Занятие по развитию речи. Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы «В гости в сказочную страну
Программное содержание:
Учить детей выражать чувство любви к маме за помощью художественного слова и игры, отвечать на вопросы воспитателя одним - двумя словами, формировать представление детей о взаимной заботе и любви в семье, развивать сенсорные способности у детей по методике Н. Монтессори, в частности, соотношение цветов, музыкальные способности, речь, воображение, пополнять словарный запас словами: зайчик, семья, лучики, ладошки, доченьки, сыночки;
Побуждать выражать благодарность к маме, формировать нравственные качества личности;
- воспитывать у дошкольников желание помогать другим , уважительно относиться к близким людям.
Материал к занятию: игрушки - зайчик и зайчиха; атрибуты к игре: «Курочки», материалы к играм по сенсорному развитию: (чашки и блюдца); платьица и платочки, картины с изображением животных и их детенышей; корзина с гостинцами.
Ход занятия в младшей группе детского сада
Воспитатель. - Детки, вы слышите, кто-то стучит в дверь?
К нам в гости заглянул маленький напуганный зайчишка, он плачет.
Плачет зайчонок мелкими слезами,
Говорит: «Хочу я к маме!»
Ты не плачь, зайчонок,
Поиграй с нами,
И не заметишь, как придет мама.
Это Зайчик. Садись, маленький, на стульчик, и будешь с нами играть. Мама его пошла искать еду для семьи, для деток-зайчат: капусту, морковку, а он не сидел сам, а пошел в лес и заблудился. Попал в детский сад.
Давайте, дети, пока вернется мама Зайчиха, мы поиграем с ним, расскажем о своих мамах.
Игра: «Какая моя мама»
(охарактеризовать словами: добрая, милая, нежная, самая лучшая).
Игра на внимательность: «У нас большая семья»
А у нас, а у нас большая семья,
И в ней, и в ней не только один я.
Есть у нас сыночки (мальчики хлопают)
Есть у нас и дочки (девочки хлопают)
И еще мы с Зайчиком покажем пальчиковую игру «Моя семья»
Этот пальчик - наш дедушка,
А этот - бабушка.
Этот пальчик - наш папочка
А этот - мамочка.
А малыш, конечно, - я!
Вот и вся моя семья!
Детки, наши мамы, словно солнышко, согревают нас своей любовью.
Давайте вместе отдохнем.
Психогимнастика «Я и солнышко»
Детки, поднимите ручки вверх, потянитесь к солнышку, наслаждайтесь теплом его лучиков.
Солнышко дарит каждому из вас по лучику. Возьмите пальчиками лучик, а теперь отпустите; подставьте ладошки лучику.
Чувствуете, как они наполняются теплом?
А теперь приложите ладошки к груди.
Пусть тепло солнышка перейдет к вашим сердечкам и согреет их любовью.
Погрейте лицо на солнышке, улыбнитесь ему, подарите тепло своих добрых, искренних и приветливых улыбок.
Как солнышко согревает нас своими лучиками, так и мама каждому из вас, детки, дарит ласку и тепло.
Мама - солнышко в семье,
Мы - лучики ее,
Если солнышко в доме
То лучики веселые.
А сейчас детки, я вам и Зайчику расскажу сказочку о непослушном цыпленке, который также потерялся и нашел свою маму.
Сказка «Хорошо с мамой».
Однажды на бабушкином дворе гордо прохаживалась мама - наседка с маленькими детками - цыплятами. Вот мама - наседка заквохтала, позвала своих деток и повела кушать пшено, зерно. Наевшись, цыплята и наседка задремали. А один шаловливый цыпленок прыгнул в высокую траву и там заблудился. Испугался, потому что на встречу ему шел большой черный кот. Котик и не думал нападать на цыпленка, потому что был сыт. Однако он испугался этого котика и побежал искать маму - наседку, которая также волновалась. Мама - наседка начала поучать сына, чтобы он так больше не делал, никуда не отходил от нее, потому что только мама может защитить от котика, спрятать от дождя, ветра, врага. И маленький цыпленок, и его братики и сестрички пообещали, что всегда будут слушаться свою мамочку.
Воспитатель. - Детки, чему научила мама цыплят?
А вы всегда слушаетесь свою маму?
Песня - игра «Цыплята»
Мама о всех заботится, всем помогает
И мы ей помогать должны.
