Таблица звуков русского языка для начальной. Лента букв и звуков для начальной школы. Разнообразие звуков и их отличие

Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение

ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь» . Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.

Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль» . В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы] .

В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

ИНТЕРЕСНО: Педагоги придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Посвятите каждый новый день в вашей семье одной из букв алфавита. Конечно при этом не нужно забывать и про остальные. Пеките булочки в форме букв, делайте с ребенком буквы из пластилина, рисуйте их, собирайте из счетных палочек. Обязательно рассказывайте про букву, которой посвящен день и давайте примеры ее использования.

Гласные звуки и буквы

Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.

Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.

  • В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
  • 6 гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы] . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.

Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они подразумевают один или два звука.

Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:

ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что ее ввел в наш алфавит Карамзин. Но, это не так. Это сделала директор Санкт-Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова в 18 ноября 1783 на заседании по случаю создания первого толкового словаря в России. Она предложила поменять буквы «IO» на одну «Ё».

Ударные и безударные гласные звуки

  • Ударный гласный звук произносится с большой силой и не претерпевает изменений.

Например : сне́ г, стý л, шка́ ф

  • Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.

Например : кО рзи́на (слышится вместо О , звук А ), мЕ две́ дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е , слышится И ), плЕ чо́ (гласный звук И слышится вместо Е ).

ВАЖНО : Ударение не ставят в словах с одним слогом и в словах с буквой Ё .

Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].

Например:

  • В начале слова: ёжик [й’ожик]
  • В середине слова: приют [при й’ут]
  • В конце слова: ружьё [руж й’о]

Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П» , может быть, как твердой (в слове «пакет» ), так и мягкой (в слове «печенье» ).

Согласные звуки и буквы

Согласные буквы называются таковыми из-за вхождения в их состав согласных звуков. В русском языке 36 согласных звуков:

Апострофом отмечены мягкие звуки.
И 21 согласная буква:

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река» , бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е» , «Ё» , «Ю» и «Я» ) и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И» , а ее антипод «Ы» , напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

  • «Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

  • «Коньки»

Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

Звонкие согласные образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:

Чтобы легко было запомнить глухие согласные, запомните выражение: СТЕПКА ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? — ФИ!

Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.

Парные и непарные твердые и мягкие согласные: таблица

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица

В русском языке принято выделять пары глухих-звонких согласных:

Остальные согласные непарные:

Иногда встречается «вынужденная» глухость или звонкость согласного звука. Это происходит из-за положения звука в слове. Частым примером такого вынужденного состояния является слова: пруд [прут] и будка [б́утка] .

Сонорные - звонкие непарные согласные звуки. Их всего 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Шумные согласные звуки — существуют звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Сводная таблица часто распространенных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:

Шипящие согласные буквы

Согласные «Ж» , «Ш» , «Ч» и «Щ» называют шипящими. Эти буквы вносят некоторую изюминку в наш язык. При этом, делают его очень трудным. Ребенок еще во время изучения этих букв должен знать правила:

  • «ЖИ» «ШИ» пиши с «И»
  • «ЧА» «ЩА» с буквой «А»
  • «ЧУ» «ЩУ» с буквой «У»

Буквы «Ж» и «Ч» являются звонкими, а остальные две («Ш» и «Щ» ) глухими. Важной особенностью этих звуков является то, что произнести из без открывания рта не получиться. Сравните их произношение с произношением «М» или «Н» . Для произношения шипящих согласных обязательно должна быть щель между губами, через которую будет выходить воздух, создавая акустическое сопровождение этих звуков.

Буквой «и краткое» обозначается согласный звук й

Буква «Й» или «И краткое» встречается почти во всех славянских алфавитах, а также в тех неславянских алфавитах, где используют кириллицу. В русском алфавите эта буква занимает 11 место. Она образовалась из гласного «И» и звонкого согласного «J» .

Интересно, что в XVIII веке, когда был введен гражданский шрифт (в противовес церковному), из него исчезли все надстрочные символы. И у буквы «Й» пропала ее важная часть. При этом, от таких реформ звук, который обозначался этой буквой «не пострадал». Вернуть «Й» в письмо удалось при Петре I. Но, при этом ее не вернули в алфавит. Это сделали только в XX веке.

Сегодня все больше филологов относят звук «Й» к сонорным согласным. То есть к таким звукам, которые располагаются между гласными и согласными, но относится все же с согласным. Кроме того, его всегда считают мягким.

В каких буквах несколько звуков?

Лента букв и звуков для начальной школы

Очень хорошо помогают в изучении русского языка в различные пособия. Одним из таких пособий является «Лета букв» . Она помогает понять различие между буквами, быстрее развить навык чтения у детей и облегчить фонетический разбор слова.

Хоть на первый взгляд «Лента букв» несет минимум информации, это далеко не так. Это пособие можно использовать не только в школе, но и дома. Родители могут самостоятельно обучать ребенка грамотности с помощью этого инструмента.

Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.

В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.

    1. Акустическая характеристика звуков русского языка

Таблица № 1

Характеристика звуков русского языка

[и], [ы], [у], [а], [э], [о]

Согласные

Сонорные

[л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ]

(консонанты)

[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж ̅ "]

[к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш ̅ " ]

Непарные глухие [ц], [ч’], [ш ̅ ’], [х]

Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.

Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.

Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].

Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].

В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"], [д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].

Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).

    1. Характеристика звуков по месту и способу образования

      1. Характеристика гласных по месту образования

Классификация гласных по месту образования учитывает:

– степень подъема языка,

– место подъема языка,

– участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени подъема языка различаются гласные:

– верхнего подъема [и], [ы], [у];

– среднего подъема [э], [о];

– нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:

– переднего ряда [и], [э];

– среднего ряда [ы], [а];

– заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:

– лабиализованные (огубленные) [о], [у];

– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].

Таблица № 2

Характеристика гласных по месту образования

ПОДЪЕМ

Передний

Средний

Задний

Верхний

Верхне-средний

Средний

Средне-нижний

Нижний

Огубленность –

Неогубленность

Нелабиализованные

Лабиализованные

Приветствуем вас, уважаемые читатели! В этом материале мы расскажем, как на начальном этапе изучаются звуки и буквы (таблица), фонетика в таблицах для малышей. В наше время уже до прихода в школу ребёнок должен разбираться в звуках языка, уметь выделять согласные и гласные, мягкие и твёрдые звуки. В первом классе его ожидает первое знакомство с фонетикой. Чтобы облегчить задачу детям и их родителям, мы объясним некоторые принципы. Читайте и используйте!

Что такое фонетика?

Если взрослые сталкивались с этой наукой только на школьных уроках в подростковом возрасте, то они, вполне естественно, могли забыть, что она изучает.

Напомним: фонетика изучает звуковой строй речи. Каждый «компонент» обозначается на письме символом (буквой) или сочетанием символов.

Мы все знаем согласные и гласные. При произнесении гласных воздушная струя выходит изо рта беспрепятственно, а вместе с ней выходит и звучание. Гласные можно петь, тянуть бесконечно долго (отсюда их название). Согласные образуются, когда воздушная струя сталкивается с препятствием в ротовой полости (зубы, губы и другие). Они могут быть глухими и звонкими, мягкими и твёрдыми. И во всех этих тонкостях ребёнку придётся разбираться при подготовке к школе и в 1 классе.

Далее, на второй и последующих ступенях школы, малыш будет учиться записывать транскрипцию слова, т.е. то, как оно звучит. В фонетической записи отмечаются мягкие и твёрдые звуки, ударные и безударные гласные и многое другое. Транскрипция отражает произношение слова и вовсе не похожа на его привычное написание в словаре.

Чтобы впоследствии такой анализ не был для ребят удивительным и непонятным, нужно провести чёткую грань между буквами и звуками. Как это сделать?

Звуки мы говорим и слышим, а буквы - читаем, пишем. Письменное обозначение слова может сильно отличаться от его произношения, поэтому существуют определённые правила написания (орфография). Если малыш это понял, считайте, что половину фонетики он усвоил.

Для облегчения задачи изучения с маленькими детками фонетических особенностей языка были созданы наглядные пособия, в которых все «компоненты» речи собраны воедино.

Что есть в таблице?

Дорогие читатели, фонетические таблицы могут отличаться по степени сложности подачи материала. Вы можете встретить пособия, в которых представлены более 10 параметров характеристики. Такие таблицы изучаются в филологических институтах и малышам уж точно не нужны.

Обращайте внимание на материалы, где присутствует чёткое разделение «компонентов» речи на гласные и согласные (они собраны в разных сторонах таблицы или выделены различными цветами: как правило, гласные - красным, согласные - синим).

Согласные характеризуются двумя параметрами:

  • твёрдость - мягкость (мягкие обозначаются в транскрипции апострофом);
  • глухость - звонкость.

Иногда в рамках глухости - звонкости встречается понятие сонорных согласных (максимально приближенных к гласным по своим характеристикам). Оно понадобится только в средних классах школы, поэтому в дошкольной практике сонорные вполне можно называть звонкими.

По указанным параметрам согласные разделены по парам. Однако в русском языке существуют звуки, которые бывают только мягкими или только твёрдыми, только звонкими или только глухими. Они все представлены в таблице, и в рамках изучения фонетики малышу придётся выучить их наизусть, чтобы не ошибиться при разборе слов.

Фонетические таблицы могут содержать и статистические данные о количестве букв и звуков в языке. Так, например, стоит вспомнить, что букв всего 33, из них согласных - 21, а гласных - 10. Твёрдый и мягкий знаки не относятся ни к одной из этих групп.

Совсем по-другому производится подсчёт звуков. Всего в языке их 42, из них гласных - только 6, а согласных - 36.

Конечно, вы спросите, почему так происходит. Ответ прост: буква может обозначать несколько звуков или не обозначать их вообще. Так, знаки «Ъ» и «Ь» вообще не отражают на письме звуковоспроизведения. Их задача - напомнить о твёрдости или мягкости предыдущего согласного.

В свою очередь, буквы «Ю», «Я», «Ё», «Е» обозначают «Й + У», «Й + А», «Й + О» и «Й + Э» соответственно. В речи это проявляется лишь в определённых позициях буквы:

  • в начале слова;
  • после мягкого и твёрдого знаков;
  • после гласных.

В остальных случаях эти четыре буквы только смягчают предыдущие согласные и обозначают один гласный.

