Рассказать детям о вов в доу. О детских садах во время войны. Рассказы Сергея Алексеева

Оксана Веснина

ПРОЕКТ: «ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»

Направление проекта:

естественно - научное

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.

Проблема:

современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне.

Цель проекта:

воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.

Задачи проекта:

расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.

формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.

воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.

бережное отношение к семейным фотографиям и наградам,

Участники проекта

: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта

Сроки реализации проекта:

Февраль, март, апрель.

Основные формы реализации проекта:

экскурсии;

просмотр презентаций и фильмов о войне;

мини-выставки;

консультации для родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)

сбор литературы по данной теме;

составление плана работы;

разработка содержания проекта

беседы на темы: «Великая отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной».

Основной этап (практический)

чтение художественных произведений:

Стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами»,

С. Алексеев «От Москвы до Берлина»,

К. Паустовский «Похождение жука носорога»,

Н. Ходза «Дорога жизни»

В. Н. Семенцова «Лист фикуса»

слушание музыкальных произведений о войне:

- «День Победы» Д. Тухманова,

- «Журавли»

- «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,

- «Катюша» М. Блантера,

В. Алкина «Прощание славянки»,

беседы с детьми на темы:

«Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны»); «Праздник. День Победы»;

тематические занятия на темы: «Детям о войне», «День Победы» и т. д.

Рассказ прадедушки, одного из воспитанников, Мельник Ивана Ивановича о трудных годах войны.

Показ детям презентаций на темы: «Дети герои», «Герои ВОВ», «Мы гордимся Вами».

Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»

Оформление выставки: «Спасибо за победу!» (военная форма, фотографии, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии, (ответственные родители воспитанников и воспитатели).

Проведение физкультурного праздника «Зарница» (участники: дети, родители)

Выставка поделок , посвящённая ВОВ.

Экскурсия : к вечному огню, памятнику Г. Е. Собянина, возложение цветов павшим героям ВОВ.

экскурсия в поселковую библиотеку.

Продуктивная деятельность с детьми на тему: «Техника военных лет», изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла.

Заключительный этап

(обобщающий):

НОД на тему: «Что я знаю о войне?»

защита проекта в детском саду;

выставка поделок (совместно с родителями) на тему: «В память о войне»;

создание альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в Вов нашего посёлка;

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.

2. Закреплены навыки продуктивной деятельности при создании и оформлении альбома «Вы наша гордость».

3. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).

4. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.

Продукт проектной деятельности

Создание и оформление альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в ВОВ посёлка Игрим

Конспект тематического занятия

в старшей группе

«Детям о войне»

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Оборудование: сборник рассказов «Дети - герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез», репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).

Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)

Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей - отцов и матерей и наших предков. Наша родина - Россия.)

2. Усвоение нового материала

Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов - воинов той далекой войны. Майский праздник - День Победы - Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)

Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.

Много бед и горя она принесла русским людям - в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.

Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюст-рации.)

В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.

Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».

Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

3. Просмотр презентации

День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Все дальше и дальше уходит от нас 9 МАЯ 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой досталась эта победа нашему народу.

Именно 9 МАЯ все жители нашей огромной страны отмечают великий праздник День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поздравляют ветеранов, дается праздничный салют. (Слайд 1-2) .

Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война? Какой ценой досталась победа нашему народу? (Слайд 3) .

О той великой войне и пойдет сегодня наш рассказ. Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, красивыми, полными сил. Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что в их жизни все будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться.

В мире появилась страшная сила – фашизм. Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили и убивали людей. И все ближе и ближе подбирались к нашей Родине. (Слайд 4) .

22 июня 1941года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Посыпались бомбы, на нашу Землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечества война. (Слайд 5) .

Все жители нашей страны взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины. (Слайд 6) - песня «Священная война».

Враг был очень силен. Трудно приходилось нашим бойцам. Солдаты нашей армии били врага в воздухе, на воде и на земле и гнали его с просторов нашей земли. Бои шли и в летний зной и в зимнюю стужу. Наравне с мужчинами воевали (Слайд 7-8-9) .

Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали. Многие дети остались совсем одни, их родители погибли. А некоторые мальчишки становились «сынами полков», их голодных и несчастных, брали к себе солдаты, и дети шли с ними в бой, сражаясь очень храбро. Война отучила детей плакать. Дети четко усвоили урок – заплачешь – расстреляют. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. (Слайд 10, 11, 12). И очень мечтали о мирной жизни. Стихотворение «Я в солдатики играю».

А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды, копали окопы, старались помочь своим отцам, сыновьям, мужьям, фронту. (Слайд 13, 14) .

Но как бы тяжело не было нашим людям на фронте и в тылу, всегда находилось время для музыки и песен. Именно музыка поднимала боевой дух наших бойцов и вела их в бой, именно песни прибавляли сил и поднимали боевой дух нашим людям. (Слайд 15). Частушки, песня «Катюша».

Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. За это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. (Слайд 16-17) .

И вот наступил этот долгожданный день – 9МАЯ 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей страны, но и освободили жителей других стран. (Слайд 18). Много подвигов совершили наши воины во время ВОВ. Стихотворение Г. Рублев «Это было в мае…»

Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, т. к. в каждой семье, в каждом доме кто - то погиб на этой страшной войне. Каждый год люди несут цветы к памятникам, защитников нашей Родины, к могиле Неизвестного Солдата. Стихотворение «День Победы»


Никто и никогда не забудет подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну. Песня «День Победы».

4. Физкультминутка «Наша Родина сильна»

5. Закрепление нового материала

У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это - огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.

Есть еще один очень важный символ - это Знамя Победы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.

Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)

Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)

В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот - это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда - символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, - и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.

В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства - Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.

6. Рефлексия

Предлагаю нарисовать Знамя Победы.

Звучит песня «Тёмная ночь»

Беседы о Великой Отечественной войне

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сто­роне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т. е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2015 году исполняется 70 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В. М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди - люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?

ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,- вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В. Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н. С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Задачи:

· Познакомить детей с Великой Отечественной войной

· Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине

· Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества

Оборудование:

Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.

Ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

По патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:

Оборудование:

Ход образовательной ситуации:

Д:-День Победы

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

По патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:

  • Познакомить детей с Великой Отечественной войной
  • Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине
  • Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества

Оборудование:

Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».

Ход образовательной ситуации:

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.

Ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.


Детские сады в суровые годы Великой Отечественной войны

Первый вражеский авианалет на Москву был произведен ровно через месяц после начала войны - 22 июля 1941 года. Положение становилось опасным, и было принято решение эвакуировать детские сады в отдаленные от Москвы районы. По плану эвакуации детских учреждений все столичные районы были закреплены за определенными районами Московской области - Зарайским, Егорьевским, Орехово-Зуевским, Наро-Фоминским и другими. Многие детские сады ведомств и предприятий переехали еще дальше - в Горьковскую область, а позднее, перейдя на положение интернатов, переправлены в глубокий тыл. Уже с августа 1941 года детские сады в Москве практически перестали существовать, в эвакуации превратившись в учреждения интернатного типа.

Но обжиться на новых местах они часто не успевали. Фашисты так быстро вели наступление, что детей из некоторых районов, как, например, Наро-Фоминского, пришлось возвращать в Москву в самом срочном порядке. Для этого в распоряжение Отделов народного образования был представлен автобусный транспорт. В ночное время на пустынных улицах затемненной и настороженной Москвы тогда можно было встретить колонны автобусов с возвращающимися в город детьми. Во время этих переездов некоторым ребятам приходилось переживать воздушную тревогу. Вот как описывает такой случай бывшая методист-инспектор по дошкольному воспитанию Ждановского района А.В. Никулицкая. Она сопровождала одну из последних автобусных колонн, которая возвращалась из Московской области.

«Пятнадцатого октября я получила приказ Отдела народного образования вывезти детей из Егорьевского района в Москву для раздачи их родителям. Шестнадцатого октября я везла детей в автобусе. Километрах в двадцати от Егорьевска (в деревне) наш автобус завяз в грязи. Взрослые, ехавшие с детьми, помогали шоферу - собирали камни, солому и т.д. В это время над автобусом стал кружить вражеский самолет. Шофер посоветовал мне вывести из автобуса детей. Когда старшие дети рассмотрели фашистский знак на самолете, они стали волноваться, а малыши начали громко плакать. Чтобы успокоить детей, отвлечь их внимание, я предложила всем смотреть на большое облако и ждать, как оттуда вылетят наши самолеты-истребители и прогонят фашистский самолет. Дети перестали плакать и внимательно смотрели на облако. Вскоре действительно появились три наших истребителя, но с противоположной от облака стороны. Дети услышали шум моторов, повернулись и увидели, как наши истребители окружили и погнали вражеский самолет. Дети забыли страх - хлопали в ладоши, визжали от восторга, прыгали, рассказывая, как наши летчики окружили и погнали самолет.

