Астрономия и космос для детей. Занимательная астрономия для детей любого возраста. Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”

Елена Титоренко
Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?»

Цель работы : повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование :

Мультимедиа оборудование (экран, проектор, ноутбук) .

Готовые атрибуты для игр, поделки.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь» , - частый ответ.

Но от этого космос не становится для детей менее интересным ! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение…

Здесь Вы узнаете много интересной информации о том , как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры , прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва» . Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.

Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться , насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?» , мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.

Игры на тему «Космос»

«Космическая считалка» . Разучите с ребенком считалку. Используя её можно определить очередность запусков ракет на планеты.

На луне жил звездочёт,

Он планетам вёл отсчет.

Раз-Меркурий, Два - Венера,

Три - Земля, четыре- Марс,

Пять - Юпитер, Шесть- Сатурн,

Семь – Уран, восьмой- Нептун,

Кто не видит- выйди вон!

«Портрет пришельца» . Рисуем портрет пришельцев. А кто живёт на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмём лист бумаги, попросите ребенка обвести свою ладошку, переверните. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.

Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель солнечной системы. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет) . Затем в нужном порядке делаем планеты, стараясь соблюдать пропорции и цвет. Также модель солнечной системы можно сделать из ниток и воздушных шариков. Надуваем воздушный шарик нужного размера, произвольно обматываем его нитками подходящего цвета, которые предварительно пропитали клеем ПВА. Спустя 12-24 часа (в зависимости от толщины ниток и намотанного слоя) шарик лопаем и вытаскиваем его за хвостик. В руках остается модель планеты. Когда все 9 планет и Солнце будут готовы, подвешиваем их на вышедший из строя зонтик или обруч.

Полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!

Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще - из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе» .

Лунные кратеры. В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому, что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Летающие тарелки. Берем одноразовую бумажную тарелочку, переворачиваем вверх дном, посередине прикрепляем половинку киндер яйца. Украшаем по желанию. Также можно использовать ненужный CD диск.

Вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.

Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)

Камень из песка. Для этого находим бело-серый песок, просеиваем и прокаливаем в духовке. Затем остужаем и смешиваем с клеем ПВА. Получается пластичная масса, из которой делаем камешек. Высохнув, он станет твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.

Стихотворение «Планета Земля»

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нём?

Загадки её постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовётся геоид! Учи и умней!

А что там внутри?

Принимаем на веру : не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И звездным, красивым дождём выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Земля несравненная! Чудо природы!

Её заселяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

Плохо её защищаем пока.

Надо стараться её не грязнить!

А сколько уж лет говорят год от году :

«Не надо сорить! Берегите природу!»

Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной , «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал , после таких бесед ребенку будет интересно все , что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

Публикации по теме:

Тема урока: Пейзаж с изображением деревьев. Тип урока: комбинированный. Цель урока: Нарисовать пейзаж с изображением деревьев. Задачи:.

Конспект мастер-класса для детей подготовительной и младшей групп «Изготовление масок для хороводной игры «Теремок» Цель мастер – класса: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом. Формирование у детей подготовительной группы навыков.

Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: «Пейзаж». Маслова Людмила Анатольевна.

Конспект мастер-класса для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста «Волшебные пальчики» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с играми и.

Занимательная астрономия для детей рассказывает все о планетах Солнечной системы, объектах глубокого космоса, предлагая обучающие видео, онлайн игры, викторины.

Не знаете как рассказать детям о космосе, чтобы они вас поняли? Не можете заинтриговать своих домочадцев просторами Вселенной? Наш портал поможет вам!

Изучайте Вселенную на доступном для детей языке и наслаждайтесь нашими бесплатными играми, увлекательными фактами, забавными викторинами, документальной информацией и многим другим. Ребенок с радостью освоит новую информацию, поданную не только в виде интересных фактов, но и как увлекательный рассказ.

Узнайте все о планетах, спутниках, звездах, галактиках, астероидах, кометах, телескопах и всех разновидностях астрономических объектов. Кроме познавательной информации на страничке всех возрастов есть также планы уроков, рабочие программы для преподавателей, идеи для научных проектов и целая полка онлайн-учебников для всех, кто увлечен космическим пространством.