Фонетические таблицы для старших классов школы содержат элементы профессиональных обозначений некоторых звуков. В них могут встречаться латинские символы - так называемые «гласные с призвуками» (в безударной позиции гласный не произносится чисто, а представляет собой смесь двух звуков). 1 класс и начальная школа этот материал не изучают, поэтому родители дошкольников могут спокойно отставить в сторону эти пособия.

Как работать с таблицами?

Начнём с самого начала. Лучше всего, когда работа с фонетическими таблицами у дошкольников начинается под присмотром специалиста. Если родители решили сами познакомить малыша с миром русского языка, необходимо показать детям, как отличать гласные от согласных. Как правило, это не вызывает трудностей. Гораздо сложнее будет объяснить, в чём состоит отличие глухих согласных от звонких. Гласные мы можем долго и свободно петь. Согласные не дают нам такой возможности, поскольку на пути воздушной струи возникает препятствие. Это главное отличие, которое малыши быстро усваивают.

Следующий этап - рассмотрение глухих и звонких согласных. На слух разделить звуки на указанные две группы сложно даже взрослым, поэтому предложите малышам следующий способ. Приложите руку ребёнка к горлу и попросите произнести какой-нибудь согласный. Звонкие дают ощутимую вибрацию, а при произнесении глухих вибрирование не ощущается. Конечно, можно просто заучить распределение согласных по группам, но тогда знания будут поверхностными, а понимание сути вопроса малышами так и не будет достигнуто. Для детей очень важно, чтобы полученные навыки обретали «плоть и кровь».

  • ударение, безударные и ударные гласные;
  • парные и непарные согласные, их распределение;
  • простейший фонетический разбор, в котором слово схематически обозначается клеточками. Последние закрашиваются цветными карандашами в зависимости от характеристики звука: гласные - красным, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным.

На начальном этапе анализа можно предоставить крохам возможность пользоваться таблицами, если их знания ещё некрепкие. Транскрибировать слова с маленькими детьми не стоит: этот материал изучается в средних и старших классах школы более подробно. Опасность слишком раннего подхода состоит ещё и в том, что малыши начнут путать понятия буквы и звука. Не спешите: всему своё время.

На данном этапе обучение деток фонетике в дошкольном возрасте заканчивается. В школе они расширят свои знания. Подробная характеристика и транскрибирование учеников ожидает в 4–5 классах, когда разбор слова будет включать в себя запись особенностей звуков по нескольким параметрам и более внимательное отношение к безударным гласным.

В специализированных старших классах ученикам предлагаются усложнённые таблицы. В них представлена более детальная характеристика согласных. Например, здесь выделяют губные, зубные, фрикативные, язычные и другие по способу произнесения. Познакомятся подростки и с другими параметрами классификации.

Фонетические таблицы - это помощь детям и взрослым. Они помогают разобраться в сложном звуковом материале языка, представляя его в сжатом и лаконичном виде.

Мы с вами, дорогие читатели, познакомились с разновидностями таблиц и правилами их использования:

  • Предлагайте малышам для освоения простые таблицы, где присутствует всего 2–3 параметра характеристики звуков.
  • Изучайте материал постепенно: не стоит требовать от ребёнка понять сразу всё.
  • Результатом работы должен быть фонетический разбор слова. В дошкольном возрасте он выполняется графически, в школе - с помощью транскрипции и последующей подробной характеристики каждого компонента.

В презентации содержатся таблицы и схемы по теме "Фонетика": классификации гласных и согласных звуков, сильная и слабая позиции звуков, употребление букв Е, Ё, Ю, Я и т.д.. Представлен образец фонетического разбора слова, а также задания для первичного закрепления материала по изучаемым темам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. От греческого phöne – звук.

Звуки речи гласные согласные ударные безударные звонкие сонорные глухие мягкие твердые

Гласные звуки Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Гласные звуки [а] [о] [у] [и] [ ы ] [э] п [а] р, т[а] нец, п [ а ] рк к[о]т, т[о] рт, м[о]ре п [и] р, р [ и ] нг, стар[и]к ж[у]к, па[у]к, б[у] лка [э]хо, по[э]т, силу[э]т с[ ы ] р, обр [ ы ]в Запомни: звуков Е, Ё, Ю, Я нет!

Сколько гласных звуков в этих словах? Маша Гном Медведь Незнайка Чиполлино Буратино

Согласные звуки Согласными называются звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Сравните произношение согласных звуков [т] [в] [м] [к] [ ш ] [ж] [с] [л] [ д ]

Какие согласные звуки встречаются в этих словах? футбол стрельба волейбол баскетбол гольф бокс

Изменение звуков в потоке речи сок крот рост морс пух шум осень шов серебро просьба пчела надпись В какой колонке произношение слов не совпадает с написанием? Как вы думаете, почему? Произношение и написание звуков не совпадает в слабой позиции!

