Заштатная ситуация. Священник РПЦ Дмитрий Свердлов запрещен в служении на пять лет. Официально за прогулы, по мнению анонимов — за публицистику

Дмитрия Свердлова запретили в служении. Об этом сам священник написал на своей странице в социальной сети Facebook вечером во вторник, дав ссылку на сайт Московской епархии РПЦ.

«Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже», — сообщил священник. Официальный документ за подписью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) на странице епархии гласит: «Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на 5 лет и почисляется за штат».

На странице священника за несколько часов тут же появилось более сотни комментариев. Например, игумен Калужской епархии Игнатий Душеин написал:

«Система выплевывает тех, кого не смогла переварить».

В многочисленных публикациях в СМИ опального отца Дмитрия в основном называют «священник, который хотел попросить прощения у ». Однако официальные лица РПЦ утверждают, что причиной наказания стали исключительно нарушения канонических правил.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла диакон Александр Волков сообщил «Газете.Ru», что ничего особенного не случилось. «Это внутрицерковные обстоятельства - запрещение того или иного клирика в священнослужении. Это, к сожалению, случается», — сказал священник.

Официальный представитель Московской епархии епископ Балашихинский Николай Погребняк рассказал «Газете.Ru», что именно стало причиной наказания. «Летом, когда он (священник Дмитрий Свердлов. - «Газета.Ru») отгулял положенный отпуск, он не явился в храм и поехал куда-то путешествовать. Путешествовал довольно долго и фактически добавил себе еще один отпуск», — объяснил епископ. «За это его перевели в домодедовский собор Всех Святых (до этого отец Дмитрий был настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. - «Газета.Ru»), но он и там не появился и уже почти четыре месяца находится в неизвестном месте. Где, я не знаю, но сегодня нашел в СМИ, что он, оказывается, где-то за границей», — добавил пресс-секретарь епархии.

По данным «Газеты.Ru», священник Дмитрий Свердлов начиная с осени и по сей день находился в России.

На вопрос корреспондента, не поехал ли бывший настоятель храма Петра и Павла после законного отпуска в Крымск помогать жителям разрушенного наводнением города (об этом сам священник неоднократно писал: он собирал помощь для крымчан и отвозил ее на собственной машине), епископ Николай Погребняк ответил неоднозначно. «Исполнять священнический долг, будучи в полулегальном положении, довольно сложно. Долг в том, что священник идет к каким-то страждущим их исповедовать, причащать, соборовать. Но если у него с собой не было никаких облачений — что, он пальцем это все будет изображать? Здесь есть нестыковки», — считает епископ Николай. По его словам, священник Свердлов должен был подать рапорт и попросить разрешения, а он вместо этого фактически попытался выдать помощь крымчанам за подвиг.

«Лично мое убеждение, что эта поездка в Крымск была нужна, чтобы оправдаться, что он где-то там катался, зато потом в Крымске помогал. Это авантюризм в чистом виде», — уверен пресс-секретарь епархии.

Судя по сообщению в соцсетях, опальный священник не догадывался о грядущем наказании, однако епископ эту информацию опроверг. «После того как Свердлов прогулял четыре недели после отпуска, его пригласил к себе благочинный и пытался его усовестить, а он так и не появился. Потом он получил указ о его переводе в домодедовский собор Всех Святых — и опять не пришел. Так что его по-отечески полгода вразумляли, приглашали и звонили, а он все никак», — утверждает пресс-секретарь Московской епархии.

Анонимные источники «Газеты.Ru» утверждают, что запрещение в служении неслучайно и не особо связано с «прогулами». Священник достаточно активно выражал свою позицию в публикациях в интернете, в частности на сайте «Правмир».

«Отец Дмитрий написал статью про выборы (в декабре 2011 года. - «Газета.Ru»), которая взбесила патриарха, потом уже писал про Pussy Riot и Крымск. Это все раздражало начальство», — утверждает источник.

Сначала священника «предупредили», переведя его в домодедовский собор. Во второй раз предупреждать не стали, просто вывесив на сайте указ митрополита. «Это обидная и карательная мера, потому что митрополит Ювеналий предварительно не обсуждал это со священником, а постфактум поговорить с церковным начальником священник также не может», — заявил источник.

«Со священником обращаются как с вещью: его личность, обстоятельства, мнение не учитываются. Учитывается односторонняя корпоративная этика, которую младшие должны соблюдать, а старшие не обязаны вообще ничего делать в ответ. Своего рода крепостное право: обязанности только снизу вверх, а сверху вниз — никаких обязанностей, только кары», — говорит источник.

По информации из Московского епархиального управления, немалую роль в судьбе священника Дмитрия Свердлова сыграл пресс-секретарь управления епископ Николай Погребняк. «Он с весны отслеживал его публикации и капал на мозги митрополиту, не раз говорил, что, мол, если Свердлов писать не перестанет, мы его переведем», — поделился анонимный источник.

Пресс-секретарь патриарха диакон Александр Волков отметил, что запрещение в служении рано или поздно может прекратиться и священник сможет вернуться в лоно церкви. Однако настоятель храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский утверждает, что наказание серьезное: «Запрет на служение — это предпоследняя мера перед лишением сана». По словам священника, при желании, отец Дмитрий может подать апелляцию на решение в церковный суд.

Впрочем пресс-секретарь Московской епархии епископ Николай склонен думать, что к служению священник Свердлов не вернется. «Такого рода люди хотят быть на пьедестале. Я не думаю, что он придет: у него другие интересы. Такое впечатление у меня сложилось от его публикаций и выступлений, они не на пользу душе собственной», — сообщил епископ.

