Этапы изменения человека в процессе консультирования. Процесс изменений. Как связаны деятельность и потребности

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

Если на вопрос о том, счастлив ли человек, он без раздумий говорит да - значит то, как он живет, чем занимается, окружающие люди и т.д., его вполне устраивает и каждый день приносит ему массу позитивных эмоций, которые предоставляют заряд сил для новых свершений. Те, кому повезло меньше, а вернее, кому чего-либо не хватило для того, чтобы осуществить свои желания - упорства, терпения или смелости, скорее всего задумаются перед тем, как утверждать о своем счастье, ведь их планы небыли реализованы. Фразы а-ля "измениться невозможно", "я обладаю недостаточно твердым характером для того, чтобы добиться большего" - абсолютная ерунда, ведь по мнению психологов изменить себя вполне возможно, а благодаря таким переменам и изменить свою жизнь.

Каждый из нас хочет изменить себя в чем-то: избавиться от застенчивости или раздражительности, стать более целеустремленным или жизнерадостным... Изменения не случаются мгновенно. Преображение - это дорога, которую мы должны пройти шаг за шагом. Что нас ждет на пути перемен?

1. Инсайт

Вас в общем-то все устраивает в том, как Вы живете - все удобно и вроде бы благополучно. Но вот что-то происходит. Яркое или вовсе незаметное, оно нарушает привычный уклад Вашей жизни, и Вы вдруг ощущаете в душе неприятное шевеление неудовлетворенности. Реальность будто подталкивает: задумайся, так ли и таким ли человеком ты хотел жить?

Осознание жажды изменения своего характера наступает внезапно. Происходит нечто, срывающее шоры повседневности, заставляющее нас подняться над будничной рутиной и задаться вопросом: “Кто я и как я живу? Доволен ли я этим? Хочу ли я всегда жить вот так?” Подтолкнуть к подобному разговору с собой могут разные внутренние и внешние события, интенсивные или не очень, позитивно или негативно окрашенные. Болезнь, увольнение с работы, хорошая книга, измена супруга или случайная встреча с подругой.

Но на самом деле это судьбоносное событие, провоцирующее озарение, - лишь триггер, открывающий шлюзы сознания для мыслей, которые раньше оставались за его пределами. Скорее всего, Вы размышляли об этом давно, но не осознавали в полной мере собственную неудовлетворенность - уж слишком удобно было жить по привычке, ничего не меняя.

Вы подавляли раздражение, не замечали снижение самооценки, сравнивали себя с кем-то, добившимся большего… И вот встреча с сокурсницей, которая задела что-то внутри, вызывая одновременно восторг и негодование отличным от Вашего мышлением и образом жизни… Эти моменты приводят к острому осознанию необходимости измениться внутренне - для того, чтобы стать собой. Увлечение идеями, выстраивание планов и воплощение своих желаний часто парадоксальным образом уводит нас от самих себя. Мы привыкаем к несовершенству, ограничениям и уже почти не чувствуем зажатости и спазмов. Поэтому так важно в момент озарения не игнорировать собственные чувства, а прислушаться и постараться понять себя. Почему, например, перестало быть интересно в компании подруг или больше не хочется совершать трудовые подвиги.

2. Неуверенность

Этот этап - проверка на прочность нашей жажды перемен. Он или утверждает Вас в желании стать другим, или сводит на нет благородные порывы. Насколько ценны лично для Вас новые идеи? Что это - проявление Вашего естества или глупая попытка надеть на себя чужое платье? Период сомнений поможет отделить зерна от плевел…

“Было бы здорово, но…”, “А как воспримут это мои близкие?”, “Больше ли я найду, чем потеряю?”, “Буду ли я счастливее, чем сейчас?” - эти вопросы одолевают нас, как только мы решаемся изменить свою жизнь . Любые перемены означают необходимость рисковать. Ведь от привычного для Вас состояния Вы уходите навстречу неопределенности. Это всегда страшно - не иметь возможности прогнозировать будущее со 100%-й вероятностью.