Разделы астрономии для детей

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик и других странных объектов. Мы начнем обзор с Солнечной системы, а именно с планет и конечно все будет написано на доступном для детей языке. Взгляните! Планеты расписаны по порядку с картинками и фото, поэтому детям будет интересно познакомиться с соседними мирами, вращающимися вокруг Солнца. К некоторым добавлены видео и мультики, которые в доступной визуальной форме раскрывают документальную составляющую информации. Космос для детей становится максимально понятным и доступным.

Мы покидаем пределы Солнечной системы и отправляемся в занимательное путешествие по просторам открытого космоса. По пути нам встретится множество странных и загадочных объектов: галактики, астероиды, кометы, метеориты, черные дыры, туманности, звезды и квазары, к каждому из которых предоставляется занимательный рассказ с фактами и фото. Вперед к приключениям:

Мы рады, что вы остановились на нашем сайте для познания астрономии. Мы постарались сделать все статьи максимально интересными и понятными, чтобы каждый любопытный ребенок мог с радостью исследовать красоту нашей Вселенной. Здесь вы сможете узнать все о Солнечной системе и ее планетах, а также познакомитесь с удивительными космическими объектами и даже перешагнете границы галактики Млечный Путь. Мы верим, что раздел «Астрономия для детей» поможет совершить это захватывающее и познавательное путешествие.

Обучающие игры

Внимание! Для правильной работы приложений необходимо использования компьютера, а не мобильного телефона. Интересные обучающие игры для детей связаны с астрономией с космосом, поэтому дети всех возрастов смогут не только получить удовольствие от процесса, но и узнать много нового о планетах Солнечной системы, проблемах космического мусора, а также силе гравитации. Ребенок способен играть в режиме онлайн совершенно бесплатно. К каждой игре предоставляется понятная инструкция. Развивающие игры для детей любого возраста станут замечательным дополнением к книгам и учебникам, а также помогут скоротать время с пользой.

Наука о Вселенной слишком огромная, так как включает буквально все, что существует: все разновидности небесных объектов и формирований, материю и прочие явления. Здесь собраны ответы на частые вопросы по астрономии. Это полезно для детей, потому что помогает доступно и понятно освоить базу, чтобы потом приступить к более серьезным темам. Это также и помощь родителям, которые хотят объяснить своему ребенку, как устроен это мир на доступном языке. Ответы представлены в виде увлекательных документальных видео - мультики для детей .

Обучающее видео про космос на доступном для детей языке:

Как устроена Вселенная?

Мультфильм о темной материи, скоплениях галактик и будущем Вселенной:

Что осталось от Большого взрыва?

Мультфильм о реликтовом излучении, Большом взрыве и расширении Вселенной:

Откуда взялись химические элементы?

Мультфильм о нуклеосинтезе, поиске химических элементов и составе звезд:

"" – удивительная и красочно иллюстрированная книга, подробно рассказывающая о современных достижениях астрономии и космонавтики, об историях и легендах, связанных с таинственным миром звезд и планет.

Автор книги, прекрасный современный педагог Ольга Шибка, вот уже более двадцати лет ведет детский кружок астрономии и начального аэрокосмического моделирования. Книга написана на основании ее многолетнего преподавательского опыта, в ней доступно и занимательно повествуется о небесных телах, тайнах космоса и далеких мирах.

Книга рассчитана на детей от шести до двенадцати лет, но не менее интересной она будет и для взрослых читателей, родителей и педагогов. Прочитав "Занимательную астрономию для детей", Вы сможете ответить на бесконечные детские вопросы, вместе с ребенком разобраться в сложных загадках Вселенной и провести настоящие астрономические наблюдения.

Ольга Шибка
Занимательная астрономия для детей

Об издании

Ольга Шибка

Занимательная астрономия для детей

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово "обсерватория" переводится с английского как "наблюдение". В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах "астрономия", "астроном" – "астро", в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов "далеко" и "смотрю".