Позднее эти ребята по пути в далекий тыл три раза подвергались налетам. Три раза мы одевали детей и готовили их к выходу из вагона. Это были жуткие моменты - на нас лежала огромная ответственность за сохранение жизни детей. Малышам мы говорили, что пойдем погулять, а старшим, шести-семи лет, говорили правду. Но ребята мало беспокоились - они были уверены, что наши истребители прогонят фашистов как тогда, возле автобуса: «Помнишь, как наши летчики их погнали? Так и теперь их погонят».

Все дети, вернувшиеся в Москву, должны были снова ехать - на этот раз глубоко в тыл».

С октября в Отделах народного образования шла напряженная работа по организации массового вывоза детей дошкольного и школьного возраста. С июля до самой зимы московские дети эвакуируются в восточном направлении - в Саратовскую, Челябинскую области и даже в предгорье Тянь-Шаня.

Вот как об этом вспоминает один из работников интерната № 8 Ленинградского района, прибывшего в Красноборский район Татарской АССР:

«Пароход прибыл на рассвете, но на пристани было много народа - это были представители советских и партийных организаций, которые вышли нас встречать и оказать свой отцовский прием детям, прибывшим из столицы Родины Москвы... Люди, которых, по существу, мы видели впервые, оказались нам такими близкими, такими родными. Вскоре прибыли колхозники - татары из деревни Болтачево, чтобы доставить нас до нового места жительства. Прибыло 38 подвод. Их сопровождали молодые, пожилые и старые колхозники. С какой лаской они встречали наших малышей и как с любовью, по отцовски они усаживали их на колхозные подводы. Ехать предстояло 35 километров. Путь был трудный, шел дождь, дороги размыты, обоз, нагруженный детьми и вещами, медленно двигался по проселочной дороге. Прибыли мы в деревню Болтачево в три часа ночи, но нас ждали. Для нас подготовили чистое и теплое помещение в сельсовете. Дети были накормлены и тотчас уложены спать».

Другой работник интерната с благодарностью вспоминает комсомольцев, которые на руках перенесли с парохода всех детей, а затем и багаж.

Так же тепло был встречен интернат Советского района в Свердловской области. Его работникам особенно запомнилась заведующая группой детских садов Свердловского ОБЛОНО А.П. Нечаева, которая проявила большую заботу об организации жизни эвакуируемых детей.

Заготовка топлива была главной задачей в течение всей жизни интернатов в эвакуации. Топлива требовалось много: чтобы приготовить пищу, постирать белье, для мытья детей и, конечно, для обогрева жилых помещений. В некоторых местах в сильные морозы приходилось протапливать печи дважды в сутки. В заготовке топлива участвовал весь персонал - и воспитатели, и няни. Они валили деревья, пилили, подвозили их к интернату. Довольно большая доля этой работы ложилась на плечи школьников. Помогали и дети-дошкольники, в обязанности которых входила доставка дров на саночках к печам: требовалось положить дрова на санки, перевезти их и затем аккуратно сложить. Это была настоящая работа, и дети хорошо понимали ее значение и необходимость.

Первое время по приезде из Москвы дети питались хорошо: продукты получали по централизованному снабжению в соответствии с установленным лимитом, использовали и продукты, привезенные с собой; с большими трудностями, но заготовляли на зиму овощи.

Однако скоро тяготы войны стали сказываться и на детском питании. В 1942 году лимиты были снижены. Особенно это ощутили интернаты, находившиеся недалеко от городских и районных центров. Необходимо отметить, что обслуживающий персонал был на местном снабжении, выделенном для всех эвакуированных, и практически очень слабо обеспечивался продуктами. Достать дополнительно продукты по более низким ценам представляло большие трудности. Для этого нередко приходилось ездить на лошадях в отдаленные районы, порой в пятидесятиградусный мороз и пургу. Это заставляло коллективы интернатов серьезно подумать о подсобном хозяйстве, и там, где имелись необходимые условия и где оказывалась помощь местными организациями, создавались такие хозяйства.

