Первые симптомы кризиса в восточной европе. Вопросы и задания

В последние месяцы бывшие страны Восточного блока одна за другой вступают в новую полосу разочарований. В Венгрии не происходит чего-то из ряда вон выходящего. Образно выражаясь, вся Восточная Европа сейчас - одна большая Венгрия.

Общие «болезни»

Конечно, до таких горячих столкновений, как в Будапеште, доходит нечасто. Но, с другой стороны, в Литве, например, относительно недавно доходило до импичмента президента. В Польше проходили массовые акции неповиновения, охватывавшие целые регионы. Все восточноевропейские страны однотипны и болеют примерно одними болезнями. И политические системы у всех выстроены примерно одинаково: посткоммунисты, выросшие из прежней советских времен «номенклатуры», противостоят правым националистам.

Еще в начале 1990-х гг. в Польше, Венгрии, Чехословакии и странах Прибалтики был открыт облегченный доступ на рынки Западной Европы, что позволило им в достаточной степени восполнить потери от утраты рынка России. Государства Центральной и Восточной Европы были приняты в ВТО, Всемирный банк, МВФ. Однако как только западные компании освоили новые рынки, они немедленно захватили все ведущие отрасли, вытеснив местных производителей на второй план. В итоге в новых странах-членах ЕС выросли цены на все, начиная от еды и одежды и кончая бензином и ценой номера в гостиницах любого количества звезд.

При этом все (без исключения) страны Восточной Европы потеряли почти всю крупную промышленность и, как следствие, получили очень высокий уровень безработицы, которая после вступления в ЕС «выливается» в массовую миграцию дешевой рабочей силы из Восточной Европы в «старую Европу». В некоторых случаях (как, например, в Литве и Эстонии) мигрировало уже свыше 10% населения. Практически вся восточноевропейская молодежь «сидит на чемоданах» в готовности занять в Париже и Лондоне вакансии сантехников и таксистов. Как следствие, во всех восточноевропейских странах авторитет национальных государств и особенно национальных элит потрясающе низок.

Антисистемные настроения

Итак, восточноевропейские страны поражены глубоким моральным и системным кризисом. Налицо также и кризис европейских институтов власти, не способных подстраховать граждан стран - участниц ЕС от потери реальной управляемости. В результате в Восточной Европе всюду в той или в иной форме пытаются прорваться на поверхность «антисистемные» протестные настроения. Обычно политиков, которые их используют, именуют «популистами». Паксас и Успасских в Литве, Леппер и оба брата Качиньских (по крайней мере, до прихода к власти) - в Польше, нынешние националисты у власти в Словакии - всюду верх берут силы, играющие на недоверии народа по отношению к своим элитам и институтам власти вообще. Пока нет единой идеологии этого социального протеста. В одних странах этот протест приобретает форму левого популизма. В других - правого. Часто люди уходят в приватную жизнь и становятся принципиально аполитичными. Но в каждой стране уже есть и заметное электоральное поле, которое однотипно требует вести политику в интересах своих наций всерьез, а не в интересах абстрактных либеральных ценностей или каких-то корпоративных групп, которые почти всюду именуются одинаково – «мафия». Проблема, однако, в том, что, придя к власти, «популисты» очень быстро перенимают стиль руководства тех самых «прагматиков», которых они прежде столь рьяно критиковали и обвиняли в коррупции…

Есть еще один важный внутренний фактор для всех восточноевропейских стран: из них в старую Европу уехали наиболее динамичные, дома остались – или во всяком случае проявляют какую-то активность - в основном те, кто не смогли уехать. В каком-то смысле эти страны стали социально-культурными «отстойниками». Уровень политической культуры и осмысления своего места в мире в обществах этих стран реально очень упал. На волне нестабильности все громче слышны голоса ультраправых – по сути, откровенных неонацистов.

