Из искры возгорится. Электронный проект «Архивы – школам. "Из искры возгорится пламя" - значение и происхождение фразеологизма

В декабре 1825 в Санкт-Петербурге произошло восстание, которое вошло в историю как Восстание декабристов. Его организаторами были лучшие представители родовитой знати. Их лишили всех сословных привилегий и отправили с ссылку в Сибирь. За ними добровольно отправились жены.

В наше время сложно даже себе представить весь ужас этой ситуации. У людей радикально меняется образ жизни, причем в невероятно худшую сторону. Первое время в их тюрьме даже окон не было. К ним приезжают жены, которые очень плохо приспособлены к быту. Все они навсегда расстаются со своими родными. Это трагедия для всех родных и близких декабристов и их жен. Они мужественно смирились со своей судьбой и смогли сохранить человеческое достоинство даже в тех нечеловеческих условиях.

Жены декабристов

Первой женой-декабристкой была Мария Болконская. Она приняла решение ехать в ссылку в след за мужем. Среди ссыльных было много друзей А. С. Пушкина еще со времен учебы в лицее. Он очень страдал от разлуки с ними. В знак поддержки и солидарности с ними Пушкин написал стих "Не пропадет ваш скорбный труд" и тайно передал его с Марией Волконской. В ответ А. И. Одоевский написал стихотворение, в котором были вот такие вот строки:

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Когда в начале ХХ века партия большевиков начала за границей издавать свою газету, то ее назвали "Искра" и ее девизом стала цитата из ответа Одоевского: "Из искры возгорится пламя". Ну, а после революционного переворота 1917 года это выражение вошло в жизнь советских людей.

Оно означает:

  • Начало великого дела, которое обязательно в будущем будет завершено.
  • Призыв к великим свершениям.
  • Надежда на лучшее, светлое будущее.

Из искры возгорится пламя

Из искры возгорится пламя
Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802- 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское стихотворение «Не пропадет ваш скорбный труд...» (так называемое «Послание декабристам»). А. И. Одоевский:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Эта строка стала известной в качестве эпиграфа к заголовку ленинской подпольной газеты «Искра» (печаталась за границей в 1900-1903 гг.).
Иносказательно: о вере в успех, победу своего дела, несмотря на его трудное начало (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Из искры возгорится пламя" в других словарях:

    ПЛАМЯ, род. и дат. пламени, пламенем, пламени, мн. (устар. редк.) пламена, пламён, пламена, ср. (книжн.). 1. Подымающийся над горящим предметом огонь. «Наш скорбный труд не пропадет: з искры возгорится пламя.» А.Одоевский (ответ декабристов… … Толковый словарь Ушакова

    - (1802 1839), князь, поэт декабрист, корнет (1823), участник восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Санкт Петербурге. Приговорён к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ваенга. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хрулёв. Елена Ваенга … Википедия

    I Искра Захарий Юрьевич (умер около 1730), один из предводителей правобережного украинского казачества, казацкий полковник (кодацкий, затем корсунский). В 1702 1704 вместе с казацкими полковниками Палием, Самусем и Абазиным возглавил… …

    1 . первая общерусская политич. марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900 для организации революц. марксистской партии России. Капитализм в Росеии в это время перерос в свою последнюю стадию империализм, в стране назревала… … Советская историческая энциклопедия

    - «Искра», первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское) в 1899‒1900 газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организационную… … Большая советская энциклопедия

    Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (набережная р. Фонтанки, 59), книжно газетное издательство Ленинградского обкома КПСС. Основано 12 декабря (29 ноября) 1917 как издательство Петросовета (размещалось в Смольном, руководитель И. И. Ионов), с 1924 Ленгиз, с 1930 Леноблиздат,… …

    Лениздат - Дом прессы на набережной реки Фонтанки, 59. Дом прессы на набережной реки Фонтанки, 59, где помещается Лениздат. Санкт Петербург. Лениздат (набережная р. Фонтанки, 59), книжно газетное издательство Ленинградского обкома КПСС. Основано 12 декабря… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Проспект проходит от улицы Коллонтай до улицы Тельмана. Название свое он получил 2 октября 1970 года в честь первой российской революционной газеты «Искра», а до этого в проектной документации числился как Октябрьская улица. В этом районе… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Из искры - пламя , С. Голубов. Роман "Из искры - пламя" посвящен одному из волнующих эпизодов революционного прошлого - восстанию декабристов 14 декабря 1825 года. В центре романа - поэт А. И. Одоевский, смелый,…

И вспомнилась мне одна моя знакомая, которая была убеждена, что если каждая пенсионерка будет молиться и ходить в храм, то все во всех семьях станет очень хорошо и благополучно.

