Диффузионный кремниевый диод. Полупроводниковые диоды. Обозначение и определение основных электрических параметров диодов

XXIII районная научно-практическая конференция школьников Динского района Секция: Литература Типология снов литературных героев в русской литературе 19-20 века Автор: Блохина Анастасия Владимировна, ученица 11 класса БОУСОШ№1 МО Динской район Научный руководитель: Булатова Лилия Петровна, учитель русского языка и литературы БОУСОШ№1 МО Динской район 2012г. СОДЕРЖАНИЕ I.. Введение………………………………………………….. стр. 3 II. Типология снов в русской литературе 19-20 века 2.1. Сон-забвение........................……………………………… 4-6 2.2. Сон-предчувствие…………………………......................... 6-8 2.3. Сон-предупреждение………………………………........... 8-9 2.4. Сон-пророчество……………………………...................... 9-11 2.5 Сон-наказание………………………………………......... 11-12 2.6. Сон-символ………………………………........................... 12-14 III.Заключение…………………………………………………...14 IV.Список использованной литературы…………………….....15 V.Приложения ……………………........................................... 5.1. Путеводитель по снам литературных героев 19-20 века.....16 5.2. Схема «Типы литературных снов»..........................................17 5.3. Сонник сна Татьяны..................................................................17 5.4. Сон в живописи и музыке...........................................................18-19 5.5. Перечень произведений, в названии которых есть слово «СОН» -19 5.6. Иллюстрации к произведениям русской литературы.............20-21 2 ТИПОЛОГИЯ СНОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19-20 ВЕКА I. ВВЕДЕНИЕ Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию, сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи...Эту тайну пытались разгадать поэты и писатели, композиторы, художники (Приложение 4). Изучение механизмов сна и природы сновидений дает в руки исследователей ключ к познанию законов работы духовной жизни человека. В своей работе я исследовала функцию снов в произведениях русских писателей и сделала попытку классифицировать сны в зависимости от роли, выполняемой ими в художественных текстах различных жанров. Предмет моего исследования не случаен. Стремление разгадать прошлое или заглянуть в будущее и узнать, что уготовано судьбой, владеет каждым из нас. Одной из возможностей осуществить это желание является толкование снов. Мы живем в необыкновенное время, когда возникает особый интерес к внутреннему мира человека. Именно в произведениях русских писателей можно найти ответы на многие волнующие современного читателя вопросы. II. ТИПОЛОГИЯ СНОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Мотив сна в литературе является одним из самых распространённых. По мнению A.M. Ремизова, исследователя снов в литературе, «...редкое произведение русской литературы обходится без сна». А В.В. Розанов однажды заметил: «Настоящая тема в России одна: сон». В русской литературе немало произведений, в названии которых есть слово «СОН» (Приложение 5). Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Для чего же писатели и поэты обращались к этому приёму? Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон - это время, когда освобождается подсознание человека. А оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. В зависимости от роли снов в тексте художественного произведения, на мой взгляд, можно выделить несколько основных типов снов: сон-забвение, сон-предчувствие, сон-предостережение, сон- 3 пророчество, сон-наказание, сон-символ (Приложение 2). Рассмотрим особенности каждого снов на примере текстов художественных произведений. 2.1. СОН-ЗАБВЕНИЕ Слово «забвение» означает временное забытье, состояние, при котором переносишься из реальности в другой мир, более светлый и радостный. В литературе можно выделить несколько снов-забвений: сон лирического героя в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», второй сон Раскольникова, главного героя романа А.Ф. Достоевского «Преступление и наказание», юношеские сны Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза», сон Пискарёва из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Эти сны помогают героям на время забыться, уйти от реальности, почувствовать умиротворение и обрести покой. Именно сон-забвение мы встречаем в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», написанном М. Ю. Лермонтовым в последний год жизни поэта. В нем развит мотив смерти, который придает произведению тон печали, даже отчаяния и безысходности и тесно переплетается с мотивом одиночества, характерным для всех его произведений. Более того, именно мотив одиночества героя и вызывает в нем желание «навеки заснуть». Лирический герой сознательно уходит от окружающих. Он признается в том, что мечтает «всю ночь, весь день» слушать «сладкий голос», который поет тихую, заветную песню про любовь. Но эта мечта наяву кажется ему неосуществимой, осознание этого приводит к мрачному признанию, полному отчаяния и безысходности: Уж не жду от жизни ничего я, Я ищу свободы и покоя! И не жаль мне прошлого ничуть; Я б хотел забыться и заснуть! Тоске и одиночеству бесприютного человеческого сердца противопоставляется единство природной жизни. Природный мир кажется герою идеальным, где одно вторит другому, третье - четвертому, и при этом ни в коей мере не нарушает общей тишины и безмятежности. В мире природы героя привлекает спокойствие, гармония, целостность. Сказочная картина сна героя в тени крепкого темного дуба, под мифический сладкий голос, поющий про вечную любовь, удивительна и прекрасна. Это сон, видя который не хочется просыпаться. Он приносит успокоение, покой и забвение. Сны-забвения и для гоголевских героев становятся спасением, они стирают границы между мечтой и явью, «сон и действительность взаимно перекодируются», образуя при этом «некое семантическое поле лжи». В повести «Невский проспект», оказавшийся погруженным в свои сны-забвения Пискарев находит там единственное пристанище в «мутном беспорядке» жизни и возможность сказать о ненормальности этого мира: «О, как она отвратительна, действительность!». Желание оторваться от действительности, погру- 4 зиться в «светлые сны» становится для него необходимостью скрыться от реальности, в которой «вседневное и действительное стало странно поражать его слух. Наконец сновидения сделались его жизнью, и с этого момента жизнь его приняла странный оборот: он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне». Во сне Пискареву представлялся совсем другой мир, живущий по своим, понятным только ему, законам. Несоответствие сна и яви, розового тумана и низкой, презренной жизни, исполненной пустоты, губительно воздействовало на него. Его жизнь потому и превратилась в сон, что только в короткие минуты забытья он был чем-то воодушевлен, только тогда оживали его мысли и чувства. Близок по характеру этим снам второй сон Раскольникова, главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Это сон-греза, который привиделся ему накануне преступления. Он видит себя в Египте, в оазисе, пальмы, голубая и холодная вода, «чистый, с золотыми блестками песок», он пьет воду прямо из ручья. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова. Место действия сна - Египет, страна, в которой на долю ветхозаветных персонажей выпадали всевозможные испытания. Испытания ожидают и героя романа. Красота образов этого сновидения на мгновение успокаивает Раскольникова. Это сон – забвение, сон – обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. Забывается в своих снах и Алексей Турбин, герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Алексею Турбину снится Город. Образ Города излучает необыкновенный свет свет жизни, который поистине неугасим, Город стал сниться Турбину под утро. Он не назван нигде Киевом, хотя приметы его ясны, это просто Город, но с большой буквы как нечто обобщенное, вечное. Описан он именно в сновидениях героя: "Как многоярусные соты, дымился, и мел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Улицы курились дымкой, скрипел сбитый гигантский снег. Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные, белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира... Зимою, как ни в одном городе; мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города,/ на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра... Играл светом и переливался, светился и танце-1 вал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом". Великолепная, почти символическая картина, в которой соединились воспоминания юности, красота Города и тревога за его будущее, за судьбу каждого. Во снах героя Город предстает истинным, настоящим, в противовес тому измученному революцией Городу, каким его видят герои в реальности. Ключевым моментом является сон Алексея Турбина, в котором он видит рай. В раю оказываются вместе и Най- 5 Турс и вахмистр Жилин. Булгаков хочет сказать читателю, что важно не то, к какому лагерю или политическому строю принадлежит человеку, важно то, какой он. В раю оказываются лучшие люди, и красные, и белые, так как они достойны этого тем, как прожили свою жизнь. Бог говорит о красных и белых: "все вы для меня одинаковые, на поле брани убиенные". Это взгляд с высоты общечеловеческих позиций, который доступен и автору. 2.2. СОН-ПРЕДЧУВСТВИЕ Предчувствие – способность заранее увидеть какие-либо события в жизни. Эти сны, как правило, являются предощущение чего-то трагического. В отличие от сновпредсказаний они не содержат событий, которые впоследствии происходят в жизни героев. Эти сны порождены тревогой, волнением, сомнениями, терзающими душу человека. Предчувствием является сон Катерины в «Грозе», сон Подростка из одноимённого романа Ф.М. Достоевского, сон Анны Карениной, героини романа Л.Н. Толстого «Анна Каре- нина», сон Андрея Болконского в «Войне и мире». Остановлюсь на некоторых из этих снов. В драме А.Н. Островского «Гроза» Катерина, рассказав Варваре о снах своей юности, жалуется: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...» Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...». «Только не с мужем»,- мгновенно откликается Варвара. Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сны ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого». Предчувствием трагедии являются и сны Анны Карениной в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Она рассказывает Вронскому, что видит один и тот же сон: «Я видела, что я вбежала в свою спальню, что мне нужно там взять что-то, узнать что-то и в спальне, в углу, стоит что-то». «И это что-то повернулось, и я вижу, что это мужик маленький с взъерошенною бородой и страшный. Я хотела бежать, но он нагнулся над мешком и руками что-то копошится там...» «Он копошится и приговаривает по-французски...» «И я от страха захотела проснуться, проснулась... но я проснулась во сне. И стала спрашивать себя, что это значит. И Корней мне говорит: „Родами, родами умрете, родами, матушка...