Образовательная платформа moodle. Moodle. Устанавливаем платформу и тестируем ее возможности. Платформа Moodle как образовательная среда: рабочие правила и инструкции






Почему Moodle? o Это бесплатная платформа o С отрытым кодом o Доступна на 78 языках o Имеющая модульную структуру o Содержащая необходимые функции и инструменты для обеспечения процесса обучения o Дающая возможность моделировать свое рабочее пространство самостоятельно


Что будут участники проекта делать в Moodle? (цели платформы) Обмениваться документами, идеями, ссылками и т.п. Сотрудничать со школой-партнером Общаться со всеми участниками проекта Создавать учебные материалы Взаимодействовать с экспертами проекта Делиться результатами проделанной работы






Возможности рабочего пространства пилотных школ проекта Форум: Вы можете открывать темы и обсуждать любые важные для Вас вопросы Чат: Вы можете общаться с партнерами в режиме реального времени Wiki: Вы можете совместно создавать документы с членами Вашей команды или с партнерами





Принципы общения Давайте общаться в Moodle по возможности как можно чаще Обменивайтесь идеями и информацией с коллегами и общайтесь друг с другом активнее. Чем больше мы будем делиться информацией, тем больше мы получим взамен Не волнуйтесь об уровне Вашего владения английским языком и опыте работы в Moodle – мы все здесь друг для друга ученики и учителя Размещая материалы, не забывайте об авторских правах С вопросами по разработке и содержанию материалов Вы можете обратиться к экспертам проекта - они также зарегистрированы в Moodle С любыми техническими вопросами и проблемами обращайтесь к администраторам платформы



Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

Когда заказчик просит развернуть ПО для eLearning или дистанционного обучения, каждый вкладывает в эти слова свой смысл:

  • Репетиторы и преподаватели, привыкшие к классно-урочной системе, чаще всего имеют в виду вебинары - им хочется просто делать то же самое, что они привыкли, только через интернет.
  • Издатели учебников и преподаватели, не планирующие покидать offline, обычно грезят об электронных учебниках для самостоятельного обучения учеников или для демонстрации на очных уроках.
  • Руководители небольших ВУЗов иногда воображают «магический черный ящик», куда можно загрузить учеников первого курса и вспомнить о них на выдаче диплома. Желательно, чтобы в «ящике» уже «лежали» все учебные материалы и алгоритмы по их применению.
  • В более крупных ВУЗах чаще нуждаются в централизованной системе тестирования, сбора и рецензирования письменных работ с автоматической проверкой их на плагиат.
  • Иногда eLearning представляют «серебряной пулей» решающей все проблемы ВУЗа. Стоит внедрить «eLearning» и всё сразу станет как надо: появятся учебные программы и сами-собой сертифицируются по образовательным стандартам третьего поколения, внедрится болонская система и модульное обучение, откуда-ни-возьмись вырастет ветвистое дерево компетенций, на котором зацветут привязанные к ним учебные материалы и творческие задания, преподаватели перестанут брать взятки, помолодеют и осовременятся, ученики перестанут «сдавать» и начнут «изучать». Достаточно выбрать правильный «eLearning» в красивой коробочке, купить и нажать кнопочку «Установить», а лучше попросить студента «за зачет» бесплатно скачать в интернете и поставить на старенькой машине с Windows 98 в лаборатории.
  • К сожалению, довольно распространена категория заказчиков, которым выделили деньги на eLearning и им нужно их потратить как-нибудь. Как ни странно, для IT-шника это одна из самых проблемных категорий, так как они часто исходят не из целесообразности, а из своих представлений о солидности и престижности тех или иных технологий и терминов.
  • Владельцы языковых школ хотят систему биллинга, учета и контроля видеоконференций, интегрированную с системами оплаты. Нечто, похожее на агентства-таксопарки, только с учителями в видеоконференции вместо таксистов.
  • Кадровые службы нуждаются в инструменте хранения истории повышения квалификации и организации дистанционного обучения и аттестации без отрыва от производства.
  • Новое веяние - электронные журналы и дневники, добровольно-принудительно внедряемые во всех школах, в лице нескольких продуктов-фаворитов, продвигаемых коммерческими компаниями или региональными госучреждениями, обычно - центрами при департаментах образовани. Объединены одной общей чертой: организованы на подобии сервисов сдачи налоговой отчетности online - заполняются вручную, без связи с обучением, в параллель к бумажным журналам. То есть бумажный журнал online, иногда erp/crm (распределение ресурсов, коммуникация с «клиентом»), но образовательной функции либо совсем нет, либо она не пригодна к применению.
  • Существуют и гораздо более экзотические варианты, включающие обучение в виртуальных вселенных, работу с виртуальными моделями и лабораториями и др.
В действительности, понятие eLearning шире всего перечисленного - это прежде всего новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами и добавлением функции интернет-магазина.
С точки зрения IT, eLearning это прежде всего инфраструктура, обеспечивающая базовые и дополнительные сервисы:
  • аутентификация и авторизация пользователей;
    • ведение реестра пользователей;
  • распределение полномочий;
    • контроль доступа;
    • гибкая настройка ролей;
    • назначение и отмена полномочий, доступов к материалам и функциям системы;
    • интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
  • площадка для выкладки материалов, поддерживающая специфические виды контента:
    • тексты, веб-страницы, аудио- видио- и произвольные файлы;
    • тесты с автоматической проверкой;
    • интерактивные учебные материалы, взаимодействующие с платформой через API;
    • глоссарии с автоподсветкой;
    • подключение внешних образовательных ресурсов по одному из стандартов взаимодействия;
  • коммуникация между пользователями
    • рассылки;
    • прямые текстовые сообщения;
    • форумы;
    • сбор, учет, проверка на плагиат, рецензирование и оценивание работ учащихся;
    • опросы и анкетирование;
    • вебинары и видеоконференции;
    • взаимодействие в виртуальных вселенных;
  • анализ и хранение результатов обучения;
    • журналирование действий пользователей в системе;
    • сохранение оценок и вычисление итогов;
    • ведение портфолио учащихся;
    • обмен данными из портфолио с внешними системами;
    • учет компетенций;
    • передача результатов обучения во внешние системы управления обучением;
    • формирование отчетов, предоставление API для подключения собственных отчетов;
  • взаимодействие с мобильными клиентами.

Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.

Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.

Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle - Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.

Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.

Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение - лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.

После этих нехитрых манипуляций мы получаем чистую систему, и дальше на первый план выходит организация бизнес-процессов, от которой и зависит успех проекта:

  • Регистрация, обновление и удаление пользователей: кто и когда это будет делать, чем обеспечена достоверность и актуальность данных, удалять или не удалять выпускников и академщиков, как избежать замусоривание реестра пользователей, если данные вносятся в несколько систем - какая из них будет первичной и каков будет механизм интеграции.
  • Назначение и отмена полномочий, в том числе подписка и отписка от курсов: проблемы примерно те же, что и при регистрации. Важно иметь продуманную политику безопасности, и четко ей следовать, в её отсутствие проявляются тенденции к неуправляемому накоплению и расширению полномочий всеми пользователями, в конце-концов все пользователи будут администраторами и вы свою систему не узнаете. Особенно трудно с этим бороться, если полномочий требует высшее руководство. Попробуйте переименовать роль администратора в «мойщика полов в серверой», а администратором назовите роль с правами просмотра и редактирования контента, возможно списка пользователей, но без прав настройки системы и ролей.
  • Наполнение учебными материалами - важнейший вопрос, от которого зависит, будет ли существовать eLearning у вас или это будет просто продвинутая коммуникационная платформа. Об этом процессе нужно знать три вещи: это очень сложно, очень дорого и очень долго. Это нужно понять, смириться и действовать в соответствии с этим. Не бывает бесплатного наполнения контентом. Хорошие учебные материалы, на которые можно смотреть без слёз, не пишутся на энтузиазме, в библиотечный день и т.п. Максимум, преподаватели выложат отсканированные методички с плагиатом из чужих книг и ссылки на википедию. Контент нужно либо покупать, за «живые деньги», не факт, что он будет качественным и будет подходить, зато это быстро. Либо организовывать процесс его разработки, который, как в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. Разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма или разработка видеоигры. Страшно? Вот почему все так любят вебинары - засунул «говорящую голову профессора Доуэля» в монитор и вот уже «eLearning» готов.
  • Регламенты коммуникации между участниками: какие работы должны сдаваться через систему, когда преподаватель должен их проверить, должен ли написать рецензию и что она должна в себя включать. В какой форме преподаватели консультируют студентов в системе, как скоро и насколько подробно должны отвечать. Это палочка-выручалочка, которая позволяет почти сразу же начать использование системы в учебном процесс, если денег на разработку или покупку учебных материалов нет. Долгострой опасен быстрым угасанием энтузиазма руководства, поэтому нужно стремиться, чтобы система становилась обязательной к использованию в каких-то аспектах как можно скорее.
  • Политики оценивания работ: шкалы, критерии, правила вычисления итогов, выгрузка оценок во внешние системы, их статус и использование (для самоконтроля, для сведения преподавателя, окончательная оценка).
  • Обучение разработчиков курсов и тьюторов работе с системой. Вводный инструктаж для студентов нужен, в основном, если контингент не умеет пользоваться хотя бы вКонтакте, но во-избежание претензий, хотя бы скринкаст или просто инструкцию со скриншотами лучше сделать.
  • Техническая поддержка пользователей. При большом их количестве лучше разделить на первую линию - ответы на типовые вопросы можно поручить любому лаборанту, и вторую линию, чаще всего, вопросы связанные с тонкостями работы Moodle и возможные ошибки, перенаправлять собственному или привлеченному эксперту по Moodle.
  • На обслуживании системы подробно останавливаться не буду, критерии и процедуры везде одинаковые - мониторинг, резервное копировани, своевременное обновление версий.
Если планируются собственные доработки, важно с самого начала поставить строгое условие - никаких правок в ядре, никаких патчей и хаков, только модули, работающие через API, предусмотренное разработчиками. Этим вы избавите себя от массы проблем, самая страшная из которых - потеря простоты обновления и совместимости с базовой версией, а как следствие, вынужденное принятие на поддержку собственными силами всего кода Moodle, а не только нескольких небольших плагинов.

