Что такое начальная форма в русском языке. Начальная форма существительного: примеры. Что мы узнали

В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

Какая начальная форма у существительного?

Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

Окончания -е и -и в 1 склонения

Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.

Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:

  • жена;
  • земля;
  • листва;
  • яблоня;
  • чистота;
  • белизна;
  • беготня.

В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:

Р. п. (кого? чего?) - И.

Д. п. (чему? кому?) - Е.

Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Приведём примеры:

Практическое задание № 1

Какие буквы вы бы вставили вместо точек?


Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

Окончания -е в именах существительных 2 склонения

Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:

  • окно;
  • село;
  • поле;
  • солнце;
  • дело;
  • стол;
  • столб;
  • товарищ;
  • карандаш.

Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

  • Р. п. (кого? чего?) - А.
  • Д. п. (чему? кому?) - У.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

  • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
  • И на солнце бывают пятна.

Практическое задание № 2

Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

  • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
  • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
  • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
  • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
  • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
  • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
  • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

Падежные окончания существительных 3 склонения

Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

  • тетрадь;
  • кровать;
  • мать;
  • дочь;
  • печь;
  • ложь;
  • блажь;
  • площадь.

Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

  • Р. п. (кого? чего?) - И.
  • Д. п. (чему? кому?) - И.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - И.

Приведём несколько примеров:

  • На окошках ярко алели цветы герани.
  • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
  • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
  • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

Практическое задание № 3

Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

  1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
  2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
  3. Я прочитал в книг… о космос…
  4. У дяд… есть макет корабля.
  5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
  6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
  7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
  8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
  9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
  10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

Слова на -ий, -ия, -ие

Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

  • санаторий;
  • мараторий;
  • профилакторий;
  • лекция;
  • армия;
  • секция;
  • произведение;
  • сведение;
  • безобразие.

У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

  • Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
  • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
  • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
  • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
  • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
  • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
  • Мой брат служит в армии.

Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.

Диктант

Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.

§ 1 Начальная форма слов-предметов

И школьникам, и взрослым иногда бывает необходимо выяснить, как пишется или что обозначает то или иное слово. Для этих целей учёные составили словари. Они бывают разные: орфографические, толковые, этимологические. В словарях находится огромное количество слов, которые расположены по алфавиту. Но это ещё не всё.

Слова в словарях всегда стоят в начальной форме. Например, в тексте упражнения нам встретилось слово АЗБУКИ. Мы решили узнать значение этого слова. Открыли Толковый словарь, но слова АЗБУКИ не нашли. Но есть другая форма этого слова - АЗБУКА, которая отличается от искомого слова окончанием. Попробуем найти слово БАГАЖОМ. Нет такого слова в словаре, зато есть другая форма этого слова - БАГАЖ, которая тоже отличается окончанием. АЗБУКА и БАГАЖ - это начальная форма слов АЗБУКИ и БАГАЖОМ.

Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? - это слова в начальной форме.

Откроем опять Толковый словарь и посмотрим, как записано слово АЗБУКА:

АЗБУКА, -и.

Что это за буква -и стоит после слова? Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: есть (что?) азбука - нет (чего?) азбуки: -и.

Азбука, азбуки - две разные формы. Азбука - начальная форма. Частички слова -а, -и - это окончания слов азбука, азбуки.

Итак, в начальной форме слова-названия предметов стоят в единственном числе и отвечают на вопросы: кто? что?

§ 2 Начальная форма слов-названий признаков

Прочитайте предложение: Лиса выгнала зайца из лубяного домика.

Найдем в Толковом словаре слово лубяного. Такого слова нет, а есть форма этого слова - лубяной, которая отвечает на вопрос какой? и стоит в единственном числе.

Начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа. Но после слова лубяной, указаны окончания форм женского и среднего рода: -ая, -ое.

Слова-названия признаков, в отличие от слов-названий предметов, могут изменяться по родам: лубяной домик, лубяная избушка, лубяное лукошко.

Слова-названия признаков имеют разные окончания, так как принимают разную форму: форму мужского, женского и среднего рода. И именно слово-название предмета диктует, какого рода будет слово-название признака.

Итак, начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа.

§ 3 Начальная форма слов-названий действий

Прочитайте стихотворение:

Боится идти на рыбалку рыбак.

Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак? -

… К реке не подходит

Трусишка Федот

С тех пор, как прослышал,

Что рыба…

Очень смешное стихотворение! А делает его смешным слово КЛЮЁТ. Это слово имеет несколько значений. Найдём его в Толковом словаре. Теперь мы знаем, что слова в словаре стоят в начальной форме, и легко отыщем форму КЛЕВАТЬ.

Это слово-название действия отвечает на вопрос что делать? Следовательно, слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Итак, следует запомнить, что в словарях слова расположены по алфавиту и стоят в начальной форме. Начальная форма слова-названия предмета - это форма единственного числа, вопросы кто? что? Начальная форма слова-названия признака - это форма мужского рода единственного числа. Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
  3. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Использованные изображения:

    начальная форма - — Тематики нефтегазовая промышленность EN initial forminitial phase … Справочник технического переводчика

    начальная форма наречия - Форма, существующая только у тех наречий, которые имеют степени сравнения. Начальной формой наречия является форма положительной степени наречия: хорошо, весело и др …