40-летний священник Дмитрий Свердлов пришел в церковь в 19 лет, до этого был некрещеным. Позже, по совету духовника, решил стать священником и был рукоположен в 2000 году. Тогда же семье потребовались деньги: заболела маленькая дочка. Благодаря своему экономическому образованию, Свердлов смог взять, как он сам говорил, «подработку» экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Около пяти лет назад священнику предложили организовать приход и построить Петро-Павловский храм в селе Павловское.

В 2011 году он стал публиковаться на сайте «Православие и мир». В декабре он описал свой опыт наблюдателя на выборах, рассказал про фальсификации и многочисленные вбросы.

Позже, в начале 2012 года, когда закрутилось дело Pussy Riot, священник написал, что попросил бы у активисток прощения «за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества». Летом того же года Свердлов ездил в Крымск на собственной машине с гуманитарной помощью для жителей пострадавшего от наводнения города.

Священник Дмитрий Свердлов, настоятель Петропавловской церкви в деревне Павловское, - о том, как он неожиданно крестился, как совмещал работу экономистом и служение в церкви, зачем пошел наблюдателем на выборы и почему хотел бы извиниться перед группой Pussy Riot.

Возраст : 40 лет.
Образование : Российская экономическая академия им. Плеханова, специальность "экономист-математик". Учился в ПСТГУ и Коломенской семинарии.
Место служения : Петропавловская церковь в деревне Павловское Домодедовского района.

Про отца Василия Швеца и крещение
____

Я в церкви давно, с девятнадцати лет, и столкнулся с церковным миром так: в старших классах школы мне очень нравилась одна девушка - породистая, яркая. Я же был юношей застенчивым и не мог проявить себя должным образом. И был у меня друг - сегодня он довольно видный священник в Московской области. Мы вместе учились с первого класса. Тогда мой товарищ увлекся историей и готовился к поступлению в РГГУ, на историческое отделение. И с ним случилась довольно типичная вещь: каждый человек, читая об истории России, в огромных объемах сталкивается с православием. И для моего друга это было шоком - его глазам открылась параллельная реальность, которая, хоть и не была официально озвучена и в школьных учебниках практически не упоминалась, оставила в истории страны яркий след. Соответственно у него возникли определенные интересы, и девушка, которая мне нравилась, сказала ему: "Я вижу, ты православием интересуешься, а у меня мама верующая. Хочешь, я тебя с ней познакомлю?" Друг пошел с ней знакомиться, а поскольку мы с ним были не разлей вода, он предложил мне пойти с ним вместе, за компанию - ну и я за ним увязался, чтобы попасть в дом к девушке, которая мне нравилась.

Вскоре у товарища созрело решение креститься. Его будущая крестная решила нас отвезти к своему духовнику, служившему в Псковской области. И мы, мальчишки-первокурсники, практически никогда до этого не выезжавшие из Москвы, поехали в Псковскую область, в загадочные и дикие места. Священник, к которому мы ехали, протоиерей Василий Швец, был совершенно исключительной личностью. Он родился в 1913 году, а умер совсем недавно, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Его семья пережила раскулачивание, он работал в цирке гимнастом, плавал на корабле, потом прошел Финскую кампанию и Великую Отечественную войну, служил в наших войсках в Германии и сан принял только в пятьдесят лет. То есть по сути он прожил две огромные жизни. Надо еще понимать, что поехали крестить моего друга мы в 1989 году, когда массовой моды на крещение еще не было и крещение молодого человека было событием штучным, вызывало у всех большое волнение и было обставлено соответствующим образом. Я же смотрел на происходящее немного со стороны, взглядом исследователя.

Он работал в цирке гимнастом, плавал на корабле, прошел Финскую кампанию и Великую Отечественную войну, служил в наших войсках в Германии и сан принял только в пятьдесят лет

По приезде нас поместили в нечеловеческие условия - отец Василий оказался радикалом в самом лучшем смысле этого слова. Мы отстаивали службы по шесть, по восемь часов - мальчишки, которые первый раз в жизни оказались в церкви. При этом внятного графика богослужений не было: приход в глуши, почти на границе с Эстонией, вокруг - полуразрушенные деревни, и отец Василий, служивший уже тридцать лет, мог начать службу в непредсказуемое время. Храм не топлен, ноябрь месяц, не кормят - постоянный пост. В процессе выясняется, что меня тоже крестят, к чему я был, кажется, совершенно не готов. Но меня охватил паралич воли - оказавшись в другом мире, за тысячу километров от Москвы, я не сопротивлялся и полностью отдался происходящему. Поздней ночью в промерзлом храме начали чин крещения. Мой друг был очень серьезен, целеустремлен. Я тоже был серьезен, но по другой причине: для меня большой проблемой оказалась необходимость раздеваться. Я переживал за свое белье: по нему было сразу понятно, что я - из очень бедной семьи. Я был похож на волка из "Ну, погоди!" - в цветастых трусах по колено, и это сильно меня озадачивало.

