Гибель вандеи. Вандейские войны

Principium , - для которого необходим Рrinceps , - существования заместителя Бога на Земле, посредника между Λόγος и δήμος , неотделим от души каждой здоровой нации. Желание же дать δήμος верховную власть - сиречь, инкарнировать Λόγος в δήμος , есть жесточайщее преступление перед духом народным, извращение сущности человеческой, которые не могут не повлечь за собой цепь преступлений, одно ужаснее другого.

И вот заревели глотки цареубийц, и - впервые в мировой истории - демократически избранная ассамблея единодушно проблеяла о необходимости геноцида собственного народа, а "адские колонны" направились в Вандею жечь младенцев, насиловать их матерей да натягивать человечью кожу на республиканские барабаны, по которым любознательные туристы и по сей день могут постучать в приморских музеях Марьянны-Номер-Пять…”

Нескрываемые с 1789-го года корчи Франции преподносятся не как патологическое ответвление от сверх здорового состояния, но как логическое продолжение французской культуры; недалёкие эволюционисты убеждают, что путч дня Святого Камилия только подвел некий итог творчества Рабле, Монтеня и Вольтера. После данного утверждения следует и естественное для "социал-дарвинистов" заключение: "некогда подчинившая себе весь цивилизованный мир французская культура выбрала революцию, а потому и вам, народы Eвропы, если вы желаете следовать высшей культуре, необходимо реализовать слова Интернационала - стереть с лица земли ваше прошлое".

В настоящий момент данная установка воспринимается "бывшими" цивилизованными народами как нечто само собой разумеющееся - так патология "эпохи просвещения" окончательно поработила мир. ..

А теперь зададимся на миг одним невозможным вопросом: что будет, если внезапно эта страдалица-Франция излечится от мук, признает болезнью свою более чем двухсотлетнюю летаргию, - и признает это перед всем светом! - а именно, вернётся в своё естественное, до-путчевое состояние? Какой резонанс вызовет в мире подобное выздоровление Франции?”

В то время как Франция после путча 1789 AD, должна была вести войну со всей Европой, загорелась междоусобная война в пределах самого бывшего королевства, выразившаяся в освободительном восстании в Вандее.

В этой провинции ещё господствовал дух “La Belle France”, a в населении преобладали здоровые стремления к сохранению естественных порядков, к правому укладу.

Казнь короля, вмешательство охлократического правительства во внутренние дела церкви, фискальные нововведения, тотальная коррупция и воровство, грабёж и всякого рода обложения, возбудили в стране волнение, имевшее сначала более религиозный и мировозренческий, нежели роялистский характер.

После 1792 AD, когда путч принял не только антиклерикальное, но прямо атеистическое направление, все католики, то есть большинство населения, почувствовали себя оскорблёными. Это оставалось одним из главных источников сопротивления вплоть до Крнкордата Буонапарте, заключёным с папой в 1801 AD.

В 1792 AD многие приходы поддержали своих священников, отказавшихся приносить присягу трёхцветным властям. Ответом им были регулярные вылазки городской черни в деревни, где они разрушали церкви и нападали на refractories (строптивцев)

Постепенно усиливаясь, волнения перешли в открытое восстание, когда конвент ввиду предполагавшегося усиления численности республиканских армий заменил прежнюю вербовку принудительными рекрутскими наборами. Военные потери и при вторжении республиканцев в Австрийские Нидерланды и Савойю и в боевых действиях против Первой коалиции были просто беспримерными.

Тотальное воровство, процветавшее среди поставщиков, которым покровительствовал генерал Дюмурье, вело к скверному снабжению республиканских войск. Полуголодные, плохо одетые добровольцы все чаще пользовались предоставленным им законом правом и покидали свои части, возвращаясь к родным очагам.

Декрет о принудительном рекрутировании дополнительных 300 тыс. человек почти повсеместно вызвал глухое сопротивление.

Ведь на западе, никогда не освобождали от воинской службы, как это часто случалось с сыновьями республиканских чиновников и профессионалов: казалось, только крестьяне-католики должны были умирать за атеистическую республику, к которой они вовсе не стремились.

В мае 1792 AD Дантону сообщили, что предположительно маркиз де ля Руайран в Бретани готовит заговор.Заговор был расстроен ещё в зародыше, но он послужил катализатором двух связанных между собой массовых восстаний: освободительные восстание в Вандее и войну шуанов, охватившие запад Франции более чем на десятилетие.

В начале марта вспыхнул мятеж в Бретани, Анжу, Пуату. Быстро подавленный в Бретани, мятеж продолжал расширяться в районах к югу от Луары, где ненависть к четвёртому сословию дополнилась у крестьянства и дворянства протестом против разрушения традиционного уклада жизни. Причиной недовольства крестьянства и дворянства явилось резкое усиление в ходе путча политического могущества четвёртого сословия и его экономической позиции в деревне (за счёт скупки национализированных земель церкви и др.)

Крестьяне и petite дворяне выступили против притеснений со стороны республиканского режима, который для них являлся худшим, чем предыдущий.

Мы хорошо знакомы с концепцией трёх сословий, но гораздо хуже осведомлены о полемике вокруг сословия четвертого. А такая полемика велась, к тому же не один век. В идее четвертого сословия проявилась сама квинтэссенция динамичного состояния мира, смены, ломки мировоззрения человека. "Четвертое сословие" - это класс ростовщиков и спекулятивной буржуазии (Wuocher ), который управляет тремя остальными

Контур нового класса проступал в нетрадиционных торговых схемах, в пересечении всех и всяческих норм и границ (как географических, так и нравственных). Диапазон его представителей - от ростовщиков и купцов до фигляров и писак.

Это было время распространения эгалитарной, еретической модели, вытесняющей духовную вертикаль. И, наконец, это был период раскола Universum Christianum - универсального пространства спасения. Параллельно проекту универсального пространства спасения Universum Christianum этот мир-двойник тотальной лжи создаёт свой собственный амбициозный глобальный проект левого изврата - построения вселенского Pax Oeconomicana и полигоном для обкатки новых технологий стала Франция.

Особый оборот дело приняло, на западе Франции, в Вандее.

В действительности за этим словом стоят четыре департамента, расположенных вдоль нижнего течения Луары и к югу от него: собственно Вандея, Нижняя Луара, Мэн и Луара и наконец Де Севр.

Рекрутский набор послужил лишь толчком, предлогом к открытому выражению недовольства, уже давно накапливавшегося в сердцах истинных французов, склонных к традиционализму и настороженно встречающих любые паталогические нововведения, гораздо менее “зараженных”, чем жители крупных городов.

Вандейское восстание отличалось чисто народным характером (впрочем как и борьба в Марселе, Лионе etc.). В любой другой стране Европы приверженность вандейцев традиционному образу жизни вызвала бы всеобщее восхищение. Их нравственность и цельность проявилась, например, когда умирающий де Боншан помиловал 5000 своих пленников. Их враги без колебаний обратились к геноциду, а потом покрыли свои жертвы клеветой.

Франция так по сей день и не справилась с этой ужасной историей геноцида французов французами (populidde).

Восстание началось в марте 1793 AD в Сен Флорен-сюр-Луар, но вскоре охватило все деревни bocage (подлеска)

Пользуясь топографическими условиями местности, изрезанной оврагами, покрытой лесом и мелким кустарником, многочисленые отряды insurgentеs не только с успехом отражали нападения трёхцветных войск, но и вторгались в соседние провинции, пытаясь распространить в них борьбу против правительства "вакуумной троицы", этих "свободы, равенства, братства"

Восстание развивалось с чрезвычайной быстротою. 4 марта был убит комендант города Шоле, 10-го толпы крестьян напали на Машекуль, а 12-го овладели Сен-Флораном.

