Происхождение тюрков. Тюрский мир – Как выглядели древние тюрки. Древние тюркоязычные народы

В III веке в районы Северного Причерноморья , а затем - в Крым . Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX веку, однако по ряду источников ясно, что история готов в Крыму длилась гораздо дольше , ранее слово «гот» из этнонима перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, достаточно долго сохраняя готский язык (подробнее см. крымско-готский язык ). Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).

Появление и жизнь готов в Крыму

Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности , в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам , жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам . В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса . В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии . Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

Се бо готские красные девы въспеша на брезе Синему морю (т. е. Азовскому). Звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю.

Готы не только продолжали заниматься традиционными видами деятельности, но и торговали, нередко пересекая с ценным товаром половецкие степи. Так, в «Житии Антония Римлянина » встречается известие о прибытии в Новгород в первой половине XII в. некоего крымского гота, владевшего греческим и русским языками (Новгородские летописи, 1879, 187-188), из чего можно сделать вывод, что гость посещал русские земли неоднократно, то есть между двумя единоверными государствами связи были более или менее постоянными.

В XIII-XIV вв. в истории готов все большую роль начинают играть генуэзцы, основавшие в 1266 г. колонию в Кафе и купившие у татар обширную прилегающую территорию. Они продвигались вдоль Южного берега, а с 1365 г. стали вне конкуренции в торговле и политическом влиянии в этой части Крыма. И в 1380-х гг. они договорились с ханом Мамаем о разделе Крыма; готы получили при этом территорию от Балаклавы до Алушты, за исключением ряда крепостей: Форы (Форос), Хихинео (Кикинеиз), Лупико (Алупка), Мусакори (Мисхор), Ореанда, Джалита, Сикита (Никита), Горзовиум, Партените, Ламбадие (Биюк-Ламбат и Кучук-Ламбат), Луста (Алушта), оставшихся за генуэзцами (Малицкий Н. В., 1933, 6). Новая область стала при этом называться «Капитанство Готия » (Капитанатус Готиэ). Ясно, что итальянцы получили лишь узкую полоску берега; горы и леса к северу от Ялты, сердце старой Готии, остались в целости и независимости. Во главе её по-прежнему остался князь (он мог быть и греческого происхождения), обязанный данью татарам и вассалитетом Трапезунду . О сохранении им власти согласно свидетельствует надпись 1427 г. на плите из Каламиты: «Князь Алексей из Феодоро воздвиг крепость и церковь Св. Константина и Елены» (Малицкий Н. В. , 1933, 25 - 32). Этот же князь Алексей позднее положил начало возврату приморских земель. Умный и энергичный политик, он стал инициатором тесного сотрудничества Феодоро с крымским ханом, также опасавшимся и генуэзцев, и стамбульских турок. При нем было возвращено прежнее значение захиревшему было порту Каламите, расширены границы города. За год до смерти (1434 г.) князь вернул готам бухту Символов (Балаклавская) и крепость Чембало, отнятую у них генуэзцами за 66 лет до того. Борьба за побережье продолжалась и позже, чему способствовал рост престижа княжеского дома - дочь князя вышла замуж за Давида Комнина, ставшего вскоре императором Трапезунда. «Сеньором Феодоро» стали итальянцы именовать уже сына Алексея, занявшего престол отца (его имя до нас не дошло, но татары именовали молодого властителя Олу-бей, то есть Большой князь). Князем величали его и русские. Брак с членом княжеского дома, близкородственного константинопольским Палеологам и трапезундским Комнинам, отныне мог считаться честью для представителя любой христианской династии - и мангупская княжна, дочь Олубея, стала женой Стефана Великого, а Иван III вел переговоры с князем Исайко , её братом, о браке другой княжны с московским царевичем. Укрепив таким образом свои политические позиции, князья Феодоро могли после завоевания Константинополя турками (1453 г.) вступить в серьезный конфликт с итальянцами. Генуэзцы разработали план полного подчинения себе готов. В конфликте победили германцы, и уже в 1458 г. в официальном документе, составленном в канцелярии Кафского консулата, готский князь (Dominus theodori) был признан одним из четырех «черноморских государей» (Braun F., 1890, 34). Это свидетельствовало и о признании того важного факта, что, опираясь на мощную армию, готы, эти прирожденные мореплаватели, вернули себе значительную часть южнобережных крепостей и портов.

Однако этот всплеск былого величия Готии был последним перед её окончательным падением. В 1475 г. Кафу взяли турки; осадили они и Мангуп. Установив на примыкавших к главным воротам высотах легкую и осадную артиллерию, они подвергли столицу непокорных готов разрушительному обстрелу - впервые в её истории. Тем не менее она держалась около трех месяцев и сдалась, лишь когда иссякло продовольствие. Турки, обещавшие помиловать горожан, устроили дикую резню - об этом говорят братские могилы казненных мангупцев. Тем не менее княжеский род уцелел; сохранился и старый титул князей. Мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву: князя Кемальби, его сына Мануэля, очевидно христианина (Карамзин Н. М., т. I, с. VII, примеч. 105), в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский (там же, с. VII, 115, примеч. 233, 235, 236). Но это уже был последний упомянутый в известных нам источниках князь, хотя линия их продолжалась в боярских родах Головиных и Ховриных - сын мангупского князя Стефана Ховры (ум. в 1400 г.), брат топарха Алексея (ум. в 1428 г.), стал членом этого рода (Бархатная книга , 1797, 270). Само же княжество безвозвратно пало; города Мангуп, Чембало, Каламита и все их земли вошли в Мангупский кадылык султана; Каламиту при этом переименовали в Инкерман, Чембало - в Балаклаву, столицу же - в Мангуп-Кале. Последняя сохранила своё значение лишь как крепость; торговля и ремесло здесь быстро пришли в упадок. Виной тому было её новое, периферийное положение - вдали от турецких торговых магистралей. Город дважды выгорает - в 1493 и 1592 гг. … Однако в столице и других городах готское население отнюдь не представляло собой всего народа и даже большей части его. Основная масса готов-крестьян в отличие от горожан, не подвергшихся в XV в. ни эллинизации, ни тюркизации, продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру, свой язык. Процесс ассимиляции крымских готов продолжался несколько столетий. Последние эпиграфические данные о готах в Крыму относятся к IX веку , к этому времени слово «гот» превратилось в личное имя (вероятно, указывавшее на происхождение). Название «Готия» применительно к юго-западному Крыму продержалось на протяжении всего Средневековья . В частности, в XIII-XIV генуэзцы называли свои владения в западной части южного берега Крыма Приморской Готией (Gothia Maritima), также Готией часто именовалось княжество, более известное в исторической литературе как Феодоро . По словам минорита Вильгельма де Рубрука , следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых тевтонский (teutonicum )».