Это уже не конъюнктура. Это хуже. Это полный отказ от знаний, от прогресса и развития. Невежество и мракобесие захлестывают наше общество. Уже не забитая судьбой старушка верит в силу святой воды и в то, что на Крещение вся вода в ручьях и водоемах – святая. Уже пытаются внедрить эти мысли всем, заставить общество принять их за научный факт, потому что понимают ценность и значимость науки.
Как говорится, «на воре шапка горит». Новые проповедники и учителя от религии сами не являются в полном смысле слова верующими. Они знают, что все проверяется научным опытным путем и пытаются заняться подменой понятий, подменой факта на ложь, но при этом сохранить имидж ученого. Странная смесь. Лучше бы чудеса искали, как чудеса, чем доказывали их «научность».
Ведь вера в том и заключается, что вопреки законам естественным демонстрирует очевидное их нарушение по воле Бога. Что приобретет святая вода, если кто-то докажет ее материальное изменение? Да ничего. Просто появится еще один научный фактор воздействия материи на материю. Один, не открытый до этого закон. Но уже в силу того, что освящение воды происходит где угодно и когда угодно, то любая святая вода должна иметь ту же особенность, что и крещенская. Святость есть святость. И вера есть вера. Раз нет способа измерить глубину веры человека и силу его молитвы, то нет смысла искать околонаучные доказательства святости.
Как научно доказать слова Христа: «По вере вашей будет вам».
Чудо крещенской воды как раз и заключено в вере человека. Для одних она остается обычной водой, для других – святой и особенной.
Какое же представление о вере должны иметь люди, ищущие физика. В таком случае становится понятна и охрана патриарха и митрополитов, и их бронированные автомобили, и стремление к роскоши и показному величию, ибо истинная их сущность столь ничтожна, что только внешние атрибуты могут придать ей вес в глазах общества, а вера в Бога так нетверда, что они не надеются на то, что Бог защитит их и все «в руце Божьей».
С другой стороны это демонстрация абсолютного невежества и умственной деградации, как среди верующих, так и среди всего населения.
К сожалению, в настоящее время вопрос веры и религии – это не вопрос духовности и просветления. Это вопрос прогресса или деградации. В настоящее время религиозные воззрения воспитывают в человеке нежелание познавать, узнавать, исследовать. Как правильно сказал один блогер, верующие находятся вне времени. Им чужд прогресс. Не случайно так много призывов вернуться к дедовским традициям. Они не понимают, что с возвратом они потеряют способность разбираться в усложняющемся мире, не смогут ответить на вызовы времени, наконец, не смогут защитить жизнь на земле.
Да можно вернуться и к дедовскому землепашеству, и к молитвам вместо медицинского лечения, и к молебнам о дожде вместо гидрометеопрогнозов. Но в таком случае эти любители старины и «мирной православной» жизни должны взять на себя ответственность за гибель миллионов и миллионов людей, для которых не хватит ни пищи, ни средств к существованию.
Мне говорят: «Зачем критиковать то, что ты не можешь исправить. Ты выражаешь недоверие власти, ты возмущаешься неравенством, нищенской зарплатой, невозможностью заниматься наукой, потому что она никому не нужна. Ты напрасно тратишь энергию и силы. Ведь все равно ничего сделать не можешь».
В самом деле, зачем?
Слово обладает способностью воздействовать на ум и чувства. Пусть вначале несколько человек говорят миру правду о науке, о том, что есть общество справедливости и как его достичь. И постепенно идеи овладевают умами.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
Так ответил Пушкину один из декабристов, Александр Одоевский.
Но сейчас в целях дискредитации великих идей и правды всеми силами внедряют в умы дезинформацию, ложь и фальсификации, чтобы превратить белое в черное. Сколько конъюнктурных умов трудится в области истории, сколько грязи вылито на тех же декабристов. И все ради того, чтобы затоптать эту искру ума, честности и благородства.
Вся система образования строится так, чтобы дети росли в невежестве и непонимании.
А всякого рода экстрасенсы, астрологи, телегония. Лженаука стоит на той же стороне, что и религия. Это метод оглупления и воспитания невежества.
Но есть люди, знающие что такое наука, истина и свет знаний. Вот, к примеру, отрывок из беседы ученого-пропагандиста Панчина с журналистом «Знака»

Мы видим, насколько распространено среди населения незнание базовых научных понятий. Едва ли депутаты понимают науку лучше, чем среднестатистические граждане. Может быть, ситуация изменится в лучшую сторону, если в целом уровень образования в стране поднимется и интерес к науке возрастет. Тогда и депутатов, переживающих за научно-технический прогресс, будет больше.
- «Этот великий ученый был верующим!» - популярный аргумент, когда проповедник хочет сказать, что религия - это круто. Наверное, его должна печалить мысль, что этот аргумент используется лишь в одну сторону. Фраза «этот выдающийся отец церкви любил биологию и физику» едва ли станет успешным рекламным лозунгом естествознания.
Тем не менее, верующие могут быть учеными, и тому есть масса примеров. Но это не значит, что между верой и наукой нет противоречий. Это проблема двойных стандартов: если X и Y одинаково необоснованны, но в Х мы верим, а Y отбрасываем - получается как-то нехорошо. Вера в Бога обоснованна не больше, чем вера в Летающего макаронного монстра. Подобный уровень аргументации я не считаю достаточным, и ни один ученый не счел бы достаточным, если бы речь шла на менее чувствительную тему. Ну а имитировать я не готов, потому что сам не хотел бы жить в мире имитаторов.
Мне представляется, что если человек на самом деле верит в то, что молитва помогает и работает, тогда ему и медицина не нужна, а нужно больше храмов. Или можно создавать при помощи генной инженерии устойчивые к засухе растения, а можно нанять шаманов, которые будут танцами призывать дождь. Глава государства может повлиять на то, что из перечисленного будет внедряться в практику. И от этого будет зависеть, будем ли мы отставать от других стран или идти в ногу со временем.
Увы, мы в значительной степени променяли технологии на «скрепы». Но я надеюсь, что это временно. Например, на своих лекциях я вижу много любознательной молодежи, я ощущаю рост заинтересованности наукой у этой демографической группы. Еще мне нравится, что все чаще науке симпатизируют журналисты и блогеры. Это дает надежду, что в будущем общественное мнение все же изменится и мы сменим курс на прогрессивный. В любом случае я хочу, чтобы Россия была развитой страной с высокой продолжительностью жизни и высоким благосостоянием населения.