“ И я проснулась...» И, действительно, мы помним, что Каренина едва не умерла от родильной горячки но, оказывается, сон сулил иное: он был предвестием самоубийства. В ч. VII, гл. XXVI. романа в отношениях между Карениной и Вронским наступает кризис. В ночь перед смертью Анна принимает опиум и засыпает «тяжелым, неполным 6 сном». «Утром страшный кошмар, несколько раз повторявшийся ей в сновидениях еще до связи с Вронским, представился ей опять и разбудил ее. Старичок-мужичок с взлохмаченною бородой что-то делал, нагнувшись над железом, приговаривая бессмысленные французские слова, и она, как и всегда при этом кошмаре (что и составляло его ужас), чувствовала, что мужичок этот не обращает на нее внимания, но делает это какое-то страшное дело в железе над нею <...> И она проснулась в холодном поту». В некотором противоречии с предшествующим повествованием находится сообщение автора о том, что Анна много раз видела этот сон «еще до связи с Вронским». Вскоре Каренина решается на самоубийство: «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, чтó ей надо делать». Круг замкнулся; Анна бросается под поезд: «<...> что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину <...> Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом». Итак, можно сказать, что образ «мужика», появляющийся во сне и наяву, преследует Анну, сопутствуя почти всем главным событиям в ее жизни, каждое появление этого персонажа усиливает в душе Анны тяжёлое предчувствие надвигающейся беды. Обратимся к ещё одному герою, созданному Л.Н. Толстым, чей сон является предчувствием скорой смерти. В романе «Война и мир» тяжелораненый Болконский видит сон, в котором ему представляется смерть, пытающаяся войти в дверь, которую умирающий тщетно пытается затворить: «Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то ненужном. Они сбираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все-таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно-неловко подползает к двери, это что-то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что-то не человеческое - смерть - ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия - запереть уже нельзя - хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется. Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер. 7 Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся. “Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!” - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом. Это-то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки. С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна - пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения». Если предположить, что Болконский умер 11 октября, его “пробуждение”, закрывание двери приходится на 7 октября, ведь оно произошло “за четыре дня перед смертью”. Таким образом, мы видим, что сон, приснившийся Андрею Болконскому, является сном-предчувствием скорой смерти. 2.3. СОН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Сны-предупреждения всегда очень символичны. Они, как правило, используются писателями в тех случаях, когда перед героем стоит какой-либо сложный выбор. Сныпредупреждения подсказывают героям, как правильно поступить, заставляют их ещё раз задуматься о смысле происходящих с ними событий. К таким снам можно отнести первый сон Раскольникова, сон Базарова перед дуэлью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», страшный сон Натальи в повести И.А. Бунина «Суходол». Остановимся на анализе сна Раскольникова. Первый сон, который Раскольников видит ещё до убийства старухи-процентщицы, служит для него предупреждением, неким знаком предостережения. Причина сна - тяжелое нравственное состояние человека, принявшего бесчеловечное решение убить старуху-процентщицу, подспудно действующий закон «чаши весов», чаши добра и зла. Раскольников заснул в кустах в парке после “пробы” и тяжелой встречи с Мармеладовым. Перед тем, как заснуть, он долго блуждает по Петербургу и думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой. Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он видит себя ребенком, ему семь лет. Он гуляет с отцом за городом. Душно, серо. На краю города «большой кабак». Странно, что рядом «церковь с зеленым куполом» и кладбище. Хохот, крики, драка. Пьяная толпа усаживается в телегу, и Миколка бьет лошадь. Нако- 8 нец, кто-то кричит: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом…» Мальчик бросается ее защищать, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы». Раскольников просыпается «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» Главная мысль этого эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают его думать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы. Семилетний Родион, видя страшную картину жестокости, словно пытается остановить взрослого Родиона, образумить его. Но усилия тщетны: "Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает." Постоянное упоминание слова "топор" является своеобразным связующим звеном между сном и реальностью, подчёркивает неизбежность предстоящих событий. Так в определённый момент предостережение становится предсказанием. Избиение животного лишний раз напоминает Родиону о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории "сверхчеловека", которому дозволено "убийство по совести", во имя великой идеи, "спасительной для человечества", и служит очередным толчком к преступлению героя. Этот сон - предзнаменование того, что Раскольникову не следует идти на преступление, что у него ничего не получится. Так же, как во сне маленький Родя пытается защитить лошадь, но оказывается бессильным против жестоких пьяных мужиков, в жизни он – маленький человек, не способный изменить общественный строй. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему во сне, - страшное преступление не свершилось бы. 2.4. СОН-ПРОРОЧЕСТВО Сны-пророчества, или вещие сны, наполненные символами и знаками, завораживают читателя и подготавливают его к предстоящим событиям в сюжете произведения. Наверное, это самая многочисленная группа снов. К этой группе можно отнести сон Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин», сон Григория в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, сон Марьи Гавриловны из повести «Метель», сон Петра Гринёва в «Капитанской дочке», сон Черткова в гоголевской повести «Портрет», последний сон Родиона Раскольникова, сон Николеньки в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, сон Ивана Бездомного, героя романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», сон генерала Корнилова в «Тихом Доне М. Шолохова», сон Господина из Сан-Франциско в одноимённом произведении И.А. Бунина. Пророческим является и сон Елены, булгаковской героини «Белой гвардии». Проанализируем некоторые из вышеназванных снов. 9 Сон Татьяны в романе в стихах «Евгений Онегин» тоже является предчувствием беды. Эпизод сна Татьяны встречается читателю в середине романа – к этому моменту он уже достаточно знаком с главными героями. Остался позади визит Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное письмо и получен отказ... Продолжаются лишь страдания несчастной девушки. Терзая собственное сердце и силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на святки она идет гадать. Но ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает. «И снится чудный сон Татьяне...» Татьяне снится, будто бы она идет по мрачному лесу, и на пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек, склеенных льдом, кажется ей «гибельным». В этот момент из сугроба появляется медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. После чего она продолжает свой путь, но уже не одна, а преследуемая медведем. В попытке убежать Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» - Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский и Ольга... Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался нестерпимый крик... «И Таня в ужасе проснулась...» Увиденное во сне мучит Татьяну, она принимается искать в соннике значение увиденного, однако приходит к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит печальных много приключений». На самом деле сон Татьяны – очень символический эпизод романа. Для осмысления значения этого эпизода я выделила слова-символы и обратилась к соннику. Подробное толкование символов (Приложение3) доказало, что этот сон – не просто вещий: он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки. Героине повести А.С. Пушкина «Метель», Марье Гавриловне, приснилось два сна, один из которых оказался вещим. Она «...то видела Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться... другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим». В этом сне мы видим отражение предчувствия Марьи Гавриловны «роковой обреченности», близкой смерти Владимира. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что вскоре после той роковой ночи Владимир был смертельно ранен под Бородиным, 26 августа, то есть, вероятно, в самом деле "лежал на траве, бледный и окровавленный", как заранее приснилось Марье Гавриловне. Сны предвосхищают «судьбы своих героев, в жизнь которых метель вмешивается равным образом». Пророческий сон снится и Петру Гринёву из повести "Капитанская дочка". Этот сон, словно связывает воедино судьбы Петруши и Емельяна Пугачёва, предсказывает, что 10 их жизненные пути пересекутся. Сон предвосхищает дальнейшие события. Гринёву снится, будто он приезжает в усадьбу и застаёт отца при смерти. Подойдя ближе за благословением, он видит мужика с чёрной бородой, которого мать называет "посажёным отцом". Пётр отказывается просить благословения, как впоследствии откажется присягнуть Пугачёву, который в дальнейшем не раз будет помогать ему и его возлюбленной Маше, став их своеобразным" посажёным отцом". "Лужи крови", топор в руке отца, мёртвые тела, заполняющие комнату, предвещают Гринёву кровавые, жестокие события Пугачёвского бунта. 2.5. СОН-НАКАЗАНИЕ Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, поучение, иногда в качестве нравоучения сон становится для героя своеобразным наказанием. К снам-наказаниям можно отнести третий сон Раскольникова, сон Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Достоевского, сон Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» Булгакова. Остановлюсь на последнем. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, а именно в праздничную, пасхальную ночь. Он велит постелить ему на балконе – на том самом балконе, с которого накануне вел допрос Иешуа и вынес ужасный приговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконец ближе к полуночи он уснул. ...Лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны... Этот сон Пилата не просто символичен, но также и психологичен и открывает один из замыслов автора. Символизм этого эпизода заключается в образе луны и лунного света. Образ луны проходит через все произведение, олицетворяя собой добро; лунная дорожка – путь к луне – а значит, путь к истине. Во сне Пилат идет за Иешуа – он понимает, что только этот добрый философ может избавить его от лжи, от ненавистной должности прокуратора и помочь обрести истину и покой. Древний обычай, что добро побеждает зло, претворился и 11 в Мастере и Маргарите: поняв свою ужасную ошибку, Пилат раскаивается, и доброе начало торжествует в этом герое. В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора: он осознает, в чем его самая большая проблема (и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков). Он раскаивается в казни Иешуа. Он любит прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. – Банга был единственным существом на планете, которое действительно любил Пилат). С этого сна начнется наказание Понтия Пилата. И не просто наказание, а наказание сном: около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Наказание продлится две тысячи лет, пока однажды весенней ночью Мастер не прокричит что есть мочи «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» и не рухнут горы и огромная остроухая собака не побежит по лунной дорожке, а вслед за ней – ее хозяин – пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий романа – противостояния добра и зла. 2.6. СОН-СИМВОЛ Очень многие литературные сны являются снами-символами, отражающими позицию автора. Такими снами является сон Обломова в романе «Обломов» Гончарова, сны Пети Ростова и Петра Кирилловича Безухова, сон Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», сон часового в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», сны Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?», сны Катерины Львовны из рассказа Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», сон Натальи в повести И.