Сильная позиция Слабая позиция Гласные звуки Под ударением: сл[ ó ]во дор [ ó] га Без ударения с[а]в á ф [а] н á рь Согласные звуки Перед гласным: [ д ]очка пи[ р ] ат Перед сонорным: [к] раска, [с] лива Перед [в][ в, ] [к] вартет, [с] вобода Стечение согласных (глухой перед звонким, звонкий перед глухим, сочетания СТН, ЗДН, ЛНЦ и др.): Ло [т] ка, [в] кусный, [ з ]дача, по[ зн ]о На конце слова: Подви [к] Леопар [т]

Согласные твердые и мягкие Большинство твердых и мягких согласных образуют пары. Твердые б п г д з к л м в р с т ф х н Мягкие б, п, г, д, з, к, л, м, в, р, с, т, ф, х, н, Запомни! Всегда твердые: [Ж], [Ш], [Ц] Всегда мягкие: [Ч, ], [Щ, ], [Й, ]

Расчёска, сирота, шоссе, тюль, люстра, меч, грусть, жара, ярмарка, гараж, шипы. Распределите слова в три колонки: Только с твердыми согласными Только с мягкими согласными С мягкими и твердыми согласными

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары. Согласные звонкие и глухие Звонкие б б, в в, г г, д д, ж з з, Глухие п п, ф ф, к к, т т, ш с с, Запомни! Не имеют парных звуков глухие согласные [Х], [Х, ], [Ц], [Ч, ], [Щ, ]. [Л], [Л, ], [М], [М, ], [Н], [Н, ], [Р], [Р, ], [Й, ] – сонорные согласные (все сонорные собраны в слове ЛИМОНАРИЙ!).

Какие слова начинаются с глухого согласного? Зима Подушка Листья Богатырь Факел Цыпленок Щавель Журавль Радуга Холода Воротник Чары Сбить Крот Школа Йогурт

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают Один звук Два звука После мягкого согласного Лён – [ л, он ] Мяч – [ м, ач, ] Люк – [ л, ук ] Мел – [ м, эл ] В начале слова Яхта – [ й, ахта ], юла – [ й, ула ] После Ь и Ъ Вьюга – [ в, й, уга ], льёт – [ л, й, от ] После гласных Маяк – [ май, ак ], каюта – [ кай, ута ] Э, О, У, А Й, Э, Й, О, Й, У, Й, А

Салют, яблоко, поют, пять, подъезд, ружьё, полёт, моется, аллея, юг, свет. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

Фонетический разбор слова Кольц ó 1 – 2 слога к – [ к ] – согласный, твердый, глухой; о – [а] – гласный, безударный; – согласный, мягкий, сонорный; – согласный, твердый, глухой; – гласный, ударный; л – [ л, ] ь – [–] ц – [ ц ] о – [ ó ] 6 букв, 5 звуков

Использованные Интернет-ресурсы: http://pedsovet.su/ http://forumsmile.ru/animation/ http://antalpiti.ru/kartinki


Слог членится на еще более мелкие единицы — звуки, которые представляют собой наименьшие единицы звучащей речи, произносимые за одну артикуляцию.

Звуки речи создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата. Поэтому их можно рассматривать как явления физиологические, так как они возникают в результате артикуляторной деятельности человека, и физические (акустические), т.е. воспринимаемые на слух. Однако этими двумя аспектами при характеристике звуков речи ограничиться нельзя; языкознание изучает звуки как особые единицы языка, выполняющие социальную функцию, т.е. функцию общения между людьми. Для языкознания важно выяснить, в какой мере звуки связаны с различением смысла слов и их форм, все ли звуки в одинаковой степени важны для языка как средства общения. Поэтому в конце XIX — начале XX в. лингвисты стали изучать именно функциональную сторону звуков, в результате чего появился новый отдел языкознания — фонология.

Звуковой состав русского языка

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные и согласные различаются акустическими и артикуляционными признаками: 1) гласные — это тональные звуки, согласные образуются с участием шума; 2) гласные — это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы — [б], [п], щель между языком и твердым нёбом — [х] и т.д.); 3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации; 4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда; 5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, так как ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду; 6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовать слог.

В этом противопоставлении гласных и согласных звуков речи промежуточное положение занимают сонорные согласные, которые частью признаков сближаются с согласными (образование с помощью преграды, дифференциация по способу и месту образования, наличие шума), а частью — с гласными (преобладание тона, способность образовывать слог).

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Интонация

Каждая фраза интонационно оформлена.

Интонация — это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона (мелодики — повышении или понижении тона), ритма речи (соотношении сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз (что отражается на ритмике фразы) и общего тембра высказывания, который, в зависимости от целевой установки, может быть «веселым», «игривым», «испуганным», «мрачным» и т.д. Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразы, предложения и различные синтаксические конструкции, но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявления людей. В самом деле, один и тот же отрезок звучащей речи в зависимости от того, как, с какой интонацией он будет произнесен, может иметь разное значение: Он пришел. — Он пришел! — Он пришел? Интонация повествовательной речи характеризуется повышением тона в начале фразы и понижением тона в конце фразы, на отступе; вопросительная фраза характеризуется резким повышением на отступе; интонация восклицательной фразы ровная высокая.

На письме интонационные различия передавать трудно. Кроме точки, двоеточия, тире, запятой, скобок, восклицательного, вопросительного знаков и многоточия у нас нет способов передачи характера интонации на письме. И даже с помощью этих знаков далеко не всегда можно отразить интонационный рисунок фразы. Например:

Кому не известно, что он первый высказал эту мысль? — в конце предложения стоит вопросительный знак, однако фраза имеет утвердительный, а не вопросительный смысл.

