Что построил лев дмитриевич проскуряков. Исследовательская работа «Лавр Дмитриевич Проскуряков и «Амурское чудо. Уникальное педагогическое наследие

Профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков

В августе 1998 г. исполняется 140 лет со дня рождения известного русского инженера и ученого в области строительной механики и мостового дела Лавра Дмитриевича Проскурякова. Свои незаурядные способности он уже проявил во время учебы в Петербургском институте инженеров путей сообщения (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения), который окончил в 1884 г. (шестым по успехам из 80 выпускников этого учебного года). В 1883 г. в Журнале Министерства путей сообщения была опубликована первая его научная работа “Исследование значений момента от сосредоточенных грузов, перемещающихся по балке на двух опорах”, а через год в этом же издании вторая статья “О времени, необходимом для прогиба балки”.

Обе работы заинтересовали инженерную общественность и определили направление деятельности Л.Д.Проскурякова.

По окончании института инженер Проскуряков поступил на службу в МПС и через два года был направлен на Брянский металлический завод приемщиком металлоконструкций мостов для Гомель-Вяземс-кой железной дороги. В то время завод первым в Европе освоил (по инициативе известного мостостроителя профессор Н.А.Белелюбского) выпуск пролетных строений мостов из литой стали. Принятая на заводе технология изготовления деталей мостов предусматривала пробивку заклепочных отверстий сразу на полный диаметр, что сопровождалось повреждением металла. Проскуряков настоял на пробивке отверстий на меньший диаметр с последующей рассверловкой их до проектного размера. МПС признало обоснованность требований молодого инженера и включило их в Технические условия на изготовление металлоконструкций мостов. Технология Проскурякова сохранилась на мостовых заводах до настоящего времени.

С первых же дней своей инженерной деятельности Л.Д.Проскуряков начал заниматься проектированием металлических мостов. Первые проекты двух мостов через Западный Буг с пролетами 49 и 76,7 м и ездой понизу Проскуряков составил в 1885 г. - через год после окончания института. Главные фермы этих мостов были с параллельными поясами, но имели двухраскосную статически неопределимую систему решетки, широко применявшуюся в проектах Н.А.Белелюбского. Подвергнув тщательному технико-экономическому анализу первые свои проекты и вскрыв их существенные недостатки, Проскуряков предложил принципиально новую конструкцию ферм с простой статически определимой треугольной решеткой жестким поперечным сечением раскосов.

Такие фермы он применил в проекте моста через р. Сулу на линии Кременчуг- Ромна. Это был оригинальный мост с неразрезными двухконсольными фермами с параллельными поясами и ездой поверху, в котором консоли имеют

Наклонный нижний пояс, параллельный конусу насыпи и опирающийся на насыпь через металлическую подушку. При этом отпала необходимость в сооружении устоев, что при высоких подходных насыпях дает значительный экономический эффект. Несмотря на очевидное преимущество конструкции ферм проект моста через Сулу не был одобрен членами Инженерного совета МПС. Это решение объяснялось тем, что предложенная Проскуряковым решетка не получила распространения в Западной Европе (?!). Только присущая Лавру Дмитриевичу настойчивость, непоколебимая убежденность в достоинствах новых ферм и высокая научная обоснованность конструкции моста помогли ему добиться утверждения проекта, что послужило началом новому направлению проектирования металлических мостов в России. Треугольная решетка ферм позволила отказаться от опорных (портальных) стоек уменьшить массу металла в пролетных строениях до 20% и приблизить конструкцию ферм к оптимально рациональному очертанию.

В 1895 г. Лавр Дмитриевич разработал проект моста через Енисей у Красноярска с шестью пролетами по 144,7 м (отверстие 852 м). По длине пролетов в то время это был второй балочно-разрезной мост в Европе (первым считался Квиленбургский мост через р. Лек в Голландии). В проекте Енисейского моста Проскуряков предусмотрел криволинейное очертание верхних поясов (очертание Шведлера), большую (21,64 м) высоту ферм и статически определи-мую (однораскосную) систему решетки с верхними шпренгелями. При этом длина панели равнялась 8 м, а расстояние между осями ферм 5,95 м. Продольные балки проезжей части - неразрезные на всей длине пролета при сквозных поперечных балках трубчатого сечения. Руководил строительством моста инженер Е.К.Кнорре. Это, кстати, был первый в России мост, где применили продольную надвижку пролетных строений на постоянные опоры.