А. Бунина «Суходол», второй сон Зоськи, героини повести В.Быкова «Пойти и не вернуться». В романе И. А. Гончаров "Обломов" ключевое место занимает "Сон Обломова". И это не случайно. Именно на подсознательном уровне более полно и глубоко раскрывается образ героя, его мечты, представления о жизни. Сон Обломова абсолютно отличается от других снов русской литературы. Всё в нём выдержано в духе идиллии. Сон не пророчествует, не предупреждает, он объясняет внутренний мир героя, открывает коренные, исконные черты русского характера. Обломовка является символом русской жизни. Герой переносится в этой главе в своё детство, в самую счастливую пору. Вначале Илье Ильичу всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь “штат и свита” начинают осыпать его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней. День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и разгово- 12 рах. “Сам Обломов - старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе... Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом”. После обеда все дружно спали. Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, - это когда он стал немного старше, и няня рассказывает ему сказки. Илюшу лелеют, “как экзотический цветок в теплице”. Родители мечтали о шитом мундире для него, “воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором. Они считали, что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства”. Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: “Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев”. И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную жизнь, которая была характерна для России того времени, отвергавшей нововведения Запада. Символичным является сон постового в романе «Белая гвардия». На станции Дарница стоял бронепоезд. Скоро красные возьмут Город. Около бронепоезда в остроконечном куколе-башлыке часовой. Он окоченел и постоянно ходит, за ним ходит его тень. «Тень, то вырастая, то уродливо горбатясь, но неизменно остроголовая, рыла снег своим черным штыком. Голубоватые лучи фонаря висели в тылу человека. Две голубоватые луны, не грея и дразня, горели на платформе». Человек никак не может согреться. Глаза у него были голубые, «страдальческие, сонные, томные». Он мечтает о тепле, но кругом холодный свет фонарей, а взор, устремленный в небо, видит холодные звезды. «Удобнее всего ему было смотреть на звезду Марс, сияющую в небе впереди над Слободкой... Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечной». Человек погружался в полудрему. Из сна не уходила черная стена бронепоезда. «Вырастал во сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании. Душа человека мгновенно наполнялась счастьем. Выходил неизвестный, непонятный всадник в кольчуге и братски наплывал на человека. Кажется, совсем собирался провалиться во сне черный бронепоезд, и вместо него вырастала в снегах зарытая деревня Малые Чугры. Он, человек, у околицы Чугров...» Постовой просыпается. «Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. Играла Венера красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная». Каков смысл этого сна? Он многозначен, символичен. Человек из Чугров, видимо, крестьянский паренек, вырванный из мирной жизни, ставший шлемоносцем, человеком 13 войны. Он пропадает, окаменевает, но он полон веры, и как человек, охваченный верой, он смотрит в небо, а там и на земле блещут краски, прекрасные, но холодные. В небе звезда Марс. Марс бог войны, и звезда красная. Какой же она может видеться красному бойцу? Конечно, пятиконечной. Пятиконечная звезда поблескивает у него на груди. Страшен год девятнадцатый, горит в небе красная звезда Марс. Последний эпизод романа. «И наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон». «Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный, как солнечный шар. Будто бы шел Петька по земному большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи». При чтении этого сна возникает неслучайная ассоциация со снами Пети Ростова и Петра Кирилловича Безухова. Шар с растекающимися и сливающимися каплями символ единения, гармонии. Концовка романа Булгакова дает надежду, как и сон ребенка. «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч». И последний абзац: «Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы совершили небольшое, обзорное путешествие в таинственный мир сновидений литературных героев. Каждый сон по-своему завораживает читателя: одни обращены в прошлое и рассказывают об истинном состоянии души героя, другие предсказывают будущее, интригуют и, словно через дымку загадок и символов «показывают нам предстоящие события. Таким образом, через сны, как особую форму выражения стихии бессознательного начала, писатель или поэт может передать любую мысль и идею. И это, несомненно, мастерский приём в литературе. С одной стороны, сон служит неким фоном или отступлением в сюжете, с другой стороны, внимательный читатель увидит и личное отношение автора к какой-либо проблеме, и скрытые в герое черты характера, и всю сложность его натуры. Поэтому к этому приёму очень часто прибегали великие писатели и по- 14 эты, ставя перед собой непростую задачу: сделать произведение ярким, многосторонним, живым, художественно выразительным и богатым. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. М.Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. М.: «Правда», 1988. 2. Н.В. Гоголь. Сочинения в 2-х томах. М.: Эксмо, 2003. 3. Гончаров И.А. Обломов: Роман в 4-х частях. Л.: Художественная литература, 1978. 4. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. - М.: Художественная литература 1990. 5. А.С. Пушкин. Сочинения в 3-х томах. М.: Художественная литература, 1992. 6. Н.С. Лесков. Сочинения в 5-ти томах. М.: «Правда», 1989. 7. Н.А. Островский. Гроза. М.: Художественная литература, 1984. 8. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Минск: Беларусь, 1969. 9. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. 10. Надеждина В. Самый полный современный сонник: 100 000 толкований. – Минск: Харвест, 2008. 11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азь, 1995. 12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2002. 13. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. М.: Academia, 1926. 14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 15. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. / Достоевский и канун ХХI века. - М., 1989. 16. Лотман М.Ю. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: Просвещение, 1988 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 1. http://www.studbirga.info 2. http://www.proza.ru 3. http://www.rlspace.com 4. http://www.portal-slovo.ru 5. http://www.nevmenandr.net 6. http://www.sgu.ru 7. http://www.goncharov.spb.ru 8. http://www.e-kniga.ru 15 9. http://lit.1september.ru 10. http://ru.wikipedia.org ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СНАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ 19-20 ВЕКА 1. В.А. Жуковский. «Светлана» – сон главной героини. 2. А.Н. Грибоедов. «Горе от ума»  сон Софьи. 3. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»  сон Татьяны  сон Онегина «Капитанская дочка» Сон Петра Гринёва «Гробовщик»  сон Андриана Прохорова. «Метель»  сон Марьи Гавриловны. «Борис Годунов»  сон Григория. 4. М.Ю. Лермонтов  «Выхожу один я на дорогу»  «Сон»  «Мцыри» - сон Мцыри 5. Н.В. Гоголь.  «Ревизор» – сон городничего.  «Невский проспект» - сон Пискарёва.  «Нос» - сон  «Портрет» - сон Черткова 6. А.Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» – сон Матрены Тимофеевны. 7. И.А. Гончаров. «Обломов» -сон Обломова. 8. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»  сон Базарова перед дуэлью. 9. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»  сны и видения Раскольникова;  сон Свидригайлова. 10. Л.Н. Толстой. «Война и мир»  сон Пьера Безухова;  сон Андрея Болконского  сон Николеньки Болконского,  сон Николая Ростова. «Анна Каренина» - сны Анны Карениной 11. Н.С. Лесков. «Очарованный странник» – сны и видения Флягина. «Леди Макбет Мценского уезда» - сны Катерины Львовны 12. А.П.Чехов.  «Спать хочется» – сон Варьки. 13. А.Н. Островский.  «Гроза» - сон Катерины Кабановой. 14. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»  Сон Ивана Бездомного  Сон Понтия Пилата «Белая гвардия»  Сон Алексея Турбина  Сон Елены  Сон Василисы  Сон постового 15. М.А. Шолохов «Тихий дон» - сон генерала Корнилова 16. В. Быков «Пойти и не вернуться» - сны Зоськи. «Сотников» - сон Сотникова перед казнью. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТИПЫ СНОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Толкование символов сна Татьяны по соннику  Зима (а также снег, сугроб, лед, метель) – означает «печаль» или «смерть».  Быть скованным льдом - значит «быть скреплённым смертью».  Оказаться в заснеженном лесу – «попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ».  Покрыть снегом - «покрыть свадебным покрывалом».  Перейти девушке через ручей – «выйти замуж». ПРИЛОЖЕНИЕ 4 СОН В ЖИВОПИСИ Сон Оссиана. Энгр Сон монашенки. К.Брюлов 17 Сон Иосифа. Иванов Сон Константина делла Франческа Великого. Пьеро СОН В МУЗЫКЕ 1.Вагнер. Оперы: «Фея», «Парсифаль» «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды». 2.Шуберт «Весенний сон». 3.Берлиоз «Фея Мэб, королева сновидений». «Фантастическая симфония» 4.Мендельсон «Сон в летнюю ночь». 5.Григ «Сон». 6. Шуман «Во сне я горько плакал». 7. Вебер «Оберон». 8. Мейербер «Роберт-дъявол» и «Африкан 9.Глинки «Руслан и Людмила». 10.Чайковкий «Спящая красавица». ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ В НАЗВАНИИ СЛОВО «СОН»  А.С. Пушкин «Сновидение»  М.Ю. Лермонтов «Сон»  Ф.М. Достоевский «Сон смешного человека»  И.А. Бунин «Сны Чанга»  А.П. Чехов «Сон»  И.С. Тургенев «Сон»  М. Цветаева «Сон»  У.Шекспир «Сон в летнюю ночь»     Борхес «Сон Колриджа» Кальдерон «Жизнь есть сон» Тютчев «Сон на море», Блок«Сон», «Сны раздумий небывалых»,  Гейне «Сон и жизнь», «Смерть это ночь, прохладный сон...»,  Байрон «Сон»... ПРИЛОЖЕНИЕ 6 18 ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Сон Татьяны Лариной Сон Татьяны Лариной Сон Татьяны Лариной Сон Обломова Сон Обломова 19 Сон Раскольникова Сон Раскольникова Сон Ивана Бездомного 20 Сон майора Ковалёва Сон Светланы Сон Светланы Сон Понтия Пилата Сон Черткова 21 22