    начальная форма числительного - Форма им.п.; для числительных, которые имеют категории рода и числа, – форма м.р., ед.ч., им.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    начальная форма категории состояния - форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    начальная форма прилагательного - Форма м.р., ед.ч., им.п., т.к. именно она является первой в парадигме имени прилагательного. Выделяются прилагательные, которые не могут обозначать мужские признаки, поэтому у них начальной формой будут прилагательные женского рода, ед.ч. им.п.:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    начальная форма причастия - форма м.р., им. п., ед. ч., соответствующего залога (начальной формой причастия как именной формы глагола является инфинитив того глагола, от которого образовано причастие) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    начальная форма местоимения - 1) мой, наш, какой, который – форма им.п., ед.ч., м.р.; 2) я, ты, мы, вы, кто, что, кто либо и др. – форма им. п.; 3) себя, ничего, некого не имеют формы им.п.; 4) начальной формой местоимений его, её, их (со значением притяжательности) принято… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    начальная форма существительного - Обычно это форма именительного падежа, единственного числа. У существительных pluralia tantum – форма именительного падежа множественного числа: сани, сливки … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    начальная форма глагола - Инфинитив, неопределенная форма глагола. Постфикс ся, независимо оттого, является ли он формообразующим или словообразующим, включается в начальную форму: улыбаться, причесываться. В начальную форму безличных глаголов, образованных от личных, ся… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Скорость движения пули у дульного среза ствола. За начальную скорость принимается условная скорость, которая несколько больше дульной и меньше максимальной. Она определяется опытным путем с последующими расчетами. Дульная скорость сильно зависит… … Википедия

    - (НФМ) является эмпирической функцией, описывающей распределение масс звёзд в элементе объёма с точки зрения их начальной массы (масса с которой они сформировались). Свойства и эволюция звёзд тесно связаны с их массой, поэтому НФМ является важным… … Википедия

Книги

  • Доистория искусства. Происхождение и начальная эволюция , Шер Яков Абрамович. Способность переносить зрительные образы сознания на внешние материальные носители - уникальная форма знакового поведения, присущая только виду Homo Sapiens. Она не имеет аналогий во всей…
  • Доистория искусства. Присхождение и начальная эволюция , Я. А. Шер. Способность переносить зрительные образы сознания на внешние материальные носители - уникальная форма знакового поведения, присущая только виду Homo Sapiens. Она не имеет аналогий во всей…

Русский язык Тема: Начальная форма слова Цели: научить учащихся определять начальную форму слов – названий признаков, изменять слова – названия признаков по родам; научить сравнивать разные формы одного и того же слова. Ход урока 1. Организационный момент Мы за парты сядем дружно, А шуметь совсем не нужно! Сели прямо, ноги вместе! Класс затих. Вздохнули дружно, Ведь урок начать нам нужно! 2. Чистописание. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока рр ры ра ро ру рыбы рыбу рыбой рыбе - Что мы записали? Разные слова или формы одного и того же слова? + Формы. - Докажите. Что меняется во всех словах? + Окончание - Назовите начальную форму этих слов. + Рыба. - Как находится начальная форма слов – названий предметов? + Нач. ф. отвечает на вопрос кто? что? И стоит в ед.ч. - Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? + О начальной форме. - О начальной форме каких слов вы сейчас должны сказать сами. 3. Работа по теме урока. а) учебник: № 48 (ч.1, с.73) - Прочитайте «Дразнилку». Перечитайте первую часть «Дразнилки». Докажите, что один из тех, кто дразнится, точно мальчик. + По окончаниям слов нечестный, чумазый можно сказать, что это слова мужского рода, значит, адресованы мальчику. - А почему мы не можем определить, второй ребёнок – это мальчик или девочка? + По окончаниям слов вруша, хрюша непонятно, какого рода эти слова: они могут быть адресованы и мальчику, и девочке.
- Перечитайте вторую часть «Дразнилки». Сможете сказать, что второй ребёнок – тоже мальчик? Какая часть слова вам помогла догадаться? + Определить это нам снова помогли окончания – нулевые окончания слов: сам веник, сам вареник. Если бы речь шла о девочке, окончания у первых бы слов были бы другими: сама ты веник, сама ты вареник. - Вернёмся к первой части, к словам нечестный, чумазый. Кто догадался, о начальной форме каких слов мы сегодня будем говорить? + О начальной форме слов – названий признаков предметов. Физминутка Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква О свернусь, И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке, И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь. б) учебник: № 49 (с 74 -75) - Спишите стихотворение и устно проверьте трудные написания. Вспомните, в какой форме стоят слова в словаре? + Всегда в начальной форме. - Как же найти слова ужа в Толковом словаре? + Его нужно поставить в начальную форму – уж. (далее – по заданию) - Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши. Итак, теперь мы знаем, что в отличие от слов – названий предметов, слова – названия признаков могут меняться по родам. А что значит, в отличие от слов – названий предметов? + Они по родам не изменяются. Они могут быть м.р., ж.р., ср.р. А признаки предметов не бывают определённого рода – они изменяются по родам в зависимости от слов – названий предметов, с которыми они стоят. - Найдите в Толковом словаре слова лубяная, ледяная. Какую форму слов вы там нашли? Какая начальная форма для слов – названий признаков? + Форма мужского рода, единственного числа. - А что такое –ая, -ое? (в словаре указаны окончания форм ж.р. и ср.р.) 4. Закрепление материала. Тетрадь для сам. Работы № 1: № 28, с.24 – сам. Работа 5. Подведение итогов урока. - Какая начальная форма у слов – названий предметов? - Какая начальная форма у слов – признаков предметов?
- Как могут изменяться слова – названия признаков предметов? - Кого бы вы оценили сегодня на уроке? Чтобы поставили за работу на уроке? Домашнее задание: ТПО № 1: № 25, с.20 – 21.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova