По словам Ирины, за два года ее работы по франшизе SUN Studio принтер ломался почти ежемесячно. Мелкие поломки ее сотрудники наловчились устранять своими силами за 2-3 дня. Но трижды пришлось месяц и более ждать гарантийного ремонта.

Из-за задержки с запуском производства и крупных незапланированных расходов у Ирины банально закончились деньги. Ей пришлось влезть в долги - взять кредит в банке и занять у друзей.

Не имея доходов, Ирина прекратила выплаты за принтер и роялти. Лишь в ноябре 2014 года ей удалось наскрести 30 тысяч рублей для частичного погашения задолженности.

Но самым неприятным сюрпризом оказалась низкая производительность принтера - вместо обещанных 24 кв. м в час удавалось напечатать в лучшем случае 5 кв. м.

Даже после апгрейда выжать из этого принтера больше 8 кв. м в час было невозможно, - сокрушается Ирина. - Мне изначально лгали о его производительности, а это же экономика - мы рассчитывали совсем на другие доходы. В SUN Studio мне на это заявили, что с моей просрочкой по платежам возмущаться нечего.

ОАО «Франчайзинговая компания САН» (торговая марка SUN Studio):

Пуско-наладка оборудования была задержана по причине несоответствия помещения техническим требованиям. Об этом клиент был проинформирован заранее - все прописано в договоре.

При этом за два года клиент не произвел ни одного платежа согласно графику рассрочки. В этом случае по договору поставки мы имеем право не ремонтировать оборудование. Но мы все же входили в положение клиента и консультировали его, наши инженеры выезжали на место!

Что касается технологии печати, то она прописана в приложении №1 к лицензионному договору франшизы. Роялти франчайзи также не погашал, в связи с чем, согласно договору, мы приостановили передачу файлов и прочую поддержку. При этом наши менеджеры неоднократно пытались связаться с Ириной и узнать, как у нее идут дела и какая помощь от нас необходима. На звонки она не отвечала - знала, что будет подниматься вопрос о ее задолженности.

Более того, по словам Ирины, печать по технологии, предоставленной SUN Studio в рамках франчайзингового договора, привела к браку и потере заказчиков. УФ-чернила хорошо держались только на поливинилхлоридном пластике и стекле. На плитке же при повышенной влажности они отваливались, а на дереве - вздувались.

Одним из первых заказов была печать на плитке для облицовки стен детского сада во Владивостоке, - вспоминает Ирина. - Краска с нее отвалилась еще по дороге - хорошо, клиент не потребовал неустойки.

В SUN Studio на наши вопросы реагировали так, будто мы не франчайзи, а конкуренты, покусившиеся на коммерческую тайну. Так что до технологии нанесения чернил для разных материалов дошли сами опытным путем, поменяв несметное количество печатников, - говорит Ирина.

Люгай считает, что под соусом франшизы SUN Studio просто продала ей оборудование. Промучившись два года, она закрыла свое предприятие - посчитала, что в таких условиях оно никогда не выйдет в прибыль. Долги отдает до сих пор.

Я не жалею, что ввязалась в это, - говорит Ирина. - Я попробовала и поняла, что больше не буду заниматься бизнесом. Сейчас занимаюсь PR-сопровождением стартапов, собственный опыт мне помогает.

Я поверила на слово франчайзеру и не проверила, действительны ли заявленные характеристики оборудования. Если для франшизы требуется дорогая техника - нужно тщательно выяснить ее истинные возможности.

4. Пустые надежды

Надо было свернуть работу по франшизе (не жалея о вложениях) гораздо раньше - как только я поняла, что она не работает. В такой ситуации не стоит тянуть и множить убытки.

5. Отсутствие запаса

Я не учла все возможные расходы. Нужно иметь запас минимум на три квартала - чтобы было чем «заткнуть дыру» в бюджете из-за непредвиденных трат. Нужно считать все до копейки и ориентироваться на самый худший расклад.