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой "теле-"? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)

В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес.

(Телескоп)

Звезды все наперечет

Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово "календарь" происходит от латинского слова "calare" – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались "каникулы" – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как "собачка".

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Об издании

Ольга Шибка

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,
Не видно ночью света в нём.
За роем звёзд в полночный час
Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)


В него рассмотришь без труда
Далекий лес и города,
Планеты, звезды, край небес
И множество других чудес.

(Телескоп)


Звезды все наперечет
Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово «календарь» происходит от латинского слова «calare» – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались «каникулы» – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как «собачка».

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Хорошенько запомни название месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Эти названия пришли к нам из Древнего Рима, люди в разных странах пользуются ими уже больше двух тысяч лет.

2. Давно было замечено, что не все звезды одинаково хорошо видны в разную погоду. Оказалось, что сквозь дымку или слабый туман лучше всего виден свет звезд, имеющих желтоватый или красноватый цвет. Такие звезды назвали навигационными. По ним и ориентировались в старину мореплаватели и путешественники. Присмотрись к свету светофоров. Почему на них используют зеленый, желтый и красный цвет? (Потому что эти цвета лучше других видны даже в пасмурную погоду. А вот в Космосе звезд зеленого цвета нет)

3. Внимательно понаблюдай за движением стрелок на часах. У всех часов стрелки движутся в одну и ту же сторону, такое направление движения называют «по часовой стрелке». Нарисуй цветик-семицветик и разукрась все лепестки в разные цвета: первый – красный, второй, по часовой стрелке, – оранжевый, третий – желтый, четвертый – зеленый, пятый – голубой, шестой – синий, седьмой – фиолетовый. А теперь назови эти цвета в другом направлении – против часовой стрелки.

Отгадай загадки:

Семь братьев чередой
Идут домой.
Как последний зайдет,
Так и первому черед.

(Дни недели)


Он в дом заходит в Новый год
И радость праздника несет.
Он открывает календарь
И называется…

(Январь)


Висят две стрелки как усы
У них совсем не для красы,
И день, и ночь они идут,
А глянешь – снова тут как тут.

(Часы)

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ – НАМЕК

Дети любят сказки. Волшебство и фантазия авторов и рассказчиков превращают реальные события и персонажей в сказочных героев, которые переживают удивительные и увлекательные приключения.

Сказки учат детей тому, как нужно вести себя в разных ситуациях, объясняют происходящее в окружающем их мире. Но есть и другие сказки, в них сохранились древние представления о звездах, Солнце и других небесных телах. Такие сказки символически описывали устройство Вселенной, чтобы легче было запомнить названия и расположение светил, закономерности их появления на небосводе. Ведь в прежние времена было очень мало грамотных людей, которые могли бы прочитать записи, сделанные в книгах звездочетами и жрецами.

Древние пастухи подолгу смотрели на небо, на движение Солнца и звезд, и у них складывалось впечатление, что все небесные тела движутся по хрустальному куполу неба, на котором кто-то укрепил светила. Теперь мы знаем, что это не так.

Появление нашего мира, разделенного на земную и небесную твердь, древние славяне, например, объясняли тем, что Мышка хвостиком махнула и разбила золотое яичко, которое снесла Небесная Птица – Курочка Ряба. Из одной половинки яйца появились суша и моря, а из второй – небо и Солнце.

Наблюдатели древности понимали, что Солнце – главный небесный герой, что от его тепла и света зависит жизнь всего на Земле. И именно Солнце превращалось в отважного путешественника, который попадал в разные истории, совершал подвиги, общался с другими жителями верхнего, небесного мира.

Когда с наступлением холодов Солнышко все реже появлялось на небе, казалось, что оно умирает. Но весной приходило тепло, Солнышко снова выкатывалось на небосвод и дарило людям жизнь, свет и силы.