Интонация выполняет и еще одну важную функцию — с ее помощью производится членение предложения на семантико-синтаксические единицы — синтагмы.








Разнообразие звуков и их отличие

В каждом языке звуков довольно много. Причем в разных языках количество их различно, как и соотношение между гласными и согласными звуками.

Каждый звук имеет свои акустические особенности, характеристики, которым современные фонологи уделяют все большее внимание, так как считают, что акустическая классификация — это подлинно языковая классификация, занимающаяся выяснением, что такое звук, в то время как артикуляционная классификация звуков (самая распространенная) нацелена на выяснение, как производится звук.

Звуки отличаются один от другого высотой тона, долготой, силой и тембром. Поэтому любые два звука, которые имеют разные показатели высоты, силы и тембра, являются с акустической точки зрения разными. Кроме того, есть различия между звуками, объясняемые субъективными и объективными моментами.1. Индивидуальные различия между звуками связаны с особенностями произношения отдельных людей. Каждый человек произносит звуки в какой-то степени по-своему. Для лингвистики важны лишь такие различия между звуками, которые вносят изменения в значения слов. Если два человека (например, школьник и профессор) произнесли слово студент , то мы замечаем, что это слово было произнесено ими неодинаково, но одновременно утверждаем, что произнесли они одно и то же слово. Но если один и тот же человек произнесет два слова, например сад и суд, то мы без малейшего затруднения узнаем, что это разные слова, так как в них есть два разных звука [а, у], которые различают их звуковой облик и указывают на различия в значении.

Таким образом, индивидуальные различия при произнесении одного и того же звука не имеют лингвистически важного значения. И наоборот, лингвистически важное значение имеют разные звуки как единицы системы языка независимо от различного произношения их отдельными людьми.


2. Когда мы произносим слово город [горът], в заударном слоге на месте звука [о] звучит очень неясный звук, так как происходит редукция (от латинского reducere — возвращать, приводить обратно) — ослабление звука под влиянием тех фонетических условий, в которых звук оказался (безударная позиция). Здесь звук [о] не только теряет часть своей звучности, но теряет и качество — превращается в звук [ъ]. В этом же слове конечный звук [д] оглушается, произносится как [т] — это характерный закон современного русского языка (звонкие согласные в позиции конца слова оглушаются). Оглушаться или озвончаться могут согласные и в середине слова под влиянием последующего глухого или звонкого согласного: дубок — дубка [дупка], просить — просьба [проз"ба]. Эти явления свидетельствуют о том, что в определенных фонетических условиях (звонкий перед глухим, глухой перед звонким, звонкий в конце слова, гласный в безударной позиции и др.) возможно влияние одного звука на другой и их изменения или иные звуковые процессы. Такие различия между звуками принято называть фонетически обусловленными . Они также не имеют лингвистически важного значения, так как слово и его значение не меняются.





3. В словах воз и вуз после согласного [в] мы произносим разные звуки. Эти звуки в данных словах служат различителями их смысла. Различие звуков позиционно не обусловлено, так как оба выступают в одинаковой позиции (ударной — сильной для гласных звуков), влияния соседних звуков здесь также нет. Различия между звуками, не обусловленные ни индивидуальными особенностями произношения, ни позицией звука, ни влиянием одного звука на другой, называются функциональными. Функциональные различия между звуками имеют лингвистически важное значение.

Следовательно, два звука, различие между которыми не обусловлено позицией или влиянием соседних звуков, а связано с изменением значения слова, являются функционально разными.

онетическая транскрипция

Для записи звучащей речи используется специальная система знаков — фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.


Транскрибируемый звук (слово, предложение, текст) принято заключать в квадратные скобки: [мы] мы. Запись звучащей речи осуществляется без прописных букв и знаков препинания, но с расстановкой пауз.

В словах, состоящих более чем из одного слога, следует указывать место ударения: [з’имá] зима. Если два слова (например, предлог и существительное) характеризуются единым ударением и произносятся слитно, то они соединяются лигой: [в_дом].
В русской фонетической транскрипции в основном используются буквы русского алфавита. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й. Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука:

[н’] — мягкий согласный ([н’]ёбо нёбо);

[н:] — долгий согласный (ванна); может обозначаться надстрочной чертой или [н:].

Буква щ в большинстве случаев соответствует звуку, который передается знаком [ш’:]: у[ш’:]éлье, [ш’:]етина. Звонкой параллелью к [ш’:] будет звук [ж’:], выступающий, например, в слове дрó[ж’:]и дрожжи (допускается и иное произношение — дрó[ж:]и).

Латинская буква [j] обозначает в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах блоко яблоко, водом водоём, воро[б’jи´] воробьи, зык язык, сарá[j] сарай, мá[j]ка майка, чá[j]ник чайник и т.д. Обратите внимание, что согласный «йот» далеко не всегда передается на письме буквой й.

Запись гласных звуков осуществляется с использованием разного рода знаков.

Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [и] — [п’ир] пир, [ы] — [пыл] пыл, [у] — [луч] луч, [э] — [л’эс] лес, [о] — [дом] дом, [а] — [сад] сад.
Безударные гласные подвергаются различным изменениям в зависимости от места по отношению к ударению, от соседства твердых или мягких согласных, от типа слога. Для записи безударных гласных применяются символы [у], [и], [ы], [а], [ъ], [ь].