Возьмем еще один пример - астрологию. Исследователь Мишель Гоклен утверждал, что знаменитые спортсмены чаще рождены с Марсом в двух секторах неба. Эта работа вышла достаточно давно, но некоторые астрологи до сих пор на нее ссылаются. Мне было интересно, как такое могло получиться. И оказалось, что там есть ошибки анализа данных: не учтено, что существует очень много разных комбинаций секторов неба и планет, поэтому почти всегда удастся найти «эффект какой-нибудь планеты в каких-нибудь двух секторах
В первом меморандуме Комиссии по борьбе с лженаукой разбиралось коммерческое гадание по отпечаткам пальцев. Тоже тема непростая, ведь авторы методики утверждали, что у них все имеет научное обоснование. Но оказалось, что работы, на которые они ссылаются, либо очень отдаленно относятся к теме, либо содержат ошибки.
- Продолжая вопрос, не кажется ли вам, что сегодня борьба за естественнонаучную картину мира становится не просто борьбой просветительской, но и политической? Если да, то какую роль здесь должны играть ученые вроде вас?
- Мне кажется, нам не стоит особо отклоняться от выбранного пути. Нужно рассказывать людям про науку. Рассказывать хорошо, увлекательно, интересно. Я был бы рад, если бы все больше ученых занимались популяризацией. Но я понимаю, почему они этого не делают. Бывает так, что времени не хватает или, допустим, отсутствуют ораторские способности. Хотя этому несложно научиться.
Конечно, одной популяризацией ограничиваться нельзя. Нужно менять подходы к образованию, повышать престиж профессии учителя и уровень подготовки педагогов. Но изменить систему образования очень сложно. Складывается впечатление, что контроль над этой сферой находится у людей, которые не заинтересованы в том, чтобы страна умнела. Здесь как раз уместно вспомнить введение в школах «Основ православной культуры». Если бы я был министром образования, то я, конечно, выкинул бы этот курс из программы и поставил вместо него курс критического мышления, научного метода и прикладной теории вероятностей. Без этих знаний люди будут и дальше верить в астрологию, ясновидящих, гадалок и экстрасенсов.
Знание о религии давать тоже можно. Например, даже можно читать Библию на уроках литературы, наряду с другими произведениям, описывающими вымышленные события и героев. Но это должны быть светские предметы и педагоги. Отдельно отмечу, что существует масса научных работ о том, почему люди верят в сверхъестественное: не только в бога, но и в демонов, призраков, экстрасенсов. Про это, наверно, тоже можно интересно рассказать.
- Не исключаю, что Путин и правда является верующим, что это не игра. По крайней мере, мне было бы очень тяжело притворяться: целовать иконы, встречаться со священниками, поддерживать клерикализацию страны. Может быть, он искренне полагает, что делает полезное дело. Но нельзя не заметить и экономический аспект: Церковь - это хорошо организованный и прибыльный бизнес. Возможно, окружение президента заинтересовано в нем. И тогда мне понятно, почему это письмо-предупреждение академиков абсолютно ни на что не повлияло.

Нужно использовать любые методы пропаганды ради общей цели и не бояться того, что сейчас наши слова не имеют силы. Из искры возгорится пламя.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. 279. Оп. 1. Д. 248. Л. 4 об. – 5.

Список рукой И.И. Пущина.

А.С. Пушкин хотел передать свое стихотворение в Сибирь с декабристкой М.Н. Волконской, но не успел, и стихотворение привезла декабристам жена Н.М. Муравьева Александра Григорьевна. Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский написал Пушкину стихотворный ответ. Экземпляр, который вы видите, переписан рукой декабриста и лицейского друга Пушкина Ивана Ивановича Пущина.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра -
Надежда, в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье -
Придет желанная пора!

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой призывный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Ответ.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли…
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! цепями,
Своей судьбой гордимся мы;
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Не пропадет наш скорбный труд
Из искры возгорится пламя, -
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей -
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!