Страны «второго сорта»

Что касается миграционной сферы, то тут видимых изменений вообще не произошло. Визы для граждан Чехословакии, Венгрии и Польши отменили еще в 1990 г., а для Прибалтики и Словении – годом позже, после признания их независимости. Главное, на что надеялись новые страны-члены в этой части, – свободный поиск работы в Западной Европе. Однако здесь ничего не произошло. Благодаря усилиям Германии и Австрии для желающих найти работу в Западной Европе сохранились полноценные рабочие визы, которые надо оформлять в консульствах. Конечно, поляку это сделать намного проще, чем россиянину, но все же. Не приняли их и в Шенгенское соглашение – пограничный контроль как на старой границе Евросоюза, так и между новыми странами сохранился, а кое-где, как на чешско-словацкой границе, даже усилился, ибо Чехии и Словакии велели разорвать таможенный союз, заключенный сразу же после распада единой Чехословакии. Эти половинчатые решения Евросоюза лишний раз доказывают, что большинство стран Восточной Европы в ЕС не готовы воспринимать как равных.

Неприятный сюрприз

Но кроме этого, восточноевропейцев ждал еще один неприятный сюрприз – с 2006 г. они будут обязаны принять у себя часть беженцев из стран третьего мира, ранее находившихся в Западной Европе. Во всех случаях это будет по 2% от общей численности населения страны. Больше всего арабов, афганцев, негров, индусов и китайцев достанется Польше – до 750 тысяч. Чехии и Венгрии – более 200 тыс., Словакии – свыше 100 тыс., Литве – 75 тыс., Латвии – 55 тыс., Словении – 40 тыс., Эстонии - 35 тыс. Учитывая и без того напряженные отношения с национальными меньшинствами в ряде из них, новые граждане станут для них настоящим «ушатом холодной воды».

Красноречивее всего здесь цифры. Так, по оценкам Еврокомиссии, 50-процентный рубеж среднего по ЕС уровня жизни превысили только 4 страны-новичка: Словения – 69%, Кипр – 63%, Чехия – 59% и Мальта – 53%. А вот показатели остальных бывших соцстран колеблются вокруг 40%. У Венгрии и Эстонии – чуть выше этой планки, у Польши и Литвы – чуть ниже. А Латвия и Словакия вообще имеют уровень доходов на душу населения в 30 и 28% от уровня среднего по Евросоюзу. Так что, расширившись, Евросоюз заметно обеднел, и оставшиеся на пути граждан стран «Новой Европы» препоны только подтверждают это.

Тени прошлого

Расширение Евросоюза вновь поставило на повестку дня в Восточной Европе «больные вопросы», вытекающие из прошлого. Так, Венгрия рассматривает возможность расширить свои границы за счет прилегающих территорий, населенных этническими венграми. Кроме 11 млн. венгров в Венгрии, еще 2 млн. живут в Румынии, более 600 тыс. в Словакии и более 400 тыс. в Сербии. В первых двух случаях они составляют до 10% и более населения этих стран. Если учесть, что известный своими националистическими высказываниями экс-премьер Виктор Орбан получает на каждых выборах более 40% голосов, несложно догадаться, что венгерский избиратель не против использовать вхождение в ЕС для расширения границ собственной страны.

Куда серьезнее выглядит то, что Евросоюз может стать инструментом для пересмотра итогов Второй мировой войны для Германии и Австрии. Еще на стадии переговоров обе они, особенно Австрия, требовали от Польши, Чехии, Словакии и Словении отменить постановления, согласно которым 60 лет назад с их территории как пособники нацистов были выселены миллионы этнических немцев. Вопрос о компенсациях утраченного ими имущества или даже их возвращении на родину предков является одним из главных пунктов программы не только радикальных австрийской партии свободы или германских национал-демократов, но и респектабельных германской ХДС/ХСС и австрийской народной партии. Последняя и так находится у власти, а возвращение к власти в Германии христианских демократов, скорее всего, произойдет уже в следующем году.

И вопрос о выселении немцев наверняка всплывет очень быстро, ибо после Ангелы Меркель главным претендентом на должность федерального канцлера станет глава правительства Баварии Эдмунд Штойбер – представитель земли, которая приняла наибольшее количество переселенцев. Именно баварские христианские социалисты, в числе которых и Штойбер, уже сейчас являются главными глашатаями пересмотра «восточной политики». И их союзником может стать не только Австрия, но и Италия, выдвигающая такие же требования к Словении. Получается, что вместо включения в единую европейскую семью Восточная Европа может получить новый «Дранг нах Остен – натиск на восток» с возможным пересмотром границ Польши, Чехии, Словакии, Литвы и Словении в пользу Германии и Австрии. В целом же новые члены ЕС за год так и не стали субъектами в мировом политическом процессе, оставшись его объектом. США, с одной стороны, и Франция и Германия - с другой, спорили за включение их в свою сферу влияния. Вот здесь и кроется главная проблема ЕС – двойные и тройные стандарты, отсутствие четко установленной цели объединения Европы и ее будущих границ. Энергия без вектора практически всегда ведет к разрушению. Появится ли этот вектор – покажет только время.