Тем не менее, этап сомнений - необходим. Неуверенность не лишает нас свободы выбора - она лишь создает условия для того, чтобы наш выбор был осознанным. Этот этап дает возможность избежать ошибок, свойственных необдуманным действиям. Он позволяет оценить важность того, на что собираемся пойти, и риски, на которые готовы пойти во имя перемен.

Однако, если мы сомневаемся слишком долго, это убивает в нас желание изменить свой характер. Мы “остываем”, теряем энергию, которая необходима для действий, и возвращаемся на начальную позицию. Возможно, Ваши ожидания от перемен чрезмерны, а планка - слишком высока? Спросите себя честно, чего Вы ожидаете от перемен, осознаете ли, что работа над собой потребует много сил и времени и, возможно, способности подниматься после поражений и начинать заново? И если после откровенных ответов на эти вопросы цель не становится менее желанной - ограничьте время колебаний и решайтесь.

3. Сопротивление

За периодом сомнений приходит этап сопротивления переменам. Для него характерны мысли “У меня не получится”, “Я не способен на такие поступки”. Это - повод отказаться от задуманного?

Внутри каждого из нас живет этакий саботажник, который не желает изменить свою жизнь и блокирует все наши усилия. Первым это универсальное свойство психики открыл Зигмунд Фрейд и назвал его “сопротивлением”. Функция сопротивления - противодействовать осознанию желаний, чувств или представлений, которые могут разрушить устоявшийся образ себя и привести к изменению жизни или дорогих нам отношений. Несмотря на то что это - терминология психоанализа, мы постоянно наблюдаем проявления сопротивления в обыденной жизни - вспомните, как часто мы бываем склонны не признавать очевидных вещей!

Инструмент сопротивления - сформированная система установок, своеобразные фильтры, через которые мы смотрим на нашу жизнь. В обыденных ситуациях они способны здорово помочь нам, автоматизируя принятие рутинных решений, экономя огромное количество времени и энергии. Своеобразие этих установок определяет наш характер, формирует нашу индивидуальность. “Лучшее - враг хорошего”, “Я всегда права”, “Я должен” - нужно знать эти установки и принимать их как данность. Это позволит сделать на них “поправку” в ситуации принятия важного решения. Поначалу это будет удаваться не всегда, да и то задним числом. К примеру, Вы осознаете, что причина вчерашней размолвки с мужем - то, что сработало вечное “Я знаю лучше”. Не стоит пытаться принудительно “отключить” свой фильтр с завтрашнего дня. Это лишь создаст “надфильтр”, призванный контролировать предыдущий, и только усложнит Вашу систему установок, затормозит движение к переменам. Просто знайте свои установки. Осознавая их, Вы сможете сделать выбор, использовать привычный способ мышления или попытаться посмотреть на положение вещей несвойственным Вам образом.

4. Воплощение задуманного

Внутреннее преображение - длинный путь из конкретных маленьких шагов-действий, направленных на воплощение задуманного. Пройдя три этапа перемен, Вы пришли к осознанной необходимости трансформации. Что происходит потом? Как Вы относитесь к самому себе? Считаете ли Вы себя по большому счету хорошим человеком? Позитивное здоровое самоотношение поможет Вам продвигаться к Вашей цели эффективно и в хорошем темпе, тогда как самообвинение, которое, возможно, и подтолкнуло Вас к работе над собой, будет серьезным препятствием. Поэтому прощение себя, самопринятие и доброжелательное отношение к себе очень важны для того, чтобы процесс изменений своего характера пошел.

Бурная активность и резкий переход к другой манере поведения не всегда являются признаками внутренних перемен. Радикальные поступки скорее свидетельствуют о поверхностной вере в то, что все случится мгновенно и легко, тогда как личностная трансформация подразумевает глубокие длительные изменения, проявляющиеся в самых обычных, повседневных действиях. Это минуты рефлексии, произнесенные слова благодарности жене, внимательный разговор с дочерью-тинейджером. Каждый день, каждую минуту повседневной жизни делать обычные вещи с ориентацией на намеченную цель - вот рецепт глубинных изменений.