Про веру
____

Очень скоро отец Василий переехал в Москву, передал приход своему воспитаннику и стал жить у своих духовных чад. Я привязался к нему сразу и неизбежно. В кругу моих друзей, как и в кругу моих родителей, не было личности, по масштабам хоть как-то с ним сопоставимой. Это был настоящий гигант, человек уникального и богатейшего жизненного опыта, настоящий харизматик - насколько это возможно в рамках сегодняшнего православия. Несколько лет мы путешествовали с ним по России - у меня к тому времени появилась машина, и среди прочих молодых людей, которые вращались вокруг него, я исполнял послушание личного водителя. Мне показали Россию негромких церковных людей. Есть вера громкая, публичная, а есть вера людей, которые публичными, просто по формату своей жизни, быть не могут. Есть такой термин - "криптохристиане", он возник в оккупированной турками Малой Азии. Как правило, это греки, тайно исповедовавшие православие, но жившие по законам мусульманского общества. И люди, с которыми я благодаря отцу Василию познакомился, не скрывали свою веру, но никак ее не афишировали, а просто жили тихой и простой жизнью добродетельных христиан. И среди нас сейчас таких людей очень много - верующих людей, которые не заявляют о своей вере, но пытаются по ней жить.

Трудно говорить, какая вера правильная, а какая - показная. У кого из нас есть этот измерительный прибор, которым оценивается вера другого?

Впрочем, трудно говорить, какая вера правильная, а какая - показная. У кого из нас есть этот измерительный прибор, которым оценивается вера другого? Тем более что оценка легко соскакивает в осуждение. Чужая душа - потемки, и не стоит думать, что человек, демонстрирующий атрибуты своей веры, делает это исключительно ради самой демонстрации. Прогнозировать, в какой момент произойдет встреча человека с Богом и что повлияет на эту встречу и происходит ли она на самом деле, - дело неблагодарное.

Про то, как я стал священником
____

Я видел самое начало возрождения православной жизни - нищие, разрушенные монастыри. Видел в Подмосковье храм, в котором раньше был абортарий. Операционная - в алтаре. Там, видимо, очень удобно было аборты делать: кафельный пол, легко замывается кровь. В этом храме была роспись - арка с круглыми плафонами. Плафоны замалевали изображениями младенцев с плакатами: "Дайте нам право решать, хотим мы жить или нет!". И снизу, наподобие скрещенных серпа с молотом, инструменты хирурга-гинеколога.

В начале 90-х годов священники были в дефиците, а любого молодого человека церковная тусовка рано или поздно начинает провоцировать, подталкивать к священству. Об этом думают все мужчины, которые углубляются в пространстве храма чуть дальше подсвечника. В один прекрасный момент мой духовник сказал мне: "Знаешь, из тебя получился бы неплохой священник". К этому вопросу мы возвращались несколько раз, и я отвечал: "Я не готов и не достоин". А в очередной раз подумал: "Хорошо, если я нужен церкви, пойду служить". Я воспринял слова духовника как призыв. Как мобилизацию: человечество в опасности, ему нужно помочь. А опасность такая же, как и всегда, - грех. Так все и случилось. Я уволился со всех работ, прошел положенную комиссию, и митрополит рукоположил меня в священника. Назначили меня в тот же храм, куда я и ходил мирянином, в Подмосковье, где пел на клиросе, где помогал в алтаре. У нас не принято задавать вопрос: "Где ты хочешь служить?". Служишь там, куда пошлют, где ты больше нужен.

Про службу и работу
____

Через полгода после моего рукоположения, в 2000 году, я оказался в совершенно чудовищной ситуации: у меня заболела маленькая дочь, понадобились лекарства. Жена не работала, сидела с ребенком. Да и вообще, не очень принято, чтобы жены священников работали. Последний гонорар, который я получил в миру, к тому времени кончился. А зарплата у меня, молодого священника, тогда была сто долларов и мешок картошки в месяц. В нашей церкви, к сожалению, не очень принято платить нормальные зарплаты, даже если есть деньги. И на семь лет я взял "подработку": экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Потом была еще исследовательская работа по изучению девелоперского рынка в России в академическом институте - я хотел написать диссертацию, но это не сложилось. Надо сказать, что в церковь я уходил, сжигая все мосты, и долго мучился от совмещения мирской работы со служением. У Джека Лондона есть рассказ о мексиканских революционерах: в ячейку приходит человек и говорит, что хочет помогать революции. Ему отвечают: "Ну что ж, мой полы после собраний". И вот этот взрослый, большой и сильный мужчина моет полы и краем уха слышит, что революционерам нужны деньги. На следующий день он приносит крупную сумму. Его спрашивают: "Откуда деньги?! Ты что, богач?!" И выясняется, что он - коммерческий боксер, который решил завязать с грязным спортом ради революции. Но, чтобы помочь революции, он вынужден был вернуться в грязный спорт. Когда я вынужден был работать, я ощущал себя как тот боксер.

На работе я никогда не афишировал, что я священник, но и не скрывал этого. И в церкви так же: не афишировал, но и не скрывал. В церкви у нас не принято работать и подрабатывать. Хотя многие отцы, я знаю, были бы не против. Считается, что священник должен полностью посвятить себя служению. Кроме того, финансово и социально независимый священник - это опасность для административной церковной системы, потенциально он не настолько послушен и подчинен, как священник, полностью зависимый от своего образа жизни… Я тоже хотел полностью посвятить себя церкви. Но ста долларов и мешка картошки совершенно не хватало. А разводить прихожан на деньги - это не мой стиль.

