Педагогика и психология высшей школы. Проблемы психологии обучения в высшей школе. Объем дисциплины и виды учебной работы


Педагогика и психология высшей школы

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие

Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова

проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 2-6; гл. 7 1; гл.8, 9);

доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 1; гл. 2, 3; гл. 4 4; гл. 6 7, 8, 9);

проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 1, 2, 3; гл.6 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);

проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 1; часть 2, гл. 7);

доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 7; гл. 6 10, 11);

канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 4, 6).

В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

2. Место технического университета в российском образовательном пространстве

3. Фундаментализация образования в высшей школе

4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

5. Интеграционные процессы в современном образовании

6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

7. Информатизация образовательного процесса

Глава 2. Педагогика как наука

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории

2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

Глава 3. Основы дидактики высшей школы

1. Общее понятие о дидактике

2. Сущность, структура и движущие силы обучения

3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

4. Методы обучения в высшей школе

Глава 4. Структура педагогической деятельности

1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе

2. Семинарские и практические занятия в ВШ

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

4. Основы педагогического контроля в высшей школе

Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

1. Этапы и формы педагогического проектирования

2. Классификация технологий обучения высшей школы

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

4. Интенсификация обучения и проблемное обучение

5. Активное обучение

6. Деловая игра как форма активного обучения

7. Эвристические технологии обучения

8. Технология знаково-контекстного обучения

9. Технологии развивающего обучения

10. Информационные технологии обучения

11. Технологии дистанционного образования

Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов

Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога

Глава 9. Педагогическая коммуникация

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Глава 1. Особенности развития личности студента

Глава 2. Типология личности студента и преподавателя

Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента

Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"

Приложение 2. Психологические схемы "Общение и социально-психологическое воздействие"

Глава 4. Психология профессионального образования

1. Психологические основы профессионального самоопределения

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

3. Психология профессионального становления личности

4. Психологические особенности обучения студентов

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов

6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления

7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп

Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"

Список литературы

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1. Роль высшего образования в современной цивилизации

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

В учебном пособии рассмотрены вопросы психологии и педагогики высшей школы: особенности развития личности студента, типология личности студента, кризисы профессионального становления. Даны методы и средства обучения, формы и подходы контроля и оценки знаний, умений и навыков, а также методы профессионального воспитания студентов. Учебный материал четко систематизирован, отражает современные теоретические и практические разработки, написан в доступной для понимания форме.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.
    Предназначено для студентов, аспирантов ВУЗов, слушателей ФПК и курсов послеВУЗовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей ВУЗов.

    Предмет педагогической науки.
    Наука - одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука - это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.

    Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

    Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.).

    ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Часть 1
    ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом
    1. Роль высшего образования в современной цивилизации
    2. Место технического университета в российском образовательном пространстве
    3. Фундаментализация образования в высшей школе
    4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе
    5. Интеграционные процессы в современном образовании
    6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании
    7. Информатизация образовательного процесса
    Глава 2. Педагогика как наука
    1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории
    2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками
    Глава 3. Основы дидактики высшей школы
    1. Общее понятие о дидактике
    2. Сущность, структура и движущие силы обучения
    3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности
    4. Методы обучения в высшей школе
    Глава 4. Структура педагогической деятельности
    1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
    2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности
    3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
    4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
    Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе
    1. Лекция
    2. Семинарские и практические занятия в ВШ
    3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых
    4. Основы педагогического контроля в высшей школе
    Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
    1. Этапы и формы педагогического проектирования
    2. Классификация технологий обучения высшей школы
    3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль
    4. Интенсификация обучения и проблемное обучение
    5. Активное обучение
    6. Деловая игра как форма активного обучения
    7. Эвристические технологии обучения
    8. Технология знаково-контекстного обучения
    9. Технологии развивающего обучения
    10. Информационные технологии обучения
    11. Технологии дистанционного образования
    Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов
    Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога
    Глава 9. Педагогическая коммуникация
    Часть 2
    ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

    Глава 1. Особенности развития личности студента
    Глава 2. Типология личности студента и преподавателя
    Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента
    Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"
    Приложение 2. Психологические схемы "Общение и социально-психологическое воздействие"
    Глава 4. Психология профессионального образования
    1. Психологические основы профессионального самоопределения
    2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии
    3. Психология профессионального становления личности
    4. Психологические особенности обучения студентов
    5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов
    6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления
    7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп
    Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"
    Список литературы.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Педагогика и психология высшей школы, Самыгин С.И., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 § 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 § 2-6; гл. 7 § 1; гл.8, 9);

    доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 § 1; гл. 2, 3; гл. 4 §4; гл. 6 § 7, 8, 9);

    проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 § 1, 2, 3; гл.6 § 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);

    проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 § 1; часть 2, гл. 7);

    доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 § 7; гл. 6 § 10, 11);

    канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 § 4, 6).