Игра «Подбери платочек к платью» и «Подбери блюдце к чашке»
(подобрать по цвету)
И еще с Зайчиком мы поиграем в игру «Чья мама», пока мама его еще в дороге.
Дети подбирают к изображениям взрослых животных их детенышей.
Итог. Рефлексия
Стук в дверь. Появляется мама Зайчиха. Она благодарит малышей, что играли с ее сынишкой, развлекали и обучали его. Спрашивает Зайчика, понравилось ему с детками на занятии, а деток, понравилось ли играть с зайчонком.
Программное содержание:выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением;
обобщить знания детей о животных, временах года; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений, воспитывать любовь к животным.
Демонстрационный материал:
Картинка поезд, мяч, иллюстрации с изображением времён года, животных, птиц, насекомых; набор картинок для игры «Четвёртый лишний».
Предварительная работа: заучивание стихотворений о временах года.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, анализ.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети:
Да.
Воспитатель:
На чём любите путешествовать?
Дети:
на машине, автобусе, пешком.
Воспитатель:
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на волшебном поезде.
Дети:
Да.
Воспитатель:
Приготовились! Все заняли свои места? Тогда отправляемся:
Вагончики, вагончики.
По рельсам тарахтят,
Везут нас в путешествие
Компанию ребят.
Дети:
«чух- чух – чух!»
Воспитатель:
Дети, мы с вами приехали на станцию «Наоборот», выходите из вагончиков. На этой станции всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется
«Скажи наоборот»
(с мячом):
Я называет слово, а вы подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –
Веселый -
Воспитатель:
Молодцы, справились с заданием! Занимаем свои вагончики, наш поезд отправляется дальше.
Дети: «чух- чух – чух!»
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали на станцию «Словесная», на этой станции нас ждет новое задание: игра « Назови три слова».
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Одежда –
Продукты питания –
Транспорт –
Посуда-
Мебель –
Цветы -
На этой станции мы справились с заданием. Садитесь в поезд, наше путешествие продолжается. Отправляемся дальше на станцию «Физкультурная»
Физминутка.
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
Воспитатель: Молодцы отдохнули, поиграли, но нам нужно продолжать путешествие занимаем свои места, наш поезд отправляется дальше. Теперь мы с вами приехали на станцию «Волшебная поляна».
Стихотворения о времени года.
Дети читают стихотворения воспитатель выставляет картинки.
1.ребенок
Если дождик моросящий
Стал накрапывать почаще,
Если на деревьях листья
Рыжие, как шубка лисья,
Зелень лишь у елок, сосен.
2.ребенок
Снег нападал, и мороз
Щиплет руки, щеки, нос.
Нет зеленого листочка,
Нет красивого цветочка,
Снегом замело дома.
3.ребенок
Далеко ушла метель,
С крыши капает капель,
Солнце крепче припекает,
Под окном сугробы тают,
Небо - чище, даль ясна.
4.ребенок
Невозможная жара!
Все к реке идут с утра.
Всюду лютики, ромашки,
Птицы, бабочки, букашки,
Много солнечного света.
Воспитатель:
И времена года вы знаете? На этой станции нас ждет еще одно испытание:
Игра «Найди лишний предмет».
Каждый набор,из 4-5 картинок отражает принадлежность к какому- либо времени года, но одна из них другого содержания.
Варианты подбора:
1. Снежинка, снеговик, елочка, клубника.
2. Сосулька, скворец, ландыш, валенки.
3. Солнышко, ромашка, ягодка, санки.
4. Гриб, лист дерева желтого цвета, дождевые капли, земляника.
Воспитатель
: И с этим заданием вы справились, занимаем свои места и отправляемся дальше, вот мы прибыли на станцию
«Лесная».
Здесь нам нужно разгадать загадки.
В лесу живет известная плутовка,
Обхитрит и обманет всех ловко,
Обладательница рыжего хвоста.
Кто же это? Хитрая...
(Лиса)
Отгадайте, детки, кто
Так красиво лает?
Машет весело хвостом,
С поводком гуляет?
Можете его погладить, -
Он вас не обидит.
Хвостиком помашет,
Ручку вам полижет.
(Собака)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья- пух!
А зовут его...!
(Петух)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
В луговой траве стрекочет,
В руки к нам идти не хочет,
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки. (Кузнечик)
6. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год . (Елка)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих животных.?