Народы, населявшие наши земли в далекой древности, придумали сказку про Колобка. Ведь смену времен года можно было предсказать по тому, какое созвездие появлялось на небосводе после захода Солнца, иначе говоря – по повторяющемуся из года в год движению Солнца по зодиакальным созвездиям. Приключения Колобка и есть история о том, как Дед и Баба испекли горячий Колобок-Солнышко, и выложили его на небесное окошко. А он, румяный бок, на дорожку скок и покатился Колобок по небесной тропинке – Млечному Пути.

В своем путешествии Колобок-Солнышко встречает разных лесных жителей: Зайца, Медведя, Волка и Лису. Это названия созвездий, которые придумывали в древности жители, населявшие наши земли. Ведь ни Стрельцов, ни Козерогов, ни Скорпионов в наших широтах нет. А вот зайцы, волки и лисы водились в изобилии.

Колобок-Солнышко докатился до осеннего созвездия Лисы. Он уже остыл к этому времени и Лиса смогла положить Колобка себе на нос.

Съела Лиса Колобок-Солнышко, и наступил холод, пришла зима.

Дед и Баба соскучились по теплу, испекли новый Колобок и на небо выкатилось горячее, румяное весеннее Солнышко.

А известная тебе сказка «Рукавичка» описывает череду лет, и каждый год посвящен какому-то животному: Лягушке-Квакушке, Зайчику-Побегайчику, Мышке-Норушке и другим. Это очень напоминает восточную легенду про животных, которых призвал к себе Будда. Позже он подарил каждому из двенадцати животных свой год. И теперь мы знаем про год Кота, год Лошади, год Дракона и некоторых других.

Многие народы сочиняли и рассказывали свои сказки и легенды о небе и о звездах. Так от деда к внуку, от бабушки к внучатам перед очагом долгими вечерами передавались в очень далекой древности рассказы об окружающем земном мире и мире небесных светил.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Нарисуй встречу Колобка-Солнышка с персонажами сказки. Как ты думаешь, с какими еще животными мог встретиться Колобок? Нарисуй их.

2. Греческие названия большинства созвездий: Водолей, Козерог, Близнецы и многие другие, связаны с мифами и легендами Древней Греции. Попроси маму почитать тебе эти легенды.

3. Солнце, Луна и планеты, двигаясь по небосводу северного полушария Земли, никогда не могут оказаться ни в созвездии Большой Медведицы, ни в созвездии Кассиопеи. Из года в год движение этих светил происходит по одним и тем же созвездиям – поясу Зодиака. Зодиакальных созвездий всего тринадцать: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Змееносец, Козерог, Водолей. Выучи хорошенько эти названия.

Часто их путают с «зодиакальными знаками», придуманными астрологами для составления гороскопов. Знаков, в отличие от созвездий, 12. Ничем кроме названий зодиакальные созвездия и зодиакальные знаки не связаны.

Отгадай загадки:

Окошко перед ним закроешь,
А все равно не остановишь.

(Дневной свет)


Из волшебного лукошка
Вдоволь сыпали горошка.
А как стало рассветать -
Нечего и собирать.

(Звезды)


Натянули над землей
Диво-купол голубой,
К ночи купол потемнел,
А наутро – заалел.

Испокон веков астрономия интересует многих людей. Маленькие дети часто замечают темное звездное небо в отличие от взрослых, которые мало интересуются космосом. Если дети увидят ночью очень много звезд, будут пристально всматриваться в Луну, то обязательно зададут вопросы. Не каждый родитель знает ответы на все вопросы. Астрономия для ребенка - это очень увлекательный предмет. Здесь родители смогут оторваться от повседневных проблем и окунуться в изучение природы, вспомнить свое детство. Ниже приведена масса забавных вариантов для изучения астрономии.

Включились ночью звездочки

Ещё лет 20-30 назад родители укладывали детей спать в 8 или 9 часов вечера. В наши дни сохранилась такая поговорка "сейчас ещё детское время". Особенно летом, когда солнце садится довольно поздно, практически не удается дождаться полуночи, чтобы полюбоваться звездами. Лучше всего ребенку изучать звездное небо летом, когда тепло. Так в семейном кругу появится занимательная астрономия для детей дошкольного возраста. Идеальным вариантом будет август месяц, потому что темнеет уже рано, а сильные холода не наступили. К тому же именно в это время велики шансы увидеть метеоритные дожди.