Для определения усилий в элементах ферм моста Лавр Дмитриевич исследовал метод линий влияния (инфлюэнтные линии), логичность применения которого четко обосновал в проектах многих мостов. С того времени метод расчета мостов по линиям влияния используют при проектировании инженерных сооружений в России и за рубежом. Модель моста через Енисей экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где автору была присуждена золотая медаль. Заметим, что линии влияния для треугольной решетки ферм по типу Енисейского моста были описаны в курсе графостатики М.Бреслау лишь через 20 лет после их применения Проскуряковым.

Енисейский мост открыл новую эру в отечественном мостостроении и принес его автору мировую известность. По аналогии с ним Проскуряков запроектировал многие крупные железнодорожные мосты тех лет - через реки Оку у Каширы и Мурома, Вятку, Волхов; два моста через Зею; Сейм у Конотопа, Которосль в Ярославле и многие другие. Гордостью отечественного мостостроения стал знаменитый мост через Амур у Хабаровска длиной 2390 м, построенный по проекту Л.Д.Проскурякова и открытый для движения поездов в 1916 г. (начальник строительства инженер Б.И.Хлебников).

“Проскуряковские” пролетные строения с криволинейным и полигональным очертанием поясов и треугольной шпренгельной решеткой получили впоследствии широкое распространение в проектах других авторов. В частности, такие пролетные строения (с небольшими изменениями) применил в проекте моста через Волгу у Свияжска Н.А.Белелюбский.

Л.Д.Проскуряков усовершенствовал консольные фермы. Помимо упомянутых мостов через Оку назовем консольные мосты через реки Черемшанку (линия Омск-Тюмень) отверстием 135 м (1911 г.) и Москву (Московско-Курская дорога) отверстием 200 м (1924 г.). Достойны восхищения своим изяществом построенные в 1903-1907 гг. по проектам Проскурякова (архитектор А.Н.Померанцев) двухпутные однопролетные мосты отверстием по 134,2 м через Москву-реку (Андреевский) и имени Императора Николая II (Краснолужский) на малом кольце Окружной железной дороги. Это были первые в России мосты с серповидными арками, до сих пор украшающие нашу столицу.


С 1887 г. Л.Д.Проскуряков поступил на службу в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Эта дата и является началом его многолетней педагогической и научной деятельности, которую он совмещал с проектированием мостов. Руководитель дипломным проектированием, репетитор (преподаватель) по строительной механике, адъюнкт (помощник профессора), экстраординарный (нештатный) помощник заведующего Механической лабораторией - вот должности, которые занимал Лавр Дмитриевич в течение десяти лет работы в институте.

Проскуряков был решительным сторонником графоаналитического метода расчета инженерных сооружений, основанного на теории инф-люэнтных линий. В 1891-1892 гг. он начал читать факультативный курс “Приложение графической статики к расчету инженерных сооружений”, который через два года стал не только обязательным, но и ведущим в программе подготовки инженеров путей сообщения. Для определения усилий в элементах ферм Проскуряков предложил таблицы моментов расчетной нагрузки от подвижного состава. Как и сам графоаналитический метод, таблицы эти значительно облегчают расчетные операции, поэтому они прочно вошли в мировую практику проектирования мостов.

В 1896 г. в Москве было открыто второе высшее учебное заведение МПС - Императорское инженерное училище (теперь Московский государственный университет путей сообщения). По приглашению первого его директора профессора Ф.Е.Максименко Лавр Дмитриевич занял в училище должность помощника директора по учебной части (инспектора), стал первым профессором и заведующим кафедрой строительной механики и мостов, а позднее руководителем Механической лаборатории.