Финансово и социально независимый священник - это опасность для административной церковной системы

Разные коллективы по-разному реагировали на тот факт, что в их среде работает священник. Все-таки священник нашим человеком воспринимается как инопланетянин, былинный персонаж. Он должен быть во всем другим. А когда с тобой за одним столом ведет переговоры сотрудник, но ты знаешь, что он при этом батюшка, - кому-то это рвет мозг. Бывали и неприятные ситуации, и конфликты. Когда я работал в банке - а там люди знали, кто я, - я готовил экспертные заключения для кредитного комитета. И большинство моих заключений были отрицательными, потому что кредитные заявки не проходили по формальным экономическим параметрам и потому что клиенты крайне небрежно их готовили. Это часто вызывало ропот у менеджеров, которые вели этих клиентов, - иногда бывало довольно жарко. А однажды я ксерил какие-то срочные документы на общем ксероксе, подбежала женщина из другого отдела, буквально отодвинула меня бедром и стала ксерить свои бумаги. Я на секунду оторопел от такой наглости. Потом почувствовал, что это своего рода провокация. Еще секунду подумал и принял решение - отодвинул ее точно так же от ксерокса и продолжил ксерить свои бумаги. Она задохнулась от возмущения: "Да как вы можете? Вы же, вы же…" "Я - что?", - спросил я. "Вы - так не должны!" - выпалила она. "А вы?" - парировал я. Сейчас я, кстати, не уверен в том поступке: сейчас бы я, наверное, молча дал ей доксерить.

Я всегда старался качественно работать и по-человечески относился к коллегам. Я как бы давал им понять, что священник - нормальный человек, нормальный в самом лучшем смысле этого слова. И я всегда любил и церковь, и свои проекты, несмотря на то что разрывался между ними. Успехи были тоже. Девелоперская компания, в которой я работал, одной из первых после кризиса 1998 года получила многомиллионный кредит в иностранном банке - в основе заявки лежали мои расчеты. На эти деньги построено офисное здание, признанное лучшим в Москве в 2005 году. С этой же компанией мы издали первый российский сводный каталог коммерческих офисных зданий.

Но четыре года назад мое церковное начальство предложило мне организовать приход и построить храм на новом месте, в поселке, где никогда не было церкви. Я с удовольствием взялся за это дело, и не могу сказать, что жалею. Приход и храм - это настоящее живое дело. Нужное. Совмещать службу с работой, когда ты второй или третий священник на приходе, еще как-то можно. Но быть настоятелем храма, тем более строящегося, и работать - уже совершенно невозможно.

Когда с тобой за одним столом ведет переговоры сотрудник, но ты знаешь, что он при этом батюшка, - кому-то это рвет мозг

Про приход
____

Я не знаю, велик ли мой приход, я никогда его не измерял. Наш храм всегда был полным. Мы начинали служить в строительной бытовке. В нее помещается 13–15 человек, и во время службы последний обязательно вываливался, потому что дверь открывалась наружу, а места было впритык. Потом отлили фундамент, построили подвал для часовни на тридцать шесть квадратных метров - и у нас всегда был полный подвал. Возвели еще один этаж, на шестьдесят квадратных метров, и он тоже - полный. Если достроим галерею вокруг храма, застеклим ее и проведем отопление, то люди будут и там. Не потому, что я такой, - просто храм здесь нужен.

У меня, в точности как у практикующих много лет хирургов, выработался иммунитет на впечатления, но недавно случился один яркий эпизод. У меня есть прихожанка, я знаю ее лет десять. Многодетная мать, взрослая женщина за сорок. Последние четыре года я ее регулярно исповедаю, и исповеди эти для меня мучительны: я слышу бесконечные повторы одних и тех же нерешаемых проблем. И самое страшное - что я ничем ей не могу помочь. И вдруг она приходит ко мне перед Пасхой, и я слышу исповедь абсолютно спокойного и зрелого человека. И развожу руками, поскольку это - настоящее чудо.

Про Pussy Riot, гнев и панк-культуру
____

Портал "Православие и мир", который часто меня публикует, задал мне и другим священникам ряд вопросов. Я ответил, что если бы меня пригласили в СИЗО, то я попросил бы у Pussy Riot прощения за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества. Я думаю, что это не столько моя личная точка зрения, сколько учение церкви. Никакая проблема не дает православному человеку права на гнев поскольку гнев - это грех, это одна из семи страстей, разрушительных для человека. Но это как бы разговор "вообще": спросили - ответил. Я не хочу и не имею права никому советовать, тем более патриарху. Эта ситуация произошла не в моем храме: храм Христа Спасителя - кафедральный собор, там настоятель - патриарх, ему решать. У меня есть мой сельский строящийся храм, в который я вложил всю душу и всего себя. Я несколько лет шел к этому храму, и, наверное, для того, чтобы оценить ситуацию корректно, мне стоило бы представить, что Pussy Riot приходят именно ко мне в храм и танцуют у меня. Хоть это, конечно, и неприятно, именно это меня бы, вероятно, задело не так сильно, как священников старшего поколения: я в молодости слушал Sex Pistols, я знаю, что такое панк-культура, и у меня от нее культурного шока нет. Но это ничего не значит, потому что наверняка у меня в храме может произойти что-то эдакое, что шокирует именно меня и выведет из себя. Вот тогда и посмотрим, как я буду реагировать.