В настоящее время для изготовления переходов в арсениде галлия используют три основные группы методов: диффузию, эпитаксию из газовой фазы и эпитаксию из жидкой фазы. Применявшийся ранее в полупроводниковой технике метод вплавления теперь не используется в технологии ПКГ, поскольку он не дает резного и плоского электронно-дырочного перехода и потому непригоден для изготовления лазерных диодов. Поэтому сейчас основными методами изготовления диодов ПКГ являются методы диффузии и эпитаксии.

8.3.1. Метод диффузии

Теория диффузии основана на предположении, что атомы примеси не взаимодействуют друг с другом в процессе диффузии, и скорость диффузии не зависит от их концентрации. На основании этого предположения выведены фундаментальные уравнения диффузии - законы Фика. Первый закон Фика определяет диффузионный поток как величину, пропорциональную градиенту концентрации (в изотермических условиях при одномерной диффузии)

где - концентрация диффундирующих атомов; х - координата расстояния; коэффициент диффузии.

Второй закон Фика определяет скорость диффузии

Исходя из этих законов, можно найти распределение концентрации примеси в полуограниченном образце. Для случая, когда исходная концентрация в объеме кристалла близка к нулю, а поверхностная концентрация составляет и остается постоянной, концентрация примеси через время х на глубине х равна

Если же диффузия происходит из тонкого слоя толщиной с концентрацией примеси на единицу

поверхности то распределение примеси выражается уравнением

Определение концентрационных профилей распределения примеси в образце производят либо методом радиоактивных индикаторов, либо зондовым методом измерения «растекания сопротивления» по косому срезу образца.