Безударный [у] встречается в любом слоге. По своему качеству он похож на соответствующий ударный гласный: м[у]зыкáльный, р[у]кá, вóд[у], [у]дáр.
Безударные гласные [и], [ы], [а] произносятся в слоге, который непосредственно предшествует ударному (такой слог называется первым предударным): [р’и]дóв рядов, мод[ы]льéр модельер, д[а]скá доска. Эти же гласные, за исключением [ы], выступают и в абсолютном начале слова: [и]кскурсáнт экскурсант, [а]быскáть обыскать.
Безударные [и], [ы], [а] по своему качеству похожи на соответствующие ударные звуки, но не идентичны им. Так, безударный [и] оказывается гласным, средним между [и] и [э], но ближе к [и]: [л’и]сá лиса — ср.: [л’и´]сам лисам. Отличается произношение и остальных гласных. Употребление символов [и], [ы], [а] для обозначения безударных звуков связано с определенной степенью условности.

Итак, перечисленные выше безударные гласные характерны для позиций 1-го предударного слога и абсолютного начала слова. В остальных случаях произносятся звуки [ъ] и [ь].

Знак [ъ] («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между [ы] и [а]. Гласный [ъ] — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: п[ъ]рохóд пароход, в[ъ]довóз водовоз, зáд[ъ]л задал, гóр[ъ]д город.

В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий [и], но более краткий. Этот гласный передается знаком [ь] («ерь»): [м’ь]ровóй мировой, [м’ь]ловóй меловой, зá[м’ь]р замер, зá[л’ь]жи залежи.




Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Звуки произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым условием образования звуков.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]).

Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения.

Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука.

При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от положения языка и губ.

Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками.
















ласные звуки
Ударные гласные: классификационные признаки
В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи:1) движение языка вперед — назад (ряд);
2) движение языка вверх — вниз (подъем);
3) положение губ (лабиализованность).


По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию.
Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.
Гласные [у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а].

Таблица ударных гласных гласных выглядит следующим образом:

подъем:
верхний и´ ы´ ý (лабиал.)
средний э´ ó (лабиал.)
нижний á

Безударные гласные: классификационные признаки
В безударных слогах произносятся иные, чем под ударением, звуки. Они оказываются более краткими и артикулируются с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Итак, все безударные гласные в русском языке являются редуцированными.
Безударные гласные отличаются от ударных и количественно, и качественно. С одной стороны, безударные гласные всегда короче ударных (ср.: с[а]ды´ сады´ — с[á]дик сáдик, п[и]лá пилá — п[и´]лит пúлит). Эта особенность звучания гласных в безударном положении называется количественной редукцией.
С другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных. В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В паре с[ъ]довóд садовóд — с[á]дик сáдик безударный [ъ] не просто короче — он отличается от ударного [á].
Любой безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек продвижения и стремится занять более нейтральную позицию.

Самым «удобным» в этом отношении оказывается звук [ъ]. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный: с[ъ]молёт самолёт, б[ъ]роздá борозда.

Артикуляция всех безударных гласных сдвигается в сторону «центрального» [ъ].При произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень существенной: ср. р[ы]бáк рыбáк — р[ы´]ба ры´ба, [с’и]нéть синéть — [с’ и´]ний сúний, р[у]кá рукá — р[ý]ки рýки, л[а]скáть ласкáть —л[á]сковый лáсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к центру.
Безударный [ь] ([с’ь]невá синева) должен занять промежуточное положение между безударным [и] и «центральным» [ъ].
Звук «ерь» характеризуется как гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.
Редукция может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные произносятся более отчетливо.
Таблица гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид:
ряд: передний средний задний
подъем:
верхний и´ ы´ у(лабиал.)у
и ы у
ь
средний
э´ Ъ ó (лабиал.)
нижний а
á

Особенности произношения гласных в безударных позициях (позиционное распределение гласных)

Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий:
1) места по отношению к ударному слогу,
2) положения в абсолютном начале слова,
3) твердости / мягкости предшествующего согласного.
Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.
В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда, [ч’и]с ы´часы, ш[ы]лкá шелка, н[а]чнóй ночной.
В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой, [м’ь]сорýбка мясорубка, [ч’у]дотвóрный чудотворный.
В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам, нéжн[ъ]й нежный и нежной, си[н’ь]м синим и синем, пó[л’ь]м полем, лóшадь лошадью.
В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты, нóт[ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт[у] нóту.
Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать, [и]кспортёр экспортёр, [а]говáривать оговáривать.

Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]
В 1-м предударном слоге, в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]
Во 2, 3-м предударном слоге, в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)
Твердость / мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных:

1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой, [лы]сéть лысеть, [ла]рéц ларец, [лъ]шадéй лошадей;
2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовáться любоваться, [ч’и]рнéть чернеть, [л’ь]дорýб ледоруб;
3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]ды´ ряды, [п’и]ти´ пяти, [р’ь]довóй рядовой, [п’ь]тилéтка пятилетка;
4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся , в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.:
получ и´л[с’ъ] получился — у бабý[с’ь] у бабуси;
кáп[л’ъ] капля — кáп[л’ь] капли;
медвé[д’ъ]м медведям — медвé[д’ь]м медведем;
в ы´са[д’ъ]сь высадясь — в ы´са[д’ь]сь высадись.
Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго, б[о]á, андáнт[э].кт

Нетрудно заметить, что выражение мысли, заключенной в этой фразе, требует обязательной паузы после слова оружие. Наличие паузы создает два речевых такта во фразе. Таким образом, речевой такт — это часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Речевой такт, так же как и фраза, имеет прямое отношение к выражению содержания в языке. В зависимости от того, где кончается один речевой такт и начинается следующий, порой меняется весь смысл фразы: Как поразили его // слова брата. — Как поразили его слова // брата. Произвольность членения фразы на речевые такты может привести к полному разрушению мысли.