Относитесь к себе по-доброму. Подмечайте свои маленькие достижения и хвалите себя за них. Это поможет сохранять мотивацию, терпение и решимость. Ваш мозг не сразу принимает новые модели поведения - это нормально. Не спешите и не расстраивайтесь. Сохраняйте позитивное отношение и терпимость к себе. Перфекционизм и спешка сейчас будут крайне вредны. Дайте себе время измениться внутренне , а окружающим - осознать и принять перемены, происходящие в Вас. И однажды Вы услышите заветное “ты так изменилась!”, произнесенное с благодарностью и восхищением.

Процесс изменения человека — перемены даются нелегко, но вот почему вы должны продолжать делать попытки. Понимание пяти этапов изменений могут помочь вам осуществить долгосрочные изменения. Изменения даются трудно. И это легко испытать отчаяние, когда вы не получаете результатов, на которые надеялись. Но реальность такова, что даже просто сделать усилие, на самом деле, является прогрессом. Изменения — это не событие с точкой запуска и точкой завершения; это процесс. Процесс изменения человека. Каждый шаг, который вы делаете, даже если это относительно небольшой шаг, приближает вас к вашей цели. Важно также понимать, что даже если вы делаете несколько шагов назад, это не конец света. В самом деле, исследования показали, что процесс изменения человека редко происходит в простой, линейной последовательности, а когда люди отходят назад, они, как правило, не проделывают весь путь обратно, туда, где они впервые начали процесс изменения. В самом деле, если рассматривать и использовать правильно допущенные ошибки, они могут служить для обучения, помогая лучше подготовиться к следующему этапу изменений.

Пять стадий процесса изменения

Разработанная и исследованная модель изменений предполагает, что люди, которые пытаются осуществить изменения, находятся в одном из пяти этапов изменений в каждый момент этого процесса. Модель предполагает, что каждый этап подготавливает человека к следующему этапу, и что различные стратегии необходимы на различных этапах, чтобы добиться успеха.

Незаинтересованность. На этой стадии процесса изменения люди еще не осознают, что изменение необходимо или желательно. Для того, чтобы пройти эту стадию, людям должно каким-то образом стать известно, что есть проблема, и что для достижения цели требуется изменение. Это осознание может произойти само по себе с течением времени, посредством влияния других людей, выступающих за перемены, через средства массовой информации или общественное мнение.

Созерцание. На этом этапе есть некоторое осознание того, что изменения необходимы или желательны, но нет никаких намерений на самом деле что-то изменить. Люди признают, что их нездоровое поведение вызывает нежелательные последствия, но они не планируют каких-либо изменений. Некоторые люди остаются в стадии созерцания вечно, никогда не берут на себя обязательства сделать что-то по-другому. Для некоторых этот процесс занимает несколько дней или несколько недель. Но независимо от того, сколько времени это займет, положительным аспектом является то, что по крайней мере есть открытость к получению информации о нездоровом или нежелательном поведении, которая с течением времени может создать толчок, необходимый, чтобы перейти к следующему этапу процесса изменений.

Приготовление. Это стадия, на которой люди начинают строить планы по достижению изменений. Они могут начать собирать информацию о том, что они должны делать, чтобы быть успешным в своей попытке изменить что-либо, и они могут могут даже начать предпринимать небольшие шаги к действию. Например, кто-то, у кого проблемы с управлением эмоциями, может найти врача, чтобы узнать методики, как лучше контролировать свои эмоции и действия; кто хочет похудеть, может записаться на занятия в тренажерный зал. Важно, чтобы планы процесса изменений человека были реалистичными и достижимыми. Если вы трудоголик, и ваша цель, чтобы проводить больше времени вдали от офиса, не составляйте план, который включают по десять часов в неделю на личное время. Начните с чего-то более реалистичного, а именно, 15 или 30 минут в день. После того, как вы увидите, что вы можете сделать это, вы можете увеличить время, если захотите.

Действие. На этом этапе вы осуществляете свой план. Вы начнете делать изменения, которые вы желаете, и вы пытаетесь справиться с проблемами, которые приходят с принятием этих изменений. Чтобы оставаться успешным, вы должны будете предпринять стратегии для поддержания изменившегося поведение и противостоять нездоровому поведению. Эти стратегии могут включать в себя самостоятельные стратегии (посещение курсов; выполнение упражнений; положительный разговор с самим собой, чтение, чтобы оставаться в курсе новинок по конкретной теме) или стратегии внешнего подкрепления (сообщите друзьям, что вы делаете, чтобы они могли служить источниками поддержки).