P.S. В следующей статье, планирую написать обзор типов плагинов и открытых интерфейсов Moodle. Подробное описание процесса установки, на мой взгляд, не тема для аудитории Хабра, но если интересно - пишите.

На днях установила себе виртуальную обучающую среду Moodle, вот здесь . К счастью, установка прошла успешно, все работает как следует, в скором времени на платформе будут доступны различные платные и бесплатные сначала по английскому языку, а затем и по различным аспектам применения информационных технологий в обучении.

О различных особенностях и премудростях Moodle я тоже буду писать довольно много. В этой статье я хотела бы рассмотреть два вопроса.

Перед тем, как установить платформу , я полазила по различным форумам и блогам, пытаясь понять, как это лучше сделать. Ниже — краткие выводы из всего прочитанного.

1.Сначала хотела поставить себе Moodle на домашний компьютер при помощи Denwer. (Это программа, которая эмулирует работу сервера на локальном компьютере, используется для разработки сайтов). Поэкспериментировать немного. Но потом решила, что не стоит этого делать. Если что-то не будет работать корректно, велика вероятность того, что дело в том, что это Denwer. Во-вторых, перенести Moodle на реальный сервер может быть проблематично. В третьих, последняя версия платформы (у меня на момент написания статьи 2.8.1) имеет достаточно высокие требования к серверу, подумала, что на Denwer она может просто не установиться.

2. В обсуждениях на на англоязычных ресурсах читала несколько раз, что не стоит устанавливать Moodle на обычных хостингах типа GoDaddy, BlueHost, HostGator, так как если для работы WordPress, Joomla, или Drupal достаточно хостинга, стоящего около 5$ в месяц, то для Moodle уже нужны более дорогие решения, типа выделенного хостинга, от 60$ в месяц. Мой опыт это не подтверждает. У меня хостинг на Reg.ru ,не выделенный, самый простой shared. Все работает, стоит как раз около 5$ в месяц (доступные сейчас версии PHP — 5.1-5.5, есть 5.6 бета). Да, знаю, что если будет большая нагрузка на сервер (например, 50 учащихся одновременно делают quiz), то придется переходить на более дорогой тариф. Но, опять же, пока все работает, а если когда-нибудь у меня будут сотни учащихся, то, думаю, тогда и на выделенный сервер можно будет разориться. Про другие хостинги ничего определенного сказать не могу, не тестировала. Но, думаю, что если хостинг поддерживает основные веб-скрипты (Joomla, Drupal, WordPress и т.д.), и есть необходимая версия PHP, то все должно работать. Хотя, конечно, этот вопрос стоит уточнить в техподдержке.

3. Можно ли установить Moodle самостоятельно? Да, можно, при наличии минимальных технических знаний. Скажем так, если Вы можете сделать сайт на WordPress или Joomla, то установка Moodle не составит для Вас большого труда. Обновление Moodle часто бывает более проблематично, чем установка.
На официальном сайте есть инструкция:
ISSdLB83um0
В этом видео показана установка на cPanel. У меня ISPManager, мне было еще проще, так как не понадобился FTP-клиент.

Если процесс установки показался Вам слишком сложным, и Вы не хотите вникать в технические тонкости, но установить Moodle Вам необходимо, просто обратитесь к фрилансерам, например, на http://freelance.ru/ .

Как поступить, если Вы просто хотите протестировать платформу? Или у Вас небольшой проект, которые не подразумевает расходы на техническое обеспечение? Или Вы просто хотите поставить эксперимент, и платформа нужна Вам в качестве материала для исследования?Есть ли дешевые и быстрые способы, позволяющие все это реализовать?

1. Для полных новичков, учителей и разработчиков учебных курсов, которые просто хотят протестировать Moodle. Сделать это можно бесплатно, есть ограничения, касающиеся некоторых функций администрирования.

Update.

Еще стоит упомянуть демонстрационные сайты, доступные по адресу https://moodle.org/demo/ , для тех, кто хочет просто ознакомиться с различными возможностями платформы.

Update 2.

Через некоторое время после написания этой статьи появился бесплатный хостинг для Moodle-сайтов — . Здесь доступны все основные возможности, при этом Вам нет необходимости самостоятельно устанавливать и обновлять платформу. Подробнее читайте в