Краткое содержание рассказа ребята и утята пришвина. Пришвин. Все произведения

Литературное чтение 2 класс

Вересаев Викентий Викентьевич «Братишка»

    Учебный предмет : Литературное чтение.(2класс)

    УМК : «Ритм».

    Тема урока : В.В.Вересаев «Братишка»

    Тип урока :урок открытия нового знания.

Цель деятельности педагога : создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе. Формирование умения вдумчиво читать произведение, соразмышлять с автором.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями,которым 100 и более лет; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

Развивающие: создать условия для развития творческого воображения и творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их.

Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.

    Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные действия :

личностные (самоопределение, смыслообразование,):

Осознавать значимость чтения;

Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

метапредметные:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция,

инициативность и самостоятельность):

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества):

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Работать в парах;

предметные:

Научиться различать жанры произведений;

Находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

    Оборудование

1.Учебник Литературное чтение (часть вторая) .

2. Мультимедийный проектор с презентацией к уроку.

    Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся умеют читать по слогам и целыми словами; воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам и жанрам; выразительно читать наизусть небольшие басни; под руководством учителя обучающиеся пробовали сочинять стихи, сказки, загадки, рассказы;

Этапы урока.

    Мотивационный этап

Ребята, посмотрите пожалуйста в окно. Какая погода? (пасмурная, немножко грустная)

Какое настроение вызывает эта погода? (наверное грусть)

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в нашем классе улучшилось наше настроение, чтобы на душе стало светлее, теплее?

Повеселиться немножко.

Чтобы повеселиться нам нужно просто напросто улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Я надеюсь что наш урок принесет очень много положительных моментов. Я в вас верю.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

И ответную искру зажечь

Подарите улыбку друг другу.

Слайд 1

А теперь, подарим свои улыбки гостям, тем самым пожелаем добра и счастья. Сохраним это настроение до конца рабочего дня, надеюсь хорошее настроение нас не покинет.

Актуализация знаний.

И сегодня на уроке я вас приглашаю в путешествие в волшебный сказочный мир поэзии. А билетом в эту сказочную страну станут карточки, которые лежат на этой карте. Возьмите, пожалуйста, по одной.

Прочтите

Строки из какого знакомого вам произведения у вас на карточках?

(рассказ «Воробей»)

слайд 2

Вот ваша задача распределиться в группы. слайд 3

За первый стол сядут ребята у кого строки из первой части рассказа.

За второй стол присядут ребята у которых строки из второй части рассказа.

За третий стол сядут те, у которых третья часть рассказа.

Вы объединились в группы.

Давайте сразу вспомним правила работы в группах. Кто знает правила работы в группах?

(работать вместе,сообща)

Давайте я вам помогу (слайд)

Выбрать ответственного.

Выберите,пожалуйста ответственного в своих в своих группах, оденьте значки.

А теперь у вас в руках строчки из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей»

Соедините их так, чтобы получились отрывки из знакомого вам рассказа.

Прочитаем их выразительно, тем самым проверим, правильно ли вы заняли свои места в группах.

Если группа готова, соедините руки над столом, домиком, показали мне, что ваша группа готова.

Первая группа читают по цепочке, 1часть рассказа, остальные все внимательно слушают. Вторая группа читает ответственный, 3 группа прочитайте по абзацам.

Молодцы! Таким образом мы с вами повторили рассказ И.С.Тургенева «Воробей» и мы увидели, что в группе вы заняли правильно свои места.

Оцениваем. У вас на партах оценочные листы. За 1 задание ставим оценки

слайд 4

Работа в группах

слайд 5

1группа- вы будете биологами . Я предлагаю вам заполнить паспорт писателя. слайд 6

2 группа- вы историки . На прошлом уроке всему классу было дано задание найти информацию о пользе воробья, о воробье, почему его так назвали.

3 команда- литераторы.

Вы должны ответить на вопросы, которые лежат перед вами.

Задания вы получили,работайте. Если группа готова поднимите руки над столомдомиком, показали мне, что ваша группа готова.