Стабилизация. Когда ваше новое поведение становится стабильным и последовательным, вы в стадии стабилизации. Работа теперь сосредоточена на получении удовлетворения от достигнутых изменений, и на недопущении возвращения к старому нежелательному или нездоровому поведению.

Что необходимо знать о регрессии / рецидиве в процессе изменения человека? Как отмечалось выше, изменения трудно достигнуть и, вероятно, будут периоды регрессии или рецидивов. Однако, возвращения к нездоровому или нежелательному поведению не все отрицательные. Если вы можете узнать что-то из вашего рецидива, что поможет вам быть менее уязвимым в будущем, вы будете сильнее в следующий раз, когда снова попытаетесь. Так что, если вы пытались что-то изменить и вам не удалось, попробуйте снова … и снова … и снова.

Перемены даются нелегко. Но вы можете их достигнуть. Вам просто нужно терпение, настойчивость, и твердое намерение улучшить свою жизнь путем внесения изменений. Это нормально, когда вы оступаетесь и возвращаетесь к старой модели поведения, но используйте рецидив как опыт, и повторите попытку процесса изменения.

21-04-2011, 08:38

Описание

К одним людям ясное зрение возвращается очень быстро, стоит им только заглянуть внутрь себя, увидеть, кто они такие, и принять решение о том, что им нужно делать, чтобы быть счастливыми. В качестве замечательного примера можно привести случай с женщиной, которая всегда ставила чувства других людей выше собственных и вследствие этого долгие годы страдала дальнозоркостью. Она увидела, что главным источником несчастий в ее жизни был брак, и решила уйти от мужа. Она дала себе слово развестись и сдержала его. Через неделю ее зрение нормализовалось.

Другим ясное зрение возвращают не столько внешние действия, сколько идеи - и в таких случаях процесс напоминает пробуждение от сна. Одной близорукой женщине казалось, что неблагоприятные обстоятельства жизни загнали ее в безвыходное положение, но внезапно она осознала, что единственным виновником такой ситуации было ее собственное «я» - ее мысли.

Она поняла, что не нужно пытаться стать свободной, потому что она и так была свободной, - ей нужно было просто позволить себе жить как свободный человек. Она сказала себе: «Я свободна», - и ее зрение восстановилось.

У большинства людей процесс изменения происходит не так быстро и зависит от перемен, которые им следует совершить в жизни.

Одной дальнозоркой женщине удалось достичь ясного зрения за два часа, но это состояние продлилось всего один час. За это время она успела увидеть изменения, которые необходимо было внести в жизнь, но оказалась к этому не готова. Для того чтобы освободиться от дискомфорта, ей требовалось вносить изменения постепенно и гармонично. К ней вернулась дальнозоркость, которую она испытывала в течение 23 из 26 лет своей жизни, но она запомнила, как чувствовала себя в течение того часа. Она перестала заниматься своим зрением и вместо этого за следующие четыре с небольшим года изменила взаимоотношения с людьми, переехала в другой дом и сменила работу.

С каждой переменой и устранением очередного источника конфликтов или напряжения ее состояние улучшалось, пока наконец ясное зрение не вернулось к ней снова - на этот раз навсегда!

Процесс восстановления ясности часто (хотя не всегда) включает три этапа визуальных изменений. Эти этапы могут длиться часы, недели, месяцы или даже годы, в зависимости от индивидуальной чувствительности человека. У большинства людей это занимает несколько недель или месяцев.

Сообщения тех, кто находится на пути к ясности, чаще включают описания первого и третьего этапов - через второй проходят далеко не все.

Первый этап - цвета

Первый этап обычно воспринимается как изменение в восприятии цветов спектра. Они приобретают яркость, словно кто-то убрал установленную перед глазами человека серую пленку. На этом этапе детали пока еще остаются неясными, но цвета уже воспринимаются так, как следует. Это свидетельствует об удалении, по крайней мере, одного из фильтров восприятия, об освобождении от какого-то ложного восприятия или какой-то идеи, которая мешала вести полноценную жизнь. В этот момент вещи уже начинают приобретать новый смысл.

