Как Мартин Лацис руководил красным террором

(1938-03-20 ) (49 лет)

Марты́н Ива́нович Ла́цис (также Мартин или Мартиньш , Иванович или Янович , настоящее имя - Ян Фридрихович Судрабс (латыш. Janis Sudrabs ); 16 декабря - 20 марта ) - советский политический деятель. Латыш . Один из организаторов и руководителей органов госбезопасности, в частности, ВЧК . С мая 1918 член коллегии ВЧК, в июле - ноябре 1918 председатель ЧК и Военного трибунала 5-й армии Восточного фронта. В 1919-21 председатель Всеукраинской ЧК .

Детство

Ян Фридирихович Судрабс родился 16 декабря 1888 года, в усадьбе Паутины Розенбекской волости Венденского уезда Лифляндской губернии , в семье батрака . Родители стремились дать единственному сыну приличное образование, но бедность и старость отца не позволили оплатить обучение в школе. Для продолжения учёбы Ян с восьми лет работал пастухом , затем уехал в Ригу, где устроился учеником столяра и подсобником в его магазине. После полутора лет работы Ян решил стать народным учителем, и с этим намерением в 1905 году уволился и уехал из города обратно в деревню, чтобы подготовиться к экзаменам в учительской семинарии.

Лацис писал в газете «Красный меч»:

Для нас нет и не может быть старых устоев морали и «гуманности», выдуманных буржуазией для угнетения и эксплуатации «низших классов». Наша мораль новая, наша гуманность абсолютная, ибо она покоится на светлом идеале уничтожения всякого гнета и насилия. Нам все разрешено, ибо мы первые в мире подняли меч не во имя закрепощения и угнетения кого-либо, а во имя раскрепощения от гнета и рабства всех. ...

Жертвы, которых мы требуем, жертвы спасительные, жертвы устилающие путь к Светлому Царству Труда, Свободы и Правды. Кровь? Пусть кровь, если только ею можно выкрасить в алый цвет серо-бело-черный штандарт старого разбойного мира. Ибо только полная бесповоротная смерть этого мира избавит нас от возрождения старых шакалов, тех шакалов, с которыми мы кончаем, кончаем, миндальничаем, и никак не можем кончить раз и навсегда...

Также, легендарной стала цитата из статьи Лациса , опубликованной 1 ноября 1918 года в журнале «Красный террор», издаваемом ЧК:

Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом - смысл и сущность красного террора.

На посту члена ВЧК, Лацис выступал последовательным сторонником усиления её карательных функций. В конце 1918 года Лацис выступил резко против предложения Наркомата юстиции об изъятии у ЧК права выносить смертные приговоры, и полагал необходимым оставить за ЧК надзор за контрреволюционными элементами, предварительное расследование, суд и исполнение наказаний. Взгляды Лациса на деятельность ЧК были позднее изложены им же в книге «Чрезвычайные комиссии в борьбе с контрреволюцией».

ЧК - это не следственная коллегия и не суд. [...] Это - боевой орган партии будущего, партии коммунистической. Она уничтожает без суда или изолирует от общества, заключая в концлагерь. Мы всё время были чересчур мягки, великодушны к побеждённому врагу и недооценивали его жизнеспособность и подлость... В самом начале необходимо проявить крайнюю строгость, неумолимость, прямолинейность: что слово - то закон. Работа ВЧК должна распространяться на все те области общественной жизни, где вкоренилась контрреволюция, за военной жизнью, за продработой, за народным просвещением, за всеми положительно хозяйственными организациями, за санитарией, за пожарами, за народной связью и т.д. и т.д. .

Материалы деникинской комиссии по расследованию действий Всеукраинской ЧК, созданной после захвата Добровольческой армией Киева в конце 1919 года, отмечают высокую жестокость расправ и большое количество жертв ВуЧК (по данным деникинской комиссии, с апреля по август 1919 в Киеве было уничтожено порядка 10000 человек).

Как официальный историограф ВЧК , Лацис составил отчёт о её деятельности за 4 года, а также написал ряд брошюр и статей о работе ЧК.