почти сразу со времени ее установления. Смерть и.В. Сталина в 1953 г., Породившая надежды на перемены в социалистическом лагере, вызвала восстание в гдр. За развенчанием культа личности сталина xx съездом кпсс последовала смена в свое время выдвинутых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран и разоблачение совершенных ими преступлений.

Ликвидация коминформа и восстановление отношений между ссср и югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутр. Политикой восточноевроп-х стран. В этих условиях новые лидеры и теоретики коммунистических партий югославии, польши, гдр, венгрии пошли по пути переосмысления опыта развития собств-х стран, интересов рабоч. Движения. Однако эти попытки вызвали раздражение руководителей кпсс. Переход к плюралистической демократии в 1956 г. В венгрии перерос в насильственную антикоммунистическую революцию, сопровождавшуюся разгромом органов госбезопасности. Революцию подавили советские войска, с боями взявшие будапешт. Захваченных лидеров реформаторов казнили. Предпринятую в чехословакии в 1968 г. Попытку перейти к модели социализма «с человеческим лицом» также пресекли вооруженной силой. После событий в чехословакии руководство ссср стало подчеркивать, что его долгом является защита «реального социализма». Теория «реального социализма», обосновывающая «право» ссср осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по варшавскому договору, получила в странах запада название «доктрина брежнева». Многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния. Они понимали, что в случае серьезного конфликта между ссср и сша территория восточной европы станет полем боя за чуждые им интересы. В 1970-е гг. Во многих странах восточной европы исподволь проводились реформы, открывались некоторые возможности свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с западом. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства ссср. Они выступали формой компромисса между стремлением правящих партий восточноевропейских стран к сохранению хотя бы минимальной внутр. Поддержки и нетерпимостью идеологов кпсс к любым переменам в союзных странах. Переломными стали события в польше в 1980-1981 гг., Где сформировался независимый профсоюз «солидарность», почти сразу занявший антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы представителей рабочего класса польши. В этой ситуации ссср и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. Кризис нашел временное решение с введением военного положения и установлением авторитарного правления генерала в. Ярузельского, сочетавшего подавление протеста с умеренными реформами в экономике. Мощный импульс преобразованиям в восточной европе дали процессы перестройки в ссср. В одних случаях инициаторами перемен выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся новаций, но считающие своим долгом следовать примеру кпсс. В других, как только стало ясно, что советский союз более не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в восточной европе, активизировались сторонники реформ. Возникали оппозиционные, антикоммунистические политические партии и движения. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнеров коммунистов, стали выходить из блока с ними.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 81. Причины кризиса и крах тоталитарной системы в восточной европе. Причины кризиса и крах тоталитарной системы в восточной европе. Кризис советской модели социализма в восточной европе начал развиватьс:

  1. 20 Крах социализма в Восточной Европе и проблемы современного развития восточно-европейских государств.
  2. 19 Восточная Европа после Второй мировой войны. Кризогенные черты социалистической модели в странах Восточной Европе.
  3. 40. Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция кризиса культуры по работе Шпенглера «Закат Европы».
  4. 23. Исполнительная власть в условиях становления, утверждения и кризиса советского тоталитарного государственного режима.
  5. Возникновение государственности у восточных славян: причины, особенности.
  6. 23. Причины, формы кризисов римского античного общества и их итоги.
  7. 24. Глобальный экологический кризис (предпосылки и причины возникновения, формы проявления и пути преодоления).