Как правило, фраза состоит из нескольких речевых тактов: В час испытаний // поклонись отчизне // по-русски // в ноги (Д. Кедрин). Такт может совпадать с отдельным словом. Но обычно в речевом такте объединяется несколько слов.

онетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме

Гласный, принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с ударным лабиализованным [ó], звучащим в том же корне в слове [д’ó]шево дёшево.

Звуки, принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [ó] // [и].

В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:

1. [ý] // [у] з[ý]бы, з[у]бнóй: зубы, зубной.

2. [и´] // [и] // [ь] [п’и´]шет, [п’и]сáть, [п’ь]сани´на: пишет, писать, писанина.

3. [ы´] // [ы] // [ъ] ш[ы´]ре, ш[ы]рóк,ш[ъ]рокá: шире, широк, широка.

4. [и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.

5. [э´] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стá, ш[ъ]стовóй: шест, шеста, шестовой.

6. [э´] // [и] // [ь] [п’э´]ший, [п’и]шкóм, [п’ь]шехóд: пеший, пешком, пешеход.

7. [ó] // [а] // [ъ] д[ó]мик, д[а]мáшний, д[ъ]мовóй: домик, домашний, домовой.

8. [ó] // [и] // [ь] [п’ó]стро, [п’и]стр и´ть, [п’ь]стротá: пёстро, пестрить, пестрота.

9. [ó] // [ы] // [ъ] ш[ó]лка, ш[ы]лкá, ш[ъ]лков и´стый: шёлка, шелкá, шелковистый.

10. [á] // [а] // [ъ] тр[á]вка, тр[а]вá, тр[ъ]вянóй: травка, трава, травяной.

11. [á] // [и] // [ь] [п’á]тый, [п’и]тáк, [п’ь]тачóк: пятый, пятак, пятачок.

Обратите внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт безударности гласного — это сигнал орфограммы . В корнях слов пешком, пестрить, пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения корня: [п’э´]ший, [п’ó]стро, [п’á]тый.

Подобная проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического (точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением, согласный — постановкой перед гласным).

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, подпадает под действие другого принципа орфографии — традиционного. В словарных словах с[а]бáка, п[’и]чáль, р[’и]б и´на принято писать буквы о, е, я, в примерах типа ум[’и]рлá / ум[’и]рáла — буквы е и и. Последние два примера связаны с действием правил, которые во всех справочниках даются под рубрикой «Чередующиеся гласные в корне». Следует учитывать, что ни о каких фонетических чередованиях в этом случае речь не идет.

Крайне редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с ситуацией проверки: р[а]спýтать распутать, р[а]зрýшить разрушить, р[ó]спись роспись при наличии р[ó]зыгрыш розыгрыш (именно последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под ударением, а согласный — перед гласным).






огласные звуки




Согласные звуки: классификационные признаки.
При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.

Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.

Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м’], [н], [н’]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л’]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р’]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж:’], [з], [з’].

[б] — [п] [б’] — [п’] [з] — [с] [з’] — [с’]

[в] — [ф] [в’] — [ф’] [ж] — [ш] [ж:’] — [ш:’]

[д] — [т] [д’] — [т’] [г] — [к] [г’] — [к’]

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным — звуки [ц], [ч’], [х], [х’].





онетические чередования согласных по глухости / звонкости. Обозначение глухости / звонкости согласных на письме

Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:
1) перед гласными: [су]д суд — [зу]д зуд, [та]м там — [да]м дам;
2) перед сонорными: [сл]ой слой — [зл]ой злой, [тл’]я тля — [дл’]я для;
3) перед [в], [в’]: [св’]ерь сверь — [зв’]ерь зверь.

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.

В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дý[б]а дуба – ду[п] дуб, мá[з’]и мази – ма[с’] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з’] // [с’].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка – лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в’]ит готовит – готó[ф’т’]е готовьте (т.е. [в’] // [ф’] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т’]и´ть молотить – моло[д’б]á молотьба ([т’] // [д’] перед звонким), про[с’]и´ть просить – прó[з’б]а просьба (т.е. [с’] // [з’] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление’). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дý[б]а дуба.

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б’]ировать транскрибировать) и приставок на с /з (и[с]пóльзовать использовать при наличии и[з]учи´ть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить.

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.

вердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] — [б’] [п] — [п’] [м] — [м’]

[в] — [в’] [ф] — [ф’] [н] — [н’]

[г] — [г’] [к] — [к’] [р] — [р’]

[д] — [д’] [т] — [т’] [л] — [л’]

[з] — [з’] [с] — [с’] [х] — [х’]

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным — согласные [ч’], [ш:’], [ж:’] и [j].