Интернат хлебозавода № 2 начал организовывать свое подсобное хозяйство с того, что на деньги, собранные с сотрудников, приобрел семенной картофель, посадил его и получил урожай в 25 тонн, что вполне обеспечило потребности детей и взрослых. Потом купили двух поросят, а за два года вырастили сорок восемь свиней, приобрели корову, и ослабленные дети были обеспечены молоком. Для коровы и двух лошадей косили сено. Интернату удалось получить 3,5 га земли на расстоянии 10 км. Эту землю засевали просом и подсолнечником.

Многие заведующие детскими садами, педагоги, привыкшие к городским условиям жизни, в эвакуации становились организаторами сельского хозяйства. В сохранившемся плане работы руководителя одного из интернатов предусматривались устройство кухни, обеспечение интерната дровами на время распутицы, закупка на рынке муки, обеспечение лошади сеном. Намечалось также сделать прорубь для полоскания белья, навесы для детей от солнца, проложить дорогу до кухни, замостить ее хворостом и навозом. Но самое большое место в плане отводилось предстоящим весенним работам. Ставится задача добиться от райисполкома закрепления за интернатом восьми гектаров земли, выделения коровы и лошади для лучшего обеспечения посевной, расширения свинофермы.

Работникам интернатов многому пришлось поучиться, много преодолеть трудностей, проявить настойчивость и смекалку.

У интерната 2-го Государственного подшипникового завода перед весенними работами колхоз забрал выданную ранее лошадь, а требовалось обработать три га земли под посевы проса, картофеля, овощей и бахчи. Вместо лошади на пахоту прислали верблюда. «Это специфическое животное плачет, плюет во все стороны, не хочет идти по борозде, проявляет упрямство. Но мы заставили верблюда пахать. Надели специальные халаты - пусть плюет, вели с двух сторон - заставили идти в борозде - и вспахали три гектара». Позднее этот интернат завел трех коров с телятами, трех лошадей, кур, поросят и коз. Интернат обрабатывал 15 гектаров земли, собирал до 16 тонн сена. При возвращении в Москву через два с половиной года все животные были переданы местному детскому дому, а с ними и сельскохозяйственный инвентарь - три телеги, две арбы, двое саней, два плуга, бочки для воды, триста кубометров дров, 3000 кизяков. Все это хозяйство было создано сравнительно небольшим коллективом на пустом месте.

Там, где было хорошо налажено подсобное хозяйство, дети и взрослые жили безбедно.

Во главе интернатов, как правило, стояли знающие и опытные педагоги, а среди воспитателей было много мастеров и зачинателей дошкольного воспитания в Москве, непосредственных участников создания системы детских садов. Они старались оградить детей от ужасов войны, самоотверженно трудились, чтобы дети не голодали, добивались, чтобы у каждого ребенка была отдельная постель. Даже в пути устанавливался твердый порядок жизни: сон, подъем детей, прием пищи, занятия и прогулки всегда в одно и то же время.

Уже упоминалось, что с детскими садами выехали и школьники - в основном дети обслуживающего персонала, а также братья и сестры младших детей, родители которых были на фронте и просили не разлучать их детей. Педагоги интернатов поставили перед собой задачу - при любых условиях школьники не должны потерять ни одного года обучения. Там, где была такая возможность, дети учились в школе, а там, где ее не было, обучение взяли на себя воспитательницы-дошкольницы. Проверочные испытания проводили учителя. Начальница интерната Е.И. Семенова, отвечая на запрос заведующего Отделом народного образования Бауманского района, докладывала:

«Со школьниками мы своими силами с 16 октября 1941 года начали систематическую учебу по программе. В первом классе у нас семь учеников, во втором - шесть, в третьем - восемь, в четвертом - пять, в пятом - три, в шестом - два, в седьмом - один. В первом классе преподавала опытная учительница Бессонова. Она же занималась по математике с учениками шестого и седьмого классов. С детьми второго класса по русскому занималась воспитательница Спиридонова, по арифметике - Комарова. В третьем, четвертом классах занималась воспитательница Бессонова. Воспитательница Копейкина преподавала естествознание и ботанику, Колоскова - географию. Историю, физику, химию вести пришлось мне».