В течение нескольких дней во всех Вандейских приходах не умолкал звон набата, и около 100 тысяч крестьян взялись за оружие.

Из шести главных предводителей (генерал Жиго д"Эльбе, маркиз де Боншан, маркиз де Лескюр, месье Анри или де Ларошжаклен, де Шаретт, Жак Кателино и Жан Стоффле) первые пятеро принадлежали к старому дворянству, местным помещикам, a остальные - к третьему сословию (сокольник Кателино из Пен-ан-Мож и егерь Стоффле из Монлеврие).

Кателино, избранный главнокомандующим, 15 марта овладел Шоле, захватив до 700 пленных и 4 орудия.

В это время в Вандее войск почти совсем не было, a части “национальной гвардии”, разбросанная по стране мелкими бандами, оказалась не в состоянии противодействовать народному восстанию.

Начальник республиканских войск, генерал Марсе с 3 000 человек и 7 орудиями овладел городом Шантоне, пользуясь тем, что крестьяне разошлись для обработки полей; но 19 марта его отряд потерпел поражение при Сен-Венсане, после чего д"Эльбе двинулся к Шаланну и занял этот город.

Убедясь в серьезности положения дел, конвент распорядился сформированием двух корпусов (20 тысяч) под началом генерала Беррюйэ и Канкло и двинул их на восточную и южную границу восставшей провинции. Конвент издал декрет, согласно которому ношение оружия или белой кокарды, символа "королевской" Франции, принятого вандейцами, каралось смертной казнью.

В первой половине апреля республиканские войска начали движение в лесистую часть Вандеи пятью колоннами:

  • 1-я (4 т.), Буляра, двинулась в ю.-з. направлении на Сабль д"Олон, С.-Жилль и Бовуар
  • 2-я (21,5 т.), Кетино, на Лезобье
  • 3-я (10 т.), Легонье, в направлении Везен - Шоле
  • 4-я, самого Беррюйэ (3 700 ч.), - на Шемилие,
  • 5-я (2,5 т.), Говилье, должна была переправиться через Луару и идти к С.-Флорану.

Первые удары Боншана, двинувшегося от С.-Флорана к Шемилие, обрушились на колонну Беррюйэ, которая была разбита 11 апреля.

Подкрепленный войсками Ларошжаклена, Боншан (Charles-Melchior Arthus, Marquis de Bonchamps 1760 –1793 AD) атаковал колонну Кетино y Лезобье (13 апреля) и нанёс ей поражение.

Три дня спустя Кателино и д"Эльбе (16 апреля) разгромили отряд Легонье y Корона, a при Бопрео такая же судьба постигла колонну Говилье (20 апреля), атакованную соединенными силами д"Эльбе и Боншана.

Насколько роялисты действовали успешно в северо-восточной части Вандеи, настолько неудачны были их действия в юго-западной.

Энергичное наступление Буляра, на соединение с которым через Машекуль спешил из Нанта отряд Бейсера, принудило Шаррета к отступлению.

Тем временем в северо-восточной Вандеи главная армия роялистов генерала д"Эльбе (20 тысяч, 12 орудий) овладела Шатильоном, Аржантоном, Бресюиром и Вийе, a затем, окружив отряд Кетино y Tyapa (5 мая), заставила его положить оружие.

Вслед за тем армия Королевская католическая Армия Святых разделилась на три отряда: отряд Боншана должен был действовать на Луаре, д"Эльбе - в центре и Шаррета - в нижней Вандее.

9 мая роялисты заняли Партене, a 13 мая - Шатеньере, Боншан и д"Эльбе сделали 16 мая попытку атаковать отряд республиканцев Шальбо y Фонтенэ.

Атака была отбита, и “белые” потеряли при этом около 4 тысяч убитых и почти всю артиллерию.

Неудача не обескуражила стойких вандейцев: получив подкрепления, они снова перешли в наступление и y Фонтенэ (24 мая) нанесли поражение войскам Шальбо.

Пока происходили указанные события, высший командный состав республиканских войск подвёргся перемене: вместо Беррюйе был назначен Бирон, получивший предписание оцепить границы Вандеи от Сомюра до Сабль д"Олон, в то время как генерал Канкло должен был двигаться к Луаре.

Королевская католическая Армия Святых

В моменты наивысшего единства Католическая армия объединяла до 40 тысяч человек и представляла серьезную опасность для республиканских войск. Она выступала под белым штандартом с лилиями и девизом: “Да здравствует Людовик" XVII”.

Воины этой армии носили монашеский наплечник и изображение Божественного сердца и креста в пламени .

Они учавствовали в 21 жестокой битве, победили на залитом кровью поле боя при Шоле, захватили Анж, осадили Нант и вступили в провинции Мен и Анжу.

Их отчаянное мужество запечатлелось в приказах месье Анри: “Если я пойду вперёд, идите зп мной! Если я стану отступать, убейте меня! Если я умру, отомстите за меня!”

Воины этой армии были спаяны кровными узами и неформальными связями: это были родственники, друзья, соседи, все они прекрасно знали местность, имели отлично налаженную цепь связи, с пристрастием, а потому безошибочно, выбирали себе "капитанов".

Подобные преимущества вполне уравновешивали и отсутствие полноценной медицинской и интендантской службы в Католической армии, и слабости её вооружения. Нехватка ружей компенсировалась, особенно поначалу,серпами, вилами, косами, дубинами и охотничьими ружьями. Собранные по замкам старинные пищали заменили восставшим пушки.

Настоящее же оружие приходилось брать в боях, и оно успешно добывалось.

Со временем вандейцы неплохо вооружились и даже создали постоянные военные формирования из числа солдат республиканской армии, перешедших на сторону народа или иностранных наёмников (немцев, швейцарцев).

Это было немаловажно, поскольку Королевская католическая Армия Святых, состоявшая более чем на две трети из крестьян, значительно редела в период сельских работ.

В мае 1793 AD вандейский штаб, объединивший командиров и вожаков разных отрядов, создал Высший совет, орган, призванный управлять "отвоёванной страной" во имя "законного монарха" Людовика XVI I, юного сына казнённого короля.

Обосновавшийся в Шатийон-сюр-Севр, Совет стал чем-то вроде легитимного правительства и занимался изданием декретов, прямо противоположных по содержанию декретам Конвента.

Между тем, Кателино (20 тысяч) форсированным маршем двинулся к Сомюру, где 11 июня нанёс поражение республиканским войскам Мену (8 тысч) и взял Сомюр, a 13 июня и Анжер.

В это время в Бретани,с 19 по 25 июня, представители бретонских городских коммун, собравшиеся в Ренне, принимают решение о сборе войск, совместно с нормандцами.

Вооруженное выступление, плохо подготовленное, не имеющее талантливых военных руководителей, потерпело крах 13 июля, у Паси-сюр-Эр.

Увлечённые успехом, Вандейские начальники решились перенести освободительную войну за пределы своей провинции и напасть на Нант, овладение которым обеспечило бы им сообщение с морем и доставило бы опорный пункт.

Несмотря на огромное превосходство в силах (38 тысяч против 12 тысяч Канкло и Бейсера), штурм Нанта был отбит (29 июня), a сам генерал Кателино смертельно ранен и, проиграв уличные бои, деморализованные вандейцы сняли осаду.