    Издательство: Феникс, 2002 г. 544 стр. ISBN 5-222-02284-6

    В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

    Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.

    Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.

    Часть 1

    ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

    1. Роль высшего образования в современной цивилизации

    2. Место технического университета в российском образовательном пространстве

    3. Фундаментализация образования в высшей школе

    4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

    5. Интеграционные процессы в современном образовании

    6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

    7. Информатизация образовательного процесса

    Глава 2. Педагогика как наука

    1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории

    2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Глава 3. Основы дидактики высшей школы

    1. Общее понятие о дидактике

    2. Сущность, структура и движущие силы обучения

    3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

    4. Методы обучения в высшей школе

    Глава 4. Структура педагогической деятельности

    1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

    2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

    3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

    4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

    Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе

    2. Семинарские и практические занятия в ВШ

    3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

    4. Основы педагогического контроля в высшей школе

    Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

    1. Этапы и формы педагогического проектирования

    2. Классификация технологий обучения высшей школы

    3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

    4. Интенсификация обучения и проблемное обучение

    5. Активное обучение

    6. Деловая игра как форма активного обучения

    7. Эвристические технологии обучения

    8. Технология знаково-контекстного обучения

    9. Технологии развивающего обучения

    10. Информационные технологии обучения

    11. Технологии дистанционного образования

    Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов

    Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога

    Глава 9. Педагогическая коммуникация

    ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

    Глава 1. Особенности развития личности студента

    Глава 2. Типология личности студента и преподавателя

    Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента

    Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"

    Приложение 2. Психологические схемы "Общение и социально-психологическое воздействие"

    Глава 4. Психология профессионального образования

    1. Психологические основы профессионального самоопределения

    2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

    3. Психология профессионального становления личности

    4. Психологические особенности обучения студентов

    5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов

    6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления

    7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп

    Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"

    Список литературы

    Учебное пособие



    УДК 159.9:37.0 ББК 88.74.00 Ш24

    Серия основана в 2003 году

    Рецензенты

    К.Ш. Ахияров С.Е. Матушкин , доктор педагогических наук, профессор

    Шарипов Ф.В.

    Ш24 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Ша-рипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с. – (Новая университетская биб-лиотека).

    ISBN 978-5-98704-587-9

    Излагается курс теории и практики педагогики и психологии выс-шего образования. Раскрываются сущность и структура образова-тельного процесса, цели и содержание высшего профессионально-го образования, концепции, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания. Освещаются проблемы организации научно-исследовательской работы студентов и студенческого самоу-правления, а также контроля и оценки результатов обучения. Особое внимание уделяется внедрению современных педагогических техно-логий, повышению качества высшего профессионального образова-ния. Рассматриваются психология учебно-познавательной деятель-ности студентов, психологические особенности студенчества, основы психолого-педагогической диагностики, профессиональная деятель-ность и личность преподавателя, вопросы учебно-педагогического сотрудничества и общения.

    Для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей вузов. Может использоваться в системе повышения квалификации профес-сорско-преподавательского состава высшей школы. Представляет ин-терес для преподавателей средних профессиональных учебных заведе-ний и менеджеров по управлению персоналом предприятий и органи-заций.