Расположенная в Крыму православная епархия Константинопольского патриархата носила название Кафинско -Готской вплоть до 1798 года , когда после выселения греков из Крыма в северное Приазовье (район Мариуполя) епархия была ликвидирована.

Крымские готы как объект криптоэтнологии

Писал Бусбек. На основании беседы-опроса Бусбек создал краткий словарь крымско-готского языка (около 80 слов). При этом, непосредственно Крымский полуостров Бусбек не посещал, а беседа происходила в Стамбуле . Собеседники сообщили Бусбеку, что крымские ханы набирают для своего войска из числа готов отряд пехоты численностью 800 человек.

В 1606 году энциклопедист-гугенот Жозеф Жюст Скалигер писал, что крымские готы читают Ветхий и Новый Завет «по буквам алфавита Вульфилы ».

Ни до, ни после Бусбека крупных письменных памятников готского языка в Крыму не было обнаружено. В греческой эпиграфике Крыма представлены немногочисленные реликтовые имена германской этимологии.

Последнее упоминание о потомках готов относится к концу XVIII века. Когда католический архиепископ Станислав Богуш-Сестренцевич , посещавший Крым и Мангуп в 1780-1790 годах, встретив там несколько семейств, язык, обычаи и внешний вид которых отличался от окрестных племён, - пришёл к выводу, что это готы.

В конце XIX - первой трети XX веков появляется ряд работ, в которых описывается «готская историография» позднего средневековья. Считая сообщения Бусбека и встречи с голубоглазыми крымцами достаточными основаниями для утверждения о существовании в Крыму готской общины, эти авторы (А. А. Васильев и другие) полагали, что христианское население Крыма в средние века было представлено в основном готами или, по крайней мере, готы были элитой в этих сообществах. Эти публикации были использованы германскими нацистами для обоснования исторической принадлежности Крыма и Причерноморья к «арийской территории», нацистское руководство предполагало создать в Крыму немецкую

  • Васильев A.A. Готы в Крыму. Известия ГАИМК. 1921.
  • Пиоро И. С. Крымская Готия. Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье. - Киев: Лыбидь, 1990. - 200 с.
  • Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма /А. И. Айбабин. - Симферополь: Дар, 1999. - 475 с.
  • Заморяхин А. Готы Северного Причерноморья III-IV вв. в дореволюционной отечественной историографии // Исседон: альманах по древней истории и культуре. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. - Т. 2. - С. 171-183.
  • Вольфрам Хервиг Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). - СПб.: Ювента, 2003. - 654 с.
  • Фадеева Т. М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его князья. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. - 280 с.
  • От киммерийцев до крымчаков: Сб. Под ред. И. Н. Храпунова, А. Г. Герцена. - Симферополь: Доля, 2006. - 288 с.
  • Щукин М. Б. Готский путь. Готы, Рим и Черняховская культура. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербуржского государственного университета, 2006. - 576 с.
  • Ганина Н. А. Крымско-готский язык. - СПб: «Алетейя», 2011. - 288 с.
  • Скардильи П. Готы: язык и культура. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. - 388 с.
  • Rich. Loewe Die Reste der Germanen am Schvarzen Мееге. - Наllе. 1896.
  • Heather, Peter J. The Goths. - Blackwell. 1998. pp. 52–55.
  • Heather, Peter J. The Goths in the Fourth Century. - Liverpool University Press, 1991.
  • Kulikowski, M. Rome"s Gothic Wars: From the Third Century to Alaric. - Cambridge Univ. Press. 2006. pp. 111.
  • Wolfram, H. (Thomas J. Dunlop, tr) History of the Goths. - Univ. of California Press. 1988. pp. 261.

Крымские готы - один из самых таинственных народов в истории. Прожив почти тысячелетие в Крыму, они бесследно исчезли в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами.
ПЛЕМЕНА ГОТОВ

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В КРЫМ

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века.

ЗАГАДКА КРЫМСКИХ ГОТОВ

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»

Пребывание готов в Причерноморье является ключевым моментом в их истории, делящей ее пополам во временном и пространственном отношении: побережье Черного моря - середина пути от Скандинавии и низовья Вислы до Северной Италии, Южной Франции и Испании. Готский «взрыв» и миграции стали причиной гибели Римской империи и возникновения на ее руинах раннесредневековых варварских королевств. Своим присутствием готы отметили крайние точки Европы: от Скандинавии до Крыма, от Пиренейского полуострова до Северного Кавказа.

История Крыма с 3 в. была непосредственно связана с этническими процессами, протекавшими на территории Северного Причерноморья в позднеримское время и в начальный период Великого переселения народов. Факт проникновения в Северное Причерноморье германских племен (готы, герулы, бораны, и др.) или их отдельных дружин засвидетельствован как древними авторами (Тацит, Плиний Старший, Юлий Цезарь, Страбон, Плутарх, Паллас, Массманн, Иордан, Прокопий Кесарийский), так и более поздним поколением ученых-исследователей (Томашек, Штерн, Кеппен, де Бай, Бертье-Делагард, Бусбек, Рубрук, Сестренцевич, Карамзин), и подтвержден нашими современниками (Васильев, Пиоро, Равдоникас и др.).