К порученному делу все воспитатели относились с полной ответственностью, хотя и работали без всякой дополнительной оплаты. Помимо обычной шестичасовой работы с дошкольниками, они еще по четыре часа ежедневно занимались «в школе».

С учебниками, пособиями и тетрадями было трудно. «У нас было всего два букваря», - жаловалась одна из воспитательниц, которая вела обучение группы детей, достигших к осени 1941 года семилетнего возраста.

В эвакуации московские дети прожили два с лишним года. Осенью 1943 года Правительство разрешило вернуть все эвакуированные детские учреждения в столицу, и вскоре интернаты отправились в обратный, также нелегкий путь. Он был длительным, так как железные дороги оставались перегруженными. Ехали в осеннее время в товарных вагонах, поэтому приходилось много хлопотать о топливе, о горячей пище, проявлять заботу, чтобы уберечь детей от простуды и других заболеваний. Но ни у кого уже не было страха, что вот налетит стервятник и сбросит бомбу. Все трудности теперь скрашивалось радостью возвращения домой.

Можно себе представить, как были встречены повзрослевшие дети в Москве. Ведь многие из них вернулись домой уже школьниками второго и третьего классов. И много слов благодарности выслушали в эти дни работники интернатов за свою нелегкую работу в эвакуации.

Но не все дошкольные работники покинули город в первые месяцы войны. После закрытия детских садов и массовой эвакуации оставшиеся в Москве педагоги, методисты, заведующие получили должности коменданта, сторожа или истопника. Им был поручен надзор за опустевшими помещениями детских садов.

Сохранились сведения, что в числе работавших на создании оборонных укреплений на подступах к Москве было не менее 500 воспитателей, нянь и других сотрудников закрытых детских садов. Многие из работников детских садов оказались на лесозаготовках, так как стояла острая необходимость обеспечить Москву топливом. Значительная часть воспитателей определилась работать на фабрики, заводы и другие предприятия столицы. В документах Отдела народного образования Бауманского района указано, что воспитательница детского сада № 8 М.Н. Шенкалович работала токарем, была стахановкой, воспитательница Р.И. Глускина награждена республиканской премией за отличную работу на военном заводе, заведующая детским садом № 25 Мерзликина работала в должности контрольного мастера, воспитательница детского сада Монахова работала управдомом и получила переходящее Красное знамя за порядок и чистоту в домах.

К большому сожалению, сохранившиеся сведения о дошкольных работниках, ушедших на фронт, чрезвычайно скудны. Известно, что дошкольный инспектор Первомайского района Сливинская погибла, защищая Ленинград. Под Можайском была убита воспитательница детского сада Бауманского района Наташа Яновская - девятнадцатилетняя девушка, ушедшая на фронт добровольцем и награжденная медалью «За отвагу». Добровольцами ушли на фронт из детского сада № 15 две сестры Лавриновы. Воспитательница детского сада № 40
О.И. Петрова ушла на фронт вместе с мужем, получила медаль «За оборону Москвы». Воспитательница детского сада № 10 М.П. Кузнецова была ранена под Сталинградом, она также награждена медалью. Воспитательница детского сада № 6 Московского военного округа была на фронте зенитчицей. В числе ушедших на фронт была и Анна Никитична Шевякова, воспитательница детского сада завода «Динамо», открывшегося в первый год после революции. В сороковых годах она возглавляла дошкольную работу в Москве. За боевые заслуги и доблесть, проявленную на посту заместителя начальника полевого госпиталя, А.Н. Шевякова была награждена орденом Красной Звезды и двумя медалями.

В октябре 1941 года через Москву двигались беженцы из оккупированных врагом мест.

Для их организованной отправки дальше в тыл в Гороховском переулке был создан эвакопункт. Сюда ежедневно прибывали все новые и новые обездоленные семьи, здесь формировались эшелоны, в здании школы, наскоро переоборудованном в общежитие, размещались беженцы всех возрастов.

Другой эвакопункт был расположен на территории бывшего Ростокинского района Москвы. Дошкольные работники М.Г. Хлопова, Е.Б. Гениннгс, В.В. Обыдова и Т.С. Бабкина решили помочь находившимся там малышам освоиться с непривычной тревожной обстановкой и немного скрасить их пребывание в эвакопункте. Сложив в рюкзак настольные игры, книжки с картинками, цветные карандаши, они направились к детям.