Зависимость коэффициента диффузии от температуры имеет вид

Однако эта зависимость не всегда выдерживается в бинарных полупроводниках ввиду отклонений от закона Фика, поскольку примесь взаимодействует с одним из компонентов соединения или с вакансиями, образующимися вследствие испарения летучего компонента при диссоциации соединения. Иногда в результате взаимодействия примеси с компонентами соединения образуются новые соединения, более устойчивые, чем исходный бинарный полупроводник. В соединениях типа диффузия происходит посредством движения атомов по узлам подрешетки элементов III и V групп. Энергия активации диффузии при этом зависит от типа подрешетки, по узлам которой происходит диффузия. Однако этот механизм не единственный; возможна, например, диффузия примеси по междоузлиям. Диффузия различных примесей в бинарные полупроводники рассмотрена в обзорах . Данные по диффузии примесей в арсенид галлия приведены в табл. 8.3.

Изготовление переходов методом диффузии можно производить посредством диффузии как доноров в арсенид галлия -типа, так и акцепторов в материал -типа. Поскольку диффузия доноров происходит очень медленно, то обычно производят диффузию акцепторов. Самыми распространенными легирующими примесями, используемыми для изготовления инжекционных являются акцептор - цинк и донор - теллур. Промышленность выпускает монокристаллы арсенида галлия, предназначенные для производства ПКГ, легированные теллуром до концентраций Эти

(кликните для просмотра скана)

концентрации, как было показано выше, и являются оптимальными. Электронно-дырочный переход в пластинах, вырезанных из этих монокристаллов, производят диффузией цинка, которая позволяет при не слишком высоких температурах достаточно быстро изготавливать переход на любой желаемой глубине.

Поступающие на диффузию пластины арсенида галлия должны быть специально подготовлены. Прежде всего, рентгеновским способом выявляют у кристалла плоскость с индексом (100). Затем кристалл разрезают на пластины параллельно этой кристаллографической плоскости. Выбор плоскости определяется следующими соображениями. Кристаллы соединений легко скалываются по плоскости (110). В кубической структуре сфалерита, характерной для этих соединений, имеется три плоскости (110), перпендикулярные плоскости (111), и две перпендикулярные (100). Если выбирается плоскость (111), то могут быть изготовлены треугольные диоды ПКГ.

Диоды с типичными резонаторами Фабри-Перо легко изготавливаются из пластин, вырезаных параллельно плоскости (100) простым двукратным сколом вдоль (110). Эти плоскости резонатора должны быть строго перпендикулярны будущему переходу, поскольку толщина активного слоя диода составляет всего лишь 1-2 мкм. Следовательно, ничтожные отклонения плоскости резонатора могут привести к выходу излучения из активной области. Для того чтобы выполнить это требование, одну сторону пластины сошлифовывают порошком с размером зерен 5 мкм перпендикулярно сколотым плоскостям еще до проведения диффузии. Шлифованную поверхность пластины полируют вручную на стекле полировочным порошком (с размером зерен сначала 1 мкм, а затем 0,3 мкм). Иногда еще применяют химическое полирование.

Процесс диффузии цинка в полированную пластину арсенида галлия проводят либо в закрытом объеме (в запаянной ампуле), либо в проточной системе. Чаще, однако, используют закрытую систему. Для этого ампулу предварительно откачивают до остаточного давления около мм рт. ст. В качестве источника цинка берут либо элементарный цинк, либо его соединения Последнее соединение представляет собой смесьтвердых фаз соотношение

которых выбирают в зависимости от температурных условий диффузии. Если в качестве источника примеси применяют элементарный цинк, то в ампулу помещают и элементарный мышьяк в соотношении или Как будет показано ниже, давление мышьяка в ампуле имеет большое значение в этом процессе.

Существуют три варианта диффузионных процессов, применяемых в технологии для образования переходов.

1. Одноэтапная диффузия цинка в атмосфере мышьяка в пластину (100) или (111) проводится при температуре в течение Цинк и мышьяк загружают в ампулу в соотношении общая концентрация их в газовой фазе должна составлять По окончании процесса ампулу резко охлаждают водой. Продолжительность процесса выбирают в зависимости от желаемой глубины залегания перехода.

В результате трехчасовой диффузии в этих условиях переход образуется на глубине около 20 мкм.

2. Диффузия цинка с последующим отжигом в атмосфере мышьяка. Процесс диффузии аналогичен описанному выше, но по окончании процесса диффузии пластину помещают в другую ампулу, куда также помещают мышьяк в количестве Ампулу с загрузкой откачивают до мм рт. ст. и выдерживают в печи при температуре 900 °С в течение Отжиг способствует расширению компенсированной области, выравниванию активного слоя перехода, созданию плавного, нерезкого перехода. Оптимальными условиями являются следующие: I этап (диффузия) - температура концентрация цинка соотношение продолжительность I этапа II этап (отжиг) - температура 900 или - концентрация мышьяка продолжительность II этапа Глубина диффузии в этих условиях составляет около 8 мкм.

3. Трехэтапная диффузия. К описанному выше двухэтапному процессу диффузии добавляют третий этап - неглубокую диффузию цинка с образованием слоя

По окончании процесса диффузии и охлаждения ампулы пластину арсенида галлия вынимают и скалывают ее край для выявления перехода, определения глубины его залегания и визуального наблюдения его характеристик: ровности, ширины и др. Для того чтобы

сделать переход отчетливо видимым, скол подвергают травлению в растворе или Каплю раствора наносят на сколотую поверхность и выдерживают в течение 15 - 30 с, после чего пластину споласкивают дистиллированной водой. На травленой поверхности могут быть замечены две линии: нижняя линия определяет границу перехода, а верхняя - место, где начинается вырождение материала -типа.

Механизм диффузии цинка в арсенид галлия. Распределение концентрации цинка в арсениде галлия в результате диффузии носит аномальный характер. Для диффузии цинка при температурах ниже может быть описано гауссовой функцией ошибок, т. е. уравнениями (8.4) и (8.5); при этом величины коэффициентов диффузии могут быть вычислены с учетом параметров, приведенных в табл. 8.3. Для температур диффузии выше 800 °С распределение цинка в арсениде галлия не подчиняется этой классической закономерности. Типичные примеры аномального распределения цинка показаны на рис.

8.13 для диффузии при температуре в течение

Аномальные явления, при диффузии цинка в арсенид галлия являются предметом многочисленных исследований. Замечены следующие факты.

Рис. 8.13. Профили распределения концентрации цинка в пластине арсеиида галлия для различных поверхностных концентраций при температуре диффузии и продолжительности около

При температурах диффузии выше коэффициент диффузии цинка сильно зависит от концентрации мышьяка, а растворимость цинка в арсениде галлия повышается даже на три порядка (с 1017 до Наличие дефектов, несовершенств структуры, дислокаций ускоряет диффузию и ухудшает плоскостность перехода. Особого внимания заслуживают исследования диффузии в изоконцентрационных условиях, т. е. при отсутствии градиента концентрации цинка на образце.

Атомы цинка могут находиться в арсениде галлия либо на местах галлия либо в междоузлиях Следовательно, диффузия цинка может происходить по галлиевым вакансиям и по междоузлиям. Закон Фика для такого двойного механизма диффузии может быть выражен уравнением

где и - коэффициенты диффузии цинка по междоузлиям и по механизму замещения галлия.

Это уравнение можно упростить, введя эффективный коэффициент диффузии:

Результаты изоконцентрационной диффузии показывают, что при высоких концентрациях цинка преобладает диффузия по междоузлиям, т. е.