    УДК 159.9:37.0 ББК 88.74.00

    ISBN 978-5-98704-587-9 © Шарипов Ф.В., 2012

    © Логос, 2012


    ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 9

    ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ..................................................... 15

    ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ................................................... 17

    1.1. Объект, предмет и задачи педагогики.......................................................... 17

    1.3. Предмет педагогики высшей школы............................................................ 21

    1.4. Место педагогики высшей школы в системе наук................................................ 24

    ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ.................................................................................... 28

    2.1. Проблема определения целей образования...................................................... 28

    2.2. Иерархия целей высшего профессионального образования....................................... 32

    2.3. Модель личности специалиста............................................................... 37

    2.4. Компетентностный подход в образовании.................................................... 44

    ОБРАЗОВАНИЯ.................................................................................... 49

    3.1. Сущность и структура содержания образования............................................... 49

    3.2. Принципы и критерии отбора содержания профессионального

    образования................................................................................. 53

    3.3. Нормативные документы, регламентирующие содержание

    образования................................................................................. 56

    3.4. Факторы, детерминирующие содержание высшего

    профессионального образования.................................................................. 59

    3.5. Графическое моделирование содержания образования........................................... 62

    ГЛАВА 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА

    ОБУЧЕНИЯ....................................................................................... 66

    4.1. Сущность и характеристика процесса обучения................................................ 66

    4.2. Функции и этапы процесса обучения......................................................... 69

    4.3. Концепции обучения........................................................................ 73

    4.4. Личностно ориентированное обучение........................................................ 76

    4.5. Закономерности и принципы обучения....................................................... 81

    ГЛАВА 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 85

    5.1. Классификация методов обучения............................................................. 85

    5.2. Методы проблемного обучения............................................................... 88

    5.3. Групповые методы решения проблем................................................................ 94

    5.4. Метод проектов............................................................................. 99


    ГЛАВА 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ................................................... 104

    6.1. Сущность и особенности педагогической технологии.......................................... 104

    6.2. Технология модульного обучения............................................................ 107

    6.3. Технология знаково-контекстного обучения.................................................. 112

    6.4. Технология игрового обучения.............................................................. 116

    ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    ОБУЧЕНИЯ..................................................................................... 123

    7.1. Сущность и особенности информационно-компьютерной

    технологии обучения........................................................................ 123

    7.2. Электронные средства обучения............................................................ 125

    7.3. Разработка электронного учебника......................................................... 130

    7.4. Дистанционное обучение.................................................................. 133

    ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ............................................ 143

    8.1. Система организационных форм обучения в вузе............................................. 143

    8.2. Лекция как ведущая организационная форма обучения........................................ 144

    8.3. Семинарские занятия...................................................................... 155

    8.4. Практические занятия.................................................................... 163

    8.5. Лабораторный практикум................................................................. 165

    8.6. Анализ занятия........................................................................... 168

    ГЛАВА 9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ........................................... 171

    9.1. Значение и сущность самостоятельной работы.............................................. 171

    9.2. Место учебной задачи в структуре самостоятельной работы................................. 176

    9.3. Управление самостоятельной работой студентов............................................ 179

    9.4. Организация и виды самостоятельной работы.............................................. 183

    9.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной

    работы.................................................................................. 190

    ГЛАВА 10. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    СТУДЕНТОВ.................................................................................... 193

    10.1. Цель и содержание научно-исследовательской работы

    студентов................................................................................ 193

    10.2. Учебно-исследовательская работа студентов как часть их

    профессиональной подготовки................................................................. 197

    10.3. Организация научно-исследовательской работы студентов.................................. 203

    10.4. Формы организации научно-исследовательской работы

    студентов в высшей школе.................................................................... 206

    ГЛАВА 11. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СТУДЕНТОВ.................................................................................... 215

    11.1. Виды и значение контроля учебной деятельности............................................ 215

    11.2. Методы контроля знаний и умений студентов.............................................. 217

    11.3. Оценка результатов учебной деятельности......................................................... 221

    11.4. Контроль качества профессионального образования.............................................. 227


    ГЛАВА 12. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ............................................................... 231

    12.1. Сущность, цели и задачи воспитания....................................................... 231

    12.2. Воспитание как социализация личности........................................................ 238

    12.3. Законы и принципы воспитания............................................................... 241

    12.5. Методы и организационные формы воспитания................................................. 262

    ГЛАВА 13. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ................................................ 268

    13.1. Сущность, цели и задачи студенческого самоуправления...................................... 268

    13.2. Функции органов студенческого самоуправления................................................. 274

    13.3. Формы организации студенческого самоуправления............................................... 277

    ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................... 283

    ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СТУДЕНТОВ.................................................................................... 285

    14.1. Общая характеристика деятельности...................................................... 285

    14.2. Деятельность и познавательные процессы...................................................... 288

    14.3. Структура и виды учебно-познавательной деятельности

    студента................................................................................. 299