Желательно следить за прогнозом погоды, чтобы спланировать вылазку на природу. В больших городах и освещаемых населенных пунктах нет смысла наблюдать за звездами. Если есть домик в деревне или дача, то лучше поехать туда ради одной безоблачной ночи. Астрономия для ребенкадолжна быть интересна. В чистом поле можно увидеть очень многое. Наблюдать с мансарды домика тоже удобно, если не мешают деревья и горящий фонарь. Можно ребенку сказать: "Смотри, какая красота! Какие звездочки яркие! Справа от нас Луна - спутник нашей планеты Земля". Ребенок, возможно, задаст множество вопросов.

и почему она такая разная

Если регулярно в течение месяца или двух наблюдать за Луной, то ребенок заметит, что она освещается по-разному. Он может задать соответствующий вопрос. Ответить на него лучше с подручными средствами. Родитель ставит на стол зажженную свечу, берет в руку апельсин и просит ребенка смотреть на фрукт, встав или сев напротив. Так он увидит полнолуние. Чтобы показать ребенку фазы Луны, лучше попросить его встать из-за стола и посмотреть на апельсин с боков. Нужно спросить его, видит ли он тень на апельсине. Если да, то можно смело рассказать о лунных фазах. В завершение достаточно объяснить ребенку, что он смотрел на апельсин и свечу так же, как "видит" это Земля - наша планета.

Живем на круглой планете

Хорошо, если дома есть глобус. Если его нет, то можно нарисовать самим. Это даже более увлекательно. Самодельные обучающие предметы о планетах - это очень интересная и развивающая астрономия детям. Солнечная системаизучается в манере игры. Для начала родителям нужно продемонстрировать Землю. Можно взять старый мячик и разрисовать его акриловыми красками. Пусть ребенок окрасит мячик в синий или голубой. Когда краска высохнет, взрослые рисуют белой краской шапки полюсов. Ребенок будет наблюдать и одновременно слушать. Хорошо, если родители хоть чуточку помнят географию и смогут изобразить материки зеленой краской. Когда глобус будет готов, то можно ребенку снова рассказать о континентах и показать, где живем. Для этого стоит чем-то отметить или приклеить маленький предмет. Астрономия для ребенканачалась с изучения звездного неба, а продолжается изучением планет. Если начать с изучения Земли, то это будет выглядеть некорректно. Ребенок просто не поймет, что ему говорят. Он должен сам проявить интерес.

Книги в помощь любознательным

Когда малыш поймет, как выглядят Земля, Луна и Солнце, тогда можно знакомить его с другими планетами. Трудно объяснить ребенку, какого размера все планеты друг относительно друга. Заодно стоит рассказать, насколько Солнце - огромное светило. В демонстрации помогут не только мячик с апельсином, но и другие различные круглые предметы. Лучше разложить их по полу или столу. Бедные родители могут растеряться, ведь астрономию не все знают. Хочется детям дать приличные знания, вдруг им поможет это в жизни. Спасет положение большая иллюстрированная энциклопедия. Астрономия для детейдолжна преподаваться в книжных форматах, а не через экран ноутбука. Ребятишек нужно учить любить книги.

Другие миры

Когда энциклопедия открыта на нужной странице, лучше предложить ребенку помочь подобрать круглые предметы. Вместе можно соорудить всю Солнечную систему на одном столе. Например, в качестве Солнца может выступить большой оранжевый или желтый мяч. Самую маленькую и удаленную планету Эриду (данные о крайних небесных телах постоянно разнятся) стоит продемонстрировать горошинкой. Занимательная астрономия для детей продолжается тем, что Солнце очень горячее, на него невозможно попасть. Планета Меркурий непригодна для жизни по той же причине. На ней сильнейшая жара. Только на Земле человеку жить хорошо, потому что тепло. Следующие за Землей планеты являются холодными. Чем дальше, тем холоднее. Дышать на других планетах нечем, там нет кислорода. Если есть возможность и желание, а особенно интерес ребенка, то можно дополнить рассказ, поведав о спутниках всех планет. Кольца для Сатурна можно соорудить из шляпы. Достаточно положить планету на ее дно.