В беспорядке армия переправилась обратно через Луару, Шаррет отступил к Леже, a Ларошжаклен под напором “синей” дивизии Лабарольера очистил Сомюр, немедленно занятый противником.

7 июля Канкло вошел в связь с прибывшей из Тура в Сомюр дивизией Лабарольера, которая 12 июля выступила к Вийе, выдвинув авангард Мену к Корону.

17 июля авангард этот был отброшен вандейцами на главные силы, которые 18 июля при Вийе были атакованы Пироном (12 тысяч вандейцев) и разбиты.

Успех дела при Вийе был, однако, омрачён крупной неудачей под Люсоном (14 августа), где республиканский генерал Тенк с 10 тысячами разбил 30-тыс. армию д"Эльбе, потерявшую 5 тыс. человек и 17 opудий, тогда как потери республиканцев не превосходили 500 человек.

Тем временем д"Эльбе (Maurice Joseph Louis Gigost d"Elbée, 1752 –1794 AD) был избран главнокомандующим по смерти Кателино.

В то же время, убедясь в ненадежности боевых сил, действовавших против народа, прав-ство распорядилось о перевозке на берега Луары войск из Майнца и Валансьена.

Однако еще до прибытия новых республиканских войск вандейцам удалось одержать ряд побед над республиканскими отрядами.

1 августа, заслушав доклад Б. Барера, Конвент решил "уничтожить" Вандею, направив туда армию под командованием генералов Клебера и Марсо. Однако 19 сентября республиканские силы были наголову разбиты. Барер вновь добился направления в непокорные департаменты новых частей, на этот раз Западной армии, требуя "к 20 октября покончить с гнусной Вандейской войной"

В начале октября республиканская армия генерала Лешеля предприняла общее наступление двумя колоннами и после нескольктх небольших столкновений с отдельными отрядами инсургентов 17 октября при Шоле нанесла полное поражение 40-тысячной “королевской католической армии”, потерявшей 20 % личного состава, 12 орудий и двух своих вождей - д"Эльбе и Боншана.

По смерти обоих предводителей главное начальство над войсками перешло к Ларошжаклену (Henri du Vergier, comte de La Rochejaquelein 1772 –1794 AD) – Месье Анри .

Западные и северные департаменты Франции в 1793-1796 годы.

Вандейские войны 1793-1795 годов, гражданские войны во Франции в период Великой французской революции, борьба республиканского правительства с контрреволюционными роялистскими мятежами в сев.-зап. Провинциях страны. Назв. получили по деп. Вандея, одному из гл. очагов мятежей, где контрреволюц. роялистское дворянство и католич. духовенство имели особенно сильное влияние. Название «Вандея» стало нарицательным для контрреволюц. выступлений вообще.

Волнения в Вандее начались в 1791 и первое время носили религиозный характер, олицетворяя недовольство церковной реформой, провед. Нац. собранием. Наибольшего размаха они достигли в 1793, вылившись в открытое вооруж. восстание, в к-ром наряду с дворянством и духовенством участвовала и значит, часть крестьянства. Влияние революции на сев.-зап. провинции, наиболее отсталые в экономическом отношении, к этому времени было ещё очень слабым. Здесь сохранялись многие формы феод, эксплуатации крестьян (напр., аренда исполу, соединённая с барщиной). Крестьяне были обременены растущей дороговизной и новыми налогами, всё это усиливало их недовольство респ. администрацией.

Непосредственным поводом к мятежу послужил объявленный Конвентом 24 февр. 1793 декрет о призыве в армию 300 тыс. чел. Поддавшись контрреволюц. агитации, ок. 100 тыс. крестьян взялись за оружие. В марте вспыхнули мятежи в Бретани, Анжу, Пуату. Восстания в Бретани были быстро подавлены, но к югу от р. Луара выступления продолжались. Особенно большого размаха они достигли в Вандее. В начале восстания вождями были выходцы из низов: Кателино, Стофле, Гастон. Затем во главе восставших открыто становятся представители дворянства и реакционного духовенства: д"Эльбе, Шарет, Боншан, Ларошжаклен и др. Они стремились придать стихийно вспыхнувшему крестьянскому мятежу характер организов. выступления против республики за реставрацию клерикально-монархических порядков. Пользуясь малочисленностью правительств, войск в провинции, вандейцы захватили ряд районов. Крупные отряды мятежников (численностью до 20 и более тыс. чел.) врывались в города, грабили и убивали население, устраивали массовые расстрелы сторонников революции. Гарнизоны респ. войск вместе с городским населением оказывали сопротивление бандам вандейцев. Конвент не смог принять решит, мер для подавления мятежа; почти все лин. войска были обращены на защиту внешних границ.

В апреле 1793 для борьбы с мятежниками были сформированы всего 2 корпуса общей числ. до 20 тыс. чел. Они предприняли наступление на Вандею 5 колоннами с С., В. и Ю., но не смогли выполнить поставл. задачи и к середине июня отошли за пределы провинции. Борьба происходила с переменным успехом. В мае - июне мятежники овладели гг. Анже, Сомюр, Туар, Фонтене. Летом руководители мятежа решили перенести боевые действия к С. от р. Луара. 29 июня они попытались овладеть портовым г. Нант, чтобы обеспечить прямую связь с блокировавшим берега Франции английским флотом. При штурме Нанта 29 июня гл. силы мятежников, несмотря на числ. превосходство (38 тыс. чел. против 12 тыс. правительств, войск), потерпели поражение и в беспорядке отошли за р. Луара. Их главнокоманд. Кателино погиб. С установлением якобинской диктатуры руководство респ. армией улучшилось. В окт. правительств, войска, усиленные отрядами, переброшенными из Майнца и Валансьенна, вступили в Вандею и в сражении при Шоле нанесли поражение 40-тыс. армии вандейцев. Мятежники потеряли 20% лич. состава и своего второго главнокоманд.- д"Эльбе. Гл. силы республиканцев повели наступление на С. Для подавления мятежей в Бретани и Нормандии. В середине ноября к Ла-Маншу двинулись и вандейцы, рассчитывая на помощь англ, войск. Но англичанам не удалось высадиться. Войска мятежников были разбиты под Гранвилем, 12 дек. они потерпели решающее поражение при Ле-Мане (Мансе), где было уничтожено св. 10 тыс. вандейцев, а 23 дек.- при Савне. По приказанию Конвента в янв. 1794 респ. войска под командованием ген. Тюро приступили к окончат, подавлению мятежа в Вандее. Для этого были сформированы 12 «летучих отрядов», действовавших по отд. направлениям. Чтобы полностью изолировать гл. очаг мятежа, с весны 1794 вокруг границ Вандеи стали создаваться укрепл. лагеря, постепенно передвигавшиеся в глубь департамента.

В феврале 1795 правительство (образованное после термидорианского переворота) заключило с мятежниками мир. Однако в июне, после высадки на п-ов Киберон (в Бретани) экспедиц. отряда франц. эмигрантов, вандейцы нарушили мир и снова взялись за оружие (см. Киберонская экспедиция 1795). Против роялистов выступила респ. армия во главе с ген. Л. Гошем, к-рая к концу июля уничтожила экспедиц. отряд. Боевые действия по ликвидации многочисл. мелких отрядов мятежников продолжались до июля 1796. Попытки вновь поднять роялистские мятежи в Вандее предпринимались в 1799, 1813, 1815, 1832, но успеха не имели. В. в. велись революц. Францией в сложной обстановке, когда её осн. воен. силы отражали натиск коалиции монархических гос-в (Австрия, Англия, Пруссия и др.). Это определило затяжную борьбу в Вандее. В борьбе с внутр. контрреволюцией, так же как и в сражениях с внешним врагом, респ. войска отличались революц. энтузиазмом, решительностью и смелостью действий.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Далее читайте:

Великая французская революция (хронологическая таблица)

Исторические лица Франции (биографический справочник)

Литература:

Godechot S.La contrerévolution,doctrine et action. P., 1961;

Montagnon A. Les guerres de Vendée. 1793-1832. P., 1974.