Про церковь и государство
____

Есть две принципиальные концепции, которые всегда сосуществовали в церкви. Они взаимоисключающие: и у той, и у другой есть свои сторонники. Первая концепция состоит в том, что церковь должна сотрудничать с миром в самом широком смысле этого слова, для того чтобы мир христианизировать. Вторая концепция строится на том, что нужно понимать, что церковь и мир - разноприродные вещи: церковь - от Бога, а "мир лежит во зле", и о сотрудничестве с миром надо говорить с осторожностью. Мне кажется, что церковь должна существовать в мире, оставаясь от него свободной. Когда церковь начинает сотрудничать с государством, с общественными институтами, берет на вооружение их идеи, а особенно методы, и ими оперирует, церковь, во-первых, теряет свой онтологический статус, а во-вторых, теряет свою свободу. И плотно завязавшись с миром, в какой-то момент церковь вынуждена поступать не по церковному, а по мирскому закону. Нужно соблюсти очень тонкую грань, поскольку Христос не призывал церковь к изоляционизму, но и растворение в социуме и его обслуживание тоже не предполагалось.

Мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов

Про фальсификации на выборах
____

Я ходил наблюдателем на парламентские выборы 4 декабря. У меня была мотивация естествоиспытателя. О возможных фальсификациях стали говорить месяца за два до выборов, и я просто пошел изучить ситуацию на месте. Кроме этого, мне было интересно поставить чисто священнический эксперимент и посмотреть, насколько церковь влияет на общество: я был в рясе, и мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов. До подсчета голосов все было относительно спокойно, ничего особенного не происходило. Но после закрытия участка началось шоу: на столе разложили пачки бюллетеней, рассортированные по партиям. Лежат две на вид одинаковые пачки - "Единая Россия" и КПРФ. Председатель УИК, не оглашая результатов, пишет в расширенной форме протокола: за "Единую Россию" - шестьсот девяносто голосов, за КПРФ - двести двадцать. Я оборачиваюсь, смотрю на стол и по-прежнему вижу две абсолютно одинаковые пачки. Наблюдатели потребовали пересчета, и вот, представьте, идет итоговое заседание УИК, в комиссии - школьные учительницы, и я говорю им: "Девчонки, мы же все понимаем, что произошло, и сейчас совершается ложь. Вот вы учите детей, а сейчас участвуете во лжи, подумайте - чему вы детей научите?" И в первый раз комиссия единогласно проголосовала против пересчета бюллетеней, а во второй раз уже нашлось двое воздержавшихся. Они не могли быть против, потому что, скорее всего, у них бы были большие проблемы, но то, что двое людей отреагировали на слово "ложь" выходом из этой лжи, дает некоторую надежду. Хотя голоса пересчитать председатель УИК не разрешила.

Когда-то мы со отцом Дмитрием вместе работали в профсоюзной газете. Это один из талантливейших журналистов -- но он избрал служение Богу. И тем не менее, постоянно радует: мы в "Фоме" публиковали его художественные фото:

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3952

А вот последнее время я постоянно слежу за рождением цикла житейских диалогов, которые он "налету" выхватывает из течения жизни.

Он стремится избежать фальши -- потому не надо ожидать от диалогов неких уроков благочестия. Это -- пусть по-писательски волшебное -- зеркальце, такое, как у Пушкина: "Свет мой зеркальце, скажи..." -- и оно в ответ "выдаёт" все "но" о нашем житье-бытье.

Только его "зеркало" всё-таки по-христиански доброе, не-осуждающее.

http://dmsverdlov.livejournal.com/
Отец Дмитрий, только не останавливайся!! Так хорошо, честно, смешно-грустно, правдиво получается у тебя писать о нас, о себе, о детях наших... Бог в помощь!

По д катом большая подборка миниатюр, которую я имел наглость выстроить в некое подобие цикла. Надеюсь, отец Дмитрий простит меня...

Осторожно, трафик!

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Сима? У нас здесь где-то муха проснулась. Не видела? Надо убить.
- Не, не надо, папа. Это первая ласточка.

ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Да, старик... я вот протоиерей.
- Ну! Поздравляю.
-...Уже вот как пять лет.
- Как это??
- Да... Тайный протоиерей. Есть тайный монах. А я вот тайный протоиерей... Секретарь, епархиальный, полез в мое личное дело. Говорит, слушай, а ты протоиерей. Тут указ лежит. За 2004 год.
- И что ты чувствуешь по этому поводу?
- Ничего.
- Вот и здорово. Приезжай. Жду.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ

Извините, отец Дмитрий, я не могу сейчас об этом свободно говорить.
- И при этом вы сейчас можете свободно говорить то, что вы не можете сейчас об этом свободно говорить?
- Не удивляйтесь, да.

ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

Кушайте, батюшка, кушайте... Я это, правда, отцу Роману готовила. Но вы тоже кушайте. Вы же тоже батюшка...

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ

Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Смотрю на мамины фотографии и понимаю, что с ней можно было бы дружить...
- С мамой?!
- Да. Ну... ну если бы она была здорова.
- Ну, знаешь...
- Что?
- То.
- Что все было бы совсем по-другому, если бы она была здорова?
- Если бы она была здорова - прежде всего тебя бы не было.

ТЕНДЕНЦИЯ

Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувствие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

ЭРУДИЦИЯ

Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ТУПИК-С

Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

С НАСТУПАЮЩИМ!

Какое-то ужасное впечатление... Все бухие. Все. Мужчины, женщины...
- Много сейчас вечером в метро народу?
- Много. Очень много.
- Ну да, корпоративы... Этот какой-то несчастный наш народ... который пытается...
- Да ничего он не пытается, успокойся. Он - просто пьет, и ничего не пытается.

ЛЫЖИ. У ПЕЧКИ. СТОЯТ.