Со мной это случилось накануне операции, когда мне сказали, что я могу ее не пережить. Я прошел через этапы эмоциональных переживаний, знакомые каждому, кто оказывался на грани смерти. Поначалу перспектива умереть казалась нереальной, словно это происходило не со мной. Сознание отчаянно искало выход из положения, но безуспешно. В конце концов мне пришлось принять возможность смерти. Мне пришлось принять неприемлемое.

Когда я наконец осознал, что случилось, мое тело содрогнулось. Произошел сильный выброс энергии, который привел к исчезновению серой пленки - хотя до этого момента я даже не подозревал о ее существовании. Результатом стало не только усиление яркости цветов, но и повышение интенсивности всех физических ощущений. Мне стало ясно, как, по иронии судьбы, страх смерти мешал мне чувствовать себя живым. Принятие возможности смерти открыло для меня возможность жить по-настоящему.

Этот процесс подействовал на меня гораздо сильнее, чем на большинство людей, улучшающих зрение. Как правило, они не испытывают той интенсивной дрожи, которую испытал я. Они просто осознают, что цвета стали ярче, даже не зная, когда произошло это изменение. Однако в тех редких случаях, когда процесс высвобождения энергии происходит так же интенсивно, очень полезно осознавать, что это позитивный процесс, который ведет к перерождению и к тому способу бытия, который способствует полной самореализации. Это позволяет людям отнестись к процессу с большим доверием. Им очень полезно напоминать себе слово «принимать» и то, что оно для них значит.

Когда цвета воспринимаются ярче, это следует рассматривать как сигнал того, что процесс улучшения зрения начался, даже несмотря на то, что детали пока не становятся четче.

Второй этап - избирательное зрение

Следующим этапом после усиления ясности цветов может стать этап избирательного зрения. Особенности избирательного зрения у многих людей проявляются по-разному, но общий характер процесса остается одинаковым.

Примечание. Важно упомянуть о том, что одни люди проходят через этот этап, а другие нет. Собственно говоря, второй этап наблюдается относительно редко, но когда он все-таки имеет место, человек должен проявить способность понять, что с ним происходит в контексте улучшения зрения. Отсутствие данного этапа не означает, что процесс идет не так, как следует, а говорит лишь о том, что он идет по-другому.

На втором этапе некоторые замечают, что при взгляде на людей и предметы с определенного расстояния они видят предметы лучше, чем людей. Это результат избирательного процесса в сознании, а не проблем со зрением. Некоторые осознают, что не могут чего-то ясно разглядеть в людях. То, на что они избегают смотреть, обычно является не чем-то плохим, а чем-то хорошим.

Например, одна близорукая женщина, с которой мне довелось работать, отличалась чрезмерной стеснительностью в школьные годы. Ей казалось, что все вокруг осуждали ее и образ жизни, который она вела. С той поры у женщины остался страх перед людьми, перед тем, что могут подумать другие, когда узнают ее ближе. Она не позволяла себе увидеть, что в действительности люди были на ее стороне, что они не осуждали ее, а, скорее, наслаждались и восхищались ее способом бытия.

Этап избирательного зрения может использоваться в качестве указателя внутреннего пути к улучшению зрения. Представьте, что вы смотрите телевизор, на экране которого большая часть изображения размыта, но некоторые детали выглядят четкими. Вы можете направить внимание на ясные части картинки. Точно так же, когда вы входите в комнату, полную людей, вам может показаться, что почти все они выглядят расплывчатыми, но среди них наверняка есть один человек или группа людей, которых вы видите яснее остальных. Это покажет, с кем вы в данный момент «связаны». Подойдите к этому человеку или группе людей и посмотрите, в чем природа взаимной связи.

Через какое-то время фокус ясного восприятия может переместиться, и тогда вы перейдете в следующее место, куда направит вас выбор ясности.
Сознание, ваше высшее «я», освещает вам путь к гармонии и ясности. В конце концов, кто делает определенные части картины более ясными? Это ваш дух привлекает внимание к тому, что воспринимается яснее всего. Вам предоставляется возможность взаимодействия с другим уровнем сознания.