Вспоминает Елизавета Борисовна Гениннгс: «Вначале администрация пункта встретила нас не особенно приветливо, но мы были настойчивы. Обстановка общежития не подходила для занятий, но мы не смущались этим, расположились на пустой койке, раздобыли небольшой столик и пригласили детей посмотреть, что мы им принесли. Со всех коек комнаты к нам стали собираться дети, сначала робко, недоверчиво, но потом, привлеченные яркими картинками, стали смелее. Заинтересованные сказкой, которую я начала им рассказывать, дети уже со всех концов комнаты подходили все ближе и ближе, окружив меня тесным кольцом».

Все четверо воспитательниц поочередно стали каждый день приходить в общежитие, стараясь разнообразить свои занятия. Среди детей были и такие, которые в силу разных причин задерживались в эвакопункте на неделю-другую и даже на месяц. Они стали хорошими помощниками в занятиях с другими детьми.

Такую же работу на другом эвакопункте, через который прошло много беженцев из Украины, проводили студенты педагогического института им. В.И. Ленина под руководством преподавателей Е.А. Флериной, Л.Н. Красногорской, Н.А. Метлова, Э.И. Залкинд. Здесь усилиями преподавателей и студентов тоже была создана уютная обстановка - «оазис в большом, заваленном вещами и переполненном озабоченными людьми помещении», где и проводилась работа с детьми. Подобная работа проводилась и на станциях метрополитена, выполнявших роль бомбоубежищ.

В Железнодорожном районе Москвы при непосредственном участии преподавателя МГПИ Н.А. Метлова была организована детская комната. Районный методист З.С. Терновцева в своих воспоминаниях пишет, что в этой комнате звучала музыка. Николай Афанасьевич заводил патефон и ставил отобранные им пластинки, дети пели, много играли, и им было тем более интересно, что с ними занимался «большой дядя», как они называли его в разговоре с родителями.

Обездоленные дети, лишившиеся крова и постоянно слышавшие гнетущие разговоры взрослых об ужасах войны и потере близких, попадая в уютную обстановку детских комнат и видя приветливые лица воспитателей, скоро забывали про войну и тревоги, выпавшие на их долю, включались в игру, веселились. Это вызывало радость и удивление взрослых. «Батюшки! - воскликнула одна изумленная мать, увидевшая, как ее трехлетний малыш лихо отплясывает «русскую», притопывая ножками в валенках. - Целый день сегодня хныкал, домой просился - а где он, дом-то наш? А теперь ишь как отплясывает!..»

Заботу педагогов чувствовали не только дети, но и их родители. Они тепло прощались, когда им нужно было уезжать, горячо благодарили за внимание к их детям: «Как хорошо придумали, что с детьми занимались. А то наши ребятки уже и забыли, что на свете игрушки есть...», «Сразу видать, в Москву попали - здесь и о детях подумали». Так говорили родители, забирая своих детей из детских комнат.

В Сокольническом и Фрунзенском районах открылись детские сады, куда поступали дети, оказавшиеся без крова, пострадавшие от вражеских налетов или прибывшие из районов Московской области. Здесь они находили приют до решения их дальнейшей судьбы.

Вспоминает А.Я. Успенская:

«13 декабря 1941 года была назначена заведующей детским садом № 8, который первым возобновил работу на Люблинском железнодорожном узле. Постепенно в здании, построенном для яслей и рассчитанном на 100 детей, мы открыли 5 групп с количеством 165 человек детей. Открытие учреждения совместили с новогодней елкой. Окна были замаскированы черной бумагой. Елка не была освещена, но она казалась всем нам особенно яркой, блестящей и красивой. В помещении было холодно, и дети были одеты в пальто. Главные персонажи - Дед Мороз и Снегурочка - были воспитатели. И детям было весело.

Весна 1942 года. Вокруг здания с обеих сторон была большая пустынная площадь. Одну сторону мы отвели под групповые участки, вторую заняли под картофель. Но чтобы посадить картофель, сделать цветники и посадить деревья, мы очистили территорию от камня, щебня, угля, шлака и стекла, оставшихся от постройки домов, окружающих детский сад. Цветы сеяли и сажали неприхотливые, но яркие. Посадили тополя и вязы, они неприхотливые, приживаются в любых условиях и быстро растут. За саженцами ходили пешком на поля аэрации и носили их на своих плечах.