Послевоенная деятельность

C 1922 на хозяйственной, партийной и научной работе. Работал в качестве члена коллегии Главсоли, затем председателем образованного им Солесиндиката. С 1923 года работал в Наркомземе. В 1935-1937 годах - директор .

Лацис Мартын Иванович (Мартин Янович) (наст. фам. и имя Судрабс Ян фридрихович) (13 или 14 дек. 1888, усадьба Паутины Розенбекской вол. Веденского у. Лифляндской губ.,- 11 февр. 1938). Из семьи батрака. Окончил приходское уч-ще.


С 1905 чл. С-д. Латыш, края (СДЛК). В Рев-цию 1905-07 пропагандист Рижского к-та и ЦК СДЛК, участник вооруж. крест, выступлений. Сдав экзамен на звание нар. учителя (1908), работал в приходском уч-ще: с 1912 - в Москве, учился в Нар. ун-те А.Л. Шанявского. В 1915 один из организаторов "Тверской с-д. латыш. группы" при МК РСДРП. Подвергался арестам, в авг. 1915 сослан в Иркут. губ. В 1916 бежал; приехав в Петроград, был введён в ПК РСДРП.

После Февр. рев-ции 1917 один из руководителей Выборгского райкома РСДРП и организаторов Кр. Гвардии. Дел. 7-й (Апр.) Всерос. конф. РСДРП(б). Чл. Выборгского Совета РСД и ПК РСДРп(б). Чл. большевист. фракции Междунар. совещания районных Советов РСД. Дел. 6-го съезда РСДРП(б) (июль - авг.): выступал с докладом мандатной комиссии. 24 сент. докладывал ПК РСДРП(б) о боевой готовности отрядов Кр. Гвардии. 16 окт. на заседании ЦК РСДРП(б) подчеркнул, что резолюция ЦК РСДРП(б) от 10 окт. о подготовке вооруж. восстания будет выполнена. С окт. чл. Выборгского районного штаба по подготовке восстания.

В дни Окт. вооруж. восст. член Петрогр. ВРК и руководитель Бюро комиссаров ВРК. 15 нояб. утвержден СНК членом коллегии НКВД, ведал отделом местного управления. С 20 мая 1918 одноврем. чл. коллегии ВЧК, в мае - июле нач. отдела ВЧК по борьбе с контррев-цией, в июле - нояб. пред. ЧК и Воен. трибунала, чл. РВС Вост. фронта, затем на др. постах в органах госбезопасности. После дискуссий о заключении Брестского мира с Германией считал необходимым немедленно удалить из ВЧК левых эсеров, непринятие такой меры называл позднее "просмотром" Ф.Э. Дзержинского. В кон. 1918 выступал против предложения Наркомата юстиции об изъятии у ЧК права выносить приговоры, полагал необходимым оставить за ЧК надзор за контр-рев. элементами, предварит, расследование и адм. наказания. Позже заявлял о целесообразности передачи аппарата ЧК в НКВД, считая ВЧК органом чрезвычайным и временным, утверждал, что "пройдёт время гражд. войны, время чрезв. условий существования Сов. власти и ЧК станут лишними и будут вычеркнуты из аппарата Сов. власти" (Лацис М., Чрезв. комиссии в борьбе с контррев-цией, М., 1921. с. 27).

Как офиц. историограф ВЧК составил отчёт о её деятельности за 4 года, написал ряд брошюр и статей о работе ЧК. Свои взгляды на органы госбезопасности наиб. полно выразил в кн. "Чрезв. комиссии в борьбе с контррев-цией" (М., 1921), в к-рой рисал: "ЧК-это не следств. комиссия и не суд. Это - орган боевой, действующий по внутр. фронту гражд. войны, пользующийся в своей борьбе приёмами и следств. комиссий, и судов, и трибуналов, и воен. сил... Это - боевой орган Сов. власти, обеспечивающий возможность мирного стр-ва.для миллионов рабочих и крест, масс, ставших у власти... Это - боевой орган партии будущего, партии коммунистической... Но это и не гильотина, отсекающая голову по постановлению трибунала. Нет, она или уничтожает без суда, застав на месте преступления, или изолирует от об-ва, заключая в концентрационный лагерь, или передаёт трибуналу, когда дело требует подробного исследования и широкой гласности... Мы всё время были чересчур мягки. великодушны к побежденному врагу и недооценивали его жизнеспособность и подлость... В самом начале необходимо проявить крайнюю строгость, неумолимость, прямолинейность: что слово, то закон: за преступлением должно следовать заслуженное наказание, тогда гораздо меньше падёт жертв как с той, так и с др. стороны. Вот мудрость, к-рой нас научили эти три года гражд. войны... (с. 8-9). "Во всех областях нашей жизни контррев-ция развивалась везде и повсюду, проявляясь в самых разнообразных формах. Отсюда ясно, что и работа ВЧК должна распространяться на все те области сов. жизни, где вкоренилась контррев-ция... ВЧК должна смотреть за всем: за воен. жизнью, за продработой, за нар. просвещением, за всеми положительно хоз. орг-циями, за санитарией, за пожарами, за нар. связью и тд. и тд." (там же, С. 8-9. 24).