В Северном Причерноморье готы возглавляли обширный союз племен, достигший наибольшего могущества при короле Германарихе в IV веке. Об этом союзе впервые упоминает историк Иордан.

Территорию пребывания готов можно разделить на 6 крупных районов:

1) Приднепровье и прилегающие районы;

2) Крымский полуостров и Тамань;

3) Северный Кавказ и Черноморское побережье Кавказа;

4) Волго-Донской район;

5) Волго-Окский район;

6) Дунайско-Балканский район, Средняя Италия, северная Испания, южная Франция, некоторые районы Германии.

Нас же интересует территория Тавриды. В то время в Крыму предоминировало Боспорское королевство. Готы образовали суверенитет над большей частью этого королевства. Захватив флот, они совершали дерзкие морские набеги, терроризируя восточные, западные и южные берега Черного моря, даже берега Пропонтиса, острова и побережье Средиземного моря.

В северной части Крыма, его нагорьях и степной полосе находится громадное количество памятников, значение которых тем более важно, что они связаны с древнейшим и коренным населением Крыма. Территория исторической Готии, простиравшаяся между верховьями реки Качи на востоке и течением реки Черной на западе, большей своей частью находилась в области Крымского нагорья (вторая гряда, яйла и склоны третьей гряды) и называлась Готскими климатами. Так называемая Прибрежная Готия занимала узкую полосу южного побережья от Балаклавы до Судака (до 1380 года Готия владела Балаклавой, Алупкой, Мисхором, Ориандой, Ялтой, Никитой, Партенитом, Гурзуфом, Алуштой, Судаком). Вопрос о столице Крымской Готии долго оставался спорным. Считалось, что столицей мог быть Инкерман, но последние исследования доказали, что ею был Мангуп (Манкуп – Манкут, Манкас (Mankas ), Мангач (Mangatch ) – он же Дори – Дорос – Дорас – Феодоро, Великое готское Княжество).



Готы, жившие в восточной части Крыма – западный берег Керченского пролива, а также в его северо-восточной части, были названа греками трапезитами потому, что жили они на Столовой горе, параллельно Южному берегу. По готскому произношению страна, основанная готами-трапезитами, называлась Дория (Таурия).

Представляется возможным дать следующую периодизацию истории Крымской Готии:

1) Догосударственный период (середина 3 – середина 6 веков) – вторжение готов на территорию Крымского полуострова, образование готских поселений, распространение христианства (в 325 г. на первом Вселенском соборе в Нике присутствовал и оставил свою подпись митрополит Готии Феофил; Готская же епархия была основана в начале 4 века и была под надзором Константинопольских патриархов);

2) Ранневизантийский период (6-8 века) – строительство укрепленных крепостей;

3) Хазарский период (конец 8 – 1 половина 9 в.) – захват готских владений хазарами, не оставившими ввиду кратковременности пребывания сколько-нибудь глубокого следа в культуре крымских готов;

4) Середина 9-10 вв. – готы попадают под правление Византийской империи;

5) Период разрушений (11-13 века);

6) Ранний период Феодоро (14 век) – на плато строятся здания, на мысе Тешкли-бурун воздвигается цитадель; в конце 14 века на город совершается нападение орды Тамерлана (Тимура);

7) Поздний период Феодоро (первая – третья четверть 15 века) – возрождение Княжества Феодоро, строительство дворца и двух цепей стен, реконструкция Базилики и цитадели;

8) Турецкий период Феодоро (конец 15 – 90-е года 18 веков) – в 1475 г. Турки разорили Кафу, осадили Мангуп. Готия была разрушена. Феодоро подвергается разрушению и забвению, жители покидают город.

Маттиас Меховский писал: «После падения Кафы Мухаммед поразил мечом двух Мангупских герцогов-братьев, единственных оставшихся представителей готской расы и носителей готского языка, надежду продолжения готского рода, и овладел крепостью Мангуп. Так были полностью истреблены готы, и их родословие отныне исчезло». Тем не менее, княжеский род уцелел – мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву, в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский. Линия мангупских князей продолжалась в роде Головиных – сын мангупского князя Стефана (ум. в 1400), брат монарха Алексея (ум. в 1428), стал членом этого рода.

Однако же основная масса готов-крестьян не подверглась ни эллинизации, ни тюркизации и продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и язык еще многие столетия.

О жизни крымских готов, их быте, культуре и религии дают нам знания многочисленные археологические находки – письменные и предметные.

Многие источники авторитетно утверждают, что христианство было представлено в Готии христианскими пленниками из Малой Азии, особенно из Каппадокии. Готы использовали боспорские корабли для своих рейдов и обратно привозили пленников-христиан. Об этом заявляют источники с начала 4 века, например, «Каноническое послание епископа Неокезари» - святого Георгия Тауматурга, который умер не раньше 270 года. По другой версии, христианство в Крыму, особенно в Херсонесе, появилось из Палестины во время правления Константина Великого. Гермон послал 7 епископов, чтобы они обратили язычников в христианство, но они все были убиты языческими племенами или же евреями. Авдий, преемник Ария, пришел из Месопотамии, где он отличился суровостью и правильностью жизни и почитанием Бога. В Скифии Авдий на протяжении многих лет общался с готами и многих обратил в христианство. Это подтверждает в своем труде «О воплощении слова» Афанасий Великий. Первым готским епископом был Феофил; его приемником был Вульфила, которого сменил Селина, в 400 году в сан готского епископа вошел Унила. Все они были епископами и у других готов.