19.5.1. Московия

В восточной Европе кризис XVII столетия первой ощутила Московия. Те же проблемы, что испытывала вся Европа, здесь предстали в особенно острой форме. Население росло, а климат в этом географическом регионе ухудшился основательно; последствия были сокрушительными. Полный неурожай и голод 1601—1602 годах привели к обширному крестьянскому восстанию. Введение новых видов оружия организация стрелецких полков усиливали напряжение. Длительные войны против Казани и Речи Посполитой требовали от правительства больших расходов. Налоги возросли — в Новгороде их подняли в восемь раз на протяжении XVI столетия; это лишь усилило недовольство крестьян. Правительство пыталось установить систему коллективной ответственности крестьянских общин, но многие из них попросту снялись с мест и обосновались на новых землях вне досягаемости правительства.

Положение еще ухудшалось внутренними разногласиями правящих кругов, параноидальной политикой Ивана IV и отсутствием определенности касательно наследника престола. Ивану IV наследовал Федор, слабый правитель, фактически передоверивший правление своему зятю Борису Годунову. Когда Федор умер в 1598 году, на нем закончился род правящих московских князей. К власти пришел Борис, но многие не считали его законным правителем.

Между 1598 и 1613 годами в Московском государстве воцарилась анархия: после смерти Бориса в 1605 году царя не стало — был только ряд претендентов, пытавшихся доказать свои права на трон, но ни один из них не сумел взять страну под свой контроль. Крестьянские восстания продолжались, к ним добавилась иностранная интервенция — и Речь Посполитая, и Швеция воспользовались падением одного из своих главных соперников. К 1610 году ситуация стала настолько отчаянной, что кое-кто из боярской знати решился даже предложить трон князю Владиславу из Польши. Но, будучи убежденным католиком, Владислав не был принят православной церковью и частью правящей элиты. Польские войска удерживали Москву до 1612 года. В 1611 году поляки захватили Смоленск, а шведы — Новгород. Казалось вполне вероятным, что Московское государство прекратит свое существование и будет разделено между своими врагами, а в тех областях, которыми не интересовались другие государства, возникнет безвластие. Основное сопротивление полякам по религиозным мотивам оказал патриарх Московский, и по его инициативе был созван Земский Собор из представителей знати, церкви и ряда городов. В феврале 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова. Новой династии, чья законность оспаривалась еще много лет, предстояло править до 1917 года.

Хотя Романовы и установили контроль над территорией Московии, в течение нескольких десятилетий после 1613 года они были слабы, а вместе с ними и государство. Крестьянские волнения не прекращались, особенно на юге, и о каких-либо завоеваниях на юго-востоке, где обосновались исламские правители, не могло быть и речи — даже Смоленск удалось вернуть только в 1634 году.

19.5.2. Речь Посполитая

Польша и Литва избежали вовлечения в худшие из военных конфликтов начала XVII столетия, не считая вторжения на русские земли и оккупации Москвы. Военные новшества их задели мало, кавалерия осталась важнейшей частью армии, и необходимости в развитии сильной государственной власти не было. Содержание кавалерии обходилось недорого, и на военные нужды тратилось лишь около одной пятой государственного бюджета (в большинстве европейских государств эта доля составляла обычно более четырех пятых). Впрочем, у Польши имелся достаточно сильный военный флот, который сумел победить флот Швеции в 1627 году. Кроме того, власть Сейма была велика (больше даже, чем власть английского парламента) — он осуществлял контроль над распределением налогов. Серьезный кризис в Речи Посполитой наступил в середине столетия. В начале 1640-х годах по стране прокатились опустошительные набеги крымских татар, в 1648 году на юге взбунтовались казаки, потом снова имели место набеги из Крыма и наконец, мощное крестьянское восстание на Украине, поддержанное Москвой. В том же году умер Владислав IV, ему наследовал его младший брат Ян-Казимир. В 1655 году шведы вторглись в Поморье и разграбили Варшаву, Краков и ряд других городов.

Дела шли все хуже, и население вымещало негодование за свои трудности на евреях — в первой половине 1650-х годов около 100 000 человек были либо убиты, либо вынуждены бежать. Оставшиеся замкнулись в гетто. В целом между 1648 и 1660 годами погибло до четверти населения Польши. Польша также потеряла контроль над Бранденбургом (Пруссией), правитель которого, воспользовавшись этими внутренними проблемами, объявил себя независимым (в 1701 году его наследник наконец решил, что он заслуживает титула короля). В 1668 году Казимир прекратил борьбу и отрекся, став последним королем из семейства Ваза, которое правило Польшей с 1587 года.