2

Конечно же стоит остановиться на том, что представляла собой Вандея, что представляли собой люди, населяющие ее, кто вдохновлял их на мятеж против революционного правительства и под какими лозунгами руководители восстания вели крестьян в бой.
Как пишет Виктор Гюго: «Вандея – это мятеж попов. Пособником этого восстания были леса. Тьма помогает тьме» 4 . В этих строках много справедливости: огромнейшую роль в сознании вандейцев, представляющими в своем большинстве крестьянство, играло духовенство, которое настраивало людей против новой власти, против новых идей; играя на суевериях и невежестве крестьян, священники представляли революционные идеи не чем иным, как происками Сатаны, они уверяли крестьян, что ничего хорошего те не увидят от новой власти, и что только король и религия принесут французам истинное счастье и благополучие. Возвращаясь после поражений к своим очагам, крестьяне, «подавленные, покрытые кровью и преследуемые страхом, готовы были отказаться от террора, который вел их в лабиринт несчастий» , однако появлялись священники, и тогда «эти лицемеры» начинали «оказывать влияние... которое они имели на эти суеверные существа. Проповеди, исповеди, обещания индульгенций, даже чудес, - все было использовано, чтобы оживить их ярость и возбудить их фанатизм» 5 . Многочисленные же леса, расположенные в мятежных департаментах, играли немаловажную роль в тактике вандейцев, успешно скрывавшихся в них и неожиданно нападавших на республиканские войска.
Говоря о влиянии, которое оказывали священники на крестьян, Виктор Гюго писал: «Их (крестьян Вандеи – С.З.) можно было уверить в чем угодно. Какой-нибудь священник показывал им другого священника с красной полосой на шее (для чего тот предварительно перетягивал себе шею бечевкой) и говорил: «Вот воскрес казненный на гильотине», и они верили». И далее с некоторым восторгом и горечью заключает: «Колоссы, но увы, - какая темнота!» 6
Со своей стороны, руководители восстания в своих прокламациях угрожали смертной казнью всем, кто окажет поддержку республиканцам, а также тем, кто откажется вступить в ряды борцов за королевское дело.
«Чтобы понять вандейское восстание, - пишет Гюго, - надо ясно представить себе это непримиримое противоречие: с одной стороны, французская революция, с другой – бретонский крестьянин. Поставьте рядом с грозным шествием разгневанной цивилизации, которую со всех сторон обступают враги, грозясь уничтожить все ее благодеяния, с этим стремительным, неистовым натиском прогресса, несущего с собой необъятные и непонятные улучшения, - поставьте рядом с этими великими, не знающими себе равных, событиями своеобразного, торжественно-серьезного дикаря, длинноволосого, светлоглазого человека, питающегося молоком и каштанами, прикованного к своему полю, к своему двору, к своей соломенной кровле, различающего по звуку колокола всех окрестных сел, пользующегося водой исключительно для питья, - человека в кожаной куртке, расшитой шелковыми арабесками, татуирующего свою одежду, как некогда его предки кельты татуировали себе лицо, почитающего в своем палаче своего господина, говорящего на мертвом языке, что равносильно погребению заживо своей мысли, - человека, который умеет только подгонять своих быков, точить косу, кое-как возделывать землю, печь гречневые лепешки, который прежде всего чтит свою соху, затем свою бабушку, который верит и в богородицу и в Белую даму , который преклоняет колени и перед алтарем и перед таинственным высоким камнем, торчащим посреди ланд, - пахаря, рыбака, браконьера, любящего своих королей, своих господ, своих священников, своих вшей, - который способен часами простаивать в угрюмом раздумье на плоском пустынном песчаном берегу, прислушиваясь к шуму моря, - поставьте их рядом и спросите себя, может ли этот слепец вместить это сияние, оценить этот свет?» 7
«Настоящая Вандея, - добавляет Гюго, - это Вандея у себя дома; там она неуязвима, неуловима. Вандеец у себя – и земледелец, и контрабандист, и пастух, и солдат, и браконьер, и вольный стрелок, и свинопас, и звонарь, и мирный поселянин, и шпион, и убийца, и причетник, и зверь лесной» 8 .
Говоря о тактике и оружии вандейцев, Гюго пишет: «Каждый мятежник имел при себе по длинному, футов в пятнадцать, шесту, которым он пользовался и в бою, для нападения на синих, и для перепрыгивания через рвы во время бегства. Если на поле битвы, хотя бы в самом разгаре общей свалки или во время атаки республиканского каре, крестьянам попадались крест или часовня, все они падали на колени, читали молитву под картечью, и, только помолившись, оставшиеся в живых поднимались и бросались на врага. Они заряжали свои ружья на бегу, проявляя в этом особенное искусство» 9 . И далее: «Правило вандейцев было действовать всегда неожиданно. Они могли пройти пятнадцать лье в полном молчании, совершенно бесшумно, не задев ни одной ветки, не смяв травы на ходу. С наступлением вечера вожаки собирались на военный совет, чтобы условиться на завтра, в каком месте напасть на республиканские посты, и, когда все было решено и условлено, весь отряд заряжал ружья, бормотал молитвы, затем снимал башмаки и, ступая босыми ногами по вереску и по мху, гуськом пробирался через леса и рощи, не произнося ни слова, задерживая дыхание, беззвучно, точно кошка, выслеживающая добычу в темноте» 10 .
Как пишет Тьер: «Их способ борьбы был тем же. Используя изгороди, неровности местности, они окружали неприятельский батальон и, находясь под прикрытием, открывали прицельный огонь. Поколебав уверенность республиканцев этим ужасным огнем, они, воспользовавшись первым моментом их нерешительности, устремлялись вперед, испуская сильные крики, опрокидывали их ряды, и либо разоруживали, либо убивали своими палками. Такова была в тот период вся их военная тактика; природа указывала им на эту тактику, и она лучше всего была приспособлена к этому краю. Войска, которые они (вандейцы) атаковали, выстраиваясь в линию без всякого прикрытия, подвергались огню, на который они не могли ответить, поскольку не могли ни употребить свою артиллерию, ни идти в штыковую атаку против рассредоточенного неприятеля. В этой ситуации, если только они не были ветеранами войны, они должны вскоре поколебаться от столь непрерывного и прицельного огня, с которым никогда не мог сравниться огонь регулярных линейных войск. Когда они видели, главным образом, устремившихся на них этих бешеных фурий, испускавших громовые крики, им было трудно не устрашиться и не позволить себя разбить. Тогда они (линейные войска – С.З.) были погублены, поскольку бегство, столь легкое для жителей этих местностей, было неосуществимо для линейных войск» 11 .