Ну что, представляем свои исследования.

Пожалуйста, биографы кто идет рассказывать, показывать паспорт Ивана Сергеевича Тургенева.

Выходите вдвоем показываем, что у вас получилось, один держит,другой рассказывает.

Они заполнили весь паспорт? (да). Они с заданием справились. Молодцы!

2 группа историки. Представьте результаты своего исследования.

Кто у вас отвечает? А дети из нашего класса наблюдали за воробьями и сняли видеофильм о воробьях. Сулейман хороший наблюдатель, он снял фильм о воробьях. Давайте посмотрим.

(в это время идет видеоролик о воробьях)

Воробьи очень дружные птицы. Хотя про них говорят, что они воры, как нам рассказал Муслим, они очень дружные, они прыгают возле ног челока, но поймать их трудно. Их можно разделить на две группы (городские- домовые, деревенские- полевые) городские живут рядом с нашими домами, а деревенские в полях, садах, парках, деревнях

Кто еще наблюдал за воробьями? Ахмедханов отвечает.

Не только дома, но и на уроке окружающего мира мы наблюдали за воробьями. слайд 7

Зимой им приходится туго, надо им помогать, делать им кормушки.

(группа историков хорошо справилась с заданием. Было интересно их слушать. Молодцы!)

А теперь литераторы представляют свои исследования. Кто у вас отвечает?

1)Какой момент в произведении был самым напряженным? (из книги читать -моя собака медленно приближалась к маленькому воробью, когда с дерева слетел, старый воробей и заслонил собой своего детеныша. Когда автор сопоставляет размеры воробья и собаки.

2) Опишите старого воробья.

(старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и

3) Как вы понимаете «камнем упал» ? (здесь И.С.Тургенев использует сравнение. Камнем упал- быстро слетел, упасть стремительно,быстро упал).

Молодцы хорошо справились с заданием.

Биологи оценивают.

Оцениваем. У вас на партах оценочные листы. За 2 задание ставим оценки.

Кто такой Иван Сергеевич Тургенев? (он писатель)

Писатель-человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. А как мы называем людей которые пишут красками? (художники)

В нашем классе тоже есть дети, которые хорошо рисуют. Их тоже можно назвать художниками. слайд 8

Конкурс рисунков.

Физминутка

Я вижу вы устали,давайте отдохнем. На уроке не забываем заботиться о здоровье. слайд 9

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Совместное открытие знаний

Вводная беседа .

Спокойно заняли свои места. Продолжаем наше путешествие.

О чем была физкультминутка?

Что общего было во всех заданиях, которые мы выполняли? (о птицах)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке? (мне кажется мы будем изучать рассказ о птицах, о птицах, птицы наши друзья, наблюдение за птицами)

Молодцы! Совершенно верно. Я уточню тему нашего урока Викентий Викентьевич Вересаев, рассказ «Братишка» слайд 10

Ну если мы знаем тему нашего урока, то мы должны поставить цели урока. Чем мы будем заниматься на уроках, что будем исследовать, узнавать.

1 -Прочитаем рассказ «Братишка»

2 -Научимся наблюдать за птичками.

Еще что мы можем сделать ребята?

3 -Будем наблюдать за жизнью, повадками этих животных. Отвечать на вопросы. Познакомимся с жизнью автора. слайд 11

Кто знает кто такой Вересаев? (писатель). Информацию нам подготовили Камила и Пакизат. слайд 12

У него кроме этих рассказов есть интересный рассказ «Братишка» открыли все страницу 108 Викентий Вересаев «Братишка» слайд 13

Подумайте пожалуйста о чем может идти речь в рассказе «Братишка»

Можно ли догадаться по названию, по иллюстрации. На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация. Можно ли предположить, кто будет главное героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить кто оказался прав?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо познакомиться с произведением и мы увидим, насколько точны наши предположения.

В течении урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Соответствует ли иллюстрация названию рассказа «Братишка»

Открытие нового знания. Работа с текстом

Образцовое чтение учителем.