Следовательно, и изоконцентрационная диффузия может быть описана уравнением (8.4). Коэффициент изоконцентрационной диффузии может быть вычислен на основе анализа концентрации атомов междоузельного цинка и вакансий галлия. Сильная зависимость его от концентрации цинка показана на рис. 8.14.

Рис. 8.14, Зависимость коэффициента диффузии цинка в арсениде галлия от концентрации цинка.

Однако в реальных технологических условиях при высоких температурах поверхностная концентрация цинка на арсениде галлия достигала незначительно превышала плотность паров цинка в ампуле. При отсутствии давления мышьяка в ампуле распределение цинка в образце невоспроизводимо искажалось, и

Переход получался неровным, особенно при низких концентрациях цинка. Введение в ампулу мышьяка существенно исправляло положение. Зависимость коэффициента диффузии от концентрации цинка значительно уменьшалась, диффузия протекала более закономерно, переход получался ровным.

Следует обратить внимание на тот факт, что аномальные явления в диффузии цинка возникают при температурах выше температуры начала разложения арсенида галлия Поэтому в ампуле должно быть создано давление мышьяка, по крайней мере равное давлению диссоциации арсенида галлия при данной температуре. Кроме того, поскольку цинк образует с мышьяком два конгруэнтно плавящихся соединения: то можно ожидать образования их как на источнике цинка, так и на поверхности арсенида галлия. Эти процессы, как и диссоциация арсенида галлия, могут привести к выделению жидкого галлия и образованию галлиевых растворов цинка и арсенида галлия, вследствие чего возникают локальные поверхностные нарушения, в дальнейшем искажающие диффузионный профиль и переход. Чтобы устранить эти поверхностные нарушения и приблизить диффузию к изоконцентрационному режиму, иногда проводят диффузию цинка через пленку нанесенную на арсенид галлия, или же из пленки легированной цинком.

Условия достижения воспроизводимой диффузии цинка в арсенид галлия могут быть определены н? основании рассмотрения фазовых диаграмм равновесия галлий-мышьяк-цинк (рис. 8.15).

Если в качестве диффузанта используется только элементарный цинк, то будет происходить перенос мышьяка из арсенида галлия на источник цинка до образования равновесных фаз арсенидов цинка на обеих поверхностях. Естественно, это приведет к выделению жидкого галлия, нарушению поверхности пластины и искажению фронта диффузии.

Если источником являются цинк и мышьяк или арсениды цинка то все зависит от количества диффузанта, его состава и температуры. При малых количествах диффузанта (несколько ампулы) конденсированной фазы не образуется - весь цийк и мышьяк в паровой фазе. Поверхностных нарушений перехода от продолжительности диффузии и температуры выражается

Полупроводниковым диодом называется электропреобразовательный полупроводниковый прибор с одним выпрямляющим электрическим переходом, имеющий 2 вывода.

Структура полупроводникового диода с электронно-дырочным переходом и его условное графическое обозначение приведены на рис. 1.2, а, б.

Буквами p и n обозначены слои с проводимостями соответственно p-типа и n-типа.

Обычно концентрации основных носителей заряда (дырок в слое p и электронов в слое n) сильно различаются. Слой полупроводника, имеющий большую концентрацию, называют эмиттером, а имеющий меньшую концентрацию - базой.


Далее рассмотрим основные элементы диода (p-n-переход и невыпрямляющий контакт металл-полупроводник), физические явления, лежащие в основе работы диода, а также важные понятия, использующиеся для описания диода.

Глубокое понимание физических явлений и владение указанными понятиями необходимо не только для того, чтобы правильно выбирать конкретные типы диодов и определять режимы работы соответствующих схем, выполняя традиционные расчеты по той или иной методике.

В связи с быстрым внедрением в практику инженерной работы современных систем схемотехнического моделирования эти явления и понятия приходится постоянно иметь в виду при выполнении математического моделирования.

Системы моделирования быстро совершенствуются, и математические модели элементов электронных схем все более оперативно учитывают самые «тонкие» физические явления. Это делает весьма желательным постоянное углубление знаний в описываемой области и необходимым понимание основных физических явлений, а также использование соответствующих основных понятий.

Приведенное ниже описание основных явлений и понятий, кроме прочего, должно подготовить читателя к систематическому изучению вопросов математического моделирования электронных схем.

Рассматриваемые ниже явления и понятия необходимо знать при изучении не только диода, но и других приборов.

Структура p-n-перехода.

Вначале рассмотрим изолированные друг от друга слои полупроводника (рис. 1.3).

Изобразим соответствующие зонные диаграммы (рис. 1.4).

В отечественной литературе по электронике уровни зонных диаграмм и разности этих уровней часто характеризуют потенциалами и разностями потенциалов, измеряя их в вольтах, например, указывают, что ширина запрещенной зоны ф 5 для кремния равна 1,11 В.

В то же время зарубежные системы схемотехнического моделирования реализуют тот подход, что указанные уровни и разности уровней характеризуются той или иной энергией и измеряются в электрон-вольтах (эВ), например, в ответ на запрос такой системы о ширине запрещенной зоны в случае кремниевого диода вводится величина 1,11 эВ.

В данной работе используется подход, принятый в отечественной литературе.

Теперь рассмотрим контактирующие слои полупроводника (рис. 1.5).

В контактирующих слоях полупроводника имеет место диффузия дырок из слоя p в слой n, причиной которой является то, что их концентрация в слое p значительно больше их концентрации в слое n (существует градиент концентрации дырок). Аналогичная причина обеспечивает диффузию электронов из слоя n в слой p.

Диффузия дырок из слоя p в слой n, во-первых, уменьшает их концентрацию в приграничной области слоя p и, во-вторых, уменьшает концентрацию свободных электронов в приграничной области слоя n вследствие рекомбинации. Подобные результаты имеет и диффузия электронов из слоя n в слой p. В итоге в приграничных областях слоя p и слоя n возникает так называемый обедненный слой, в котором мала концентрация подвижных носителей заряда (электронов и дырок). Обедненный слой имеет большое удельное сопротивление.

Ионы примесей обедненного слоя не компенсированы дырками или электронами. В совокупности ионы образуют нескомпенсированные объемные заряды, создающие электрическое поле с напряженностью E , указанной на рис. 1.5. Это поле препятствует переходу дырок из слоя p в слой n и переходу электронов из слоя n в слой p. Оно создает так называемый дрейфовый поток подвижных носителей заряда, перемещающий дырки из слоя n в слой p и электроны из слоя p в слой n.

В установившемся режиме дрейфовый поток равен диффузионному, обусловленному градиентом концентрации. В несимметричном p-n-переходе более протяженным является заряд в слое с меньшей концентрацией примеси, т. е. в базе.

Изобразим зонную диаграмму для контактирующих слоев (рис. 1.6), учитывая, что уровень Ферми для них является единым.

Рассмотрение структуры p-n-перехода и изучение зонной диаграммы (рис. 1.6) показывают, что в области перехода возникает потенциальный барьер. Для кремния высота Аф потенциального барьера примерно равна 0,75 В.

Примем условие, что потенциал некоторой удаленной от перехода точки в слое p равен нулю. Построим график зависимости потенциала Ф от координаты x соответствующей точки (рис. 1.7). Как видно из рисунка, значение координаты x = 0 соответствует границе слоев полупроводника.

Важно отметить, что представленные выше зонные диаграммы и график для потенциала Ф (рис. 1.7) строго соответствуют подходу, используемому в литературе по физике полупроводников, согласно которому потенциал определяется для электрона, имеющего отрицательный заряд.

В электротехнике и электронике определяют как работу, совершаемую силами поля по переносу единичного положительного заряда.

Построим график зависимости потенциала Фэ, определяемого на основе электротехнического подхода, от координаты x (рис. 1.8).