А был ли кто в космосе

Дети могут спросить, был ли кто в космосе? Нужно им рассказать сначала о первых собаках-путешественницах Белке и Стрелке, которые благополучно слетали в космос и вернулись на Землю. Желательно найти фотографии в энциклопедии или в других источниках, чтобы дети знали, как они выглядели.

Спустя время в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Будет не лишним показать его фотографию. Дети должны знать такие вещи. Когда они подрастут, сумеют различать месяцы, годы, им будет проще усвоить даты, конкретные события. Обязательно нужно рассказать и о Сергее Королеве как о создателе первой в мире ракеты, которая свозила в космос и благополучно доставила Юрия Алексеевича обратно на Землю.

О телескопах

Любому ребенку захочется посмотреть на Луну и Солнце поближе. Одно дело видеть на картинках, а другое - увидеть самостоятельно, без излишеств. Другие планеты тоже могут заинтересовать юного любителя. Нужно рассказать ему, что такое телескоп. Если его нет ни у семьи, ни у друзей или знакомых, то можно сначала показать в энциклопедии. Ребенку ещё рано рассказывать, чем отличаются рефракторный и рефлекторный телескопы, для умненьких детей постарше. Поэтому надо ограничиться тем, что телескопы все разные, не в каждый можно увидеть планеты. Существуют специальные бинокли для наблюдения за звездами. Если удалось найти телескоп, то взрослый должен его настроить так, чтобы ребенок под разными углами смог увидеть небесное тело. Например, Луну или Солнце не придется долго искать в окуляре, они крупные. Сначала надо самим изучить, есть ли на Солнце пятна, видно ли а потом уже показывать малышам и объяснять.

Поход в планетарий

Не следует ограничиваться домашними экспериментами. Детей полезно сводить в планетарий, чтобы узнать о Вселенной больше. Если в городе есть обсерватория, открытая для посетителей, будет не лишним сходить туда. Детей следует водить в общественные заведения в осознанном возрасте, когда они уже понимают и интересуются. Нет смысла их тащить в надежде, что их привлечет все, что любопытно взрослым. Не у каждого человека есть шанс побывать в Звездном городке, где учат будущих космонавтов. Но если он появится, то обязательно стоит воспользоваться. Астрономия для ребенка является такой же наукой, как и все остальные в плане сложности восприятия, поэтому нужно уметь объяснять простые вещи, иначе у него пропадет интерес. Детские программы составляют обычно планетарии и музеи.

Изучение созвездий

После самостоятельного изучения планет и звезд, походов в интересные места, можно снова вернуться на дачу. Например, в августе было совершено первое изучение неба и космоса, в холодное время года ходили в обсерваторию и планетарий, а весной можно снова изучать невооруженным глазом бездну. Только неплохо бы вооружиться Ребенок вместе с родителями будет искать нужные созвездия, научится определять их местоположение. Желательно приобрести красочную звездную карту или скачать на смартфон. Благо сейчас есть приложения «Астрономия для детей». Созвездия там изображены не просто так, они накладываются на полупрозрачные соответствующие картинки. Ребенку будет интересно.

Об астероидах, кометах и галактиках

Пожалуй, детям дошкольного возраста будет сложнее объяснить, что такое комета, галактики и астероиды. Намного лучше продемонстрировать им просто картинки из энциклопедии "Астрономия для детей". Звезды и галактику воочию можно объяснить, показав в чистом небе Млечный путь. Это наша Галактика. Когда малыш подрастет, он сможет легко освоить что-то новое в такой науке, как астрономия. Частички от упавшего на Землю астероида встречаются в астрономических музеях. Кометы можно увидеть только в мощные телескопы.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок задаст неожиданные вопросы. Если они не знают ответ, то лучше в этом честно признаться, а не отмахиваться или сочинять. Самое время вместе сесть всей семьей вечерком в плохую погоду дома и почитать энциклопедию.