    14.4. Мотивация учебно-познавательной деятельности.......................................... 302

    ГЛАВА 15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    СТУДЕНЧЕСТВА................................................................................. 307

    15.1. Особенности развития личности студента................................................. 307

    15.2. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов.......................................... 313

    15.3. Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза............................................. 319

    15.4. Типология личности студента................................................................ 327

    ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА...................................................... 335

    16.1. Малая группа как социально-психологический феномен....................................... 335

    16.2. Социально-психологическая характеристика студенческой

    группы (коллектива)........................................................................ 338

    16.3. Социально-психологический климат коллектива............................................. 342

    16.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения.............................................. 345

    ГЛАВА 17. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

    ДИАГНОСТИКИ................................................................................. 352

    17.1. Сущность и задачи психолого-педагогической диагностики................................... 352

    17.2. Методы психодиагностики.................................................................. 355

    17.3. Тестирование личности..................................................................... 361

    17.4. Методы изучения и оценки деятельности и свойств личности

    специалиста.............................................................................. 366

    ГЛАВА 18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА........................................................................... 372

    18.1. Общая характеристика деятельности преподавателя........................................ 372

    18.2. Основные функции научно-педагогической деятельности.......................................... 377


    Оглавление
    18.3. Мотивация педагогической деятельности...............................................
    18.4. Педагогическое мастерство преподавателя............................................
    ГЛАВА 19. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ НАУЧНО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.........................................................
    19.1. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя
    вуза..............................................................................................................................
    19.2. Коммуникативная компетентность преподавателя............................
    19.3. Организаторская компетентность преподавателя...............................
    19.4. Креативная компетентность..........................................................................
    19.5. Личностные свойства преподавателя........................................................
    ГЛАВА 20. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
    И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.................................
    20.1. Общая характеристика учебного сотрудничества................................
    20.2. Сущность и основные характеристики общения.................................
    20.3. Функции и стиль педагогического общения..........................................
    20.4. Приемы и формы педагогического общения.........................................
    20.5. Барьеры общения и способы их устранения..........................................
    ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................

    ВВЕДЕНИЕ

    Начиная с 80-х годов прошлого века и по сегодняшний день в ми-ре услуг наблюдаются следующие тенденции:

    Глобализация образования как сферы общественных отношений

    и рынка услуг;

    Повышение требований и запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг к качеству образования;

    Проникновение новейших технологий передачи данных в обра-зовательную сферу;

    Появление новых форм освоения знаний, конкурирующих с тра-диционными способами оказания образовательных услуг;

    Появление концепции непрерывного образования и рост коли-чества учащихся разного возраста.

    Социально-экономические условия России еще более усиливают

    и обостряют эти явления за счет ужесточения конкуренции на ре-гиональном и национальном рынках образовательных услуг, необ-ходимости повышения производительности педагогического труда

    и учебной деятельности студентов, потери университетами былой стабильности, особенно в области содержания и технологии обра-зования, из-за общей экономической нестабильности государства,

    и в частности региональной нестабильности.

    Следует отметить, что кризис российского образования носит объективных характер и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что российская образовательная система стала частью миро-вого образовательного сообщества, в котором идут процессы пере-хода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях.

    Широкое внедрение в сферу образования новейших инфор-мационных и коммуникационных технологий, в первую очередь таких, как сети Интернет и Интранет, привело к становлению «электронно-прозрачного» мирового рынка образовательных услуг, выражающегося в возможности потребителя-клиента прак-тически мгновенно по компьютерным сетям получить информа-цию о потребительских свойствах интересующих его образователь-ных услуг. Это обусловило резкий рост конкуренции между вузами. Наблюдается естественный переход от экономики массового про-


    10 Введение

    изводства с диктатом производителя благ к ориентированной на клиента экономике индивидуальных услуг. В результате кардиналь-но меняются роль и образ клиента для вуза. Происходит переход от безликого массового потребителя образовательных услуг к ин-дивидуализации и персонификации заказчика, клиента, студента, образовательные потребности которых призвано удовлетворить высшее учебное заведение. Заказчики, получающие все большую свободу выбора, становятся все более требовательными.