Воспитатель : И с этим заданием вы справились, занимаем свои места и отправляемся, следующая станция «Детский сад».
Дети:
«чух - чух – чух!»
Воспитатель:
Вот мы и вернулись назад в нашу любимую группу.
На чём путешествовали?
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Воспитатель: Вот на доске 3ступеньки..ребята, понравилось ли вам наше путешествие, а теперь своего человечка расположите на ступеньке вверху- очень понравилось, средняя ступенька - понравилось, а нижняя - не понравилось. Дети встают и каждый наклеивает своего человечка, я беру большого человечка - это я располагаю рядом и говоришь:" А это я ребята, всегда рядом с вами, всегда вам помогу,подскажу. Спасибо за работу!
Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи: Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом); закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным. Развивающие задачи: Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей. Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Конспект
Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
По теме: «Путешествие в Волшебный лес»
В средней группе № «16»
(возраст детей 4-5 лет)
Ширгаева Е. Г.
Воспитатель
г. Советский, апрель 2017 г.
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»
Вид: сказка.
Тип: итоговый.
Количество детей: 10 человек
Цель : выявить уровень знаний детей средней группы.
Задачи :
Образовательные задачи:
- Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом); закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Материалы: экран, проектор, презентация к образовательной деятельности.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи , продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Насти К., помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Методы:
Словесные
Наглядные
Практические
Приемы:
Игровой
Сюрпризный момент
Поощрение.
Ход ННОД.
- Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Мотивация к деятельности. (2 минуты)
Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
- Ну что, поможем феям?
2 Основная часть.
Совместная деятельность взрослого и детей
(14 минут)
1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
3 задание «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з) , песенку жука (ж-ж-ж) , песенку ветра (ш-ш-ш) , песенка насоса (с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
- Песенку комарика: (З) -зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
- Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
- Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
- Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Молодцы, ребята!
4 задание «Один - много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
5 задание «Подскажи словечко»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили задание. Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: - Отлично справились с заданием! Получите свои листочки. Идем дальше.
6 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом.
(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
7 задание «Какое что бывает»
Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
3 Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: - Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков.
Дети смотрят на экран, на дереве появляются листочки.
Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
3.Рефлексия.
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Цель. Уточнить умения детей в формировании грамматического строя речи.
Задачи.
1 . Выявить умения детей в изменении слов при помощи суффиксов.
2 . Совершенствовать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Употреблять эти существительные в именительном падеже.
3 . Развивать словарь детей.
4 . Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа : лесник, сторожка, лисятами, бельчатами, ежатами, волчатами, медвежатами, зайчатами, лапищи, носище, глазищи.
Предварительная работа : беседа «Кто, где живет?», беседа о диких животных и их детенышах, рассматривание картинок с животными.
Материал. Дорожка зеленая из бумаги, деревья весеннего леса, игрушки белка, лис, заяц, еж, картинки животных и их детенышей, 2 фланелеграфа, сторожка лесника, письмо лесника, воздушный шарик, диск с пением птиц, лесник персонаж.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом на коврике, рядом со стульчиками.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспит-ль. Ребята посмотрите к нам прилетел воздушный шарик, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.
«Здравствуйте мальчики и девочки. Приглашаю вас к себе в гости. Буду очень рад встречи с вами! Лесник»
Воспит-ль. Оказывается лесник, приглашает вас к себе в гости. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет? Как называется его домик?(сторожка).
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы).
Воспит-ль. Вы согласны пойти к нему в гости? А кто же поможет нам туда дорогу?
Ой, ребята смотрите лисичка. Давайте у нее спросим.
Лисичка, лисичка - покажи,
Лисичка, лисичка - расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Лиса (игрушка). Покажу, конечно. Но я сначала хотела бы загадать вам загадки про животных, которые живут у нас в лесу.
Воспит-ль . Давайте ребята сядем и послушаем, какие загадки нам загадает лисичка.
Загадки.
Кто в берлогу спать ложится-
Волк, медведь или лисица? (медведь)
Кто колючий словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)
Есть у нас такой обычай-
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы или волки? (волки)
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета,
Шуба для зимы другого цвета (заяц)
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней (лиса)
Лиса. Молодцы, ребята! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу. А пока идите вот по этой весенней дорожке.
Дети держась за руки идут по зеленой дорожке за воспитателем.
Воспит-ль. Смотрите ребята, а вот и белочка. Давайте у нее спросим.
Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку
Белка (игрушка). Конечно расскажу, только сначала сделаем гимнастику, а гимнастика необычная она для глаз.
Гимнастика для глаз. «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Белочка. Молодцы. А теперь поиграйте со мной. Игра называется «Кто с кем?» Вышли на полянку разные животные, разошлись по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать. Ребята. Помогите мамам, найдите их детенышей. Скажите, кто с кем вышел гулять.
Лиса с кем вышла… лисятами,
Волчиха с кем... волчатами,
Зайчиха с кем... зайчатами,
Ежиха с кем... ежатами, медведица с кем... медвежатами,
А я белочка с кем пошла гулять... бельчатами.
Белка. Молодцы! Всем мамам нашли их детенышей. А теперь поиграйте со мной в игру, которая называется «Маленький-большой»
У ежика меленькие лапки, а у медведя большие… лапищи,
У ежика маленький носик. У медведя большой... носище,
У ежика маленькие глазки, а у медведя большие глазищи.
Белка. Молодцы, ребята. Идите дальше по весенней дорожке, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.
Воспит-ль. Ну, что ребята пошлите дальше по дорожке держитесь за руки, идите только по дорожке, а то потеряетесь.
Звучит музыка, идем по дорожке.
Воспит-ль. А вот и зайка. Ребята. Здравствуй зайка.
Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку
К лесник в сторожку?
Зайка (игрушка). Я покажу дорогу, только сначала давайте отдохнем, а то наверно вы устали идти.
Физминутка. Зайцы .
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Зайка. Ну, вот и отдохнули. А теперь поиграем. Игра называется «Кто кем был?».
Кем была лиса в детстве... лисенком.
Волк... волчонком,
Медведь... медвежонком,
Еж... ежонком,
Белка... бельчонком,
А кем я был в детстве... зайчонком.
Зайка. Молодцы! Ребята, а вы знаете, где животные живут в лесу.
Где живет медведь... в берлоге,
Волк... в логове, лиса... в норе,
Белка... в дупле.
Еж… в норе,
А где я живу... правильно у меня нет дома.
Зайка. Молодцы, ребята. Мне так понравилось играть с вами. Идите дальше вы встретите ежика, он покажет вам дорогу.
Звучит музыка. Идут по зеленой дорожке.
Воспит-ль . С зеленой дорожки не сходите, а то заблудитесь в лесу. Ой, ребята смотрите, а вот и ежик. Давайте у него спросим, как нам дальше пройти.
Ежик, ежик - расскажи.
Ежик, ежик - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Еж (игрушка). Расскажу и покажу, если ответите на мои вопросы.
Кто живет в лесу?
Как называются животные, которые живут в лесу?
А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
Ребята скажите, а чего нельзя делать в лесу?
Еж . Молодцы, на все вопросы ответили. Идите скорее к дедушке леснику он вас уже ждет.
Дети идут по дорожке к домику лесника. Воспитатель стучит по домику.
Выходит дедушка лесник.
Воспит-ль . Здравствуй, дедушка лесник. А мы к тебе пришли в гости.
Лесник. Здравствуйте, ребята. Молодцы что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и их не обижали. Расскажите пожалуйста с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
Ответы детей.
Лесник . Спасибо вам, что пришли ко мне в гости. А вот и угощение для вас.
Достает корзину с яблоками.
Составитель: Алина Ирина Викторовна, воспитатель МАДОУ № 22 «Тополёк» г. Бердск
Тема: «Спешим на помощь Буратино».
Образовательная область: развитие речи.
Возрастная группа: средняя группа.
Цель: Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Развивать связную речь детей.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений, рассказа по картинке, считать слоги в словах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
Сегодня, когда я зашла в нашу группу, обнаружила на столе письмо от одного сказочного героя.
Догадываетесь от кого? Нет? Вам подсказка:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?... Буратино!!!
Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво. Четко и неторопливо. Вспомним обязательно все, что узнали на занятиях.
Молодцы ребята, мы с вами уже помогали Буратино, помните? На 1 сентября, мы помогли ему найти потерянные страницы из Азбуки. А теперь у Буратино пропали его пять золотых, на которые он хотел купить «новую куртку папе Карло, много маковых треугольничков, леденцовых петушков на палочках». Мы должны выяснить, кто забрал у Буратино золотые и найти их.