Согласные [ш] и [ш:’], [ж] и [ж:’] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.

Следует отметить, что звук [ж:’] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу, вожжи, дрожжи, брызжет, позже и некоторых других. При этом [ж:’] все чаще заменяется на [ж:].

Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.

онетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:

1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук — [л’у]к люк, [но]с нос — [н’о]с нёс, пас[т э´]ль пастель — пос[т’ э´]ль постель;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые — в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].

2) на конце слова: ко[н] кон — ко[н’] конь, жа[р] жар — жа[р’] жарь;

3) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: во[л]нá волна — во[л’]нá вольна;

4) у согласных [c], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] (у переднеязычных)
– в позиции перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка — гó[р’]ко горько, бá[н]ка банка — бá[н’]ка банька;
– в позиции перед [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] (перед губными): и[з]бá изба — ре[з’]бá резьба;

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н’] с твердым [с], ср.: кó[н’] конь – кó[нс]кий конский, Испа[н’]ия Испания – испа[нс]кий (т.е. [н’] // [н] перед твердым). Пара ию[н’] июнь – ию´[н’с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш:’], ср: барабá[н] барабан - барабá[н’ч’]ик барабанчик, гó[н]ок гóнок – гó[н’ ш:’]ик гонщик (т.е. [н] // [н’] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м’к’]и лямки, [в’б’]ить вбить; [д’в’]ерь дверь; [с’j]ем съем; [с’т’]енá стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк’]и лямки (аналогично тря´[пк’]и тряпки, лá[фк’] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н’] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой - буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит – тесто или тест.

2) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль;

3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:

Буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ;

В конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л;

В середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .

Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква "твердый знак" никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест, а[д’jу]тант адъютант.

Функции буквы "мягкий знак" шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjý]га вьюга, бу[л’jó]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).


есто и способ образования согласных

Место образования согласного звука — признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]) и губно-зубными ([ф], [ф’], [в], [в’]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц], [л], [л’], [н], [н’]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к’], [г’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к пцубликации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного — это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды – либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш¯’], [ж], [ж¯’], [j], [х], [х’].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч’].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’].

При образовании смычных боковых [л] и [л’] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории — между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р’].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой – [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой – [ш:’ ч’]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:’] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть – о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой – по[ч’ ш:’]екой под щекой ([д] // [ч’] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:’]) произошло уподобление по всем четырем признакам – глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок – лё[х’к’]ий лёгкий, мя´[г]ок мягок – мя´[х’к’]ий мягкий, где [г] чередуется с [х’], а не с [к’] перед [к’], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т’] и [д] / [д’] между зубными, между [р] и [ч’], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

Стл: счас[т’]ье счастье – счасливый счастливый, т.е. [т’] // ;

Стн: мéс[т]о места – мéсный местный, т.е. [т] // ;

Здн: уéз[д]а уезда – уéзный уéздный, т.е.[д] // ;

Здц: уз[д]á узда – под узцы´ под уздцы, т.е. [д] // ;голлáн[д’]ец голландец – голлáнцы голландцы, т.е. [д’] // ;

Рдц: сер[д’]éчко сердечко – сéрце сердце, т.е. [д’] // ;

Рдч: сер[д’]éчко сердечко – сéрчишко сердчишко, т.е. [д’] // ;

Лнц: сó[л]нышко солнышко – сóнце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя – [маи´] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т’]ье счастье и т.д.

Слог

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В каждом слоге выделяется только один слоговой звук, составляющий ядро, вершину слога. К нему примыкают остальные звуки — неслоговые.

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам. По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые — начинающиеся с неслогового звука: [ру-кá] рука,

2) неприкрытые — начинающиеся со слогового звука: [á-ист] аист.

По конечному звуку слоги делятся на:
1) закрытые — кончающиеся на неслоговой: [бал-кóн] балкон;

2) открытые — кончающиеся на слоговой звук: [вá-зъ] ваза.

В современном языкознании существует несколько определений слога. Широкое распространение имеет определение слога как совокупности разных по степени звучности (сонорности) звуков — от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, он представляет собой вершину слога. При таком понимании слог строится по закону восходящей звучности.

Данный закон предопределяет следующие особенности слогоделения.

1. Неконечные слоги стремятся к открытости. Открытых слогов большинство: [на-ý-къ] наука, [а-па-здá-лъ] опоздала.

2. Закрытые слоги в составе слова могут появляться лишь в трех случаях:

1) в конце слова: [пла-тóк] платок, [ра- ш:’óт] расчет;

2) на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге. Сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный — к последующему: [зáм-шъ] замша, [бал-кóн] балкон;

3) на стыке [j] и любого согласного. Звук [j] отходит к предшествующему слогу, согласный — к последующему: [ваj-нá] война, [мáj-къ] майка.

Обучаясь делить слова на слоги, следует помнить, что правила не до конца отвечают языковым фактам и остаются все-таки произвольными, значимыми прежде всего в рамках конкретной теории.

В заключение отметим, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилами переноса на письме.
Сравним:
Фонетические слоги Морфемное членение Перенос слова
[ма-jóр] майор май-ор
[са-глá-снъ] со-глас-н-а со-глас-на / сог-ла-сна