    Одной из основных общемировых тенденций, задающих направ-ление развития систем высшего образования, в настоящее время стало сокращение государственного финансирования высших учеб-ных заведений. Это вызвано объективными экономическими, демо-графическими и социокультурными процессами, которые в конце ХХ века имели место как в странах Запада, так и в России. Все раз-витые страны мира находятся в состоянии систематического рефор-мирования системы образования.

    Главной причиной кризиса образования в современном мире яв-ляется то, что качественно изменившийся мир не отражен в содер-жании и формах образования.

    Что касается системы образования России на современном этапе, то одним из основных результатов ее реформирования яв-ляется сохранение единства образовательного пространства по всей стране и развитие разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса.

    В последние десять лет в системе высшего образования проис-ходят структурные изменения, проводимые в русле Болонского процесса. Свое начало Болонский процесс отсчитывает с 19 июня 1999 г., когда министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация «О создании единого европейско-го пространства высшего образования». Участники этой декларации приняли на себя определенные обязательства, в частности:

    1) ввести двухуровневую систему высшего образования (бакалав-риат и магистратуру);

    2) организовать выдачу выпускникам вузов Европейских прило-жений к дипломам бакалавра и магистра единого образца;

    3) ввести в качестве единицы трудоемкости учебного труда сту-дентов академический кредит. При расчете кредитов в трудоемкость засчитываются часы аудиторных занятий, время выполнения раз-личных видов самостоятельной работы студентов, часы производ-ственной практики и т.д. За учебный год начисляется 60 академиче-ских кредитов;


    Введение

    4) предусмотреть академическую мобильность студентов, препо-давателей и административного персонала вузов (возможность их стажировки в вузах зарубежных стран);

    5) обеспечить контроль качества высшего образования; выра-ботать, поддерживать и развивать европейские стандарты качества

    с применением сравнимых критериев, механизмов и методов их оценки;

    6) создать единое европейское исследовательское пространство. Кроме того, было рекомендовано вузам обеспечить социальную

    поддержку малообеспеченных студентов, внедрить модульную си-стему организации образовательного процесса и технологию дис-танционного обучения.

    Цель Болонского процесса – создание единого европейского об-разовательного пространства, направленного на улучшение трудо-устройства выпускников, повышение их мобильности и обеспечение конкурентоспособности европейской высшей школы. Болонский процесс – это процесс структурной перестройки, которая предусма-тривает реформирование национальных систем высшего образова-ния, изменение образовательных программ и необходимые институ-циональные преобразования в высших учебных заведениях.

    Наша страна присоединилась к Болонскому соглашению в 2003 г. Что касается многоуровневой системы высшего образования, то она внедряется в вузах начиная с 1993 г. В Российской Федерации были установлены следующие ступени высшего профессионального обра-зования: «бакалавр», «дипломированный специалист» и «магистр».

    Бакалавр – академическая квалификация, приобретаемая студен-том после освоения базовой программы обучения. Нормативный срок программы подготовки бакалавра при очной форме обуче-ния – 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании государственной аттестационной комиссии и дает право на поступление в магистратуру.

    Дипломированный специалист – лицо, получившее высшее про-фессиональное образование, успешно прошедшее итоговую аттеста-цию, подтвержденную присвоением ему квалификации дипломиро-ванного специалиста. Срок освоения образовательных программ для получения этой квалификации составляет не менее 5 лет.

    Магистр – высшая квалификация, приобретаемая студентом по-сле окончания магистратуры. Нормативный срок программы подго-товки магистра (при очной форме обучения) – 2 года на базе четырех-летнего бакалавриата. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании государственной комиссии и дает право поступления в аспирантуру.


    12 Введение

    С 2011 г. квалификации бакалавра и магистра становятся основ-ными квалификациями выпускников российских вузов.

    В русле Болонского процесса и реформирования системы высшего образования в нашей стране осуществляется формирование сети науч-ных и образовательных центров, объединяющей федеральные универ-ситеты, исследовательские вузы, а также крупнейшие университеты. Федеральным законом Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные ак-ты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» дано определение двум новым видам университе-тов.

    Федеральный университет – высшее учебное заведение, котороереализует инновационные программы высшего и послевузовско-го профессионального образования, интегрированные в мировое пространство, выполняет фундаментальные и прикладные иссле-дования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию на-уки и доводит результат интеллектуальной деятельности до прак-тического применения. Федеральный университет создается по геополитическим соображениям, и основной его миссией является формирование кадрового и научного потенциалов комплексного социально-экономического развития региона. Статус федерального университета предоставляется бессрочно.