По словам Десормо, отряды вандейцев действовали следующим образом: когда начальники этих отрядов желали произвести сбор, мэрам коммун отсылались циркуляры с указанием пункта, а также «количество продовольствия, которым каждый человек должен быть обеспечен» ; били в набат и каждый отряд направлялся к месту сбора. Тактика вандейцев в бою представляла собой атаку либо одним из флангов, либо обоими флангами одновременно, чтобы выйти в тыл республиканским войскам; пока осуществлялись фланговые атаки, «большое количество стрелков занимали вас с фронта и атаковали с невероятной стремительностью. Ни ружейный, ни артиллерийский огонь не мог поколебать этих фанатиков, - продолжает мемуарист, - и... появившись на батареях, вооруженные палками, они валили с ног канониров и захватывали пушки; они мало применяли пушки, если это не касалось преследования или обороны пункта. Их кавалерия была скверно организована, плохо оснащена и сражалась – хуже некуда. Вандейцы использовали ее для патрулирования, на сторожевых заставах и для сбора своей пехоты, когда ей приходилось двигаться. Они (вандейцы) имели постоянное вооруженное ядро, состоящее из дезертиров различных легионов, набранных в начале войны, а именно из армий Севера и Германии, а также из военнопленных различных наций. Руководители называли эти войска – приверженцы» 12 .
Охарактеризовывая боевые действия в Вандее, Десормо говорит, что это была «война не в буквальном смысле, какой представляем себе, а беспощадная война стрелков» ; природа края, по словам современника, способствовала беспощадности и сложности этой войны; никакого другого театра боевых действий, по его словам, найти невозможно. «Анжу, Пуату, Бретань и некоторые другие местности, - добавляет Десормо, - представляют собой систему сельского хозяйства; каждый землевладелец окружал свое поле, фруктовый сад, луг глубоким рвом и из земли, получаемой от рытья рва, он возводит ограду в виде парапета высотой около пяти футов, на которой он устанавливает изгородь и вбивает деревья разных видов; таким образом вся местность представляет один непрерывный лес. Независимо от этих препятствий, Вандея и Дё-Севр прерываются большим количеством ручьев, болот и оврагов. Также встречается множество лесов... Почти все дороги, за исключением больших дорог, непригодны для артиллерии. Таким образом, легко предположить, какое преимущество должны иметь в такой местности люди, знающие любой выход, любую тропинку, против войск, которые могли передвигаться только с величайшими предосторожностями, если не желали угодить в засаду. Когда победа заявляла о своей благосклонности к ним, руководители (восстания) во главе некоторого количества войск и с одной или двумя пушками, имея по флангам дозорных и стрелков, преследовали и изводили вас с невероятным упорством; а поскольку они были намного более искусными в преодолении барьеров и рвов, знали лучше, чем наши солдаты все выходы со своих полей, имеющих форму лабиринтов, то вы оказывались вскоре в окружении. Тогда замешательство (в рядах руспубликанских войск) становилось большим и легко превращало отступления в ужасные поражения» 13 .
Как пишет Пажоль: «Причина необычайных успехов вандейцев кроется в рельефе местности, в их способности вести бой, в их находчивости и мужестве, наконец, неопытности или нерешительности республиканских войск. Никогда еще страна не была настолько неблагоприятна для наступательных действий. Природа, казалось, накопила там все средства для сопротивления» 14 .
Говоря о тактике вандейцев, Пажоль пишет, что они, «уверенные в превосходстве, которое давало им знание местности», придумали свой способ употребления огнестрельного оружия, нападали и изводили колонны, бывшие на марше, «всегда зная свое положение и никогда не позволяя заставать себя врасплох. Поколебав войска убийственным огнем, они устремляются против них, издавая сильные крики. Если вы оказываете сопротивление их атаке, если они вынуждены отступать, то отступали столь быстро, что очень трудно было их настигнуть, поскольку деревья и ограды никогда не позволяли применить кавалерию; они рассеивались, ускользая от вас через поля, зная обо всех тропинках, дефиле. Если же вы уступили их удару, то увеличиваете страдания, совершая свой отход: очень часто артиллерия, обозы, ружья, которые солдаты бросали, чтобы бежать быстрее, оказывались в их власти. Таким образом, вандейцы, которые начали войну с вилами и палками, всегда доставали оружие и боеприпасы. Их поражения ничего не оставляли республиканцам; каждая их победа стоила им значительной военной добычи» 15 .
Помощь вандейцам оказывали не только женщины, но и дети, выполняя роль разведчиков и шпионов, или служившие своеобразным телеграфом для передачи сообщений в разные концы края. Говоря об этом Гюго писал, что вандейцы были превосходно осведомлены обо всем, что происходит в округе. «Трудно поверить, - продолжает он, - до чего быстро сносились они между собой и какой тайной были обставлены их сношения. Они разрушили все мосты, разобрали все повозки и все-таки находили способы обо всем извещать и предупреждать друг друга. По всей стране, от леса до леса, от деревни до деревни, от фермы до фермы, от хижины до хижины, от куста до кустов, были расставлены условные посты сменяющихся дозорных и разведчиков» 16 . По словам Пюизэ: «Тайны, о которых знало больше четырехсот тысяч человек, свято хранились» 17 .
При таком положении вещей, когда вся местность была для республиканских солдат враждебной и опасной, отлучение солдат из своих частей для грабежа заканчивалась для них смертью; такая же участь ждала не только отставших солдат, но порой и весь арьергард. «Одним словом, - констатирует современник, - они (вандейцы) скрывались перед тем, кто был сильнее них и набрасывались на любого, кто был слабее них. Именно подобными засадами они также часто завладевали у наших конвоев продовольствием и боеприпасами.
Однако если они, атакуя с тем бешенством, которое может внушить только фанатизм, проявляя упрямство в своем сопротивлении, настойчивость в преследовании, однажды оказывались побежденными, тогда ничто не могло их задержать: оставив свои сабо, сломав свое оружие, каждый со своей стороны бежал с легкостью оленя, углубляясь подальше в леса... откуда, в последующие ночи, они возвращались поодиночке в свои хижины. Только самые преданные оставались иногда вокруг своих руководителей и, захватив первый выгодный пункт, который находили, они держались там до тех пор, пока не принималось решение о новом сборе» 18 .
Тем не менее, нельзя категорично утверждать, что все население мятежных департаментов взяло в руки оружие, чтобы бороться за дело короля. По словам современника, одна часть пошла драться против Республики, другая – продолжала безмятежно жить в своих домах и ожидала развитие событий, третья часть граждан последовала за республиканскими войсками, чтобы вести бой с мятежниками 19 .
Говоря об организации вандейской армии, современник писал: «Мятежники, кроме военной организации, имели гражданскую администрацию; у них была типография и клише для выпуска бумажных денег, но не для подделки наших ассигнаций, а от имени короля» 20 .
У крестьян не было недостатка в ловких и дерзких командирах: Кателино, простой каретник, Стоффле, лесничий, и Гастон, цирюльник – три выходца из крестьянской среды, которые, по словам Обинье, «заслужили своим талантом встать на одну ступень с наиболее выдающимися именами вандейского дворянства – Шареттом, Рошжакленом и д’Эльбэ. Прекрасное знание местности, насыщенной лесами, болотами, прорезаемой оврагами, ручьями и реками, - давало в первое время огромное преимущество для восставших крестьян» 21 .