А для этого нам необходимо выполнить задания, но задания непростые. Те, кто забрали у Буратино золотые совершенно безграмотные, не умеют правильно говорить и задания запутанные. Поможем, Буратино? Согласны, ребята?
Для начала вспомним чистоговорки:
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул.
Оль-оль-оль- мы купили соль.
Лю-лю-лю- маму милую люблю.
А теперь вспомним звуки, которые мы знаем. Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других. Слушаем внимательно.
Дидактическое упражнение «Найди звук».
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
На горе Арарат растет красный виноград.
Молодцы, потренировались, вспомнили. А теперь переходим к заданиям. Я говорю вам слово, а вы называете его множественное число, но не забывайте, что сказочные герои попытаются нас запутать, будьте внимательнее. Образец – таракан – много таракашек, правильно?
1. Дидактическая игра «Один – много».
Кот – много котов.
Лиса – много лис.
Машина – много машин.
Муравей – много муравьев.
Дом – много домов.
Сын – много сыновей.
Дочь – много дочерей.
Какие вы молодцы и умницы, за это мы получаем кусочек пазла с изображением тех, кто забрал у Буратино пять золотых. Следующее задание: я говорю вам слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением.
2. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Образец – большой – зеленый. (Правильно, здесь написано или нет? Конечно, нет, правильно будет маленький).
День – ночь.
Мягкий – твердый.
Легкий – тяжелый.
Чистый – грязный.
Зло – добро.
Светлый – темный.
Сидеть – стоять.
Мороз – жара.
Опять все ответили правильно, за это мы получаем еще один кусочек пазла. А теперь отдохнем.
Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит».
(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
(Изображать, как медведь достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
(Сесть на место, положить руки под щеку.)
(И. Лопухина)
3. Дидактическая игра «Назови три слова».
Я говорю вам обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова. Образец.
Ягоды – укроп, полынь, петрушка. Правильно? А как нужно? (Малина, клубника, вишня).
Транспорт – машина, троллейбус, трамвай.
Одежда – брюки, шорты, блузка.
Животные – волк, лиса, заяц.
Посуда – тарелка, ложка, стакан.
Какие вы молодцы, все правильно ответили, хотя нас постоянно хотят запутать, получаем еще один кусочек пазла, составляем картинку.
Все карточки, перепутанные нам, нужно правильно разложить картинки с карточками.
4. Дидактическое упражнение «Сколько слогов».
Детям предлагаются четыре карточки с одним, двумя, тремя и четырьмя слогами и картинки животных, одежды, предметов мебели и др. Нужно разделить картинки по карточкам со слогами.
Какие вы молодцы, опять правильно составили, получаем еще один кусочек пазла, составляем картинку.
5. Связная речь: рассказ по картинке «Собака со щенятами» и по представлению.
Про кого эта картинка?
Как зовут собаку?
Как называются детеныши собаки?
Сколько щенков у собаки?
Почему собака не убегает?
Чем занимаются щенки?
Какого цвета у щенков шерсть?
Кто из щенков вам больше нравиться и почему?
Есть ли у тебя животные дома (у бабушки)?
Расскажи о нем…
Вот, наконец, мы сделали все задания и получаем последний пазл и можем догадаться, кто изображен на картинке. Кто это ребята? Конечно же, кот Базилио и лиса Алиса, они забрали у Буратино пять золотых монет. Но монеты мы ребята еще не нашли.
Осталось последнее задание в письмо, в котором указано место, где спрятаны, пять золотых. Но в нем опять много ошибок, слушаем и исправляем.
Тот сундук стоять не далеко не близко.
Охраняет сундук черепаху.
Сундук стоит над черепахой.
Шесть кроватей мы проходим, ничего мы не находим. Поверните вы налево и идите до конца. Видим дверь идем налево и сундук волшебный здесь (под большой черепахой стоит сундук полный круглых макарон). Дети ищут монеты.
Нашли мы сундук, но золотых монет не видно, их нудно найти. Ищем и считаем 1, 2, 3, 4, 5. Молодцы ребята нашли все пять монет для Буратино. Мы с вами в очередной раз помогли Буратино. Я обязательно напишу письмо Буратино и вышлю ему пять золотых.
А Буратино не сомневался, что мы ему поможем, поэтому сразу прислал нам подарок.