В училище Л.Д.Проскуряков разработал собственную методику преподавания строительной механики. На изучение этого предмета отводился лишь один учебный год (второй), и только талант Проскурякова как педагога, отличного методиста дал возможность студентам глубоко изучить курс строительной механики в сжатые сроки учебной программы. Для этой цели он изъял лишние и малозначащие разделы, на основании графоаналитического (геометрического) метода исследования добился предельной простоты изложения материала. Важная роль в усвоении предмета отводилась самостоятельной работе слушателей - в аудитории при решении простых задач и более сложных домашних заданий. Такая постановка учебного процесса способствовала высокому уровню подготовки специалистов. Методика Проскурякова была положена в основу преподавания строительной механики во всех технических вузах страны и не утратила своего значения в наше время.

Опытный педагог и наставник молодежи, Л.Д.Проскуряков воспитал талантливых ученых и инженеров. Среди его сотрудников и учеников были такие впоследствии видные русские ученые, как Е.О.Патон, М.М.Филоненко-Бородич, И.П.Прокофьев, П.А.Велихов, П.Я.Каменцев и другие. Написанный профессором Проскуряковым двухтомный учебник строительной механики неоднократно им перерабатывался и систематически совершенствовался, выдержал шесть изданий. Седьмое (посмертное) издание этого труда вышло в качестве учебного руководства для высшей школы и было дополнено профессором М.М.Филоненко-Бородичем.


Л.Д.Проскуряков с 1886 г. был бессменным руководителем Механической лаборатории училища, которая носит его имя.

Сослуживцы и близко знавшие Лавра Дмитриевича люди отзывались о нем как о исключительно трудолюбивом и скромном человеке, обладающем острым аналитическим умом, огромной силой воли в решении сложных проблем строительной механики и мостостроения. В знак глубокого уважения к ученому в 1912 г. была утверждена золотая медаль и премия для инженеров имени Проскурякова Л.Д.

По словам П.А.Велихова, Лавр Дмитриевич “...по справедливости может быть назван отцом графоаналитических методов расчета в нашей науке, отцом экспериментальной школы в области сопротивления материалов, отцом современных методов преподавания в нашей педагогике и отцом строго логических ферм в нашем мостовом деле”. Это была в высшей степени справедливая оценка заслуг Л.Д.Проскурякова перед наукой и отечественным мостостроением.

Профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков скончался в ночь с 13 на 14 сентября 1926 г.; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губерния - 14 сентября 1926, Москва) - крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению.

Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 года - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы - через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге.

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей. По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке.

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани. Для Транссибе Проскуряков проектировал мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень-Омск.

В том же году Проскуряков был в Лондон на сессии Международного железнодорожного конгресса; посетил лаборатории Цюриха, Парижа, Мюнхена, Вены, Берлина, познакомился с лучшими механическими лабораториями Запада.

В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля.

С 1896 года - профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения).

В конце июня 1902 года был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр, выполненный по проекту Проскурякова.

В 1904 году - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа.

В 1905-1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной дороги, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева, были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.

В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный) Сабуровский мост.

Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Сов. ученый, специалист в области проектирования мостов и строительной механики. По окончании Петербург. ин-та инженеров путей сообщения (1884) работал мостовиком-проектировщиком. С 1887 П. - преподаватель Петербург. ин-та инженеров путей сообщения, с 1896- проф. Моск. инженерного училища (ныне Моск. ин-т инженеров ж.-д. транспорта). П. спроектировал большое количество мостов, совершенных по своей конструкции, экономичных и легких, с фермами нового типа (мосты через pp. Нарву, Западный Буг, Волхов, Оку, Амур, Енисей, Зею и др.). За проект моста через Енисей на Всемирной выставке в 1900 в Париже П. была присуждена золотая медаль.

П. был новатором в области проектирования ж.-д. мостов, своими работами содействовал развитию отечественного мостостроения. Им впервые была предложена статистически определимая треугольная решетка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решеткой взамен применявшихся раньше статически неопределимых ферм с параллельными поясами и многорешетчатыми и многораскосными решетками, предложены консольные мостовые фермы и арочные ж.-д. мостовые фермы. Детально разработанные П. графо-аналитич. методы расчета и теория линий влияния (разбирающая вопросы влияния подвижных грузов) явились основанием для изменения (в конце 19 в.) методов расчета мостовых ферм. Для практич. расчетов им составлены спец. "таблицы моментов". У П. учились многие крупные ученые и инженеры. Методы преподавания строительной механики, введенные П., широко используются в высшей школе.