С 1921 на адм.-хоз., парт. и гос. работе. 29 нояб. 1937 арестован по обвинению в принадлежности к контррев. нацио-налистич. орг-ции; 11 февр. 1938 комиссией НКВД и Прокурора СССР приговорён к расстрелу. Воен. коллегией Верх-суда СССР реабилитирован 2 июня 1956.


Так представляют себе красный террор белогвардейцы и их идейные наследники

Как я уже писал, сентябрь - месяц начала революционного террора, во Франции 1793 года и в России 1918-го. И сторонники левых идей только-только приучаются сейчас вспоминать эти даты без краски смущения на лице и извинений за "отсталость" и "жестокость" своих идейных предшественников. Зато как эти даты любят антикоммунисты и антисоветчики! У них сложились свои излюбленные мифы и легенды о них.
Вот один такой миф. Речь идёт о статье, опубликованной той осенью 1918 года. Якобы эта статья и выразила откровенно всю суть красного террора. Написал её чекист Мартын Лацис в журнале, который так и назывался - «Красный террор». Вот что писал Лацис:
«Мы уже не боремся против отдельных личностей, мы уничтожаем буржуазию как класс... Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Вот эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого. В этом смысл и суть Красного Террора».


Евгений Ташков в роли главы Всеукраинской Чека Мартина Яновича Лациса в телесериале "Адъютант его превосходительства" (1969)


М. Лацис (справа, в первом ряду) и его сотрудники


Первая страница того самого легендарного номера "Красного террора" с началом статьи Лациса