В этой связи стоит немножко остановиться на наиболее колоритных фигурах вандейского восстания, руководителях так называемой Королевской Католической армии.
Говоря о военной организации Католической армии и ее руководителях, современник писал: «Мятежники имели довольно хорошо организованное военное управление. Д"Эльбэ был провозглашен... генералиссимусом армий, нет не потому, что его считали самым умелым из генералов, как он об этом говорил перед своей смертью, но потому, что ему приписывали меньше всего амбиций. После него, первоклассными руководителями считались Боншан, Ларошжаклен, Кателинье (имеется в виду Жак Кателино – С.З.), Мариньи, принц Тальмон де ла Тремоль, д"Отишам, Гастон, Лексюр, Пирон, Домманье, Дез Эссарт, шевалье де Тюрпен, де Логренье, де Сент-Илер, Шарет и Стоффлет; этот послений был простолюдином и некогда сторожем охотничих угодий. Он был возведен в степень генерала, благодаря большому доверию жителей своего края, знанием местности и чрезвычайной отвагой.
Боншан был тем, кого мятежники любили больше всего и за которым признавали в то же время наибольшие таланты. Ларошжаклен обладал в равной степени блестящими качествами и превосходным ведением боя. Мариньи был резким и жестким, впрочем, не слишком способным. Тальмон – превосходный человек, однако робкий. Шаретт, командуя всегда отдельными корпусами, может рассматриваться как сторонник армии, однако, не слишком уважаемый другими начальниками, он редко общался с ними...» 22
Болотистая местность, называемая Марэ, по словам Тьера, «пожелала быть под начальством Шаретта» 23 . Франсуа-Атанас Шаретт (Francois-Athanas Charette) родился 2 мая 1763 года в местечке Куффэ, недалеко от Ансени, в Анжу. Его семья относилась к старинному бретонскому дворянскому роду, который вел свое происхождение с XII века, когда его основал итальянский маркиз Галеас Каретто, сопровождавший короля Филиппа Августа в путешествии на Святую Землю, и после возвращения обосновавшийся в Нормандии. Отец будущего руководителя вандейского мятежа - Луи-Мишель Шаретт, сеньор де-ла-Контри, принадлежал к обедневшей ветви своего рода и был вынужден добиваться положения в обществе военной карьерой, которую завершил в чине пехотного лейтенанта. В 1779 году он поступил на службу в королевский военно-морской флот, что было хорошим тоном в те времена для дворян, не имевших протекции, и дослужился до звания капитан-лейтенанта.
Мнения о Шаретте разнятся: по словам одних современников, он отличался расточительностью и любовью к картежной игре, и, в то же время, у него было живое чувство чести, огромная выдержка в самых критических обстоятельствах; он был злопамятен и жестоко наказывал за неповиновение своей особе и малейшую оплошность. Современники отмечали в нем мало способностей для роли лидера, особенно в военном деле, однако признавали за ним хладнокровие даже в самых критических ситуациях и безумная храбрость и дерзость. Некоторые из современников охарактеризовывали Шаретта, как человека заурядного, не слишком образованного, с манерами провинциала и ленивого.
По словам Виктора Гюго, Шаретт «приближается к типу бандита» 24 .
«Слабого и хрупкого телосложения, - пишет о Шаретте Адольф Тьер, - он казался мало пригодным к тяготам войны, однако живя в лесах, где проводил целые месяцы, лежа на земле вместе с охотниками, он стал крепче, приобрел совершенные знания об обычаях края и способствовал тому, чтобы все крестьяне узнали о его находчивости и храбрости... Ловкий, хитрый, твердого нрава и неукротимого упорства, он стал самым ужасным из вандейских руководителей» 25 .
Шарль Боншан, маркиз де Боншан, родился 10 мая 1760 года в Жувертеле (Анжу). Сражался в Северной Америке за независимость Соединенных штатов. Когда вспыхнула Революция, он, будучи всецело за короля, удалился в свой уединенный замок, где ему было вручено начальство над анжуйскими инсургентами. По словам Тьера, Боншан был «умелым офицером и соединял в себе огромное бесстрашие и благородный характер» 26 . В битве у Шоле, 17 октября 1793 года, Боншан был смертельно ранен; отступившие в беспорядке вандейцы унесли его с собой и поклялись отомстить за его смерть; месть должна была пасть на 5 тысяч республиканских солдат, захваченных вандейцами ранее в плен, однако Боншан, уже умирая, отдал категоричный приказ не трогать пленных и этим спас им жизнь.
Шевалье д"Эльбэ, по словам Тьера, «соединял исключительную набожность с упрямым характером и большим пониманием в военном деле» 27 .
Пажоль, говоря о д"Эльбэ, пишет: «Приятный и изысканный внешний вид д"Эльбэ соединял с характером и талантами, необходимыми для лидера. Будучи военным, он ставил перед собой цель обучить вандейцев тактике в соответствии с их талантами и рельефом их страны. Он обладал даром речи, высказывался изящно и легко; его красноречие было слащавым и убедительным» 28 .
Анри де Ларошжаклен был представителем одной из самых старинных дворянских фамилий Франции, отличавшейся своей преданностью королевской власти. Родившись в 1772 году, он в 1791 году поступил офицером в конституционную гвардию короля Людовика XVI. Однако после событий 10 августа 1792 года он возвратился в Вандею, где стал одним из руководителей вандейского восстания. Проявляя во всех боях огромное бесстрашие, Ларошжаклен получил от своих приверженцев прозвище «герой Вандеи».
Охарактеризовывая трех главных вождей восстания в Вандее, - Боншана, Лескюра и Ларошжаклена – Гюго писал, что они отличались «гуманными чувствами, можно сказать, что они просто заблуждались» 29 .
Таков был край и люди, которые противились новым реформам в стране и которые желали оставаться ослепленными рабами своих господ и священников, использующих невежественный и забитый народ исключительно для своих целей.
Говоря о настоящем и будущем вандейского восстания, Гюго пишет: «Вандейское восстание – скорбное недоразумение. Колоссальная по своему размаху, смелая до дерзости авантюра, стычки титанов, широко задуманный мятеж, которому суждено было оставить в истории название Вандеи , - славное, но не доброй памяти название; Вандея, накладывающая на себя руки ради отсутствующих, жертвуя собой эгоизму, отдавая свое беззаветное мужество в услужение трусам, без расчета, без стратегии, без тактики, без плана, без цели, без ответственности, без головы, показавшая, до какой степени воля может оказаться бессильной, рыцарски благородная и дикая; нелепая в корне, пытающаяся возвести глухую стену тьмы, чтобы оградить себя от света; невежество, оказывающее истине, разуму, праву, справедливости, свободе упорное, глупое и великолепное сопротивление; восьмилетняя угроза Франции; четырнадцать разоренных департаментов, опустошенные поля, уничтоженные жатвы, горящие деревни, разрушенные города, разграбленные жилища, избиение женщин и детей, пылающий факел в соломенных крышах, меч в сердцах, пугало цивилизации... вот чем была эта война...» 30