Давайте послушаем образец чтение рассказа. (аудио материал)

Сели ровно, правила слушания помните. Давайте их соблюдать.

(Второй абзац читает учитель, затем продолжают дети).

Понравился вам рассказ? Предлагаю вам поработать по нему и одно задание выполним в командах.

Работа в группах

1команда-биографы (фото из книги) по данному началу придумать рассказ

2 команда историки- в рассказе встретились незнакомые слова.

Выпишите из словаря значение незнакомых слов и растолкуйте.

3 команда- литераторы- коллективно продолжить текст, придумать 2 предложения. На это я отвожу две минуты. Если команда готова, соедините руки над столом домиком.

Подумайте, кто будет отвечать от группы.

1 команда отвечает.

2 команда отвечает

Кадушка - небольшая деревянная бочечка в которой можно солить огурцы.

Пазуха - пространство между грудью прилегающей к ней одеждой.

Бузина - листопадный кустарник, многолетнее деревянистое растение.

(опасна для животных и людей, но полезна при болях в суставах и лечит нервы.) слайды 13-15

3 команда отвечает.

С каждой группы один ученик отвечает у доски.

Оцениваем.

Читаем текст глазами и губами.

слайд 16

Прочитав рассказ, какова основная мораль рассказа?

(Дружба между воробьями, маленьких надо уважать и помогать. Дружба и взаимопонимание среди животных существует.

А ваши чувства? Что вы почувствовали?

(переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки.)

Синквейн

Продолжаем свое путешествие. Предлагаю следующее задание в группах.

А сейчас ребята предлагаю вам выполнить работу, которая вам очень

нравится. Напишите моделирование в виде синквейн по этому стихотворению. Алгоритм написания синквейна на доске на слайде. слайд 17.

У каждой команды свое ключевое слово. 1-3 команды у вас ключевое слово СТАРШИЙ БРАТ, 2 команда у вас ключевое слово- МЛАДШИЙ БРАТ. (Каждая группа составляет свой синквейн)

Синквейн.

    Старший брат.

    Заботливый внимательный.

    Перепорхнул, поглядывал, перекликался

    На кадушке сидели два воробья.

Синквейн.

    Младший брат.

    Опасливый, нерешительный.

    Порхнул, перелетел, напился.

    Испуганно порхнул назад на бузину.

    Боязливость.

Синквейн.

    Старший брат.

    Терпеливый, уверенный.

    Напился, ободряет, показывает.

    Старший брат заботиться о младшем.

Кто читает от группы?

Большое спасибо за такой результат. Я очень рада, что вы все выделили главным образом старшего воробья и младшего воробья. А главное вы поняли идею этого произведения.

Оцениваем. За 3 задание ставим оценки.

Игра «Дерево мудрости»

слайд 18

Продолжаем наше путешествие, поиграем в игру «Дерево мудрости»

Я тоже хочу с вами поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать

1 -Придумайте другое название к рассказу (Воробьи)

2 -Сколько было воробьев? (2)

3 -Сколько в первом абзаце предложений? (3)

4 -Как себя вел смелый и бойкий воробьишка? (он вел себя смело, уверенно перепорхнул на край кадушки и смотрел на брата, звал его на

своем языке Он заботливый, внимательный, терпеливый, бойкий, уверенный.)

5 -А каким был братишка? (он вел себя неуверенно, и опасливо смотрел на брата, боязливый, нерешительный)

6 -Какие еще произведения о животных помните? (воробей)

В первом произведение говорится о материнской любви, а в этом произведение братская любовь. Материнское сердце многое может: может радоваться, страдать, может принимать обиды своих детей. Оно всегда способно согреть, помочь защитить. слайд 19

А во втором произведении братская любовь. Братская любовь пуще каменных стен. (Как за каменной стеной вас не продует, дождь не промочит, враг не достанет, так и брат может защитить. Любовь сильнее страха.)