Соч.: К расчету сквозных ферм, "Инженер. Журнал Министерства путей сообщения", 1885, т. 1, кн. 2; Исследование значений момента внешних сил от сосредоточенных грузов в прямых балках, в кн.: Сборник Института инженеров путей сообщения, т. 13, СПб, 1888; Строительная механика, ч. 1-2, 6 изд., М.-Л., 1925-26.

Лит.: Ординарный профессор Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков, М., 1912; Прокофьев И. П., Лавр Дмитриевич Проскуряков, "Строительная промышленность", 1953 (№) , советский учёный в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1884 Петербургского института инженеров путей сообщения работал мостовиком проектировщиком. С 1887 … Большая советская энциклопедия

ПРОСКУРЯКОВ Лавр (Лаврентий) Дмитриевич (1858 1926) российский ученый, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчета мостовых ферм …

Лавр Проскуряков Лавр Дмитриевич Проскуряков (18(30) августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губ. 14 сентября 1926, Москва) русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики. Родился в многодетной (18… … Википедия

- (1858 1926), учёный в области мостостроения, профессор (1896). По проектам Проскурякова построены мосты через рр. Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчёта мостовых ферм … Энциклопедический словарь

- (1858—1926), учёный в области мостостроения, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчёта мостовых ферм … Большой Энциклопедический словарь

Род. 1858, ум. 1926. Специалист в области строительной механики и мостостроения, ученый. Автор проектов мостов Нарву, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. Разработал новые методы расчета мостовых ферм … Большая биографическая энциклопедия

Русская фамилия. Известные носители: Проскуряков, Илья Вячеславович российский хоккеист Проскуряков, Лавр Дмитриевич русский учёный, инженер … Википедия

Обычный мальчишка из небогатой многодетной семьи священника. У Лавра было 17 (!) братьев и сестёр. Родился он в слободе Борисовка, что на территории нынешнего Валуйского района. Его по праву считают своим земляком и куряне, ведь в далёком 1858 году эти земли относились к Новооскольскому уезду Курской губернии. С детства он обладал пытливым умом, особенно близки ему были математика, естествознание, физика. Ничего удивительного не было в том, что валуйскую среднюю школу Проскуряков окончил с отличием, получив рекомендацию в высшее учебное заведение.

«Лавр выбрал Петербургский институт путей сообщения, хотя железной дороги он ещё и в глаза не видел – она пройдёт через Валуйки и неподалёку от его села только через 20 лет, – рассказывает Александр Юрьев. – Юноша из российской глубинки блестяще прошёл вступительные испытания и стал студентом одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи».

Много лет изучению жизни и творческого наследия инженера Проскурякова посвятил белгородский писатель и журналист Анатолий Нечаев. В архивах и музеях он нашёл сведения о том, что предки Лавра Дмитриевича, Прокофий и Никита Проскуряковы, были одними из первых ямских охотников на юге Московского государства (ямскими охотниками называли крестьян, имеющих лошадей и повозки для отбывания ямской повинности, – прообраз современной курьерской и почтово-транспортной служб). Его прапрапрадед Мирон участвовал в Азовских походах Петра Первого и вместе с другими валуйчанами спас русского царя от гибели во время отступления от Азова.

28 мостов Транссиба

В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов. Особенно повлияли на выбор его инженерной специализации лекции профессора Николая Белелюбского, который не только преподавал в институте, но и cпроектировал немало мостовых конструкций. Многие технологии Белелюбского (например, конструкция свободных поперечных балок) в России были применены раньше, чем в других странах.

Лавр Проскуряков блестяще защитил диссертацию и вскоре стал известным учёным и специалистом в области строительной механики. Но больше всего он интересовался конструкциями мостов. Как повысить их надёжность и долговечность, противостоять деформации конструкций и разрушению?

«В проектировании мостов Лавр Дмитриевич, можно сказать, опередил время. Он отказался от традиционных для конца XIX века многорешётчатых мостовых ферм (стержневых систем в строительной механике), очень сложных по конструкции и расчётам», – рассказывает Александр Юрьев.