Ситуация в Польше, тем не менее, не была хуже, чем в других европейских государствах того времени, и выход из кризиса XVII столетия, казалось, уже близко. Но на самом деле Речь Посполитая вступала в период беспрецедентного упадка, который привел к ее разделу и исчезновению как государства через сто с небольшим лет.

19.5.3. Крепостное право

Именно в XVI—XVII веках социальная история Восточной Европы начала сильно отклоняться от линии развития Западной. В обоих регионах в результате «черной смерти» и других эпидемий положение крестьянства улучшилось, поскольку возник дефицит рабочих рук у землевладельцев. Удовлетворить потребности феодалов в рабочей силе для их поместий насильственным путем было невозможно; потому все больше стали развиваться арендные отношения и денежный оброк (методы, применявшиеся в Китае уже почти две тысячи лет). Постепенно растущая коммерциализация экономики делала эти перемены выгодными. После 1500 года эти тенденции в западной Европе закрепились, и землевладельцы стали полагаться больше на денежную ренту, чем на крестьянский труд в качестве основного источника своих доходов. Другие формы повинностей постепенно теряли свое значение, хотя во Франции новые тенденции встречали некоторое противодействие.

Однако в части государств центральной Европы и полностью в восточной с конца XV столетия развитие пошло в прямо противоположном направлении. Крепостное право было вновь введено, крестьянские наделы экспроприированы в пользу землевладельцев, крестьяне были законодательно прикреплены к земле, которую обрабатывали, трудовые повинности, которые они были обязаны исполнять для землевладельцев, увеличены, а права землевладельцев расширены.

Причины таких различий были сложны. В Восточной Европе располагалось очень много земель, пригодных для обработки, и мало рабочих рук (плотность населения была намного ниже, чем в Западной Европе). Поэтому землевладельцам было трудно заставлять крестьян платить ренту: они могли уйти на свободные земли (которых практически не оставалось в Западной Европе), кроме того, уровень монетаризации экономики был намного ниже, чем на западе Европы. Законодательное закрепощение дало землевладельцам ту власть, которой им не хватало, принудило крестьян работать на них и позволило продавать производимый крестьянами излишек продуктов в свою пользу. Этот последний фактор отсутствовал в предыдущие века. Сельское хозяйство в помещичьих имениях коммерциализировалось, поскольку возрос вывоз зерна в западную Европу. За сто лет после 1460 года экспорт ржи из Речи Посполитой вырос в шестнадцать раз и составил треть всей продукции страны. Из Венгрии на запад перегоняли ежегодно 55 000 голов скота, и они составляли более 90 процентов всего венгерского экспорта. Восстановление крепостного права стало также возможным потому, что земельная аристократия либо контролировала, либо вообще монополизировала парламенты или штаты ряда государств и могла использовать политическую власть для укрепления своего экономического и социального господства. Крепостное право было закреплено законами в Богемии (1487 год), Польше (1495 год), Венгрии (1514 год), Пруссии (1526 год), Силезии и Бранденбурге (1528 год), Верхней Австрии (1539 год) и Ливонии (1561 год).

В Московии денежная экономика была еще менее развита, чем в других областях восточной Европы. В начале XVI столетия около 10 процентов населения составляли холопы — по сути, рабы, хотя в сельском хозяйстве они были задействованы мало. Основную часть населения представляли свободные (по закону) крестьяне, которые возделывали земли помещиков и за это расплачивались либо барщиной (трудовыми повинностями), либо оброком (в деньгах или натурой) — чаще всего, оброк был натуральным, поскольку денег в обороте было недостаточно. В 1497 году правительство постановило, что крестьяне могут уходить, куда захотят, лишь в течение двух недель в ноябре (после уборки урожая), при условии выплаты некоторой суммы. Однако рабочей силы по-прежнему не хватало, и некоторые землевладельцы готовы были даже выплачивать эту сумму за крестьян, чтобы переманить их к себе.

Политический, экономический и социальный крах Московии в конце XVI столетия окончательно узаконил крепостное право. В образовавшемся хаосе крестьяне бежали, бросая свои поля и деревни (в 1580-х годах более четырех пятых земель вокруг Москвы были заброшены), и оседали в новых, еще не освоенных местах. Землевладельцы, стремясь запастись рабочей силой, в 1581 году добились от правительства указа, запрещающего крестьянам в ряде областей страны куда-либо переселяться на протяжении «запретного года». Затем «запретными» стали объявлять почти каждый год, а в 1592 году действие указа было распространено на всю страну.

В период анархии, в начале XVII столетия, подчинить крестьянство было трудно, хотя с 1603 года все тот же указ издавался заново каждый год, который тем самым становился «запретным». После 1613 года, когда вновь было создано действующее правительство, соблюдение указа навязывалось крестьянам насильственно, и закрепощение завершилось. Наконец в 1649 году эти постановления официально включили в свод законов, и все крепостные были «привязаны» к месту своего жительства и владельцу земли; даже те из них, кто сбежал, формально оставались крепостными, как бы долго ни продолжалось их отсутствие.

С начала XVII столетия население Московии (а затем и России) все больше разделялось на знать и землевладельцев-помещиков с одной стороны, и массу крепостных — с другой, по мере того, как различия между разными категориями крестьянства постепенно стирались. К XVIII столетию около половины населения составляли крепостные, находящиеся в частной собственности, и еще одна четверть принадлежала церкви. Прочнее всего крепостное право держалось в наиболее развитых сельскохозяйственных областях, где трудом крепостных добывались излишки сельскохозяйственной продукции, которые потом могли быть проданы землевладельцами; в северных лесных районах и Сибири крепостных, принадлежащих частным лицам, почти не было.

Статус крепостных все время понижался, и вскоре они уже ничем не отличались от рабов. Феодалы могли переселить своих крепостных, куда им было угодно, в любое из своих поместий, а с начала 1660-х годов они покупали и продавали крепостных уже без земли (а впоследствии их выигрывали или проигрывали в карты). Крепостные сделались личной собственностью — землевладелец мог наказывать их по своему усмотрению, а для того, чтобы выехать из его поместья по его же делам, крепостному должны были выдать особый пропуск.

На самом деле практика продажи крепостных без земли появилась не раньше начала XVIII века, а наибольшего расцвета достигла при «просвещенном» правлении Екатерины II. Обязательные паспорта для крестьян, отлучающихся с места постоянного жительства, были введены при Петре I и отменены в 1906 году. (Прим. ред.)

Единственное право, которое отличало крепостных от обычных рабов, было право службы в армии. Однако это делалось не по их личному желанию, а по государственной разнарядке и произволу помещиков. До 1793 года служба в армии была пожизненной, а затем ее сократили до двадцати пяти лет — если солдату везло, и он доживал до этого срока.


Войны, социальные потрясения, эпидемии и природные катаклизмы на протяжении тысячелетий сотрясали Европу, каждый раз меняя ее геополитический вид и определяя пути развития. Европа шла от кризиса к кризису.

Ледниковый период (200 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.)

Ледниковые периоды – явления для нашей планеты привычные. Последний был одним из самых суровых: практически вся Европа оказалась во власти снегов. Это было царство покрытых густой шерстью крупных млекопитающих.

Около 12 тысяч лет назад льды начали понемногу отступать: климат в Европе стал более теплым и влажным, что дало толчок для активного заселения человеком новых территорий. Здесь люди научились обрабатывать землю, выращивать культурные растения и создавать первые очаги цивилизации.
Между крупными Ледниковыми периодами бывают малые. Именно такой охватил Европу в начале XIV века. Виной всему замедление течения Гольфстрим. Судя по хроникам, средневековая Европа пережила настоящую экологическую катастрофу. Дождливое лето сменялось холодными зимами, которые обрушивали мор и голод: повсеместно гибли урожаи, вымерзали виноградники и фруктовые сады.
Но в обозримом будущем человечеству не стоит бояться нового Ледникового периода. По мнению исследователей из Кембриджа, его наступление может быть отсрочено на неопределенное время из-за парникового эффекта.