Спасибо вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

Оцениваем. За 4 задание ставим оценки. слайд 20

Итог урока

С каким рассказом мы сегодня познакомились? (В. В. Вересаев «Братишка»)

Чему учит нас В.В.Вересаев?

(Его произведения служат примером бережного отношения к природе. Он учит нас любить и видеть красоту природу. Наблюдать за природой. Он учит нас ухаживать за птицами, кормить птиц, делать кормушки для птиц)

Постарайтесь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Соответствует ли иллюстрация названию рассказа «Братишка» ?

Рефлексия

Дополните предложения. слайд 21

1. Я понял, что …

2.Мне удалось…

3. Мне было на уроке…

4.В будущем я хочу …

5. Мне было трудно …

Домашнее задание

слайд 22

    Подготовить подробный пересказ текста (всему классу)

    Подготовить информацию о прочитанном рассказе про птиц (Бутаевой Ф. Велагаевой К.)

    Подготовить информацию о И.А. Крылове (Наджафавой П.и Тагирбековой З.)

Выставление оценок

Учитель собирает оценочные листы.

Наши гости

Самоанализ урока

В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно –деятельностный подход. При разработке данного урока я учитывала основную педагогическую задачу - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основной результат при этом – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Исходя из этого я построила модель урока литературного чтения в контексте ФГОС

Муниципальное казенная общеобразовательное учреждение

« Новопоселковая средняя школа»

План - конспект

открытого семинарского урока

по литературному чтению, проведенного

во 2 «в» классе

МКОУ «Новопоселковая СОШ»

учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.

с.Касумкент 2017г

Цели урока:

Образовательная: познакомить уч-ся с новым произведением М.Пришвина.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; развивать устойчивое внимание и воображение уч-ся; развивать связную монологическую речь уч-ся.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оборудование: портрет М.Пришвина, выставка книг М.М. Пришвина, экран, проектор.

Ход урока

Организационный момент.

Добрый день, мои друзья,

На урок пришла к вам я!

Поудобнее садитесь,

Не крутитесь, не вертитесь,

И внимательно читайте,

И прошу вас – отвечайте.

Руки на месте?

На месте.

Локти у края?

А спина?

Сообщение плана урока.

Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание, познакомимся с новым рассказом, поговорим о человеке, который его написал. При чтении текста сделаем выводы, обобщим изученный материал, послушаем музыку и узнаем задание к следующему уроку. На уроке вам предстоит думать, читать, размышлять.

Проверка домашнего задания. (В. Берестов «Кошкин щенок)

Вспомните название раздела, который вы изучаете (О братьях наших меньших) –

Кого воспитывала кошка в стихотворении В. Берестова?

Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».(4 человека)

Видите, братья наши меньшие могут воспитывать не только своих детей, но и детёнышей

других животных.

2. Речевая разминка/слайд2/

Сейчас мы прочитаем скороговорку: сначала тихо, громче, громко. Читать будем хором и вместе со мной. Готовы?

Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
“ Ну что из них получится?”

Прочитайте вопросительное предложение. Прочитайте его, выдерживая интонацию.

А теперь прочитаем медленно, быстрее и быстро. Молодцы.

Ещё раз назовите раздел, который изучаете (О братьях наших меньших) –

Кто такие «братья наши меньшие»?

Сегодня познакомимся ещё с одним произведением этого раздела. Написал его М. Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной семьи. Но получил хорошее образование. Работал агрономом, был несколько лет сельским учителем, библиотекарем. Много путешествовал, накопил много впечатлений. Начал писать в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в птиц и зверей. Все произведения Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое. Неслучайны слова автора «Охранять природу – значит охранять Родину». Мы к ним ещё вернёмся. Пришвин был очень наблюдательным человеком, способным рассказать историю не только леса, но и любого листка, травинки, гриба. Прекрасно знал жизнь обитателей лесов, полей и необыкновенно увлекательно рассказывал о них в своих книгах А на выставке представлены книги, встреча с которыми предстоит. Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе.

Выставка книг/слайд 4/

Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Можете ли вы по названию рассказа предположить, о чём пойдёт речь? /слайд 5/

Кто видел маленьких утят?