Внезапно это становится не просто процессом улучшения зрения, а процессом развития взаимоотношений с глубинной частью вашего «я».

Одна парижская художница, страдавшая близорукостью, большую часть своей жизни потратила на то, чтобы стать принятой, но не замечала, когда ее действительно принимали. Когда ее зрение начало улучшаться, она заметила, что видит яснее каждый раз, когда находится в определенной части города. Это было место, которое она считала «своим» - которое ей подходило и где ей не нужно было стараться быть принятой. Кроме того, ей захотелось изменить стиль одежды. Она перестала одеваться для других людей, т. е. так, чтобы к ней относились серьезно, и начала руководствоваться соображениями удобства и своими эстетическими предпочтениям. После того как она стала принимать себя такой, какой была на самом деле, ее зрение улучшилось. Заметные изменения произошли и в ее творчестве. Прежде она преимущественно писала лица с выразительными глазами. Теперь она стала замечать другие особенности лиц, а со временем начала писать тела целиком.

Процесс избирательного зрения показывает, что размытость не является отражением того, что у вас что-то не в порядке с глазами, это, скорее, отражение чего-то, что происходит с вашим сознанием. Когда проблема будет решена, ясным снова станет не только зрение, но и сознание.

Третий этап - осознание ясности

Третий этап связан с осознанием ясности и появлением уверенности в том, что вы способны стабилизировать свой способ бытия. Процесс изменений будет завершен, и улучшенное зрение подтвердит, что теперь вы верны своему истинному «я». Разумеется, вы знали это и раньше, но визуальная обратная связь укрепит эту уверенность.

По мере улучшения зрения вы, возможно, начнете яснее видеть то, что располагается вокруг предмета, на который вы смотрите, т. е. точка, на которой вы фокусируете взгляд, пока еще не будет видна так ясно, как область вокруг нее. Это явление называется эксцентрической фиксацией. При дальнейшем улучшении зрения вы заметите, что ясно видимая область перемещается все ближе и ближе к точке, на которую вы смотрите, - пока она не станет самой ясной точкой в поле зрения. Это называется центральной фиксацией и является признаком нормального зрения. Вместе с процессом изменения внешнего зрения вы заметите соответствующий процесс в вашем сознании; мышление тоже станет более ясным и сфокусированным.

На данном этапе вы исследуете собственное сознание, освободитесь от искажающих фильтров, которые мешали восприятиям, и жизнь станет приносить вам больше пользы. Кроме того, вы узнаете, что достигли мастерского уровня управления сознанием, и в результате получите возможность исследовать новое измерение жизни. Если когда-либо в будущем уровень зрения снова упадет, знайте, что это сигнал о необходимости решить возникшую в сознании проблему. После ее ликвидации вы опять вернетесь к естественному состоянию ясности.

По мере того как в вашей жизни будут происходить перемены, которые сопутствуют изменениям в зрении, многие вещи станут приобретать новый смысл. Некоторые идеи и жизненные позиции, которых вы придерживались - возможно, даже защищали, - больше не будут иметь для вас никакого смысла. Они были результатами не столько ясных восприятий, сколько искажений с целью самозащиты. Откажитесь от старых идей и позиций в пользу тех, что приведут к большей гармонии и ясности. Старые ценности и убеждения были отражением того, кем вы себя считали, а не того, кем являетесь сейчас.

Вход в новую парадигму ознаменуется изменением вашей вибрации. Возможно, вы откажетесь не только от идей и позиций, но и от людей и уроков жизненного опыта. Это освободит место для других убеждений, которые будут больше соответствовать вашей новой вибрации. Вы посмотрите на жизнь другими глазами.

Люди тоже заметят, как вы изменились. Некоторые не поймут, в чем дело, и обеспокоятся, потому что будут стараться увидеть в вас того, кем вы были прежде, а не того, кто вы есть на самом деле. Если это случится, вы сможете объяснить им, что проходите через процесс трансформации личности и что замеченные ими изменения идут вам на пользу. Скажите людям, что теперь вы стали лучше понимать самого себя и стараетесь заставить жизнь приносить вам больше пользы.