При хорошем уходе участок наш вскоре зазеленел. Проходящие мимо люди улыбались, любуясь красотой нашего участка.

Каждой группе нужен свой навес-веранда. Материала для этого у нас не было. Мы узнали, что на железнодорожном складе выбрасывают вагонные стойки, и попросили оставить их для нашего детского сада. И таким образом за лето построили пять веранд. Они были без пола, только крыша и барьер немножко выше роста ребенка. Вокруг веранд посадили вьющиеся растения. Необходимая тень и прохлада были созданы».

Читая эти воспоминания, искренне восхищаешься энергией и подлинным, действенным патриотизмом педагогов, окруживших заботой и любовью детей фронтовиков.

В конце декабря 1941 года стали возникать прогулочные группы детей. В определенных районах, обязательно вблизи бомбоубежищ, дети собирались на 2-3 часа. С ними занимались, играли. В конце января 1942 года, когда враг был отброшен на 350-400 километров от Москвы, каждому району было разрешено открыть детский сад в бомбоубежище.

Жизнь тогда осложнялась постоянной угрозой воздушной тревоги, и требовалось всегда быть настороже. Спуск детей в бомбоубежище отрабатывался во всех деталях и с учетом всех условий. Например, по сигналу все дети быстро кладут все то, что у них в руках - куклу, лопату, флажок, - на определенное место и становятся друг за другом в установленном порядке. Спускаются молча, не спеша, чтобы не толкнуть впереди идущего, останавливаются у двери, ведущей в убежище, которую должен открыть взрослый.

Большую трудность представляла организация питания детей. «Кухни находились в других помещениях и иногда были довольно далеко - на расстоянии нескольких трамвайных остановок. Обслуживающей уборщице приходилось делать ежедневно не менее двух рейсов: туда - с санками и пустой посудой, а оттуда - с полными кастрюлями и бидонами, привязанными на санях.

Просуществовали детские сады в бомбоубежищах сравнительно недолго. С наступлением весны там стало сыро, и детей разрешили переселить наверх.

С первых чисел февраля 1942 года в Москве начали работать 25 детских садов. Летом было восстановлено еще 149 детских садов. К концу 1942 года в 258 детских садах числились уже 202 тысячи детей, что составляло треть от довоенного времени.

При восстановлении детских садов стала ощущаться нехватка оборудования. Так, в начале 1943 года две тысячи детей не могли спать днем из-за отсутствия кроваток. Часто при приеме в детский сад родителям предъявлялось требование принести для своего ребенка посуду. Не хватало белья, одеял, подушек, мебели.

Вскоре очень остро встал вопрос с подбором кадров воспитателей. Когда на работу начали возвращаться воспитатели, временно занятые в учреждениях и на предприятиях, администрация нередко чинила препятствия этому переходу, и Московскому городскому отделу народного образования пришлось добиться принятия специального указания, запрещавшего задерживать переход учителей школ и воспитателей детских садов на работу по своей специальности. Вместе с опытными кадрами приходилось принимать на работу молодых девушек без всякой подготовки. Поэтому уже в 1942 году в отдельных районах были созданы краткосрочные курсы воспитателей на базе семиклассного образования.

В ноябре 1943 года Исполком Моссовета принял решение «О мероприятиях по расширению сети детских садов», в котором предусматривалось изготовление оборудования, хозяйственного инвентаря, игрушек, пособий и улучшение материального положения работников детских садов.

В 1943 году были открыты первые санаторные детские сады и группы для детей с туберкулезной интоксикацией. К их организации предъявлялись более высокие требования. В них предусматривалась повышенная норма питания, повышенная оплата для педагогического персонала и не более 25 детей в группе. При все нарастающей потребности в определении детей в детские сады, с одной стороны, и отсутствии свободных помещений, с другой, в каждом районе была поставлена задача - открыть детский сад на 100 мест для наиболее ослабленных детей или открыть обычный сад и принять в него дополнительно еще пятьдесят детей, остающихся без надзора на время работы матери. В конечном итоге детские сады санаторного типа открылись во всех районах Москвы и имели большое значение в борьбе за оздоровление детей.