Падение Римской империи (476)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации.
Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри. Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей.
Пытаясь решить свои проблемы за счет народных масс, Рим нажил себе грозного врага: волнения в среде крестьянства, колонов и рабов создавали серьезные проблемы римскому правительству.
На смену античному государству пришла другая – феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на многие столетия погрузилась в пучину смуты и раздора.

Чума (1346-1353)

Самая страшная эпидемия чумы прокатилась по Европе в середине XIV столетия. Зародившись в Азии, «черная смерть» с новой силой обрушилась на северные страны. За один только 1348 год от чумы умерло около 15 млн. человек – четверть населения Европы, а к 1352 году количество жертв достигло 25 млн.
Медицина средневековой Европы, находящаяся во власти религиозных предрассудков, оказалась совершенно не готова к противостоянию напасти. Немало врачей отказывало в помощи больным, опасаясь быть зачумленными.
Последствия эпидемии оказались катастрофическими для демографии Европы, которая восстановилась лишь к XIX столетию. Чума также повлияла на культурные и социально-экономические процессы в европейских странах. Казавшиеся прочными феодальные отношения дали трещину.

Протестантские войны (1562-1598)

В конце XVI века французская монархия переживала тяжелейший кризис. Итальянские походы Франции не удались, дворянство и аристократия находились на гране разорения, вовсю бушевал конфликт между католиками и протестантами. Все это вылилось в гражданскую междоусобицу.
С одной стороны за престолонаследие боролись Валуа, Гизы и Бурбоны, с другой – гугеноты добивались свободы вероисповедания. Примирения, казалось бы, удалось достигнуть, но кровавая бойня «Варфоломеевской ночи» (1572) свела на нет все усилия миротворцев.
Война вспыхнула с новой силой. А когда в конфликт вмешался Вильгельм Оранский, события грозили потрясти устои не только католического мира, но и всей Западной Европы. Впрочем, разум восторжествовал. Нантский эдикт (1598) стал первым в истории документом, провозгласившим религиозную веротерпимость.

Семилетняя война (1756-1763)

Уинстон Черчилль, наверное, справедливо назвал Семилетнюю войну Первой мировой, так как она охватила территории от Филиппин до Южной Америки. Но основной театр военных действий развернулся в Европе – в него оказались втянуты все крупные европейские страны.

Семилетняя война родила новую силу: в традиционное соперничество Франции и Англии вмешалась Пруссия, которая после прихода к власти Фридриха II постепенно превращалась в мощную державу. Пруссия, ведшая кровопролитные войны с Австрией, в конце концов укрепила свое господство в Восточной Европе. Окончание войны дало толчок объединению немецких земель.
Итоги Семилетней войны оказались позитивными и для России. Сражения выковали блестящих военачальников Екатерининской эпохи – Румянцева и Суворова: теперь Европе пришлось считаться с Россией как с серьезной силой.

Великая французская революция (1789-1793)

После поражения в Семилетней войне во Франции назревали серьезные перемены. Королевская власть себя дискредитировала не только в глазах рядовых граждан, но и в среде дворянства и буржуа. В стране не было четкого законодательства, коррупция преступила все разумные границы, а архаичная система привилегий упорно тянула королевство назад.

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров всех мастей и сословий.
Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек. Но Европа не извлекла ее печальные уроки: революции последующих столетий по своей беспощадности станут достойными продолжателями французской предшественницы.

Наполеоновские войны (1799-1815)

Наполеон Бонапарт стал одним из ужасных детищ французской революции. Его неуемные имперские амбиции на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России.
Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

Бонапарт был одержим идеей передела Европы и успешно начал осуществлять свои планы: так на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований. В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии.
Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял. Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года. Первая мировая война во многом определила пути развития некоторых европейских стран: в России и Германии пришел конец империи, распалась Австро-Венгерская монархия, а в Прибалтике появились независимые государства. Но самым страшным итогом стал рост реваншистских настроений в Германии.

Вторая мировая война (1939-1945)

Вторую мировую войну можно рассматривать как продолжение не решенного конфликта между европейскими странами во время Первой мировой. Новый виток противостояния двух военно-политических коалиций вошел в историю как самая крупномасштабная война. Она велась на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства.
Нет равных Второй мировой войне и по количеству людских жертв – по некоторым подсчетам 65 млн. человек! Учитывая, что основные события разворачивались на европейских фронтах, эта война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике.
Итоги войны коренным образом повлияли на положение стран Восточной Европы, в которых утвердились социалистические режимы. Это в свою очередь на долгие годы способствовало охлаждению отношений между СССР и западноевропейскими странами.