Ниже индекс «э» в обозначении потенциала будем опускать и использовать только электротехнический подход (за исключением зонных диаграмм).

Прямое и обратное включение p-n-перехода. Идеализированное математическое описание характеристики перехода.

Подключим к p-n-переходу внешний источник так, как это показано на рис. 1.9. Это так называемое прямое включение p — n -перехода. В результате потенциальный барьер уменьшится на величину u (рис. 1.10), дрейфовый поток уменьшится, p — n -переход перейдет в неравновесное состояние, и через него будет протекать так называемый прямой ток.

Подключим к p-n-переходу источник так, как это показано на рис. 1.11. Это так называемое обратное включение p-n -перехода. Теперь потенциальный барьер увеличится на u (рис. 1.12). В рассматриваемом случае через p-n-переход будет очень мал. Это так называемый обратный , который обеспечивается термогенерацией электронов и дырок в областях, прилегающих к области p-n-перехода.

Однако объемные заряды создают электрическое поле, которое в свою очередь самым существенным образом влияет на движение свободных носителей электричества, т. е. на процесс протекания тока.

При увеличении обратного область пространственных зарядов (главным образом за счет базы) и величина заряда в каждом слое (p и n) полупроводника увеличиваются. Это увеличение происходит непропорционально: при большом по модулю обратном напряжении заряд увеличивается при увеличении модуля медленнее, чем при малом по модулю обратном напряжении.

Дадим поясняющую иллюстрацию (рис. 1.19), где используем обозначения:

Q - пространственный заряд в слое n полупроводника;

u - внешнее напряжение, приложенное к p — n -переходу.

Обозначим через f функцию, описывающую зависимость Q от u . В соответствии с изложенным

В практике математического моделирования (и при ручных расчетах) удобно и поэтому принято пользоваться не этим выражением, а другим, получаемым из этого в результате дифференцирования. На практике широко используют так называемую барьерную емкость С 6ар p-n-перехода, причем по определению С 6ар = | dQ / du | Изобразим графики для Q (рис. 1.20) и C бар (рис. 1.21).

Явление возникновения и изменения объемного заряда неравновесных носителей электричества. Диффузионная емкость.

Если внешнего источника смещает p-n-переход в прямом направлении (u> 0), то начинается инжекция (эмиссия) - поступление неосновных носителей электричества в рассматриваемый слой полупроводника. В случае несимметричного p-n-перехода (что обычно бывает на практике) основную роль играет инжекция из эмиттера в базу.

Далее предполагаем, что переход несимметричный и что эмиттером является слой p , а базой - слой n . Тогда инжекция - это поступление дырок в слой n . Следствием инжекции является возникновение в базе объемного заряда дырок.

Известно, что в полупроводниках имеет место явление диэлектрической релаксации (релаксации Максвелла), которое состоит в том, что возникший объемный заряд практически мгновенно компенсируется зарядом подошедших свободных носителей другого знака. Это происходит за время порядка 10 -12 с или 10 -11 с.

В соответствии с этим поступивший в базу заряд дырок будет практически мгновенно нейтрализован таким же по модулю зарядом электронов.

Используем обозначения:

Q - объемный заряд неравновесных носителей в базе;

u - внешнее напряжение, приложенное к p — n -переходу;

f - функция, описывающая зависимость Q от u.

Дадим поясняющую иллюстрацию (рис. 1.22).

В соответствии с изложенным Q = f(u) На практике удобно и принято пользоваться не этим выражением, а другим, получаемым из этого в результате дифференцирования. При этом используют понятие диффузионной емкости C диф p-n-перехода, причем по определению C диф = dQ / du Емкость называют диффузионной, так как рассматриваемый заряд Q лежит в основе диффузии носителей в базе.

C диф удобно и принято описывать не как функцию u , а как функцию тока i p-n-перехода.

Сам заряд Q прямо пропорционален току i (рис. 1.23, а). В свою очередь i экспоненциально зависит от u (соответствующее выражение приведено выше), поэтому производная di / du также прямо пропорциональна току (для экспоненциальной функции ее производная тем больше, чем больше значение функции). Отсюда следует, что емкость С диф прямо пропорциональна току i (рис.1.23,6):

Cдиф=i·τ/φт где φт - температурный потенциал (определен выше);

τ - среднее время пролета (для тонкой базы), или время жизни (для толстой базы).

Среднее время пролета - это время, за которое инжектируемые носители электричества проходят базу, а время жизни - время от инжекции носителя электричества в базу до рекомбинации.

Общая емкость p-n-перехода.

Эта емкость С пер равна сумме рассмотренных емкостей, т. е. С пер = С бар + С диф.

При обратном смещении перехода (u < 0) диффузионная емкость практически равна нулю и поэтому учитывают барьерную емкость. При прямом смещении обычно С бар < С диф.

Невыпрямляющий контакт металл-полупроводник.

Для подключения внешних выводов в диодах используют так называемые невыпрямляющие (омические) контакты металл-полупроводник. Это такие контакты, сопротивление которых практически не зависит ни от полярности, ни от величины внешнего напряжения.

Получение невыпрямляющих контактов - не менее важная задача, чем получение p-n-переходов. Для кремниевых приборов в качестве металла контактов часто используют алюминий. Свойства контакта металл-полупроводник определяются разностью работ выхода электрона. Работа выхода электрона из твердого тела - это приращение энергии, которое должен получить электрон, находящийся на уровне Ферми, для выхода из этого тела.

Обозначим работу выхода для металла через A м, а для полупроводника - через A п. Разделив работы выхода на заряд электрона q, получим соответствующие потенциалы:

φ m =A m /q,φ n =A n /q

Введем в рассмотрение так называемую контактную разность потенциалов φ mn mn =φ m -φ n

Для определенности обратимся к контакту металл-полупроводник n-типа. Для получения невыпрямляющего контакта необходимо выполнение условия φ mn < 0. Изобразим соответствующие зонные диаграммы для неконтактирующих металла и полупроводника (рис. 1.24).

Как следует из диаграммы, энергетические уровни в полупроводнике, соответствующие зоне проводимости, заполнены меньше, чем в металле. Поэтому после соединения металла и полупроводника часть электронов перейдет из металла в полупроводник. Это приведет к увеличению концентрации электронов в полупроводнике типа n.

Таким образом, проводимость полупроводника в области контакта окажется повышенной и слой, обедненный свободными носителями, будет отсутствовать. Указанное явление оказывается причиной того, что контакт будет невыпрямляющим. Для получения невыпрямляющего контакта металл-полупроводник p-типа необходимо выполнение условия φмп> 0

Если на поверхность полупроводника нанести защитный слой с отверстиями и через эти отверстия проводить диффузию примеси, то получают планарный р-n-переход.

Собственная емкость диффузионных диодов меньше, чем сплавленных, и составляет С д 1…2 пф.

Маркировка ППД предусматривает шесть символов. Первый символ – буква (для диодов общего назначения) или цифра (для специальных диодов – работающих при повышенных температурах) - указывает материал полупроводника: Г (1) – германий, К (2) – кремний, А (3) – GaAs. Второй символ – буква, означающая подкласс диода: Д – выпрямительные, высокочастотные (универсальные) и импульсивные диоды; В – варикапы; С – стабилитроны и стабисторы; Л – светодиоды. Третий символ – цифра, указывающая назначение диода (у стабилитронов – мощность рассеяния): три – переключательный, четыре – универсальный. Четвертый и пятый символы – двузначное число, указывающее порядковый номер разработки (у стабилитронов – номинальное напряжение стабилизации). Шестой символ – буква, обозначающая параметрическую группу прибора (у стабилитронов – последовательность разработки).