Крымские готы на протяжении всего времени были ортодоксами. На территории Крыма находится много церквей, в которых службу проводили также и на крымско-готском языке. В 1778г. в числе христиан депортированных по указу Екатирины II из Крыма на север Приазовья, были не только греки и армяне, но и потомки феодоритов, во главе которых стоял их духовный пастырь – митрополит Готфейский и Кафийский (отец Игнатий).

Особый интерес для ученых-археологов представляют «пещерные города» - пещерные поселения в горах Юго-западной части Крыма. Сведения о них появляются в 13 веке. Пещерные поселения в городах юго-западной части Крыма подразделяются на два вида:

1) пещерные города (Инкерман, Эски-Кермен, Сюйрень, Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Бакла);

2) пещерные монастыри (Шулдак, Челтера, Успенский монастырь, окресности Сюйрени).

Также произведены раскопки в некрополях, принадлежавшим готам, типа Узень-Баша, Суук-Су, и в храмах: в Инкермане, в Гурзуфе, в деревне Никита (остаток храма святого Георгия), близ Ялты (остаток церкви святой Марины), на Аю-Даге (4 храма), Мангуп (пещерный храм) и др.

Район распространения пещерных городов в Крыму строго ограничен. Все они входят в состав 2-й гряды Крымских гор, начинающихся у Инкермана и тянущихся на Северо-Восток через Симферополь и Карасезбазар; в северо-восточном конце её никаких пещерных городов нет. В самой столице княжества, Мангупе, большое количество пещерных сооружений - вблизи Мангупа 3 пещерных монастыря: Шулдан, Мармака, Кучук-Сюрень; вблизи же выдающийся пещерный город - Эски-Кермен, наконец - Инкерман, важная крепость и единственная морская база княжества. Ясно, что идея создания пещерных городов не могла быть принесена готами с собою в Крым. Несомненно, это искусство и эту идею они приобрели здесь, как часть того огромного византийского влияния в этнической ассимиляции, которым они здесь подверглись.

Все многочисленные археологические находки на территории Крыма указывают на факты присутствия готов и готской культуры, принесенной готами в Крым, но которая вбирала в себя элементы культур разных народов, бок о бок живших с готами на протяжении 13 веков (римляне, греки, сарматы, хазары и др.), что является вполне естественным и закономерным.

Начиная с 18 века производятся раскопки могильников, захоронений, склепов, принадлежащих к готской культуре. Вот основные из них: Суук-Су (93 монеты/склепы/захоронения, разнообразные предметы и украшения), Артекский могильник (при костях найдены вещи), Джуневись («Генуэзская монета», при костях – предметы, некоторые из них – в Эрмитаже, остальные – в музее Таврической ученой архивной комиссии), Бахчисарайский могильник (в 1888г. найдены вещи, хранящиеся в Эрмитаже), могильник Баль-Гота (место древнего готского поселения; церковь, 5 захоронений, предметы в малом количестве, Репников нашел еще 11 могил и много вещей – бусы, фибулы, пряжки, браслеты, предметы домашнего обихода, монеты и т.д.). Также некрополи близ Кореиза, Симеиза, Лучистого, Скалистого, Чуфут-Кале, и т.д.

Существовали споры по поводу принадлежности могил, захоронений, предметов именно к культуре готов, но они были разрешены в пользу готов (например, распространенный в Крыму обычай хоронить женщин в полном наборе праздничных украшений существовал только у готов). Также погребения, совершаемые по обряду кремации в крымских могильниках середины 3 – первой половины 5 веков характерно для памятников Скандинавии, откуда и явились готы. Интересен тот факт, что детали женского убранства конца 5-7 вв. из некрополей Испании, Италии и Крыма практически однотипны – на протяжении своей истории народы, далекие друг от друга в географическом и политическом отношениях, сберегли основные этнографические черты и язык.

Интересна и ценна находка богатого готского захоронения (3-5 вв. н.э.) у деревни Марфовка в январе 1926 года, была передана Керченскому историко-археологическому музею.

Что же касается письменных памятников крымских готов, они ограничиваются записью церковных служб (на крымско-готском языке), церковных грамот, ведомостей; заслуживает пристального внимания список крымско-готских слов (записанный Бусбеком) и запись песен. Интересна руническая надпись на стене, найденная на горе Опук (Восточный Крым), датируемая серединой 4 века.

На протяжении всего времени готы взаимодействовали со многими народностями - греками, римлянами, хазарами, татарами, и т.д. К готам присоединялись группы других германских племен – гепидов, вандалов, герулов, тайфалов. Также готы взаимодействуют со славянами – венедами, аланами, поздними скифами, карпо-даками. Нет сомнения, что это оказало большое влияние, но тем не менее готы сохранили свой язык, хотя и прошло почти 12 столетий с эпохи готского епископа Вульфилы.

Побывав в 1253г. в Крыму, посол французского короля Людовика IX Рубрук писал: «На море, от Керсоны до Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдайей существует 40 замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий». Из этого мы узнаем, что кроме официального греческого в Крыму разговаривали также на готском. Так как прошло довольно много времени с пришествия готов на Крымский полуостров, язык готов должен был поменяться (как в фонологическом плане, так и в лексико-грамматическом). Поэтому мы различаем классический готский язык и крымско-готский язык.

Готия-Феодоро угасла, жители этой области растворились в массе складывавшейся татарской нации. Почти не осталось памятников крымско-готской письменности, что позволяет сделать предположение, что феодориты были бесписьменным народом. Между тем готская речь еще долго звучала под крымским небом. Лингвисты с уверенностью отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка.