Вопросы и задания:

1. Сравните цели и характер действий польской «Солидарности» с выступлениями в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968). В чём особенности польского движения? Было ли что-то общим в событиях во всех трёх странах?

Участники польского объединения «Солидарность» как и участники выступлений Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) имели целью реформировать общества, выступали за признание свободных, независимых от государства профсоюзов и право рабочих на забастовки, прекращение преследования за убеждения, расширение доступа общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др.

Особенностью движения «Солидарность» была ее массовость. Если выступления в Венгрии имели место только в Будапеште, а в Чехословакии исходили от верхушки Коммунистической партии, то движение «Солидарность» охватило всех польских рабочих.

Схожим для всех трех выступлений стало военное вмешательство СССР, т.е. решение вопроса силовым способом.

2. Каковы были основные движущие силы событий ноября – декабря 1989 г. в ГДР? *Как вы ответите на вопрос: почему пал коммунистический режим в ГДР?

Основной движущей силой событий ноября-декабря 1989 года в ГДР стало желание народа обновить существующий строй во всем – в экономике, политике, идеологии и др..

Значительное влияние на падение коммунистического режима в ГДР оказало, во-первых параллельные антикоммунистические выступления в соседних странах, во-вторых, наличие соседнего процветающего ФРГ и низкая производительность и уровень жизни в ГДР, в-третьих, обоюдное желание двух Германий объединится, а власть коммунистов в ГДР этому мешало.

3. Выясните по учебнику отечественной истории, какие события происходили в 1980-е – начале 1990-х годов в СССР. Как они влияли на события 1989 – 1990 гг. в восточноевропейских странах?

В начале 1980-х гг. в СССР наблюдался застой, позже начали проявляться кризисные явления. С 1985 в СССР началась «перестройка», целью которой была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

В 1987 «перестройка» в СССР была объявлена новой государственной идеологией.

С этого времени в общественной жизни провозглашается политика гласности – смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались;

В экономике разрешалось частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

Во внешней политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс: отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Все эти явления не могли не сказаться на жизни Восточного блока, где реформирование проходило одновременно с СССР, так как коммунистические партии получали указания из Москвы.

Кроме того, в ходе перестройки в СССР начался глубокий экономический и политический кризис и контролировать, как это было раньше, своих союзников он не мог, так как внутренние вопросы были важнее. Таким образом странам Восточного блока никто не мешал проводит внутренние политические перевороты.

4. Почему события ноября – декабря 1989 г. в Чехословакии были названы «бархатной революцией»? Чем они отличались, например, от событий в Румынии?

Потому что выступления граждан Чехословакии, а также их разгон проходили достаточно мирным способом. Несмотря на первоначальные столкновения демонстрантов с силовыми структурами коммунистической партии, в целом революция осуществилась бескровно, в связи с чем и получила своё название. Тем не менее, в результате массовых выступлений произошел переход власти от коммунистов к демократическим силам. Правительство вынуждено было вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря 1989 года было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий.

Например, в Румынии переход власти от коммунистов сопровождался более кровавыми действиями, такими например как смертный приговор Чаушеску и его супруге.

5. Назовите основные причины обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990-е годы. *Выскажите ваше мнение о том, как можно урегулировать такие конфликты.

Основной причиной для обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990-ые годы стало желание многих стран получить национальное самоопределение.

В 1991 – 1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик – Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.

Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты – к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита – кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).

На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992 – 1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи людей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии во-енные действия в Боснии были остановлены.

В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора – НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба. В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.

Мне кажется, что избежать данных конфликтов можно было, если бы страны могли договорится между собой, как было при разделе Чехословакии, из которой мирно выделилась Чехия и Словакия после референдума в 1992 году.

6. Какие силы находились у власти в странах Восточной Европы в 1990-е годы и в начале XXI в.? Охарактеризуйте их внутреннюю и внешнюю политику.

В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.

Во внешней политике центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран – прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. – еще 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. – Румыния и Болгария.