В начале 1943 года в новом составе под руководством Е.И. Радиной начал работу Городской дошкольный методический кабинет. В 1944 году дошкольные кабинеты появились уже во всех районах Москвы, и началась массовая методическая работа. В центр внимания были поставлены вопросы организации закаливания детей и правильного питания. В районах были организованы курсы поваров. На практических занятиях они обменивались лучшим опытом. В результате проведенной работы повысилось качество питания детей, в меню стали широко вводиться сырые овощи.

Однако организация питания в детских садах оставалась сложным делом. Трудность заключалась в доставке продуктов с продовольственных баз, в своевременном получении с родителей детских карточек, а также в своевременном отчете об их расходовании. С баз продукты выдавались лишь по предъявлении отчета о погашении карточек за последние 10 дней каждого месяца. Заболевшим детям выдавалось питание на дом, поэтому в послеобеденное время нередко можно было встретить родных ребенка с кастрюльками и банками, ожидающих получения пищи. Выбывшим детям за прошедшие дни продукты выдавались в сухом виде. Строгий контроль за питанием осуществляла санэпидемстанция, определявшая полное вложение продуктов в порцию ребенка лабораторным способом.

Чтобы сделать жизнь детей более разнообразной, доставить им удовольствие и отвлечь от тяжелых переживаний, в детских садах стали проводить «вечера досуга». После полдника к детям приходил музыкальный руководитель, который был включен в штат с 1944 года. Эти занятия не преследовали учебных целей - задача заключалась в том, чтобы создать у детей хорошее, бодрое настроение. Широко практиковались показы кукольного, теневого театров.

Зимой 1942-1943 года в районах Московской области, освобожденных от оккупантов, приступили к налаживанию жизни. Разрушения были так велики, что многое приходилось начинать заново. Москва развернула работу по оказанию помощи особо пострадавшим районам. Отделам народного образования поручалось содействовать восстановлению школ, детских садов и других учебных и воспитательных учреждений. По сохранившимся неполным данным, в Москве было собрано оборудования на девяносто семь тысяч рублей, подготовлено 153 воспитателя для работы на детских площадках в подшефных районах.

Сегодня нам трудно даже представить те тяготы и лишения, которые выпали на долю дошкольных работников военных лет. Но они их преодолевали. И многим помогала мысль о близких - отцах, мужьях, сыновьях, находившихся в то время на фронте.

Хочется привести рассказ заведующей интернатом Н.В. Коржец:

«У нас в интернате были на исходе дрова. Колхоз только к вечеру дал лошадь, чтобы перевезти их из леса. День был трудный, и все работники так устали, что я не решилась их просить и поехала сама. Жутко, светит луна. Добралась до наших дров, нагрузила сани, увязала, как могла, и двинулась. Но обратный путь оказался очень трудный - дорога узкая, снегу много, да еще дрова задевают за кусты, лошадь едва тянет или совсем останавливается. Стараюсь ей помочь, ничего не выходит. Прихожу в отчаяние, но вспоминаю о том, что моему мальчику там, на фронте, еще труднее, ему в эту минуту, может быть, угрожала смерть, - и я вновь подталкиваю воз, он трогается с места. Так мы выползли из леса...»

А потом наступил долгожданный праздник Победы.

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.

В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

Победа будет за нами!

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

4. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью выполнено правительственное постановление об охвате различными формами организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и дошкольного возраста.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений - дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941-1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

Принятие новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР

5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма

В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады.

В связи с тем, что обучение стало начинаться с 7 лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов – 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.

Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось улучшение воспитательно-образовательной работы в детских садах. XX съезд партии указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного воспитания детей – к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. Новые детские сады строились там, где потребность в них ощущалась более остро, а именно: при новых предприятиях, где работало много женщин.

В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.

В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.

В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.

Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР впервые по-новому разработали теоретические основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.

А.П.Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П.Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.

Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста». В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.

Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.

Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется «Основами законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках.

Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства.

В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в том числе полнее удовлетворяются интересы и потребности населения в них. Характерно в этом плане движение, начатое в 1976 г. газетой «Известия» по инициативе группы женщин-депутатов. «Известия» стали контролировать ввод в строй новых дошкольных учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало успешному выполнению намеченных планов.