Примечания

. Белая дама – по поверью, приведение, появляющееся в замках перед каким-нибудь важным событием в семье.

Все же не знают подробностей, но точно что-то слышали о Вандее и шуанах - воинах света, добра, законности и и справедливости, другими словами бандитах, мятежниках, убийцах и врагах революции. Кто-то искренне верит, что бретонские крестьяне во главе с аристократами воевали "ради жизни на земли", другие - в то, что они не хотели быть призваны в армию и подчиняться "неправильным" священникам. А еще Вандея - это "адские колонны", "нантские свадьбы", казни и геноцид. "Белые" и "синие", революция и контрреволюция.

Топ-10 участников Вандейского мятежа с обоих сторон

1. Жак Кателино . Обычный разносчик - торговец всяким мелким барахлом, но очень религиозный, заслуживший прозвище "святой из Анжу". Как и многие бретонцы, примкнул к мятежу из-за того, что его приходской священник отказался приносить присягу республике и подвергся за сие преследованиям. 10 марта 1793 года повстанцы его округи выбрали 35-летнего Кателино своим вожаком, а уже через четыре дня, одержав две победы, он собрал 3000 человек и командовал боем у Шоле. Не имея большого военного опыта и образования, он пытается отказаться от командования в пользу д"Эльбе и Бошана, но 12 июля аристократы д"Эльбе и Лескюр выдвигают его (чтобы потрафить простым крестьянам) в генералиссимусы и первые командующие Католической королеской армии в 80 тыс. человек. Однако через месяц, 14 июля, во время неудачного штурма Нанта Кателино смертельно ранен и умер. Даже среди шуанов и роялистов Вандеи и Бретани его имя до сих пор овеяно "романтическим ореолом" и "почтительным пиететом".

2. Жан Антуан Россиньоль . Еще один выходец из "верхних низов" - ювелир, успевший послужить в королевской армии, обитатель рабоче-босяцкого парижского предместья Сент-Антуан. Выдвигается как оратор-демагог, член Клуба кордельеров, соратник Эбера и Ронсена. Они-то и добиваются его посылки в Вандею, когда там вспыхнул мятеж, производства в генералы и командующие "береговой армией". "Генерал-пролетарий" Россиньоль кое-где побивает шуанов, но известным становится в основном благодаря поджогам, грабежам и истреблением всего на своем пути под предлогом "уничтожения сочувствующих бунту". За все эти подвиги несколько раз смещался, отдавался под суд, восстанавливался, потом был арестован. Смерть Робеспьера спасла его, он примыкает к Бабёфу, арестовывается и ссылается на Сейшельские острова, где в 1802 году помирает. Но воображение босяков из Сент-Антуана не смиряется с его смертью, и в легендах Россиньоль становится "королем негров".

3. Жозеф Луи Гиго д"Эльбе . Из французской семьи, жившей в Саксонии, возвратился "на родину предков", служил в армии, дослужился до лейтенанта и вышел в отставку, проживая в небольшом поместье. В 1793 году окрестные крестьяне выбрали его своим главным, и его отряд соединился с отрядами Кателино и Боншана. После гибели Кателино под Нантом д"Эльбе был избран вторым генералиссимусом Католической королевской армии, и побил "синих" у Короне и Больё, а при Люсоне смог вывести основные силы из-под удара. Легенды гласят, что жестоко ругался и всячески низводил крестьян, запрещая убивать пленных из християнского милосердия (в чем был редким исключением и белой вороной), за что даже получил прозвище Генерал Провидение [Господне]. Но супротив "майнцских чертей" Клебера его пейзане не устояли - 17 октября 1793 года их жестоко вздули у Шоле, д"Эльбе был тяжело ранен и вынесен с поля боя, но позже взят в плен, подвергнут суду и казни через расстреляние, на котором был уже так слаб, что его несли и усадили на стул.

4. Франсуа Северин Марсо-Дегравьер . По странному капризу природы сын окружного прокурора Марсо был похож на красавца-аристократа. Да и душа у него не лежала к юриспруденции - он сбег из дому и завербовался в солдаты. С начала революционной войны отличился в Арденнской и Северной армии, а потом был переведен в Западную к Вестерману, где стал генералом. Когда же туда из Майнца перебросили Клебера и его "чертей", то опасавшиеся клеберовской независимости и резкости народные комиссары решили сделать командармом его друга Марсо, человека "положительного и позитивно настроенного". 17 октября 1793 года Марсо и Клебер бьют вандейцев у Шоле, а 12 декабря - у Ле-Мана. Однако "революционэров" расстроил "гуманизм" командарма (не убил всех в городе, не устроил даже массовых расстрелов - тюфяк, тряпка!), и тот был уволен. Впоследствие переведен на Рейн, где и совершал всякоподвигов, пока не умер в 1796 году от раны, полученной в бою.

5. Шарль Мельшиор Артю де Боншан . Маркиз де Боншан, бывший капитан королевского Ангулемского полка, жил себе в своем поместье в Анжу, когда тамошние пейзане весной 1793 года пришли к нему и сказали, что он теперь их военный начальник. Совокупившись с полчищами Кателино и д"Эльбе (причем полчище Боншана оказалось самым крупным) и образовав Католическую королевскую армию, они стали совершать всякоподвиги, пока не случилось печальное битвище у Нанта. Кателино был убит, а Боншану раздробило руку. Уже будучи одноруким и еще страдая от раны, маркиз совершил героический прорыв у Торфу (махая побитой рукой и понуждая пейзан иттить в атаку). Будучи наиболее рассудительным и трезвомыслящим, советовал подельникам уйти за Луару и повставать там, где поменьше "синих", но его объявили "трусом". Был смертельно ранен у Шоле. Опечаленные пейзане хотели казнить лютой смертию 5000 пленных республиканцев, но ангел света Боншан последним усилием умирающего тела приказал сие нехорошее деяние не вытворять.

6. Жан Батист Клебер . С детства Клебер интересовался архитектурой, но нехватка средств привела его в австрийскую армию, в полк фюрста Кауница, где он с 1777 по 1783 в чине лейтенанта послужил, пока родня таки не выхлопотала ему место строительного инспектора. С началом революционной войны вступил в армию и отличился при обороне Майнца от пруссаков. По условиям капитуляции гарнизон крепости не мог воевать целый год против пруссаков и их союзников, и тогда "майнцких чертей" Клебера перебросили на "внутреннего врага" в Вандею. Там его даже сперва побил Шаретт, но вскоре Клебер нанес вандейцам несколько сильных поражений и поучавствовал в побитии их основных сил у Шоле. Через год, как и было записано, генерал возвратился в Северную армию и продолжил карьеру - славную, богатую всякоподвигами, пока подлый "друг" Буонапарте не кинул его помирать в Египте, а подлый враг в лице религиозного фанатика не всунул между ребер кинжал в 1800 году в Каире. Поскольку обостренное чувство "справедливости" Буонапарте было возмущено обвинениями себя в трусости, гроб с телом Клебера 18 лет простоял в том самом замке Иф у берегов Марселя. И лишь по распоряжению Людовика XVIII генерала похоронили-таки на родине.

7. Анри дю Вержье, граф де Лярошжаклен (Ла Рошжаклен) . В отличие от остальных вождей Вандейского мятежа, граф не дожидался 1793 года - он уже в 1792 пулял в ненавистную чернь, защищая Люксембургский дворец и семейство Людовика XVI как офицер гвардии короля. Ему было всего 20 лет, он был "романический" красавец-блондин с кудрями по плечи, и дорога ему была одна - в повстанцы. В марте 1793 года с другом и двумя пистолетами он прокрался из родного замка в армию Кателино, с которой под его командой, а затем под началом д"Эльбе бился против "синих" не на жизнь. После битвы у Шоле, где был тяжело ранен д"Эльбе и смертельно - Боншан, побитые полчища Католической королевской армии сделали Лярошжаклена своим третьим по счету (и последним) генералиссимусом (в 21 год). И до января 1794 года граф носился по Вандее и Бретани, нападая на республиканцев и кое-где их даже побивая. Симпатичная молодая мордаха и отважная героичность принесли ему прозвище "Герой Вандеи". Погиб по глупой трагической случайности - поскакав по дороге впереди свиты, напоролся на двух "синих" гренадер, которые застрелили генералиссимуса.