В 1557-1564 гг. в Турции послом цесаря был Бусбек. Этот образованный (по своему времени) чиновник встречал в Стамбуле двух посланцев готского населения Крыма и имел с ними длительные беседы. Он даже описал одного из них – гота. Далее Бусбек сообщает, что готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами. Это, без сомнения, готский язык, известный нам из Евангелия Вульфилы. Небольшие различия здесь легко объяснимы погрешностями фонетической системы записи Бусбека, а также неизбежным развитием языка, ведь с эпохи готского епископа прошло немало времени. Эта запись имеет огромную ценность и потому, что представляет собой неопровержимое доказательство сохранности крымско-готского языка во второй половине 16 в., тогда как некоторые авторы «хоронят» его веком раньше или даже в 1-м тысячелетии н. э.

В 1683г. известный путешественник, входивший в состав шведского посольства, Энгельберт Кемпфер записывает, находясь в Московском государстве, что «в Крыму еще сохранились многие немецкие слова, принесенные туда готскими колонистами. Господин Бусбек… дал в своем четвертом сочинении значительное количество этих слов, я же записал их гораздо больше». Таким образом, Кемпфер располагал коллекцией лексических единиц готского языка конца XVII в., но, к сожалению, этот бесценный материал пропал во время путешествия ученого в Китай.

Ученые стали вплотную заниматься этой проблемой. Сведения носят уже не описательный, а научный характер. Начало этому этапу положила работа немецкого ученого Г. Массманна. Он предпринял попытку грамматического анализа записанных О. Бусбеком слов и выражений. Известно, что для изучения этого вопроса Массманн специально выезжал в Крым. Исследование собственно языковых проблем продолжили в конце 19 и начале 20 века немецкие ученые В. Томашек, Р. Леве и др.. Эти работы определили следующий круг проблем:

1) дефиниция языка крымских готов;

2) определение языкового статуса крымских готов;

3) идентификация языковых памятников;

4) идентификация имен собственных готского происхождения, топонимов, отражающих факт проживания в Крыму готов и др.

На основе исторического и лингвистического анализа они приходят к следующим выводам:

1) в языке крымских готов отсутствуют некоторые языковые факты, которыми располагает классический готский;

2) по своим лексическим и грамматическим особенностям крымско-готский близок к англо-фризскому;

3) в описываемое время на территории полуострова проживало многочисленное племя герулов, потомками которого и могли быть крымские готы.

Проблема определения языкового статуса крымских готов тесно связана с неоднозначностью статуса крымских готов как народности. Причины сложности решения этой проблемы наиболее точно сформулировал Пьер Джузеппе Скардигли:

1) готы оказались отрезанными от других родственных им племен, в полной языковой изоляции;

2) их язык подвергся влиянию языков других народов, заселявших в то время полуостров (греки, гунны, авары, булгары, татары и др.).

Невозможность однозначного определения статуса крымскоготского обусловлена также и тем фактом, что у исследователя в наличии единственный документ оставленный О. Бусбеком. Будучи фламандцем по происхождению, он делал свои записи на латинском языке, невольно приближая их к своему родному. Кроме того, его автограф был утрачен, поэтому при исследовании приходится пользоваться перепечатками его письма в более поздних журналах. Все это, безусловно, только затрудняет работу исследования.

Найденные в Крыму надписи, связанные каким-либо образом с готами, сделаны в основном на греческом языке. Готия долгое время была провинцией Византии, поэтому доминирующим языком мог оказаться греческий. Но известно, что в готских церквях службы проводились именно на крымско-готском языке, но, к сожалению, записей служб не осталось.

Изучение феномена крымских готов, несомненно, имеет большое значение для науки. Оно позволяет проследить судьбу народов, проживающих в языковой изоляции, а также оказать помощь с расшифровке многочисленных памятников в Крыму, все еще остающихся загадкой для науки.

Крымско-готский язык существенно отличается от классического готского, обнаруживая крымско-готские диалектные особенности по сравнению с языком Библии Вульфилы. Кстати, эти особенности позволяют предполагать, что предки крымских готов еще во время проживания в Скандинавии существовали обособленно от основного массива готов. Исследователи отмечают также связь языка крымских готов с языком герулов, принимавших совместно с остготами участие в морских грабительских походах (в 267г. такой поход был совершен по Понту из устья Меотиды к устью Дуная, т. е. вдоль Крымского побережья), выделяют и некоторые иранские (аланские) заимствования при обозначении числительных «сто» – «sada » (осетинское «sada ») и «тысяча» – «hazer » (персидское «hazar ») и т.п.

По прошествии 12 веков готский язык потерпел определенные изменения – рассмотрим сначала фонетический и лексический критерии: звуковая система готского языка относительно проста, но претерпела ряд изменений (как в системе гласных, так и в системе согласных).

крымско-готский готский
гласные
ii, y, e I
I ei
o, u û
e, u o
o, oe au
i e
-a -us
-ie -iu
ei, ie, e ai
uo ê
e(e), ae, aa a
согласные
f, w v
p, v b
tz, d, t, th þ
sc sk
t d
n nn
потеря оконч. «s» -s
gh g, gg
ch hj
-gg
sch s
потеря нач. «h» h
-tz
-d -dd
ch k
c- g-
-u- -v-
th t

Данная таблица отображает особенности крымско-готского языка. Здесь в полной мере проявилась тенденция к сужению гласных (гот. mêna «луна» – кр.-гот. mine ; гот. slêpan «спать» – кр.-гот. schlipen ; гот. stols «стул» – крымско-готский stul ); также меняются диграфы, окончания, и т.д.. Происходит упрощение: гот. –dd–, –ii–, –gg– переходит в кр.-гот. –d–, –i–, –g–.

Лексические же особенности заключаются в том, что отдельные слова приобрели иной смысл: например, гот. hatis «ненависть» – кр.-гот. atochta «зло», «злость», гот rintsch «гора» – кр-гот. ur-reisan /rinnan «подниматься, преодолевать», etc.

По своему грамматическому наполнению крымско-готский язык близок к западно-германской группе и англо-фризскому языку.