Вместо многорешётчатых мостовых конструкций Проскуряков спроектировал ферму с одной мощной, но простой треугольной решёткой, что обеспечивало точное распределение во всех фрагментах конструкции подвижной нагрузки на мост. Внимательно изучив технологии проектирования мостов своего наставника профессора Белелюбского, Лавр Проскуряков нашёл в них слабые места, влияющие на долговечность мостовых конструкций. И придумал, как эти конструкции можно усовершенствовать.

Первый железнодорожный мост, построенный по системе Лавра Проскурякова, выдержал все испытания. Его возвели в 1887 году в украинском городе Ромны Сумской области через реку Сулу. А спустя три с лишним года министр путей сообщения России граф Сергей Витте поручил Лавру Проскурякову спроектировать конструкции для самой грандиозной стройки конца XIX века – Транссибирской железнодорожной магистрали протяжённостью 7 тыс. км. Она должна была связать Челябинск и Владивосток через Омск, Иркутск, Хабаровск. Целых 28 мостов Транссиба через Обь, Енисей, Амур, Иртыш, Томь. Широкие, строптивые, с сокрушительным ледоходом, большим подъёмом воды при паводках.

Амурское чудо

Один из спроектированных Проскуряковым и его коллегой, инженером Григорием Передерием, мостов Транссиба – хабаровский – до сих пор называют амурским чудом. Его длина превысила 2,5 км, и в 1916 году, когда строилась эта магистраль, мост через Амур был чуть ли не самым длинным в мире. В честь наследника – цесаревича Алексея этот мост назвали Алексеевским.

«Торжественная закладка сооружения состоялась 30 июля 1913 года – в год 300-летия дома Романовых. По проекту на строительство было отведено всего 26 месяцев, над возведением моста трудились 3 тыс. человек. Квалифицированных рабочих постоянно не хватало, и бывали случаи, когда умелых строителей арестовывали, чтобы затем выслать на сооружение моста. Ввод его в действие стал крупнейшим событием в жизни края. Стратегическое значение моста не раз влияло и на его судьбу: например, во время Гражданской войны он был взорван партизанами, в результате чего движение поездов через мост было остановлено на 5 долгих лет. Работы по восстановлению начались в ноябре 1922 года, после чего мост исправно служил десятки лет», – писала в октябре 2013 года газета «Гудок».

В 1980-х годах после проверки технического состояния мост реконструировали и укрепили, расширив количество железнодорожных путей и транспортных полос для автомобилей. Во время реконструкции, пишет «Гудок», у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста через Амур, и вскоре была собрана уникальная экспозиция.

Идеальный мост

С каждым новым мостом разрабатывались и новые технологии проектирования. Проскуряков мечтал создать идеальный мост. И создал!

«Это был построенный в 1898 году по расчётам Проскурякова километровый мост через Енисей. В проекте пролётного строения (144,5 м) енисейского моста, как свидетельствовали учёные, Проскуряков применил совершенно новую конструкцию – оригинальную шпренгельную ферму. Не буду утомлять читателей техническими подробностями, скажу только, что конструкция позволяла идеально определить внутренние усилия от подвижной нагрузки. Все эти показатели были необычными для того времени, и Проскурякову пришлось с немалой энергией отстаивать своё новшество. И он его отстоял, – рассказывает Александр Юрьев. – Учёный продолжал совершенствовать и ферму моста. Он доказал, что ферма ещё более эффективна в арочном исполнении, и соорудил несколько арочных мостов на Москве-реке, подтвердивших все расчёты Проскурякова. Лавр Дмитриевич провёл серию испытаний материалов и определил самые надёжные из них для изготовления ферм. Он в течение 40 лет проектировал мосты различных пролётов длиной от 20 до 145 м. Проскуряковскими фермами, лёгкими и рациональными по восприятию нагрузки, были перекрыты сотни пролётов на российских и зарубежных железных дорогах».

Увы, знаменитый красноярский мост через Енисей, простоявший более 100 лет, несколько лет назад был демонтирован, несмотря на то что его признали памятником истории и культуры. Красноярская пресса писала о том, что в городе проводился специальный конкурс на лучший проект по сохранению конструкции, но приемлемый вариант так и не был найден. Чтобы мост не рухнул из-за усталости металла, уникальную конструкцию демонтировали. А ведь за него инженер Проскуряков получил Большую золотую медаль парижской выставки научно-технических достижений!