8. Луи Мари Тюрро де Гарамбувиль . Изо всех республиканских генералов, сражавшихся против шуанов, Тюрро до сих пор вызывает (уже у их потомков) более всего ненависти и проклятий. Ибо ему принадлежит идея и претворение в жизнь плана "окончательного решения" в Вандее. Став в 1794 году командующим Западной армией, он, справедливости ради стоит заметить, предлагает Конвенту два плана: относительно мирный, с упором на амнистии и административные меры по снижению напряженности, и "чисто военный". Из Парижа, после присылки специальных представителей, проведших "экспертизы", утвердили второй. Тогда Тюрро разделил армию на 12 колонн, которые концентрическим движением двинулись по Вандее. Поскольку они жгли, грабили, насиловали и убивали всё, что встречали на своем пути, колонны получили прозвание "адских". Политика геноцида привела к тому, что за четыре месяца погибли от 20 до 40 тыс. жителей (оценки у разных исследователей разнятся). Жуткие казни и прочие нелицеприятные факты в конце концов приводят к тому, что даже якобинцам и Робеспьеру стало как-то не по себе, и Тюрро смещают с поста командарма и назначают комендантом острова Бель-Иль, а потом вообще арестовывают. В тюрьме он пишет мемуары о Вандейской войне. В итоге через год уже после казни Робеспьера, генерала оправдывают, и он продолжает карьеру на военых и дипломатических постах.

9. Франсуа Атаназ Шаретт де ля Контри . Морской офицер, лейтенант, в 1792 году защищал короля в Люксембургском дворце, скрывался, арестован, отпущен по личному распоряжению Дюмурье. В 1793 году возглавил повставших крестьян, взял Сомюр, затем присоединился со своими толпищами к Католической королевской армии. После неудачного штурма Нанта отступает последним, сделав "на прощанье" перед лицом "синих" танцевальное па. Совершает всякоподвиги, но когда шуаны, вопреки его приказу, убивают 200 пленных, уходит с отрядом из армии и ведет свою партизанскую войну. Весной 1794 года побивает генерала Аксо (которого убивают пейзаны - и снова вопреки воле воина света). В 1795 году Шаретт получает чин генерала Католической королевской армии, ему шлет поздравительный адрес из диких варварских краев некий генерал Суворов. Но к 1796 году пейзане устали, их много поубивало, идеи не кормили и вообще "пошливсенах". 23 марта 1796 года Шаретт попадает в плен, а 29 марта расстрелян по приговору военного суда в Нанте. Буонапарте позднее назовет Шаретта "единственным великим человеком этого восстания".

10. Луи Лазар Гош [Ош] . Советские историки любили этого молодого человека, называя конюхом и приводя в пример - вотЪ, генерал даже не пролетарий, а пейзан воняющий навозом! То ли они плохо знали французский, то ли сознательно врали, называя конюхом помощника смотрителя королевских конюшен в Монтрёе. Записался в полк Французских гвардейцев, ибо был смазлив, высок и хорошо сложен. Сделал быструю карьеру в революционной армии, в 1793 году отличился при защите Вейсембургских линий от пруссаков. По доносу коллеги, генерала Пишегрю, арестован как "враг народа" и ввергнут в узилище, где, ожидая казни, завел интрижку с Жозефой де Боарне, будущей Жозефиной Буонапарте. Но Робеспьера казнили раньше, и генерала из тюрьмы выпустили, назначив в Западную армию - надо уже как-то было решать вопрос, ничо не помогало, даже "адские колонны". И Гош смог за год прижать шуанов к ногтям. Кульминацией стала высадка корпуса роялистов у Киберона, который тут же был побит и разогнан (а 400 пленных казнены на месте). В итоге вандейцы даже подписали с Гошем в 1795 году первый мирный договор - типа, их не трогают, и они пошли по домам никого не трогать. В дальнейшем Гош лезет всё выше и выше, и быть бы ему, а не замухрыжке Буонапарте, военным диктатором Франции, если бы не странная смерть в 1797 году - настолько странная, что упорно подозревали отравление и показывали пальцами на некоторыз злобных корсиканцев.

Более глубокие, чем рекрутский набор, причины Вандейского мятежа заключались в недовольстве крестьян аграрной политикой Конвента. Уничтожение феодальных обязательств в течении четырех лет оставалось только на бумаге. Также крестьяне были разделены на активных и пассивных граждан — последние лишились права голоса. Массовое недовольство революцией у бедняков вызывали новые правила, по которым управление общинными делами перешло к более зажиточным крестьянам. Учредительное собрание уничтожило мирской сход в деревнях.

Сыграла свою роль казнь Людовика XVI. Расправа убедила многих вандейцев, что монарх хотел добра простым людям, за что парижане и лишили его жизни. Недовольные выходили на улицы, объявляя о своей преданности — малолетнему сыну казненного короля, томившемуся в замке Тампль.

Сельское население поддерживали священники и дворяне, которые использовали против республики религиозность масс и их приверженность к монархизму. Всего за оружие взялось несколько десятков тысяч человек. Однако поначалу их силы были раздроблены.

Вандейский повстанец

Вандея, находящаяся на западе Франции, являлась тогда самой экономически отсталой и неразвитой областью страны. Крестьянское восстание отличалось жестокостью. Жители деревни вымещали злость на всех, кто жил лучше их или поддерживал новый порядок: богатых горожанах, купцах, ростовщиках, городских должностных лицах.

Опознавательным знаком повстанцев было сердце Иисуса из красного сукна, которое они вышивали на своих куртках. Свои силы вандейцы называли Католической и Королевской армией. В первые недели мятежа вооруженные отряды возглавляли выходцы из низов. Затем на их место пришли дворяне и офицеры.


Жак Кателино — один из предводителей вандейцев

Именно восстание в Вандее (вместе с поражениями французов в Бельгии и изменой Дюмурье) стало предлогом для создания Революционного трибунала и принятия нескольких жестоких законов. Закон о наказании мятежников, например, использовали для проведения большинства казней «врагов революции».

Вандейцам удалось объединить свои силы к лету 1793 года. Ее численность составляла 40 тысяч человек. Высший военный совет назначил главнокомандующим Жака Кателино, который в начале революции был бедным торговцем полотнами. Армия повстанцев направилась к Нанту, однако взять его не смогла. Штурмовать хорошо защищенные города крестьяне не умели. Кателино был смертельно ранен в бою и погиб.

Характер гражданской войны изменился после того, как осенью против вандейцев на запад страны перебросили опытных и закаленных бойцов гарнизона Майнца. В октябре Католическая и Королевская армия была окружена и разгромлена у Шоле.


Отступление вандейцев после битвы при Шоле

Жестокость расправы над побежденными была столь же беспощадной, как и жестокость самого крестьянского мятежа. В начале 1794 года в Вандее свирепствовали «адские колонны» генерала Луи Мари Тюрро. Военные комиссии, заработавшие в Западной Франции, вынесли несколько тысяч смертных приговоров. Пленных вандейцев сажали на барки, которые отводились на середину Луары и там же топились. Конвент аплодировал донесениям о казнях.

Хотя вандейский мятеж был подавлен, запад Франции так и остался контрреволюционным. В дальнейшем там действовало похожее крестьянское движение шуанов, которое с перерывами оставалось акивным вплоть до 1800 года. Его эпицентром были Бретань и Мэн.

Более подробно о причинах ненависти горожан-революционеров к «вандейским нелюдям» вы можете прочесть в статье « ».