Мы потом вернулись в нашу школу...
- И вас взяли?!
- Да. Представляете? Маша три месяца отучилась в лицее, а потом мы попросились обратно, и нас взяли. И это тоже показатель.
- Ведь вы говорили, это хороший лицей? А что там не так было?
- Это трудно объяснить... Ну вот, например, турслёт. У вас же уже был турслёт? Так вот там тоже. Пригласили в лес поваров из ресторана, и они готовили на костре. А официанты подавали детям еду... А еще пригласили барда, и пока официанты разносили еду, он пел им под гитару туристические песни... Вот такой вот турслёт...

Ты представляешь? Я что-то сижу, молчу... Таксит меня спрашивает: "Че такое?" Ну, я говорю: "Да жизнь какая-то странная пошла..." А он - ты представляешь? - так спокойно и уверенно отвечает: "А я давно понял - эта жизнь вообще лишена смысла". Таксист! Ты представляешь?..

Я все-таки, батюшка, пришел к тому, что Бог есть. К сожалению...

СИНДБАД-МОРЕХОД

Самая страшная история, когда я в море ходил?.. Мы однажды из Китая шли. На два миллиона долларов кукол на борту. Детских кукол. Волна пошла. Баллов на семь. И ветер нехороший. Воот... И в один момент, понимаешь, судно кренится так... ну, сильно... и вот все эти куклы, на два миллиона долларов, в один момент закрывают глаза и говорят: "Ма-ма..."

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Папа! Пожалуйста! Не смотри на меня, когда я в ванной!..
- Прости, малыш. Я не буду. Я понимаю.
- Что ты понимаешь? Это опасно! Я - медуза Горгона!

НЕ ВЕРЮ!

Папа... я не верю... в прогресс...
- Во что??
- В научно-технический прогресс.
- Да?? Почему?
- Ну вот смотри... Например... Кондиционер из гостиной не добивает до моей комнаты...

Ты русский пересдала?
- Да, папа, пересдала.
- Хорошо. Что еще в школе?
- Ах, папа... Я бы так хотела, чтобы в меня больше никто не влюблялся!..

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПОСТ?

Почему еще?!
- Я теперь вегетарианка.
- Сима, что за глупости? Будет пост - будешь поститься. А сейчас не выдумывай, ешь нормально, пожалуйста.
- Причем здесь пост, папа? Я эльфийка. А эльфы не едят мясо. Или ты не в курсе?

ТЕТЕНЬКА

Но что, Сима? Неужели ты хочешь, чтобы за мной тоже бегали сумасшедшие тетеньки, когда я состарюсь? Как за этим батюшкой?
- Ну, папа... Одна тетенька за тобой все равно будет бегать. Ты понял, кто? Да? Нет? Это я.

СЛОН-ИСКУСИТЕЛЬ

Папа. А если бы... ну... людей не было, и все звери жили бы тогда не в раю... а в дикой природе... Тогда змей был бы?
- Змей-искуситель, ты имеешь в виду?
- Да.
- Нет... не думаю. Змей-искуситель... это, понимаешь, относится к людям... Это образ. Это мог бы с таким же успехом быть не змей... ну... ну кто угодно.
- Слон?

ДЕНЬ АНГЕЛА

Папа, а давай ты себе что-нибудь сам купишь, а это будет как-будто я это тебе подарила на день ангела?
- Да? Ну... давай... А деньги ты мне тогда отдашь?
- Деньги? Нет.

КРАЙСЛЕР

Папа! Какая тачка!
- Что? Где? Какая?.. Впереди?
- Вокруг!

ГОЛГОФА. СО СКИДКОЙ

"...Дорогой батюшка. Наша мастерская уже более десяти лет выполняет различные работы по интерьерам для православных храмов по всей России. Для ознакомления высылаю Вам прайс на голгофы. Для строящихся церквей у нас предусмотрены скидки. С уважением, менеджер по сбыту..."

ВЭДЭВЭ

Батюшка? А вот пророк Илья, да?.. он же... зарезал триста еретиков, да?.. на горе Кармель?.. И день Вэдэвэ, ну вот, праздник сегодня, да?.. Это как-то связано, нет?..

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?..

Батюшка... У меня к вам просьба.
- ?
- Вы меня больше не называете Тонечкой...
- ??
- ...У меня есть от Бога данное мне имя...
- ???
- ...Ан-то-ни-на!

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прости меня, отец Сергий.
- И ты меня прости, отец Дмитрий.
- Прости меня, отец Петр.
- И ты меня прости, отче. Помолись обо мне, грешном.
- Простите меня, отец Вениамин.
- Да-да... хорошо... ничего страшного...

НАДО, ФЕДЯ, НАДО

Слушай, а как ты стал... ну вот это... батюшкой?
- Да не знаю даже, как тебе и сказать...
- То есть ты понял, что для тебя это хорошо, и пошел, так?
- Не то, чтобы очень хорошо. Скорее, надо.
- Надо?
- Да, надо.
- Я вот этого не понимаю. Я понимаю, когда хорошо. А вот когда надо - не понимаю. Пока не понимаю. Но, может, когда-нибудь пойму...