Где видели?

Утки бывают не только домашние, но и дикие Они немного меньшего размера, чем домашние, и бывают нескольких видов. Об одной из таких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. М. Пришвин. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнедо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.

5.Словарная работа. /слайд 6/

В рассказе встретятся трудные слова. Поработаем над ними.Читаем слова сначала по слогам, затем целиком.

Раз-ли-ва-лось – разливалось

За-швы-ря-ли – зашвыряли

Пе-ре-лё-ты-ва-ли – перелётывали (устаревшее слово, означает, перелетали)

Ве-ли-чай-шем – величайшем

Дейст-ви-тель-но – действительно

Об-ра-до-ва-лись- обрадовались

Про-дол-жа-ла – продолжала

Пу-те-шест-ви-е – путешествие

За-пы-лён-ны-е – запылённые

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (слайд)

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах/слайд 7/
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. /слайд 8/
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов./слайд /
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом/слайд 10/
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился/слайд 11/
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. /слайд 12/

6. Первичное чтение рассказа учителем.

Проверка восприятия.

Понравился рассказ?

Какой рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Почему вы так считаете?

Чему он учит?

Почему уточка так далеко устроила гнездо?

Зачем мальчики стали ловить утят?

Что он закричал вслед утятам?

Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?

А как вы поступили бы на месте рассказчика: стал бы ругать ребят или объяснил им, как труден путь к озеру?

Как называет писатель утят?

Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?(автор)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(упр. для снятия усталости глаз) /слайд 14-15/

Чтение рассказа учащимися «цепочкой»

Сейчас будем работать над содержанием рассказа. Во время чтения и последующей работы мы должны ответить на главный вопрос – О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?

Чему научил Пришвин ребят и вас всех своим рассказом? (не совершать бездумных поступков, понимать заботы зверей и людей, думать прежде чем что-то делать)

Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.– Докажите строчками из произведения.

Работа над иллюстрацией./слайд 16/

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

Работа с пословицами/слайд 17/

Работа по группам:

У утят для вас есть задание. Нужно выйти и выбрать задание для своей группы. Итак, у вас есть задания:

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?

1группа: Умел ошибиться – умей и поправиться. (автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение)

2группа: – Сей добро, посылай добро, оделяй добром.(автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение)

3группа: за правое дело стой смело(Пришвин любит природу, защищает её, призывает нас заботиться о ней)

Обобщение.

Вспомните, после первичного чтения, вы сделали вывод, что рассказ познавательный и поучительный.

Что же вы узнали из этого произведения

Чему научил рассказ?

Какой эпизод рассказа произвёл на вас наибольшее впечатление?

Поиграем. Я называю животных, а вы мне хором называете детёныша.

У кошки – котёнок

У собаки – щенок

У зайчихи - зайчонок

У утки – утёнок

У овечки – ягнёнок

У курочки – цыплёнок

У индюшки-индюшонок

У гусыни -гусёнок

У кошки – котёнок

У собаки – щенок

У ежихи – ежонок

У коровы – телёнок

У лисы – лисёнок

У лосихи – лосёнок

У волчицы – волчонок

15. Домашнее задание. /слайд 18/

Подготовить пересказ рассказа по плану. План дан в учебнике на с. 135.

М. Пришвин «Ребята и утята»

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать Утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли пипками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то, «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождётесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу.

А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.

Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.

Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.

Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Окаянные дни

    Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с её неизбежными ужасами

  • Образ Тоцкого в романе Идиот Достоевского сочинение

    Афанасий Иванович – один из главных героев легендарного произведения Достоевского « Идиот». Тоцкий являлся помещиком, был человеком со связями. Мужчина являлся благодетелем Настасьи Филипповны.

  • Сочинение Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    А.С. Грибоедов написал бессмертное произведение «Горе от ума», которым напророчил модель поведения общества после военного периода. В это время произошло деление людей на две группы и у каждой были свои взгляды на дальнейшую жизнь

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

  • Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение

    Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.