Могут спросить: так в чём же миф-то? Начнём с того, что журнал «Красный террор» выходил в Казани, это был его первый номер от 1 ноября 1918 года. То есть это было местное издание губернского уровня. И - главное! - поминатели этой статьи стыдливо умалчивают о том, что, появившись в губернском издании, она сразу же вызвала в Советской России критику и острые возражения - уже всероссийского уровня.
Например, Ленин заметил в одной статье: «Вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей, которую написал в своем казанском журнале «Красный Террор» товарищ Лацис... «Не ищите (!!?) в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом». Ленин лично высказал Лацису свою критику.
"Владимир Ильич напомнил мне, - вспоминал он, - что наша задача отнюдь не состоит в физическом уничтожении буржуазии, а в ликвидации тех причин, которые порождают буржуазию... Я ему разъяснил, что мои действия точно соответствуют его директивам и что в статье мною просто допущено неосторожное выражение..."
Но наиболее обстоятельно, так сказать, в пух и прах, разгромил позицию Лациса старый большевик Емельян Ярославский. 25 декабря 1918 года в главной партийной газете «Правда» он также назвал его утверждения «нелепостью» и выразил против них «решительный протест». Ярославский написал: «Воображаю только Карла Маркса или тов. Ленина в руках такого свирепого следователя.
- Имя ваше?
- Карл Маркс.
- Какого происхождения?
- Буржуазного.
- Образование?
- Высшее.
- Профессия?
- Адвокат, литератор.
Чего тут рассуждать ещё, искать признаков виновности, улик... К стенке его - и только».
Такова была официальная, выраженная "Правдой", точка зрения на этот вопрос...
Между тем, если вдуматься, то определённая логика в рассуждениях Лациса всё-таки была. Если политика - это "продолжение войны другими средствами", то ведь и в обычной войне никто не "борется против отдельных личностей". На фронтах сражаются не личности, а целые армии. И никто не станет требовать невозможного: чтобы снаряд, выпущенный по неприятельской армии, поразил точно в темечко именно вражеского генерала, и никого другого. Чем точнее удар, тем, конечно, лучше, но нельзя требовать неизменного попадания в яблочко. И главное на войне - вовсе не точность попадания, а конечная победа. То же самое и в политике... Революция (как и контрреволюция, между прочим) доводит этот принцип до максимума. Однако Лацис явно "перегнул палку" и довёл его до очевидного абсурда, поэтому и получил осуждение с самого высокого уровня...
Другая цитата Лациса, которая тоже гуляет по белогвардейским книжкам (типа опуса Сергея Мельгунова "Красный террор в России") и сайтам - из статьи Лациса в "Известиях" за 23 августа 1918 года: «Установившиеся обычаи войны, выраженные в разных конвенциях, по которым пленные не расстреливаются и прочее, всё это только смешно: вырезать всех раненых в боях против тебя - вот закон гражданской войны. …Необходимо не только уничтожить живую силу противника, нужно показать, что каждый, поднявший меч против существующего строя, от меча и погибает. В этом - смысл гражданской войны, который хорошо учтён буржуазией, но нами очень туго или совсем не усваивается. В этом - наша слабость; в этом - причина многих поражений».
Многие ли из тех, кому попадётся эта цитата, пойдут читать в библиотеке пожелтевший номер газеты 1918 года и проверять слова Лациса? Конечно, никто или почти никто, но вот автор этих строк как раз составляет исключение. Я заинтересовался статьёй и прочитал её целиком в старой газете.
Меня поразил тон статьи: Лацис без возмущения или негодования, а скорее, с грустью и сожалением пишет о том, что большевики совсем не знают законов вовсю идущей в России гражданской войны. Поэтому и проигрывают её (так было в тот момент). Они живут и мыслят понятиями ещё старой, мировой войны. Например, если какой-то видный большевик или командир Красной армии захвачен в плен белыми, то его товарищи начинают думать о том, как его выручить из плена и обменять, потому что так делали во время предыдущей войны, с Германией и Австро-Венгрией. Но у гражданской войны свои законы, и если видный большевик попался в руки белых, то это значит, что его уже нет в живых, его убили. Таковы законы гражданской войны, которыми руководствуются белые, а большевики эти законы совсем не знают. Надо изучать эти законы...
Именно так в действительности рассуждает и к этому призывает Лацис (и статья его действительно интересная и заслуживает перепубликации), а вовсе не прославляет "вырезание всех раненых".
Ну и, напоследок, ещё одна цитата Мартына Ивановича Лациса. На этот раз - из журнала "Красный меч" за 18 августа 1919 года:
"Меч революции опускается тяжко и сокрушительно...
Для нас нет и не может быть старых устоев морали и "гуманности", выдуманных буржуазией для угнетения и эксплуатации "низших классов".
Наша мораль новая, наша гуманность абсолютная, ибо она покоится на светлом идеале уничтожения всякого гнета и насилия.
Нам всё разрешено, ибо мы первые в мире подняли меч не во имя закрепощения и угнетения кого-либо, а во имя раскрепощения от гнёта и рабства всех.
Жертвы, которых мы требуем, жертвы спасительные, жертвы, устилающие путь к Светлому Царству Труда, Свободы и Правды.
Кровь? Пусть кровь, если только ею можно выкрасить в алый цвет серо-бело-чёрный штандарт старого разбойного мира.
Ибо только полная бесповоротная смерть этого мира избавит нас от возрождения старых шакалов, тех шакалов, с которыми мы кончаем, кончаем, миндальничаем, и никак не можем кончить раз и навсегда."
"Нам всё разрешено" - это тоже сформулировано, как водится у Лациса, хлёстко и эпатирующе, и, конечно, вызывает трепет "священного" негодования антикоммунистов и прочих фарисеев. Но лично мне эта фраза показалась скорее перефразировкой слов из... Нового завета: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
А в общем, несмотря на все его ошибки, Ленин оценивал Лациса как "одного из лучших, испытанных коммунистов" в Чека. Советским телезрителям Лацис мог запомниться по яркому образу из сериала "Адъютант его превосходительства" (1969 года), где его роль сыграл артист Евгений Ташков. (Любопытно, что там его называют "Мартин Янович"). В честь Лациса в позднем СССР, в 1988 году, к столетию со дня рождения, даже выпустили марку с его портретом... Но к тому моменту таких людей, как Лацис - идейных, хотя в чём-то и излишне увлекающихся, и ошибающихся, революционеров, - в СССР уже не было - возможно, именно это и предопределило крушение и страны, и социализма...