Примеры маркировки диодов:

ГД 412А – (Г) – германиевый, (Д) – диод, (4) – универсальный, (12) – номер разработки, (А) – группа;

КС 196 В - (К) – кремниевый, (С) – стабилитрон, (1) – мощность расстояния не более 0,3 Вт, (96) – номинальное напряжение стабилизации 9,6 В, (В) – третья разработка. Обозначения диодов на электрических схемах показаны на рис. 1.6

.

1. 6. Выпрямительные диоды

Работа выпрямительного диода основана на свойстве p-n–перехода пропускать ток в одном направлении – прямом.

Прямая ветвь вольт–амперной характеристики выпрямительного диода, изображенной на рис.1.7, уже при небольшом прямом токе является линейной. Это – основная рабочая область характеристики диода.



К основным параметрам выпрямительных диодов, характеризующим их работу в выпрямительных схемах, относятся:

U пр.ср – среднее значение прямого падения напряжения, определяемое по вольт–амперной характеристике при заданном значении I пр.ср;

I обр – среднее значение обратного тока при заданном значении обратного напряжения U обр;

ƒ – диапазон рабочих частот, в пределах которого ток диода не уменьшается ниже заданной величины. В справочниках часто приводят предельную частоту диапазона ƒ max .

Кроме того, параметрами предельного электрического режима диода являются:

U обр.max – предельно допустимая амплитуда обратного напряжения;

I пр.max – максимальное значение прямого тока.

Выпрямительные диоды подразделяются на диоды малой (I пр.ср < 0,3 А), средней (0,3 < I пр.ср < 10 А) и большой (I пр.ср > 10 А) мощности.

Для повышения допустимого обратного напряжения изготовляются высоковольтные столбы, в которых несколько диодов включены последовательно, а также выпрямительные блоки, которые содержат как последовательно, так и параллельно (для повышения прямого тока) соединенные диоды.

Область применения выпрямительных диодов – преобразователи напряжения переменного тока в напряжение постоянного тока (выпрямители – АС-DC преобразователи.

1.7. Диоды Шоттки

В 1939 немецким физиком Вольтером Шоттки было экспериментально обнаружено явление выпрямления слабых сигналов в области соприкосновения металлической иглы с полупроводниковым кристаллом. По имени ученого диоды на основе контакта «металл-полупроводник» назвали диодами Шоттки.

Для возникновения потенциального барьера необходимо, чтобы работы выхода металла и полупроводника были различными. В полупроводнике n-типа работа выхода из него в металл должна быть меньше, чем из металла в полупроводник (Ф ВЫХ n < Ф ВЫХ м) . В этом случае, при сближении полупроводника n-типа с металлом, поток электронов из полупроводника n-типа в металл будет больше, чем в обратном направлении и металл заряжается отрицательно, а полупроводник – положительно. При сближении полупроводника р-типа с металлом, обладающим меньшей Ф ВЫХ. М, металл заряжается положительно, а полупроводник - отрицательно. При установлении равновесия между металлом и полупроводником возникает контактная разность потенциалов: U k = (Ф ВЫХ м – Ф ВЫХ n) /е, где е - заряд электрона. Из-за большой электропроводности металла электрическое поле в него не проникает, и разность потенциалов Uk создаётся в приповерхностном слое полупроводника. При изготовлении диода Шоттки (рис. 1.8) на очищенную поверхность слаболегированного полупроводникового кристалла (Si, GaAs) наносят тонкий слой металла (Au, Al, Ag, Pt и др.) методами вакуумного испарения, катодного распыления либо химического или электролитического осаждения. При этом в приконтактной области полупроводника как и в диодах с электронно-дырочным переходом возникает потенциальный барьер, изменение высоты которого под действием внешнего напряжения приводит к изменению тока через прибор.

Вольт-амперная характеристика барьера Шоттки (рис.1.9) имеет ярко выраженный несимметричный вид. В области прямых смещений ток экспоненциально растёт с увеличением приложенного напряжения. В области обратных смещений ток от напряжения не зависит. В обоих случаях, при прямом и обратном смещении, ток в барьере Шоттки обусловлен основными носителями заряда - электронами. По этой причине диоды на основе барьера Шоттки являются быстродействующими приборами, поскольку в них отсутствуют рекомбинационные и диффузионные процессы. Прямое падение напряжения у кремниевого диода Шотки очень мало, обычно порядка 0.2...0.45 В. Падение напряжения пропорционально максимальному обратному напряжению. Например, падение напряжения на диоде с обратным напряжением 10 В может составлять всего лишь 0.3 В. Чем выше максимальное обратное напряжение и номинальный ток, тем больше прямое падение напряжения вследствие увеличения толщины n-слоя.

Недостатки диодов Шоттки:

во-первых, при кратковременном превышении максимального обратного напряжения, диод Шоттки необратимо выходит из строя, в отличие от кремниевых диодов, которые переходят в режим обратного пробоя, и при условии не превышения рассеиваемой на диоде максимальной мощности, после снятия напряжения диод полностью восстанавливает свои свойства;

во-вторых, диоды Шоттки характеризуются повышенными (относительно обычных кремниевых диодов) обратными токами, возрастающими с ростом температуры кристалла.

В настоящее время для нужд преобразовательной и силовой электроники освоен выпуск диодов Шоттки на основе карбида кремния. В частности, компанией CREE выпускаются диоды Шоттки на основе карбида кремния с напряжением до 1200В и током до 20А.

Главное преимущество высоковольтных SiC-диодов Шоттки (ДШ) состоит в их исключительных динамических характеристиках. Заряд обратного восстановления (Qrr) этих диодов чрезвычайно низок (менее 20 нКл) и, как результат, - минимальны потери на переключение в типичных применениях импульсной силовой электроники. Кроме того, в отличие от кремниевых PiN диодов, скорость нарастания тока (di/dt) не зависит от величины прямого тока и температуры. Диоды нормально работают при максимальной температуре перехода 175°С.

Компанией CREE выпускается небольшой спектр SiC-диодов Шоттки, который состоит из трех групп: ДШ на напряжение 300, 600 В и 1200В.

Диоды Шоттки выпускаются компанией CREE в стандартных пластмассовых корпусах TO-220, DPAK, D2PAK, TO-247-3, TO-263.

Преимущества применения SiC-диодов

Диоды Шоттки компании CREE находят применения в импульсной силовой электронике: в схемах корректоров коэффициента мощности, в приводах электродвигателей и др. Применение этих диодов оправдывает себя при работе на повышенных частотах и напряжениях и делает экономически выгодными их использование.

Благодаря уникальным свойствам SiC-диодов, они могут работать на частотах вплоть до 500 кГц, обеспечивая высокую эффективность устройств порядка 92%.

При работе на высоких частотах уменьшаются габариты индуктивностей примерно на 30%. Благодаря отсутствию тока обратного восстановления снижаются электромагнитные помехи, что может позволить сэкономить на сетевом фильтре.

Уменьшение размера и веса электронных систем первоначально обусловлено требованием рынка на возрастающую плотность мощности. Для того, чтобы достигнуть этой цели без ущерба для функциональности системы, необходимо уменьшить размер и вес импульсного источника питания этой системы. В этом смысле SiC-диоды обладают рядом замечательных свойств:

Очень малым (практически нулевым!) временем восстановления основных носителей заряда при переключениях;

Более высокое напряжение пробоя, чем у кремниевых приборов;

Высокая температура функционирования до +175°С;

Высокая частота переключения, до 500кГц, что уменьшает размер фильтра электромагнитных помех и размеры других пассивных компонентов.

Уменьшение, либо исключение активных или пассивных демпферных цепей.

Положительный температурный коэффициент прямого падения напряжения позволяет осуществлять параллельное включение диодов без дополнительных компенсирующих цепей.