Обсуждать действия священноначалия,
вполне я почитаю допустимым.
Никто не копается в грязном белье
или касается личной жизни священноначалия.
Обсуждаются публичные действия,
в данном случае - судебно-наказательные -
одной публичной личности в отношении другой
столь же публичной.
Один из участников сего блогерного обсуждения,
добрый мой друг prostopop ,
замечает по поводе сего запрета следующее:
"Меня опубликованные документы убедили. Понятно, что у батюшки проблемы духовного плана. Решать их конечно, надо, но не запретами. Но и ему полностью оставлять служение не годится. Нужно было ему продолжать упорствовать в прошениях за штат, продолжая служить тем не менее.
Проблему выгорания обсуждали-обсуждали, да и затихли. Рецептов не нашли. Постись\молись\съезди к старцу. У католиков есть целые центры по вытягиванию таких священников, а мы уповаем на канцелярские резолюции. "Должен и обязан". Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.
Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священников в Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение..."
http://www.mepar.ru/news/2013/01/16/14786/
За этими строками читается мольба - "о милости, а не жертве" -
ещё одной загнанной церковной лошадушки.
И что же в ответ спустя почти год?
Архипастырский приговор,
без милости и пощады, нам уже ведом:
на пять лет священнику Дмитрию Свердлову
влепили запрет на профессию.
В священниках ни московская, ни питерская епархии,
ни в настоящем, ни в будущем,
уже не нуждаются - их и так нарукоположено с перебором,
а в загнанных лошадях и вовсе нет там никакой потребы,
ни в нынешнем, ни в будущем.
Так что через пять лет - пожалуйте на живодерню...

Священник Дмитрий Свердлов.
Фотозаписки. Часть 1-я.

Священник Дмитрий Свердлов родился в Москве в 1972 году. Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист-математик». Работал специалистом по корпоративным финансам. Учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в 1999 г. стал священником. В настоящее время - «настоятель стройплощадки» храма во имя апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района Московской области. (www.hram-petraipavla.ru). Занимается фотографией на вполне профессиональном уровне, любит путешествовать (http://geophotoblog.livejournal.com/), создает антологию русских литературных произведений, в которых присутствуют образы церковной жизни (http://ot-razhenie.livejournal.com/). А кроме того, способности к фотографии нашли своеобразный выход в словесную область. Предлагаем вниманию читателей «Семьи растет» серию зарисовок из жизни, маленьких словесных кадров, сделанных с мастерством и любовью. Они были размещены в блоге о.Дмитрия (http://dmsverdlov.livejournal.com) и с его разрешения опубликованы теперь на нашем сайте.

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ
- Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

ПРИХОДИТЕ ВЧЕРА
- Да-да, мы помогаем Церкви. Мне в 2008-м - еще Алексей был жив - вручали, в Москве, в храме Христа Спасителя - медаль... Вы знаете, все было очень хорошо, до 2009-го года. Жаль, что вы в прошлом году не пришли...

УЗНАЮ БРАТА КОЛЮ
- Можно вас на сэкунду?
- Да?
- Я насчет работа.
- Да?
- Работа нэт у вас?
- А что ты умеешь?
- Всо. Брыгада у нас. Пят человэк.
- Вы где живете?
- В Видное.
- Что можете делать?
- Всо можэм.
- Хорошо. Что уже делали?
- Всо делали. Коттэдж делали, плитка делали, крыша делали...
- Хорошо... тебя как зовут?
- Дима.
- Вообще-то Дима, это я. По-настоящему тебя как зовут?
- Джамал.
- Хорошо, Джамал... Нет, работы нет сейчас...

СРЕДНИЙ РОД
- Папа, а "меню", это - оно?
- Оно.
- А "оно" - это "его"?..

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
- Да, батюшка, хорошо, вы напишите письмо... Ваши аппетиты мне понятны. Хотя, в таких размерах мы помощь еще не оказывали... Но вы напишите, напишите...

НАКОНЕЦ-ТО
- Папа? Прикол? Это, оказывается, мамины носки. А они мне - в самый раз...

НАСТОЯЩАЯ СКРОМНОСТЬ
- ...Батюшка, а что там с дверями у нас?
- Да ничего.
- Ну вы их заказали?
- Заказать-то я заказал, но человек, который хотел их оплатить - пропал.
- Как пропал?
- Да вот так. Трубки не берет.
- Это все гордыня, я понимаю. Не может человек сказать, что у него с деньгами плохо. Стыдно признаться. Вот мне - не стыдно. Я просто легко могу сказать: у меня с деньгами - полный абзац!

ТЕНДЕНЦИЯ
- ...Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувтсвие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
- Да, да, был... Да, нормально все. Все звезды были. Кураев был, Осипов был, Мещеринов был. Организация только хромала...
- Что, не кормили?
- Не, не кормили. Пришли - там чай с пирожками. Я говорю: "Да вы что, матушки? Ведь заговение же? Пост Рождественский? Мне ж двести пятьдесят километров ехать. Я когда до мяса доеду, уже пост начнется". Ладно, - говорят, и, знаешь, еще так шепотом, - если вас немного, можем предложить вам борща...

ОБ ОШИБКАХ В ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ БРЕНДА
- Папа?
- Да?
- Смотри. ИКЕЕ - десять лет.
- Да, зая.
- А я на целый год старше ИКЕИ.
- Ну да.
- Но при этом я совершенно не популярнее ее...

РАССКАЗЫ БЫВАЛОГО
- Ха! Это еще ничего! Я вот когда-то в одном храме служил, так мне настоятель на день ангела пивную кружку подарил: "Лучше быть сачком пузатым, чем стахановцем горбатым"!..

НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПАРИТЕТНЫХ ЦЕН
"...Я ему говорю:
- Батюшка, ну у нас же поселок-то бедный. Что ж это за цены у вас такие в храме?!
А он мне:
- Николай Иванович, ну что вы? Время такое. Мы вот были на днях в Храме Христа Спасителя - там тоже высокие цены..."