Каждый, кто готов поощрять такие изменения, может оказаться для вас ценным помощником в этом процессе. С такими людьми можно будет поговорить о том, что происходит и что является для вас истинным. Каждый, кто не желает никаких изменений, предпочитая цепляться за ваш прежний образ, может попытаться свести на нет результаты процесса, через который вы проходите. Знайте, что этих людей не нужно ни в чем убеждать. Просто делайте то, что кажется вам правильным. После завершения процесса они смогут увидеть многие вещи в новом свете.

Несмотря на количество людей, которые улучшили свое зрение, и на количество организаций, плодотворно работающих в сфере улучшения зрения, остается много таких, кто не верит в эффективность процесса улучшения. Эти люди могут даже постараться убедить вас в его неэффективности, «ради вашего собственного блага» и в качестве выражения любви к вам. В результате вы можете оказаться в неловком положении, когда вам придется защищать хрупкую новую реальность, которую вы только начали взращивать. Будет лучше, если вы просто объясните людям, что приводите свою жизнь в порядок, чтобы обрести внутреннюю ясность. Результаты этого процесса вы сможете продемонстрировать позже, если им это будет интересно.
Поверьте в избранный путь к ясности и доверьтесь себе такому, какой вы есть на самом деле.

В модели Курта Левина выделяются три фазы изменения: нынешнее состояние, переходное состояние и желаемое состояние.

Нынешнее состояние – это «статус-кво», или установившееся равновесие, которое может сохраняться неопределенно длительное время, до тех пор,пока не будет нарушено какой-то силой.

Переходное состояние – это фаза, на которой мы выходим из состояния «статус-кво». В этот период мы вырабатываем новые отношения и поведение, что ведет к достижению желаемого состояния. Чтобы достичь желаемого, мы должны пройти через неопределенность и дискомфорт переходного состояния.

Коренные изменения оправданы только тогда, когда «боль» нынешнего состояния превышает издержки переходного состояния. Например, тяжело бросать имущество и покидать дом во время наводнения, но опасность утонуть заставляет Вас совершить действия, которые Вам обойдутся не так дорого. Аналогично, рискованно уходить с безопасного и надежного места работы. Однако, если Вам предлагают новую должность с зарплатой в два раза выше, то страх потерять это место может быть больше риска ухода со старой работы.

Чтобы обеспечить плавный переход в новое состояние требуются большие затраты времени и финансовых ресурсов. Поэтому хорошие менеджеры считают оправданными риск и затраты ресурсов, если они чувствуют, что без кардинальных изменений их организация не выдержит конкуренции или упустит большие возможности.

Необходимость изменений может возникать в трех случаях:

1) возникли или предвидятся большие проблемы ;

2) возникают возможности, воспользоваться которыми можно при радикальных изменениях;

3) возникает необходимость принятия неотложного решения или так называемый «эффект горящей платформы».

Последний случай наглядно проиллюстрирован в книге Дарила Коннера (с.92). Он рассказывает о реальных событиях, произошедших в июле 1988 года в Северном море у берегов Шотландии. Произошел взрыв на нефтебуровой платформе, загорелась нефть. Один из членов команды Энди Мохан прыгнул более чем с50- метровой высоты в горящее море и тем самым спас себе жизнь. На вопрос, почему он совершил этот смертельный прыжок, он ответил: «Нужно было прыгать или быть зажаренным». Он предпочел возможную гибель неизбежной смерти. Цена сохранения «статус-кво», если бы он остался на платформе, была бы слишком высока.

Коренное отличие ситуации «горящей платформы» от двух других ситуаций заключается в том, что решение зависит от степени решимости , а не доводов и эмоций, связанных с принятием решения.

Успешная реализация изменений в других случаях (проблема или возможность) зависит от двух предпосылок:

1. «Боль» - критическая масса информации, которая оправдывает нарушение «статус-кво».


2. «Средства от боли» - желательные и доступные для выполнения действия, которые могли бы решить проблему или помочь воспользоваться возможностями сложившейся ситуации.