Профессиональный революционер-ленинец, видный партийный и
государственный деятель Мартын Янович Лацис родился 16 декабря 1888 года, в Розенбекской волости Вольмарского уезда Лифляндской губернии, в семье батрака. Детство было тяжелым, трудовым. Семнадцатилетним юношей, в 1905 году, он вступил в ряды социал-демократии Латышского края. Вошел в боевую дружину, которая разоружала баронов и их охранников в окрестностях Вольмара и жгла имения. От преследования карателей Мартын Лацис спасался в лесу.
В 1908 году Лацис сдал экзамен на звание народного учителя. Зимой он преподает в приходском училище, а летом работает пропагандистом в Рижском партийном комитете.
Лацис был арестован в 1910 году. Выручила конспирация – жандармы не могли собрать улик и вынуждены были выпустить его на волю. Вскоре Мартын Лацис достает паспорт на имя Яна Фридриховича Судрабса и переходит на нелегальное положение. После разгрома Рижской организации он бежит на Северный Кавказ.
В декабре 1912 года перебирается в Москву и поступает в Университет имени Шанявского.
Постепенно Мартын Янович устанавливает связи с большевиками-латышами. После провала Московского городского комитета Мартын Лацис, Элла Крастынь (Женя Егорова) и Эдуард Берзин организовали в Москве Тверскую латышскую социал-демократическую группу. Наименование «Тверская» приняли для маскировки. Группа выпустила несколько листовок, пропагандирующих ленинские тезисы по вопросам войны и революции.
Жандармам удалось при помощи провокаторов арестовать осенью 1915 года комитет Тверской группы. Мартын Лацис и его товарищи были сосланы в Иркутскую губернию, в глухое село Качугу.
В октябре 1916 года «товарищ Дядя» (партийная кличка Лациса) бежал из ссылки в Петроград. Здесь он по заданию Русского бюро ЦК РСДРП(б) занялся организацией подпольной типографии для издания газеты «Правда».
После Февральской революции М. Я. Лацис возглавляет организацию большевиков Выборгской стороны. Он был ее делегатом на I Петроградской общегородской и (Апрельской) Всероссийской партконференциях. Большевики-выборжцы послали «товарища Дядю» своим представителем в Петербургский комитет партии. На VI съезде РСДРП(б) делегат М. Я. Лацис выступил с докладом о работе мандатной комиссии.
Политически образованный, энергичный, беспредельно преданный делу революции, Мартын Янович Лацис пользовался огромным авторитетом на Выборгской стороне. Он часто выступал на митингах и собраниях рабочих и солдат, призывая их к вооруженной борьбе за Советскую власть.
Двадцать четвертого сентября 1917 года на заседании Петербургского комитета партии Лацис выступил с докладом о боевой готовности отрядов Красной гвардии.
Мартын Янович участвовал в историческом заседании ЦК РСДРП(б) 16 октября 1917 года, посвященном вооруженному восстанию. В своем выступлении он подчеркнул, что ленинская резолюция будет выполнена: массы берутся за оружие, готовы к решающим боям.
в дни Октябрьского штурма М. Я. Лацис был в руководящем штабе революции – в Петроградском Военно-революционном комитете.
После Октября М. Я. Лацис работал в коллегии Народного комиссариата внутренних дел, с мая 1918 года он член коллегии ВЧК, в 1919–1921 годах – председатель Всеукраинской ЧК. В дальнейшем Мартын Янович Лацис находился на руководящей партийной и хозяйственной работе.