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
- Батюшка, ну купол-то на храм надо поставить. И побыстрее. А то мне все говорят, что вы себе коттедж построили...

ЭРУДИЦИЯ
- ...Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ
- Все руки искололи... колят внутривенно... в вену попасть не могут... Я говорю, что ж вы делаете?! Посмотрите? Что с руками сделали?!. Нельзя что ли делать внутримышечно?.. Можно, говорят. Только ноги потом отнимаются...

СИЛА ПРИВЫЧКИ
- Хотел тебя побеспокоить на следующей неделе, отец.
- На тему?
- Насчет машины.
- Хорошо, отец.
- Ну, ты что посоветуешь?
- "Шевроле-Лачетти", отец. Если вы возьмете универсал, какой-нибудь распространенный цвет, серый металлик, например, мотор 1.6, и разоритесь на коробку-автомат - для Нины это будет самый лучший вариант.
- Мы тоже к "Шевроле" пришли. Тем более, там спереди - крестик золотой...

ПУСТЫЕ НАДЕЖДЫ
- ...Я поехала тогда к нему, договариваться насчет работы... Думаю, ну что мне бояться? Не хочу, думаю, поддаваться на этот офисный формат. Я его, в конце концов, сто лет знаю. И не только по работе. На день рождения к Малышевым раньше ходил - мы там с ним пересекались... Не буду, думаю, с ним общаться как с начальником. Буду - как с приятелем... Захожу - в кресле такой жирный дядька сидит... Нос лоснящийся, и огромный такой красный прыщ на носу... Не, думаю, не получится...

НЕ УГАДАЛ
- Дима?
- Да?
- Ты знаешь, я тебя не часто беспокою. Тем более по важным вопросам. Мне нужен твой совет. Как духовного человека.
- Да?
- Мы в Штатах сейчас права получали. Они нас задергали. Постоянно предлагают подписать бумагу. Чтобы в случае чего - нас отдать на органы.
- В смысле?
- Ну, если авария, с летальным исходом, то наши органы идут по донорской программе. Как вообще Церковь к этому относится?
- Я не знаю, как Церковь, я - нормально. Я был бы не против кому-нибудь помочь, и в такой форме тоже.
- Дима. Ты еще подумай, пожалуйста. Может быть, с кем-нибудь посоветуйся. И мы еще созвонимся.

ПОЗИЦИЯ
- ...Значит, сейчас - помойте посуду...
- Так.
- Потом санузел.
- Так.
- Потом ребенок проснется, и вы погуляете.
- Так.
- А пока он спит, вы, пожалуйста, погладьте одежду.
- Какую?
- Вот эту.
- Взрослую?
- Да.
- Я не глажу взрослую одежду.
- Почему?
- Детскую - могу. Взрослую одежду я не глажу.
- Почему??
- Я девять лет работаю, и никогда не гладила взрослую одежду.
- Почему???
- А вдруг я что-то поглажу не так?
- Ну вы погладьте - так?
- Нет. Взрослый человек должен сам гладить свою одежду.

ИСКУССТВО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
- Мы к иммунологу.
- У нас нет иммунолога.
- Как нет?? У нас направление. К вам.
- У нас нет иммунолога.
- Как нет? Мы же вам звонили! С вами разговаривали. Вы сказали приезжать!
- Ох... Лююся-я-я?!.. У нас кто сегодня иммунолог?.. Хирург? Или инфекционист?

ОТ ГОЛОВИНОЙ
- ...А это, батюшка, Головина. Хотел вас познакомить.
- Эээ...
- Ну, продукты, "От Головиной", бренд такой знаете?
- Да, конечно, знаю.
- Ну вот. Это Головина.
- Очень приятно. А почему она у вас работает? Это же не ваш бренд?
- Ну, ей пришлось уйти. Бренд у нее отняли. Отсудили. А мы ее взяли. Один из лучших технологов по мясу в России. Хорошо, Галя, иди пока, я тебя потом позову.

ВСЕ КАК В ЖИЗНИ
- Сёмочка,маленький... Пуупсик ты мой сладенький.. Как ты меня достал.

ТУПИК-С
- ...Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

ГОСТИ ДОРОГИЕ
- ...Батюшка, родной. Как я рада вас видеть! Как ваш храм? Как ваша стройка?
- Я вам не скажу.
- Почему?
- Просто - не скажу.
- Это чтобы мы приехали к вам, да?
- Нет. Просто - не скажу.
- Ладно, батюшка. Мы к вам приедем...

МОЖНО Я ВАС ПОЦЕЛУЮ?
- ...Ах, батюшка, как я рада, как я рада! Благословите! Можно я вас поцелую?
- Валентина? Что за панибратство? Не хотите ли поцеловать благословляющую вас десницу?

В ГРЕЦИИ ВСЕ ЕСТЬ
- Нам талончик к ревматологу, пожалуйста.
- Талончиков к ревматологу нет.
- Есть, есть талончики к ревматологу. Мы только что у заведующей были.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
- ...А ты пойдешь?
- Да. А ты?
- Вот не знаю. Не знаю, будет ли кто, кого я знаю...
- Я, например, буду. Приходи.
- Меня еще цена смутила. Тебе не кажется, дороговато?
- Я сейчас не работаю. Меня муж содержит. Так что мне все равно, сколько это стоит.
- ...По-моему, парни организовали мероприятие под свои доходы...
- Мне кажется, им надо сказать спасибо, что они вообще что-то организовали.
- Попробую...

Продолжение следует.....

Перепечатка или копирование данного материала возможны только с согласия автора.