    Статус федерального университета получили Дальневосточный государственный университет и др.

    На статус национального исследовательского университета может претендовать университет, который эффективно занимается обра-зовательной деятельностью, а также выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

    Категория «национальный исследовательский университет» уста-навливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологии, техники, отраслей экономики, соци-альной сферы, развитие и внедрение в производство высоких тех-нологий.

    Важнейшими отличительными признаками национального ис-следовательского университета являются:

    Способность генерирования знаний, обеспечение эффективного внедрения новых технологий в экономику;

    Проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;


    Введение

    Наличие высокоэффективной системы подготовки магистров

    и кадров высшей квалификации, развитой системы программ пос-левузовской переподготовки и повышения квалификации;

    Высокая степень интеграции науки и образования;

    Международное признание научной и образовательной деятель-ности;

    Эффективная система коммерциализации научных результатов. Эффективность образования определяется его результатами в со-

    поставлении с целями и средствами их достижения, а также вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить не только в сегодняшней дей-ствительности, но и в будущем.

    Одним из элементов реформирования высшей школы в нашей стране является внедрение универсальной, преобладающей в мире модели высшего образования, предусматривающей подготовку бака-лавров и магистров. Выпускники вуза с дипломом магистра, ориен-тированные на научно-педагогическую деятельность, получают право занимать должности преподавателей в средних профессиональных

    и высших учебных заведениях. Следовательно, они должны владеть психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для препода-вательской деятельности.

    Психологические знания преподавателя позволяют ему лучше изучать (познавать), понимать самого себя и других людей, прежде всего студентов. Познание психики человека означает выявление

    и оценку его психологических свойств, состояния, направленно-сти, отношений и особенностей познавательной, эмоциональной

    и волевой сфер. Психолого-педагогические знания способствуют лучшей организации преподавателем образовательного процесса, выбору эффективных методов и средств обучения, взаимодействию со студентами, установлению с ними психологического контакта и в случае необходимости оказанию на них психолого-педагогического воздействия, эффективному общению с людьми, установлению бла-гоприятного психологического климата в студенческой группе (кол-лективе), формированию и развитию положительной мотивации учебно-познавательной активности.

    Учитывая большое значение психолого-педагогических знаний для магистрантов и аспирантов как будущих преподавателей и специали-стов, призванных работать в учебных заведениях, в учебных планах их подготовки предусмотрено изучение учебной дисциплины «Психология

    и педагогика высшей школы». Это обстоятельство обусловило необхо-димость издания соответствующего учебного пособия.


    14 Введение

    Курс «Педагогика и психология высшей школы» призван решать следующие задачи:

    Научить организации познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы и научного творчества;

    Помочь освоить методику самообразования, научить находить новые способы решения профессионально-педагогических задач;

    На основе психолого-педагогических знаний научить осущест-влять всестороннюю подготовку студентов к успешной профессио-нальной деятельности, обеспечить высокий педагогический уровень их обучения и воспитания.

    В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

    иметь представление

    Об основных достижениях, проблемах и тенденциях развития педагогики высшей школы в России и за рубежом,

    О нормативных основах функционирования системы высшего образования;

    знать

    Сущность и закономерности процесса обучения студентов,

    Педагогические основы определения целей и содержания выс-шего профессионального образования,

    Принципы и методы обучения в высшей школе,

    Основные формы организации учебного процесса в высшей школе,

    Педагогические технологии и особенности их применения в выс-шей школе,

    Сущность, цели, принципы, содержание, методы и формы вос-питания студентов,

    Психологические особенности студенчества,

    Методы психолого-педагогической диагностики,

    Психологию педагогической деятельности,

    Особенности влияния на результаты педагогической деятельно-сти индивидуальных различий студентов;

    уметь

    Определять главное при отборе и структурировании учебного материала,

    Прогнозировать трудности и ошибки в работе студентов,

    Осуществлять контроль за качеством знаний и учебной деятель-ностью студентов,

    Управлять психологическим состоянием группы и отдельных студентов;

    иметь опыт

    Дидактически перерабатывать материал науки в материал препо-давания,


    Применять методы психолого-педагогических исследований в организации учебного процесса.


    Часть I

    ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