Победа за вами!

Парижская выставка проходила в 1900 году на Марсовом поле. 35 стран разместили здесь свои павильоны.

«Парижские газеты писали, что экспонаты выставки являют собой настоящий парад искусств, науки и техники. Конечно же, всех прежде всего завораживала Эйфелева башня – символ прогресса века, самое высокое в мире сооружение, построенное Александром Эйфелем в 1889 году. К слову, основным инженерным профилем этого выдающегося француза было мостостроение, – отмечает Александр Юрьев. – Кроме парижской ажурной башни-гиганта восхищение участников и посетителей выставки вызвали двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Рудольфа Дизеля , первые радиоприёмники, сконструированные Александром Поповым и Гульельмо Маркони. Поражали воображение только что изобретённая турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями работавшего во Франции русского инженера Александра Ладыгина , модель первой электростанции общественного назначения Томаса Эдисона … Все эти учёные и конструкторы, а ещё и великий химик Дмитрий Менделеев , лично участвовали в выставке. Зашли они и в российский павильон. Несколько часов разглядывали воспроизведённое в чертежах, картах, схемах строительство Транссибирской магистрали. Поражали не только масштабы проекта, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией – Японией, Китаем, Кореей! При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение: «Боже мой, да это же чудо! – воскликнул он. И обратился к Менделееву: – Где этот гениальный конструктор? Позовите его сюда!» Когда смущённый Проскуряков подошёл к группе величайших учёных уходящего века, Эйфель сказал ему: «Этим проектом вы сразили меня. Победа за вами!» Дизель, Маркони и все остальные рукоплескали Лавру Проскурякову».

Открытка, выпущенная издателем Горожанкиным в начале 1900-х годов. Фото с сайта http://oldmos.ru/old/photo

Уникальное педагогическое наследие

Пионер русской науки о мостах опередил время не только в инженерной мысли, но и в преподавательской деятельности. Правда, уточняет Александр Юрьев, тому способствовали не зависящие от учёного обстоятельства.

«Во время работы в Московском инженерном училище путей сообщения Проскуряков столкнулся с неожиданным: на прохождение курса строительной механики (сопротивления материалов и статики) программой предусматривался всего один год. Ничтожно мало для трудных и объёмных предметов! Надо было найти такие приёмы подачи материала, которые в рамках столь короткого времени могли бы помочь студентам разобраться в этих сложных науках. И тогда Лавр Дмитриевич искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. То есть толковал сложные аналитические выводы с использованием графических материалов, а лекции сопровождал упражнениями по индивидуальным заданиям, которые соединяли теорию с практикой».

Надо ли говорить, что студенты никогда не пропускали лекции Проскурякова. А его двухтомный учебник по строительной механике был признан лучшим учебным пособием в этой отрасли науки и положен в основу её преподавания не только в транспортных, но и во всех строительных вузах. Учебник состоял из двух частей – «Сопротивление материалов» и «Статика сооружений» – и вошёл в золотой фонд науки, выдержав семь изданий.

Елена Мельникова

День рождения 18 августа 1858

русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики

Родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

1895 - автор моста через Енисей. По величине пролетов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхов и через Волгу у Казани . На Транссибе Проскуряков проектирует мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень -Омск .

В том же году Проскуряков едет в Лондон на сессию Международного железнодорожного конгресса, посещает лаборатории Цюриха , Парижа , Мюнхена , Вены , Берлина , знакомится с лучшими механическими лабораториями Запада и, разумеется, привозит оттуда в Институт новейшие механизмы и приборы.

1896 - мост через реку Которосль у Ярославля .

1900 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за проект моста через Енисей.

1904 - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева , были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 г. (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 гг. - перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост назвали Алексеевским.

В 1902 году Проскуряков публикует полный курс строительной механики «Сопротивление материалов» (ч. 1), а в 1907 году - «Статика сооружений» (ч. 2) и работу «К расчету сквозных ферм». Эти труды вошли в золотой фонд науки. Курс «Строительной механики» выдержал шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало учебником для всех технических вузов страны.

Проскуряковым впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.