Племя готов удивительно долго продержалось на территории Крыма. Они исчезли лишь в 17-м веке, когда полуостров был захвачен Османской империей.

Влияние готов

Среди ученых-историков ходит версия по которой именно готы стали катализатором Великого переселения народов. Это они вытеснили с родных земель вандалов и ругов. Готы разговаривали на собственном языке, а алфавит у них появился лишь в 4 веке, да и то благодаря легендарному епископу Вульфиле. Кстати, он еще и Библию перевел на готский язык, благодаря чему готы стали первым из всех германских племен, обратившихся в христианство.

Есть мнение, что готы стали катализатором Великого переселения народов


Любому человеку, который хоть немного знаком с историей, известно, что готы знамениты своим противостоянием с Римской империей. Именно они громили легионы, завоевали обширные земли, а вождь Аларих и вовсе сумел захватить Вечный город. Правда, хоть какой-то выгоды ему это не принесло. Ну, а после «темных временем» пришла эпоха Ренессанса, которая вознесла до небес классический античный стиль, а термин «готика» стал синонимом истинного варварства.

«Страна сорока замков»

Двинувшись к низовьям Вислы, племена готов заставили срываться с обжитых земель другие народы. Целые орды варварских племен потянулись на запад и юг. Угасающая Римская империя ничего не могла противопоставить новым противникам. Ослабевший сенат вкупе с инфантильным императором Гонорием лишь безвольно смотрели как дикари бесчинствовали на их земле.

После падения Римской империи готы сумели распространить свое влияние на обширную территорию — от Восточной Европы вплоть до Поволжья и, соответственно, Крыма.

На полуострове, кстати, готов ждал далеко не теплый прием. Только после длительных войн им удалось покорить аланов (сарматское тюркоязычное кочевое племя ). Вскоре уже объединенное племя начало совершать опустошительные набеги вглубь полуострова. Если покопаться в исторических источниках того времени, то можно обнаружить, что современники иногда называли их гото-аланами.

На территории Крыма готов ждал не теплый прием


Постепенно готы расселились на южной части Крыма, а также перебрались на Керченский полуостров. Но их спокойную жизнь прервала очередная волна варваров. На сей раз в Европу хлынули азиатские кочевники гунны. Готы, которые к тому времени имели тесные контакты с Византийской империей, оказались далеко не в самом выгодном положении. Их оплотом стала крепость Дорос (современный туристический объект Мангуп-кале ). Изолированное горное плато обладало всем необходимым как для мирной жизни, так и для военной (источники с питьевой водой, а также запасы провианта позволили бы крепости выдержать очень долгую осаду). Но гунны, пройдя огненным вихрем, быстро погасли и жизнь готов вернулась в привычное русло.

Интересно то, что Византия всячески поддерживала союз с германским племенем. Представители интеллектуальной элиты были частыми гостями в Крыму. И даже опальный император Юстиниан II выбрал земли готов для ссылки. Из-за того, что германцы на своей территории возводили крепости, соседние народы называли Готию «Страной сорока замков».


Но вот постоянным, изматывающим нашествиям татар и половцев крымские готы ничего не смогли противопоставить. Поэтому начиная с 12-го века они стали платить кочевникам дань. Это, кстати, зафиксировано в «Слове о полку Игореве». Там готы преподносятся как народ, страдающий от чужеземного ига. Хоть времена для готов были не самые лучшие, они продолжали активно заниматься торговлей. Причем не только с соседними государствами, но даже с Великим Новгородом.

Вскоре на мировой арене появляется новый игрок — Трапезундская империя, которая всеми силами попыталась навязать соперничество Византии. И пока готы присматривались к этому противоборству, предприимчивые генуэзцы выкупили земли у Кафы (современная Феодосия). Вскоре, договорившись с ханом Мамаем, итальянцы развернулись еще сильнее — образовывали хоть маленькое, но все же княжество Феодоро. Правда, у этого государства было и второе название — «Княжество Готия», вот только самих крымских готов генуэзцы заставили перебраться чуть ли не в плотную к горам. Соответственно, все германские крепости оказались в руках выходцев с аппенинского полуострова, а первоначальная Готия оказалась разделенной на две части.

C XII века готы начали платить кочевникам дань


Надо отдать должное германцам, даже несмотря на такое развитие сюжета они не сдались и не слились с генуэзцами. Готы с упрямым постоянством продолжили возводить свои фирменные крепости, называемые исарами и потихоньку, словно тайком, возвращать утраченную территорию. К тому же, они охотно, а главное успешно прибегали к дипломатии. Более того дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда. И когда казалось, что вскоре крымские готы вернут было положение в мире, пришли турки.

В 1475 году османы сначала покорили Кафу, а затем и Дорос. После такого сокрушительного поражения крымские готы уже не смогли оправиться, а их государство развалилось. Турки, не теряя времени зря, быстро присоединили эти территории к своей империи и забыли про них. Ну, а готы оказались в самом захолустье турецкого государства и постепенно угасли.

Дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда


Лишь только княжескому роду удалось на какое-то время отсрочить кончину. Готские князья-эмигранты осели в Москве и «наследили» в барской семье Головиных.

В горных, труднодоступных местах полуострова еще в течение пары веков обособленно жили готы-крестьяне, но постепенно и они поддались ассимиляции.

Мечта о «Готенланде»

В 18−19 веках этнографы, проводившие исследования населения Крыма выявили, что среди «аборигенов» встречаются совершенно нетипичные люди, которых по антропологическим признакам можно было «увязать» с готами. Поэтому рождается теория о том, что германцы каким-то образом сумели сохранится на территории полуострова.


Мимо этой версии ну никак не могли пройти нацистские ученые. Они зацепились за нее и стали говорить о том, что Крым должен быть присоединен к Рейху и обзавестись названием «Готенланд» (земля готов). В общем, у немцев был отличный повод предъявить свои исторические права на землю далеких предков.

В 1942 году Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам


В 1942 году на полуостров отправилась экспедиция, в ее задачи входило исследование Бахчисарая и Мангупа. По ее результатам Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам. И переселенцы отправились осваивать исторические земли. Но из этой затеи ничего не вышло. Вторую Мировую Гитлер проиграл, а немцев из Крыма быстренько депортировали. Так что Симферополь остался Симферополем, а не «Готенбургом» (город готов), а Севастополь — Севастополем, а не «Готенсхафеном» (гавань готов). Ну и конечно Крым, а не «Готенленд».

Сейчас о существовании германского государства на полуострове напоминают лишь многочисленные археологические памятники, которые пользуются большой популярностью у туристов.

Кто такие крымские готы?

Есть загадка, которая на протяжении многих лет не дает покоя исследователям: кто такие «крымские готы», как они появились в Крыму и куда исчезли? По этому поводу высказывается много самых невероятных версий, каждая из которых имеет право на существование.


16 июля 1941 года в ставке фюрера Wolfhohle («Волчье логово») состоялось совещание, на котором Гитлер заявил: «Новоприобретенные восточные районы мы должны превратить в райский сад. Южные районы Украины, примыкающие к Крыму, и сам полуостров — древняя земля готов — должны быть освобождены и заселены немцами». Руководитель Трудового фронта и шеф молодежной организации Kraft durch Freude («Сила через радость») Роберт Лей, горячо поддержав предложение фюрера, предложил преобразовать Крым в курорт для немецкой молодежи.

Крым, если судить по сочинениям записных историков, представляет собой кладбище народов, которые пришли неизвестно откуда и исчезли неизвестно куда.

Возьмем, к примеру, III век нашей эры. В Крыму тогда тихо-мирно жили скифы и тавры . Правда, до этого были какие-то киммерийцы , но их с боями вытеснили, причем одних на Север, а других — за большой Кавказский хребет.

С тех пор о них никто не слышал.

И все бы ничего, но, откуда ни возьмись, в Северном Причерноморье появились готы. Пока разбирались с готами, подоспели гунны . Вслед за ними в Крыму чудесным образом возникли хазары. Самое удивительное, что все эти народы — киммерийцы, скифы, тавры, сарматы , готы, гунны и хазары — в конце концов исчезли без следа.

Но, оказывается, не все готы исчезли. Византийский историк Прокопий Кесарийский ответственно засвидетельствовал:

Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори , где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. В военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны. Гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды.
Это кто, готы гостеприимны? Те самые, которые вырезали пол-Европы? Прокопий случаем ничего не перепутал? Или в Крыму остались какие-то особенные, исключительно миролюбивые готы?

Следующее упоминание о крымских готах можно найти в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готские красные девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом». «Красные» означает, как вы понимаете, красивые. Не зря идеологи Третьего рейха намеревались создать в Крыму питомник для «истинных арийцев». Почитывали, видимо, на досуге древнерусскую литературу. Но позвольте, ведь скандинавские и германские женщины при всех своих достоинствах явно не могут похвастать
красотой.

Может, и не было в Крыму никаких готов? Встречаются, правда, невнятные упоминания о том, что какие-то крымские аборигены разговаривали на особом языке. Например, академик Сестренцевич-Богуш, посетивший наш полуостров в конце XVIII века, писал своему отцу: «В городах, где история указывает на обитание готов, остались немалые пятна, где местный татарский язык похож на нижненемецкий. Некоторых людей в Мангупе я понимал».

А на каком языке говорили готы? С ними получилась досадная неразбериха. Даже историк VI века Иордан путал их с гетами. Какая разница, скажете вы? Разница огромная. Геты — это древнейший народ, стоявший у истоков цивилизации. Они преимущественно жили в Дакии — вдоль реки Тиссы, далее по Карпатам, по Днестру до берега Черного моря. А готы — это племена, которые буквально только что выползли из пещер.

Сейчас считается, что Иордан был неправ, что древние геты исчезли неизвестно куда задолго до появления готов, причем этому весьма способствовали скифы. Точно так же, как до этого пропали те, кого Геродот называл массагетами. Обычное, кстати, дело. Лев Гумилев по этому поводу даже теорию сочинил об этносах и пассионариях. Но вся проблема заключается в том, что первобытные кочевники в принципе не могли разгромить непобедимую скифскую конницу и прославленные римские легионы. Они, между прочим, взяли не числом, а умением, продемонстрировав виртуозное владение оружием, а также знание тактики и стратегии. Да и вообще, как писал Иордан, «среди всех варваров готы были едва ли не самыми образованными, чуть ли не равными грекам». Иордану ничего не оставалось делать, как предположить, что готы — это древние геты, вернувшиеся отвоевывать у захватчиков (скифов и римлян) свои исконные земли. Тем более что он располагал свидетельством жившего в начале V века историка Орозия: «Недавно считались гетами те, которые теперь считаются готами».

Вообще, беда с этими древними народами — складывается ощущение, что у каждого из них было несколько имен на выбор. Этому весьма способствовали греческие, римские, византийские и арабские писатели, называвшие каждый народ по-своему.

Кстати, далеко не все современные историки уверены, что великое переселение народов было на самом деле. Многие утверждают, что средневековые книжники просто-напросто запутались, пытаясь выяснить, где какой народ обитает. Их можно понять. Тот же Прокопий Кесарийский с негодованием рассказывал: там, где жили гунны, вдруг неизвестно откуда появились какие-то утигуры и куртигуры. А куда исчезли гунны? Оказалось, что никуда они не исчезли. После смерти царя два его сына поделили власть и подданных, назвав их своими именами. Сыновей звали, как вы, наверное, уже догадались, Утигур и Куртигур.

Среди готов было тоже несколько племен и народностей — герулы, тервинги, грейтунги, вандалы и прочие. Если что-то их и сближало, так это приверженность богу Одину. История происхождения культа этого бога очень любопытна. Английский историк XVIII века Эдуард Гиббон писал: «Полагают, что Один был вождем варварского племени, которое жило на берегах Меотийского озера (Азовского моря) до падения Митриадата и до той поры, когда победы Помпея стали грозить Северу порабощением. Один перевел свое племя от границ азиатской Сарматии в Швецию с намерением создать в этом неприступном убежище свободы такую религию и такой народ, которые когда-нибудь сделаются орудием его бессмертной жажды мщения. Он надеялся, что настанет такое время, когда его непобедимые готы, воодушевлясь воинственным фанатизмом, выйдут из полярных стран громадными массами для того, чтобы наказать угнетателей».

А кого скифы прогнали с берегов Азовского моря? Киммерийцев, то есть гетов, живших в Северном Причерноморье (Киммерии). Мы-то думали, что киммерийцы навсегда канули в Лету, а они, оказывается, мерзли на берегу Ледовитого океана, дожидаясь подходящего момента вновь вступить на историческую арену. И надо сказать, у них это получилось.

Особенно Европа была потрясена видом свирепых германских племен, оснащенных к тому же по последнему слову техники. Можно предположить, что, умиротворив скифов, киммерийцы покинули готов и вернулись на свою историческую родину. Если так, то становится понятно, почему «крымские готы» славились гостеприимством, а «готские девы» — красотой. Потому что они вовсе не были готами.

Но известно, что киммерийцы до своего изгнания состояли из двух этнических групп. Одна под натиском скифов ушла на Север, а другую те же скифы гнали берегом Каспийского моря чуть ли не до Алтая. Интересно, а эти киммерийцы тоже вернулись? Похоже, что да, причем их возвращение было не менее эффектным.

Вездесущий Иордан, рассказывая о гуннах, написал загадочную фразу: «Когда гуннские племена жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели королем Филимера. На втором месте, то есть в Дакии, Фракии и Мизии, — Залмоксеса, о котором свидетельствуют многие летописцы, что он обладал замечательными познаниями в философии». Он имел в виду то время, когда гунны пришли с востока (IV век)?

Но почему у королей такие странные имена, очень похожие на греческие? И познаниями в философии гунны, надо признать, тоже не отличались.

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин отмечал: «Племя гуннов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости». Может быть, Иордан пересказывал утверждения древних писателей о первоначальном расселении некоторых гуннов в Северном Причерноморье?

Удивительно, но гунны походили на готов тем, что одни из них были совершенно дикими, а другие — вполне цивилизованными. Позже гуннов облили грязью без разбора, представив человекообразными чудовищами. Тот же Марцеллин с издевкой писал о том, что лица у гуннов безбородые, они «безобразные, похожие на скопцов». Видимо, борода в те времена считалась непременным атрибутом мужской красоты. Истинным красавцем, например, единодушно признавался император Юлиан (331-366 годы), густая борода которого буквально шевелилась от неимоверного количества вшей. А что текло по зловонным улочкам европейских средневековых городов, где полчища крыс шныряли даже днем?

Чума, между прочим, выбрала Европу совсем не случайно. В то же время те гунны, которые вслед за «крымскими готами» обосновались в устье Волги и в Северном Причерноморье, не только брились, но даже имели бани, причем с горячим паром. Так кто в действительности был варваром, европейцы или гунны? А кто кого бил раз за разом, демонстрируя при этом образцы воинской дисциплины и современную тактику действий мобильных соединений?

Кстати, получается, что «крымские готы» ничуть не пострадали от гуннов? Сейчас историки доказывают, что они забрались высоко в горы. И гунны, собираясь воевать с остготами, оставили их в своем тылу? Что-то не верится. Естественно было бы предположить, что те гунны, которые осели в Северном Причерноморье, были, строго говоря, вовсе не гуннами, а потомками древних киммерийцев. Наверное, именно поэтому они так легко преодолели Боспор Киммерийский (Керченский пролив). По легенде, они перешли его вброд вслед за оленем, но, похоже, здесь дело не обошлось без помощи соплеменников. Кроме того, по виду «крымские гунны» вовсе не напоминали гуннов, которые одевались, как утверждали в Европе, в «крысиные шкурки» и питались сырым мясом.

Вот что писал о гуннах византийский посланник Приск, побывавший в V веке в гостях у вождя Аттилы:

Они носят короткие суконные полукафтанья из некрашеной шерсти, которую прядут и ткут их жены, белые широкие шаровары и кожаную обувь, привязанную на подъеме ноги ремнями. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему. Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшитых светлой каймой и без, белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук с оборкою, похожею на кружева, девушки ходят с открытой головой, убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста.
И это еще не все. Гунны, осевшие в Северном Причерноморье, отличались удивительной веротерпимостью. Приск писал о том, что в резиденции Аттилы, подумать только, был христианский священник отец Орестов, причем вовсе не для представительских нужд. Святой Иероним с удовлетворением отмечал:
Гунны изучают псалтырь — хладная Скифия согревается огнем веры истинной.
Эти слова Иеронима историков всегда приводили в замешательство — то, что «крымские готы» были приверженцами христианства, еще куда ни шло, но гунны... В 1858 году в России даже вышла книжка под названием «Аттила и Русь IV — V веков», автор которой на двухстах с лишним страницах настойчиво доказывал, что Аттила на самом деле был... русским.

Может быть, и было великое переселение народов, но, скорее всего, древние народы непременно возвращались на свою родину, потому что знали не хуже нас: в гостях хорошо, а дома лучше. Еще они знали то, что мы уже успели забыть: яблоко, выращенное на родной земле, — во благо, а чужестранное, хоть зачастую оно слаще и румянее, — во вред. А потому у народа, который обосновался на земле, политой потом и кровью чужих предков, нет будущего.

Михаил Володин, «